Дорога как объект строительства
Главная страница » Правовая поддержка » 3. Автомобильные дороги и дорожная деятельность » Может ли автомобильная дорога, построенная путем насыпки щебня, относится к объектам движимого имущества?
Может ли автомобильная дорога, построенная путем насыпки щебня, относится к объектам движимого имущества?
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Такие же критерии отнесения вещей к недвижимому имуществу содержатся и в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). При этом, в статье также указано, что к недвижимому имуществу относятся здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Из судебной практике следует, что такой признак, как прочная связь с землей, не является единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В связи с этим вопрос об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу должен рассматриваться с учетом всех нюансов, имеющих отношения к объекту.
В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержится понятие «автомобильная дорога», как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В пункте 3.3 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» указано, что дорога автомобильная (для целей данного документа) — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей и других транспортных средств; имеет: земляное полотно, дорожную одежду, проезжую часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и обустройство дороги. И это позволяет сделать вывод, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связанное с землей, при этом нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги. Подобную позицию можно встретить и в решениях судов. Так, в частности, ВАС РФ в Определении от 08.07.2010 № ВАС-8213/10 по делу № А47-4730/2009 указал, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей. Однако, некоторые суды все же признают автомобильную дорогу движимым объектом исходя из отсутствия самостоятельного функционального назначения. Так, ВАС РФ в Определении от 23.07.2013 N ВАС-9767/13 пришел к следующему выводу: «Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение». ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.2011 по делу № А63-11904/2010 при рассмотрении вопроса об отнесении гравийной дороги к объекту недвижимости подошел к рассмотрению вопроса с точки зрения комплексного подхода. В частности суд указал, что, с одной стороны, автомобильная дорога является конструктивным элементом, состоящим из дорожного полотна (замощения). С другой стороны, суд указал, что гравий при переносе не теряет своих качеств, необходимых для дальнейшего использования. Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Кроме того, по мнению суда, в деле не было представлено доказательств, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Таким образом, при квалификации автодороги как объекта недвижимости необходимо также исходить из характера дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба.
Ответ подготовил: юрисконсульт Фадеева Светлана Геннадьевна
27 февраля 2017 года
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.
Объекты транспортного строительства: виды и этапы
Объекты транспортного строительства — это то, что мы видим с вами каждый день. Мы имеем в виду дороги, вокзалы, автобусные остановки, речные порты, железнодорожные и трамвайные пути и многое другое, непосредственно связанное с передвижением. Это объекты, построенные не только для пассажиропотока, но и грузоперевозок, поставки ресурсов: газа, нефти и т.д.
Возведение, техническое перевооружение и реконструкция любой транспортной инфраструктуры состоит из определенных этапов, но все они начинаются с планирования. Без просчетов и расчетов строительство такого масштаба в принципе невозможно. Про особенности основных транспортных объектов и их возведение вы узнаете из статьи ниже.
Суть транспортного строительства
Транспортное строительство — мероприятия, связанные с сооружением, реконструкцией и техническим переоснащением, капитальным и плановым ремонтом ж/д магистралей, вспомогательных путей, станций, авто- и аэровокзалов, речных портов и т.д. Кроме того, в категорию «Объекты транспортного строительства» попадают производственные, жилые, социальные и другие строения логистической инфраструктуры. Строительные работы в данной отрасли осуществляются на основании принципов:
- открытых и доверительных отношений с партнерами и заказчиками;
- гарантированного качества предоставляемых услуг;
- защищенности интересов заказчиков, независимо от обстоятельств.
Транспорт — это система обеспечения экономики, которая играет системообразующую роль. В некоторых секторах он выполняет еще и технологическую функцию. Во всем мире транспортное сообщение оказывает значительное влияние на уровень развития общества, обеспечивает культурные и хозяйственно-экономические связи между народами и регионами, помогает осваивать новые пространства и природные ресурсы.
Перевозки часто определяют развитие перспективных экономических направлений в регионах. В социальном плане объекты транспортного строительства обеспечивают жизнедеятельность людей и предприятий.
Типы объектов транспортного строительства
Объекты транспортного строительства и их характеристики могут классифицироваться по ряду факторов. Их разделяют по простоте и частоте использования, вариантам владения, видам транспортных средств и функциям, которые реализуются в системе логистики.
В контексте доступности инфраструктуры выделяют транспортные объекты общего и специального пользования. В первую категорию входят такие виды систем, возможность эксплуатации которых не ограничивается для любых субъектов.
Объекты транспортного строительства необщего (специального) пользования отличаются принадлежностью или отношением с органами исполнительной власти. Ими могут владеть районные администрации, частные лица или компании. При этом юридические лица осуществляют эксплуатацию дорожно-транспортных систем исключительно в своих целях или в соответствии с потребностями государства и исполнительных органов.
В категории объектов необщего пользования наиболее многочисленный сегмент содержит системы ведомств, находящиеся на балансовом учете компаний и организаций, осуществляющих обслуживание технологических и промышленных перевозок. Помимо прочего, их задачами является обеспечение подъездов к производственным объектам и линиям транспортной инфраструктуры, которые относятся к категории общего пользования.
Обычно указанные дорожно-транспортные объекты числятся на балансе промышленных или производственных предприятий. Все технологические перевозки, как и подъезды на производственные участки, проектируют на основании технических требований указанной организации (предприятия). Трассы и системы их обслуживания, находящиеся на балансе, например, министерства обороны, тоже относятся к объектам транспортной инфраструктуры необщего пользования.
Классификация объектов транспортного строительства может также осуществляться и в зависимости от того, кто выступает их собственником. Это могут быть государственные органы, федеральные, региональные, муниципальные учреждения, а также частные лица и юридические компании:
- Государственные (федеральные) объекты системы транспортного строительства находятся в собственности РФ и управляются уполномоченными органами исполнительной власти.
- Региональными и муниципальными ведают исполнительные ветви: федеральные министерства, службы и агентства разных уровней, имеющие соответствующие полномочия.
- Частные объекты транспортного строительства находятся в собственности физических лиц и предприятий. Их владельцы или уполномоченные представители осуществляют мероприятия по управлению ими и их эксплуатации.
По видам транспорта рассматриваемые объекты разделяются на морские, речные (внутренние водные объекты), ж/д, автомобильные, воздушные, системы трубопроводов.
Каждый тип объектов дорожного строительства отличается по своей функциональной направленности. В зависимости от выполняемых функций выделяют: пути сообщения, технологические и управляющие системы, здания обслуживающей инфраструктуры.
Основные объекты транспортного строительства
Все типы объектов транспортного строительства отличаются по используемым при сооружении технологиям и видам необходимых строительных работ. При прокладывании путей сообщения специалистам приходится преодолевать различные препятствия в виде водных артерий, гор, сложных ландшафтов, заболоченных участков и т.д. В связи с этим, сооружая объекты транспортного строительства, нужно строить дороги, линейные объекты, мосты, тоннели.
Автомобильные транспортные системы
Основной составляющей таких объектов выступает полотно автомагистрали, по которому передвигаются транспортные средства. Чтобы обеспечить максимальную эффективность использования дорог для автомобилей, сооружаются вспомогательные элементы, обеспечивающие обслуживание движения. Их перечень включает такие составляющие, как переходы/переезды, тротуары, специально оснащенные места для стоянки машин, СТО, заправочные и автовокзальные комплексы, предприятия общепита и т.д.
Рассредоточить многочисленные транспортные потоки помогают развязки с несколькими уровнями. На сегодняшний день автотранспорт — это наиболее распространенный вид средств перевозки во всем мире. В связи с этим проектирование и сооружение крупных узловых объектов транспортного строительства предполагает обязательную прокладку подъездных автодорог.
По своей конструкции полотно пути может отличаться в зависимости от его категории и предназначения. Основное условие, которое должно соблюдаться при его обустройстве — это обеспечение безопасного и надежного автомобильного сообщения. Кроме того, дорожное полотно должно быть прочным и рассчитанным на длительный срок эксплуатации. Разные категории автомагистралей отличаются численностью полос, наличием разделительной линии и т.д. Для обеспечения безопасности этих дорог устанавливают светофоры и знаки, наносят дорожную разметку, сооружают отбойники и т.д.
Объекты водного транспорта
К наиболее важным объектам этого вида относят речные и морские порты. Это специальные гидротехнические сооружения с наземными комплексами, обеспечивающие обслуживание судов пассажирского, торгового, военного и грузового назначения. Особенность водных объектов транспортного строительства состоит в том, что комплекс мероприятий по их сооружению осуществляется на прибрежном участке суши и на прилегающей к нему водной акватории.
Функциональное назначение портовых объектов влияет на наличие в их составе тех или иных элементов. Это могут быть гидротехнические постройки, внутренние рейды, доки, якорные стоянки, системы навигации и управления судоходством, грузовые терминалы, ж/д и автотранспортные подъездные пути, инженерные сети, складские комплексы и др.
Объекты ж/д транспорта
Транспортное строительство в железнодорожном секторе предполагает реконструкцию и сооружение новых ж/д путей для повышения пропускной способности магистралей, перевод подвижного состава на электротягу и др.
Строительные работы при обустройстве ж/д трасс и узлов чаще всего носят линейный или линейно-рассредоточенный характер. В зависимости от специфики местности (особенности геологии, гидрологии, климата, топографии и др.) для сооружения таких объектов могут применяться различные технологии.
Сейчас прокладка путей ж/д сообщения преимущественно проводится в малоосвоенных и плохо заселенных регионах, в связи с чем специалистам приходится параллельно сооружать инфраструктурные объекты и подъездные ветки. Технологии строительства в этом секторе отличаются сложностью и многоэтапностью. Наиболее тяжелым, трудоемким и продолжительным по времени является подготовительный этап, включающий инженерные разработки, обустройство местности, сооружение временных и капитальных зданий, автодорог, прокладку систем связи.
Объекты воздушного транспорта
Воздушные объекты транспортного строительства — это аэропорты, включающие целый комплекс элементов: летное поле, здания аэровокзалов, служебно-технические зоны и т.д. Основной и наиболее дорогостоящей составляющей является взлетно-посадочная полоса. Она необходима для того, что принимать воздушные суда и обеспечивать их взлет. Дополнительно на аэродромах обустраиваются рулежные полосы, зоны для стоянки самолетов, ангары, терминалы и перроны для высадки/посадки пассажиров, для обработки грузов.
Приведем некоторые особенности сооружения объектов воздушной транспортной инфраструктуры:
- масштабные размеры стройплощадки;
- неравномерный график проведения строительных работ, зависящий от климатических условий и погоды в регионе.
Этапы транспортного строительства на примере дорог
Начальным этапом сооружения или реконструкции любых объектов транспортного строительства выступают проектные работы. После этого проводятся изыскания на местности, связанные с изучением геологии, рельефа, свойств и состояния почвы, поверхностных вод, атмосферного воздуха. На основании полученных данных осуществляется планирование обустройства дорожной ветки.
Затем выполняются семь основных этапов строительных работ:
- подготовительные мероприятия, связанные с вырубкой деревьев, разборкой различных конструкций и др.;
- планировочные работы на участке строительства включают вывоз/удаление грунта, укрепление земляного полотна, обустройство насыпей и др.;
- создание новых или реконструкция имеющихся инженерных сетей, проходящих в зоне строительства;
- обустройство основания дорожного покрытия (устройство подстилающего песчаного слоя, заливка бетонного основания и формирование других уровней);
- укладка финишного асфальто- или железобетонного покрытия, слоя износа;
- благоустройство участков, расположенных вдоль дорог (нанесение дорожной разметки и установка знаков, монтаж ограждений, бордюров, ливневки, осветительных столбов и др.;
- производство мероприятий природоохранного характера (замена оконных конструкций в близлежащих жилых домах, монтаж экранов шумозащиты вдоль дорожной магистрали).
Дорожно-транспортная система входит в число наиболее важных производственных комплексов района, региона, государства. Ее задача состоит в обеспечении перемещения людей и грузов. Речные, морские, ж/д, воздушные и автомобильные артерии протянулись по всему миру. В настоящее время основной задачей транспортного строительства является сооружение новых и реконструкция имеющихся инфраструктурных объектов. Это долгосрочный и важный проект, требующий усилий профессионалов в разных отраслях.
Источник