С 1 января 2021 г. вступит в силу новый порядок проведения государственной экологической экспертизы
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 11 ноября 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2020 г. № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы» (Постановление), которое вступит в силу 1 января 2021 г.
Указанное Постановление было принято в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины») и должно заменить Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 с аналогичным предметом регулирования.
1. Органы, уполномоченные на проведение экологической экспертизы
Напомним, что объекты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) делятся на объекты федерального и регионального уровня. В отношении первой категории объектов ГЭЭ проводит Росприроднадзор и его территориальные органы, в отношении второй категории – уполномоченные органы субъектов РФ. Порядок проведения ГЭЭ в указанной части не изменится со вступлением в силу Постановления[1].
Что такое государственная экологическая экспертиза и проект ОВОС?
Уполномоченные органы образуют комиссии по каждому конкретному объекту ГЭЭ. Помимо штатных сотрудников уполномоченных органов, в состав комиссии должны входить внештатные эксперты, а число членов комиссии должно быть нечетным[2].
2. Подача документов на ГЭЭ
Одной из новелл Постановления является возможность подачи документов на ГЭЭ в электронном виде. В этом случае они должны быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также ведомственного программного ресурса[3].
3. Промежуточные сроки ГЭЭ
Постановление внесло большую определенность в порядок проведения ГЭЭ, установив для государственного органа конкретные сроки совершения отдельных действий в рамках ГЭЭ.
Так, уполномоченный орган обязан зарегистрировать материалы, представленные на ГЭЭ, в течение 1 рабочего дня, а в течение 7 рабочих дней – направить заказчику ГЭЭ уведомление о соответствии, либо несоответствии представленных материалов установленным требованиям[4].
Если на ГЭЭ представлен неполный комплект документов, в указанном уведомлении должны быть перечислены недостающие документы[5].
Уполномоченный орган обязан начать проведение ГЭЭ не позднее чем через 15 дней (а в отдельных случаях – не позднее 3-х дней) со дня ее оплаты заказчиком и приемки материалов в полном объеме. Ранее указанный срок составлял 30 дней[6].
4. Срок проведения ГЭЭ
Нововведения также затронули срок проведения экологической экспертизы: он сократился с 4 до 2 месяцев с возможностью продления данного срока на 1 месяц по заявлению заказчика ГЭЭ (если иное не предусмотрено федеральными законами)[7].
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СТРОИТЕЛЬСТВА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИИ
5. Публичная доступность информации о проводимой ГЭЭ
Порядок проведения ГЭЭ был дополнен рядом новых положений, предусматривающих необходимость размещения информации о ГЭЭ в открытых источниках.
Так, Постановление предусматривает обязанность уполномоченного органа разместить на своем официальном сайте уведомление о начале работы экспертной комиссии ГЭЭ, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии[8].
Если при проведении ГЭЭ объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ[9], заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях соответствующей экспертной комиссии[10].
Сведения о заключении ГЭЭ размещаются на официальном сайте проводившего эту экспертизу органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства РФ о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне[11].
Росприроднадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ будут обязаны вести реестр выданных заключений ГЭЭ и предоставлять содержащиеся в нем сведения[12].
Кроме того, согласно Постановлению, ответственный секретарь экспертной комиссии обязан уведомить заказчика ГЭЭ о заседаниях экспертной комиссии, включая форму, дату, время и место проведения данных заседаний[13].
Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы[14].
6. Решение экспертной комиссии
Проект сводного заключения экспертной комиссии готовится ее руководителем и ответственным секретарем. Данный проект должен быть одобрен простым большинством (ранее – квалифицированным большинством не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии[15].
Если комиссией вынесено отрицательное заключение, то оно должно содержать конкретные замечания и предложения по доработке представленных материалов[16].
При этом, согласно новому порядку, экспертная комиссия не может прийти к выводу о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности, как это допускает действующее Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698 [17].
7. Срок действия заключения ГЭЭ
Постановление установило, что сроки действия заключений ГЭЭ устанавливаются с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не могут составлять менее пяти лет[18].
При этом заключения ГЭЭ на проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, которые могут поступать в природную среду, действуют бессрочно[19].
О чем подумать, что сделать
Принятое Постановление упорядочило ряд аспектов проведения ГЭЭ. Организациям, планирующим проведение ГЭЭ, необходимо учитывать перспективу изменения правового регулирования данной процедуры, описанную в настоящем алерте.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексную юридическую поддержку компаниям по любым вопросам, связанным с проведением ГЭЭ.
[1] Пункт 1 Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением (Положение).
[2] Пункт 3 Положения.
[3] Пункт 6 Положения.
[4] Пункты 8-9 Положения.
[5] Пункт 9 Положения.
[6] Пункт 10 Положения.
[7] Пункт 12 Положения.
[8] Пункт 14 Положения.
[9] В случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта РФ и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом РФ.
[10] Пункт 17 Положения.
[11] Пункт 28 Положения.
[12] Пункт 28 Положения.
[13] Подпункт «ж» п.16 Положения.
[14] Пункт 20 Положения.
[15] Пункт 22 Положения.
[16] Пункт 23 Положения.
[17] Подпункт «б» п. 20 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698).
[18] Пункт 27 Положения.
Экологическая экспертиза объектов строительства
Через законного представителя
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.
Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», административным Регламентом.
Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
2. Требования от заявителя:
2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия
2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.4. Документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
4. Отказа заявителю:
4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
1.При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
3.С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Жалоба должна содержать:
1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
7. Требования заявителя.
8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
9. Дату составления жалобы.
Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность. Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
1. Отказа в приеме документов.
2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение должно содержать:
1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.
4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11. Информацию о действиях, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организацией, предоставляющими государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
12. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
13. Порядок обжалования решения.
14. Подпись уполномоченного должностного лица.
Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:
1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 административного Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.
2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры. При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
ИсточникЭкологическая экспертиза
Вся информация, размещенная на сайте, в том числе сведения о цене оказываемых услуг, не является публичной офертой. Условия оказания соответствующей услуги, в том числе её стоимость, определяются индивидуально на момент заключения договора, в зависимости от сложности поставленных задач и количества объектов для исследования. Уточнить стоимость можно, направив заявку на адрес электронной почты.
Цель проведения экологической экспертизы – предотвращение негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Объект экспертизы – это документы, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность.
Предмет – соответствующие требования, предъявляемые к объекту экспертизы:
- экологические требования, установленные техническими регламентами;
- экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды
Оценка влияния на окружающую среду объектов, ведущих хозяйственную или иную деятельность. Эксперт устанавливает, соответствуют ли документы, описывающие процесс и результаты деятельности данных хозяйств, существующим экологическим требованиям.
Источник