Где есть необходимость строительства

Содержание

Как повлияет на качество медицинских услуг строительство семи поликлиник в Новосибирске? Где взять кадры для работы в лечебных учреждениях? Можно ли избавиться от очередей в поликлиниках и сделать их комфортными для пациентов и врачей? Об этом корреспонденту VN.ru рассказал министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский.

— Насколько повысится эффективность медицинской помощи после сдачи в строй семи новых поликлиник в рамках концессионного соглашения? Как это отразится на работе других действующих поликлиник?

— Город бурно развивается, строятся новые дома, в некоторых микрорайонах проживают уже около 20–30 тысяч человек. Но за последние годы в Новосибирске не появилось новых поликлинических учреждений. Строительство новых поликлиник позволит, прежде всего, увеличить доступность медицинских услуг для населения и повысить их качество.

В рамках концессионного соглашения до 2020 года планируется строительство в Новосибирске семи новых объектов здравоохранения общей площадью около 72,1 тысячи кв. м. Более 5 млрд рублей потребуется для реализации проекта на инвестиционной стадии. Проект предусматривает строительство городских поликлиник по адресам: улицы Татьяны Снежиной, Пролетарская, Краснодарская, 6/5, Степная, 266, Виктора Уса, 2/1, площадь Райсовета, а также на улице Ереванской.

как получить УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 2022 ?

Сейчас поликлиники работают с большим напряжением, они перегружены. Наша задача — ввести в строй новые поликлиники в крупных микрорайонах. Важно и то, что люди комфортнее себя чувствуют, если рядом с местом их проживания находится лечебное учреждение. Возможно, это повлияет на отношение людей к своему здоровью – когда в шаговой доступности будет расположен современный объект здравоохранения, оснащенный новейшим оборудованием, люди, надеемся, будут активнее проходить диспансеризацию. Поэтому сложно переоценить значение строительства новых поликлиник.

Семь новых поликлиник сократят очереди к врачам

Но на этом процесс не заканчивается. Внутри районов, например, в Дзержинском, есть необходимость расширения действующей поликлиники. Мы рассматриваем и строительство новой больницы на ОбьГЭСе. Но строительство этих семи поликлиник – самый важный проект на сегодняшний день с точки зрения улучшения качества медицинской помощи.

Новые лечебные учреждения не только примут новых пациентов, но и, прежде всего, помогут распределить нагрузку на действующие поликлиники. Например, возьмем Кировский район – поликлиника №22. Она сейчас обслуживает ту часть населения, которая проживает на Затулинском жилмассиве, плюс новый Акатуйский микрорайон.

Рядом с «Чистой слободой» работают поликлиники: взрослая №11 и детская №18. Помимо людей, которых там обслуживали изначально, добавились жители этого нового микрорайона. Нагрузка на действующие больницы выросла.

Кстати, когда новые поликлиники откроются, то и новостройки в микрорайонах станут более привлекательными для потенциальных покупателей. Поликлиника, детский сад, школа – это то, что определяет сегодня выбор людей при покупке жилья.

— Кто будет работать в новых поликлиниках?

— В этом году во всех медицинских вузах состоялся первый большой выпуск в соответствии с новыми стандартами образования. Большинство выпускников пойдут работать в первичное звено. Это возвращение к опыту прошлого, когда выпускник медицинского вуза не мог получить узкую специализацию в клинической ординатуре, не пройдя первичное звено.

Некоторых выпускников главврачи сегодня сразу отправили учиться, потому что, например, остро нужны кардиолог, гастроэнтеролог. Но подавляющее большинство пришло сегодня в первичное звено. Это более 500 человек. Фактически все они остались либо в Новосибирске, либо поехали в село.

Действует и система целевого обучения. На протяжении последних четырех лет половину бюджетных мест, которые привязаны к контрактам, отдаем в новосибирские поликлиники, а еще половину – в центральные районные больницы. Выпускник медицинского вуза, который учился по контракту, обязан в течение трех лет работать в том учреждении, с которым у него подписан контракт.

— Какие меры социальной поддержки предусмотрены для медицинских работников?

— Меры социальной поддержки больше работают для села: там действуют программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», молодые врачи могут получить 300 тысяч рублей подъемных. В городе с этим несколько сложнее, но есть, например, компенсация части арендной платы за жилье, проезда в общественном транспорте, выплаты молодым специалистам и так далее.

Министр здравоохранения рассказал о строительстве 7 поликлиник

Вместе с сопредседателем регионального штаба ОНФ, главным врачом поликлиники № 1 Сергеем Дорофеевым мы вышли со своим предложением к строителям. Да, мы решаем проблему поликлиник, но давайте еще подумаем и о служебном жилье. Дело в том, что наличие социальной инфраструктуры в строящемся микрорайоне, в том числе поликлиники, прямо влияет на стоимость жилья.

И было предложение, помимо поликлиник, сделать небольшие врачебные офисы вместе с квартирой. С моей точки зрения, учитывая стагнацию рынка недвижимости, это неплохой проект. Для него можно брать первые этажи новостроек, где удобно открыть кабинеты медицинской практики. Чтобы врач на месте мог провести первичный прием и, в зависимости от медицинских показаний, направить пациента на диагностику или назначить лечение.

Жилье для врачей – интересная тема. Например, не в собственность, а на 15 лет по договору соцнайма давайте отдадим квартиру врачу. Есть большая доля вероятности, что, прожив столько лет в такой квартире, врач останется в микрорайоне и продолжит работать.

Сегодня мы неслучайно строим ФАПы вместе с жильем (фельдшерские акушерские пункты, — прим. ред.). Когда человек приезжает в село, и у него есть жилье, то, как правило, создается семья. И все – проблема решена. Мы неслучайно обращаемся к главам поселений: помогите людям обжиться, помогите им быт обустроить.

Как пример, могу привести директора ЗАО «Ивановское» Виктора Ивановича Бамбуха — он строит жилье (в селе Ивановка) и сразу передает специалистам. Я его спрашиваю: «Вы не боитесь, что врач уедет?» Но Виктор Иванович уверен, что при наличии хорошего дома, семьи, детей, работы со стабильной зарплатой, все в порядке — люди живут и работают.

Вот еще один важный момент – госпрограмма «Земский доктор». Где-то врачи пришли на пять лет и остались жить и работать дальше. А где-то просто убегают — их не смогли заинтересовать на местах, ведь это настоящая системная работа с людьми. Есть похожие районы: и по географии, и по климатическим условиям — где-то укомплектованность 100%, люди работают, например, в Краснозерке, а рядом районы, где кадры — постоянная проблема. Я думаю, все решается внутри, дело в организации работы, во взаимоотношениях, в наставничестве.

Наставничество имеет большое значение в решении кадрового вопроса. В новосибирской поликлинике № 1 с каждым молодым врачом работает опытный, старший по возрасту, специалист. Там, где идет такая работа, проблема кадров решается эффективно.

Каждый год проводим ярмарки вакансий. Ежегодно, в мае, перед завершением учебного года, приезжают главврачи, работают со студентами, рассказывают о месте их потенциальной работы очень подробно, вплоть до природных условий. И люди едут. Но так делают не все – есть учреждения, которые с людьми не работают, поэтому, я считаю, многое зависит именно от самих руководителей.

И в Новосибирске есть такие примеры. Спрашиваю руководителя одной из поликлиник: «Где ваши люди? Почему к руководителю соседнего медучреждения пришло, условно говоря, десять молодых врачей и десять фельдшеров, а к вам – ни одного?».

Понимаете, меры социальной поддержки, безусловно, работают, но к ним надо добавить немножко души.

— В какой степени проект «Бережливая поликлиника» улучшит доступность и качество медицинской помощи? Какие поликлиники были выбраны для его реализациии?

— Проект «Бережливая поликлиника» это, прежде всего, эксперимент. В нем участвуют всего четыре региона в стране. Прежде чем приступить к реализации проекта, был сделан большой социологический опрос для родителей: «Какую профессию вы хотели бы предложить своим детям?» Среди ответов на первом месте оказалась профессия врача. А на вопрос «Какая самая большая проблема в РФ?» распространенный ответ — здравоохранение, в частности, поликлиническое звено.

Минздрав РФ определил четыре пилотные территории, в том числе и нас. Проект «Бережливая поликлиника» формирует комфортную среду для пациента и врача. Давайте поставим себя на место пациента. Где ему не комфортно? Правильно — в очереди регистратуры в поликлинике.

Или, почему диспансеризация затягивается на несколько дней, хотя ее можно сделать в течение двух-трех часов, если правильно отстроить логистику? Решая вопрос логистики, мы выяснили, где и как происходит запись на прием, на что пациент тратит больше времени, и как это можно оптимизировать.

Когда мы собираемся с врачами и обсуждаем эти вопросы, видим результаты. Недавно был в детском отделении поликлиники №7. Самое интересное, что здесь произошло — это вовлечение персонала в процесс. Люди задумались, как сделать так, чтобы здоровый ребенок не сидел в очереди с больными детьми. Благодаря сотрудничеству с коллективом появились простые технологические решения по распорядку дня, организации работы врача, медсестры, прививочного кабинета.

Поставлены амбициозные цели, но первые шаги уже сделаны, и мы будем работать над созданием комфортной обстановки в поликлиниках. Вовлеченность всего коллектива в решение этих задач поможет сделать пилотные поликлиники №7 и №16 совершенно другими. Сложнее будет тиражировать этот процесс.

— Как идет процесс укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, в частности строительство и реконструкция объектов здравоохранения Новосибирской области?

— Были выполнены различные ремонтно-строительные работы на сумму около 1 млрд рублей, приобретена аппаратура, поменяли 22 лифта в лечебных учреждениях. В 2015 году в Новосибирской области построили 16 ФАПов, в этом году будет построено 26 ФАПов. Каждый ФАП – это здание, плюс оборудование. Это центры здоровья для села.

От качества работы первичного звена многое зависит: чем раньше у человека выявят патологию и начнут лечить, тем меньше понадобится сложных операций. Рак, например, это не приговор. Если мы смогли у человека с помощью флюорографии вовремя выявить рак легкого, и прооперировать его – он живет долго и счастливо.

Напомню, что диспансеризация выявила около 35 тысяч новых случаев заболеваний: онкология, сахарный диабет, гипертония и так далее. У 354 тысяч человек выявлены факторы риска развития различных хронических заболеваний. Именно поэтому такие серьезные средства вкладывают в первичное звено.

В прошлом году автопарк санитарного транспорта обновился на 53 машины. В этом году за счет бюджета планируется приобрести порядка 20 автомобилей.

Источник: vn.ru

​Рост рождаемости начался давно – неужто не было понятно заранее, что надо школы строить?

​Рост рождаемости начался давно – неужто не было понятно заранее, что надо школы строить?

Фото siapress.ru

Собирались у нас депутаты со всего округа и обсуждали, как дальше школы строить. Сидели чинно, но вот что придумали – непонятно. Ничего нового, все расплывчато и общими фразами. Нет у нас государственного подхода к этому вопросу. А ведь это национальная безопасность – строительство новых школ и воспитание детей.

Что сказали на этом совещании? Констатация факта: заключаем договора, а школ нет. Где решение? Или будем ждать, пока во всех школах города будет столько первых классов, что алфавита не хватит? Или все так внезапно получилось? Даже предвидеть не могли? Нет, все было ясно и понятно несколько лет назад. Когда рождаемость начала расти.

Читайте также:  Схема строительства метро до 2035 года

При государственном подходе, надо было бы сразу планировать новые детские сады, школы, новые объекты профобразования.

Это при государственном подходе. А можно просто, ждать инвестора, концессию разводить. Имитировать бурную деятельность. Итог какой? Видим все по городу Сургуту.

Сейчас минимум по две-три школы ежегодно вводить надо. И где они? Не вижу… Может со зрением беда у меня, другие видят? Поправите меня.

Депутат Селюков правильно указал на решение проблемы. Как школы построить и укрепить строительный потенциал округа и города. Один он думает по государственному?

Мы только хвастаться умеем колоссальным бюджетом округа. А по сути, если разобраться, то депутаты ничего не решают. Им дали – они приняли. Не досталось кому? Возмутился и получил.

А где кардинальный разворот в сторону людей?

Так и со школами. По округу вроде показатель не плохой, а по Сургуту – не хватает! А подумал ли кто, что нужно расширят систему профобразования? Если вузов хватает, а вот подготовка профессиональных кадров для нефтяников, газовиков. ЖКХ, строителей – будем где брать?

Завозить из других регионов? А своих детей куда учится? Тоже в другие регионы? Что бы они повышали потенциал им?

По выступлениям двух депутатов видно, у кого какой подход. Ничего не хочу сказать. Вы все видели по ТВ местным. Смеемся над Америкой, про власть геронтократии. Сами не далеко ушли.

И еще раз про инвестиции. Для некоторых депутатов поясню: инвестиции – это когда человек приезжает в округ работать, создает семью здесь. Покупает квартиру. Детей рожает. Связывает судьбу с округом. Потому что, видит перспективу: достойная заработная плата, доступное жилье, квалифицированное медицинское обслуживание. Достаточно детских дошкольных учреждений. Школ.

Есть где получить образование высшее или профессиональное детям. Что будет работа для них. И рассчитывает на достойную жизнь в старости. Вот это инвестиции! Человек – главная инвестиция.

А то, что рассказывают нам, это компании вкладывают деньги, что бы получать прибыль. Они вкладывают в себя. А надо в людей.

То что строительство школ стало для чиновников чём-то второстепенным давно не секрет. Даже судя потому, что они отдали это важнейшее государственное дело на откуп новомодным образованиям, называемых концессией. И что получается? А получается то, чиновникам заниматься строительством школ, грубо говоря, не хотят, им это как бы и не надо.

Вот они и переложили это дело на «дядю», то есть на концессионера. Вот он пусть и строит школы. А мы придём лишь перерезать ленточку красную. А если у «дяди» не получается что-то, то мы не виноваты, а виноват опять же, он «дядя» концессионер. И на него всех собак и навешаем и обзовём его ещё вдогонку всякими нехорошими словами. И все.

А так у нас все хорошо. И проект национальный «Образование» нарисован. И программа «Профессионалитет» на базе существующих колледжей для подготовки рабочих кадров вот вот уже скоро заработает. И там ещё или 400, или 4000 мастерских при них откроют. И 1300 школ по стране капитально отремонтируют в 2023 году. И сотню другую новых школ построят опять же по всей стране.

Все под контролем! Все ОК! Так что чиновникам можно заняться более важными делами, к примеру, улучшением вида города с реки Оби. Что правда — то правда. Неказистый вид. Когда идёшь на катере или на другом маломерном судне, то Город выглядит, грубо говоря, как помойка. Какого только хлама на берегах за период развития города не появилось.

Это вам не Тобольск с его высокими песчаными берегами, с величавым Кремлем на вершине. Нет в Сургуте такой перспективы города с реки нет. Виновата природа. А если природа не подсуетилась, так надо этот дефект природы устранить.

И сам председатель Думы ХМАО так думает, что пора устранить это природное дефект и соорудить амфитеатром 2-км набережную, вкупе с детищем властей ХМАО научно- технологическим центром, как «вишенку на торте». Сколько будет стоит это украшение города? Не знаю. Не озвучено. Таки побольше наверное, чем гирлянда на теплотрассе по Пролетарскому проспекту,порядка на два. Не меньше.

А что же школы? А школы могут подождать. Не горит. Такая у нас государственная политика. Есть дела и поважнее. А между тем. Количество школ в стране сократилось на 28 тысяч за 15 лет: 68 тысяч в 2005 и 40 тысяч сегодня.

И учителей сократилось с 1,6 млн до 1 млн или чуть побольше. Оп-ти-ми- зация. Ведь коммунисты- недоумки, что творили. Занимались всякой ерундой: электрификацией, индустриализацией, химизацией и другими наукоемким проектами и поэтому нужно было много и очень много школ, техникумов и вузов. Вот и понастроили школ.

Даже в отдалённом селе открывали малокомплектную школу, где было порой один учитель и двадцать-тридцать учеников разных классов. И было здание школы, которое содержали и отапливали. И порой оттуда выходили новые Михаилы Ломоносовы. А сейчас красота. Теперь оптимизация. И все. Ломоносовых новых больше нет и не будет.

А если будут, то свалят замграницу, в тот же Китай. В котором вот и электосамолет испытали. А нам и электробусы на фиг не нужны. Россия превратилась в страну технологической отсталости. Но есть надежда. Может НТЦ или другие подобные проекты по стране возродят технологический суверенитет России. Чтобы самолеты могли сами строить. Чтоб компьютеры и ПО сами производить.

Чтоб фабрики микрочипов в каждом деревне появилась, Очень на это надеюсь. Но без школ и без государственной политики в области образования, без создания современной материальной базы среднего общего образования, без высокопрофессиональных педагогических кадров, влюблённых в свою профессию и считающих ее своим призванием- это вряд ли получится.

И это доказали «недоумки- коммунисты», поставив образование как главную Государственную задачу. И появился спутник и мирный атом. И все. А если вот наши чиновники по прежнему будут дистанцироваться от всей этой руинной работы с образованием и передавать это важнейшее государственное дело на откуп или вернее на аутосорсинг заезжим «шабашникам», пардон концессиям, то наше технологическая отсталость станет нашим национальным позором.

Источник: siapress.ru

«Основная проблема нового генплана Челнов — подход из далеких 70-х»

Обновленный Генеральный план автограда ещё на уровне проекта подвергается всесторонней критике. В документе отсутствует стратегия развития, направленная на повышение качества жизни. Однако застройщикам и чиновникам такой вариант может подойти — есть что «освоить» и за что отчитаться.

От 112 дворов до полумиллионного города

История Набережных Челнов началась с села Мыс на левом берегу Камы. В 1651 году поселение насчитывало всего 112 дворов. Ближе к концу XIX века оно разрослось до не слишком большого торгового села. А статус города Челны получили лишь в 1930 году. Однако до 1960-х годов здесь жило лишь около 10 тысяч человек.

Знатным толчком к развитию стало строительство завода ячеистого бетона, Нижнекамской ГРЭС, кирпичного завода. К 1969 году число жителей достигло 35,5 тысячи человек. В этом же году было принято постановление о строительстве комплекса автомобильных заводов КАМАЗа. Примерно тогда же, в 1967 году, появился и первый генеральный план Челнов.

Первоначальный проект предполагал, что в городе будет жить порядка 120 тысяч человек. Но учитывая масштабы всесоюзной стройки, по архивным данным привлекшей примерно 100 тысяч человек, этого было мало. В итоге город строился с расчетом на 350 тысяч жителей. И не зря. К 1975 году население Челнов достигло 231 тысячи человек, а к началу 80-х достигло и проектной численности.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Челны нередко называют индустриальным примером индустриального социологического города. Архитекторы и проектировщики использовали современные в первой половине XX века градостроительные концепции. В результате получился линейный город с жестким функциональным зонированием и микрорайонной застройкой. Что, собственно, вполне соответствовало тогдашним целям — поскорее достроить КАМАЗ и вывести его на проектную мощность. А на «старте» планы были весьма амбициозные — выпускать до 150 тысяч грузовиков в год.

К 1988 году с конвейера сошел миллионный КАМАЗ. Однако изначальный план — развивать инфраструктуру Челнов за счет успешной деятельности комплекса заводов — полетел в тартарары. «Светлое будущее» так и не наступило. Не стало и самой страны, под «крылом» которой за примерно 20 лет был построен город почти с полумиллионом жителей. Да и завод в 90-е переживал не лучшие времена.

Про благоустройство и перспективное градостроительство если и вспоминали, то с приставкой «когда-нибудь». А «когда-нибудь» растянулось аж на два десятилетия — следующий более-менее вменяемый генеральный план Челнов был принят только в 2006 году.

Первый толковый генплан: застройка и немножко «зелени»

Документ предполагал, что к 2025 году площадь Челнов вырастет на 5 тысяч гектаров, а жителей станет больше на 10 тысяч человек. Обеспеченность жильем планировалось увеличить с 18 до 25 «квадратов» на одного горожанина (по итогам 2021 года — 24,5 кв. м). Главным образом за счет активного строительства жилых районов — «Замелекесье», «Прибрежный», «Яшьлек», а также поселков Сидоровка и Орловка. Предполагалось также строительство набережной и малоэтажная застройка вдоль реки Челны.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

В плане застройки, кажется, планы выполнить удалось. А вот прочие направления развивались не такими высокими темпами. По генплану планировалось сделать акцент на развитии системы озеленения. Тогдашние Челны до норм не дотягивали. Даже в 2011 году, по данным министерства экологии Татарстана, в Челнах лишь 35,5% от площади города занимали зеленые насаждения.

При том, что нормы предполагают показатель минимум в 40%, а при наличии промышленной зоны — все 55%. «Зеленые пространства» должны были появиться вдоль рек, протекающих в черте города. Городской парк так же должен был быть обустроен на базе Боровецкого леса, а внутри микрорайонов — зеленые зоны.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

О масштабном развитии транспортной инфраструктуры в Челнах можно говорить лишь в контексте последних нескольких лет. Хотя уже в 2006 году была обозначена необходимость выноса трассы М7 в обход города, а также предусматривалось строительство моста через Каму в районе Соколок. Связать районы города планировалось продолжением Московского проспекта.

— Масштаб пространственной организации города задает тот факт, что Набережные Челны являются высокоурбанизированной промышленной территорией, городской центр, промышленные районы и жилые комплексы которой связаны между собой посредством магистралей. Когда мы на начальных этапах проектирования рассматривали возможность уплотнения застройки вдоль магистралей, то поняли — это сделать невозможно. Коммуникации спланированы так, что очень широкие поперечники исключают возможность дополнительной застройки и уплотнения сетки кварталов, а в разрывах между красными линиями строить нельзя. Соразмерный человеку масштаб города может быть достигнут на внутриквартальных и внутримикрорайонных территориях за счет их максимального благоустройства, создания комфортного жилого пространства вокруг домов. Неслучайно в Челнах распространены пешеходные бульвары внутри микрорайонов, вдоль которых сосредоточены объекты обслуживания, — рассказывала тогдашний начальник мастерской ГУП «Татинвестгражданпроект» Ирина Романова, занимавшаяся разработкой проекта.

Стратегия-2030: акцент на прибрежную зону и развитие Камской агломерации

Еще один документ появился в 2015 году — Стратегия социально-экономического развития Челнов до 2030 года. Тут видение будущего оказалось еще более масштабным. Предполагалось, что к назначенной дате автоград будет развиваться не один, а в рамках Камской агломерации — мультиполиса «Большие Челны». Это и тесное сотрудничество с поселениями-спутниками в Тукаевском районе.

И совместное развитие с Елабугой, Нижнекамском, Мензелинском. Промышленные площадки всех территорий должны связать сеть электротранспортных маршрутов. Что, кроме того, решало и проблему с нехваткой площадок для жилой застройки, так как для девелоперов открывались фактически новые горизонты, так как в границах агломерации гораздо больше свободных земельных участков.

Идею агломерации поддерживает архитектор и соавтор реконструкции площади «Азатлык» Равиль Сафиуллин.

— Мне нравится идея – сделать тесной транспортную, культурную и экономическую связь между Челнами, Елабугой, Менделеевском и Нижнекамском. Вместе эти населенные пункты уже по численности населения больше Казани, и можно было бы создать альтернативный центр республики, который бы имел большой потенциал для развития. Елабуга – исторический центр агломерации.

Читайте также:  Могу ли я и как использовать материнский капитал на строительство своего дома

Челны – административный. У нас можно было бы размещать представительство и принимать, например, иностранных и российских коллег, — добавил эксперт. — Производственный кластер – Нижнекамск и Менделеевск. У нас есть все для того, чтобы быть автономной агломерацией, которая могла бы развиваться параллельно и на уровне со столицей. Здесь можно было бы организовывать деловые, спортивные, культурные мероприятия.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Сами Челны предполагалось вести к некой полицентричности. В проекте делался акцент на комплексном развитии прибрежной зоны. Город фактически зажат между промышленными зонами, с одной стороны, и лесопарковой зоной и Камой — с другой. При этом развитие территории у реки ограничилось созданием набережной. Что уже неплохо, но доступной для горожан эту часть Челнов назвать сложно.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

В концепции стратегии упоминается, например, строительство монорельса, проходящего в непосредственной близости с водной гладью и соединяющего старую и новую части Челнов. Что обеспечило бы постоянную связь города с акваторией.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

С транспортной точки зрения важными направлениями отмечалась еще и расшивка дорожного «тромба» между старой и новой частью Челнов, а также разгрузка автодороги №1. Масштабная застройка — за счет реновации старых микрорайонов и превращения их в полноценные жилые кварталы. Большое внимание также уделялось развитию общественного транспорта, а одним из базовых элементов успешной стратегии стал человеческий капитал.

Новый генплан: снова ищем, где строить, в расчете на рост населения

В январе 2019 года исполком Челнов подвел итоги тендера на разработку нового генерального плана Челнов. Победителем был признан Казанский государственный архитектурно-строительный университет, предложивший выполнить работы за 21 млн рублей. К 2023 году учреждение должно представить соответствующий документ, который «определит долгосрочную стратегию и этапы градостроительного планирования развития территории на основе комплексной оценки социально-экономического, природно-климатического, экологического состояния поселения, его ресурсного потенциала», а также разработать транспортную инфраструктуру города.

Первые обсуждения проекта нового генплана прошли еще в 2019 году. Как отмечал тогда заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских мест КГАСУ Александр Дембич, прежний план был реализован всего на 20-30%. В целом же по России статистика еще менее радостная — генеральные планы городов осуществляются в среднем на 14-20%. Новый же проект должен быть более практичным с этой точки зрения.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

На первых обсуждениях, прошедших с участием горожан, были обозначены основные пожелания со стороны жителей Челнов. Это решение проблем с парковками и точечной застройкой, доведение до ума дорожной сети города, а также тесное взаимодействие с Тукаевским районом, так как городу нужно куда-то расти.

Спустя два года, в ноябре 2021-го, прошла закрытая встреча архитекторов и проектировщиков, где были представлены промежуточные результаты работы. Однако профессиональное сообщество презентацию не оценило от слова совсем. Команда КГАСУ показала лишь несколько чертежей, да и то, как отмечают участники встречи, нарисованные «левой пяткой на коленке».

Раскритиковали и акцент, сделанный в проекте на размещение жилья в промышленных зонах города (рядом с заводами КАМАЗа и «Хайера», у птицефабрики «Челны-Бройлер»). При этом игнорировались более 2 тысяч гектаров земли в прибрежной зоне города. А проект не столько обозначал перспективы развития Челнов на 15 лет вперед, сколько прикрывал те дыры, которые были допущены в прежние годы, — испорченные точечной застройкой городские узлы, нерешенные транспортные вопросы.

По словам же самих проектировщиков, основное расширение города запланировано в восточном направлении, за проспектом Яшьлек, где прошлый генплан так же предполагал строительство нескольких микрорайонов. Генплан предполагает увеличение обеспеченности жильем в Челнах до 32-33 «квадратов» на жителя к 2037 году со строительством примерно 5,2 млн кв. метров жилья. Второй аспект — формирование общественного центра с выходом к акватории Камы. Третий — развитие транспортной инфраструктуры в рамках Камской агломерации со строительством рельсовых путей, связывающих Челны, Елабугу, Нижнекамск, Менделеевск и Заинск. Собственно, что-то подобное уже обозначалось и в стратегии развития Челнов до 2030 года.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Можно ли сказать, что на данном этапе проект подготовлен «для галочки»? Как считает представитель архитектурных кругов Татарстана, пожелавший остаться анонимным, такое ощущение есть.

— Концептуальных решений не предложено. Часть, если прямо говорить, «слизана» с публиковавшейся ранее стратегии развития до 2030 года. Ну и основная повестка — строиться негде. Это основная проблема, подход из тех далеких 70-80-х годов, когда Челны, собственно, и строились. Навтыкаем микрорайонов — застройщики довольны, чиновники отчитались.

А то, что жить в них невозможно комфортно, никого не волнует, — рассуждает эксперт.

Микрорайонная застройка, особенно на обозначенных Дембичем территориях — удаленных, в промышленной зоне, — это некий «фантом» активного развития, утверждает собеседник.

— Нельзя измерять эффективность застройки в квадратных метрах. Потому что если эти «квадраты» построены в чистом поле, без дорог, без инфраструктуры, то грош им цена.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Кроме того, в подобных микрорайонах невозможно развиваться бизнесу, остается много пустого пространства без благоустройства.

— Возьмите в Челнах 65-й, 63-й микрорайоны. Это в принципе то, что предлагается сделать на новых участках. Школу и садики там благо построили. Но с общественным транспортом вопрос чуть ли не два года решали. Сейчас там одна дорога, которую эксплуатируют жители двух этих микрорайонов, да еще и из Тукаевского района едут.

Рядом вроде бы лесной массив, но ходить в него страшно. В самих микрорайонах, кроме пары детских площадок, никакого благоустройства. Это такие «человейники», только чтобы поспать и утром на работу уехать. Назвать это развитием территорий язык не поворачивается, — рассуждает архитектор.

Раскритиковал собеседник и заявление о недостатке земли в Челнах.

— То, что земли мало, — это миф. Вопрос в том, как строить. Посмотрите новые микрорайоны в Хельсинках, например. Там все плотно, на первый взгляд, тесно, но нет ни сантиметра неиспользуемой земли. Все продумано! Плотные кварталы, рядом полоса зеленая, парк. При этом нет этих чудовищ по 25 этажей, которыми сейчас в Челнах гордятся.

У нас эти башни тыкают, а между ними — сотни метров парковок, какие-то неблагоустроенные, никому не принадлежащие участки. Так делать нельзя! — резюмирует специалист.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Архитектор Равиль Сафиуллин после изучения нового генплана в открытых источниках согласился с теми, кто критикует предложение развития города в сторону производства.

— Это все должно выдерживаться, проверяться по санитарно-защитным зонам, — подчеркнул он.

Также не поддерживает он и развитие в сторону птицефабрики и частных коттеджных поселков.

— Как эти вопросы будут решать с собственниками земель и бизнеса? Я сразу же вижу в этом проблему, причем нерешаемую. Надеяться на то, что дальше это как-нибудь «разрулится», наивно. Проиграют и те, и те. Коттеджные поселки потеряют смысл для тех жителей, которые уехали за город жить в своем доме, потому что те получат высотную застройку у себя во дворе.

И наоборот, люди, живущие в новых жилых районах, построенных между этими коттеджами, получат непонятную городскую среду с дисбалансом между высотами, — отметил собеседник.

«Основная проблема — подход из далеких 70-ых»

Заслуженному архитектору России и Татарстана Вячеславу Нилову представляются спорными предложения авторов нового генплана построить большой жилой район на территории птицефабрики.

— Это самый дискомфортный вариант. Зачем планировать будущее людей на самом дискомфортном месте? – вопросил он. – Появится запертый жилой район между КАМАЗом и базой «Стройиндустрии» на территории дурно пахнущей птицефабрики. Планировать жилье за первой дорогой – большая ошибка, на мой взгляд. Предположения, что птицефабрику могут вынести, – лукавые суждения.

В 15 миллиардов рублей оценивается перенос птицефабрики за пределы города. По словам эксперта, если эти средства использовать на строительство домов, то можно построить пять тысяч индивидуальных жилых домов площадью 100 квадратных метров. В результате можно получить те необходимые пять миллионов квадратных метров, закладываемые в генплане.

Хорошие примеры генпланов и плачевные перспективы автограда мы затронем с экспертами в следующей части материала.

Источник: kazanfirst.ru

Зачем нужна утилизация грунта и как это происходит?

Своевременный вывоз и утилизация грунта со строительных объектов — первоочередная задача застройщиков. Строительство не обходится без извлечения почвы во время земельных работ: когда роют котлованы, траншеи для прокладки коммуникационных сетей или монтажа фундаментов. Добыча природного сырья тоже сопровождается большим количеством вырытых пластов, ставших не нужными в этой точке, они перешли в разряд отходов производства для предприятия. Но если перевезти их в другое место, землю еще можно использовать.

Какие мероприятия относятся к утилизации?

Работа с землей неизбежна в строительстве:

  • транспортном;
  • гражданского жилья;
  • гидротехническом;
  • промышленном.

В период деятельности:

  • создают скважины;
  • подготавливают почвенный покров;
  • расчищают территорию.

Качественное выполнение этих работ позволит возвести постройки:

  • эффективные;
  • надежные;
  • безопасные.

В подобных процессах утилизация грунта сопровождает ход проектных разработок, куда включена его транспортировка с объекта. Это важная деталь в строительстве. Грамотная очистка площадей в соответствии с регламентом законодательства, требованиями и нормативами приведет к конечному результату без штрафов и нареканий от правомочных органов. Изъятую почву можно не только вывезти в специальные места, но переработать и употребить вторично.

Земельные отходы



Какой слой может быть опасным?

Утилизация грунта означает, что его использовали в каком-то хозяйстве по озеленению, привезли для разбивки клумб или применили для насыпей по укреплению границ водного объекта. Чтобы организация приняла выработку из котлованов для своей хозяйственной деятельности, она проходит классификацию для определения:

  • степени зараженности опасными веществами — ртутью, цинком, мышьяком;
  • уровня загрязнений примесями, неблагоприятно влияющими на окружающую среду, жизнь граждан – кобальтом, медью, хромом, нефтяными продуктами;
  • уверенности в небольшом количестве химических компонентов или чистоте дерна без вредных ингредиентов.

Если на практике провели лабораторную проверку почвенного слоя, чистая или допустимая по нормативам масса пойдет на озеленение. С высокой степенью зараженности перевезут на полигон, утилизация грунта там проходит в виде захоронения.

Зачем нужна утилизация грунта и как это происходит?

Масштабные строительные или ремонтные работы, например возведение зданий и сооружений или прокладка трубопроводов, начинаются с рытья котлованов и траншей. При этом извлекаются сотни кубометров земли. Огромное количество грунта образуется и при добыче руды, угля и других видов природного сырья. Если он не нужен в дальнейшем ходе производства, его необходимо утилизировать. «Донская экологическая компания» рада предложить свои услуги по утилизации и вывозу грунта и строительного мусора.

Что такое утилизация грунта?

Под утилизацией грунта подразумевают его повторное использование в хозяйственной деятельности человека либо вывоз на специальные полигоны с целью захоронения.

Сперва грунт классифицируется по уровню возможной опасности. Ведь по ряду причин он мог быть заражен всевозможными токсичными веществами:

  1. Высокотоксичный: сильно заражен такими ядами, как ртуть, цинк, мышьяк, диоксины и т.п.
  2. Опасный для окружающей среды и жизнедеятельности человека (в разной степени в зависимости от уровня загрязнения): химические примеси в нем содержат, например, кобальт, медь, хром; угрозу представляют и массы грунта с мазутом, маслами, нефтепродуктами.
  3. Малоопасный: есть примеси химических веществ в незначительных количествах.

Конечно, встречается и чистая земля, не содержащая вредных примесей.

Для дальнейшего использования берутся чистые или загрязненные в допустимых нормах почвы, а земля с высокой степенью заражения подлежит захоронению на специальных полигонах.

По составу грунты также делят на скальные, глинистые, песчаные, торфы, солончаки и т.д.

Является ли грунт отходом производства?

В соответствии с российским законодательством все отходы хозяйственно-производственной деятельности человека регистрируются в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

В ФККО, например, перечислены следующие виды отходов грунта:

  • образовавшегося при проведении земляных работ, как открытых, так и подземных, и подводных;
  • образовавшегося при ремонте железнодорожного полотна и путей;
  • загрязненный нефтепродуктами, ртутью, неорганическими кислотами, мышьяком и т.п.

Важно! В соответствии с законом предприятие, в результате деятельности которого образованы отходы, несет ответственность за их утилизацию.

Способы утилизации грунта.

Верхний слой земли обычно является плодородным. А это значит, что он может быть использован повторно на сельскохозяйственных предприятиях, занимающихся растениеводством.

«Непродуктивные» почвы могут быть использованы только с учетом их возможной опасности для человека – степенью заражения химическими веществами. Например, чистый песок используется даже для обустройства детских площадок.

Читайте также:  Что такое мачта в строительстве

Грунт, загрязненный в пределах установленных законом норм, нельзя использовать в жилых зонах, рядом с водоемами, а для употребления он должен быть смешан с чистой почвой.

Земельные массы с большой степенью «токсичности» должны быть вывезены на специальный полигон, где после обеззараживания подлежат захоронению.

Дальнейшее использование возможно:

  • на стройке или при проведении дорожно-ремонтных работ, где требуется подсыпка земли до необходимых отметок;
  • на свалках для создания изолирующих слоев или для засыпки карьеров;
  • для получения щебня, песка, песчано-гравийных смесей;
  • в производстве цемента, извести, силикатного, глинистого кирпича и т.д.

Все работы для погрузки и транспортировки грунта осуществляются специальной «тяжелой» техникой – бульдозерами, экскаваторами и самосвалами.

Утилизация грунта — что для этого необходимо?

Процесс вывоза и утилизации отходов контролируется местными органами Росприроднадзора – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Так, например, до начала проведения строительных работ необходимо получить разрешительные документы и согласовать технологический регламент обращения со строительными отходами.

Пакет документов, подаваемых в Росприроднадзор для согласования, обычно включает в себя:

  1. Разрешение на проведение, план, проект и график работ.
  2. Смета по земляным работам и ведомость объемов образуемых отходов.
  3. Исследования почвы (предварительно образец направляется для проведения лабораторных проб и проведения экспертизы), санитарно-экологическое заключение.
  4. Договоры с предприятиями, оказывающими услуги перевозки, переработки и размещения отходов на полигонах, а также их лицензии.

Предприятию – образователю данного вида отходов необходимо заключить договор на утилизацию с лицензированной компанией, которая будет осуществлять погрузку и транспортировку отходов на перерабатывающие предприятия либо специальные полигоны.

По исполнении работ заказчику предоставляется справка об утилизации грунта строго в соответствии с условиями договора. Подтверждением выполненных работ являются и талоны на утилизацию, необходимые для размещения отходов на полигоне.

Все эти документы, так же как и копии договоров, лицензий, приказ о перевозке, впоследствии используются предприятием для сдачи отчета в Роспотребнадзор и иные контролирующие органы.

Из чего складывается стоимость работ по вывозу грунта?

Стоимость работ по вывозу грунта на утилизацию будет складываться из многих параметров, например:

  • общий объем предполагаемого груза в кубометрах;
  • количество машин, необходимое для его транспортировки в заданные сроки и конечное время их использования;
  • необходимость погрузки и выгрузки, а также виды используемой для этих работ техники и т.п.

Если предприятие – отходообразователь имеет в своем распоряжении собственную тяжелую технику, то оно может выполнять погрузочные работы самостоятельно.

К сожалению, и сегодня не редкость случаи, когда отходы производств размещают не организованно, что представляет особую опасность для окружающей среды и жизнедеятельности человека. Жесткий государственный контроль необходим для исправления этой ситуации, а также сбора компенсирующих выплат с предприятий –природопользователей.

Проблемы вывоза земли

В крупных городах федерального значения — районных центрах — растут разные по назначению строительные масштабы. Во все времена гражданам нужны квартиры, в жилых массивах открываются новые магазины, улучшается инфраструктура. По причине роста спроса на услуги, предприниматели быстро освоили бизнес — вывоз грунта на утилизацию.

Образование накоплений отработанной земли мешает дальнейшей работе строительного комплекса. Лишняя почва препятствует свободному передвижению транспорта, технических средств — трудно совершать очередные проектные работы. На этом основании застройщики стремятся вовремя избавиться от изъятой из недр массы. Они заключают договоры с транспортными компаниями, работниками данной сферы. В этих организациях работает профессиональный коллектив, который за короткий срок с доступными финансовыми затратами избавляет стройки от завалов.

Рытье траншей

Способы утилизации

Для определения способа утилизации нужно узнать, какой слой почвы используется.

Если был снят только верхний слой (гумус), то его можно применить в дальнейшем при выращивании растительных культур в промышленных масштабах.

Советуем почитать: Международные и российские природоохранные организации

Раскопанный грунт на больших глубинах оценивается на предмет содержания опасных веществ. Наиболее универсальный из них – песок без примесей, подходит как для заготовки стекла, так и для обустройства песочниц на детских площадках.

Загрязнённый в пределах законодательной нормы грунт обязан быть перемешан с чистой почвой. Запрещён к использованию в речной и антропогенных зонах.

«Токсичная» земля должна быть обеззаражена и захоронена в специализированных полигонах.

Перспективное применение отходов:

  • стройка или ремонт дорог, где земля используется для подсыпки в нужных объёмах;
  • свалка – изоляция или засыпка карьерных ям;
  • создание строительных смесей (от щебня до глинистого кирпича).

Для вывоза грунта используются специальный транспорт, такой как бульдозер, экскаватор или самосвал.

Какие недра считаются ценными?

Благодаря опыту, персонал способен быстро распределить нагромождения земной тверди по сортам, установить:

  • происхождение;
  • физические свойства;
  • возможность на вторичное использование.

Если из скважин вынимают чернозем, уничтожать его преступно, так как этот слой почвы принадлежит к богатству страны по причине своего плодородия. Его направляют на поля сельскохозяйственного назначения, а это тоже утилизация грунта, только экономически полезная, способная обогатить бедные минеральными веществами поля.

Строительство возле дома

Где принимают лишний суглинок?

Вместе с развитием строительства образовались структуры для такого вида деятельности, как прием земельных отходов. Этим занимаются организации, оформившие специальное разрешение, его выдает фискальный орган.

Чтобы правильно выполнить процедуру, компании имеют средства:

  • земельную транспортную технику;
  • квалифицированный персонал;
  • нормативно-правовую базу;
  • полигоны;
  • технологию переработки.

В объявлениях можно найти компании, которые принимают лишнюю землю, скопившуюся на производстве. Строители доверяют такую процедуру только специалистам с опытом. Чтобы избавиться от излишков, нужно разрешение и определение, к какому классу отходы относятся. От этого зависит транспортировка и разработка схемы утилизации строительного грунта.

Прокладка трубопровода

От чего зависит уровень опасности грунта?

Если строительство дома или возведение конструкции осуществляется там, где вчера стоял сосновый лес, вполне возможно, что грунт будет очень чистым. Но если на этом месте регулярно сбрасывались отходы предприятий химической промышленности, то обращаться с грунтом необходимо крайне осторожно.

В абсолютно любом из возможных случаев нами проводится анализ грунта, на предмет выявления в нём опасных веществ. В зависимости от его результата специалисты нашей лаборатории квалифицируют его, как

  • Чистый
  • Разрешённый к использованию (не совсем чистый, но уровень загрязнений такой земли — в пределах нормы)
  • Умеренно опасный
  • Классический опасный
  • Критически опасный.

Повторное использование двух первых типов земляных масс разрешено на уровне действующего законодательства. Другие грунты хоронятся исключительно на особых полигонах во избежание экологической катастрофы.

Предшествует захоронению таких грунтов спецобработка. Она делает процесс утилизации более дорогим. Данный процесс производится на специальных заводах у наших партнёров, которые вместе с нами борются не только за хорошую репутацию и высокие показатели бизнеса, но и за сохранение окружающей среды в стране, передаваемой по наследству нашим детям.

Производственные трудности

Работа предпринимателей, связанная с землей, считается доходной, но в ней много сложностей. Специалистам необходимы разносторонние знания: технические, юридические, экономические. Работникам приходится сталкиваться с вывозом, погрузками, которые требуют осторожности, чтобы не создать аварийной ситуации от повреждения коммуникационных сетей, снабжающих население:

  • электричеством;
  • газом;
  • водой.

Квалификация сотрудников избавляет застройщика от проблем с повреждениями трубопроводов, они могут вовремя сделать оценку ситуации, решить техническую задачу по разработке почвенных слоев. Персонал служб создает схемы по передвижению транспорта, определяет, на какую глубину можно погрузить ковш экскаватора. Убирать предстоит не только в летнее время, строительные площадки очищают и зимой. Утилизация загрязненного грунта, при этом еще и мерзлого, предусматривает дополнительную обработку: его нужно измельчать, дробить.

Для производства требуется техника:

  • снегоуборочная;
  • дробильная;
  • транспорт, работающий в условиях низкой температуры с плохой видимостью.

Поэтому работами занимаются специальные компании, где прием земельных излишков сопровождается установленными в стране нормативами.

Вывоз отходов

Из каких слагаемых состоит стоимость вывоза грунта?

  • Объем, измеряющийся в м³
  • Тип силы, с привлечением которой производится погрузка. Ручная работа стоит дороже, чем работа в условиях, когда использование погрузчика по тем или иным причинам невозможно.
  • Грузим в самосвал или в специальные контейнеры, вывозимые с площадки по мере их заполнения? Цена будет разной.
  • Насколько удалён ваш строительный объект от полигона? Цена будет выше, если до точки, где утилизация является возможной, предстоит ехать сотни километров.
  • Каков тип грунта? Опасный? Неопасный? Критически опасный? В первом и третьем случае утилизация будет стоить значительно дороже и потребует оформления специальной документации.

Вопросу о классификации грунта по степени опасности стоит уделить повышенное внимание.

Что нужно для очистки территории?

Документы для утилизации грунта принимает и выдает разрешение служба Росприроднадзора. Сотрудники федерального ведомства контролируют весь процесс природного использования ресурсов. Перед началом строительства выполняют оформление разрешительной документации, куда входит согласование технологического регламента по обращению с отходами производства.

  • планы, проекты, графики и разрешение строительства на конкретном участке;
  • сметы на землю, ее разработку и планируемый лишний выход, который нужно вывезти;
  • результат по инженерным изысканиям почвы;
  • письменные соглашения с организациями, работающими по лицензиям в сфере перевозок, переработок, размещения грунта на полигонах.

Очистка территории не только от строительного мусора, но и образовавшихся земляных завалов происходит по договорам с компаниями. Они погрузят грунт, перевезут его на переработку или специальный полигон.

Утилизация промышленных отходов

Изменились правила транспортировки строительных отходов 5 класса опасности

По новым правилам, утилизация отходов V класса опасности от строительной деятельности, в том числе грунтов, возможна после получения разрешения на перемещение отходов по территории Ленинградской области.

Одна из наиболее важных поправок, касающаяся всех предприятий Ленинградской области, вступила в силу с 1 февраля 2020 года. Приказ подробно освещается компанией Экотренд, которая занимается экологическим сопровождением предприятий. Читайте об этом на сайте компании https://bit.ly/374cTQg. На наиболее популярные вопросы по данной теме отвечает управляющая компанией Наталья Марьенко.
— Кому необходимо получать такое разрешение?

Всем кто занимается транспортировкой отходов 5 класса от строительной деятельности, в том числе грунтов на территории Ленинградской области. До 01.02.2020 года такие отходы мог возить кто угодно и на чём угодно. Лицензию необходимо получать только на 1-4 класс опасности отходов. В связи с этим возникли массовые несанкционированные свалки строительных отходов и грунтов, а также загрязнение природных объектов.

— Необходимо ли получение разрешения, если образователь отходов находится в Санкт-Петербурге, а полигон в Ленинградской области?

Да, разрешение обязательно, а также в случае транзита отбросов через Ленинградскую область.

— Какие органы выдают разрешение и на какой период?

Разрешение действует в течение трех месяцев на определенное количество поездок, оно выдается Комитетом государственного Экологического надзора Ленинградской области.

— Процедура получения разрешения отличается от процедуры получения лицензии на транспортировку отходов?

Да, конечно. Пакет документов на лицензию проходит три проверки в разных органах, плюс выездная проверка транспорта и площадки. Разрешение на отходы 5 класса от строительства и сноса, в том числе грунты проходит проверку только в одном органе.

— Как усложнилась работа перевозчиков и образователей в связи с новыми требованиями?

Необходимо заранее подготовить соответствующую документацию, сдать отходы на анализ, заключать договоры на размещение или утилизацию. За 2-3 месяца до предполагаемого вывоза отходов, все документы для получения разрешения должны быть на руках.

Законодательство совершенствуется, эффективная политика со стороны государства в области экологического законодательства, способствует улучшению уровня жизни населения. Нам остается держать руку на пульсе и быть в курсе последних изменений.

/ Купить фото

Новости подписчиков Все теги

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Какой документ служит расходной единицей?

Если договор заключен с такой компанией, которая имеет собственные площадки утилизации, проблема упрощается. Организация берет на себя обязанности погрузки и конечной доставки грунта. При отсутствии свалки, нужно получить лимит на вывоз определенного объема, в подтверждение выдадут талоны. Они позволят захоронить бытовые или промышленные излишки: к ним относится и земля, вырытая из котлованов.

Процедурой по оформлению бумаг занимается фирма, ответственная за вывоз, с которой застройщик подписал соглашение. Она будет работать в соответствии с необходимыми требованиями экологии, передаст отчеты в контролирующие органы, выберет полигон и метод использования песка или глины.

Источник: greenparkomsk.ru

Рейтинг
Загрузка ...