👍 Строительство новых зданий и сооружений, а также проведение других строительных работ производятся на основании определенной разрешительной…
Разрешение на строительство
А. ГЕРАСИМОВ
Александр Герасимов, юрист.
Разрешение на строительство — это административный акт, предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде.
В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений. Однако строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению, порядок выдачи которого определен Градостроительным кодексом РФ.
Градостроительный кодекс РФ в разное время по-разному трактовал понятие «разрешение на строительство». Ранее Кодекс определял разрешение на строительство как документ, управомочивающий его владельца начать строительство объекта недвижимости на данном конкретном земельном участке (ст. 62 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г.). Новый Градостроительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 29 декабря 2004 г., характеризует разрешение на строительство прежде всего как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а уже потом только как документ, управомочивающий производить строительство объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в новой редакции). Таким образом, по новому правилу приоритетным для органов, выдающих разрешение на строительство, является соответствие проектной документации градостроительному плану.
Близким к Градостроительному кодексу РФ является определение разрешения на строительство в ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.), где записано, что разрешение на строительство является основанием для реализации архитектурного проекта. Однако данный Закон не рассматривает порядок выдачи разрешения на строительство. Оспорить такую формулировку трудно: она верна, но не совсем точно определяет характер документа. Из нее не видно, что это итоговый, обобщающий документ, при получении которого можно начинать строить. Ведь при наличии только одной проектно-сметной документации, пусть даже и согласованной со всеми заинтересованными органами и прошедшей государственную экспертизу, начинать строительство нельзя.
Обобщая понятие «разрешение на строительство» из трех названных документов, постараемся вывести универсальную формулировку. На наш взгляд, разрешение на строительство — это административный акт (поскольку выдается органами исполнительной власти или местного самоуправления), предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде, в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдением строительных и природоохранных норм и правил. Следовательно, разрешение на строительство не только и не столько правомочие застройщика, сколько возложение на него обязанности соблюдать все требования закона при строительстве объекта. Исполнение этих обязанностей контролируется органами Госархстройнадзора и авторами проектов. Нарушение норм и правил строительства объектов влечет за собой приостановление действия разрешения органом, выдавшим его. Разрешение на строительство является последним документом, при получении которого можно начинать строить объект, оно подтверждает наличие у застройщика земельного участка для строительства, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и проекта организации строительства.
По общему правилу (п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
Заявление о выдаче разрешения на строительство со всеми необходимыми документами подается застройщиком непосредственно в орган управления, выдающий разрешение.
К заявлению застройщик прилагает следующие документы:
— свидетельство о праве на земельный участок, на котором будет производиться строительство;
— градостроительный план земельного участка;
— проектную документацию с пояснительной запиской;
— схемы планировочной организации земельного участка;
— сведения об инженерном оборудовании, точках его подключения к сетям;
— проект организации строительства объекта (ПОС);
— заключение государственной экспертизы проектной документации.
Для строительства индивидуального жилого дома застройщик к заявлению прилагает лишь документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением на ней места размещения объекта строительства.
Порядок выдачи разрешений на строительство в г. Москве регламентирован Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра г. Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ (с изм. от 14 июня 2005 г.); Законом г. Москвы от 9 июля 2003 г. N 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве»; Порядком рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории г. Москвы и принятия решений о строительстве, реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25 января 2005 г. N 43-ПП (в ред. от 14 июня 2005 г.). Согласно названным документам разрешение на строительство в г. Москве требуется при новом строительстве объекта, реконструкции, реставрации, установки нестационарных объектов, использовании территории, ее благоустройстве, капитальном ремонте зданий и покраске фасадов, перепланировке и переоборудовании помещений. В отличие от Федерального закона правила Москвы расширили перечень объектов и работ, по которым необходимо получить разрешение на их проведение. Так, если п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ допускает возведение нестационарных объектов (киосков, навесов и др.) без предварительного получения разрешения, то исходя из смысла Положения N 378-РМ, утвержденного распоряжением мэра Москвы, установка таких объектов требует обязательного разрешения. Это объясняется спецификой Москвы, которая является густонаселенным мегаполисом с большой плотностью строительства.
Строительство объектов недвижимости без получения соответствующего разрешения считается самовольной постройкой, за которую ее организаторы несут материальную, административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность (ст. 58 Градостроительного кодекса). Так, согласно ст. 9.5 КоАП РФ за строительство объектов без надлежаще оформленного разрешения взимается штраф:
— с граждан — от 3 до 5 МРОТ;
— с должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ;
— с юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.
Кроме того, самовольная постройка может быть по решению суда снесена или изъята у застройщика в порядке возмещения вреда (ст. 25 Закона г. Москвы N 50).
Вместе с тем п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в новой редакции расширил перечень объектов, на которые не требуется получение разрешения на строительство. К ним относятся:
— гаражи на земельном участке, выделенном гражданам на эти цели, или постройки на земельном участке, предназначенном для садоводства, ведения дачного хозяйства;
— строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
— строительство сооружений вспомогательного использования;
— изменения объектов капитального строительства, если эти изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом.
Кроме того, Кодекс разрешил субъектам Российской Федерации устанавливать свой перечень объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 07.05.1998 N 73-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.04.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.11.1995 N 169-ФЗ
«ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 18.10.1995)
ЗАКОН г. Москвы от 09.07.2003 N 50
«О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.01.2005 N 43-ПП
«О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ
«О ПОЛОЖЕНИИ О ЕДИНОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВЕ»
Бизнес-адвокат, 2005, N 16
Разрешение на строительство — это административный акт, предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде. В соответствии со ст. ст. 40 и 41 Земельного кодекса РФ собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков имеют право возводить на них объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений. Однако строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению , порядок выдачи которого определен Градостроительным кодексом РФ. Градостроительный кодекс РФ в разное время по-разному трактовал понятие " разрешение на строительство ".
Что такое разрешение на строительство
Строительство новых зданий и сооружений, а также проведение других строительных работ производятся на основании определенной разрешительной документации. Вопросы, которые касаются строительной индустрии, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», а также другими нормативно-правовыми актами.
Содержание статьи
- Что такое разрешение на строительство
- Как получить разрешение на строительство дома
- Какие нужны документы для разрешения на строительство ижс
Что представляет собой разрешение на строительство
Разрешение на строительство – это документ, устанавливающий право владельца, собственника, арендатора или пользователя какого-либо объекта недвижимости проводить застройку участка, его строительство, а также реконструкцию здания и благоустройство территории (п. 1 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, процесс и сроки рассмотрения этого заявления, перечень материалов, представляемых к рассмотрению, форма разрешения, процесс и срок введения его в действие, а также последовательность обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство расписаны в Градостроительном кодексе. Они представлены в форме законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Разрешение на строительство и одобренная проектная документация в дальнейшем регистрируются органами местной власти (п. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ). Данный Кодекс содержит подробный перечень правил, в соответствии с которыми возможен отказ в предоставлении разрешения на строительство.
Отказ в разрешении на строительство
Орган местного самоуправления может отказать в разрешении, если проектная документация не соответствует одобренному использованию участка или приведенным строительным правилам и нормам. Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в разрешении на строительство может быть обжаловано в судебном порядке.
У разрешения на строительство срок действия ограничен во времени. В соответствии с Градостроительным кодексом он не должен превышать 3 лет. Но данное разрешение можно продлить на основании заявления заказчика. Процесс и срок продления разрешения на строительство в итоге утверждаются органами местной власти.
По Градостроительному кодексу разрешение на строительство не понадобится в случае, если работы по строительству объектов недвижимости не связаны с конструктивными и другими элементами надежности и безопасности зданий и сооружений, а также в случае возведения временных строений на площадках, которые необходимы для проведения строительно-монтажных работ.
Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливает дополнительный критерий, наличие которого требует выдачи разрешения: изменение внешнего вида застройки города или других поселений и их объектов (п. 2 ст. 3). При передаче права собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется, однако подлежит повторной регистрации.
ИсточникРазрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство , реконструкцию объекта капитального строительства , за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом…" (Статья 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в ред. от 19.12.2016). "… разрешение на строительство — основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику…
Как получить разрешение на строительство?
Полная информация по вышеназванной процедуре содержится в Градостроительном кодексе Российской Федерации, главе №6, статье №51. Поэтому в данном материале мы не будем копировать текст закона, а приведем основные его моменты и нюансы.
Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных отдельными пунктами ГК. РФ.
Основной проблемой в данном вопросе на сегодня является, что на рынке весьма не редко можно встретить недобросовестных застройщиков, которые считают для себя приемлемым начинать строительство, не получив на него разрешение. С расчетом получить его позже, в процессе строительства? или иногда даже по его завершению. В основном они идут на такой шаг с целью экономии времени. Не принимая во внимание, что такой путь ведения бизнеса не соответствует требованиям действующего законодательства и может обернуться массой проблем.
Такое решение может обернуться как минимум штрафами, а как максимум и вовсе принудительным сносом всего построенного.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Возможных проблемных ситуаций здесь может быть великой множество. Все в одном материале и не перечислить. Приведем лишь самую частую из них.
Ею является ситуация, при которой строительство началось по одному проекту, а разрешение на него еще не получено. Параллельно начинает проходить Государственная экспертиза проекта, и в её процессе в проект начинают вноситься изменения. От этого возникает два пути дальнейшего развития событий. Первый, сносить и строить по новой редакции проекта. Или пытаться, что называется договориться с «экспертизой», а это в лучшем случаи сулит не малыми штрафами. Поэтому, главной целью организации контролирующей процесс строительства на данной его стадии является в начале получение всех разрешений, а потом уже начало строительных и пуско-наладочных работ.
Проблемы описаны. А как же получить разрешение?
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом муниципальной власти, т.е. органом местного самоуправления.
В эти органы необходимо обратиться застройщику или его доверенному лицу и предоставить полный пакет всей необходимой документации. Полный перечень, представлен в ГК РФ пункт№6 ст.№51.
Основными из них являются правоустанавливающие документы на земельный участок. Ими могут быть свидетельство о собственности, или документы о долгосрочной аренде земельного участка. Тут необходимо добавить, что если земля не принадлежит застройщику, то необходимо иметь письменное согласие её собственника на ведения на ней строительных работ.
Вторым необходимым документом является «ГПЗУ» (Градостроительный план земельного участка). Он составляется представителями органов местного самоуправления, по заказу застройщика и за его счёт. Для начала его составления застройщику необходимо собрать и представить, полный пакет исходной документации. В ней необходимо наличие все документов подтверждающих наличие юридического лица, проекта будущего объекта строительства и т. д.
Вместе с этим необходимо предоставить генеральный план участка земли, его паспорт, акт об установленных границах участка под строительство. И.т.д.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта. По заявлению застройщика разрешение на строительство может быть выдано на отдельные этапы строительства. Критериями для принятия решения о выдаче разрешения на строительство является соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекта планировки и межевания территории, и в случаи необходимости наличие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В рамках действующего законодательства заказчик-застройщик может или самостоятельно заниматься процедурой получения разрешения на строительства или доверить её ведение специализирующейся по данному вопросу компании.
В случае привлечения сторонних специалистов все вопросы, связанные с получением разрешения на строительства, «лягут» на их плечи.
Такие специалисты проведут все необходимые работы по сбору необходимого пакета документов. Затем проверят их состояния, перед последующий подачей собранных документов в надзорные государственные органы и возьмут на себя все моменты взаимодействия с ними для согласования представленного пакета документов.
Это позволит максимально безболезненно и в кратчайшие сроки получить разрешения на строительство.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
ИсточникКроме этого, выдача разрешения на строительство может осуществляться и в случаях, когда планируются лишь частичные работы. Например, если застройщик берет на себя только сооружение фундамента или оформление фасада. Срок действия разрешения . … Если уже в ходе работы права на участок или строительный объект переходят к другому владельцу, то изменение срока не предполагается. Также в случае необходимости девелопер может подать заявление на продление времени действия права на строительство . … Это значит, что выдача разрешения на строительство осуществляется там, где и находится земельный участок или строительный объект , входящий в проект застройщика.
Разрешение на строительство — это . Определение понятия
«. 1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. » (Статья 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в ред. от 19.12.2016).
«. разрешение на строительство — основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. » (статья 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ в ред. от 19.07.2011 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
Специальное разрешение на строительство:
«. «специальное разрешение на строительство» — документ, разрешающий осуществлять строительство объектов недвижимости федерального значения и любых иных объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в соответствии со специальными правилами использования территорий и специальными градостроительными нормативами, а также документ, выдаваемый на основании лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;. » (извлечение из Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 221 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения»).
Когда выдача разрешения на строительство не требуется
Выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Последствия строительства, реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 указывалось, в частности, следующее (извлечение).
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу ст. 128, 129, 222 ГК РФ, самовольное строение в гражданский оборот не введено и не может в нем участвовать: с ним нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на него не может быть установлено и зарегистрировано.
В ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой, в частности если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены:
1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
2) без получения на это необходимых разрешений;
3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016)»)
ИсточникРазрешение на строительство , согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для строительства , реконструкции или капитального ремонта объекта . Выдавается органами местного самоуправления для контроля над соблюдением градостроительных нормативов и над бережным отношением к окружающей среде. Обратите внимание! Постройка без этого документа называется самовольной и влечет снос объекта . Выданное разрешение подтверждает, что проект соответствует положениям градостроительного законодательства, и что строение возводится на участке, строить на котором не запрещено.
Получение разрешения на строительство
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности, регулируются гражданским законодательством, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №169-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами.
Обратимся к положениям ГК РФ, которым определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 ГК РФ).
Таким образом, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Обратите внимание!
Согласно статье 222 ГК РФ:
«Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».
Таким образом, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, будет являться самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не имеет право распоряжаться этой постройкой, в том числе и сдавать ее в аренду (Постановление Апелляционной инстанции арбитражного суда Омской области от 10 октября 2005 года по делу №А-641/05, Постановление ФАС Московского округа от 17 марта 2004 года по делу №КГ-А40/1577-04).
Заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, — обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (пункт 1 статьи 3 Закона №169-ФЗ. Это подтверждается и арбитражной практикой — Постановление ФАС Уральского округа от 24 июня 2004 года по делу №Ф09-1897/04-ГК.
Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания является заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.
Разрешение на строительство не требуется в случае: если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (пункт 2 статьи 3 Закона №169-ФЗ). Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением к Приказу Минстроя Российской Федерации от 3 июня 1992 года №131 «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ» (далее — Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (далее — Госархстройнадзор Российской Федерации), а в городах и районах, где они отсутствуют, — органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Разрешения на выполнение СМР подразделяются на два вида:
· всех работ по объекту;
· на выполнение отдельных видов СМР: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов (пункт 4 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).
Срок действия специального разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.
По истечении срока действия специального разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок. Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение СМР по объекту не началось (пункт 5 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).
При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации, разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок (пункт 6 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).
Главой III Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР установлен перечень представляемых заказчиком документов и материалов.
Для получения разрешения на выполнение всех СМР по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:
· заявление на получение разрешения по форме приложения №1 данного Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР;
· проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;
· заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;
· строительный генплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;
· копию свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
· приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;
· прошнурованный журнал работ.
Кроме документов и материалов, указанных выше инспекция Госархстройнадзора может дополнительно потребовать от заказчика:
· заключение органов охраны памятников истории и культуры о проведенных (в необходимых случаях) на участке предстоящего строительства исследованиях культурного слоя исторических населенных пунктов;
· заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке предстоящего строительства полезных ископаемых. При наличии полезных ископаемых на таком участке выдача разрешения на застройку производится в установленном законодательством порядке.
Порядок выдачи организации разрешения на выполнение СМР предусмотрен главой IV Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР.
Инспекция Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение СМР.
В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора и журнал работ с отметками о выданном разрешении.
Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.
При повторном обращении заказчика инспекция Госархстройнадзора рассматривает вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи дней с момента представления необходимых документов и материалов.
Копия выданного инспекцией Госархстройнадзора разрешения на выполнение СМР должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.
Заказчик обязан уведомить инспекцию Госархстройнадзора о начале выполнения СМР на объекте в срок не менее чем за неделю до начала работ.
В процессе строительства заказчик информирует инспекцию Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, существенные изменения проектных решений и так далее).
Обратите внимание!
За нарушение требований нормативных документов в области строительства статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрено следующее:
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, СМР, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
· на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
· на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Еще более строгая ответственность предусмотрена за те же действия, которые повлекли потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий:
§ на граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
§ на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
§ на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
§ на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Пунктом 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлено, что строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
· на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
· на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
При организации бухгалтерского учета операций, связанных с долгосрочными вложениями, организации руководствуются Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденных Письмом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №160 (далее — ПБУ по учету долгосрочных инвестиций). Как указано в Письме Минфина Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями» указанным документом следует руководствоваться в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету.
На основании пункта 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, плату за получение специального разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств».
Для целей налогообложения прибыли плата за получение специального разрешения включается, у заказчика в стоимость объекта (статья 257 НК РФ).
Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство ».
ИсточникРазрешение на строительство — это обязательный документ для возведения жилого дома, который является основанием для выполнения дальнейших работ. При отсутствии разрешения объект строительства будет являться самовольным строением. Его нельзя будет подключить к инженерным коммуникациям. … Где получить разрешение на строительство в случае использования недр, создания объектов атомной энергии, космической инфраструктуры и выполнения работ на территориях исторических поселений? Данный документ утверждается и выдается профильным министерством. В каких случаях разрешение на строительство не требуется.