Приемка результатов исполнения контракта
Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?
На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.
Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.
Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.
Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:
по изучению и оценке предмета экспертизы;
по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:
предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.
Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.
Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).
Как привлечь сторонних экспертов?
Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:
размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;
годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.
Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
Экспертиза силами заказчика
В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).
В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.
Оформление результатов экспертизы
Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.
Осуществляем приемку
Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.
Приемочная комиссия
Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.
К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.
Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.
Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.
Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).
Документальное оформление приемки
Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:
осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;
Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.
Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).
В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:
наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;
цену за единицу;
сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;
иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.
Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).
Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.
Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.
Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Отказ в приемке
В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.
Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.
Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.
Отдельные нюансы
Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:
1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;
2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.
Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.
Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.
Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.
Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.
Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.
Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.
ИсточникПриемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 13 сентября
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
- Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
- Как создать приемочную комиссию заказчика по 44-ФЗ
- Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
- Как составить акт по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере госзакупок, требует от заказчика обязательной приемки выполненных либо предоставленных в соответствии с госконтрактом работ, услуг или продукции. Для этого может быть создана приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ, о которой и поговорим в нашей статье.
Важность этапа приемки товаров (работ) заключается в том, что именно на этом этапе проверяется соответствие услуги или товара условиям контракта. Мотивировка отказа от приемки работ определяет дальнейшую защиту интересов заказчика в случае возникновения спорных ситуаций.
Какие задачи решает приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Цель создания приемочной комиссии заключается в том, чтобы принять результат выполненных подрядной организацией работ. Основные обязанности приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ заключаются в:
- обеспечении приемки результатов выполненной работы вместе с управляющим или контрактной службой;
- учете при приемке экспертной оценки либо самостоятельное проведении экспертизы.
Члены приемочной комиссии должны определять, насколько полученные товары (работы, услуги) по своим характеристикам соответствуют требованиям контракта. Для комиссионных решений важны прозрачность и объективность.
Приемочную комиссию заказчика, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, необходимо создавать независимо от типа закупок. Единственным исключением является закупка у единственного поставщика. Приемочная комиссия является коллегиальным органом, обязанности которого отличаются от обязанностей контрактной службы.
Приемочные комиссии могут быть:
- конкурсными, создаваемыми при проведении электронных и офлайн-конкурсов;
- аукционными, которые создаются при проведении аукционов;
- котировочными, используемыми во время электронных и офлайн-запросов котировок;
- комиссиями, предназначенными для рассмотрения заявок, принимаемых в электронном и офлайн-форматах;
- едиными приемочными комиссиями заказчика по 44-ФЗ.
При проведении торгов без определенной спецификации заказчик создает единую приемочную комиссию. В случае закупки конкретной продукции/услуг (работ) заказчик привлекает экспертов, специализирующихся в требуемой сфере.
Обязательно ли создавать заказчику приемочную комиссию по 44-ФЗ
Законодательство предусматривает возможность, но не обязанность создания заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ. Будет ли приемка результатов исполнения госконтракта единоличной или коллегиальной, вправе определить сам госзаказчик.
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ должна состоять из 5 человек. Однако лучше, если их будет больше, например, 8. В таком случае, вынужденное отсутствие кого-либо из участников коллегиального органа не поставит под угрозу приемку результатов госконтракта.
Однако в состав комиссии могут входить не все. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития № Д-28и-1063 от 26 апреля 2016 года, в него не могут входить должностные лица заказчика, которые принимают участие в экспертизе результатов. Важное значение имеет отсутствие конфликта интересов между входящими в состав комиссии лицами и сотрудниками поставщика.
Помимо экспертов, закон запрещает принимать участие в комиссии следующим лицам:
- имеющим личную заинтересованность в закупке;
- другим участникам, подавшим заявки;
- сотрудникам потенциальных участников торгов;
- сторонним экспертам;
- представителям контрольного органа;
- родственникам руководителя заказчика.
Создание и работа приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ не регулируется. Все нюансы, касающиеся функционирования коллегиального органа, прав и обязанностей его членов, порядка принятия ими решений, должны быть указаны в положении о комиссии – внутреннем нормативном акте заказчика, издаваемом одновременно с приказом о ее создании.
Положение регламентирует работу коллегиального органа. В нем должны быть прописаны состав комиссии, Ф. И. О. председателя, полномочия и обязанности членов, среди которых:
- ознакомление с документами поставщика;
- голосование на заседаниях;
- запрос дополнительной информации при необходимости;
- принятие решений о соответствии либо несоответствии результата исполнения контракта предъявленным требованиям.
Положение о приемочной комиссии вы можете скачать здесь.
Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
Создание приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ требует выполнения определенных действий:
В приказе могут быть отражены полномочия членов, чтобы в дальнейшем при проведении проверок соблюдения законодательства проверяющие были уверены в правомочности лиц, подписывающих акт приемки результатов по госконтракту.
Форма приказа не регламентирована, однако он должен быть напечатан на бланке предприятия, скреплен печатью и необходимыми подписями.
Как проходит экспертиза приемки товара приемочной комиссией заказчика по 44-ФЗ
До вступления в действие 44-ФЗ проведение экспертизы требовалось по всем государственным контрактам. Теперь закон позволяет обращаться к экспертам только при заключении контракта с единственным поставщиком, за исключением случаев, установленных законом (например, при закупке услуг экспертных организаций, заключении госконтракта на разработку проектной документации объектов капитального строительства и др.).
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ может как самостоятельно заниматься экспертизой, так и привлекать к приемке независимых экспертов. Во втором случае необходимо заключение договора с экспертной организацией, в котором должны быть прописаны функции, полномочия, права и обязанности экспертов, их ответственность, объем и сроки выполнения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (рекламации, акты приема-передачи и т. п.).
Экспертиза проводится с целью установления соответствия полученной продукции, выполненных работ или оказанных услуг условиям госконтракта в части их объема и качества, а также соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТов и другой нормативной документации.
В обязанности коллегиального органа входит:
- обеспечение приемки результатов закупки вместе с контрактным управляющим, ответственным лицом или контрактной службой;
- учет экспертной оценки результатов либо самостоятельное проведение экспертизы;
- подготовка выводов, касающихся качества результатов исполнения контракта, его соответствия характеристикам, обозначенным к нормативной документации;
- вынесение объективного и прозрачного решение относительно принятия заявки или приемки результатов работы;
- затребование дополнительной документации при необходимости;
- получение нужной информации о поставляемых товарах;
- получение разъяснений от представителей подрядчика;
- организация экспертизы, получение экспертных заключений и предложений.
Надо уточнить, что право принятия решения о необходимости создания приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ принадлежит исключительно заказчику. Вся документация, касающаяся работы коллегиального органа, должна быть известна до момента размещения извещения о проведении закупки.
Результаты могут проверяться сплошным методом (в отношении всех товаров) или выборочно (проверяется часть продукции, а экспертные выводы распространяют на всю продукцию).
Экспертиза проводится на основании представленных подрядчиком накладных, счетов, сертификатов, актов и других документов, связанных с исполнением госконтракта. Оценка качества некоторой продукции (топливо, продукты питания, ремонт техники и т. д.) возможна во время ее эксплуатации. В таком случае в процессе экспертизы должно быть принято во внимание мнение конечных потребителей.
Если у членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ в процессе приемки результатов работ нет единого мнения, необходимо составление протокола разногласий и предоставление подрядчику разумного срока, требуемого для устранения выявленных недостатков.
Способ проведения экспертизы определяется заказчиком самостоятельно. Сторонние экспертные организации могут быть привлечены к оценке путем заключения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Заключение экспертов должно быть оформлено в письменном виде и подлежит учету в ходе приемки работ.
В случае самостоятельного проведения экспертизы должна быть создана специальная экспертная комиссия, в состав которой должно входить пять и более членов. По результатам проведенной оценки должно быть составлено экспертное заключение с указанием перечня поставляемых товаров, претензий к их характеристикам (при наличии таковых).
В состав экспертной комиссии в соответствии со статьей 41 закона 44-ФЗ не могут входить сотрудники заказчика или подрядчика (включая бывших работников), близкие родственники работников, контрактные управляющие.
Для оформления результатов внутренней экспертизы может использоваться отдельный документ либо ее результаты могут быть включены в акт приемки выполненных подрядчиком работ.
Составление акта по результатам работы приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ
Приемка работ по государственному контракту оформляется актом, подписываемым всеми членами коллегиального органа, а затем руководителем организации-заказчика.
В акте приемки должны быть указаны сведения о наименовании, количестве продукции, стоимости за ее единицу, общей цене товаров, наличии либо отсутствии претензий к ее качеству, а также данные о выявленных недостатках.
Форма акта утверждается заказчиком, в нем должны быть указаны данные:
- о номере государственного контракта, работы по которому принимаются данным актом;
- о названиях товаров или услуг (работ);
- о соответствии результатов требованиям контракта;
- о стоимости товаров согласно контракту;
- о заключении комиссии экспертов (при ее наличии);
- подписи всех членов приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ.
Акт может составляться по унифицированной форме КС-14, а также по форме, разработанной заказчиком. Унифицированный формат не является обязательным, чаще всего его применяют при приемке строительных работ и услуг в данной сфере.
При отказе от приемки результатов работ подрядчику должен быть направлен документ с перечислением выявленных недостатков, несоответствий требованиям контракта. Документ составляется в свободной форме, подписывается членами коллегиального органа, к нему должны быть приложены результаты экспертизы.
При обнаружении недостатков и отступлений от технического задания, необходимо оформить подписанный заказчиком акт отказа от приемки работ, в который должны быть включены данные:
- о номере государственного контракта;
- о заказчике и подрядчике;
- о выявленных нарушениях;
- о предоставленном сроке для исправления недостатков;
- о сумме неустойки.
Акт приемки работ должен подписываться всеми членами приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ. Также возможно составление утверждаемого заказчиком письменного обоснования отказа от приемки.
На практике можно столкнуться с вопросом о том, являются ли акт приемки и накладная взаимозаменяемыми документами. Право определения порядка оформления результатов приемки работ принадлежит заказчику, который может решить, что итоговым документом будет являться как акт, так и накладная.
Приемка выполненных работ является обязательным этапом исполнения госконтракта. Она может осуществляться посредством специально созданной заказчиком приемочной комиссии по 44-ФЗ, к задачам которой относятся организация приемки работ или услуг, а также поставленной продукции и при необходимости проведение экспертизы. Работе коллегиального органа предшествует издание приказа, а также положения, закрепляющего его обязанности. Результатом работы комиссии является составление акта выполненных работ в свободной форме.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИЕМОЧНЫЕ КОМИССИИ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПОРЯДОК РАБОТЫ
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора. Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.
В состав указанных государственных приемочных комиссий также включаются при приемке:
магистральных нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора — представители этих органов;
объектов, подконтрольных органам государственного газового надзора Министерства газовой промышленности — представители этих органов;
объектов со сложным или уникальным технологическим оборудованием — представители заводов-изготовителей этого технологического оборудования и монтажных организаций;
объектов, имеющих железнодорожные подъездные пути, — представители организаций Министерства путей сообщений;
оросительных и осушительных систем, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, сооружаемых в целях повышения плодородия и охраны земель, — представители органов государственного контроля за использованием земель и других органов Госагропрома, а также представители хозяйств-землепользователей;
объектов, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, — представители органов Государственного комитета РФ по лесному хозяйству;
объектов, подконтрольных организациям и учреждениям государственной ветеринарии, — представители этих организаций и учреждений;
автомобильных дорог — представители Государственной автомобильной инспекции;
объектов со встроенными сооружениями (помещениями) гражданской обороны или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны — представители соответствующих штабов гражданской обороны;
объектов, подконтрольных органам Госатомэнергонадзора — представители этих органов.
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора — автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, — районные архитекторы), органов государственного санитарного надзора, органов Председателями государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше, а также экспериментальных объектов независимо от их сметной стоимости назначаются руководящие работники министерств и ведомств-заказчиков, а также непосредственно подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
Председателями государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью до 4 млн. руб. назначаются руководящие работники органов, назначивших эти комиссии, а также руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных этим органам.
Председателями государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения назначаются руководящие работники органов, назначивших эти комиссии, а также руководящие работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных этим органам. Заместителем председателя Государственной приемочной комиссии назначается архитектор — автор проекта.
Государственные приемочные комиссии следует назначать заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта, но не позднее чем за 3 мес до установленного срока при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения и за 30 дней — объектов жилищно-гражданского назначения. При этом должны быть определены даты начала и окончания работы комиссий с учетом установленного срока ввода объектов в эксплуатацию.
Замену представителей — членов Государственной приемочной комиссии (в случае необходимости) может производить орган, назначивший комиссию.
Заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 3.5, а также:
справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ;
документ на специальное водопользование;
документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;
паспорта на оборудование и механизмы;
акты о приемке здании и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;
акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружении и помещений, указанных в п. 1.6;
справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;
справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;
справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;
документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав Государственной приемочной комиссии;
сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.
Государственные приемочные комиссии обязаны:
а) проверить устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком (застройщиком) и утвержденной Государственной приемочной комиссией;
б) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно строительных решений и объекту в целом;
в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта производственного назначения мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектом, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения. Результаты анализа с соответствующими предложениями следует представить органам, назначившим комиссию.
Государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.
Государственная приемочная комиссия представляет в этих случаях в вышестоящие организации заказчика (застройщика), подрядчика и других организаций, осуществляющих проектирование и строительство объекта, материалы для привлечения в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших некачественное выполнение проектных и (или) строительно-монтажных работ.
Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассмотреть до утверждения акта о приемке с участием органов, представителями которых являются эти члены комиссии.
Председатель Государственной приемочной комиссии должен представить в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию:
а) акт о приемке объекта в эксплуатацию;
б) краткую докладную записку к акту о приемке, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
в) предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (его очереди, пускового комплекса) в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий;
г) предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;
д) проект решения органа, назначившего Государственную приемочную комиссию, об утверждении акта о приемке объекта в эксплуатацию.
Акт о приемке в эксплуатацию объекта и докладную записку к нему необходимо составлять в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представлять в орган, назначивший Государственную приемочную комиссию, два — передать заказчику (застройщику) и один — генеральному подрядчику.
Рассмотрение актов о приемке в эксплуатацию объектов, принятие решений по результатам рассмотрения возражений отдельных членов комиссии и утверждение актов органами, назначившими эти комиссии, следует производить: по объектам производственного назначения — в срок не более месяца, а по объектам жилищно-гражданского назначения — в срок не более 7 дней после подписания актов.
Объекты, по которым указанные сроки истекли, считаются непринятыми и по ним назначаются государственные приемочные комиссии повторно.
Источник