Приказ РБ
№ 158 от 27.06.1995. Об утверждении Положения о порядке консервации строящихся (реконструируемых) объектов на территории Республики Беларусь
В связи с ухудшением финансового состояния заказчиков, сокращения бюджетных ассигнований резко возросло количество объектов, строительство которых приостанавливается или вообще прекращается. В результате подрядные организации несут убытки за счет многократных перебазировок техники, штрафных санкций и налогов за превышение договорных сроков строительства. Приостановленные строительством объекты разрушаются, так как на них не проводятся работы по консервации, увеличиваются по не зависящим от подрядных организаций причинам сроки строительства объектов и их стоимость, отдельные из них не охраняются, что влечет за собой хищение материальных ценностей.
В целях более рационального использования объектов, не завершенных строительством и приостановленных строительством по обоснованным причинам, Кабинет Министров Республики Беларусь 25 февраля 1995 г. N 04/323-4 обязал Министерство архитектуры и строительства рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка консервации объектов и дополнительно 8 июня 1995 г. (N 04/150) поручил его утвердить.
Частный жилой дом из объекта незавершенного строительства оформляем в объект завершенного
1. Утвердить Положение о порядке консервации строящихся (реконструируемых) объектов, согласованное с Министерством юстиции, Министерством финансов, Высшим Хозяйственным Судом, Министерством экономики, Министерством управления государственным имуществом Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом (прилагается).
2. Главному управлению строительства (Струкачеву) зарегистрировать указанное Положение в Государственном реестре Министерства юстиции Республики Беларусь и довести до сведения министерств, иных центральных органов управления и всех субъектов хозяйствования независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
3. Главному управлению экономики (Федченко) в месячный срок после регистрации Положения о порядке консервации строящихся (реконструируемых) объектов в Министерстве юстиции внести в установленном порядке предложение об изменении Закона о налоге на недвижимость.
4. Управлению делами (Замжицкому) довести настоящий приказ до структурных подразделений аппарата Министерства для руководства.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра А.И.Шатило.
Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации
Республики Беларусь 22 августа 1995 г. N 1036/12
1. Инструкция о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства (далее — Инструкция) разработана в соответствии с гражданским кодексом Республики Беларусь, статьей 62 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 109, 2/1049), иным законодательством Республики Беларусь и определяет порядок приостановления строительства, а также консервации объектов незавершенного строительства.
Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, как ранее учтенного (квартира)
Настоящая Инструкция не распространяется на объекты индивидуального жилищного строительства.
2. Решение о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), не влекущее за собой обязательного расторжения договора строительного подряда принимается в случаях:
выявления в ходе строительства несоответствия проекта требованиям технических нормативных правовых актов;
выявления дефектов в проектной документации на строительство, требующих ее существенного изменения;
выявления в работе подрядчика недостатков (несоблюдение требований проектно-сметной документации, технических нормативных правовых актов, отсутствие контроля качества поступающих материалов и изделий, другие недостатки), которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства;
отсутствия у инвестора, застройщика, заказчика средств для дальнейшего финансирования строительства;
невозможности обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки;
в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство;
по иным основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда.
3. Решение о приостановлении строительства принимают:
органы государственного строительного надзора, иные государственные органы — в случаях, установленных законодательством;
подрядчик — в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более одного месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда, а также в иных случаях;
инвестор, застройщик, заказчик — в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства, а также в иных случаях;
иные лица по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором.
4. В решении уполномоченного государственного органа или иного инвестора, застройщика, заказчика, подрядчика о приостановлении строительства определяются:
дата приостановления работ;
источники финансирования строительства и работ по приостановлению строительства;
меры по устранению причин, повлекших приостановление строительства;
меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность.
5. В случае приостановления строительства на срок свыше трех месяцев в течение одного месяца по истечении указанного срока, а также при наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, решение о консервации объекта незавершенного строительства принимают:
Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченный им орган — по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств республиканского бюджета;
местный исполнительный и распорядительный орган — по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств соответствующих местных бюджетов;
иной инвестор, застройщик, заказчик — по другим объектам незавершенного строительства.
6. В решении уполномоченного государственного органа или иного инвестора, застройщика, заказчика о консервации объекта незавершенного строительства помимо сведений, указанных в абзацах втором — пятом пункта 4 настоящей Инструкции, определяются также сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации.
7. Застройщик, заказчик в месячный срок со дня принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства информируют об этом письменно органы государственного строительного надзора и местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешение на строительство объекта.
8. Застройщиком, заказчиком совместно с подрядчиком в течение четырнадцати календарных дней со дня принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства составляются:
8.1. акт о консервации объекта незавершенного строительства с указанием в нем:
даты начала и даты приостановления строительства;
сметной стоимости строительства;
сметной стоимости объемов выполненных строительных работ до момента консервации;
степени строительной готовности объекта в процентном отношении.
К акту прилагаются ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование, а также акт сверки расчетов между застройщиком или заказчиком и подрядчиком. Акт и ведомости подписываются руководителями организаций застройщика, заказчика и подрядчика;
8.2. перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.
9. Разработчиком проектной документации на основании перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов, с учетом мероприятий по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительства в установленные в решении о консервации сроки составляются смета и техническая документация по консервации объекта.
В смету на консервацию объекта должны быть включены платежи, оплачиваемые ежегодно (поквартально) инвестором, застройщиком, заказчиком за временно занимаемые земли (карьеры), отведенные для строительства объекта.
Смета на консервацию объекта утверждается застройщиком, заказчиком по согласованию с инвестором.
Оплата расходов по смете на консервацию объекта производится за счет средств, предусмотренных для финансирования строительства объекта и иных источников, не запрещенных законодательством. В случае консервации объекта при выявлении в ходе строительства несоответствия проекта требованиям технических нормативных правовых актов, а также дефектов в проектной документации на строительство, требующих ее существенного изменения, оплата работ по составлению сметы и технической документации производится за счет средств разработчика проектной документации.
10. Заказчик и подрядчик заключают дополнительное соглашение к договору строительного подряда, в котором предусматриваются:
строительные работы по консервации объекта незавершенного строительства, предусмотренные сметой;
обязанность заказчика возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервации объекта, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ (полученные подрядчиком преимущества, дополнительный доход, прибыль), а также причиненные убытки (в пределах разницы между ценой договора и стоимостью выполненных и оплаченных работ), произвести оплату индивидуальных изделий и конструкций, изготовленных заводами-изготовителями по заказу подрядчика на конкретный объект, если подрядчик не может использовать их на других объектах;
обязанность подрядчика возместить понесенные по его вине убытки;
сроки выполнения работ и сроки сдачи заказчику законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.
11. После выполнения предусмотренных дополнительным соглашением работ подрядчик обязан сдать по акту заказчику законсервированный объект незавершенного строительства в согласованные сроки, а заказчик — принять этот объект. В акте приемки-передачи законсервированного объекта помимо сведений, указываемых в акте о консервации объекта, предусматривается также сметная стоимость объемов строительных работ по консервации, выполненных по дополнительному соглашению к договору строительного подряда в соответствии со сметой и технической документацией, составленной разработчиком проектной документации.
Заказчиком производится завершение расчетов с подрядчиком за выполненные строительные работы и расторжение договора строительного подряда.
12. Инвестор, застройщик, заказчик проводят:
периодические осмотры законсервированного объекта незавершенного строительства для обеспечения его сохранности и безопасности;
мероприятия по устранению причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства.
13. Республиканские органы государственного управления, областные исполкомы и Минский городской исполком ведут анализ и учет законсервированных ими объектов незавершенного строительства, принимают меры по их завершению или предлагают указанные объекты для отчуждения с целью последующей продажи, передачи другим юридическим лицам либо на другие цели.
Перечень законсервированных объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, ежеквартально представляется в Министерство экономики Республики Беларусь.
14. В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более трех лет. После устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства, решение о возобновлении строительства принимается государственными органами, исполнительными и распорядительными органами, инвестором, застройщиком, заказчиком, принявшими решение о консервации.
Продолжение строительства осуществляется в порядке, установленном законодательством, по вновь заключаемому договору подряда. Подрядчику по акту передаются объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии.
15. Расходы, оплачиваемые инвестором, застройщиком, заказчиком по расконсервации объекта, производятся за счет источников финансирования строительства объекта и иных источников, не запрещенных законодательством.
16. Расходы по консервации (расконсервации) объекта незавершенного строительства в аналитическом учете отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами материалов, ценностей, расчетов, финансирования и иными счетами и показываются по строке 140 в разделе I актива бухгалтерского баланса организации.
17. При невозможности устранения причин, приведших к консервации объекта незавершенного строительства, он реализуется как объект незавершенного строительства в порядке, установленном законодательством. Для этого инвестор, застройщик, заказчик, должны зарегистрировать законсервированный объект незавершенного строительства в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
18. В случае, если сохранение законсервированного объекта незавершенного строительства противоречит общественной пользе или представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, здоровью населения, правам, свободам и защищаемым законом интересам других лиц, на основании решения суда могут быть произведены принудительное отчуждение этого объекта с компенсированием стоимости отчужденного имущества (при этом вычитаются затраты на отчуждение и охрану указанного имущества), демонтаж или снос этого объекта за счет средств собственника (владельца).
ИсточникКонсервация незавершенного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Консервация незавершенного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов: Консервация незавершенного строительства
Судебная практика: Консервация незавершенного строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 52 «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» Градостроительного кодекса РФ «Руководствуясь положениями части 4 статьи 52 ГрК РФ, Правил проведения консервации объекта незавершенного строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее — постановление N 802), суды указали, что в случае наличия оснований для консервации объекта истец вправе выдать соответствующее предписание, обратиться в суд с иском к ответчикам об обязании произвести указанные работы, в том числе и по принятию необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки (подпункт «е» пункта 9 названных выше Правил проведения консервации объекта капитального строительства).»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 52 «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований администрации городского поселения о признании незаконным и отмене постановления департамента по надзору в строительной сфере субъекта РФ о привлечении администрации к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ. Как указал суд, в силу ч. 4 ст.
52 Градостроительного кодекса, п. 6.15, ч. 6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. В нарушение приведенных норм права администрация не выполнила консервацию не завершенного строительством объекта капитального строительства. При этом суд, установив, что на момент проведения проверки и обнаружения правонарушения собственником спорного не завершенного строительством объекта капитального строительства и земельного участка, на котором он располагается, являлась администрация, пришел к выводу о том, что именно администрация должна была привести не завершенный строительством объект и строительную площадку в состояние, соответствующее требованиям строительных и градостроительных норм и правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Консервация незавершенного строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Порядок ограждения строительной площадки
(Кислов С.С.)
(«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 2) Какими документами предусмотрена обязанность ограждения строительной площадки? Каковы требования к ограждениям? Кто должен огораживать стройплощадку? Кто является ответственным за ограждение в период консервации объекта незавершенного строительства?
Какие меры ответственности могут применяться в случае выявления отсутствия ограждения либо его ненадлежащего состояния? Кого привлекут к ответственности — застройщика или генподрядчика? Грозит ли наказание лицу, которое приобрело не полностью огороженный недострой?
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Продажа недостроенного нежилого здания: налог на прибыль, НДС
(Манкина О.С.)
(«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 12) Руководство организации приняло решение продать законсервированный объект незавершенного строительства нежилого назначения. Как в налоговом учете отражаются доходы и расходы? Можно ли признать убыток? Как начислить НДС?
О порядке приостановления строительства объектов
В связи с утратой силы Инструкции о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158, до сих пор возникает много вопросов по поводу того, каким образом оформлять приостановление строительства объекта. Компания ХЕЛИКС обратилась непосредственно в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь за разъяснением. Нами было отправлено следующее обращение:
«В связи с принятием постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.08.2016 № 24 утратила силу Инструкция о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденная приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 № 158. Инструкцией были предусмотрены основания для принятия решения о приостановления строительства, порядок действий, а также состав документов, которые необходимо оформлять.
Ввиду этого просим Вас разъяснить основания, пошаговый порядок действий и состав необходимых документов, оформляемых при принятии решения о приостановлении строительства объекта».
В результате можно определить следующий алгоритм действий по вопросам приостановления строительства объекта.
Основания для приостановления строительства объекта:
— обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
— на срок не более трех месяцев;
— обстоятельства, не связанные с технологическими перерывами в строительстве.*
* Под технологическими перерывами в строительстве понимается воздействие природно-климатических факторов на условия труда, технологию производства строительно-монтажных работ. Если при разработке, расчете нормативной продолжительности строительства проектировщик изначально не учел технологические перерывы в строительстве либо строительство сместилось так, что появились дополнительные технологические перерывы, то необходимо попросить проектную организацию пересчитать нормативную продолжительность строительства.
Порядок действий:
- Принятие решения уполномоченным лицом. Такое решение оформляется в виде соответствующего локального нормативного правового акта (распоряжения, приказа и т.д)
- Оформление акта установления даты приостановления строительства по форме Г.1
Справочно! Акт по форме Г.1 (приложение Г) является неотъемлемой частью утвержденной проектной документации, а также основанием для продления в установленном порядке разрешения, выдаваемого органами государственного строительного надзора.
- Информирование органа государственного строительного надзора о приостановлении объекта строительства в течение 10 календарных дней (того же, что и выдал разрешение на производство соответствующих строительно-монтажных работ).
Когда вам необходимо возобновить строительство, проводится такая же последовательная процедура, как и при приостановлении строительства.
Правовое регулирование приостановления строительства объекта:
— нормы статьи 62 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
— Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 №1450
Звоните, чтобы получить консультацию!
Мы работаем на результат, которым будут довольны наши клиенты
Доверие клиентов и отличная репутация стимулируют нас реализовывать проекты на самом высоком уровне
Мы всегда находимся в поиске новых, максимально эффективных решений в сфере строительства
Источник