Все знают о прекрасной Венеции со всех сторон окруженной водной гладью Адриатического моря. Однако не многие задумывались о том, каким образом был возведен этот удивительный город на воде.
Песчаный грунт, на котором стоит Венеция, очень ненадежен. Именно поэтому строители возводили жилые и общественные здания на высоких сваях. Строительство велось на протяжении четырех столетий (с V по IX век н.э). Основная сложность заключалась в том, что для фундамента домов и мостовых был нужен материал устойчивый к воздействию воды. Для этих целей была выбрана лиственница.
Большинство зданий в Венеции было построено на лиственничных фундаментах. И удивительный факт – при исследовании опорных конструкций в 1827 году (спустя почти 1200 лет после начала застройки) было обнаружено, что деревянные сваи, на которых стоит Венеция, под воздействием морской воды затвердели и приобрели прочность камня.
Лиственница – уникальное по своим свойствам дерево. Благодаря высокому содержанию смол, древесина устойчива к воздействию насекомых-вредителей и практически не подвержена гниению. По прочности эта порода сравнима с древесиной дуба, а под воздействием воды лиственница обретает дополнительную твердость, сравнимую с твердостью гранита или мрамора.
Каналы допотопной Венеции обмелели. Открылась интересная картина.
Лиственница – одна из самых распространенных хвойных пород на территории России. Особенно ценится древесина, произрастающая в Иркутской области, Красноярском крае и на Урале. Средняя продолжительность жизни лиственницы достигает 650-800 лет, однако, имеются экземпляры перешагнувшие отметку в 1000 лет.
Россия издавна поставляла древесину лиственницы в другие страны, в том числе и в Италию. Известно, что для строительства Венеции зачастую приобреталась сибирская лиственница. И даже в настоящее время, при замене старых свай на новые венецианские строители используют древесину, заготовленную в Пермском крае. Обычно для изготовления опорных конструкций применяются деревья в возрасте 400-500 лет, так как именно такая древесина обладает нужной прочностью и физико-химическими свойствами.
В настоящее время Венеция находится в сложной ситуации. Уровень воды с каждым годом становится выше, все чаще случаются наводнения. Чтобы спасти старинный город от разрушения, строители стараются укрепить опорные конструкции, заменяют старые сваи на новые. Из лиственницы производят не только сваи, но и опоры мостовых и набережных, а также разнообразные части гидротехнических конструкций. Город находится под патронажем ЮНЕСКО и благодаря этому прилагаются значительные усилия для того, чтобы сохранить красоту Венеции на многие годы.
Источник: listvennitca.ru
На чем на самом деле стоит Венеция?
Сибирская лиственница не растёт в Венеции: кто на самом деле построил город на воде.
Славянская набережная – главная улица Венеции. Это название является настоящей загадкой, над которой учёные ломают голову уже не одно столетие. Большие надежды возлагаются на оцифровку одного из самых недоступных архивов Европы – Венецианского. Неужели наконец-то раскроется тайна, связывающая славян и венецианцев? Удастся ли прочитать древние книги, которые никогда не открывались из-за их ветхости?
Уникальная находка
В 2017 году в Венеции должна была запуститься в эксплуатацию гигантская цепь из защитных дамб и барьеров. Возводилась она в течение 30 лет для того, чтобы спасти город от затопления. Но выясняется, что жемчужина Адриатики погибнет, если произойдёт отток воды. Строители обнаружили, что Венеция стоит на сваях из уникального дерева, которое нельзя оголять.
Без воды оно начнёт разваливаться. Но поразительнее всего информация о том, что растут такие деревья только на Урале и в Сибири.
Между Венецией и Сибирью гигантское расстояние. Начали строить Венецию полторы тысячи лет назад – это пятый век. По общепринятой версии, никаких связей между этими отдалёнными территориями быть не может. Но сваи сделаны из сибирской лиственницы, которые все 15 веков не меняли, а лишь некоторые из них ремонтировали. Как это дерево здесь оказалось?
Исследователи пришли к выводу – этот явный след жителей Урала и Сибири, и появился он гораздо раньше, чем началось строительство Венеции. Ещё до нашей эры. Название Венеция от слова «венеты». Это группа народов, в которую (и это уже установлено) входили славяне. Обратите внимание, Россия по-карельски – Винеа, по-фински – Виньяйя, на языке народа вепсы – Виниава.
Во многих языках слово «Россия» во многом связано с венетами.
Город строили предки русских
Венецианские историки долго не понимали, почему главная улица их города называется Рива-дельи-Скьявон или Славянская набережная? После обнаружения свай из сибирской лиственницы, на которых стоит Венеция, у них уже нет вопросов.
Славяне находились там, где сейчас Италия, ещё до образования Римской Империи. Хорошо известно, каким мощным было это государство. Оно владело самыми обширными территориями Европы и ему принадлежало всё побережье Средиземноморья.
Неужели наши предки имели отношение к появлению одной из самых просвещённых и могущественных европейских цивилизаций?
В поисках истины
Старинный документ 1565 года называемый «Доклад из Московии» хранится в Римской библиотеке. Рафаэль Барберини, итальянский аристократ и представитель одного из самых богатых и знатных итальянских родов, был уверен, что русские и этруски, некогда жившие на территории современной Тосканы – не просто похожие названия, это один народ.
Он рискнул и поехал в Московию к Иоанну Грозному, перенёс тяжелейшую дорогу, ехал на десятках перекладных по незаселённым территориям. В середине шестнадцатого века налаживались торговые связи между Италией и Русью. Это официальная причина поездки Барберини. Но его интересует другое (это видно из Московского доклада). В нём он пишет о быте народа, описывает, что едят русские, какая посуда на столе, во что одеты, каковы обычаи.
О торговых переговорах у Ивана Грозного – почти ни слова. Какова же на самом деле миссия итальянца? Почему его
Из коротенькой дописки к докладу, которую сделал Барберини позже, выясняется невероятное – ему хотелось посмотреть на жизнь народа, который является родственным этрускам. Современные историки убеждены – русская культура является наследницей древнейших цивилизаций, родоначальница письменности. Более того, древние рукописи свидетельствуют – именно наши предки дали толчок к развитию всему миру.
Источник: mpsh.ru
Где брали лиственницу для строительства венеции
Обычно говорят об «альпийских лиственницах», якобы не гниющих, а только крепчающих от воды, иногда – что лиственницы были привезены из Сибири.
И, хотя очень многие видели фотографии обмелевших или осушенных для очистки дна каналов, на которых не видно никаких свай, в качестве доказательств показывают результаты археологических раскопок, на которых такие сваи есть.
Почвы островов, на которых расположена Венеция, действительно требуют углубленных фундаментов, и дерево для них привозить было гораздо удобнее и дешевле, чем камень. И это дерево могло стать надежной основой для строений, при условии, что эти бревна не просто под водой, а в бескислородной среде, где древесина не будет разлагаться.
Потому что, например, так называемые «брикколы», вбитые в дно венецианской лагуны указатели судоходных маршрутов в виде связки из двух, трех или пяти бревен, портятся очень быстро и меняются каждые пять-десять лет. И быстрее всего эти дубовые, чаще всего, бревна, портятся в районе ватерлинии, где одновременно на дерево воздействует морская вода и воздух.
Навигационные указатели, брикколы, в Венецианской лагуне: на правом хорошо видно, что морская вода делает с деревом
Так вот, если верить снимкам археологических раскопок, здания Венеции должны стоять на «свайных полях». То есть сваи были вбиты вплотную друг к другу, затем, вероятно, плотно засыпаны песком и обложены камнем, чтобы исключить доступ воздуха к дереву (еще, говорят, в Венецианской лагуне особый ил, который закупоривает все подводные поверхности и препятствует поступлению кислорода к древесине).
Например, есть информация, что при строительстве в 16-м веке церкви Санта-Мария-делла-Салюте было использовано сто тысяч четырехметровых деревянных балок, вбитых в грунт. Иногда экскурсоводы говорят, что балок было миллион, но, наверное, это уже слишком для четверти гектара, которые вместе с прилегающей территорией занимает базилика Салюте.
Площадь островной части Венеции, на сотне островов в лагуне – около двухсот квадратных километров (а еще примерно такая же часть города расположена на материке). Если экстраполировать данные по базилике Салюте и посчитать, сколько балок нужно, чтобы забить это пространство под фундаменты стоящих стена к стене домов, то получаются какие-то безумные цифры типа восьми миллиардов свай.
Конечно, Венеция – это не только плотно стоящие дома, но еще и тротуары, площади, часть мелких островов вообще не населена. Да и, вероятно, среднему венецианскому дому не требуется столько свай в фундамент, как массивной церкви, и про количество свай под базиликой тоже могли раз в пять приврать. Но даже цифра в миллиард свай кажется слишком невероятной – есть ли столько деревьев во всех Альпах?
Мне встретилась более правдоподобная цифра: при строительстве Венеции потрачено около миллиона свай. Применительно к количеству свай под всего лишь одной базиликой эта цифра совсем невелика.
Под церковью Сан-Заккария (15 век) археологи насчитали максимум семь тысяч свай — вероятно, это более реальная цифра даже для массивного здания, чем сотни тысяч, о которых говорят краеведы
Похоже на то, что в Венеции свайными полями укреплены фундаменты совсем не везде, а только под крупными и тяжелыми объектами, стоящими на ненадежных берегах, такими, как базилика Салюте. Вероятно, знаменитые венецианские палаццо вдоль центрального канала действительно держатся на укрепленном многочисленными сваями фундаменте, а для среднего дома в Венеции сваи если и использовали, то не в таких значительных количествах.
Кстати, особенность венецианской архитектуры – очень воздушные и декоративные фасады палаццо, выходящих на канал. Это потому, что у многих таких палаццо несущие стены – боковые и задняя, но не фасадная, еще и таким способом венецианцы приспособили свои дворцы к нестабильной местности.
Вот как строилась Венеция: ее первые поселенцы, бегущее от готов племя венетов в 5-м веке н.э., строили свои дома на болотистых островах лагуны из подручных материалов и на деревянных столбах, но это все рассматривалось как временное убежище. Постоянное городское поселение сформировалось в восьмом веке, а начиная с девятого века Венеция стала перевалочным пунктом для перевозки в Европу предметов роскоши с Востока – пряностей, тканей, драгоценных камней.
1956 год: очистка одного из каналов
Положение на торговых путях послужило источником огромных богатств Венецианской республики, поэтому у города было достаточно средств для дорогостоящего строительства на топких берегах. Для строительства привозили дерево из северной Италии и известняк из славянского Дубровника.
Там, где почвы островов были рыхлыми, под строящиеся дома вбивали деревянные сваи, достигая ими слоя плотной глины. Чем более массивное строилось здание, и чем глубже залегали плотные слои почвы, тем более массивная требовалась установка свай. Верхний уровень свай подрезали до получения ровной площадки, и на ней выкладывали блоками известняка каменную часть фундамента и черновой пол.
Поскольку традиционно основным средством передвижения в Венеции были лодки, к домам прорывались неглубокие каналы, стенки которых укреплялись сначала деревом, а потом были замощены камнем или, уже совсем недавно, забетонированы.
Большинство современных зданий Венеции построено уже после 16-го века, но фундаменты под ними более старые. То есть первоначальные свайные основы строений 11-14 веков были построены настолько добротно, что смогли использоваться повторно.
Например, известно, что башня Сан-Марко была построена на месте сгоревшей в 15-м веке предшественницы, на ее фундаменте, который до сих пор отлично держит.
Источник: m.fishki.net