К линейным объектам строительства относятся
× Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 20 of /var/www/cl263669/data/www/abk-63.ru/includes/file.phar.inc).
Каков порядок формирования 4 раздела «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» проектной документации на линейный объект — ВЛ с двумя подстанциями ПС1 и ПС2?
При анализе практики применения Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение), в части проектирования линейных объектов, наиболее проблемным оказалось выполнение норм пункта 37 «Раздел 4 «Здания и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» (далее — раздел 4).
Для выработки принципов формирования данного раздела, не противоречащих Положению, в том числе и по вопросу проектирования электрических сетей (входящих в них электросетевых объектов: воздушных линий электропередач — В Л и подстанций ПС1 и ПС2), целесообразно иметь в виду следующее.
Инженерно-геодезические изыскания
1. Сведения о подстанциях ПС1 и ПС2, а также об иных зданиях и сооружениях, обеспечивающих функционирование линейного объекта, должны найти отражение в подпункте «а» пункта 37 Положения.
Перечень зданий и сооружений, входящих в состав проектируемых подстанций, с указанием их характеристик, следует отразить в подпункте «б» пункта 37 Положения.
В случае, если подстанции будут сооружаться по ранее разработанным проектам и проектам повторного применения, сведения об этой проектной документации должны найти отражение в подпункте «в» пункта 37 Положения.
В графической части раздела 4 (подпункт «г» пункта 37 Положения) должна быть представлена схема линейного объекта с обозначением мест расположения зданий, строений и сооружений, входящих в состав ПС1 и ПС2, и иных зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта и обеспечивающих его функционирование.
2. Как указано в Ведомственных строительных нормах № 14278 тм-т1 «Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 — 750 кВ», утв. Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго России 20.05.94, нормы отвода ширины полос земли для линий электропередачи и земельных участков для подстанций должны устанавливаться отдельно друг от друга.
Следовательно, подстанции, являясь по существу комплексными объектами, могут располагаться вне полосы отвода, и в этой связи представляется целесообразным на проекте планировки территории и проекте межевания территории, которые являются основанием для подготовки проектной документации линейного объекта (см. пункт 1 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ), указывать места размещения подстанций и прикладывать схемы планировочной организации земельных участков объектов капитального строительства ПС1 и ПС2 с приведением экспликаций относящихся к ним зданий и сооружений.
Лекция «Основы проектной деятельности в системах водоснабжения и водоотведения»
Представляется, что заказчик в задании на проектирование должен идентифицировать эти объекты как точечные. В этом случае он обязан передать лицу, осуществляющем подготовку проектной документации, соответствующие градостроительные планы земельных участков.
Проектная документация на строительство подстанций ПС1 и ПС2 должна разрабатываться в соответствии с пунктами 10-32 Положения, формироваться в отдельные тома и иметь различные обозначения в соответствии с установленными правилами.
В разделе 4 в сведениях о ПС1 и ПС2 необходимо сделать ссылки на соответствующие проекты.
3. Обращается внимание, что в случае если в процессе проектирования точечных объектов произойдет изменение параметров линейного объекта или его участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и. (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, то заказчик должен предоставить проекты планировки территории и проекты межевания территории для соответствующих участков линейного объекта (см. пункт 14.1 статьи 1, пункт 1 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ)
Актуальные вопросы оформления прав на линейные объекты.
Понятие линейного объекта содержится в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, в Федеральном законе от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под линейными объектами следует понимать линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.6 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Необходимо отметить, что действующее законодательство прямо не называет линейные объекты объектами недвижимого имущества, в связи с чем в практике встречаются различные суждения по указанному вопросу, в частности, имеются судебные акты, когда судом линейные объекты – линии электропередач не признаются в качестве объектов недвижимого имущества.
Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты, исходя из составляющих их элементов, соответствуют указанным критериям.
В настоящее время обращения владельцев линейных объектов за государственной регистрацией права собственности стали распространенным явлением.
Обозначились и проблемы, связанные с невозможностью осуществления регистрации права собственности в связи с отсутствием всех необходимых документов.
В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.
В связи с чем в целях исключения признания построенных объектов самовольной постройкой требуют предоставления документов, подтверждающих отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства, а также — разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта), полученные в соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности.
При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным вопросом среди территориальных органов Управления Федеральной регистрационной службы.
Позиция регистрирующих органов, требующих предоставления таких документов, понятна, поскольку она исходит из того, что действующим законодательством не установлено каких-либо исключений для линейных объектов, равно как и особого порядка землепользования при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию построенных линейных объектов.
Однако, как это часто имело место на практике, не всегда такие документы оформлялись собственниками линейных объектов. Это объясняется, в том числе, и значительной протяженностью линейных объектов и прохождению их по большому количеству земельных участков, имеющих различных собственников и различный правовой режим.
Иногда для строительства линейного объекта получались такие документы, как разрешение на вскрытие земляной поверхности, разрешение на разрытие и др., что не соответствует положениям о предоставлении земельных участков для строительства согласно норм земельного законодательства и представляет в настоящее время сложности при оформлении права собственности на построенные линейные объекты.
Также остается весьма актуальным и в настоящее время однозначно законодательно не разрешенным вопрос оформления землепользования под уже построенными и находящимися в эксплуатации линейными объектами.
Как известно, Земельный кодекс РФ предоставляет исключительное право собственникам зданий, строений, сооружений на приобретение земельных участков под указанными объектами в собственность или в аренду.
ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» также предусматривает, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность
Однако значительная протяженность линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, различным собственникам и владельцам, невозможность использования таких участков для иных целей, ставит вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков или оформления права аренды на них.
Представляется, что приобретение права аренды или права собственности собственникам линейных объектов целесообразно осуществлять на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов и т.д.
Объединение таких небольших по площади участков (обособленных участков) ранее называлось единым землепользованием. В настоящее время такие участки именуют многоконтурным земельным участком. При этом все контуры границ многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом допускается нахождение участка в разных кадастровых кварталах).
Образованные таким образом многоконтурные земельные участки под указанными составляющими линейных объектов можно приобретать в собственность или оформлять в аренду.
По всей же трассе линейного объекта устанавливаются охранные зоны, в пределах охранных зон — особые условия использования земельных участков, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
Порядок установления, размеры охранных зон, иные вопросы определяются различными нормативными актами, регулирующими отдельные виды линейных объектов (например, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г . N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»).
При этом в связи с тем, что в указанной ситуации имеет место частичное ограничение прав собственников земельных участков в их использовании, представляется, что право землепользования собственникам линейного объекта надлежит оформлять с использованием сервитута (права ограниченного пользования земельным участком).
Так, в п. 28 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г . N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» говорится, что для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.
А в п.16 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» указывается, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть соглашением о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Следует отметить, однако, что на сегодняшний день сервитуты не находят должного применения в указанной сфере, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления сервитутов, является то, что установление частных сервитутов предполагает заключение соответствующих договоров с конкретными лицами, а поскольку линейные объекты имеют очень большие протяженности и зачастую проходят по землям множества собственников земельных участков, то вопрос по установлению сервитутов может занять довольно длительный промежуток времени, при этом с кем-то из собственников, возможно, не удастся прийти к соглашению, что потребует разрешения вопроса в судебном порядке. Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки, на которые предполагается установление сервитута, также сдерживает процесс оформления сервитутов.
В целом необходимо отметить отсутствие специального регулирования вопросов применения сервитутов в сфере оформления отношений землепользования под линейными объектами.
Источник