Расчет коэффициента строительной готовности
В соответствии со вторым способом для определении коэффициента готовности необходимо установить величину затрат, требующихся для завершения строительства объекта. Размер средств, необходимых для окончания строительства, можно рассчитать по данным раздела 5 справочника оценщика «Промышленные здания» или другим укрупненным показателям по видам работ, если располагаются изменение функционального назначения объекта. В расчете затраты, необходимые для окончания строительства, принимается в размере 2600руб/м здания составит 520руб.
Тогда коэффициент готовности составит:
Различные значения коэффициента готовности получены вследствие использования разных информационных массивов о стоимостных показателях.
Среднее значение коэффициента готовности.В дальнейших расчетах оценщик может использовать среднее значение коэффициента готовности 0,395.
Помимо затрат на приобретение исходно-разрешительной документации в составе сопутствующих расходов следует определить стоимость привлечения кредитных ресурсов для строительства.
Период завершения возделывания объекта с учетом времени на получение нового комплекта исходно-разрешительной документации в соответствии с нормами продолжительности строительства определен 15мес.
Расчет проводится из предположения поквартального получения средств и процентной ставки 7,5% ( за период).
Величина предпринимательской прибыли для оцениваемого типа недвижимости принимается 10%. Отметим, что значение данного показателя рекомендуется определять для каждого региона и типа оцениваемой недвижимости.
Тогда стоимость объекта без учета износа составит:
890 руб/м
получение исходно-разрешительной документации
730 100*0,005= 3515руб;
затраты, связанные с привлечением кредитных ресурсов,318 053 руб;
730 100*0,05= 36 505руб;
-всего затрат – 1088 173 руб.
1088 173*0,1= 108 817 руб
Всего стоимость объекта с учетом предпринимательской прибыли- 1196 990 руб.
ИсточникКак определить степень готовности объекта строительства в процентах
от 22 апреля 2019 г. N 480
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ МНОГОКВАРТИРНОГО
ДОМА И (ИЛИ) ИНОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ (ПРОЕКТА
СТРОИТЕЛЬСТВА) И КОЛИЧЕСТВО ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ УЧАСТИЯ
В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРИ УСЛОВИИ СООТВЕТСТВИЯ КОТОРЫМ
ЗАСТРОЙЩИКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СЧЕТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 15.4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ
УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ
ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ПО ДОГОВОРАМ
УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2019 Г.
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
1. Многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее — проект строительства), возведение которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., должны одновременно соответствовать критериям, установленным настоящим документом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Количество заключенных договоров участия в долевом строительстве подтверждает реализацию участникам долевого строительства не менее 10 процентов общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства.
3. Степень готовности проекта строительства составляет:
а) не менее 30 процентов;
б) не менее 15 процентов, если реализация проекта строительства осуществляется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
в рамках заключенных застройщиком договоров о развитии застроенной территории, комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, комплексном развитии территории по инициативе правообладателей, комплексном развитии территории по инициативе органов местного самоуправления;
в рамках иных договоров или соглашений (в том числе инвестиционных), заключенных застройщиком с органом государственной власти или органом местного самоуправления, если такими договорами или соглашениями предусмотрены обязательства застройщика по передаче объектов социальной и (или) инженерно-технической инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность и (или) снос ветхого и аварийного жилья;
в соответствии с градостроительным планом земельного участка или документацией по планировке территории, которыми предусмотрены строительство и (или) реконструкция застройщиком в границах такой территории объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, поликлиник;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) не менее 6 процентов, если реализация проекта строительства осуществляется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
застройщиком, включенным в перечень системообразующих организаций Российской Федерации, утвержденный решением Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее — перечень системообразующих организаций), или застройщиком, являющимся дочерним обществом в отношении юридического лица, включенного в перечень системообразующих организаций, или застройщиком, контролирующим лицом которого является юридическое лицо, включенное в перечень системообразующих организаций, при условии того, что общая площадь строящихся (создаваемых) указанными застройщиками многоквартирных домов в соответствии с выданными разрешениями на строительство в совокупности составляет не менее 4 млн. кв. метров и застройщик, включенный в перечень системообразующих организаций, застройщик, являющийся его дочерним обществом, и застройщик, контролирующим лицом которого является юридическое лицо, включенное в перечень системообразующих организаций, осуществляют привлечение денежных средств участников долевого строительства в отношении строящихся (создаваемых) объектов строительства, которые находятся на территориях не менее чем 4 субъектов Российской Федерации. Соответствие указанных застройщиков на день вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.», требованиям, предусмотренным настоящим абзацем, определяется межведомственной комиссией;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
в соответствии с заключенным застройщиком с органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением о завершении строительства объекта незавершенного строительства и исполнении обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, включенными в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо на основании того, что права застройщика в отношении проекта строительства были приобретены в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 и 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2019 N 1191)
(см. текст в предыдущей редакции)
на земельном участке, права на который приобретены застройщиком по основаниям, установленным подпунктами 3 и 3.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
4. Значения критериев, установленных настоящим документом, а также случаи их применения могут быть уточнены на основании соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное соглашение может быть заключено при наличии закона и (или) иного нормативного правового акта, устанавливающего обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по завершению реализации проектов строительства, которые не соответствуют указанным критериям и по которым на основании такого соглашения застройщикам предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.
ИсточникГотовность дома в процентах
ОНС – это недостроенное здание или сооружение. Кроме пространственного описания – координат характерных точек, и основной характеристики (площади, протяженности, глубины залегания и т.д.) описывается степенью готовности(процентом).
Утвержденной методики определения степени готовности ОНС нет. Однако Приказом МЭР РФ №52 от 10.02.2012г. приведены две формулы по которым следует определять процент готовности объекта недвижимости.
Смысл первой формулы заключается в сопоставлении выполненных при строительстве затрат и проектных.
Этот метод удобен при наличии твердой сметы на строительство объекта, а также в том случае если строительство не замораживается на неопределенный период, а постановка ОНС на кадастровый учет осуществляется в ходе строительства, например, для залога в банк и получения кредита. Однако смета есть не всегда, а произвести качественную оценку строительства без составления сметы весьма трудно.
Применение второй формулы подразумевает применение метода определения готовности здания в соотвествии с готовностью конструктивных элементов.
Этот метод активно применялся ранее и в его основе лежит методика укрупненных показателей восстановительной стоимости(УПВС), разработанной в советское время. Суть этой методики заключается в том, что все здания и сооружения типизированы и разделены по отраслям «народного хозяйства». Каждому конструктивному элементу здания, например стенам, соответствует «удельный вес». Сумма удельных весов здания равна 100. Ниже приведена таблица удельных весов для жилых одноэтажных кирпичных зданий.
УДЕЛЬНЫЕ ВЕСА ОТДЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОЦЕНТАХ
№ п/п
Конструкции
Стены и перегородки
Внутренние санитарно-технические и электрические устройства
Так как сумма удельных весов всех конструктивных элементов равна 100, то процент готовности объекта можно подсчитать, зная какие конструктивные элементы еще не готовы. Так, например, если у здания возведены стены, крыша, но отсутствуют отделочные работы, нет окон, дверей и коммуникаций согласно приведенной выше таблице можно было бы поставить процент готовности равный 50%.
Однако, эта система имеет ряд недостатков. Первый и основной заключается в том, что УПВС разрабатывались в годы повсеместного типового строительства. Так, например, приведенная выше таблица действительна не просто для жилых одноэтажных кирпичных зданий, а для таковых, которые имеют:
- Фундаменты бутовые ленточные;
- стены кирпичные с наружной штукатуркой;
- перегородки дощатые оштукатуренные;
- перекрытия деревянные отепленные;
- кровля железная по деревянным стропилам,
- полы дощатые.
- Имеется центральное отопление, водопровод, канализация, электроосвещение, радио, телефон, телевидение
Очевидно, что с помощью системы УПВС невозможно описать разнообразие применяемых сегодня конструктивных элементов. Здание из газосиликатных блоков (которых вообще нет в УПВС) может стоять на свайном фундаменте, а может на монолитном железобетонном цоколе. Соответственно и процент готовности у каждого из этих зданий будет различен.
Таким образом кадастровый инженер в техническом плане указывает тот процент готовности, который был определен им во время проведения кадастровых работ. В случае отсутствия твердой сметы, либо должным образом внесенных в нее поправок, процент готовности определяется инженером исходя из его собственных представлений о правильности применения той или другой формулы, приведенных выше.
Степень готовности – 100%
В случае с нежилыми объектами все достаточно просто. Объект готов к использованию по назначению при наличии Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию(РнВ).
Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РнВ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта требованиям к строительству, реконструкции, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае с жилыми зданиями все не так однозначно. В условиях, когда для ввода жилого дома не требуется получение Разрешения на ввод, в силу «дачной амнистии», момент, когда ОНС(объект незавершенного строительства) становится Жилым домом – весьма спорный.
Обусловлено это тем, что один человек может жить в доме, где тепло, но нет никакой отделки – жизнь в условиях перманентного ремонта для него является нормой, а другой не заедет в дом, пока в нем не будет установлено все, чтобы о ремонте забыть навсегда.
«Дачная амнистия» позволяет ставить жилые дома на кад.учет по тех.плану, который сделал кад.инженер на основании Декларации, которую заполняет правообладатель земельного участка. Тем самым отвественность за то, что дом жилой, ложится на лицо, заполнившего декларацию.
Какова же отвественность кад.инженера? Согласно ст.29.1 Закона о кадастре, инженер должен отказаться от выполнения кадастровых работ, в случае, если заказчик предоставил документы, которые содержат недостоверные сведения. Однако будет ли являтся Декларация, заполненная в отношении здания без благоустройств и законченной отделки документом, содержащим недостоверные сведения, если заполнивший ее человек утверждает, что он готов жить в таком здании? Вопрос действительно спорный. Скорее всего все придет к тому – согласен ли кадастровый инженер с таким утверждением или нет.
Данная проблема может решиться с окончанием «дачной амнистии», что скорее всего и произойдет, либо с появлением некой методики, позволяющей всем кадастровым инженерам действовать по общим правилам, а не руководствоваться своими субъективными представлениями.
Если у Вас возникли трудности или вопросы при определении степени готовности объекта незавершенного строительства, мы будем рады Вам помочь.
к извещению о проведении запроса котировок
на право заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории муниципального образования
Методические рекомендации по оценке строительной готовности строящегося (создаваемого) многоквартирного дома
(утверждены решением правления государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от «2 декабря 2008 года, протокол № 43)
В соответствии с пунктом 5 статьи 201 Федерального закона от 01.01.01 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов.
При определении строительной готовности многоквартирного дома рекомендуется использовать следующие два подхода:
Подход 1. Используются данные об удельном весе укрупненных видов работ отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома, приведенных в сборнике № 28 «Укрупненные показатели восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и сооружений коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов», утвержденном Госстроем СССР в 1970 году.
При этом Фонд рекомендует:
1) строительную готовность многоквартирного дома определять по укрупненным видам строительных работ следующих элементов такого дома:
– сантехнические работы и электроосвещение;
2) многоквартирные дома, жилые помещения в которых приобретаются, классифицировать по типам:
– крупнопанельные многоквартирные дома высотой не более 5 этажей;
– кирпичные многоквартирные дома высотой не более 5 этажей;
– крупнопанельные многоквартирные дома высотой не менее 6 этажей, но не более 9 этажей;
– кирпичные многоквартирные дома высотой не менее 6 этажей, но не более 9 этажей;
– крупнопанельные многоквартирные дома высотой 10 этажей и более;
– кирпичные многоквартирные дома высотой 10 этажей и более.
Рекомендуемые расчеты удельного веса укрупненных видов работ при строительстве многоквартирных домов приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендация.
При оценке 70 % строительной готовности многоквартирного дома Фонд рекомендует рассматривать наличие (факт) подключения многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения как одно из обязательных условий включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья.
Подход 2. Сведения о готовности объекта рекомендуется определять с использованием результатов соотношения стоимости фактического выполнения работ к стоимости работ, определенным сводным сметным расчетом в сопоставимых ценах.
к Методическим рекомендациям
по оценке строительной готовности строящегося (создаваемого) многоквартирного дома
по удельным весам укрупненных видов работ при строительстве
шести типов многоквартирных домов
1. Крупнопанельные многоквартирные дома до 5 этажей
Удельные веса отдельных видов работ в общем объеме работ
Объемом общей площади МКД до 12000 куб. м
Объемом общей площади МКД более 12000 куб. м
43. В строке «4» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указываются сведения о назначении объекта незавершенного строительства, являющегося сооружением, строительство которого не завершено, содержащиеся в документах, на основании которых подготовлен технический план.
В случае, если в документах, указанных в пункте 12 настоящих Требований, отсутствуют сведения о назначении такого объекта незавершенного строительства, его назначение в техническом плане указывается с учетом следующих групп (подгрупп) видов назначений сооружений, которые применяются исключительно в целях оформления технического плана в указанном случае:
1) сооружения топливно-энергетического, металлургического, химического или нефтехимического производства, в том числе:
1.1. сооружения электроэнергетики;
1.2. сооружения топливной промышленности;
1.3. сооружения нефтеперерабатывающей промышленности;
1.4. сооружения нефтяных месторождений;
1.5. сооружения добывающей промышленности;
1.6. сооружения газохимического комплекса;
1.7. сооружения угольной и сланцевой добывающей промышленности;
1.8. сооружения черной металлургии;
1.9. сооружения горнорудных предприятий;
1.10. сооружения цветной металлургии;
1.11. сооружения для добычи цветных металлов;
1.12. сооружения для химических и нефтехимических производств;
1.13. сооружения химико-фармацевтического производства;
1.14. сооружения органического синтеза;
2) сооружения машиностроительного производства, в том числе:
2.1. сооружения авиастроения;
2.2. сооружения судостроительного производства;
2.3. сооружения судостроительной промышленности;
3) сооружения гидротехнические;
4) сооружения лесной промышленности;
5) сооружения мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности;
6) сооружения сельскохозяйственного производства, в том числе:
6.1. сооружения животноводства;
6.2. сооружения ирригационных и мелиоративных систем;
6.3. сооружения рыборазведенческие;
7) сооружения транспорта и связи, в том числе:
7.1. сооружения железнодорожного транспорта;
7.2. сооружения линий метрополитена;
7.3. сооружения водного транспорта;
7.4. сооружения дорожного транспорта;
7.5. сооружения городского электрического транспорта;
7.6. сооружения воздушного транспорта;
7.7. сооружения трубопроводного транспорта;
7.8. сооружения связи;
8) сооружения строительной индустрии;
9) иные сооружения производственного назначения;
10) сооружения коммунального хозяйства, в том числе:
10.1. сооружения водозаборные;
10.2. сооружения очистные водоснабжения;
10.3. сооружения канализации;
11) сооружения по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, в том числе:
11.1. сооружения противоэрозионные гидротехнические и противоселевые;
11.2. сооружения противооползневые;
11.3. сооружение по охране атмосферного воздуха;
12) сооружения спортивно-оздоровительные;
13) сооружения культуры и отдыха;
14) сооружения исторические;
15) сооружения науки и образования;
16) сооружения обороны;
17) сооружения гражданской обороны (в том числе сооружения обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций).
44. Назначение объекта незавершенного строительства, являющегося сооружением, строительство которого не завершено, указывается в соответствии с подгруппой видов назначения сооружений, (например, «1.1. сооружение электроэнергетики», «7.8. сооружение связи» и другое).
При отсутствии в пункте 43 настоящих Требований подгруппы вида назначения сооружения, соответствующей фактическому назначению такого сооружения, сооружение может быть отнесено к группе видов назначения сооружений (например, «2) сооружение машиностроительного производства», «4) сооружение лесной промышленности» и другое).
При отсутствии в пункте 43 настоящих Требований вида назначения сооружения, соответствующего фактическому назначению сооружения, в строке «4» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указывается «иное сооружение». При этом в скобках указывается фактическое назначение сооружения.
45. В случае, если в проектной документации, на основании которой сведения о сооружении, строительство которого не завершено, указаны в техническом плане, содержатся сведения об индивидуальном наименовании сооружения, такие сведения вносятся в соответствующую строку графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства». При отсутствии в указанных документах сведений об индивидуальном наименовании сооружения в соответствующей строке проставляется знак » – » (прочерк).
46. В соответствующую строку графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» вносятся сведения о количестве этажей объекта незавершенного строительства (в том числе подземных). При отсутствии подземных этажей в соответствующей строке проставляется знак » – «(прочерк).
47. В случае, если объект незавершенного строительства, является зданием, строительство которого не завершено, в строке «6» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указываются сведения о материале наружных стен такого здания (например, кирпич, бетон, прочий камень, деревянный, деревянно-каменный, металлический, прочий).
48. В строке «7» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указывается общая площадь объекта незавершенного строительства, в случае если такой объект незавершенного строительства является зданием, строительство которого не завершено.
49. В случае, если объект незавершенного строительства представляет собой сооружение, строительство которого не завершено, в строке «8» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указываются тип и значение основной характеристики такого сооружения, которые определяются кадастровым инженером с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 12 настоящих Требований:
1) для линейных сооружений – протяженность в метрах с точностью до 1 метра;
2) для подземных сооружений – глубина (глубина залегания) в метрах с точностью до 0,1 метра;
3) для площадных сооружений – площадь в квадратных метрах с точностью до 0,1 квадратного метра;
4) для сооружений, предназначенных для хранения (например, нефтехранилищ, газохранилищ), – объем в кубических метрах с точностью до 1 кубического метра;
5) для иных сооружений – площадь застройки в квадратных метрах с точностью до 0,1 квадратного метра.
50. В строке «9» графы «3» таблицы «Характеристики объекта незавершенного строительства» указываются сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 12 настоящих Требований.
При отсутствии в документах, на основании которых подготавливался технический план, сведений о степени готовности объекта незавершенного строительства, степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одному из следующих правил:
1) в соответствии со сметой на строительство по формуле:
Степень = 100 x Объем выполненных работ / Стоимость строительства, где
Степень – степень готовности объекта незавершенного строительства (%);
Объем выполненных работ – стоимость фактически выполненных работ (руб.);
Стоимость строительства – стоимость строительства в соответствии со сметой на строительство объекта (руб.).
2) в соответствии с готовностью конструктивных элементов объекта по формуле:
Степень – степень готовности объекта незавершенного строительства (%);
i – номер конструктивного элемента по порядку;
n – общее количество конструктивных элементов в объекте;
Весi – значение удельного веса i-ого конструктивного элемента в объекте (%).
Ci – доля построенной части i-ого конструктивного элемента (%).
Для объектов незавершенного строительства, представляющих собой здания, строительство которых не завершено, для расчета степени готовности в соответствии с готовностью конструктивных элементов используется следующий перечень конструктивных элементов: фундамент, стены и перегородки, перекрытия, крыша, полы, окна и двери, оборудование, прочие работы.
ИсточникОценка объектов незавершённого строительства
«Незавершённый объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек».
Ситуации, когда завершить строительство не удается по каким-либо причинам, не редки. Как правило, причиной этому служит недостаток финансовых средств, выделяемых инвесторами или заказчиками.
Не редки случаи, когда инвестор недостроенного объекта желает продолжить строительство, для чего необходимо провести оценку данного объекта.
Здесь очень часто используется понятие степени готовности объекта незавершенного строительства, выражаемое в процентах. Это бывает важно при решении вопросов соинвестирования, когда соинвестор, вкладывает деньги с создание объекта недвижимости, например, квартиру. На определенном этапе выяснятся что Застройщик (Подрядчик) не в состоянии завершить строительство и возникает необходимость понять, какая часть денег подлежит возврату каждому конкретному соинвестору или участнику долевого строительства, исходя из готовности конкретной части жилого дома (квартиры), которая предполагалась к выделению в его собственность после сдачи объекта в эксплуатацию.
Понятие степени готовности объекта незавершенного строительства, выражаемое в процентах берет начало еще со времени существования СССР, когда этапы выполнения работ оформляли так называемыми «процентовками», т.е. актами, в которых отражался процент выполненных работ по этапу строительства, либо по всему строительству. Это было удобно в условиях повсеместного применения единой системы ценообразования, при которой достаточно было умножить процент готовности объекта на его цену по сметной документации, и было понятно, сколько денег потрачено, или предстоит потратить на его завершение или, что еще более важно понять, на сколько процентов выполнен государственный план на соответствующий период (квартал, полугодие, год, пятилетку и т.д.). В условиях рыночной экономики, когда не все регламентируется государством, процентовки ушли в прошлое, но рациональное зерно применительно к настоящему моменту осталось.
По проценту готовности можно рассчитать, что, собственно, из денег запланированных на его постройку соответствует реально необходимыми затратам, а что взято неосновательно и, исходя из этого, подлежит детальному анализу, и какие затраты необходимы для завершения строительства объекта.
При этом, конечно, не стоит забывать о затратах на восстановление того, что было утрачено в период, когда объект стоял не завершенным или затраты на расконсервацию объекта, если объект в соответствии с требованиями нормативно-технических документов консервировался. Консервировался, но данные затраты являются непредвиденными и изначально в стоимости строительства объекта прямо не учитывались.
Инвестору важно с учетом всего изложенного также произвести оценку объекта незавершенного строительства на текущий момент времени, чтобы понять экономическую целесообразность продолжения строительства.
Как правило, оценка незавершенного строительства применяется к таким объектам, как здания или сооружения. Для того, чтобы оценка незавершенного строительства была объективной, необходимо правильно классифицировать объект оценки незавершённого строительства.
Оценка незавершенного строительства использует несколько способов классификации объектов, незавершенных строительством. Наиболее существенной для оценщика является классификация с точки зрения наличия у недостроенного объекта возможностей выступать в качестве доходной недвижимости. Большинство зданий и сооружений общественного назначения, жилые здания могут быть использованы в качестве приносящей доход недвижимости. Оценка незавершённого строительства с этими типами незавершенных объектов недвижимости, как правило, использует затратный и доходный подход.
Оценка объектов незавершенного строительства производится для следующих целей:
- для постановки объекта незавершенного строительства на баланс организации,
- при определении рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, которая отражает строительную и рыночную ценовую ситуацию,
- при принятии решения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства,
- при покупке или продаже объекта незавершенного строительства,
- для принятия решения о рациональном использовании земельного участка, на котором находится объект незавершенного строительства.
Оценка рыночной стоимости незавершенного строительства позволит решить ряд проблем, связанных с:
- постановкой объекта незавершенного строительства на баланс организации.
- определением реальной рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, которая чётко отражает строительную и рыночную ценовую ситуацию.
- принятием решения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства. Ответ на вопрос дальнейшего функционирования объекта зависит от степени его завершенности и от возможности изменения его эксплуатационного предназначения. Часто каркасная система недостроенного объекта позволяет построить на своей основе совершенно иное здание, нежели предполагалось несколько лет назад.
- покупкой или продажей объекта незавершенного строительства. Чаще всего новоявленного владельца ожидают дополнительные затраты, связанные с оформлением документов, проведением технической экспертизы и подключением различных коммуникаций. Современный инвестор сегодня более охотно приобретет объект незавершенного строительства вместе с приведенным в порядок пакетом документов.
- тем, чтобы эффективно распорядиться земельным участком, на котором находится объект незавершенного строительства. В большинстве случаев ценность составляют земельные участки, на которых располагаются объекты незавершенного строительства. С помощью нашей оценки можно определить варианты наиболее эффективного использования земельного участка, на котором расположен долгострой.
Если у Вас появились дополнительные вопросы, задайте их на нашем сайте или свяжитесь по телефону со специалистами ООО «Агентство «Независимость». По каждому конкретному случаю можно получить бесплатную консультацию и задать все интересующие Вас вопросы.
Источник