Электронный аукцион — один из самых распространенных видов торгов, проводящихся в соответствии с Федеральным законом №44. Для того, чтобы не упустить выгодного контракта, важно знать, в какие сроки должны осуществляться те или иные действия. Все они регламентируются различными статьями Федерального закона №44, однако найти нужную информацию порой бывает не так просто.
1. Подача заявки на участие в аукционе
Срок, в течение которого подается заявка на участие в аукционе, устанавливается заказчиком или уполномоченным органом. Однако при этом не должны быть ущемлены права потенциальных участников, ведь для того чтобы оценить свои возможности и качественно подготовить заявку нужно время.
Законом устанавливаются минимальные сроки, в течение которых документация и извещение должны «провисеть» на сейте. Для аукционов с начальной ценой, не превышающей 3 миллиона рублей, это 7 календарных дней. А для «крупных» аукционов с начальной ценой более 3 миллионов — 15 календарных дней. Максимальный срок законом не установлен и определяется исключительно заказчиком на его усмотрение.
44-ФЗ | Электронный аукцион по новым правилам с 01.01.2022
К слову, минимально установленного времени потенциальному участнику хватит не только на то, чтобы составить и подать заявку, но и в случае необходимости пройти аккредитацию на той или иной площадке. Читать подробнее
2. Подача запроса на разъяснение аукционной документации
Нередко у потенциальных участников аукциона возникают вопросы к тем или иным пунктам документации. В этом случае не стоит торопиться с заявкой — лучше направить запрос и получить от заказчика разъяснения.
Сделать это можно не позднее, чем за 3 календарных дня до того момента, как заканчивается прием заявок. Ответ должен быть опубликован заказчиком не позднее, чем через 2 календарных дня после получения вопроса. Читать подробнее
3. Рассмотрение первых частей заявок
После того, как время, отведенное на подучу заявок, истекло, наступает следующий этап аукциона — рассмотрение их первых частей. Срок, отведенный на это, указывается заказчиком в извещении, однако он не может длиться дольше 7 календарных дней. А вот минимальный срок законом не установлен — заказчик может брать для себя куда меньший интервал времени, все зависит от того насколько он торопится и как комиссия оценивает свою работоспособность. Читать подробнее
4. Проведение аукциона
Участники, первые части заявок которых признаны соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, допускается к процедуре аукциона. Она проходит в ближайший рабочий день по истечении двух суток с момента окончания оценки первых частей заявок.
Например, срок рассмотрения первых частей заявок закончился 12 августа 2016 года. Тогда аукцион будет проходить 15 августа. Если аналогичный срок истек 18 августа, то аукцион будет проходить 22 августа.
Точное время проведения аукциона определяется оператором электронной площадки. После того, как аукцион состоялся, он же публикует соответствующий протокол, в котором будут отражены его итоги и ход. На это законом отводится не более часа.
Сроки проведения электронного аукциона
5. Рассмотрение вторых частей заявок
Срок, который комиссия отводит себе на рассмотрение вторых частей заявок, устанавливается в извещении и документации — это один из обязательных пунктов, которые они должны содержать. При этом он, в соответствии с требованиям Федерального закона №44, не должен быть больше, чем 3 рабочих дня. Читать подробнее
6. Направление проекта контракта победителю аукциона
После того, как победитель аукциона определен и прокол рассмотрения вторых частей заявок опубликован заказчиком, наступает следующий этап, связанный с заключением контракта. Его начало — это направление проекта контракта.
Сделать это должен заказчик, в течение 5 календарных дней с момента публикации итогового протокола. Закон не запрещает направить проект раньше. Читать подробнее
7. Подписание контракта победителем аукциона
После того, как опубликован проект контракта победитель аукциона рассматривает его. Если замечаний по содержанию нет, то он подписывается в течение 5 календарных дней с момента публикации. В противном случае победителем оформляется протокол разногласий.
Окончательно контракт считается заключенным после того, как его подписывает заказчик. Однако сделать это раньше, чем через 10 дней после публикации итогового протокола он не может. Читать подробнее
Вся информация о сроках, которые отводятся на осуществление того или иного этапа и статьи Федерального закона №44 , их регламентирующие, представлена в таблице.
Этап закупочной процедуры
Регламентированные сроки
Основание
Публикация документации, а также извещения для изучения участниками
Когда НМЦК менее 3 миллионов рублей, извещение должно быть размещено не позднее, чем за неделю до момента конца подачи предложений. Если НМЦК больше 3 миллионов, то этот срок увеличивается до 15 суток.
Статья 63 части 2 и 3
Подача потенциальными поставщиками запросов разъяснения отдельных пунктов документации
Минимум за три дня до финиширования приема заявок
Статья 65 часть 4
Предоставление разъяснений поставщикам в соответствии с их запросами
Ответ должен быть размещен в двухдневный срок с момента получения требования
Статья 65 часть 4
Корректировка аукционной документации
Максимум за 2 суток до финиша срока предоставления предложений. Время подачи предложений при этом продлевается так, чтобы оно оказалось не менее 7 или 15 дней в зависимости от начальной стоимости договора
Статья 63 часть 6
Минимум за 5 суток до момента финиша подачи предложений
Статья 36 часть 1
Формирование протокола оценки первых частей заявок
В заранее установленный срок рассмотрения первых частей заявок.
Статья 67 часть 7
Спустя 2 суток после выставления протокола оценки первых частей
Статья 68 часть 3
Оценка вторых частей предложений участников
На протяжении трех суток с даты проведения торгов
Статья 69 часть 5
Публикация итогового протокола
Не позднее суток со дня оформления протокола
Статья 69 часть 8
Отправка победившему участнику проекта договора
В течение 5 суток с подписания решающего протокола
Статья 70 часть 2
Подписание договора победившим участником и передача им обеспечения
В течение пяти суток с момента размещения договора заказчиком
Статья 70 часть 3
Подписание договора заказчиком
В течение 3 суток с подписания поставщиком
Статья 70 часть 7
Когда победитель не согласен с каким-либо пунктом договора, он формирует протокол разногласий
В течение 5 дней с даты публикации заказчиком проекта договора
Статья 70 часть 4
Оценка организатором протокола разногласий и внесение коррективов в договор
Источник: goszakupkirf.ru
Электронный аукцион на строительство сроки
Статья 49. Проведение электронного аукциона
1. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» — «п» пункта 1, подпунктами «а» — «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
2. Участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
3. Подача ценовых предложений проводится в следующем порядке:
1) подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее — «шаг аукциона»);
2) не допускается подача участником закупки ценового предложения:
б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;
в) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах «шага аукциона»;
г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки;
3) допускается подача ценового предложения независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей части;
4) оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается;
5) время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений;
6) не позднее десяти минут с момента окончания времени приема ценовых предложений, предусмотренного пунктом 5 настоящей части, участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений, предусмотренное пунктом 5 настоящей части. Ценовое предложение участника закупки должно соответствовать требованиям подпунктов «а», «б» и «г» пункта 2 настоящей части и может быть подано независимо от «шага аукциона»;
7) оператор электронной площадки указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках закупки, а также оставшееся время приема ценовых предложений;
8) в случае, если участником закупки не подано ценовое предложение, минимальным ценовым предложением такого участника закупки признается начальная (максимальная) цена контракта либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
9) в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью, с учетом следующих особенностей:
а) по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цены контракта;
б) участники закупки вправе подать ценовые предложения, предусматривающие увеличение ценового предложения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта;
в) процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах «шага аукциона», составляющего до пяти миллионов рублей;
г) не допускается подача ценового предложения, размер которого превышает сто миллионов рублей.
4. Не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:
1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;
2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:
а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;
б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 настоящей статьи), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;
в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) размещает протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, в единой информационной системе и на электронной площадке;
4) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
5. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 — 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
6. Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:
1) в единой информационной системе и на электронной площадке — протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в единой информационной системе — информацию, указанную в подпунктах «а» и «е» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, заявки которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не размещается на официальном сайте.
7. Участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подачи ценовых предложений в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником закупки. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления такого запроса, оператор электронной площадки направляет с использованием электронной площадки участнику закупки соответствующие разъяснения.
8. Направление (при необходимости) участником закупки, принимавшим участие в закупке, запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки такого участника закупки, и направление такому участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона.
9. Если электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных частями 2, 5 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Источник: legalacts.ru
В каком порядке провести электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
Электронный аукцион обязательно проводить только в случаях, когда нужно закупить товары, работы или услуги из перечня, утвержденного Правительством РФ или высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ. Для закупки любой другой продукции, если при выборе поставщика вас интересует только цена, вы также можете провести электронный аукцион.
Для этого надо подготовить документацию, сформировать извещение и разместить их в ЕИС. Электронная площадка примет заявки и проведет аукцион в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ. В установленных случаях комиссия заказчика перед проведением аукциона рассмотрит первые части заявок. Выиграет тот участник, кто предложит меньшую цену. Если вторая часть заявки победителя соответствует требованиям документации, с ним заключают контракт в форме электронного документа.
- В каких случаях нужно проводить электронный аукцион
Проводить электронный аукцион нужно, если необходимые вам товар, работа или услуга входят в утвержденный на федеральном или региональном уровне специальный аукционный перечень. Но вы вправе использовать данный способ определения поставщика и для закупки другой продукции. В Законе N 44-ФЗ ограничений для этого нет (ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
В некоторых случаях проводить электронный аукцион рискованно. Например, закупку услуг ОСАГО таким способом контролирующие органы могут признать нарушением Закона N 44-ФЗ. Однако Минэкономразвития России и ФАС России считают допустимым использовать его при закупке этих услуг ОСАГО (Письма от 10.04.2017 N Д28и-2007, от 01.12.2014 N АД/48891/14).
Такая форма торгов, как открытый аукцион, в Законе N 44-ФЗ не упоминается. Это устаревший термин из утратившего силу Закона N 94-ФЗ. Открытым бывает только конкурс в электронной форме. По сути своей электронный аукцион, порядок проведения которого мы описываем в настоящем материале, является открытым аукционом, так как информация о нем сообщается неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст.
59 Закона N 44-ФЗ).
1.1. Перечень продукции, которую можно купить только через электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
Такой Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р. В некоторых субъектах РФ утверждены дополнительные региональные аукционные перечни. В них включаются товары, работы и услуги, которые можно подробно и точно описать, и для определения победителя достаточно одного критерия — цены.
Если вы проводите закупку для нужд субъекта или муниципалитета, проверьте, утвержден ли в вашем субъекте дополнительный перечень. Если работы (услуги) или товары отсутствуют в федеральном перечне, но есть в региональном, вы должны проводить электронный аукцион (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: если в предмет закупки включены и товары (работы, услуги) из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, и те, которых в нем нет, нужно проводить электронный аукцион (Письмо ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Однако продукцию из аукционных перечней можно закупить путем проведения электронных запроса котировок, запроса предложений, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или закупки у единственного поставщика, если такая возможность предусмотрена законом (ч. 2 ст. 59, п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, примечание 1 к Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р).
Например, вы можете провести запрос котировок в электронной форме на закупку услуг по общей уборке зданий, если НМЦК не превышает 3 млн руб. и вы не выбрали годовой лимит таких закупок (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Если вы не уверены, подпадает ли продукция под аукционный перечень, проводите электронный аукцион. В этом случае вас точно не оштрафуют по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и ФАС не выдаст предписание об аннулировании результатов определения поставщика.
- Какую документацию подготовить для проведения электронного аукциона
Чтобы соблюсти все требования Закона к содержанию документации, давайте условно разделим ее на следующие четыре части:
- информационная карта электронного аукциона с описанием конкретных условий закупки и требований к участникам;
- инструкция участнику по заполнению заявки;
- проект контракта;
- техническое задание, содержащее всю информацию о необходимом вам товаре, работе или услуге.
Дополнительно для решения организационных вопросов можно составить приказ о проведении электронного аукциона.
2.1. Информационная карта электронного аукциона
Данный раздел документации можно назвать и по-другому, требований к названию в Законе не установлено. Однако такой способ изложения информации в аукционной документации поможет не потерять данные и соблюсти требования Закона к ее содержанию.
Укажите в информационной карте обязательные для документации сведения, в том числе те, которые вы в последующем укажете в извещении о проведении аукциона (ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ):
- контактную информацию о заказчике, организаторе, специализированной организации (п. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- способ определения поставщика — электронный аукцион (п. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- адрес электронной площадки (п. 1 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ);
- начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- бюджет, из которого финансируется закупка (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- идентификационный код закупки. Дополнительно укажите пункт ст. 15 Закона N 44-ФЗ, на основании которого проводите аукцион, если закупка осуществляется за счет бюджетных средств на капвложения в объекты госсобственности (п. 3 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- информацию о том, что закупка осуществляется в соответствии с Законом N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», если вы проводите такую закупку (п. 11 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- размер обеспечения заявки и порядок его внесения (п. 7 ст. 42, п. 4 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ);
- сведения о предмете и условиях контракта (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Данные сведения в информационной карте можно указать кратко, подробно опишете их в техническом задании и проекте контракта;
- валюту цены контракта и порядок применения курса рубля, если валюта иностранная (п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- требования к участникам закупки (ч. 3 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- указание на то, что закупка проводится только среди СМП и СОНО, если вы установили такое ограничение (п. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- сроки подачи заявок (п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- даты проведения аукциона и рассмотрения заявок (п. п. 4 — 5 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- требования к содержанию и составу заявки, перечисленные в ч. 3 — 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Учтите: нельзя требовать от участника представить конкретные показатели товара, соответствующие положениям документации, а также указать товарный знак (при наличии), если (Письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20):
- товар не передается вам по товарной накладной или акту передачи;
- вы не принимаете его к бухгалтерскому учету согласно Закону о бухгалтерском учете;
- товаром являются строительные, расходные материалы, необходимые для выполнения работ (оказания услуг);
- порядок и сроки предоставления участникам разъяснений положений документации (п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- сведения об обеспечении исполнения контракта (п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- сроки заключения контракта и условия признания участника уклонившимся от заключения, контактные данные сотрудников заказчика, ответственных за контракт (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);
- сведения о банковском сопровождении контракта (п. 8 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Указываются, если в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ должно осуществляться такое сопровождение;
- сведения о преимуществах участникам — организациям УИС, организациям инвалидов (п. 9 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- информацию об ограничении допуска иностранной продукции (п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- информацию о возможности изменения условий контракта (п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Данную возможность заказчик предусматривает по желанию. Например, возможность снизить цену контракта без изменения количества и качества товара или изменить в пределах 10%, но в пределах НМЦК цену контракта и соответственно количество товара (ч. 18 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Данную возможность заказчик предусматривает по желанию. Предусмотрите такую возможность, это позволит сократить издержки при работе с недобросовестным поставщиком;
- начальную цену единицы товара (работы, услуги), а также начальную сумму цен этих единиц и максимальное значение цены контракта, порядок оплаты и указание на то, что оплата осуществляется по цене единицы исходя из исполненного объема контракта, но не больше максимального значения цены контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Установите данное условие, если заранее невозможно определить количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг) (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В случаях, определенных Правительством РФ, укажите ориентировочное значение цены контракта или формулу цены и максимальное значение цены контракта.
Если невозможно определить количество товара, объем работ (услуг), то при осуществлении закупки учтите следующее:
- контракт должен содержать порядок определения количества товара, объема работ (услуг) на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, вместо НМЦК применяется максимальное значение цены контракта. Например, оно потребуется для расчета размера обеспечения заявки, исполнения контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
- сведения об обеспечении гарантийных обязательств, если к таким обязательствам установлены требования по ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ и вы решили воспользоваться правом установить требование об обеспечении гарантийных обязательств (ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
- размер аванса, если предусмотрена его выплата (п. 12 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
2.1.1. Обеспечение заявки на участие в аукционе
Обязательно установите требования об обеспечении заявок при НМЦК от 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439). Вы вправе установить такое требование и при НМЦК, не превышающей 1 млн руб. Этот вывод следует из анализа ч. 1 ст.
44 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 30.10.2018 N 24-01-07/77857 и п. 3.1 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718.
Укажите в информационной карте, что участник перечисляет денежные средства в качестве обеспечения заявки на свой специальный счет в банке из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
При подаче заявки участником банк по требованию площадки заблокирует денежные средства в размере обеспечения (ч. 11 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). В последующем, если такой участник не представит вовремя надлежащее обеспечение исполнения контракта, будет уклоняться или откажется заключить контракт, площадка перечислит обеспечение заявки такого участника на ваш счет (ч. 15 ст.
44 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, участник вправе предоставить обеспечение заявки в виде банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим установите в документации условия такой гарантии. Они должны соответствовать положениям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок (ч.
3, 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Размер обеспечения заявки на участие в аукционе укажите в зависимости от НМЦК. При НМЦК до 20 млн руб. установите обеспечение от 0,5% до 1% такой цены. Если НМЦК больше 20 млн руб., установите обеспечение в пределах от 0,5% до 5% от начальной цены.
Однако, если вы проводите аукцион с предоставлением преимуществ организациям инвалидов и УИС и НМЦК больше 20 млн руб., размер обеспечения заявок не может превышать 2% от НМЦК (ч. 16, 17 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
2.1.2. Какие установить дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе
Если НМЦК не больше 300 млн руб. (либо не больше 2 млрд руб. при закупке строительных работ, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ), установите дату окончания срока подачи заявок не раньше чем через семь дней со дня, когда вы разместите документацию и извещение об аукционе в ЕИС (ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).
В остальных случаях установите дату окончания срока подачи заявок не раньше чем через 15 дней (ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ). Время окончания подачи заявок в указанную дату можете предусмотреть любое.
Участник может подать заявку в любое время с момента размещения извещения об аукционе в ЕИС до времени окончания подачи заявок, которое вы указали в извещении и документации (ч. 7 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Окончание срока подачи заявок на участие в аукционе в нерабочий день не запрещено нормами Закона N 44-ФЗ. Однако, как показывает практика, контрольный орган и суд могут признать установление такого срока фактическим сокращением срока подачи заявок и ограничением конкуренции (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 N 09АП-34456/2019). В связи с этим рекомендуем не устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий (выходной или праздничный) день.
2.1.3. Как установить сроки проведения электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
Для начала установите дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Если НМЦК больше 300 млн руб. (либо больше 2 млрд руб. при закупке строительных работ, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ), то на такое рассмотрение у вас есть до трех рабочих дней со дня окончания подачи заявок.
Если НМЦК не превышает 300 млн руб. (либо не больше 2 млрд руб. при закупке указанных строительных работ), то рассмотреть заявки надо не позже следующего рабочего дня после окончания срока подачи заявок (ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
По мнению Минфина России, дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок не надо указывать, если в документацию об электронном аукционе в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация.
Затем установите дату проведения аукциона. Такой датой будет следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Время проведения аукциона вам будет назначено на электронной площадке, указывать время в документации не обязательно.
Учтите: когда документация о закупке включает проектную документацию, аукцион начнется через четыре часа после окончания срока подачи заявок, даже если этот момент приходится на нерабочий день (ч. 2, 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421). Вместе с тем рекомендуем не устанавливать дату окончания срока подачи заявок на нерабочий день.
Учитывайте время, необходимое на рассмотрение первых частей заявок. Например, если вы проводите аукцион на работы или услуги без использования товара, то первая часть заявки будет содержать только согласие на исполнение контракта, и на рассмотрение такого согласия не понадобится много времени.
2.1.4. Какие требования установить к участникам аукциона
Укажите в информационной карте основные требования, которые предъявляются к участникам аукциона всегда, вне зависимости от предмета контракта или размера НМЦК. Данные требования перечислены в п. п. 3, 4, 5, 7, 7.1, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Просто скопируйте их из текста Закона в информационную карту.
Укажите дополнительные требования, которые предъявляются в зависимости от предмета аукциона, размера НМЦК или по желанию заказчика:
- участник закупки является членом СРО или имеет лицензию на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара либо на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Данное требование предъявляется, только если исполнение контракта требует наличия такой лицензии или членства в СРО (дополнительно см. статью «Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки»);
- участник обладает правами на интеллектуальную собственность, которую хотите приобрести (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);
- участник закупки (в том числе лица, указанные в п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ) отсутствует в РНП (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Данное требование предъявляется по вашему усмотрению, но советуем его устанавливать. Это позволит отсеять недобросовестных поставщиков;
- участник закупки — СМП или СОНО (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Предъявляйте данное требование, когда проводите закупку среди СМП и СОНО;
- участник закупки соответствует дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ. Предъявляйте такие требования, когда проводите аукцион на закупку товаров, работ или услуг из Приложения N 1 к Постановлению N 99 (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Например, для проведения аукциона на выполнение работ по строительству некапитальных объектов, благоустройству территорий с НМЦК для федеральных нужд от 10 млн руб. (для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд — от 5 млн руб.) нужно установить требование о наличии у участника за последние пять лет до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного аналогичного контракта (договора) (заключенного по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ) или одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства, в том числе линейного объекта. Сумма такого контракта (договора) должна быть не менее 20% от НМЦК (позиция 2(2) Приложения N 1 к Постановлению N 99).
Обратите внимание: нельзя требовать подачи во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие доптребованиям согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так как участник представит их оператору электронной площадки, а тот рассмотрит вопрос об их размещении в реестре участников (ч. 12, 13 ст. 24.2, ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
2.2. Как составить инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе
Инструкцию составьте в свободной форме, подробно опишите в ней, как нужно указывать параметры и как заполнить графы заявки. При составлении заявки участник должен понимать, соответствует ли продукция, которую он предлагает, вашим требованиям. Если вы составите запутанную, сложную инструкцию, участник может быть введен в заблуждение в отношении конкретных показателей, которые ему необходимо указать. Отклонение заявки такого участника влечет риск подачи жалобы в ФАС России, приостановки процедуры и даже отмены результатов аукциона (см. Решение ФАС России от 17.07.2017 по делу N К-876/17).
В инструкции укажите:
- место в документации (раздел, пункт, документ), в котором участник найдет ваши требования к продукции;
- какие показатели заполнять участнику, какие из них он вправе изменить и в каких пределах, а какие неизменны. Укажите, когда участник должен привести диапазон значений, а когда конкретное значение;
- конкретные показатели из тех регламентов и стандартов, которым должна соответствовать продукция;
- расшифровку обозначений знаков, приведенных при описании вами товара. Например, если вы закупаете строительные материалы — теплоизоляционные плиты и указываете, что ширина 580 мм, отразите в инструкции, что символ «» означает, что данному показателю будет соответствовать конкретный показатель, который больше указанного или равен ему;
- разъяснения для участника о том, что необходимо указывать только конкретные показатели, не использовать такие слова, как «не более», «от… до…», «типа» и подобные, которые позволят растолковать характеристики товара как примерные или допускающие отклонения от необходимых значений.
Используйте рекомендации ФАС России при подготовке инструкции.
Образец инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ
Обратите внимание: при проведении закупки строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, можно не формировать инструкцию по заполнению заявки. Поскольку в рамках такой закупки участник при помощи функционала электронной площадки в первую часть заявки включает только согласие на выполнение работ на условиях документации (п. 8 ч. 1 ст. 33, ч. 3.1 ст.
66 Закона N 44-ФЗ).
2.3. Как подготовить проект контракта
Проверьте, есть ли в ЕИС типовой контракт или типовые условия, которые применяются для закупки необходимых вам товаров, работ, услуг. Если нет, подготовьте контракт самостоятельно. Включите в него все известные вам условия, а для информации, которая будет известна только по результатам аукциона, оставьте пустые графы для заполнения, например в отношении НДС или обеспечения контракта.
2.4. Как подготовить техническое задание
Укажите функциональные, технические, качественные, количественные, эксплуатационные характеристики необходимой вам продукции.
В случаях закупки строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, включите в техническое задание проектную документацию. В такой ситуации проектная документация будет являться надлежащим указанием на функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
В остальных случаях при составлении технического задания руководствуйтесь правилами описания объекта закупки, установленными в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а также информацией из каталога товаров, работ, услуг (при наличии).
Если информация в этом каталоге отсутствует, то нужно руководствоваться документами национальной системы стандартизации или отразить в документации о закупке обоснование использования показателей, не предусмотренных такими документами (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Поступите так же, если в отношении определения единицы измерения товара, работы или услуги в каталоге не будет соответствующей информации (Письмо Минфина России от 07.02.2020 N 24-01-08/7999). Кроме того, рекомендуем учитывать позицию ФАС России, изложенную в Письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16 (Письмо ФАС России от 21.02.2020 N 17/13604/20).
Например, если вы указываете на необходимость поставить товар конкретной марки либо его эквивалент, самостоятельно установите параметры эквивалентности, которым товар должен соответствовать (п. 1 ч. 1 ст. 33, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-02-06/96872).
Пример. Показатели эквивалентности
Гипсовая смесь ABS или эквивалент. Показатели эквивалентности: цвет — белый, прочность сцепления (МПа) — не менее 0,3, фасовка (кг) — не менее 5, область применения — отделка стен и потолков.
Приложите к техническому заданию (документации) обоснование НМЦК или начальной цены единицы товара (работы, услуги) (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Такое обоснование вы формируете в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Можно объединить в один лот при электронном аукционе разные товары, работы или услуги, технологически и функционально связанные между собой, если это не влечет ограничения конкуренции (ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Например, по мнению Минфина России, можно закупить одним лотом программное обеспечение и услуги по его сопровождению. А вот объединять в один лот большое количество разного вида детского питания не рекомендуем, так как это может привести к ограничению конкуренции (см. Методические рекомендации для закупок продуктов детского питания, утвержденные ФАС России).
2.5. Как составить приказ о проведении закупки в форме электронного аукциона
Составлять такой приказ необязательно, Законом N 44-ФЗ он не предусмотрен. Однако рекомендуем его составить для фиксации принятых решений по организации аукциона и назначения ответственных лиц.
Для этого в приказе отразите информацию об объекте закупки, необходимые поручения, сроки их исполнения, лиц, ответственных за каждое поручение и приказ в целом.
- Как сформировать и разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона
Сформировать извещение необходимо при помощи функционала ЕИС, создавать отдельный файл в текстовом редакторе не нужно.
Зайдите в личный кабинет ЕИС, в реестре закупок нажмите кнопку «Создать» и из выпадающего меню выберите «Извещение о проведении закупки на основании плана-графика». Выберите необходимую позицию плана-графика и заполните форму для извещения. Часть данных выгрузится из плана-графика, остальное возьмите из документации о проведении аукциона.
Учтите: если необходимой вам закупки не было в плане-графике и вы включили ее позже, извещение об аукционе вы можете разместить через день после дня внесения изменений в план-график (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
Главные распорядители средств федерального бюджета, включенные в Перечень N 1659-р, и подведомственные им получатели таких средств должны включать в извещение, размещаемое в ЕИС, положения, предусмотренные п. 11(5) Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2050 (Письмо Минфина России от 22.06.2021 N 09-01-09/49129).
Документацию об электронном аукционе размещайте в ЕИС одновременно с формированием извещения на вкладке «Документация об аукционе». Там же загрузите все остальные файлы документации, технического задания, проекта контракта. Нажмите кнопку «Разместить» и подпишите введенные сведения электронной подписью.
- Как внести изменения в аукционную документацию
Вы можете принять решение об изменении документации и извещения не позже чем за два дня до даты окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ). Для этого подготовьте файл с новой редакцией аукционной документации. В течение одного дня с даты принятия решения об изменениях, при помощи интерфейса ЕИС, внесите корректировки в извещение и загрузите новый файл документации (ч.
6 ст. 63 Закона N 44-ФЗ). Подпишите изменения в ЕИС электронной подписью.
Не забудьте в документации и извещении изменить сроки подачи заявок. Это надо сделать так, чтобы со дня внесения изменений до нового срока окончания подачи заявок прошло не меньше 15 дней или семи дней для аукциона с НМЦК до 300 млн руб. (либо с НМЦК до 2 млрд руб. при закупке строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Чтобы не ошибиться, начинайте отсчет со дня, следующего после внесения изменений, и назначьте дату окончания подачи заявок не раньше чем на 16-й или 8-й день.
Учтите, что при изменениях аукционной документации запрещено менять объект закупки (ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, если вам нужно внести существенные изменения в техническое задание, лучше отмените закупку и объявите ее заново с необходимыми изменениями.
Так вы избежите возможных претензий от контрольных органов.
- Как отменить электронный аукцион
При желании вы можете отменить электронный аукцион, но не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Если этот срок упущен, внесите изменения в извещение и продлите срок подачи заявок, а потом уже отмените аукцион. Но учтите, что внести изменения в извещение можно не позднее чем за два дня до даты окончания подачи заявок (ч. 6 ст.
63 Закона N 44-ФЗ). Если указанные для отмены сроки вышли, но контракт еще не заключен, отменить электронный аукцион можно, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Составьте извещение об отмене электронного аукциона и в тот же день разместите его в ЕИС (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Для этого в ЕИС на вкладке «Документы закупки» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» выберите «Отменить», заполните форму «Отмена извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)», прикрепите составленный файл извещения и нажмите кнопку «Разместить».
Не позднее следующего рабочего дня внесите соответствующие изменения в план-график (при необходимости) (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Требований к содержанию извещения об отмене электронного аукциона в Законе нет. Рекомендуем указать информацию о закупке, позволяющую ее идентифицировать, решение о ее отмене и причину принятия такого решения.
- Как рассмотреть заявки на участие в аукционе
Если заявок подано больше одной, то рассматривать вы их будете в два этапа. Первые части заявок вы рассмотрите до аукциона. Они анонимны и содержат только техническую информацию. Вторые части, в которых уже содержится информация об участнике, вы рассмотрите после аукциона. Результаты рассмотрения протоколируйте, загружайте протоколы на площадку и размещайте в ЕИС.
Если подана только одна заявка, то надо будет рассмотреть сразу обе части такой заявки и составить протокол рассмотрения единственной заявки.
Если вы проводите закупку строительных работ на объектах капстроительства, то порядок рассмотрения заявок зависит от того, включена ли в аукционную документацию проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
6.1. Как рассмотреть первые части заявок
Зайдите в личный кабинет на сайте электронной площадки. Для этого используйте электронную подпись, с которой вы работаете в ЕИС. Если вы зарегистрированы в качестве заказчика или организатора в ЕИС, то вы автоматически зарегистрированы на площадке, отдельную регистрацию проходить не нужно.
Не позже рабочего дня, следующего за днем окончания подачи заявок, электронная площадка вышлет вам на электронную почту первые части заявок и откроет доступ к ним в личном кабинете на электронной площадке (ч. 13 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Но на практике это происходит гораздо быстрее, и вы сможете увидеть первые части заявок уже через час после окончания срока подачи заявок.
Если подана только одна заявка, площадка откроет вам доступ сразу к обеим частям единственной заявки (п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).
Изучите поданные заявки. Проверьте, представил ли участник все сведения и соответствуют ли эти сведения требованиям Закона и документации. Давайте на примерах разберемся, в каких случаях заявку нужно отклонять, а в каких допускать.
Вариант 1. Вы заказываете работы (услуги), при выполнении (оказании) которых товар не поставляется.
В этом случае участник в первой части заявки должен только дать согласие на исполнение контракта на ваших условиях (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Допускайте заявку, если согласие представлено. Обратите внимание, что такое согласие формируется автоматически программными средствами при подаче заявки.
Вариант 2. Вы заказываете товар или работы (услуги), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, и указали на необходимость поставить товар конкретного производителя или эквивалент.
- если она содержит согласие на исполнение контракта на ваших условиях и в ней приведено наименование страны происхождения товара. В этом случае участник предлагает к поставке именно тот товар, который вы заказываете (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);
- если она содержит конкретные показатели эквивалентного товара, которые соответствуют установленным значениям эквивалентности, и указано наименование страны происхождения товара (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Не допускайте заявку:
- если она содержит конкретные показатели товара, не соответствующие показателям эквивалентности (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- если она содержит диапазон показателей, не позволяющий определить, какой конкретно товар будет поставлен (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- если она не содержит информацию о стране происхождения товара (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
Вариант 3. Вы заказываете товар или работы (услуги), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, и указали на необходимость поставить товар с конкретными характеристиками или диапазоном необходимых характеристик.
- если она содержит конкретные характеристики товара, которые соответствуют установленным вами в документации, и в ней указано наименование страны происхождения товара (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Не допускайте заявку:
- если она содержит только согласие на поставку товара без указания конкретных характеристик (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- если она содержит конкретные показатели, которые не соответствуют установленным вами в документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- если она содержит диапазон показателей, не позволяющий определить, какой конкретно товар будет поставлен (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- если она не содержит информации о стране происхождения товара (пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 66, п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
Важно! Наименование страны происхождения товара должно быть указано согласно ОКСМ и не должно быть вариативным. Учтите также, что Закон N 44-ФЗ не содержит обязанности приводить в заявке страну происхождения бренда товара (Письма Минфина России от 06.04.2020 N 24-06-07/27348, от 13.03.2020 N 24-03-07/19174).
6.1.1. Как составить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
- идентификационный номер;
- решение о допуске. В случае отказа в допуске укажите основание отказа, а именно конкретное положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует заявка, и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации;
- решение каждого члена комиссии;
- информацию о наличии предложений о поставке иностранной продукции, если в документации были установлены ограничения на такие поставки в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Образец протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ
Разместите протокол на электронной площадке и в ЕИС. Сделайте это не позже дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок, указанного в извещении о проведении аукциона (ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание: при осуществлении закупки строительных работ из п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, когда в аукционную документацию включена проектная документация, протокол рассмотрения первых частей заявок не формируется (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
6.2. Как рассмотреть вторые части заявок
Не позже чем через полтора часа с момента окончания аукциона вам будет открыт доступ ко вторым частям заявок и документам, поданным участниками при регистрации в ЕИС. Это будут вторые части заявок участников, которые заняли первые 10 мест по результатам аукциона (ч. 18, 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).
Также вы получите доступ к документам, подтверждающим соответствие участников требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований) (ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Учтите, что оператор электронной площадки проверяет только комплектность этих документов (Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217).
Рассмотрите заявки, начиная с участника, занявшего первое место, и далее по порядку по степени уменьшения. Рассматривайте заявки, пока не допустите пять участников. Если вы рассмотрели все десять заявок и не набрали пять допущенных заявок, рассмотрите оставшиеся заявки, если они есть (ч. 3, 4 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Важно! Если в документах закупки установлены ограничения на допуск иностранной продукции по ст. 14 Закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки должен направить вам заявки всех участников, принявших участие в аукционе. Аукционная комиссия рассматривает их все. Если этот порядок не соблюден, в действиях аукционной комиссии признают нарушение и выдают предписание о его устранении (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84079/20).
6.2.1. В каких случаях отклонять вторую часть заявки
Проверьте вторые части заявок: соответствуют ли участники требованиям документации и представили ли все документы. Если нет — отклоняйте заявку (ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте следующие сведения и документы:
- ИНН руководителя, членов коллегиального исполнительного органа участника (п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). По мнению Минэкономразвития России, Закон N 44-ФЗ не обязывает участника отражать в заявке информацию об отсутствии ИНН (Письмо от 19.06.2015 N Д28и-1741). Полагаем, что участник обязан его указать (при наличии). Следовательно, заявку надо отклонить, если в ней (включая выписку из ЕГРЮЛ) нет ИНН, но заказчик установил его наличие у участника;
- декларацию соответствия требованиям, установленным п. п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Если декларации нет или в ней указаны не все требования из п. п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которым такой участник должен соответствовать, отклоняйте заявку;
- копию решения об одобрении крупной сделки, если для участника заключаемый контракт, предоставление обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой и согласно федеральным законам (иным нормативными правовыми актам) и (или) его учредительными документам такое решение необходимо для совершения крупной сделки (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Содержание этого решения должно соответствовать требованиям, установленным в п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 79 Закона об АО или в ч. 3 ст. 46 Закона об ООО соответственно (Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-02-08/73111).
Учтите: при регистрации в ЕИС участник представляет решение (его копию) об одобрении крупных сделок. Это решение оператор электронной площадки направляет заказчику вместе с иными документами, предусмотренными ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, и второй частью заявки.
Комиссия заказчика должна принимать решение о соответствии заявки требованиям документации с учетом всех документов, полученных от оператора электронной площадки. Если сумма в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС равна ценовому предложению участника или превышает его, участнику нельзя отказать в допуске к участию в закупке из-за отсутствия такого решения во второй части заявки. Если ценовое предложение превышает сумму в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС, участник может изменить эту сумму или представить во второй части заявки решение об одобрении крупной сделки, соответствующее ценовому предложению. Соответственно, нельзя отказать в допуске к участию, если решение, представленное во второй части заявки, отличается от решения из реестра участников в ЕИС (Письмо ФАС России от 23.07.2020 N ИА/62842/20);
- копию государственной лицензии (выписки из реестра лицензий) или выписки из реестров членов СРО, лицензии на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы устанавливали требование о наличии у участника таких документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а их нет, отклоняйте заявку;
- декларацию принадлежности к СМП или СОНО (п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы проводите аукцион среди этих организаций, а декларация не представлена, отклоняйте заявку;
- документы, подтверждающие, что товар, работа, услуга не подпадают под запрет, ограничения, предусмотренные для иностранной продукции (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такой запрет в документации, а документы не представлены, отклоняйте заявку;
- копии документов, подтверждающих, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такое требование в документации, а документов нет, отклоняйте заявку. Так, для некоторых товаров необходимо подтвердить факт госрегистрации. В частности, при закупке лекарств документом, подтверждающим ее, будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письма Минфина России от 12.10.2020 N 24-02-06/88891, Минэкономразвития России от 01.11.2016 N Д28и-2891). Учтите, что отклонять заявку за непредставление таких документов можно, только если законодательством не предусмотрено, что эти документы передаются вместе с товаром. Например, нельзя отклонять заявку за непредставление копии паспорта изделия, сертификата качества;
- копии документов, подтверждающих хорошую деловую репутацию, наличие квалифицированных человеческих и финансовых ресурсов, материалов и оборудования, опыта для исполнения контракта (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если такие требования были вами установлены, а документов нет, или они не соответствуют Требованиям Правительства РФ, отклоняйте заявку;
- электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника заявки требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предоставленные вам оператором электронной площадки (если вы установили такие требования).
Также необходимо проверить, соответствует ли банковская гарантия установленным требованиям. При ее несоответствии комиссия заказчика может рассмотреть вопрос об отклонении заявки такого участника на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ (Информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198).
Если вы проводите электронный аукцион на закупку строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, то проверьте наличие и корректность согласия участника на выполнение работ на условиях аукционной документации. Скорее всего, проблем с ним не возникнет, поскольку оно подается при помощи функционала электронной площадки (ч. 3.1 ст. 66, ч. 6 ст.
69 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте, нет ли участника (в том числе лиц, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ) в РНП. Если вы установили требование об отсутствии участника в реестре, а он там есть, отклоняйте заявку (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте документы участника на предмет недостоверных сведений. Например, сверьте данные выписки из ЕГРЮЛ со сведениями с официального сайта налоговой, если сведения в выписке недостоверны, отклоняйте заявку (Письма Минфина России от 26.05.2021 N 24-06-08/40568, от 19.05.2017 N 24-03-07/30709).
Принятые решения отразите в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
6.2.2. Как составить протокол подведения итогов электронного аукциона
Составьте документ в любой форме, укажите в нем (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ):
- идентификационные номера пяти заявок, которые допущены;
- решение о соответствии или несоответствии участников и рассмотренных заявок требованиям документации;
- если заявка или участник не соответствует требованиям — положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует участник (заявка), и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации;
- решение каждого члена комиссии по каждой заявке.
Образец протокола подведения итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
Подпишите протокол у каждого члена комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Разместите протокол на электронной площадке и в ЕИС. Соблюдайте срок размещения: не позже чем на следующий рабочий день после подписания протокола членами комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). При этом со дня публикации на площадке протокола хода аукциона должно пройти не больше трех рабочих дней (ч.
5 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
6.2.3. Как составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе
Если на аукцион была подана только одна заявка, то площадка откроет вам доступ сразу к обеим частям заявки (п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Рассмотрите первую и вторую части единственной заявки.
Составьте протокол, в котором укажите (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ):
- решение о соответствии или несоответствии единственной заявки требованиям документации;
- положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует заявка, и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации (если есть такое несоответствие);
- решение каждого члена комиссии.
Подпишите протокол у каждого члена комиссии и разместите его на площадке не позже чем через три рабочих дня со дня, когда площадка открыла вам доступ к заявке (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).
6.3. В каких случаях следует признать электронный аукцион несостоявшимся
Сделайте это в следующих случаях:
- вы не допустили или не было подано ни одной заявки (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69 Закона N 44-ФЗ);
- вы допустили только одну либо была подана только одна заявка (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69 Закона N 44-ФЗ);
- участники аукциона не сделали ни одного предложения о снижении цены контракта (ч. 20 ст. 68 Закона N 44-ФЗ);
- победитель аукциона и участник, следующий после победителя, уклонился или отказался от заключения контракта (ч. 15 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
6.4. Что делать, если электронный аукцион признан несостоявшимся
Негативных последствий у вас не будет, а ваши дальнейшие действия зависят от причины, по которой аукцион признан несостоявшимся.
Если на аукцион не подано ни одной заявки или вы отклонили все поданные заявки, а также если победитель аукциона и участник, следующий после победителя, уклонились от заключения контракта, вы можете:
- провести запрос предложений в электронной форме, не изменяя объект закупки (ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Для этого внесите изменения в план-график, подготовьте и разместите в ЕИС извещение и документацию о проведении запроса предложений (ч. 1 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ);
- провести новый аукцион или определить поставщика иным способом, соблюдая все нормы Закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). В этом случае вы можете внести любые необходимые изменения в объект закупки.
Если на участие в аукционе подана только одна заявка и она признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, документации или по результатам рассмотрения первых (вторых) частей заявок вы допустили (признали соответствующей) только одну заявку, заключите контракт с участником, подавшим ее (п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).
Если участники аукциона не делали предложений о снижении цены контракта в ходе аукциона, рассмотрите вторые части заявок и заключите контракт с участником, чья заявка соответствует требованиям документации и была подана ранее других (п. 4 ч. 3 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).
В приведенных случаях контракт заключается с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Он заключается по НМЦК (при отсутствии ценовых предложений) или по цене, предложенной участником в ходе аукциона. Если НМЦК превысит предельный размер, который установлен Правительством РФ, потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом в сфере закупок.
При проведении закупки с неопределенным объемом контракт заключается по цене за единицу товара (работы, услуги), рассчитанной в соответствии с ч. 2.1 ст. 83.2 Закона 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (п. 2 ч. 5 ст. 93 Закона 44-ФЗ).
6.5. Что делать, если аукцион пошел «на повышение»
В случае, когда цена в ходе аукциона снижается до 0,5% НМЦК или меньше, участники будут играть на повышение, соревнуясь в предложениях о цене за право заключить с вами контракт (ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).
Ценой за право заключения контракта в таком случае станет последнее, наиболее высокое ценовое предложения участника в пределах 100 млн руб. — это максимальная цена, до которой аукцион на повышение может быть проведен. Кроме того, предложение о цене не может превышать максимальную сумму сделки, указанную в представленном участником решении об одобрении крупной сделки.
В проект контракта при его заключении внесите следующие сведения:
1) предложенную победителем цену за право заключения контракта;
2) положение об обязанности победителя аукциона уплатить цену, предложенную им за право заключить контракт;
3) сведения о размере обеспечения исполнения контракта, рассчитанном исходя из НМЦК или цены контракта в установленных случаях.
При закупке с неопределенным объемом аукцион проводится на право заключить контракт («на повышение»), если сумма цен единиц товара (работы, услуги) снижена до 0,5% начальной суммы цен таких единиц. В этом случае в проект контракта включите предложение участника о цене за право заключить контракт (Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421).
Из Письма можно сделать вывод, что помимо данного предложения в проект контракта нужно внести МЗЦК и цену единицы товара (работы, услуги). При этом, по мнению ведомства, цену такой единицы не нужно определять по правилам ч. 2.1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, в качестве этой цены целесообразно привести начальную цену единицы товара (работы, услуги). В контракте рекомендуем указать, что данная цена используется не для оплаты товаров, работ, услуг, а исключительно для определения их максимального объема.
Учтите, что указывать в проекте контракта отрицательное значение цены контракта нельзя (см. Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 N 309-КГ16-19135).
При регистрации контракта в реестре контрактов отразите такую цену в полях формы «Цена за право заключения контракта».
- Как заключить контракт по результатам электронного аукциона
Все действия по заключению контракта (размещение его в ЕИС, получение и направление участнику) вы осуществляете в ЕИС и на электронной площадке. Это следует из положений ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. Порядок заключения состоит из трех этапов: направление проекта контракта, проверка подписанного контракта и обеспечения, подписание контракта. Подробнее о том, что нужно делать на каждом этапе, рассмотрим далее.
Направьте контракт на подписание участнику. Для этого, используя функционал ЕИС, заполните проект контракта.
Включите в него данные победителя, участника (единственного) аукциона, итоговую цену контракта (или максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги), информацию о предложенном товаре (страну происхождения, товарный знак и (или) конкретные показатели). Разместите проект контракта в ЕИС и на площадке (ч. 2, 2.1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Сделайте это в течение пяти дней со дня публикации в ЕИС последнего протокола, в котором вы определили поставщика (ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Для вашего удобства на площадках отображается крайний срок направления контракта. Ориентируйтесь на эту информацию, она поможет не пропустить нормативный срок и избежать штрафа в 50 тыс. руб. по ч. 3 ст.
7.32 КоАП РФ.
Проверьте подписанный участником контракт. Участник в течение пяти дней направит вам подписанный со своей стороны проект контракта вместе с документом об обеспечении его исполнения либо протокол разногласий (ч. 3 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Если вам прислали протокол разногласий, то учтите указанные в нем замечания, если замечания обоснованы, то есть вы с ними согласны. Обоснованными считаются замечания о несоответствии извещению, документации или заявке участника аукциона (ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Когда вы отказались полностью или частично учесть замечания, составьте отдельный документ с причинами такого отказа и разместите его вместе с контрактом в ЕИС и на площадке (ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Сделайте это в течение трех рабочих дней со дня получения протокола разногласий (ч. 5 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Учтите, что участник может направлять вам протокол разногласий только один раз. Если вы получили протокол второй раз, не отвечайте на него (ч. 4 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте обеспечение исполнения контракта. Если представлена банковская гарантия, проверьте ее на соответствие всем требованиям, указанным в ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Сведения о банковских гарантиях включаются в реестр банковских гарантий, который размещается в ЕИС (ч. 8, 11 ст.
45 Закона N 44-ФЗ).
Если обеспечение вносится деньгами, проверьте, поступили ли они на ваш счет.
Если победитель снизил начальную цену контракта или сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25% и более, требуйте от него обеспечение исполнения контракта в полтора раза больше, чем было установлено документацией (ч. 1 ст. 37, ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Если НМЦК (максимальное значение цены контракта) не превышала 15 млн руб., вместо увеличения обеспечения участник может представить информацию из реестра об исполненных контрактах для подтверждения своей добросовестности (ч. 2, 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Участник признается добросовестным, если в течение трех лет до подачи заявки на участие в аукционе он исполнил три контракта (с учетом правопреемства) и к нему не применялась неустойка (штрафы, пени). Сведения о контрактах должны содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Цена одного из таких исполненных контрактов должна составлять не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении и аукционной документации.
Признайте участника уклонившимся от заключения контракта, если такой участник:
- вовремя не подписал контракт (ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ);
- вовремя не представил надлежащее обеспечение (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
- не исполнил антидемпинговые требования, если снизил начальную цену (начальную сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25% и более (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ);
- не представил обоснование цены контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, если снизил начальную цену (начальную сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25% и более (ч. 9, п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Для этого составьте протокол и зафиксируйте в нем факт уклонения.
Рекомендуем составлять такой протокол во всех случаях уклонения. Разместите протокол на площадке и в ЕИС не позже чем на следующий рабочий день после признания участника уклонившимся (ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В этих случаях вы можете заключить контракт с участником, занявшим второе место, если он согласен (ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Учтите, что такого второго участника тоже можно признать уклонившимся, но только если он сначала подписал контракт или направил протокол разногласий, но потом не представил обеспечение или отказался подписывать контракт после протокола разногласий (ч. 15 ст.
83.2 Закона N 44-ФЗ).
Подпишите контракт электронной подписью на площадке и разместите его в ЕИС. С этого момента он считается заключенным (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Срок заключения контракта по результатам электронного аукциона — от 10 календарных дней со дня публикации итогового протокола аукциона (ч. 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Максимальный срок будет зависеть от действий сторон и исчисления рабочих и календарных дней:
- пять календарных дней дается на отправку проекта контракта на подпись участнику;
- пять календарных дней дается на подпись контракта и возврат заказчику вместе с предоставлением надлежащего обеспечения исполнения контракта или направление протокола разногласий;
- три рабочих дня дается на подписание контракта заказчиком после участника.
Если в процессе заключения будут разногласия, то на их урегулирование выделяется пять календарных дней участнику для подготовки и размещения на электронной площадке протокола разногласий и три рабочих дня заказчику для его рассмотрения и размещения в ЕИС результатов такого рассмотрения. Участник после этого в течение трех рабочих дней размещает на электронной площадке подписанный проект контракта (ч. 4, 5, 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Соблюдайте каждый из этих сроков, чтобы избежать штрафа по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
Материал статьи взят из открытых источников
Остались вопросы к адвокату по данной тематике?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Источник: pravo163.ru