Государственная экологическая экспертиза проекта строительства

Содержание

Экологическая экспертиза – ряд мероприятий, направленных на определение степени защиты экологии от окружающего воздействия в результате хозяйственной деятельности. Проверка осуществляется документально и практически. Цель – подтверждение, что предприятие или любой другой хозяйствующий субъект не несет угрозу экологической безопасности. По результатам проверки присваивается сертификат.

Проверка производится по запросу от общества или государства – этим определяются виды экологической экспертизы. Инициатор несет финансовые издержки, относящиеся к процедуре подтверждения соответствия. Для предприятий, работающих с опасными для природы и человека материалами, прохождение проверки обязательно.

Нормативное регулирование

Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ, часть 1)

В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:

  • права госорганов;
  • порядок проведения исследования;
  • права граждан;
  • документооборот;
  • финансирование;
  • ответственность сторон;
  • решение спорных ситуаций;
  • участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.

Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Виды в России

Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:

  • государственная;
  • общественная.

В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям. Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды. Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.

Что такое государственная экологическая экспертиза и проект ОВОС?

Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:

  • ведомственные;
  • научные;
  • коммерческие.

Государственная

В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов. Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии. За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.

Общественная

Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:

  • государственную;
  • коммерческую;
  • иную, которая охраняется законодательно.

Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:

  • инициирование экспертной проверки;
  • информированность о выводах и промежуточных итогах.

Ведомственная

Один из видов экологической экспертизы – ведомственная. Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты. Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.

Научная

Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:

  • сверка данных;
  • изучение событий.

Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.

Коммерческая

Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.

Сроки проведения

Начало экологической экспертизы возможно только после оплаты со стороны заказчика, предоставления документации, требуемой для проверки. Видом и объектом проверки определяется допустимый срок с момента оплаты, после которого необходимо начинать процедуру. По закону проверка запускается в течение 3-15 дней с момента оплаты и получения документов. Срок проведения – не более двух месяцев. При отсутствии противоречия с нормативными актами возможно продление на один месяц по инициативе заказчика.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Объекты и заказчики

Среди объектов добровольной экспертизы выделяются те, с которыми жители сталкиваются регулярно. К таким объектам относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • рабочие места.

Заказчики общественного экологического аудита: граждане, общественные или эксплуатирующие организации.

Важная функция аудита – подтверждение, что окружающая среда не несет опасности для человека, природы.

Результаты служат гарантом безопасности объекта для человека и окружающей среды. Например, при строительстве домов из низкокачественных материалов существует риск развития радиационного фона, бактериологических инфекций.

Организации, ответственные за проведение проверки

Росприроднадзором учреждены бюджетные организации, в состав которых входят экспертные советы и комиссии, осуществляющие государственную экологическую экспертизу. Каждый эксперт обязан иметь профильное образование, сертификат, подтверждающий квалификацию. Те же требования предъявляются организациям, проводящим общественную проверку. Отличие – они учреждены частными лицами и, как правило, выполняют работы на коммерческом основании.

Каждая экспертная организация обязана сохранять независимость, непредвзятость при составлении заключения.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Физические показатели

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

Биологические показатели

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Порядок проведения

Порядок проведения общественной экспертизы для заказчиков:

  • заключение договора с экспертной организацией, оплата, предоставление документации;
  • исследование;
  • получение заключения и сертификата о соответствии.

Государственная экспертиза отличается тем, что после получения необходимых материалов оценивается их полнота, а затем формируется комиссия. В рамках комиссии готовится групповое заключение, а также выводы каждого из экспертов. На основании этого выпускается сводное заключение.

Источник: cleanbin.ru

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

Орган по сертификации «Центр-Стандарт» оказывает услуги по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в Москве в отношении возводимых объектов, проектов и проектной документации.

Успешное строительство инженерных объектов требует наличия достоверных данных о состоянии экосреды и геологических параметрах территории, на которой они возводятся. Экологический аудит и экспертиза помогают оценить соответствие предполагаемой деятельности природоохранным нормативам.

Кто и зачем проводит ГЭЭ?

Реализация экспертных мероприятий, регламентируется правительственным постановлением от 11 июня 1996 г. № 698. Она может быть инициирована гражданами, общественными объединениями или органами местного самоуправления в целях:

  1. оценки соответствия предстоящей деятельности федеральным и региональным нормативам, действующим в природоохранной сфере;
  2. определения масштабов возможного воздействия на экосреду в результате осуществления предстоящей деятельности;
  3. аргументирования экологической допустимости выполнения предстоящей деятельности;
  4. установления должной полноты мер, необходимых для обеспечения экологической безопасности и сохранности природных ресурсов.

Экологическая экспертиза проводится соответствующими полномочными органами, как на федеральном, так и на региональном уровне. Ее объекты определяются федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ

Документы для экоэкспертизы

Для выполнения экологической экспертизы заказчик должен предоставить документацию, подразумевающую наличие:

  • письменного заявления;
  • документов, подлежащих ГЭЭ;
  • материалов по оценке возможного воздействия предполагаемыми видами деятельности на экосреду и план превентивных действий;
  • согласовательных документов;
  • заключения федеральных исполнительных органов касательно объекта ГЭЭ;
  • материалов общественных обсуждений.

Этапы проведения экологической экспертизы

Основывающаяся на сбалансированном объединении экономических и природоохранных интересов общества, экологическая экспертиза предусматривает поэтапное выполнение.

  1. Подготовительный — заключается в проверке правдивости и полноты предоставленных материалов, согласованных с действующими экологическими нормативами, а также обоснованности проведения экспертизы.
  2. Основной — направлен на изучение и анализ результатов изыскательных работ, обследования территории, на которой планируется возведение проектируемого объекта, а также состояния экосистемы и рациональности использования природных ресурсов.
  3. Финальный – создание экспертного заключения на основе анализа обобщенных данных с аргументированными выводами и дальнейшим информированием общественности о степени риска неблагоприятных воздействий на экосреду.

Финансирование и возведение объекта ГЭЭ возможно только при положительном заключении, утвержденном уполномоченным государственным органом в сфере экологической экспертизы.

Сроки и цены ГЭЭ

Сроки выполнения экспертных мероприятий могут варьироваться от 30 до 120 рабочих дней. Их длительность зависит от количества предоставленных материалов, степени трудоемкости, геологических особенностей территории и воздействия предстоящей деятельности на экосистему.

Читайте также:  Гс что это такое в строительстве

ОС «Центр-Стандарт» предлагает лучшие цены в Москве на проведение государственной экоэкспертизы. Узнать точную стоимость работ можно у наших экспертов по телефону + 7 (495) 664-23-98

Экологическая экспертиза проектов и проектной документации

Обязательность экологической экспертизы проектов и проектной документации предусмотрена федеральным законодательством. Ее проводят, чтобы определить соответствие исследуемого объекта действующим природоохранным нормативам и не допустить нарушений конституционных прав россиян на благоприятную экосистему.

Тщательное изучение и анализ проекта или проектной документации позволяют заблаговременно выявить способность будущего объекта оказывать вредное воздействие на экосреду. Это позволяет предотвратить запуск и финансирование экологически опасных проектов. Это также подразумевает обязательность составления и включения в пакет документов заказчика, плана мер по предупреждению возможных негативных последствий.

Экспертное заключение может быть отрицательным по причине:

  • несоответствия проекта или проектной документации природоохранным нормативам;
  • недостаточного объема исследований в отношении отличительных свойств территории и состояния экосреды.

Успешный результат гарантирует ОС «Центр-Стандарт», обладающий соответствующей лицензией, штатными экспертами и собственной аттестованной лабораторией с высокоточным оборудованием.

Источник: standart-centr.ru

Государственная экологическая экспертиза проекта строительства

Часть VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) определено Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об охране окружающей среды».

Основным законодательным актом в части организации и проведения экологической экспертизы является Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 № 698, нормативными и методическими документами, регламентирующими ее проведение.

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 23.12.2005, с изм . от 27.03.2006) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 (ред. от 30.06.2006) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлена структура государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Организацию и проведение государственной экологической экспертизы в порядке, определяемом законодательством и Правительством Российской Федерации, осуществляют Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области ( Ростехнадзор ) и Управление Росприроднадзора по Кемеровской области ( Росприроднадзор ).

Объектами проведения государственной экологической экспертизы являются: технико-экономические обоснования проектов; областные целевые программы; нормативно-правовые акты; материалы комплексных экологических обследований участков территорий, обосновывающих придание статуса особо охраняемых природных территорий и т. д.

Отделом государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в 2006 году была организована и проведена государственная экологическая экспертиза по 384 объектам, в том числе из общего числа проведенных экспертиз 35 объектов (9,1 %) были проведены по категории «сложные». Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Краткий перечень наиболее значимых объектов, относящихся
к категории «сложные», и результатов проведения экспертизы

ОВОС к акту выбора площадок шахты ОАО Разрез « Ольжерасский »

Проект организации и ведения лесного хозяйства Чебулинского лесхоза

ОВОС к акту выбора земельного участка под размещение промплощадки вертикального ствола шахты « Сибиргинская »

Экологическое обоснование освоения участка недр «Шахта Распадская-2» Распадского каменноугольного месторождения

Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс « Шерегеш » Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «Е».

Генеральный план. Спортивно-туристический комплекс « Шерегеш » Таштагольского района Кемеровской области. Сектор «А».

Рабочий проект «Организация и ведение хозяйства в защитных лесонасаждениях Новокузнецкого производственного участка (ПЧЛУ-2) Топкинской дистанции защитных лесонасаждений (ПЧЛ-4)»

Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота драгой № 310 на р. Мрассу

Материалы землеотводного дела, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные для разработки месторождения россыпного золота действующей драгой № 317 на р. Б. Коура

ОВОС к акту выбора площадок отработки участков Глушинский и Латышевский ООО « Ровер »

Из общего числа проведенных экологических экспертиз 16 проектов (4,2 %) отправлено на доработку в результате отрицательной оценки комиссии. Основными претензиями к материалам, получившим отрицательное заключение ГЭЭ, являются:

– отсутствие данных по экспликации земель, на которых намечается размещение объекта и воздействие на земельные ресурсы в процессе заявленной деятельности;

– необоснованность испрашиваемых площадей;

– отсутствие мероприятий, связанных с проведением рекультивации земель;

– отсутствие мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почв;

– отсутствие геологических, гидрогеологических и гидрологических характеристик, необходимых для проектирования нарушенных земель, форм и параметров нарушений на начало проектирования;

– отсутствие расчета ущерба и убытков земельным ресурсам;

– отсутствие предложений по проведению экологического мониторинга;

– несоответствие выставленных технических условий органов контроля и надзора к принимаемым техническим решениям;

– отсутствие данных о возможности приема сточных вод владельцами очистных сооружений;

– несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям при организации санитарно-защитной зоны;

– отсутствие оценки воздействия на подземные воды;

– несоответствие проектов ликвидации буровых скважин и горных выработок правилам ликвидационного тампонажа буровых скважин различного назначения;

– отсутствие данных общественного мнения.

Основной процент поступающих на государственную экологическую экспертизу объектов составили материалы выбора площадок под строительство, реконструкцию объектов малого бизнеса, проекты рекультивации земель, проекты лесоустройства, проекты на проведение разведочных и поисковых работ, а также материалы, обосновывающие получение лицензии на добычу полезных ископаемых.

Основным недостатком материалов, связанных с использованием полезных ископаемых, является то, что объект рассматривается как точечный, оценка воздействия на окружающую среду проводилась для минимальной зоны воздействия, с расчетом локального ущерба, практически только в точке размещения объекта, без учета развития территории в целом.

Чаще всего при проведении экологической экспертизы выяснялось, что предпроектная стадия проработки альтернативных вариантов реализации объекта (по месту размещения объекта и инженерной инфраструктуры, по способам производства и утилизации отходов, по аккумуляции воздействия и т.п.) не выполнялась, что в значительной степени ограничило процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду.

По результатам проведения экологической экспертизы материалов, связанных с разработкой месторождения или расширением действующих предприятий, можно выделить основные вопросы, по которым не в полном объеме были представлены материалы или относительно поверхностно проработаны технические решения, связанные с воздействием намечаемой деятельности на окружающую среду. Так, например:

– в случае близкого расположения жилья – перенос его на новое место со строительством полного набора объектов инфраструктуры;

– максимальное использование ранее нарушенных горными работами земельных участков для размещения проектируемых породных отвалов;

– предоставление участков под проектирование промплощадок на уже нарушенных территориях с предварительным проведением на них рекультивационных работ;

– максимальное использование очищенных сточных вод для нужд производства с исключением как водопотребления, так и сброса неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод в поверхностные водные объекты;

– обоснование принятия решений по использованию очистных сооружений близлежащих действующих или уже ликвидированных предприятий с учетом их фактического эксплуатационного состояния и возможности принятия дополнительных объемов;

– разработка в проектах современных сопутствующих производств, связанных с попутным извлечением полезных компонентов из углей, с использованием вскрышных пород в качестве строительных материалов (например, при производстве кирпича, керамзита, заполнителя при изготовлении легких бетонов, в дорожном строительстве), а также с переработкой собственных отходов с целью их утилизации;

– проработка в проектах таких технических решений, как насыщение кислородом стоков в прудах-отстойниках до их сброса в реку;

– не применяются в проектах более экологически эффективные блочные разработки с внутренним отвалообразованием вскрышных пород с целью уменьшения землеемкости открытых горных работ, уменьшения затрат на рекультивацию, сокращения подвижных источников загрязнения (автосамосвалов), а также пылеобразующих площадок, откосов уступов и отвалов.

Во многих проектах предусматривается ведение локального мониторинга только в пределах границ земельного отвода объекта, реже – в пределах границ санитарно-защитной зоны, и практически отсутствует в пределах данного района. Зачастую отсутствуют разделы по рекультивации нарушенных территорий, по охране животного и растительного мира, не предусмотрены затраты на возмещение вреда окружающей среде.

Предложением, направленным на повышение эффективности проведения государственной экологической экспертизы характерных для Кемеровской области объектов недропользования , может служить обращение в Министерство природных ресурсов о разработке таких методических документов, как:

– регламент проведения государственной экологической экспертизы материалов лицензирования объектов недропользования , водопользования;

– регламент проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации;

– внесение дополнений и изменений в методические документы по формированию перечня предложений по включению участков недр в Программу лицензирования, где на самом первом этапе определить требования о необходимости учета не только экономических потребностей региона (страны) в полезном ископаемом, но и экологическое состояние территории, возможности использования существующей инфраструктуры в районе размещения объекта (наличие транспортной сети, возможности энергетического обеспечения и т.д.), о необходимости учета общественного мнения населения, чьи интересы могут быть затронуты в результате реализации данной программы.

Отделом государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области за отчетный период рассмотрено 724 заявки на проведение государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации, из них:

– выдано 321 положительное заключение и 7 отрицательных заключений;

– отклонено 296 проектов (283 проекта в связи с некомплектностью материалов и 13 проектов в связи с неоплатой);

– даны ответы по запросам природоохранной прокуратуры, органов местного самоуправления, гражданам по вопросам, входящим в компетенцию отдела, по 62 объектам.

Из рассмотренных объектов 62 % составляют объекты сложные и средней сложности.

По результатам рассмотрения объектов экспертизы выданы положительные заключения, из них:

– рабочие проекты (ТЭО) –249, в том числе 73 по объектам соцкультбыта и 176 по объектам производственного назначения;

– 49 материалов, обосновывающих получение лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами;

– 7 материалов по созданию организаций горно-добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование ресурсов;

– 16 иных видов документации, которые обосновывают хозяйственную и иную деятельность и реализация которых способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Основными заказчиками ГЭЭ являются предприятия по добыче угля и металлургической отрасли, ЗАО « Кузбасснефтепродукт », ЗАО « Кузбассдорфонд », предприятия мелкого и среднего бизнеса, администрации городов и районов.

Читайте также:  Мцд 3 планы строительства схема

Наиболее значимые объекты:

– «Комплексная программа повышения устойчивости функционирования и снижения негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Кокс» на 2004–2010 годы»;

– ТЭО перепрофилирования производства нормального электрокорунда на производство ферросилиция на базе комплекса имущества Юргинского абразивного завода;

– программа мероприятий по достижению ПДС, ОАО «ЗСМК» на 2006–2012 годы;

– полигон ТБО города Новокузнецк, площадка « Маркино »;

– проект строительства шахты ОАО «Разрез “ Ольжерасский ”» в Томь-Усинском геолого-экономическом районе Кузбасса;

– строительство участка « Тешский » филиала ОАО «УК “ Кузбассразрезуголь ” Калтанский угольный разрез»;

– ТЭО (проект) строительства разреза по добыче угля с использованием КГРП на поле ЗАО «Разрез Инской »;

– рабочий проект «Строительство разреза “ Барзасский ” ООО СП « Барзасское товарищество».

Основными недостатками материалов, представляемых на ГЭЭ (некомплектность документации), являются:

– отсутствие раздела оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с учетом существующего состояния окружающей среды на участке предполагаемого строительства объекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами;

– отсутствие актов выбора площадок, оформленных в установленном порядке, правоустанавливающей документации на пользование земельным участком (касается проектов);

– отсутствие эколого-экономической оценки, в том числе расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

– недоработки программ экологического мониторинга;

– отсутствие документально оформленных материалов общественного мнения о намечаемой деятельности объекта ГЭЭ;

Рабочие места сотрудников отдела обеспечены информационной программой Lotus Notes . Указанная программа позволяет обеспечить проведение ГЭЭ в соответствии с действующим «Регламентом проведения Государственной экологической экспертизы», утвержденного приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280, зарегистрирован Минюстом от 28.07.97 № 1359.

Кроме основной деятельности по организации и проведению ГЭЭ, отделом выполняется ряд работ по взаимодействию с органами местного самоуправления, природоохранной прокуратуры, общественностью и отдельными гражданами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Кроме того, в период рассмотрения планов развития горных работ (ПРГР) была подготовлена исходная информация о рассмотрении либо наличии положительных заключений по проектной документации практически всех рассматриваемых угольных предприятий. Представитель отдела принимал участие в заседаниях по рассмотрению ПРГР и в дальнейшем в процессе согласования протокола рассмотрения ПРГР.

В настоящее время существует необходимость законодательного установления порядка проведения государственной водохозяйственной экспертизы (далее ВХЭ). Это продиктовано невозможностью привлечения внештатных специализированных экспертов и экспертных организаций (гидрологических, гидротехнических и т. п.), без заключения которых невозможно принять обоснованное решение о возможности согласования мест размещения и проектных решений.

Проведение государственной экспертизы определено статьей 80 «Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов» Водного кодекса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ.

За отчетный период Отделом водных ресурсов по Кемеровской области в части рационального использования и охраны водного фонда рассмотрено 716 запросов, материалов предпроектной и проектной документации, в том числе предпроектной документации по 355 объектам, проектной документации по 323 объектам, отклонены от согласования материалы по 89 объектам.

В результате рассмотрения указанных объектов согласованы материалы:

– по выбранным площадкам – 141;

– по проектам – 335;

– на условия сброса сточных вод – 39;

– на условия недропользования по твердым полезным ископаемым и по подземным водам, на лицензирование водозаборных скважин – 112.

Наиболее часто встречающимися материалами, представляемыми на рассмотрение и согласование ВХЭ, являлись:

– проекты строительства, реконструкции, корректировки горно-транспортной части угольных предприятий;

– материалы на предоставление в частную собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительство;

– акты выбора площадок, оценки воздействия, проекты объектов рекреации (зоны отдыха, горно-лыжные комплексы);

– материалы на лицензирование существующих водозаборных скважин.

По наиболее значимым объектам были представлены следующие материалы:

– корректировка проекта строительства шахты «Ульяновская» в Ерунаковском геолого-экономическом районе Кузбасса ОАО ОУК « Южкузбассуголь », филиал Шахта “Ульяновская”, город Новокузнецк;

– рабочий проект «Реконструкция внешнего гидрозолоудаления ЮК ГРЭС» ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», город Калтан ;

– рабочий проект « Томь-Усинская ГРЭС. Реконструкция системы ГЗУ» ОАО « Кузбассэнерго », филиал Томь-Усинская ГРЭС, город Мыски;

– ОВОС « Золоотвал № 3 ОАО “ Кузбассэнерго ” Беловской ГРЭС»;

– проект «Генеральный план спортивно-туристического комплекса “ Шерегеш ”», секторы «А» и «Е»;

– рабочий проект «Строительство системы искусственного снегообразования на горно-лыжном комплексе « Танай »;

– ОВОС и проект застройки «Жилая застройка с объектами обслуживания в квартале № 1а Центрального района г. Кемерово», ОАО « Промстрой-ЖСК », город Кемерово;

– проект берегоукрепления в квартале № 1а Центрального района, ООО « Сибспецстрой », город Кемерово;

– ТЭО (проект) «Город Кемерово, Центральный район, квартал № 1а. Жилой дом № 1», проект 84-квартирного 10-этажного дома в квартале № 1а города Кемерово, река Искитимка , ООО « Корвет-стройсервис », город Кемерово;

– проект границ земельного участка под строительство 14-этажного 74-квартирного жилого дома № 6 со встроенными помещениями детского спортивного клуба, с дамбой-набережной реки Бол. Камышная , Заводский район, квартал № 21а, пер. Мичурина (стр. № 6) в городе Кемерово, ОАО « Кузбассгазпром », город Кемерово;

– рабочий проект спрямления и берегоукрепления русла реки Искитимка (река Бол. Камышная ), (жилой дом № 6 в квартале № 21а города Кемерово), ОАО « Кузбассгазпром », город Кемерово;

– проект планировки территории расширения границ села Андреевка , ООО «Инженерно-строительная фирма Новые Технологии», город Кемерово;

– проект жилого комплекса «Квартал Серебряный бор», деревня Журавлево , ООО «Бор –1», город Кемерово;

– проект границ земельного участка на период строительства 50-квартирного жилого дома, ООО «Пилон», город Кемерово;

– рабочий проект спрямления берегоукрепления русла ручья Суховский , ФСК « Кузбасстрой »;

– отчет о выполнении НИР по теме «Разработка нормативов ПДВВ р. Томь», Институт водных и экологических проблем, город Барнаул;

– проект укрепления берега реки Чесноковка в селе Чусовитино Ленинск-Кузнецкого района;

– проектирование и реконструкция очистных сооружений УН 1612/33 города Мариинска (ЛИУ –33, специализированное туберкулезное учреждение);

– корректировка проекта «Очистные сооружения промливневых стоков» ОАО « Кузбассэнерго », филиал «Кемеровская ГРЭС».

Основными недостатками представляемых материалов являются:

– низкое качество представляемых ОВОС и проектов;

– отсутствие полной и достоверно выполненной оценки воздействия проектируемого объекта на водный фонд;

– отсутствие оценки вредного воздействия вод и опасных природных процессов и явлений на проектируемый объект;

– отсутствие достаточных и обоснованных мероприятий по исключению, снижению негативного воздействия проектируемого объекта на водный фонд, по рациональному использованию, охране от засорения, загрязнения и истощения водного фонда;

– нарушение требований действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, государственных стандартов;

– нарушение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

– отсутствие результатов инженерно-гидрологических и других изысканий;

– отсутствие согласований предыдущих стадий инвестиционно-строительного процесса;

– отсутствие альтернативных вариантов места размещения объекта.

Одним из основных нарушений является самовольное строительство без согласований с контролирующими природоохранными органами и территориальным федеральным органом исполнительной власти в области управления, использования и охраны водного фонда.

На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», с 01.01.2007 объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются только:

– проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды ;

– проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

– материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду ;

– проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Источник: kuzbasseco.ru

ГЭЭ — Государственная экологическая экспертиза

Научно-Исследовательский Институт «Экологии и Природопользования» – это команда увлеченных экологией специалистов, с высочайшим уровнем профессиональных знаний и компетенций. Головной офис нашей компании находится в центре Москвы, а опыт выполненных работ есть практически в каждом регионе нашей страны.

На сегодня наши специалисты накопили уникальный опыт в работе с отходами, начиная от наработок специалистов «старой школы» УРО РАН, так и современные методы по проектированию и внедрению технологий рекультивации объектов размещения отходов.

100 %
гарантия

Гарантированно проведем по всем этапам
получения лицензии

Работаем без выходных

Работаем 7 дней в неделю и всегда
на связи

Работаем по договору

Все условия и гарантии закреплены
договором

Огромный опыт

Более 12 лет на рынке,
знаем все тонкости и нюансы

ГЭЭ — Государственная экологическая экспертиза

НИИ «Экологии и Природопользования» оказывает консалтинг, консультации и сопровождение прохождения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального и регионального уровня. Необходимые для этого мероприятия выполняются быстро, профессионально и по разумной цене. Услуга предоставляется под ключ – от разработки комплекта документации до согласования в надзорных и контролирующих органах. Большой опыт практической работы в сочетании с безупречной деловой репутации компании гарантирует клиентам успешное прохождение ГЭЭ с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы. Бонусом обращения в нашу компанию НИИ «Экологии и Природопользования» становится консультационная поддержка на всех этапах сотрудничества – от проведения изысканий, разработки ОВОС, прохождения общественных обсуждений планируемой деятельности до получения положительного заключения.

Мы работаем по всей территории Российской Федерации, имеем положительный опыт консультаций проектов в центральных и региональных подразделениях РПН.

Определение и необходимость прохождения ГЭЭ

Государственная Экологическая Экспертиза (ГЭЭ) представляет собой процедуру проверки соответствия проектной или иной документации требованиям законодательства и нормативной документации в вопросах экологии и охраны окружающей среды. Экспертиза бывает двух уровней – федерального (проводится Центральным Аппаратом Росприроднадзора) и регионального (осуществляется уполномоченным территориальным органом субъекта РФ). Срок действия экспертного заключения зависит от специфики объекта, в среднем 3-7 лет. По истечении указанного временного периода требуется повторная экспертиза.

Читайте также:  С чем связано строительство приливной электростанции на территории региона европейского севера

Необходимость прохождения ГЭЭ регламентируется статьями 11 и 12 Федерального закона № 174 ( № 174-ФЗ (датируется 23.11.1995)). Федеральную или региональную экспертизу проходит:

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 221-ФЗ)

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

7.1) проектная документация:

объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в стетье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(пп. 7.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

7.2) проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;

(пп. 7.2 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

(пп. 7.3 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;

(пп. 7.4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ)

7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;

(пп. 7.5 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

7.7) проектная документация автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше;

(пп. 7.7 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

7.8) проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий;

(пп. 7.8 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 440-ФЗ)

7.9) проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации:

объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;

не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 настоящей статьи;

автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий;

(пп. 7.9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 341-ФЗ)

7.10) проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос;

(пп. 7.10 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 416-ФЗ)

7.11) планы мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, указанных в пунте 1 статьи 56.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

(пп. 7.11 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 446-ФЗ)

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктов 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Реализация проектов без экологической экспертизы является административным нарушением и наказывается штрафом, величина которого зависит от статуса правонарушителя:

  • 1-2 тыс. руб. для частных физических лиц;
  • 10-20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100-250 тыс. руб. для организаций.

Наши специалисты готовы определить необходимость прохождения ГЭЭ с учетом характеристики конкретного объекта и актуальных на сегодня требований российского законодательства. Первичная консультация оказывается бесплатно. Для ее получения достаточно связаться с нами любым удобным способом и предоставить исходную документацию.

Этапы разработки документации для ГЭЭ

После установления необходимости прохождения экспертизы происходит согласование условий сотрудничества, включая сроки, стоимость и обязательства обеих сторон. Перечень необходимых для реализации мероприятий зависит от специфики объекта. В общем случае он предусматривает выполнение следующих этапов:

  1. Сбор исходных данных. Предполагает получение информации как от заказчика услуги, так и органов власти – муниципальных и государственных. В том числе – технические условия, планы застройки, данные Федеральных и региональных целевых программ, другие подобные сведения.
  2. Инженерно-экологические изыскания. Проводятся в том случае, если не были выполнены ранее. Включают оценку вероятных последствий реализации проекта на окружающую среду.
  3. Проектирование. Ключевой этап подготовки к ГЭЭ, который включает проведение расчетов, составление детального описания, принятие технических и технологических решений в рамках проекта, непосредственно описывающих его экологическую составляющую.
  4. Сравнение проекта с альтернативами. Анализ возможных вариантов реализации проекта с точки зрения последствий для экологии. Целью осуществления становится подтверждение обоснованности принятого решения.
  5. Разработка и обоснование ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) на базе собранной и проанализированной на предыдущих этапах информации. Составление сопроводительной документации, которая прилагается к заявке на экспертизу.
  6. Общественные обсуждения.
  7. Прохождение экспертизы.

Сроки прохождения ГЭЭ

Комплект документов оформляется надлежащим образом и передается заказчику или направляется в надзорный орган для прохождения ГЭЭ. Время, необходимое для его сбора и составления зависит от масштабов и специфики объекта. Обычно речь идет о 3-5 месяцах. Еще 1-2 месяца занимает подготовка и осуществление общественных слушаний, если их проведение необходимо в соответствии с требованиями №174-ФЗ.

Срок непосредственной экспертизы составляет не более 2 месяцев с возможностью продления на 1 месяц при наличии заявления заказчика. Реквизиты итогового экспертного заключения размещаются на официальном интернет-ресурсе надзорного органа, проводившего ГЭЭ, и заносятся в соответствующий реестр. Появление в базе данных сведений о результатах становится фактом, подтверждающим оказание услуги прохождения экологической экспертизы под ключ.

Риски самостоятельного прохождения ГЭЭ

Экологическое законодательство России заслуженно считается одной из самых сложных областей юриспруденции. Поэтому попытки самостоятельно пройти ГЭЭ нередко оборачиваются напрасной потерей не только времени, но и средств, а в результате – возвратом документов для доработки или обнаружением несоответствия актуальным требованиям в сфере охраны окружающей среды. Повторная подача заявления на экспертизу предусматривает отсчет установленных сроков ее проведения заново.

Наиболее типичными ошибками самостоятельного прохождения ГЭЭ выступают такие:

Источник: prirodarf.expert

Рейтинг
Загрузка ...