Этапы развития строительства России

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………. 16
Заключение………………………………………………………………………. 20

История России. Лекция 10. Возвышение Москвы | History Lab


Список литературы……………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4

1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России……………………………………………………………… …… 4

2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………… ……… 11

3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………. 16

Введение

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.

Инвестиции в строительство всегда были выгодными, поскольку эта сфера растет быстрыми темпами. Между тем, увеличение объемов строительства не влечет за собой автоматически прилива кадровых ресурсов в этот сектор экономики. Нехватка строителей объясняется не только ростом рынка.

К причинам подобного положения дел следует отнести то, что в переходный перестроечный период произошло резкое падение объемов финансирования строительной отрасли. Это повлекло за собой сокращение количества проектировщиков и строителей. В 1990-е гг. особой популярностью у поступающих в ВУЗы пользовались специализации «юриспруденция», «финансы и кредит», «менеджмент». Строительные профессии были далеко не самыми приоритетными.

Подготовка кадров для строительной отрасли

Исторические особенности форми рования и обучения строительных кадров в России

Период с 1945 по 1964 гг. был достаточно сложным в истории советского государства. В данных временных рамках находят отражение несколько ключевых этапов развития страны.

Олег Савченко: на каком этапе развития строительная отрасль России?

Прежде всего, в представленный хронологический срез входит этап восстановления народного хозяйства СССР, который охватывал вторую половину 1940-х гг. и включал в себя колоссальные затраты на воссоздание разрушенных в ходе войны экономически важных, в основном промышленных объектов. Восстановление народнохозяйственного комплекса напрямую было связано с его дальнейшим развитием. Важное место в данном процессе занимала строительная сфера и, как следствие, подготовка кадров для стройиндустрии. Наряду со строительством предприятий все чаще стали подниматься вопросы необходимости улучшения благосостояния граждан через жилищное строительство, возведение культурно-бытовых и социальных объектов.

Совершенствование народнохозяйственного комплекса в 1953–1964 гг. В 1959 г. на XXI съезде КПСС был принят семилетний план (1959–1965 гг.) развития народного хозяйства. Именно на этом съезде был сделан вывод о вступлении страны в стадию «строительства коммунистического общества». Наибольший успех социально-экономической политики был достигнут в жилищном строительстве: жилой фонд СССР за 1955–1964 гг. увеличился на 80 %, что было чрезвычайно важно для поднятия уровня жизни с учётом последствий войны. Необходимо отметить, что строительные кадры играли значительную роль в реализации намеченных планов в социально-экономической сфере и решения жилищной проблемы.

С 1950-х гг. государство проводило политику привлечения молодежи в строительную индустрию путем повышения заработной платы, улучшений условий труда и увеличения сети высших, средних учебных заведений в регионе. Однако системы трудовых резервов, среднего и высшего образования все же не могли обеспечить подготовку необходимого числа квалифицированных рабочих, несмотря на некоторое увеличение количества дипломированных специалистов- строителей.

Однако, несмотря на увеличение сети образовательных учреждений, готовивших строительные кадры, существовали и отрицательные факторы, осложнявшие процесс обучения будущих строителей. Слабость материально-технической базы и кадрового обеспечения учебных заведений, низкий уровень подготовки выпускников средней школы негативно отражались на качестве и уровне подготовки выпускаемых специалистов.

Высокие требования, предъявлявшиеся техническим прогрессом к образовательному и квалификационно-техническому уровню работников строительства, обусловили необходимость значительной перестройки форм и методов подготовки кадров. В то же время существовавшая система практического обучения будущих специалистов уже не отвечала возросшим требованиям индустриального строительного производства.

Профили профессионально-технических, средних и высших учебных заведений региона, готовивших строительные кадры, отличались универсализмом, ввиду перегрузки учебных планов, ограниченностью комплекса технических знаний по определенной специальности. Управления различных министерств независимо друг от друга, без единой линии строили «свою» сеть учебных заведений, не осуществляя должного руководства ими.

Предприятия, главки, учреждения, в системе которых находились данные учебные заведения, не уделяли им должной помощи. Все это приводило к организационной неразберихе, распылению и неэффективному распределению сил и средств. В результате качество подготовки специалистов оставалось низким, состав учащихся случаен, велики были их текучесть и отсев. По этим причинам выпускники строительных специальностей учебных заведений не всегда рационально использовались на предприятиях, подчиненных тому или иному министерству, что приводило к увеличению количество «брака» в сдаваемых строительных объектах.

Крупным недостатком в строительстве являлись значительные потери рабочего времени строителей. До 80 % простоев вызывалось несвоевременной подготовкой фронта работ, задержкой в доставке строительных материалов на рабочее место, неправильной расстановкой рабочих, неувязками между смежными производственными процессами, недостаточной обеспеченностью рабочих инструментами и приспособлениями, перебоями в работе неисправных машин, т.е. организационными и техническими причинами.

Огромные потери, которые несло строительство, объяснялись в основном плохой организацией труда на многих стройках. В результате недостаточно внедрялись поточные методы строительства и производства работ комплексными бригадами, слабо распространялся опыт передовиков и новаторов. Однако, несмотря на эти негативные тенденции, в изучаемый период наблюдались и крупные успехи в строительной отрасли. С 1945 по 1965 гг. началось возведение крупных градообразующих предприятий, заводов стройматериалов, жилищных комплексов и других объектов, направленных на повышение материального благосостояния дальневосточников. Такое положение стало возможным вследствие количественного роста строительных специалистов.

В период 1965-1985гг. строительная профессия стала пользоваться более заметной популярностью у абитуриентов. Данное обстоятельство было вызвано улучшением материального и социального благосостояния рабочих строительных профессий. Было положено начало сближению общеобразовательной, профтехнической и средней специальной школы, что обеспечило более высокую качественную подготовку строительных кадров по новым механизированным и автоматизированным специальностям. В рассматриваемый период произошло существенное увеличение качественного состава преподавателей в системе строительного профтехобразования. Удельный вес специалистов с высшим и средним образованием к 1975 г. вырос по сравнению с 1960 г. с 32 % до 65 %. Повышение квалификации осуществлялось за счет роста подготовки кадров в инженерно-педагогических техникумах, широкого привлечения выпускников педагогических и технических ВУЗов, а также путем заочно-вечернего обучения.

Усиление стимулирования труда строительных рабочих создавало интерес к профессии и делало ее привлекательной для молодежи.

Воспитательная деятельность в строительных учебных заведениях в виде технического творчества, трудового и военно-патриотического, эстетического воспитания, спортивная работа оказывали определенное позитивное влияние на формирование личности учащейся молодежи. Положительными явлениями в подготовке строительных кадров стало внедрение новых методик и форм воспитательной работы, что укрепляло дисциплину и повышало уровень образованности будущих строителей. Был налажен выпуск сложной продукции в учебных мастерских в рамках производственного обучения, внедрялись новые формы обучения. Но вместе с тем негативными факторами оставались слабая учебно-материальная база многих учебных заведений, отсутствие заинтересованности базовых предприятий в связях с учебными заведениями. Система распределения молодых специалистов в ВУЗах не всегда способствовала их трудоустройству на места прохождения практики, но она обеспечивала всех выпускников работой.

Все отрицательные стороны данного процесса условно можно разделить на три группы: системные, периодичные и текущие. К системным, т.е. характерным для страны в целом, следует отнести финансирование образования по остаточному принципу, что приводило к распылению средств по многочисленным образовательным объектам и вело к такому явлению как «долгострой».

Игнорирование нужд народного хозяйства имело следствием факты параллелизма и дублирования в подготовке специалистов по целому ряду специальностей, в том числе строительных. Существовавшая система оплаты труда строительных рабочих и инженерно- технических кадров (ИТР) не отвечала принципу материальной заинтересованности. К периодическим недостаткам следует отнести: нехватку научно-педагогического потенциала в учебных заведениях, что снижало уровень подготовленности строительных кадров; отсутствие необходимого количества архитекторов и проектировщиков, вызванного слабым развитием данных специальностей, что влияло на качество проектных работ; противоречия между потребностями производства и реальной возможностью подготовки строительных кадров в учебных заведениях страны. Текущие недостатки включали в себя нехватку площадей в учебных заведения; слабую техническую оснащенность кабинетов, лабораторий и производственных мастерских; «параллельные» часы, т.е. совпадение занятий второй смены с началом занятий на вечерних факультетах.

Нарастание негативных тенденций в учебном и воспитательном процессе в учебных заведениях, готовивших кадры строительства в 1965–1985 гг., было обусловлено экстенсивным подходом к подготовке специалистов. Результатом этих явлений стало снижение роли фундаментальных наук и практической подготовки будущих строительных кадров. Одно из основных направлений воспитательной работы – идейно-политическое – находилось в кризисе. Атмосфера т.н. «политического застоя» (с начала 1970-х по 1985 гг.), сводила к минимуму попытки внедрения коммунистической идеологии во все сферы обучения. Стремление руководства СССР к насаждению единомыслия, манипулированию общественным сознанием в условиях нараставшего товарного дефицита, все большего отставания уровня жизни населения СССР от стран Западной Европы и США, давало сбои по причинам существования разрыва между провозглашаемыми принципами и существовавшей реальностью.

В условиях осложнения демографической ситуации в конце 1970-х гг. и нарастания напряженности баланса трудовых ресурсов появилась объективная необходимость проведения трудосберегающей политики. Несмотря на предпринимавшиеся меры, негативные тенденции в использовании специалистов, сложившиеся в 1960–1970-х гг., сохранялись. В начале 1980-х гг. довольно распространенным явлением стало использование инженеров строителей не по специальности, полученной в учебном заведении. Значительная их часть была вынуждена заниматься выполнением функций, не требовавших столь высокого уровня образования. Особенно много специалистов, не обладавших необходимой подготовкой, было занято в строительстве.

В целом расширение сети учебных заведений и решение проблем их материально-технической базы привело к улучшению обеспечения строительной отрасли кадрами. Следствием чего стало быстрое развитие жилищного, гражданского, культурно-бытового строительства, которое создало и обеспечило нормальное функционирование системы регионального строительства.

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986–1990 гг., принятых на XXVII съезде КПСС, была поставлена задача: «Поднять на качественно новый уровень капитальное строительство. Добиться коренного улучшения строительного производства, значительно повысить качество и снизить стоимость работ, активнее внедрять прогрессивные методы, совершенствовать организацию строительства, повышать эффективность проектных решений. В ближайшие десятилетия сократить сроки сооружения и реконструкции объектов в 1,5–2 раза».

В 1986 г. была принята целевая программа повышения производительных сил в 1986– 2000 гг. – «Дальний Восток и Забайкалье», составной частью которой являлось развитие строительного комплекса. Однако тяжелые условия труда, низкая механизация и автоматизация производственных процессов, отсутствие развитой сбалансированной социально-производственной инфраструктуры, ведомственная разобщенность, реконструкции промпредприятий областей и краев ставило работу стройиндустрии в крайне сложное положение в годы «перестройки». В отрасли отсутствовала единая организационная схема соподчинения с четко обоснованной ближайшей программой развития, мощной научной и экспериментальной базой. Расчет на широкое использование конструкций из металлов, полимеров, керамики, нашедших применение в западных районах страны, из-за слабой производственной базы не был оправдан. Необходимо было искать альтернативу на основе местных материалов.

Читайте также:  Этапы начала строительства многоквартирного дома

Ускоренное решение острых социально-экономических проблем являлось важным вопросом происходившей в стране «перестройки». Обеспечение трудящихся жильем стало одной из главных задач в числе социальных проблем двенадцатой пятилетки. В апреле 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране», где было отмечено, что в стране положено начало целенаправленной работе по развитию жилищного строительства, направленного на обеспечение к 2000 г. практически каждой семьи отдельным жильем. Однако к 1985 г. в стране введено было всего 552,2 млн. кв. м. общей площади жилых домов. Таким образом, необходимость качественного преобразования вводимого жилья сопровождалась, с одной стороны, ростом его стоимости и с другой – уменьшением вероятности удовлетворения потребностей каждой советской семьи в благоустроенной квартире к 2000 г.

Источник: www.yaneuch.ru

Развитие промышленного строительства в России

Здания, предназначенные для осуществления производственно-технологических процессов, связанных с выпуском определенного вида продукции, называются промышленными.

Началом промышленного строительства в России можно считать вторую половину XVIII века. Заводы того периода состояли из большого количества цехов, мастерских, изготавливавших все необходимое для производства готовой продукции: оборудование, слесарные инструменты и др. Первые производственные здания строились преимущественно из дерева. В конце XVIII и начале XIX веков в промышленном строительстве стали использовать камень, кирпич и металл.

В первой половине XIX века промышленное строительство, в основном, развивалось на Урале. Во второй половине этого столетия прокатные, литейные, доменные, мартеновские и другие цеха металлообрабатывающей промышленности, а также многоэтажные здания легкой промышленности стали сосредотачиваться преимущественно в Петербурге, Москве, Каменске (Днепродзержинске) и других крупных центрах на территориях Польши, Прибалтики и Сибири.

В этот период в связи с появившимися возможностями применения двигателей внутреннего сгорания и электричества производственные здания стали оснащаться подъемно-транспортным оборудованием и другими средствами механизации технологических процессов. Это вызвало широкий размах строительства таких производственных зданий и сооружений как тепловые электростанции, котельные, кислородные заводы, трансформаторные станции и т.п. Развивалась и совершенствовалась объемно-планировочная структура промышленных зданий.

В 1928 году страна приступила к реализации широкой программы индустриализации. Была поставлена задача в короткий срок обеспечить мощное развитие всех отраслей промышленности и, в первую очередь энергетики, добывающей и перерабатывающей промышленности, а также тяжелого машиностроения.

Большой размах промышленного строительства повлек за собой и совершенствование проектного дела в строительстве. Были созданы государственные специализированные проектные научно-исследовательские институты и строительные организации.

Особенно большое промышленное строительство развернулось после Великой Отечественной войны. Строить начали укрупненные производственные здания и комплексы, объединенные под одной крышей. Для обслуживания их предусматривали помещения административно-бытового назначения, научно-исследовательские и конструкторские бюро и лаборатории, а также заводские учебные заведения. При проектировании промышленных зданий стали использовать принцип «гибких цехов», применяемый и в настоящее время, заключающийся в увеличении пролетов и шагов каркасных зданий, для получения больших площадей и гибкой планировочной структуры, особенно оправданной при переоснащении производства без существенной реконструкции здания.

В 1947 году были пересмотрены и утверждены новые секции одноэтажных промышленных зданий на основе укрупненных сеток колонн и увеличении грузоподъемности подъемно- транспортного оборудования в них. По разработкам ЦНИПС, Промстройпроекта и Гипротиса стали применять унифицированные сборные железобетонные конструкции.

В 1961 году был создан Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) для решения проблем совершенствования промышленного строительства. Работу по разработке и совершенствованию теорий расчета строительных конструкций и зданий вели крупные научные центры: ЦНИИСК, НИИЖБ, Проектстальконструкция, Промстройпроект и др. В решении многих промышленных комплексов, зданий и сооружений находили применение новейшие технологии производства промышленной продукции и соответствующие архитектурно-строительные решения. Среди таких объектов промышленного производства следует отметить Череповецкий и ЗападноСибирский металлургические комбинаты, Коршуновский и Качкарский горно-обогатительные комбинаты, Конаковскую, Братскую и Красноярскую ГЭС, Назаровскую и Славянскую ГРЭС, первую опытную АЭС в г. Обнинске, а также Белоярскую и Нововоронежскую АЭС, крупные химические и автомобильные комплексы в г. Тольятти, Набережных Челнах, Братский лесопромышленный комплекс и др.

В 1960-1980-е годы проектирование и строительство промышленных объектов продолжали развиваться и совершенствоваться, подкрепленные хорошей нормативной базой, разработанной ведущими научно-исследовательскими и проектными институтами. Основное промышленное строительство было сосредоточено в районах, связанных с производством электроэнергии, нефти, газа, химии и нефтехимии.

С начала 1990-х годов в результате перехода на рыночную экономику и сокращения объемов промышленного строительства многие крупные предприятия строительной индустрии прекратили выпуск конструкций и изделий, а проектные и научно-исследовательские институты оказались невостребованными и вынуждены были перепрофилироваться на гражданское строительство.

Современное промышленное строительство связано, прежде всего, с развитием энергетики, добычи и переработки нефти и других полезных ископаемых, а также с обслуживающими предприятиями машиностроительной отрасли, легкой и пищевой промышленности. Многие промышленные предприятия прошлого перепрофилированы, технически перевооружены и реконструированы с использованием новейших технологий, в том числе и зарубежных.

Источник: vuzlit.com

Этапы развития законодательства о градостроительной деятельности в России

Нами было обоснованл три необходимых условия, одновременное наличие которых определяет возможность возникновения правового градорегулирования как особого юридического института и его применения на практике. Напомним эти условия:

1) наличие рыночных отношений, рынка недвижимости;

2) наличие базовых законодательных актов, которые закрепляют первое условие и утверждают принципы градостроительного зонирования — установления ограничений использования недвижимости посредством зонального подхода к определению градостроительных регламентов;

3) наличие документов градостроительного зонирования — правил землепользования и застройки.

Следует обратить внимание на то, что номинальное наличие базовых законодатель ных актов о градостроительной деятельности не является автоматическим свидетельством наличия института правового градорегулирования или условий для его возникновения. Для возникновения института градорегулирования, помимо законов, нужны действия по созданию документов градостроительного зонирования. Нет таких документов — значит, нет правового градорегулирования, значит, правовое градорегулирование замещено суррогатными квазиправовыми институтами, эрзац-схемами. Это наглядно видно из табл. 9, в которой зафиксированы этапы развития законодательства о градостроительной деятельности в России.

Суть ныне происходящих в России событий и того, что еще предстоит сделать в об ласти градорегулирования, можно определить как восстановление ранее существовавших и упразднённых введением социалистической системы правовых институтов регулирования использования земельных участков, принадлежащих частным лицам. Правовое градорегулирование необходимо при наличии института частной собственности на недвижимость, но «не живёт» в условиях, когда такой институт отвергается, а взамен него функционирует институт сосредоточения всех ресурсов в руках государства.

В дореволюционной России существовало законодательство, которое регулировало земельно_имущественные отношения на государственном и местном уровнях и определило принципы взаимодействия между собственниками земли, местными органами власти и государством. Для царской России были характерны колебания от жесткого централизованного управления до децентрализованного регулирования и широкой поддержки частновладельческих интересов.

Любое правовое государство, в котором существует право частной собственности на землю, имеет и правовые нормы, ограничивающие частное право в интересах общества. В законодательстве дореволюционной России также существовали нормы, ограничивавшие интересы собственников на использование земельных участков.

Дореволюционное право относило городские земли к недвижимому имуществу, их правовой режим изучался в основном наукой гражданского права. Законодательство различало вотчинный спор, то есть спор о праве собственности на земельный участок, и межевой спор, то есть спор о границах и местонахождении земельного участка. Вотчинный спор и межевой спор имели разную подсудность.

Дореволюционное строительное законодательство окончательно сформировалось в период действия Устава строительного, кодифицированного как свод узаконений по строительной части в 30_х гг. XIX в. и действовавшего до 1917 г. Законодательство данного периода устанавливало ограничения частновладельческих интересов при использовании земли для строительства в городах. Использование улиц, площадей и иных мест общего пользования регулировалось нормами публичного права, а частных владений — нормами соседского (частного) права. Любое поселение, как это трактовалось в Уставе строительном, могло возникнуть только в результате распланировки территории, а «города строились не иначе, как по планам, в установленном порядке утверждаемым».

Все постройки в городе возводились в соответствии с городским планом, все «изменения» в плане трактовались и регламентировались Уставом строительным, а позднее, в период городовых реформ конца XIX века, и обязательными постановлениями городских дум для городов, принявших Городовое положение.

Устав строительный был издан в 1832 г. Он объединил все законы в данной сфере и действовал до национализации земли в 1917 г. Устав переиздавался с дополнениями и изменениями три раза — в 1842, 1857 и 1900 гг. В результате городовых реформ 1870 и 1892 гг. в Уставе остались лишь общие положения, а города получили право издавать постановления городских дум по строительству, стали допускаться отклонения от правил Устава, больше свободы появилось у частных застройщиков.

После введения Нотариального положения (1866 г.) частная собственность на землю юридически оформилась в современном ее понимании, и крепостные дела перешли из палат суда к нотариусам. «Собственник имеет право полного и исключительного господства над поверхностью своего участка в пределах его границ, вверх, над определенным пространством воздуха, и вниз, над недрами земли» — на основе такого определения строились правовые отношения между частными собственниками (соседское право), а также между частными собственниками и обществом (публичное право).

Практически всё, что Россия наработала в результате более чем 400 летнего периода регулирования земельных отношений, ликвидировали декреты о земле (1917 г.) и оботмене частной собственности (1918 г.).

Декрет о земле, объявив отмену частной собственности на все категории земель, определил, что земля не может продаваться, покупаться, сдаваться в аренду или залог, а также каким-либо иным способом отчуждаться. В отношении усадебных городских земельных участков декрет установил, что они вместе с домашними садами и огородами остаются в пользовании прежних владельцев, причем размер самих участков и величина налога за пользование ими должны быть определены в последующем в законодательном порядке. В Инструкции по применению Положения о социалистическом землеустройстве Наркомзема (1919 г.) была специальная статья об отводе земель городам, в которой отмечалось, что земли, отведенные городам, поступают в распоряжение городских советов. Земельный кодекс, введенный в действие 1922 г., установил порядок, при котором действия земельных органов перестали распространяться на городские земли.

В целях «укрепления правового положения застройщиков» декретом ВЦИК и СНК в1922 г. был введен институт права застройки, в соответствии с которым городские земельные участки предоставлялись застройщикам по договору права застройки на срок до 20 лет для деревянных строений и до 49 лет для каменных строений. Это означало фактический возврат на короткий период системы частного (но срочного) землепользования, предполагавшего право залога, продажи, дарения и иных операций с землей, принадлежащей застройщикам по праву застройки. Однако постепенно право застрой ки вытесняется правом бессрочного пользования. Постановление ВЦИК и СНК 1932 г. «О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования» безоговорочно утвердило главенствующую роль бессрочного пользования, а срочное было сохранено лишь для земельных участков, отводимых для индивидуального жилищного строительства.

Читайте также:  Сметная документация в строительстве это

Третий этап — с 1992 по 1998 г. Этот этап начался с введения в действие Федерального закона от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации» и продолжался вплоть до принятия первого Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. Характеристики рассматриваемого этапа в значительной мере определяются особенностями ФЗ «Об основах градостроительства в Российской Федерации», которые можно свести к следующим основным положениям.

1. Это первый с 1917 г. закон о градостроительной деятельности в России. В социалистический период истории страны, когда земля была изъята из гражданского оборота, процесс градостроительства начинался и заканчивался в рамках государственных структур. С правовой точки зрения градостроительство было не чем иным, как отношениями между публичными юридическими лицами. А поскольку такие отношения не требовали вмешательства закона, уровень правового регулирования не поднимался выше ведомственных нормативных актов административного характера.

2. Указанный федеральный закон провозгласил приоритетную цель установления основ федеральной градостроительной политики. При этом в законе отсутствовало четкое указание на область и предмет его регулирования. В условиях начинавшегося в то время трудного и противоречивого процесса перехода к рыночным отношениям, смены приоритетов в расстановке задач государства и резкого сокращения его бюджетных возможностей такая целевая установка закона заведомо должна была способствовать тому, чтобы «отодвинуть» его в сторону от реальных процессов и сделать в значительной степени второстепенным, декларативным и малоэффективным. Что, собственно, и произошло. Поэтому законодательное решение вопроса о предмете законодательства о градостроительной деятельности и его месте в системе законодательства оказалось отложенным на несколько лет.

3. Закон не утверждал правовых принципов регулирования в условиях рынка недвижимости. При этом он закрепил выраженную установку на утверждение значимости градостроительной «отрасли» как системы государственного регулирования по принципу вертикального соподчинения властей сверху донизу.

Например, органам архитектуры и градостроительства предоставлялось право устанавливать административную черту городов, при том что органы местного самоуправления наделялись только соподчиненным правом согласования этих действий. Главной задачей закона было закрепление «градостроительной отрасли» как таковой, с подчинением этой главной задаче всех иных вопросов, в том числе юридического закрепления методов градорегулирования в условиях рынка недвижимости, но решение этих вопросов откладывалось на потом. Таким образом, в силу противоречивости содержащихся в нем положений, закон носил промежуточный, временный характер. Иными словами, в нем отсутствовали «опережающие» установки на обеспечение базовых условий, при которых система градорегулирования могла бы проявить себя как действенный механизм инициирования и упорядочения процессов реформирования в сфере недвижимости. По причине фактической «индифферентности» к рыночным преобразованиям закон автоматически и неизбежно почти сразу после его принятия стал второстепенным и малозначащим. Развитие градорегулирующих процессов в этот период стали определять другие федеральные законы, находящиеся вне сферы градостроительного законодательства, прежде всего Земельный кодекс РСФСР от 1991 г., Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 г.

4. Федеральный закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации» в неявном виде, но фактически утвердил исключительное применение принципа «целевого назначения» в ущерб практикуемому в рыночных условиях принципу зонального ре_

гулирования назначения недвижимости. Зонирование предстало преимущественно в виде технологических (функциональных) этапов последовательного установления целевого назначения объектов недвижимости как однозначно определенного единственно возможного вида использования каждого объекта в отдельности.

5. Несмотря на «индифферентность» градостроительного законодательства в рассматриваемый период к требованиям развития рынка недвижимости, на местном уровне шла работа по подготовке проектов правил землепользования и застройки, основанных на градостроительном (правовом) зонировании.

6. Для деятельности по градостроительному зонированию в рассматриваемый период были формально-юридические основания.

Во-первых, в состав предметов ведения органов местного самоуправления входило «регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований», что было закреплено Федеральным законом от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подп. 9 п. 2 ст. 6 «Предметы ведения местного самоуправления»).

Во-вторых, возможность использовать зональный принцип установления назначения земельных участков и иных объектов недвижимости определялась трактовкой понятия «целевое назначение земель», содержащегося в Земельном кодексе РСФСР от 1991 г.

В кодексе отсутствовал однозначный ответ на вопрос, что считать целевым назначением конкретного участка — весь список разрешенных для соответствующей категории земель объектов или тот конкретный объект, который на данном участке сейчас расположен или запроектирован. Данное обстоятельство позволяло отдать предпочтение первой трактовке, согласно которой целевое назначение конкретного участка определяется всем списком разрешенных объектов для соответствующей категории земель.

Это явилось необходимым правовым основанием для разрабатываемых в то время в городах России проектов правил землепользования и застройки, основанных на принципах градостроительного (правового) зонирования, когда соответствующие разделы правил устанавливали списки разрешенного использования земельных участков, расположенных в тех или иных территориальных зонах. Что касается действовавшего на то время градостроительного законодательства, то оно (в отличие от земельного) фактически закрепляло только один разрешенный вид использования конкретного участка, то есть блокировало возможность использовать зональный принцип установления назначения земельных участков и иных объектов недвижимости.

В-третьих, была возможность использовать не только процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства (в качестве фактически единственного на то время типа процедур), но и иные процедуры, когда земельные участки при наличии установленных правовым зонированием градостроительных регламентов могли формироваться до начала проектирования и строительства и, соответственно, предоставляться до начала указанных действий на долгосрочных правах собственности или долгосрочной аренды. Эта возможность следовала из нормы ст. 28 («Порядок предварительного согласования места размещения объекта») Земельного кодекса РСФСР:

Четвёртый этап — с 1998 по 2001 г. Это период действия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. вплоть до принятия Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (ЗК РФ).

Для развития основанной на градостроительном зонировании системы градорегулирования принятие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ от 07.05.98) было важно в следующих отношениях.

1. Наличие в федеральном законе норм о градостроительном зонировании положительно повлияло на распространение правовых методов градорегулирования. В этот период были приняты в качестве нормативных правовых актов органов местного самоуправления правила землепользования и застройки для Казани, Самары, Хабаровска, Уфы. Начались подобные работы в ряде других городов.

2. В качестве юридической нормы был закреплен базовый принцип зонального регулирования: «Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости» (п. 4 ст. 39 ГрК РФ от 07.05.98).

Эта норма стала и продолжает быть лакмусовой бумагой для определения того, существует градостроительное зонирование или нет.

3. Законодательно было закреплено положение, согласно которому градостроительные регламенты разрешенного использования недвижимости исходно содержатся не в градостроительной документации и не в государственном градостроительном кадастре, а в местных нормативных правовых актах — правилах землепользования и застройки: «…градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны» (ст. 1 ГрК РФ от 07.05.98). Это положение снимало юридическую неопределенность, связанную с фактическим отсутствием регламентов в ситуации, когда многоуровневая градостроительная документация использовалась лишь как технологическое средство определения «целевого назначения» каждого отдельного земельного участка и объекта недвижимости. Другими словами, на практике под «зональной терминологией» скрывался прямо противоположный зональному индивидуальный подход к регламентированию назначения недвижимости, теперь же в обязанность вменялось применение не мнимого, но подлинного зонального подхода.

Результатом вышеперечисленных разнонаправленных движений — как в сторону рынка недвижимости, так и прочь от него — было в большей степени «топтание на месте», чем продвижение вперед.

Пятый этап — с 2001 по 2004 г. Это период действия ГрК РФ от 07.05.98 и ЗК РФ вплоть до принятия ГрК РФ. Существенным событием в развитии системы градорегулирования на принципах градостроительного зонирования стало принятие в конце 2001 г. ЗК РФ. Примечательным это событие было в следующих отношениях. Во-первых, ЗК РФ фактически воспроизвел и закрепил нормы правового зонирования, которые четыре года ранее появились в ГрК РФ от 07.05.98. Тем самым была подчеркнута значимость именно этого компонента градорегулирования, что сказалось на активизации деятельности администраций городов в части введения правового зонирования (например, Хабаровска, Самары, Калининграда, Перми, Чебоксар, Саратова, Владимира, Ульяновска, Нижнего Новгорода и др.).

Во-вторых, в ЗК РФ были усилены и детализированы некоторые нормы, относящиеся к правовому зонированию. Речь идет преимущественно о нормах ст. 83 ЗК РФ:

— «границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне»;

— «правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно_делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков)»;

— «для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений»;

В-третьих, в ЗК РФ оказались некоторые нормы, которые могли бы иметь негативные последствия для дальнейшего развития событий в сфере градорегулирования. ЗК РФ установил возможность иного, чем в ГрК РФ от 07.05.98, определения предмета законодательства о градостроительной деятельности. Нормой ч. 2 ст. 7 ЗК РФ устанавливалось, что «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов».

В начале шестого этапа, с принятием ГрК РФ и Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», были установлены правовые последствия, наступающие по истечении определенного срока при отсутствии правил землепользования и застройки. Также установлена норма, согласно которой с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки не допускается предоставлять частным лицам для строительства земельные участки, выделенные из состава государственных или муниципальных земель.

С введением данной нормы градостроительное зонирование для органов местного самоуправления перестало быть факультативным действием по принципу «хочешь — делай, не хочешь — не делай», причем отсутствующие правила землепользования и застройки, документация по планировке территории легко замещались суррогатными схемами регулирования — институтом «предварительного согласования мест размещения объектов строительства».

Контрольные вопросы:

1. Назначение законодательства о градорегулировании?

2. Публичные субъекты, уполномоченные ограничивать права использования и изменения объектов недвижимости?

3. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования?

Читайте также:  Строительство как бизнес плюсы и минусы

4. Технология зонального установления прав использования и изменения объектов недвижимости?

5. Разрешение на строительство?

6. Информация о градорегулировании?

7. Участие граждан в градорегулировании?

8. Содействие местному градорегулированию со стороны государства?

9. Метаморфозы зонирования. Три типа систем градорегулирования?

10. Основные итоги и текущий этап развития законодательства о градостроительной деятельности в России?

Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по применению сметных норм (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях методологического обеспечения применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы и монтаж оборудования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

1.2. В Методических рекомендаци* к сметным нормам относятся сметные нормы на строительные, специальные строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные работы (далее — ГЭСНп) и монтаж оборудования (далее — ГЭСНм). Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

1.3. Методические рекомендации могут быть использованы при применения сметных норм в случае выполнения строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ и монтажа оборудования в более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными сметными нормами, а также положения по применению сметных норм при осуществлении демонтажных работ.

1.4. Методическими рекомендациями предусмотрены положения по применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

1.5. Положения Методических рекомендаций являются рекомендательными при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.

1.6. Сметные нормы являются составной частью системы нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве и предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых и достаточных для выполнения строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ и монтажа оборудования.

1.7. Сметные нормы используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства ресурсным методом, формировании начальной (максимальной) цены при подготовке закупочной документации, разработке единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.

1.8. Сметные нормы, а также полученные на их основе ресурсные показатели, могут быть использованы при разработке проектов организации строительства (далее — ПОС), для определения продолжительности выполнения работ, определения производственных норм расхода материалов, аналитических и иных целей.

Для взаиморасчетов за выполненные работы сметные нормы не предназначены.

1.9. Сметные нормы разработаны на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: cyberpedia.su

Этапы развития мостостроения в России

Мосты, несомненно, являются очень специфическим типом сооружений.

Однако их архитектура развивалась, развивается в определенном контакте с общей эволюцией зодчества, отражая (более конкретно или опосредованно) черты архитектурного стиля эпохи.

Наиболее полно историю мостостроения России можно проследить, начиная с последней трети XVIII в. до XX в.

Этот период характеризуется мощным прорывом в сфере социально- экономической жизни и идеологии.

В этот период наряду с такими материалами как дерево и камень (рис. 5.41) в строительстве мостов начинает использоваться металл.

Прачечный мост через р. Фонтанку в Санкт-Петербурге. 1766—1769 гг

Рис. 5.41. Прачечный мост через р. Фонтанку в Санкт-Петербурге. 1766—1769 гг.

Россия вступила в стадию промышленного переворота несколько позднее, чем более развитые страны Европы.

Первый чугунный мост был построен в Англии в 1779 г., а уже в середине 1780 г. была создана серия пешеходных металлических мостов в парках Царского Села.

Первый из них запроектировал архитектор Кваренги. Мост был построен в 1783—1784 гг.

Конструкция мостов состояла из железных арок, чугунных плит настила и железных перил (рис. 5.42).

Проект металлического моста для Царского Села. 1783 г. Архитектор Дж. Кваренги

Рис. 5.42. Проект металлического моста для Царского Села. 1783 г. Архитектор Дж. Кваренги

В 1793 году были изготовлены пролетные строения для двух железных мостов Санкт-Петербурга сооруженных в Таврическом саду пролетом 10,6 м и 13 м (Рис. 5.43).

Металлический мост в Таврическом саду в Санкт-Петербурге

Рис. 5.43. Металлический мост в Таврическом саду в Санкт-Петербурге.

В этот период архитектурно-художественная сторона проектирования и строительства мостов в России достигла подлинных вершин творческого мастерства. К проектированию были привлечены архитекторы: Кваренги, Камерон, Баженов, Старов.

В России архитектура мостов приобрела ансамблевый характер, что является подтверждением расцвета русского градостроительства.

Конец XVIII — до последней трети XIX века — эпоха расцвета классицизма в России, стремящаяся к созданию целостных градостроительных композиций. Мосты в это время рассматривались как важные объекты архитектурного творчества наряду с гражданскими объектами — жилыми и общественными зданиями. Понимание эстетической значимости мостов просматривается в решении общей композиции моста, проработке их деталей, ансамблевой взаимосвязи с окружающей средой.

Выдающимися образцами зодчества конца XVIII века являются ансамбли гранитных набережных Санкт-Петербурга. Мосты пригородных парков Павловска, Царского села, Гатчины. Немало каменных мостов было построено в ансамблях дворянских усадеб.

В 1780—1790-х гг. развернулось строительство многочисленных каменных мостов на шоссе Петербург — Москва. Оно велось в основном по типовым проектам, утвержденным в 1786 г (рис. 5.44). Некоторые из этих мостов сохранились (в их числе — трехпролетный мост через р. Питьбу недалеко от Новгорода).

Типовой проект каменных мостов для шоссе Петербург — Москва. 1786 г. Инженеры П. Соймонов, К. Реан, С. Зиновьев

Рис. 5.44. Типовой проект каменных мостов для шоссе Петербург — Москва. 1786 г. Инженеры П. Соймонов, К. Реан, С. Зиновьев

Первая треть XIX в. — период высокого расцвета русского мостостроения. В эти годы происходит дальнейшее совершенствование конструкций мостов. Все шире и смелее используется чугун и железо. Изящество и стройность общего абриса мостов сочетаются с тщательной проработкой их малых архитектурных форм. Мосты стремились строить «с надлежащею прочностью и красотой».

В 1806 году в Санкт-Петербурге были построены два трехпролетных чугунных моста. Один перекрыл Сальнобуянский канал Невы (рис. 5.45). Пролет моста (19,2 м) был перекрыт ажурной ребристой аркой, отлитой из чугуна. Еще более надежная система была разработана мостостроителем Гесте В. И. — в виде сводов из чугунных ящиков (рис.

5.46).

Мост через Сальнобуянский канал в Петербурге. 1805—1806 гг

Рис. 5.45. Мост через Сальнобуянский канал в Петербурге. 1805—1806 гг.

Эта конструкция мостов была положена в основу разработки «образцового» типового проекта металлического моста. По этому проекту были построены в 1810 году — Красный, Синий, Поцелуев мосты через р. Мойку.

Мост через р. Мойку на Невском проспекте в Петербурге. 1806 г

Рис. 5.46. Мост через р. Мойку на Невском проспекте в Петербурге. 1806 г.

Архит. В. Гесте. Гравюра начала Х1Хв.; Конструкция блока-«ящика»

В 1820 году в России началось строительство первых висячих железных мостов. Они привлекли внимание мостостроителей смелостью технических решений, рациональностью использования высокой несущей способности железа, новизной и выразительностью архитектурного облика.

Активно пропагандировал висячие мосты инженер Г. Третер. Он говорил, что «цепные мосты обладают такой легкостью и элегантностью, которой нельзя достичь при других конструктивных системах».

1823—1824 гг. в Петербурге было построено 3 цепных моста: два пешеходных (в Екатерингофском парке и через р. Мойку) и один транспортный Пантелеймоновский мост через р. Фонтанку (рис. 5.47) пролетом 43 м в Летнем саду (инженеры Третер и Христианович).

Пантелемоновский мост через р. Фонтанку в Петербурге. 1823—1824 гг. Гравюра 1820-х гг. по рисунку инж. Г. Третера

Рис. 5.47. Пантелемоновский мост через р. Фонтанку в Петербурге. 1823—1824 гг. Гравюра 1820-х гг. по рисунку инж. Г. Третера

Висячие мосты появились и в других городах. В подмосковной усадьбе Кузьминки архитектор Жилярди в 1825 г. Построил цепной мост.

Инженер Девите в 1825 году построил в Москве через р. Яузу «проволочный» пешеходный мост (рис. 5.48). Это было новое смелое решение.

Пешеходный мост через р. Яузу в Москве с несущими кабелями из проволок. 1825 г. Чертеж 1820-х гг

Рис. 5.48. Пешеходный мост через р. Яузу в Москве с несущими кабелями из проволок. 1825 г. Чертеж 1820-х гг.

В провинции и в других городах возводилось много деревянных мостов балочного и подкосного типа со свайными и ряжевыми опорами. Применялись деревянные фермы для перекрытия однопролетных мостов. Примером может служить деревянный мост через Тве- рецкий канал в Вышнем Волочке, состоящий из брусьев, подвешенных на одной арке (рис. 5.49).

Деревянный мост через Тверецкий канал в Вышнем Волочке

Рис. 5.49. Деревянный мост через Тверецкий канал в Вышнем Волочке:

а — мост, построенный в 1807—1808 гг. Обмерный чертеж 1844 г.; б — мост, построенный в 1845—1846 гг. Проект

Наряду с балочными и подкосными применялись мосты с деревянными арками и каменными опорами. В них прочность и долговечность сочетаются с ажурностью деревянных конструкций (рис. 5.50).

Эстетические особенности мостов проявлялись в решении ограждений мостов (рис. 5.51).

Одним из крупнейших сооружений того времени стал многопролетный мост через р. Волхов в Новгороде 1824—1831 гг., выполненный под руководством Рейхеля (рис. 5.52). Мост имел каменные опоры и деревянные пролетные строения: пять средних пролетов были перекрыты арками, боковые — подкосными системами. Один из боковых пролетов был сделан подъемным. Пролеты изменялись от 10 до 21,5 м к середине.

Мосты с каменными опорами на шоссе Петербург — Москва. 1821—1822 гг. Инж. Г. Третер

Рис. 5.50. Мосты с каменными опорами на шоссе Петербург — Москва. 1821—1822 гг. Инж. Г. Третер:

а — мост в Бабине; б — мост в Любани (внизу показан прежний мост)

Каменные шоссейные мосты 1820-е гг

Рис. 5.51. Каменные шоссейные мосты 1820-е гг.:

а — проект каменного моста для шоссе Петербург — Москва. 1823 г. (инж. Г. Третер.); б — мост на шоссе Петербург — Царское Село. 1820-е гг.; в, г — «образцовые» (типовые) решетки для мостов и труб.

Конец 1820-х — начало 1830 гг.

Мост через р. Волхов в Новгороде. 1824—1831 гг

Рис. 5.52. Мост через р. Волхов в Новгороде. 1824—1831 гг.

Мост через р. Мету у Бронниц на шоссе Москва Петербург

Рис. 5.53. Мост через р. Мету у Бронниц на шоссе Москва Петербург.

Наиболее грандиозным сооружением на шоссе Москва — Петербург стал пятипролетный мост через р. Мету у Боровиц 1837—1842 гг. (рис. 5.53). Мост пересекал реку пятью пролетами по 48 м, опоры каменные с гранитной облицовкой. Деревянные пролетные строения представляли конструкцию комбинированного типа, соединявшую элементы арки, подкосной системы и фермы с однорядными раскосами и стойками.

Мост был закрыт сверху двухскатной крышей. Быки моста получили надстройки, композиционно увязанные с галереями, а торцовые — оформлены въездными павильонами, построенными из кирпича. Фасады павильонов были оштукатурены и обработаны рустом.

В период классицизма пространство магистральных дорог осознавалось как объект архитектурного творчества, что было закономерным следствием общей системы эстетических воззрений эпохи Просвещения. Мосты рассматривались как важные компоненты протяженного, воспринимаемого в движении пространственного ансамбля дорожных зданий и сооружений, выдержанных в едином архитектурнохудожественном стиле. Отсюда то гармоничное единство технического и архитектурного совершенства, которое было достигнуто во многих мостах, сооружений на главных магистральных дорогах России того времени.

Источник: studme.org

Рейтинг
Загрузка ...