Экспертиза построенного объекта капитального строительства

Экспертиза объектов капитального строительства

Для обеспечения безопасности строительства и дальнейшей эксплуатации объектов, выполняется постоянный контроль по качеству выполнения работ всех стадий строительства и выполнению требований нормативной документации, действующей в строительстве, на объектах различного назначения. Одним из способов контроля является экспертиза объектов капитального строительства.

Экспертиза проекта

Первоочередной проводится экспертиза проектно-сметной документации. Эксперты-проектировщики проверяют качество разработанного проекта, его соответствие требованиям федерального и местного строительного законодательства, в частности, норм ГОСТ и СНиП, изучают технические решения, реализованные в проекте. На стадии проектной экспертизы выявляются допущенные проектные ошибки и подвергаются корректировке. К строителям переходит уже проверенный и исправленный комплект рабочей документации.

Надзор во время строительства

По мере выполнения конструкций сооружения специалисты строительного надзора постоянно выполняют проверку проведения строительных работ, осуществляют входной контроль поступающих на объект материалов и строительных конструкций.

Экспертиза проектной документации

Экспертиза завершенного строительства

Несмотря на все принимаемые меры, брак, недоделки и дефекты все же могут остаться даже на стадии сдачи объекта. В случае если между заказчиком и подрядчиком возникают споры, для их решения назначают экспертизу.

Экспертиза объектов капитального строительства

В ее рамках может проводится повторная проверка проектно-сметной документации и визуально — инструментальное исследование возведенного объекта. Представители экспертной организации проводят обследование всех строительных конструкций, от фундамента до кровли. По мере необходимости, эксперты берут пробы бетона для проведения его испытания в аттестованной лаборатории. По ходу проведения экспертизы объекта проводится не только проверка качества выполненных работ и их соответствие проектной документации, но и могут быть выявления несоответствия заявленной смете и выявления перерасхода, которые понес заказчик при возведении строительного объекта.

Кто проводит экспертизу

Экспертиза объектов капитального строительства может быть проведена представителями государственных органов власти или независимыми экспертными организациями, которые имеют все необходимые сертификаты и, конечно, допуск СРО. Надо отметить, что заключение выданное частной организацией имеет одинаковую юридическую силу с документом, выданным представителями власти. Кроме того, экспертное заключение может быть рассмотрено в суде и принято в качестве доказательства, предоставленного одной из сторон процесса.

Источник

Негосударственная экспертиза проектной документации

Негосударственная экспертиза проектной документации

Споры в области строительства. Судебная экспертиза по строительным спорам

Исходя из введённых Вами данных требуется дополнительная информация. Просьба перейти на следующий шаг и ввести информацию для связи, чтобы мы смогли предоставить Вам более точный расчёт стоимости.

* Обращаем Ваше внимание, что все объекты строительства являются уникальными и расчет точной стоимости оказания услуги требует времени. Если возникнут дополнительные вопросы, наши сотрудники свяжутся с Вами для уточнения информации и в ближайшее время на указанный Вами адрес электронной почты будет выслано коммерческое предложение.

Большое спасибо за Ваши ответы!
Наш специалист свяжется с Вами в течении 8-x рабочих часов.

Экспертиза проектной документации является обязательной процедурой в строительстве, установленной ч.1 ст.38 ТРБЗиС 1 : «Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в целях:

  1. удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий требованиям настоящего Федерального закона (ТРБЗиС);
  2. удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона (ТРБЗиС) перед началом строительства здания или сооружения…».

Цели и порядок проведения экспертизы проектной документации основаны на целях и порядке обязательного подтверждения соответствия, установленных законом о техническом регулировании 2

В отношении материалов ПИР ст.39 ТРБЗиС устанавливает два вида обязательного подтверждения соответствии:

  1. заявление о соответствии проектной документации требованиям Технического регламента безопасности зданий и сооружений (декларация соответствия);
  2. государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации (заключение экспертизы).

ГрК РФ устанавливает виды объектов капитального строительства, в отношение которых с 01.04.2012 экспертиза проектной документации и материалов инженерных изысканий может производиться негосударственными экспертным организациями с выдачей заключения, достаточного для получения разрешения на строительство. Последние изменения внесенные в ГрК РФ существенно сократили объем объектов капитального строительства, для которых достаточно заключения негосударственной экспертизы ПИР, за счет введения положения о том, что любые объекты капитального строительства, по которым требуется подтверждение сметной стоимости, подлежат государственной экспертизе проектной документации.

Порядок проведения экспертизы проектной документации в государственных экспертных учреждениях установлен постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145 3 . Процедура прохождения экспертизы в государственном учреждении состоит из трех этапов: приемка документов; проверка документов и подготовка договора; экспертиза проектной документации. Государственная экспертиза может решение об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы, исходя из следующего:

а) государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы;

б) документы представлены с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «к» и «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»,

Читайте также:  Организация осуществляющая строительство объекта является

или отказать в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, если:

а) в проектной документации отсутствуют разделы, предусмотренные частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) имеет место несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) имеет место несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

г) представлены не все документы, указанные в пунктах 13 — 16 настоящего Положения (пост. №145), необходимые для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на государственную экспертизу после государственной экспертизы результатов инженерных изысканий);

д) подготовка проектной документации, представленной на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

е) результаты инженерных изысканий, направленные на государственную экспертизу, выполнены лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время ГЭУ не обязано предоставлять дополнительное время на устранение недостатков, не требующих передачи представленной ПД и РИИ.

ГЭУ приступает к проведению экспертизы после заключения договора, который заключается при отсутствии оснований для оставления без рассмотрения документов, или отказать в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и после подтверждения оплаты за проведение экспертизы. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:

а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;

в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

По инициативе заявителя срок производства экспертизы может быть увеличен не 30 дней.

По итогам экспертизы даётся положительное или отрицательное заключение в соответствии с Приказ Минстроя России от 08.06.2018 №341/пр 4 (взамен приказа Минстроя РФ от 9 декабря 2015 г. №887/пр 5 «Об утверждении требований к

составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной

документации и (или) результатов инженерных изысканий» Плата за проведение повторной экспертизы взимается в размере 30%, кроме тех случаев, когда в результате внесения изменений, оказывающих влияние на оценки других параметров, возникает необходимость проведения в рамках повторной экспертизы полной экспертизы ПД и РИИ.

После введения последних изменений, связанные с изменениями, внесенными в ГрК РФ, процедура экспертизы стала жестче. У заявителя стало гораздо меньше возможностей внести необходимые правки в ходе экспертизы проектной документации.

В связи с вышесказанным возникает необходимость предподготовки документации, подлежащей передачи ГЭУ для прохождения экспертизы, которую можно осуществить в нашей организации за умеренную плату. Такая подготовка, во-первых, позволит сдать документацию на экспертизу с первого раза, а, во-вторых, позволит в комфортных условиях внести все необходимые правки в ПД и РИИ. Имеется возможность заключения договора на дополнительное сопровождение ПД в госэкспертизе.

В соответствии с ч.2 ст.49 ГрК РФ: «Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  1. объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
  2. жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  3. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  4. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  5. буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр».
Читайте также:  Как определить опасный и технически сложный объект строительства

В соответствии с ч.3.4 ст.49 ГрК РФ: «Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:

  1. объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса;
  2. объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
  3. объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);
  4. объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
  5. объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов».

Экспертиза ПД и РИИ по остальным объектам капитального строительства может проводиться в негосударственных экспертных организациях.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года №272 6 требует, чтобы негосударственные экспертные организации проводили экспертизу ПД и РИИ в соответствии с постановлением Правительства РФ №145 только в части именно экспертизы. Остальные вопросы регулируются договором.

Проведение экспертизы ПД и РИИ в негосударственных экспертных организациях имеет свои преимущества.

Наша организация может принимать на экспертизу документации практически любой комплектации с последующим доведением состава документации до необходимого уровня. При значительных недостатках по содержанию. Может быть предложено заключение договора на консультационные услуги, в связи с доведением состава проекта до установленных требований.

В процессе подготовки проектной документации до уровня готовности документации для проведения экспертизы наши эксперты направляют действия проектировщиков квалифицированными замечаниями наших специалистов.

При заключении договора на экспертизу ПД и РИИ практически гарантируется получение положительного заключения экспертизы при условии, что заявителем будут внесены все необходимые изменения проектных решений по всем замечаниям наших специалистов.

1 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

2 Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании

3 Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 22.10.2018) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

4 Приказ Минстроя России от 08.06.2018 N 341/пр «Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

5 Приказ Минстроя России от 9 декабря 2015 г. N 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

6 Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»

Источник

Строительная экспертиза: назначение, проведение и результаты работ

Строительно-техническая экспертиза (или попросту «строительная экспертиза») представляет собой комплексное исследование, заключающееся в обследовании объекта экспертизы, изучении имеющихся материалов, выявлении технически- и юридически значимых фактов, их сопоставлении с требованиями нормативных, нормативно-технических и методических документов, анализе и преставлении выводов для заказчика экспертизы или суда.

Строительно-технические экспертизы производятся высококвалифицированными компетентными специалистами — строителями, имеющими высшее специальное образование, квалификацию и опыт работы, как правило, более 10 лет или государственными экспертами-строителями (законодательно требований к стажу эксперта-строителя не предъявляется).

Виды экспертиз

Действующее законодательство в равной степени относится как к государственным, так и негосударственным экспертам. Условно все экспертизы можно разделить на две группы:

А) Независимая строительно-техническая экспертиза (заключение специалиста);
Б) Судебная строительно-техническая экспертиза.

Судебная строительно-техническая экспертиза назначается как по уголовным, так и по гражданским делам. Инициировать проведение строительно-технической экспертизы со статусом «судебная» может:

суд общей юрисдикции;
арбитражный суд;
следователи.

Проведение независимой строительно-технической экспертизы может инициировать любое юридическое или физическое лицо.

Нормативная основа. Правовыми актами, регламентирующими назначение и состав работ по строительно-технической экспертизе являются:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 25.9., 29.4.;

Административный процессуальный кодекс РФ, статьи 82, 83, 84, 85, 86, 87;
Гражданский процессуальный кодекс РФ, статьи 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87;
Уголовный процессуальный кодекс РФ, статьи 195, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 204, 205, 206, 207;
Арбитражный процессуальный кодекс РФ, статьи 82, 83, 84, 85;
Гражданский процессуальный кодекс РФ, статьи 79 и др.;
Постановление от 4 апреля 2014 г. № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»;
Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации».

Состав и методику проведения строительно-технической экспертизы, а также судебной экспертизы регламентируют следующие нормативные документы:

СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»;
ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.

Читайте также:  Разрешение на строительство особо опасных технически сложных объектов

Фактические основания для проведения . Строительно-техническая экспертиза проводится, в основном, в следующих случаях:

При необходимости зафиксировать документально техническое состояние зданий, износ сооружений, строительных конструкций, внутренних инженерных сетей и оборудования, наружных инженерных сетей;

При необходимости установить и зафиксировать качество выполненных (выполняемых) строительно-монтажных, изоляционных и отделочных работ;

При необходимости определить физический износ здания, сооружения строительных конструкций, внутренних инженерных сетей и оборудования, наружных инженерных сетей и зафиксировать его величину;

При необходимости определить и зафиксировать качество выполненных (выполняемых) работ по разработке проектной и рабочей документации;

При необходимости зафиксировать объем и определить стоимость выполненных, невыполненных, некачественно выполненных (выполняемых) строительно-монтажных, изоляционных, отделочных, а также проектных работ;

При необходимости определить степень, объем и стоимость причиненного ущерба при пожарах, заливах, стихийных бедствиях и пр.;

При необходимости выполнения рецензий на заключения и отчеты прочих организаций и лиц;

При сносе здания и т.д.

Направления строительно-технической экспертизы

Из указанных выше оснований вытекают основные направления строительно-технической экспертизы:

Промышленное строительство (промышленные здания и сооружения) в различных отраслях промышленности, включая объекты транспорта;

Гражданское строительство (жилые и общественные здания и их отдельные элементы);

Сельскохозяйственное строительство (объекты агропромышленного комплекса),

  1. Отдельные работы или отдельные виды работ при строительстве зданий и сооружений;
  2. Технология строительного производства;
  3. Ценообразование в строительстве;
  4. Вопросы проектирования – качество проектной и рабочей документации;
  5. Вопросы эксплуатации и ремонта всех перечисленных объектов и коммунальной инфраструктуры и вопросы ЖКХ. Аварии и аварийные ситуации;
  6. Землеустройство. Несмотря на то, что большая часть землеустроительных вопросов выделяются в отдельный вид экспертиз — землеустроительную экспертизу, все объекты капитального строительства неразрывно связаны с землёй.
  7. Техника безопасности в строительстве или выполнении отдельного вида работ (в том числе несчастные случаи);
  8. Строительный/технический надзор за строительством;
  9. Рецензирование заключений сторонних экспертных организаций

Основные объекты строительно-технической экспертизы

Объекты капитального строительства – отдельные здания (их отдельные элементы), сооружения, линейные объекты, а также их совокупность (группы зданий, комплексы, учреждения и т.д.), независимо от их ведомственной принадлежности;

Части объектов капитального строительства (части зданий и сооружений, отдельные этажи, помещения, квартиры, офисы и т.д.);

Внутренние или наружные инженерные системы (водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение, электроснабжение, сети связи), а также элементы этих систем;
Эксплуатационные свойства объекта;
Строительные материалы и изделия;
Оборудование и технологические процессы применительно к размещению в зданиях;
Земельные участки и объекты недвижимость;
Договоры на выполнение проектных работ и строительно-монтажных работ;
Техническая документация на строительство зданий и сооружений (внестадийная документация, проектная документация, рабочая документация);
Исполнительная документация на строительство объектов;
Безопасность проведения строительных и монтажных работ;
Различного рода аварии;
Инвестиционный проект или его часть;
Исходно-разрешительная документация;
Сметы.

Этапы проведения строительно-технической экспертизы

получение оснований для проведения экспертизы;
подготовка к проведению экспертизы;
предварительная (визуальная) экспертиза;
детальная (инструментальная) экспертиза.

Последовательность действий и состав работ на каждом этапе включают:

Получение оснований для проведения экспертизы:

  1. Основанием является:

постановления суда (или иного уполномоченного лица) о проведении экспертизы (при рассмотрении уголовных дел);

определение суда о проведении экспертизы (при рассмотрении гражданских дел);

договор на проведение экспертизы.

Подготовительные работы:

ознакомление с объектом экспертизы, его объемно-планировочным и конструктивным решением, характеристиками инженерных сетей материалами инженерно-геологических изысканий:

подбор и анализ проектно-технической документации (при ее наличии);

анализ договорной документации;

составление программы работ (при необходимости).

Предварительная (визуальная) экспертиза:

сплошная визуальная экспертиза конструкций зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования с целью выявления износа, дефектов, повреждений и прочих нарушений требований нормативно-правовой документации по внешним признакам с необходимыми замерами и фиксацией.

Детальная (инструментальная) экспертиза:

Состав детальной (инструментальной) экспертизы зависит от поставленных задач, но в общем случае может в себя включать:

работы по обмерам и замерам необходимых параметров зданий, конструкций, элементов и узлов, а также показаний инженерных сетей и оборудования, в том числе с применением геодезических приборов;

инструментальное определение параметров дефектов и повреждений;

определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов;

измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении;

определение фактических эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания;

определение фактических нагрузок действующих на инженерные сети и оборудование;

определение фактической расчетной схемы здания и его отдельных конструкций;

определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки;

определение расчетных нагрузок в инженерных сетях и оборудовании;

расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;

расчет фактических эксплуатационных нагрузок в инженерных сетях и оборудовании;

камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов;

определение объема фактически выполненных работ;

определение объема некачественно выполненных работ;

определение стоимости выполненных (не выполненных) работ;

анализ причин появления дефектов, повреждений и недостатков;

составление итогового документа с выводами по результатам обследования;

разработка рекомендаций по устранению выявленных дефектов, повреждений и недостатков и пр.

Материал подготовлен сотрудниками:
Института судебных экспертиз и криминалистики

Источник
Рейтинг
Загрузка ...