Информационная модель объекта капитального строительства для каких объектов

Обсуждение информационного моделирования при проектировании с 2022 года

Добрый день.
В сентябре прошлого года Правительство нашей страны опубликовало Постановление №1431 от 15.09.20 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, . «.
Месяц назад Правительство нашей страны опубликовало Постановление №331 от 05.03.21 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, . , обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
В последних числах марта ФАУ «Главгосэкспертиза России» опубликовало «Методические рекомендации по подготовке инф. модели объекта кап строительства, представляемой на рассмотрение в ФАУ «ГГЭ».
Страница на сайт ФАУ «ФЦС» на которой можно скачать Классификатор строительной информации, который требуется применять в инфомодели согласно ПП1431 — http://ksi.faufcc.ru/

BIM 079 Шерстенников И.А. Экспертиза цифровых информационных моделей и проектной документации

Суть сего нормотворчества заключается в том, что ПП331 устанавливает обязательное применение инфомоделирования при проектировании гос объектов с 2022 г.(за исключением оборонки). Так что BIM грядет, но возникают вопросы по применению и воплощению требований и рекомендаций вышеуказанных документов. Хотелось бы послушать мнение сообщества по данной теме. Пока знакомлюсь с указанными документами и пытаюсь понять, чего хочет наше правительство от нас.

Мне лично кажется, что установить новые барьеры для гос. контрактов, что бы кто то попало не заявлялся.
Что мне больше всего интересно — что правительство (а точнее заказчик, который заказывает проект) понимает под информационной моделью.
Пока то что я видел на практике — нужно для передачи в эксплуатацию, и подсчёта объемов работ (как запроектированных, так и выполненных в исполнительной BIM модели).
Но вполне может быть, что от заказчика к заказчику цели и требования будут отличаться.
За предоставленные материалы — спасибо, будем изучать.

«В случае отсутствия файла цифровой информационной модели
наружной сети, к которой подключается инженерная система здания, в ИМ
соответствующей инженерной системы должна быть обеспечена ее
целостность. Для этого необходимо создать специальный элемент заглушки
«ПОДКЛЮЧЕНИЕ НС» с присвоенными ему параметрами.»

Тут как раз всё логично. Если наружных сетей нет, показываешь в здании выпуски сетей на стенах, и проектируешь внутрянку. Так часто делают когда наружка и внутрянка в разных программах делают, либо наружка только еще будет проектироваться. В любом случае чаще всего это граница проектирования разных проектных групп.

Тут как раз всё логично. Если наружных сетей нет, показываешь в здании выпуски сетей на стенах, и проектируешь внутрянку. Так часто делают когда наружка и внутрянка в разных программах делают, либо наружка только еще будет проектироваться. В любом случае чаще всего это граница проектирования разных проектных групп.

так если опять будут раздергивать проектирование по субчикам.. прямо так вижу, что в головной конторе специалисты по БИМ сводят все в общую ИМ в последний вечер перед сдачей)

так если опять будут раздергивать проектирование по субчикам.. прямо так вижу, что в головной конторе специалисты по БИМ сводят все в общую ИМ в последний вечер перед сдачей)

Зачем общую модель собирать? Она же тормозить будет безбожно. Наоборот — декомпанация модели по разделам проектирования это необходимость. А работать надо с базовой моделью, к которой привязаны все остальные (прямо как в autocad с xref).

так если опять будут раздергивать проектирование по субчикам.. прямо так вижу, что в головной конторе специалисты по БИМ сводят все в общую ИМ в последний вечер перед сдачей)

Мне тут пишут коллеги (профи от ревит), что мосгосэкпертиза не принимает модель при наличии коллизий.
И что при лод400 коллизий может быть десятки тысяч.

При том, что вопрос оплаты оформления модели не решен.

Трёхмерная модель это только часть ИМ (информационной модели). Я так понял под ИМ понимается обычный сегодняшний проект, но все-все оцифровано и добавлено гиперссылок ))).

А где тут про 3д-модель вообще?
В постановлении 1431 больше описывается некая информационная база с различной информацией и документами.
3д-модели в каком-нибудь условном ревите я там не нашёл во время беглого прочтения.

А рекомендации ГГЭ — это только рекомендации ГГЭ. Если в ТЗ не обяжут им следовать, то можно и не следовать.

В прошлом году понятие «информационная модель объекта капитального строительства» определялось так:
«Информационная модель объекта капитального строительства (информационная модель) – совокупность цифровых информационных моделей и документов в электронной форме об объекте капитального строительства, формируемых на протяжении его жизненного цикла (при проведении инженерных изысканий, подготовке обоснования инвестиций, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте и выводе из эксплуатации).»
https://www.abok.ru/for_spec/article. D0%B8%D0%B9%2C

Что радовало — т.к. формулировка довольно расплывчатая. Например, по ней вполне «информационной моделью» будет обычный набор проектной документации в PDF плюс 3-д модель, выполненная хоть в чем — вполне информирующая например о внешнем виде здания и только.
На мой взгляд, здесь были умело обойдены назойливые бим-мантры о том что-де «3д-модель — это наше все, а в ней и вовсе все» и проектировщику позволялось маневрировать бим-понятиями с учетом своих ресурсов и возможностей.

Сейчас эта формулировка в силе, или ее как-то изменили?

т.е. с коллекцией заглушек — так как половина разделов не успевает, как обычно — а привязаться к чему то надо, чтобы ошибки не выдавало при валидации. похоже, уровень залипух выходит на новый БИМ-уровень)

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Чего обсуждать то?
Когда-то было «Партия торжественно провозглашает — нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»! И конкретно — с 1980 года.
Развернулась пропаганда, Моральный Кодекс строителя, песни, романы, планы, отчеты. Но ни хрена не вышло. По банальной причине «грошей нема». Хотя многие на этом нажились.

Когда-то было «К 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме»! Тогда же была принята Государственная программа СССР «Жилье-2000». Развернулась пропаганда, песни, романы, планы, отчеты. Но ни хрена не вышло. По банальной причине «грошей нема».

Хотя многие на этом нажились.

Теперь опять — всеобщая «информационная моделизация». Да не через 20 лет, а прямо с 2022 года. И тоже ни хрена не выйдет. По банальной причине «грошей нема». Хотя многие уже поживились — на написании и актуализации СП, постановлений, методических рекомендаций.

Конечно, хорошо бы жить в «информационно-моделированном мире». Даже лучше, чем при коммунизме. Вот только за чей счет банкет?

Так ясно написано «за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». А «бюджетная система», это не только государственный бюджет РФ, а, в основном, бюджеты областей, городов, районов и даже сельсоветов.

За исключением нескольких жирующих большинство из них дотационные. «Грошей нема» даже на самые неотложные нужды. А уж на осуществление фантазий «кремлевских мечтателей» — тем более.

Конечно, руководители всех уровней будут кричать «Одобрямс! Очень верно придумано! Работа адовая будет сделана! Только грошей нема. Так дайте нам из госбюджета, а мы как только, так сразу.

Только чтобы и проектантам хватило, и строителям, и эксплуатации. И тогда мы все осталное бросим, и сразу. «.

Читайте также:  Составление номенклатуры работ календарного плана на строительство объекта расчет календарного плана

Известно чего — создать видимость управления строительной отраслью и отвлечь от неправильных мыслей о том,что деятельность направлена на развал этой отрасли.

Если предположить, что такие документы всерьез начнут исполнять, то строительство по крайней мере бюджетных объектов будет остановлено. Потому что нет материально-технической базы, как когда-то ее не было для «построения коммунизма».

Хотя в «отдельно взятом городе», где власти «с жиру бесятся» проведут показательные учения.

Источник

Информационная модель объекта капитального строительства для каких объектов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 сентября 2020 года N 1431

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 278 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.03.2022, N 0001202203050019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 года N 962 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.05.2022, N 0001202205310027).

1. Утвердить прилагаемые:

«В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели.».

3. Настоящее постановление действует до 1 марта 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 года N 1431

Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства.

2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

«формирование информационной модели объекта капитального строительства» — сбор, обработка, систематизация, учет, включение в информационную модель и хранение в электронной форме взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, предусмотренных составом сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее — сведения, документы, материалы), на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;

«ведение информационной модели объекта капитального строительства» — актуализация сведений, документов, материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства, путем изменения сведений, документов, материалов и (или) их перевод в режим архивного хранения.

3. Формирование информационной модели объекта капитального строительства и ведение информационной модели объекта капитального строительства осуществляются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, а также индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, выполняющими работы по заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, договору о выполнении инженерных изысканий, договору о подготовке проектной документации, внесении изменений в такую документацию, договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, сносе объекта капитального строительства, иному договору, предусматривающему формирование информационной модели объекта капитального строительства и ведение информационной модели объекта капитального строительства (далее — договоры), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами, заключенными договорами.

4. Сведения, документы, материалы включаются в информационную модель объекта капитального строительства в том числе посредством электронного взаимодействия между лицами, указанными в пункте 3 настоящих Правил.

5. Сведения о фактическом выполнении работ в процессе выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства включаются в информационную модель объекта капитального строительства после завершения выполнения таких работ.

6. В случае если сведения, документы, материалы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов государственных информационных систем, в информационную модель объекта капитального строительства включаются сведения о таких государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них сведениям, документам, материалам.

7. Сведения, документы, материалы подлежат хранению в составе информационной модели объекта капитального строительства с момента их включения в такую информационную модель и без ограничения срока.

8. Лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, если иное не предусмотрено заключенными между ними договорами, могут использовать для формирования информационной модели объекта капитального строительства и ведения информационной модели объекта капитального строительства любые программные и технические средства при соблюдении следующих условий:

а) использование классификатора строительной информации для формирования информационной модели объекта капитального строительства и ведения информационной модели объекта капитального строительства в объеме, закрепленном соответствующей XML-схемой;

б) осуществление учета операций по актуализации сведений, документов, материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства, с фиксацией оснований, времени и даты совершения этих операций, содержания вносимых изменений и информации об учетных записях лиц, осуществивших такие операции.

9. Застройщик, технический заказчик или лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, направляют информационную модель объекта капитального строительства в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований после утверждения проектной документации в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в форме информационной модели.

10. Обработка в составе информационной модели объекта капитального строительства сведений, документов, материалов, содержащих информацию ограниченного доступа, осуществляется с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 года N 1431

Состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов

(с изменениями на 27 мая 2022 года)

1. На этапе выполнения инженерных изысканий в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) отчетная документация о выполнении инженерных изысканий и приложения к ней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором;

б) иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации на объект капитального строительства, а также для проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении негосударственной экспертизы (при наличии), проектной документации на объект капитального строительства.

2. На этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование;

Читайте также:  Образец приказа на строительство объекта хозспособом

б) иные документы, представляемые для проведения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении государственной экспертизы, а также для проведения негосударственной экспертизы проектной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», за исключением заявления о проведении негосударственной экспертизы (при наличии);

в) документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на строительство в соответствии с частями 7 и 10_1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или сведения о государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них документам, если документы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов указанных государственных информационных систем;

г) сведения, документы и материалы, входящие в установленном порядке в состав разделов рабочей документации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование.

3. На этапах осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

б) реквизиты (дата и номер) решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» о прекращении действия разрешения на строительство или о внесении изменений в разрешение на строительство;

в) документы и материалы, входящие в состав исполнительной документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором;

г) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий (при наличии);

д) сведения, содержащиеся в общем и специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ;

е) документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частями 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или сведения о государственных информационных системах и способах доступа к содержащимся в них документам, если документы размещены в открытом доступе в составе информационных ресурсов указанных государственных информационных систем.

4. На этапе осуществления эксплуатации объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) реквизиты (дата и номер) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

б) материалы, отражающие фактическое выполнение работ по техническому обслуживанию объекта капитального строительства, о проведении текущего ремонта объекта капитального строительства;

в) сведения, содержащиеся в журнале эксплуатации здания, сооружения;

г) графические материалы в виде трехмерной модели объекта капитального строительства, если такое требование установлено документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении сведений, документов, материалов, определенных частью 13 статьи 55_24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

5. На этапе осуществления сноса объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются следующие сведения, документы и материалы:

а) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;

б) сведения, документы и материалы, входящие в состав проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства», графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором.

6. Сведения, документы и материалы, включаемые в информационную модель объекта капитального строительства, представляются в форме электронных документов (далее — электронные документы) в виде файлов в формате XML (за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего документа).

7. Схемы, подлежащие использованию для формирования электронных документов в виде файлов в формате XML на различных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства, утверждаются и вводятся в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. До введения в действие схемы, подлежащей использованию для формирования электронных документов в виде файлов в формате XML, электронные документы представляются в следующих форматах:

Источник

Информационная модель в строительстве: от «быть может» к «не может не быть»

С 2022 года формирование и ведение информационной модели станет обязательным для всех бюджетных объектов, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства

Фото: depositphotos.com —>

Рынок недвижимости продолжает обсуждать очередной цифровой шаг российского правительства — принятое 5 марта постановление № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и/или лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».

Суть, если коротко, в следующем: с 2022 года формирование и ведение информационной модели станет обязательным для всех бюджетных объектов, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства. Выполнение этого требования будет возложено на застройщиков, технических заказчиков, заключивших договоры на подготовку проектной документации или реконструкцию бюджетных объектов строительства после 1 января 2022 года.

Пока речь идет именно об объектах, которые проектируются, строятся и реконструируются за бюджетные деньги, однако, как подчеркивает глава комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое РФ Рифат Гарипов, «включение и хранение в информационной модели взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства делает информационное моделирование важнейшей частью обоснования инвестиций. После перехода отрасли на счета эскроу основными игроками на строительном рынке стали банки, для которых важно застраховаться от нецелевого использования финансов и рискованных вложений. Используя информационную модель проекта, они смогут точнее оценивать риски и увереннее принимать решения о выделении средств на строительство».

По мнению экспертов, внедрение технологии информационного моделирования (а в информационную модель объекта будут включены все архитектурно-конструкторские, технологические, электротехнические, экономические и многие другие характеристики) повысит точность выбора решения на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции. К тому же, как отмечает председатель совета директоров градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Андрей Шишкин, информационная модель позволяет улучшить качество бюджетного планирования расходов на строительство и эксплуатацию.

Во-первых, в модели формируется более точный, чем в плоских чертежах, сводный сметный расчет на строительно-монтажные работы. При этом исключаются любые удорожания в процессе возведения объекта благодаря тому, что все разделы хорошо взаимоувязаны, а вероятность проектных коллизий равна нулю. Во-вторых, информационная модель дает возможность просчитать затраты на протяжении всего жизненного цикла объекта с учетом текущих и капитальных ремонтов. После завершения строительно-монтажных работ в BIM-модели доступна окончательная информация о спецификациях, оборудовании и материалах с их эксплуатационными характеристиками, а также о произведенных по проекту работах. Благодаря этому можно быстро и качественно формировать бюджет на эксплуатацию.

А повлияет ли внедрение информационной модели в качестве обязательной на правила проведения государственных строительных тендеров? С точки зрения конкурсной процедуры формально ничего не изменится — участники рынка, как и раньше, будут руководствоваться ФЗ-44 и ФЗ-223, считает Андрей Шишкин. Однако кое-какие нововведения неизбежны.

Читайте также:  Новое строительство возведение объектов капитальное строительство это

Андрей Шишкин председатель совета директоров градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» «Теперь государственные заказчики должны утвердить требования к информационным моделям. Формы для описания этих требований уже есть, поскольку схема подобных конкурсных процедур была отработана столичным регионом, Пермским краем и рядом других субъектов РФ.

Требования к BIM-модели позволяют участникам тендера оценить сложность проекта и уровень требуемых компетенций, а заказчикам — отобрать компетентных и опытных подрядчиков. У компании — исполнителя контракта должно быть определенное число сотрудников, которые обладают навыками работы с BIM-инструментами.

К примеру, в нашем институте существует практика обучения сотрудников и прохождения аттестации раз в полгода, поэтому мы можем указать в тендерной документации сертификаты, подтверждающие владение соответствующими программными комплексами. При отборе подрядчиков заказчикам необходимо применять развернутые критерии для оценки компаний, чтобы поставщики могли подтвердить уровень своих компетенций с разных сторон. Конечно, неразумно включать в шкалу оценки опыт в разработке информационных моделей по госзаказам, потому что такого опыта у участников рынка пока нет. Однако необходимы отдельные требования к наличию у поставщика работ лицензий на программные продукты, нужные для выполнения задач по контракту, а также аппаратного обеспечения. Например, в госзаказах, которые мы сейчас реализуем, одним из требований к исполнителю было наличие лицензионного программного обеспечения, позволяющего разрабатывать проектную и рабочую документацию с использованием технологий информационного моделирования».

Госзаказчики перед проведением тендеров должны будут провести оценку стоимости услуг моделирования и проектирования в форме информационной модели. «Для расчета бюджета на такие закупки существует методика города Москвы. Стоимость разработки проектной и рабочей документации с применением технологий информационного моделирования и без не сильно различается. Безусловно, есть небольшое удорожание, связанное с более высокой себестоимостью работ, но оно компенсируется за счет оптимизации бюджета на строительство и эксплуатацию», — уверен Андрей Шишкин.

Впрочем, не все профессионалы строительного рынка смотрят в BIM-будущее столь же бодро. Например, потому что еще неизвестно, когда оно настанет, признался в беседе с Business FM основатель и генеральный директор цифровой платформы для управления строительством BIMDATA Сергей Качанов.

— Сейчас сложно прогнозировать, когда и в какой форме будут воплощены инициативы по модернизации строительной отрасли и внедрению BIM-технологий. Если опираться на международный опыт, то, например, Великобритании на это потребовалось несколько лет: с момента принятия в 2012 году обновленной стратегии развития строительной отрасли (Government Construction Strategy) на переход к заключению госконтрактов с использованием BIM-технологий отводилось пять лет.

При этом предусматривался поэтапный переход: на первом этапе было необходимо частичное использование 3D-моделирования, на втором — взаимодействие участников строительного процесса в среде общих данных и получение документации непосредственно из информационной модели, на третьем — использование единой интегрированной системы полного цикла. В Сингапуре этот процесс также занял несколько лет. Значительную роль в успешном внедрении BIM-технологий сыграл специальный Фонд строительной продуктивности и способности (Construction Productivity and Capability Fund, CPCF), созданный государством в 2010 году. Компаниям, внедряющим BIM, компенсировали расходы на это в размере до 50%. И если в первый год размер фонда составлял 6 млн сингапурских долларов, то в 2015 году через CPCF из государственного бюджета было выделено уже 450 млн сингапурских долларов.

— А у нас?

— На мой взгляд, у нас для полного перевода строительных процессов на «цифру» еще отсутствуют необходимые условия: опубликованные в открытом доступе машиночитаемые формы всех видов технических стандартов, норм и правил, машиночитаемые алгоритмы требований, проверяемых в ходе проведения экспертизы проектной документации и иных строительных процедур, расширение функционала программного обеспечения ГИСОГД (Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) для того, чтобы осуществлять в электронной форме все процедуры в различных сферах строительства. В качестве ориентира по срокам можно с определенной осторожностью использовать даты, озвученные в докладе «О рассмотрении инициатив приоритетных отраслей экономики», сделанном в марте этого года министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым: заявлялось, что до конца 2021 года все госзаказчики будут использовать технологии информационного моделирования, а также будет создан облачный сервис «Стройкомплекс» для госзаказчиков.

Апробировать сервис планируют на публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». К 2024 году, по данным доклада, взаимодействие «застройщик — государство» будет на 100% осуществляться в электронной форме. По информации, приведенной в «Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года», все процедуры в строительстве должны быть переведены в электронную форму до 2024 года. К 2030 году будут запрещены бумажные формы взаимодействия участников рынка при реализации инвестиционно-строительных проектов.

— Но пока мы говорим о BIM исключительно в сегменте бюджетного строительства. Как там, по вашему мнению, изменится система взаимоотношений заказчиков и исполнителей работ?

— Думаю, организаторам тендеров необходимо разработать список требований к информационной модели, критерии оценки ее качества, порядок ее приемки. Для этого нужно выработать четкое понимание того, как информационная модель будет использоваться на протяжении всего жизненного цикла объекта, от проектирования до эксплуатации.

Непродуманность требований может привести к существенным финансовым потерям в будущем. Если же говорить об участниках рынка, то им сейчас необходимо набираться опыта.

В первую очередь стоит заняться подготовкой кадров, умеющих работать с BIM (нанять готовых будет сложно из-за дефицита таких специалистов), и запуском пилотных проектов по использованию технологий информационного моделирования в управлении строительством. Нужно отметить, что раньше затраты на создание информационной модели нельзя было внести в смету, предъявляемую заказчику строительства.

Сейчас, в соответствии с новой методикой определения сметной стоимости строительства от 4 августа 2020 года, в смете можно указывать затраты на применение технологий информационного моделирования. Определяются они расчетом на основании данных проектной и/или иной технической документации. Также добавлю, что Минцифры России для ускорения цифровизации ведущих отраслей экономики выделяет гранты компаниям, которые планируют пилотное внедрение отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений. То есть сейчас появляется достаточно новых возможностей, вариантов господдержки для того, чтобы все-таки начать внедрять технологии в строительные процессы. Эффективность BIM-технологий уже давно доказана, и радует, что инициативы правительства дадут толчок цифровизации строительной отрасли, развитию рынка отечественных IT-разработок.

Что касается критериев, по которым заказчики будут выбирать исполнителей, Сергей Качанов во многом согласен с Андреем Шишкиным и считает, что новые условия для отбора участников «забега на BIM-дистанции» будут зависеть от типа закупочной процедуры. «В случае если это конкурс, потребуется опыт проектирования в BIM, если аукцион — появятся требования по обладанию компетенцией в BIM, наличию реализованных проектов с использованием технологий информационного моделирования. Возможно, что для участия в госзакупках может потребоваться наличие в штате специалистов с опытом по проектированию в BIM. Однако, скорее всего, основным фактором останется все же цена контракта», — говорит эксперт.

Также дополнительно может появиться требование по использованию российского софта. По словам Сергея Качанова, уже сейчас есть прецедент, когда государственный заказчик вписал в контракт требование о выполнении проекта на отечественном ПО и с применением отечественного ПО. Оно не было выполнено, и Главгосэкспертиза России выдала отрицательное заключение на этот проект.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...