Разрешение на строительство: продление, отмена
Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.
Продлить нельзя отказать
В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
До 2023 года продлены сроки действия разрешений на строительство
Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:
- подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
- начать строительные работы до подачи такого заявления.
В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.
Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от № по делу № /2013, постановлениях АС МО от № /2016 по делу № /15, ФАС ДВО от № /2013 по делу № /2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /16, Десятого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /2016 и др.
Тема: «Продление разрешения на строительство»
Обратите внимание
Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от № /2016 по делу № /15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме и акты о приемке выполненных работ по форме , свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.
Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.
Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы и как доказательства начала строительства.
Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.
Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от № /2015 по делу № /2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от по делу № /2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?
Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.
Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.
Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от № ). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.
А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № /2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.
В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.
В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.
Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.
Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.
ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство.
Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.
Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.
В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.
Обратите внимание
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.
Например, как следует из Постановления АС СЗО от по делу № /2013, организация сообщила о выполнении:
- 100% земляных работ;
- 90% работ по созданию фундамента;
- 20% работ по прокладке инженерных сетей;
- 10% работ по возведению каркаса здания.
При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от по делу № ).
Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от № ‑4400 по делу № /2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.
Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях
Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от № /2013, /2015, /2015 по делу № /2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления [1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).
Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.
В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.
Некоторые выводы
Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.
[1] Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
ИсточникПродление разрешения на строительство
Прежде чем начать строительство объекта, нужно согласовать свои действия с муниципалитетом или другим ответственным органом — получить одобрение на работы. Оно имеет срок годности, в среднем – 5-10 лет. Зависит срок действия документа от проектной документации и назначения будущего объекта. Информация о том, как продлить разрешение на строительство, понадобится тем застройщикам, которые не успевают вовремя закончить работы.
На какой период возможна пролонгация
Срок разрешения на строительство обычно большой, а вот продлить его можно максимум на 12 месяцев. Иногда даже меньше – зависит от решения уполномоченного органа, который будет решать этот вопрос. Если продления на 12 месяцев не хватило, можно снова обратиться с заявлением.
Могут ли отказать?
Отказ возможен, если
- Срок разрешения подходит к концу, а строительство на земельном участке ещё не началось.
- Заявитель не донёс необходимые документы, которых не оказалось в первоначальном пакете.
- Нет финансовой «подушки»: финансовое учреждение не поручилось за действия застройщика и не взяло на себя ответственность за риски перед участниками долевого строительства.
Подача заявления
Увеличивать срок действия разрешения на строительство нужно заблаговременно, иначе в определённый момент работы на объекте окажутся незаконными, и их придётся приостановить. Действия по продлению отсчитываются от дня подачи заявления.
- Обратившись лично или через нотариально заверенного представителя в уполномоченный орган, который выдавал это разрешение;
- По электронной почте, если такой вид связи доступен (уточнить можно в уполномоченном органе, например, по телефону или на его сайте);
- Документы можно выслать по почте заказным письмом;
- Подать заявление через МФЦ или портал Госуслуги.
Какие документы нужны, помимо заявления?
- Оригинал первичного разрешения – бумаги, которую требуется продлить. Если продление происходит уже не в первый раз – то собрать все разрешительные бумаги за весь период;
- Копия проекта строительных работ с определением причины, по которой строительство не было закончено в срок. Для объектов ИЖС это не нужно.
Есть возможность также внести изменения в уже существующее разрешение.
- Подлинник разрешения;
- Градостроительный план участка;
- Документы компании, которая отвечает за участок и строительство (владелец участка, арендатор, подрядчик – на кого было оформлено разрешение);
- Документы о том, каким образом был сформирован участок (соединение нескольких или отмежевание от большего);
- Решение экспертов, допускающее внесение изменений в проект, из-за которого требуется изменить разрешение на строительство.
Сроки рассмотрения
Срок отсчитывается от принятия пакета документов в ведомстве. Бумаги не будут приняты, если пакет неполный.
Рассматривается заявление до 10 дней. Заявитель может выдать:
- Отказ в продлении или внесении изменений;
- Согласие. Тогда заявителю придётся подождать ещё 10 дней на получение нового разрешительного документа.
Почему разрешение на строительство может потерять силу
- Закончилось право использовать землю.
- Нет оригиналов документов в течение 2 месяцев, если разрешение на строительство было одобрено.
- Закончился срок действия разрешения, а заявления на продление не было подано.
- Застройщик отказался вести земельные и строительные работы, либо работы по восстановлению существующего объекта.
- Земельный участок был по какой-то причине изъят у владельца или арендатора.
- Строительство велось с нарушением законодательства, СНиПов, было небезопасно.
- Действие разрешения на строительство прекращено судебным решением.
- В проект строительства или реконструкции были внесены изменения, которые нужно согласовывать, чтобы получить новое разрешение.
Что делать, если в продлении отказано
Отказ можно обжаловать. Подать апелляцию на решение уполномоченного органа можно также лично или в электронном виде.
- Персональные данные заявителя;
- Наименование органа, отказавшего в продлении;
- Наименование органа, рассматривающего жалобу;
- Причину отказа, зафиксированную в уведомлении;
- Доводы в свою защиту.
Заключение
Разрешение на строительство даётся на длительный срок, но по каким-либо причинам застройщик может не успеть. Тогда – при наличии объективных причин – он может подать на продление разрешения. Делать это нужно заблаговременно: за 1-2 месяца до окончания срока действия разрешения. Продлить можно лишь на год, но в продлении вовсе могут отказать.
Источник