Ростехнадзор разъясняет: Пуск газа или ввод в эксплуатацию газовых объектов (до 2021г.)
Необходимо ли участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведение пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании.
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), который в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» подписывается Исполнителем и Заявителем.
1 Сооружения на подземных газопроводах
На основании вышеизложенного, участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведения пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании не требуется.
Комментарий от нас:
При пуске газа по Москве и Московской области участие представителя Ростехнадзора все-таки требуется, так как на стадии технологического присоединения Мособлгаз требует от заявителей, а те в свою очередь от монтажников, приложить к пакету документов так называемые формы 13-15 это «Акт приемки газопроводов и газоиспользующей установки для проведения комплексного опробования (пусконаладочных работ)», а также АКТ приемки законченного строительством объекта сети газораспределения, АКТ приемки газорегуляторного пункта в эксплуатацию, АКТ приемки в эксплуатацию газопроводов и газоиспользующей установки после пусконаладочных работ, в которых требуется подпись представителя Ростехнадзора, на основании своего Приказа ГУП МО «Мособлгаз» №617 от 30.11.2016 «Об утверждении Перечня исполнительно-технической документации, представляемой при сдаче в эксплуатацию газифицируемых объектов московской области».
Эти приказ и формы опубликованы на сайте https://tp.mosoblgaz.ru/docs/?DOCS_TYPE=273
Вопрос от 28.03.2019:
ТРЕБУЕТСЯ ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛИБО НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ С ДАВЛЕНИЕМ ПРИРОДНОГО ГАЗА ДО 0,6 МЕГАПАСКАЛЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО?
Ответ: Федеральным законом №330 от 03.08.2018 года внесены изменения в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании чего получение разрешения на строительство объектов газораспределения и газопотребления с давлением природного газа до 0,6 мегапаскаля включительно не требуется.
подземный или надземный газопровод
Согласно части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, экспертиза проектной документации не проводится.
Вопрос от 27.11.2018:
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в часть 17 статьи 51 ГК РФ. Таким образом, с 14 августа 2018 г. работы по строительству, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, отнесены к работам, на осуществление которых не требуется получение разрешения на строительство, и соответственно, негосударственная экспертиза проектной документации.
Вместе с тем, нормами п. 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870) установлено, что при приемке сетей газораспределения и газопотребления строительная организация представляет приемочной комиссии, кроме прочих документов, положительное заключение экспертизы на проектную документацию.
Прошу разъяснить позицию Ростехнадзора по данному вопросу.
Ответ 1: Согласно пункту 4_4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Верховенство федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы.
Также согласно пункту 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Ответ 2: В соответствии с требованиями пункта 19 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870, проектная документация на сети газораспределения и газопотребления должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно подпункта «а» пункта 88 Технического регламента оценка соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям Технического регламента осуществляется при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления в форме экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 №330-ФЗ «О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», получение разрешения на строительство. Реконструкцию объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0, 6 мегапаскаля включительно, не требуется.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, экспертиза проектной документации не проводится. Таким образом, для таких объектов исключается требование градостроительного законодательства о проведении оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов.
Вопрос от 22.11.2018:
В связи с многочисленными запросами, поступающими от субъектов предпринимательской деятельности, по вопросу порядка ввода в эксплуатацию объектов наружного газоснабжения управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) информирует.
Ответ: Ростехнадзор не осуществляет надзор за строительством сетей газораспределения и газопотребления, за исключением строительства объектов капитального строительства I, II класса опасности.
В соответствии с пунктом 93 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 (далее «Технический регламент»), приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входит представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 97 «Технического регламента» формируется документ, подтверждающий соответствие параметров построенной или реконструированной сети газораспределения и газопотребления параметрам, предусмотренным проектной документацией. Далее на основании пункта 98 «Технического регламента» оформляется акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и является документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным «Техническим регламентом» и иными техническими регламентами.
Вопросы ввода в эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Дополнительно сообщаем, что если на объекте используются сети газораспределения и газопотребления с давлением более 0,005МПа, то они, в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относятся к опасным производственным объектам. Поэтому после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию в 30-дневный срок организация или индивидуальный предприниматель должны зарегистрироваться в государственном реестре опасных производственных объектов. Далее получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности. Данные услуги предоставляются Ростехнадзором.
Вопрос от 19.06.2019:
Необходимо ли участие представителей Ростехнадзора при приемке объектов газопотребления на низком давлении газа?
Ответ: Вне зависимости от давления газа приемка сетей газораспределения и газопотребления построенного объекта осуществляется в соответствии с требованиям пунктов 2 и 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, с изменениями на 14.12.2018, приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входит в том числе представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в сфере промышленной безопасности.
Вопрос от 19.04.2018:
Необходимо ли участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведение пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании?
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 «Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), который в соответствии с » постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» подписывается Исполнителем и Заявителем.
На основании вышеизложенного, участие представителя Ростехнадзора в комиссии по приемке в эксплуатацию сети газопотребления для получения разрешения на пуск газа и проведения пуско-наладочных работ на газоиспользующем оборудовании не требуется.
Комментарий от нас:
Таким образом, получается противоречие — в новых редакциях документов
-
и »Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 №713 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» не требуется участие инспектора Ростехнадзора при пуске газа, но в документе требуется.
При регистрации нового ОПО сети газопотребления поступаем так — берем письмо на вызов инспектора (бланк), закидываем в Ростехнадзор, получаем письмо -отказ , что не требуется, прикладываем к комплекту документов и сдаем в Ростехнадзор без подписи инспектора на акте приемки в эксплуатацию.
Вопрос от 13.03.2016:
Какие документы необходимы для приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта системы газоснабжения?
Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.
Полный перечень документов, обязательных при приёмке в эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, установлен п. 95 указанного раздела.
Вопрос от 12.2014:
Ростехнадзором получено обращение с просьбой разъяснить, требуется ли разрешение Ростехнадзора на пуск газа для проведения пуско-наладочных работ газовой котельной, если получение такого допуска не предусмотрено проектом?
Ответ: Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса подготовлен следующий ответ.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Другие новости в группе «Нормативные документы»
(перемещение по новостям в группе)
Комментарии
Котельная была построена в 20019 год, был временный пуск, с апреля 2010 года она не работает. Сейчас руководство ставит вопрос о пуске ее в эксплуатацию. Требуется пуско-наладка оборудования? Какой нормативный акт предоставить руководству
Войдите чтобы написать комментарий:
Спасибо за разъяснения.
Войдите чтобы написать комментарий:
В поселке построен газораспределительный газопровод, который принадлежит физическому лицу. Один из собственников жилых домов рядом с данным газопроводом с согласия владельца этого газопровода осуществил подключение своего дома к нему. Подключение осуществляла газораспределительная организация, построив газопровод-ввод и зарегистрировав на него право собственности.
Впоследствии от этого газопровода-ввода газораспределительная организация без согласия (п. 34 Правил 1314) собственника газораспределительного газопровода подключила других собственников жилых домов вдоль улицы. Является ли подключение других собственников жилых домов к газопроводу-вводу принадлежащему газораспределительной организации без согласия собственника газораспределительного газопровода, нарушением п. 34 Правил 1314?
П. 34 постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 содержит требование оформления согласия собственника сети газораспределения и (или) газопотребления, к которой производится подключение нового абонента. Согласие собственников иных сетей данными правилами не предусмотрено.
Войдите чтобы написать комментарий:
Мы купили зу с ШРП ,заключили договор на поставку газа, но всвязи стем что мы только проектируем объект сейчас в райгаз по нашему заявлению отрезал нас временно по линии разграничения, должны ли мы регистрировать сейчас не работающую и отрезанную шрп как опасный объект в Ростехнадзоре?
ИсточникКак правильно поставить газопровод на учет
Газопровод, будь то высокого или низкого давления – это важнейшая часть инфраструктуры любого поселка, СНТ, поскольку этот объект регламентируется множеством законодательных актов, он подвергается в дальнейшем и более тщательной проверке. Кроме того, газовые трубы представляют собой источник повышенной опасности и тем самым становятся объектом еще более пристального внимания контролирующих органов. Именно поэтому важно все верно оформить с правовой точки зрения: грамотно оформить земельный участок под газопроводом, поставить газопровод и все составные части в виде ГРП на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на газопровод как линейноесооружение.
Технические планы
Еще до момента подачи заявки на постановку газопровода на кадастровый учет следует заняться составлением грамотного технического плана. Существует некая правовая неопределенность, несмотря на большое количество актов и указов, является ли такой объект недвижимостью или исключительно техническим сооружением. Поэтому для составления подобного технического плана следует привлекать кадастровых инженеров, обязательно имеющих опыт в работах этого типа. Кроме того, необходимо заказывать технический план в специализированной компании, которая имеет в штате как аттестованных при Росреестре кадастровых инженеров, так и опытных геодезистов.
Необходимо учитывать также, что наземный и подземный трубопровод – это два совершенно разных типа объекта. В случае, когда газовое обеспечение имеет подземный тип, могут понадобиться геологические исследовательские работы, а значит, в итоге стоимость работ увеличится.
Разделяют также два типа газопровода – высокого и низкого давления. Конструктивно они имеют множество различий, по-разному обслуживаются и проверяются. Поэтому для них необходимо составлять раздельные технические планы. Целесообразно сразу же заказывать и план участка земли, чтобы совместить эти виды работ.
Особую сложность представляет собой газопровод как линейное сооружение в густонаселенных жилых объектах. Его главная особенность состоит в том, что из-за своей протяженности газопровод проходит сразу через несколько участков с разными владельцами. Поэтому очень важно учесть информацию о межевании земельных территорий и верно отразить ее в итоговом техническом плане.
Одним из Приказов Министерства Экономического развития четко определяется, как именно должен быть составлен технический план на любые линейные сооружения, к которым относятся и газовые трубы. Оформлять документы следует как на отдельную зону трубопровода в границах одного кадастрового округа, так и на весь объект в целом. Именно поэтому технический план таких объектов очень сложен в исполнении: при прокладке труб используется кратчайший маршрут, но при этом никто не учитывает земельные границы, а потому план может занимать тысячи страниц в распечатанном виде. Особые требования предъявляются к таким частям документа как Описание расположения сооружения на выделенном участке и Заключение кадастрового инженера. В последнем должно указываться общее число зон, которое можно выделить в едином сооружении с указанием точного номера каждого кадастрового округа.
Кадастровый учет
Технический план на газопровод – не самый востребованный тип документа, так как ввод в строй газопроводов в эксплуатацию производится разумеется намного меньше чем тех же индивидуальных жилых домов, но без него невозможно обойтись при постановке на кадастровый учет. Простой пример: оформлять права на земельный участок с такой инфраструктурой по закону нельзя, пока газопровод не отражен в документах кадастровой палаты. В свою очередь, в обязательный пакет документов план входит всегда. Это касается как частных, так и муниципальных земельных участков. Особенно важно подтвердить собственность регистрацией в кадастре как можно более оперативно.
Кроме плана технического характера для государственной регистрации потребуется также подтверждение того, что земля под газопроводом уже находится в собственности того, кто оформляет в собственность и само линейное сооружение, если земля не в собственности, единственная возможность поставить на кадастровый учет новый газопровод- зарегистрировать долгосрочную аренду земельного участка.
К сожалению, на сегодняшний день кадастровым законодательством недостаточно точно описана процедура постановки на учет газовых сетей и сооружений. Поэтому нередко у инженеров этого ведомства возникают вопросы и в ходе изучения предоставленного пакета документов, и затем в процессе осмотра объекта на месте. Наличие всех обязательных документов еще не гарантирует успешного завершения процедуры, инженеры могут запросить дополнительные справки и подтверждения данных. Поэтому процесс внесения данных в кадастр и дальнейшей регистрации часто затягивается. Провести процедуру учета часто невозможно без профессиональных геодезистов и кадастровых инженеров, состоящих в СРО.
Чтобы ускорить весь процесс бюрократических согласований и даже непосредственно строительства, регистрацию газопровода можно начинать даже тогда, когда он еще не полностью достроен. Это немного сложнее, но такая практика существует.
В таком случае необходимо будет кроме технического плана предоставить некоторые дополнительные чертежи, строительную и проектную документацию, определенные разделы сметы. Также кадастровая палата может впоследствии уточнить данные относительно самого газопровода и участков, находящихся под ним. Эта процедура аналогичная изменению существующей записи в государственном Реестре недвижимости, но технически она гораздо более сложна. И еще одно условие постановки газопровода на кадастровый учет, независимо, низкого он или высокого давления- обязательна проектная документация на газопровод, изготовленная проектным бюро, состоящим в СРО.
Стоимость работы
В каждом отдельно взятом случае цена технического плана будет определяться индивидуально. В первую очередь, на итоговую стоимость повлияет протяженность объекта. Это очевидный фактор, который вытекает из самого определения линейного сооружения. Во-вторых, сложность конструкции также повлияет на расценки кадастровых инженеров.
Самыми дорогими с этой точки зрения будут геодезические работы. Если это новое инженерное сооружение, могут потребоваться геологические изыскания, ели же трубы уже старые или план необходимо скорректировать, придется применить специальное оборудование для их поиска и точного исследования местоположения, а также исследование материалов линейного сооружения с обязательной выдачей технического заключения.
Если уже существует какая-либо официальная документация на газопровод, на участок земли, это существенно упрощает задачу инженера и снижает стоимость работ. Но даже если нет никакой базовой информации, технический план можно создать буквально с нуля и в приемлемые сроки, если обратиться к профессионалам с опытом подобных работ.
Итог, вы построили газопровод, прежде чем его зарегистрировать в ЕГРН, необходимо вначале поставить на кадастровый учет. Для постановки газопровода на кадастр понадобится технический план (техплан), составленный аттестованным при Росреестре кадастровым инженером, состоящим в СРО. Также необходимы геодезические изыскания и проект на газопровод как на линейное сооружение.
Наши геодезисты и кадастровые инженеры, имеющие опыт составления техплана на газопровод, в кратчайшие сроки составят технический план на любой газопровод в Москве или Московской области, и гарантированно поставят газопровод на кадастровый учет и зарегистрируют в ЕГРН.
ИсточникО строительстве газопроводов и сроках подключения
В продолжение обзора о том, как «усовершенствовали» Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения выскажу пару интересных мыслей стоящих больших денег.
Не секрет что первейшая задача любых правил доступа к инженерной инфраструктуре сделать ее дешевле и доступнее (сократить сроки, количество документов и стадий). Собственно это следует из наших дорожных карт разрабатываемых правительством.
Логично и то, что если какая то ситуация не совсем укладывается в правила и ими урегулирована, толкование правил должно обеспечивать достижение описанной выше задачи.
Для защиты застройщика предусмотрен один принцип: в границах земельного участка, ему принадлежащего, строительство сетей производится им самостоятельно.
Собственно цель указанной номы проста – не заставлять застройщика бегать там, где ему землю не предоставляли или где он ее не покупал и где ее труднее оформлять. Собственно вопросы по оформлению земель для строительства необходимых сетей до тебя должна решить соответствующая организация (электросетевая, теплосетевая (теплоснабжающая) газораспределительная, водопроводно-канализационная).
Это позволяет сэкономить застройщику средства (финансовые на приобретение, аренду или сервитут дополнительных участков, временные, управленческие и т.д.)
Но как показала практика, несмотря на активные попытки что-то изменить в организациях монополистах, непреложной остается истина — застройщик построит и возведет сети даже с учетом времени на оформление прав на земли от участка, где будет располагаться его объект капитального строительства, до существующей сети быстрее как минимум на несколько месяцев, а иногда и на год, и как минимум на 25% дешевле.
Естественное желание застройщика оформить все земли для строительства сетей до участка, где будет находиться его объект капитального строительства и построить всё от сети от сетей монополиста до этого объекта самостоятельно, что он и делает.
В электро-, тепло-, водоснабжении и водоотведении обязательства сторон по договору о подключении по строительству сетей расписаны практически дословно следующим образом: в пределах участка застройщика строит он сам, за пределами монополист эксплуатирующий соответсвующую сеть.
Что такое участок застройщика правила подключение к указанным сетям не расшифровывают и не ограничивают, что участок должен быть один.
Отсюда следует, что если застройщик оформил права на все земельные участки до сети энергетиков или организации водопроводно-канализационного хозяйства, определить, какой из всех участков именно тот, в пределах которого сети строит сам застройщик, а за пределами исполнитель услуги по подключению, невозможно.
В результате застройщик спокойно строит так называемую «последнюю милю» самостоятельно. Исполнитель же просто осуществляет соединение построенной сети с существующей.
А теперь обратим внимание на п.п. 88 и 90 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, земельный участок, в пределах которого сеть газоснабжения строит застройщик это только тот участок, где располагается его объект капитального строительства.
Конечно, можно отметить, что сказано только про тех застройщиков, которые ввели объект в эксплуатацию и хотят перевести его на газ, поскольку указано слово «располагается».
Но в защиту противоположной позиции, безусловно, укажут, «земельный участок застройщика» как понятие расшифровывается для целей применения Правил вообще, а те регулируют подключение как существующего, так и строящегося объекта капитального строительства.
Более того естественно отметят что, если застройщик намерен строить газопровода за пределами участка где будет находиться его объект капитального строительства ему надо просто заявить только указанный газопровод, как объект, который он подключает к существующей газовой сети и заключить договор на его подключение.
Тогда тем более напрашивается вопрос, если застройщик и так имеет право построить газопровод за пределами участка, на котором будет располагаться его объект капитального строительства, зачем же ему мешать?
Ведь следование этой логике (при заявлении к кодключению объекта капитального строительства последнюю милю строит ГРО) приводит к тому, что застройщик сначала подает заявку на подключение газопровода, разрабатывает отдельный проект на строительство сети газораспределения, получает разрешение на строительство, строит и оформляет все документы для врезки, дожидается этой врезки и пуска газа в газопровод, получает разрешение на ввод.
Затем застройщик подает заявку на подключение от этого газопровода своего объекта капитального строительства и делает еще раз то же самое только в отношении объекта капитального строительства.
Естественно необходимость еще одной стадии не соответствует задаче обеспечения сокращения сроков подключения.
Усугубляется эта проблема еще и тем, что законодательство о ценообразовании не дает застройщику права выбора ставок платы, по которым рассчитывается стоимость мероприятий по строительству газопровода. Такое право в усеченном виде есть, например, в законодательстве об электроэнергетике.
Плата за подключение к сетям газоснабжения дифференцируется и применяется императивно, если границы вашего участка находятся на расстоянии менее 150 метров, вы обязаны внести плату за подключение на основании ставки за кубический метр подключаемой нагрузки.
И вот тут начинается интересная история, если существующий газопровод находится от участка застройщика хотя бы на расстоянии 10 см, вы заплатите ставку за кубический метр, причем она весьма «кусается» и будете вынуждены ждать, когда газораспределительная организация построит сеть этой незначительной длинны.
Собственно предложения простые:
Надо дать право застройщикам, если они этого хотят строить сети за границами участка, где планируется расположить их объект капитального строительства, если они могут оформить или уже оформили землеотводные документы на другие участки до газопровода.
Например сформировать пункт 90 таким образом:
90. Для целей настоящих Правил под границей земельного участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка или земельных участков участков застройщика либо границы иного недвижимого объекта.
Также разумно дать право выбора ставки либо за кубический метр, либо за длину газопровода, который необходимо проложить до участка застройщика.
Конечно будет вопрос как же газифицировать территорию с этим лоскутным одеялом из сетей, которые находятся в разных руках?
Мне кажется это не вопрос дорожной карты, она должна решать вопросы повседневные дать побыстрее и дешевле строить дома, предприятия, склады, и прочие объекты инвесторов.
Если газопровод, который построил частный застройщик необходим для газификации территории и этот застройщик не идет на контакт или его ожидания слишком завышены, всегда есть публично-правовые (выкуп для публичных нужд) или частно-правовые (сервитут) механизмы решения вопроса. А может быть и установить в законе обязанность подключать при условии внесения платы, например, рассчитанной как для ГРО.
ИсточникЮрист Лебедев Антон Дмитриевич
Суды пришли к правильному выводу, что указанный газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание производственного назначения, принадлежащее заявителю.
Суды пришли к правильному выводу, что заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие законность создания объекта, ввод его в эксплуатацию, которые являются необходимыми и достаточными для государственной регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя у Управления не имелось.
В связи с изложенным, кассационная коллегия признает, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав регистрирующий орган устранить допущенные нарушения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2015 по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-27634/2013 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее — департамент) к индивидуальному предпринимателю Горбунову Михаилу Петровичу (далее — предприниматель) о взыскании 26 697 руб. 58 коп. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также об истребовании из незаконного владения ответчика части находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703003:1857 площадью 10 кв. м путем демонтажа существующего газопровода, забора и газораспределительного шкафа, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора — общества с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее — общество) и общества с ограниченной ответственностью «ТрансКонтиненталь»,
решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2015 иск, с учетом увеличения суммы иска и уточнения предмета иска, удовлетворен. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 45 960 руб. 60 коп. неосновательного обогащения за период с 26.06.2013 по 22.12.2014 и 5 761 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за тот же период с начислением 8,25% годовых на взысканную сумму до фактического исполнения решения. Суд также истребовал из незаконного владения ответчика часть земельного участка площадью 10 кв. м, занятого газораспределительным шкафом, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703003:1857, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, 9я просека, путем демонтажа газораспределительного шкафа, газопровода и забора за счет средств ответчика.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2015, решение от 16.03.2015 изменено. В иске об истребовании из незаконного владения ответчика части земельного участка путем демонтажа газораспределительного шкафа, газопровода и забора отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент оспаривает судебные акты в части отказа в удовлетворении требований и ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы, принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что в собственности муниципального образования городского округа Самара находится земельный участок с кадастровым номером 63:01:0703003:1857, по которому проходит газопровод среднего давления, эксплуатируемый обществом (титульный собственник газопровода судами не установлен). Предприниматель является собственником прилегающего земельного участка с разрешенным видом использования под санаторий-профилакторий. Ответчиком на основании заключенного им с обществом договора от 03.08.2010 N 1605-00-10ЮМ-УР о подключении к газораспределительной системе были проведены работы по газификации принадлежащих ему объектов недвижимости путем строительства газопровода низкого давления с подключением его к существующему газопроводу среднего давления через газораспределительный шкаф, обеспечивающий понижение давления газа. Работы, как установлено судами, произведены на основании выданных технических условий, архитектурно-планировочного задания и в соответствии с проектом, разработанным обществом с ограниченной ответственностью СМК «Инженерные решения» и согласованным с Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, земляные работы выполнялись на основании разрешения, выданного Департаментом благоустройства и экологии городского округа Самары. Акты приемки законченных строительством объектов газораспределительной сети (надземного и подземного газопровода и ГРПШ-04-2У1) подписаны 02.12.2013 предпринимателем, представителем проектной организации, инженером технадзора СРГ общества и представителем Госгортехнадзора России старшим государственным инспектором по газовому надзору с указанием соответствия результата проектному решению и требованиям СНиП 42-01-2002.
В результате осуществления ответчиком данных работ часть газопровода и газораспределительный шкаф с ограждением были размещены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, при этом право пользования ответчиком частью такого земельного участка не было юридически оформлено, что и послужило поводом для обращения департамента в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что газопровод низкого давления и газораспределительный шкаф сооружены с соблюдением строительных норм и правил в соответствии с действующими в период работ Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, пунктами 15 и 16 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» (в настоящее время действуют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314), при наличии необходимых разрешений на технологическое подключение и надлежащим образом введены в эксплуатацию, угрозы жизни и здоровью граждан не представляют.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3), и если такие объекты предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, дальнейшее распоряжение такими участками путем предоставления их гражданам, юридическим лицам не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Правительством Российской Федерации во исполнение данной нормы закона издано постановление от 03.12.2014 N 1300, которое включает подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Суд округа указал, что технологическое присоединение систем газоснабжения объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, к существующим распределительным газопроводам, находящимся на муниципальных землях либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, неизбежно влечет фактическое использования таких земельных участков как при сооружении инженерных коммуникаций, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации. Между тем занимаемые такими сооружениями земельные участки имеют небольшую площадь (в данном случае — 10 кв. м), и оформление на них вещных или обязательных прав нецелесообразно и ведет к неоправданному дроблению земельных участков, что повлекло введение соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (статья 39.36).
Исходя из того, что отношения сторон, связанные с судьбой принадлежащего ответчику имущества, возникшие до 01.03.2015, не были урегулированы в судебном порядке вступившим в законную силу судебным решением до вступления в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции применил данную норму права, исключающую возможность демонтажа принадлежащего ответчику спорного имущества. При этом и оформление прав на земельный участок, занимаемый данными объектами, после 01.03.2015 в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
Отказать Департаменту управления имуществом городского округа Самара в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Источник