Как продать часть объекта незавершенного строительства

Изъятие объекта незавершенного строительства при прекращении договора аренды. Практика применения ст. 239.1 ГК РФ

Фабула дела: обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском к обществу об изъятии у ответчика объекта незавершенного строительства степенью готовности 70 % с кадастровым номером 86:10:0101000:1782, путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства» (далее – Постановление № 1299).

Впоследствии, Администрация обратилась с ходатайством о замене ответчика в связи с реализацией объекта незавершенного строительством.

Позиция нижестоящих судов: отказ в осуществлении процессуального правопреемства был обусловлен тем, что покупатель объекта незавершенного строительства не являлся стороной по договору аренды.

Позиция ВС РФ[i]: после прекращения договора аренды, заключенного после 01.03.2015 на три года для завершения строительства на основании пункта 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, в случае продажи объекта незавершенного строительства его покупатель не может требовать заключения с ним нового договора аренды земельного участка для завершения строительства на основании указанной нормы. Земельный кодекс Российской Федерации также не содержит положений, предусматривающих в названном случае право покупателя обратиться за заключением договора аренды земельного участка без торгов.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 239.1 ГК РФ начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Поскольку заключенный с ответчиком (Обществом) договор аренды прекратил свое действие, а иного права на использование этого земельного участка как у прежнего, так и у нового собственника объекта незавершенного строительства не имеется, суд округа на основании 239.1 ГК РФ удовлетворил требование Администрации, осуществляющей в силу статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, расположенными в городе Сургуте, право государственной собственности на которые не разграничено, об изъятии объекта путем продажи с публичных торгов.

С учетом изложенного продажа объекта незавершенного строительства, в отношении которого органом публичной власти предъявлено требование об изъятии и продаже с публичных торгов, влечет материальное правопреемство, что в свою очередь обуславливает процессуальное правопреемство, то есть замену ответчика в споре об изъятии этого объекта в связи с прекращением действия договора аренды, в том числе при исполнении судебного акта. После продажи объекта с торгов новому собственнику будут перечислены денежные средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства.

Отказ в процессуальном правопреемстве сделает невозможным исполнение судебного акта, породит правовую неопределенность в судьбе спорного объекта незавершенного строительства с учетом того, что в силу приведенных норм земельного и гражданского законодательства новый собственник объекта не вправе получить земельный участок в аренду, а в отсутствие правоустанавливающих на землю по правилам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключается выдача разрешения на строительство, а также повлечет необходимость предъявления органом публичной власти аналогичного иска к лицу, ставшему собственником данного объекта.

  1. При банкротстве арендатора и собственника объекта незавершенного строительства, требование об изъятии и продаже с публичных торгов объекта незавершенного строительства, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве[ii]

В соответствии с пунктом 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа объекта незавершенного строительства с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона.

Между тем, если должник признан несостоятельным (банкротом), ввиду чего при определении судьбы его имущества подлежат применению специальные нормы, содержащиеся в Законе о банкротстве. Так, в силу статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество Объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках, не принадлежащих должнику, не относятся к такому имуществу. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном в статьях 110, 111 и 139 Закона о банкротстве.

При этом в статье 239.1 Гражданского кодекса Российской федерации предусмотрен иной порядок реализации объекта незавершенного строительства, отличный от порядка, установленного в Законе о банкротстве. Целью реализации имущества в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является смена собственника объекта незавершенного строительства на лицо, способное завершить такое строительство. При этом денежные средства, полученные от реализации объекта, подлежат передаче бывшему собственнику. Реализация имущества по правилам, установленным в Законе о банкротстве, фактически приведет к тем же результатам. Следовательно реализация объекта незавершенного строительства в рамках дела о банкротстве должника в соответствии с требованиями статей 110, 111 и 138 Закона о банкротстве, в конечном счете приведет к удовлетворению интереса Администрации — арендодателя, поскольку новый объект перейдет в собственность лица, заинтересованного в завершении строительства.

  1. Фактическое завершение объекта строительством делает невозможным изъятие объекта для реализации в порядке ст. 239 ГК РФ.

В рамках данного дела рассматривалось требование об изъятии объекта незавершенного строительства готовностью 90 процентов. При этом, в ходе рассмотрения дела была проведена судебная экспертиза по установлению степени готовности построенного объекта, по результатам которой было установлено, что спорный объект (нежилое здание) соответствует совокупности технических, объемно-планировочных, санитарно-гигиенических, экономических и эстетических характеристик здания, обуславливающих его эксплуатационными качествами, то есть конструктивные элементы для эксплуатационных показателей здания выполнены в полном объеме, степень готовности составляет 100%.

Таким образом, поскольку было установлено, что объект фактически завершен строительством и не является объектом незавершенного строительства, следовательно, оснований для применение ст. 239.1 ГК РФ не имеется[iii].

  1. Случаи, когда ст. 239.1 ГК РФ не применяется: правила и порядок исчисления
Читайте также:  Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства для сноса что это

А1. Досрочное расторжение договора аренды, заключенного до 01.03.2015 года и заключение нового договора аренды, не может расцениваться как реализации полномочий на продление срока действия договора.

Пунктом 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.03.2015 в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено (пункт 6 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 33 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании статьи 35 Закона № 171-ФЗ закон вступает в силу с 01.03.2015, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. Судами верно указано, что положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до 01.03.2015.

По конкретному делу[iv], установлено, что между сторонами до введения в действие Закона № 171-ФЗ действовал договор аренды спорного земельного участка от 30.04.2014 № 10460. На момент заключения указанного договора объекты капитального строительства на земельном участке отсутствовали.

Срок аренды в договоре предусмотрен с 30.04.2014 по 21.04.2017. В период действия указанного договора на спорном земельном участке возведен объект незавершенного строительства, право на который было зарегистрировано за ответчиком 14.08.2014. Не дожидаясь истечения срока договора аренды спорного земельного участка от 30.04.2014 № 10460 (21.04.2017), стороны расторгли указанный договор аренды соглашением о расторжении договора от 28.12.2015, и заключили новый договор аренды от 28.12.2015 № 11090.

Согласно подп. 10 п. 2, подп. 2 п. 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта его собственнику в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

По смыслу указанной нормы материального права только после истечения срока действия ранее заключенного договора предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства осуществляется однократно путем заключения с собственником объекта незавершенного строительства нового договора аренды.

С учетом изложенного судами верно установлено, что заключенный после 01.03.2015 договор аренды спорного земельного участка от 28.12.2015 № 11090 не может рассматриваться в качестве доказательства реализации ответчиком права на однократное продление договора аренды для завершения строительства объекта на срок не более трех лет в порядке подпункта 10 пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку такой договор был заключен не в связи с истечением срока действия договора аренды № 10640. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обоснованным.

А.2. Нарушение муниципальным образованием срока на рассмотрение заявление о продлении договора ,в результате чего такое продление было заключено после 01.03.2015 года (посредством заключение нового договора) не свидетельствует о реализации права арендатора на реализацию права на продление договора, а следовательно, оснований для применения ст. 239.1 ГК РФ – нет.

В рамках конкретного дела[v] суд установил, что между сторонами был заключен договор аренды для строительства административного здания с помещениями многофункционального назначения и автостоянки, сроком до 31.12.2014.

28 октября 2014 года в департамент поступило заявление общества о продлении срока договора аренды от 31.12.2013 № 35118.

6 июля 2015 года без проведения торгов стороны заключили новый договор аренды земельного участка с целью использования земельного участка в целях завершения строительства административного здания, сроком с даты регистрации договора (24.07.2015) до 10.06.2018. Суд установил, что поскольку в случае своевременного принятия департаментом решения по заявлению общества о предоставлении земельного участка в аренду в 2014 году дата заключения договора была бы иная, учитывая, что именно это обстоятельство обусловило распространение действия договора аренды земельного участка от 06.07.2015; арендные правоотношения между истцом и обществом в отношении земельного участка по договору от 06.07.2015 фактически имели место в 2014 году

  1. Инициировании процедуры изъятия при наличии действующего разрешения на строительство свидетельствует о наличии признаков злоупотребления правом в действиях арендодателя.

Рассматривая конкретное дело[vi] суд указал на наличие противоречивого поведения арендодателя , который обратившись в иском об изъятии объекта незавершенного строительства в связи с окончанием срока действия договора аренды до этого выдал (продлил) разрешение на строительство, и на момент, обращения с соответствующим иском такое разрешение на строительство было действующим.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 10661/10 принятие публичными органами распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства, следует расценивать как согласие публичного образования, от имени которого они действуют, с размещением на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимого имущества, в то время как возвращение участка предполагает его освобождение от находящегося на нем недвижимого имущества, что нарушает права и законные интересы арендатора.

Читайте также:  Разрешение на строительство линейного объекта водопровод

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства объекта капитального строительства.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Таким образом, применительно к спорным обстоятельствам судами обоснованно учтена неопределенность у публичного образования в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного на спорном земельном участке, действия органа того же публичного образования об изъятии такого объекта недвижимости при наличии действующего разрешения на строительство правомерно квалифицированы судами как злоупотребление правом.

Также в этом деле, суд снова обратил внимание на то обстоятельство, что срок заключенного после 01.03.2015 договора аренды спорного земельного участка от 30.12.2015 не истек, не дожидаясь указанного события стороны соглашением от 06.03.2018 расторгли его с 12.10.2017, между сторонами 30.07.2018 заключен договор аренды № 20041 на вновь образованный земельный участок, что договор аренды спорного земельного участка от 30.12.2015 не может рассматриваться в качестве доказательства реализации ответчиком права на однократное продление договора аренды для завершения строительства объекта на срок не более трех лет в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 2, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку срок для завершения строительства составил менее срока установленного законом (подпункт 6 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ).

  1. Истечение шестимесячного срока не означает утраты органами местного самоуправления права на предъявление иска об изъятии[vii].
  1. Препятствия со стороны органов местного самоуправления могут быть основаниями для отказа в применении ст. 239.1 ГК РФ.

Анализируя практику судов, стоит отметить, что ссылка судов на данное основание для отказа в применении процедуры изъятия объекта незавершенного строительства, не сильно распространена, однако, тем не менее, она есть.

По конкретному делу[viii] суд отказал в изъятии путем продажи с публичных торгов объектов незавершенного строительства, указав, что имело место нарушение со стороны самих органов местного самоуправления: администрация прекратила действие разрешения на строительство в связи с прекращением права аренда на земельный участок по причине разделения такого участка (при этом новые договоры аренды были заключены). Действие разрешения на строительство было восстановлено Обществом только посредством обращения в суд. В рамках дела об изъятии судебные инстанции посчитали, что в данном случае есть основания применить п. 3. Ст. 239.1 ГК РФ поскольку прекращение срока действия договора аренды и незавершение строительства обусловлен препятствиями со стороны органом власти.

[i] Определение ВС РФ от 28.04.2021 года 304-ЭС19-24625

[ii] Определение ВС РФ от 19.04.2021 года 301-ЭС20-20105

[iii] Определение ВС РФ от 18.02.2021 года 308-ЭС20-23860.

[iv] Определение ВС РФ от 12.03.2020 года 309-ЭС20-1018

[v] Определение ВС РФ от 24.01.2020 года 308-ЭС19-26324

[vi] Постановление Ас Поволжского округа от 18 марта 2021 года по делу № А65-18448/2019

[vii] Постановление АС Уральского округа от 22.06.2020 года по делу А60-26781/2019

[viii] Постановление АС Северо-Западного округа от 24.02.2021 года А42-11052/2019

Источник

Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства

Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства представляет собой сделку, по которой одна сторона выкупает у другой стороны еще недостроенный объект за оговоренную соглашением денежную плату.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Под объектом незавершенного строительства может пониматься любой объект, имеющий фундамент, который по факту является недостроенным. Также, на объектах незавершенного строительства должны проводиться строительные работы, в случае, если строительство не законсервировано.

Итак, в случае приобретения объекта незавершенного строительства, у Покупателя возникают следующие варианты развития событий:

  • Продолжить строительство незавершенного объекта;
  • Осуществить перепродажу объекта незавершенного строительства;
  • Разрушить объект незавершенного строительства;
  • Приостановить строительство объекта (разрешается на срок, не превышающий трех лет).

Следует отметить, что при осуществлении такой сделки существуют определенные риски. Например, в силу каких-либо требований законодательства, дальнейшее строительство может быть запрещено.

Предлогов, под которыми выводится запрет, существует множество. Например, постройка может не отвечать каким-либо нормативам безопасности, что влечет за собой определенные последствия. Однако, при покупке объекта, если внимательно изучить всю документацию по строительству и требования со стороны законодательства, проблем как таковых возникнуть не должно.

Еще одним важным нюансом является факт права собственности Продавца на объект незавершенного строительства. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу. Следовательно, Продавец при отчуждении имущества должен являться собственником объекта.

Итак, разобрав вводную составляющую рассматриваемого виды сделки, мы подходим к разбору порядка его заключения. Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства заключается в письменной форме. Ниже мы представим образец составления такого договора:

Преамбула

Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства

Акционерное общество АО «Калейдоскоп», в лице генерального директора Власова Юрия Петровича, действующего в соответствии с положениями Устава общества, именуемый в дальнейшем «Продавец», с одной стороны
и
Акционерное общество АО «Колизей», в лице генерального директора Елисеева Степана Георгиевича, действующего в соответствии с положениями Устава общества, именуемый в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:

Первоочередным разделом договора выступает преамбула. В ней описывается информация, напрямую связанная с участниками сделки. Такой информацией принято считать:

  • В первую очередь – фамилия и инициалы представителей сторон, между которыми заключается соглашение;
  • Далее указываются наименования документов, на основании которых действуют контрагенты;
  • В завершении содержания преамбулы следует указать роли контрагентов по настоящему соглашению (кто выступает в роли Продавца, а кто в роли Покупателя).

Предмет

Данный раздел является основным в рассматриваемом виде соглашения. Под предметом подразумевается отчуждаемый Продавцом объект. В нашем случае, таким объектом выступает объект незавершенного строительства.

При этом в данном разделе обозначаются все присущие объекту характеристики, такие как:

  • Кадастровый номер;
  • Адрес расположения объекта;
  • Количество квадратных метров;
  • Приложения к договору, в виде всей необходимой документации на отчуждаемый объект незавершенного строительства;
  • Иные характеристики.

В соответствии с условиями заключаемого соглашения, продавец отчуждает, а покупатель обязуется оплатить и принять в собственность следующий объект незавершенного строительства:

Административное здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ, город Нижневартовск, проспект Челюскинцев, дом 7, строение 4.

Читайте также:  Строительство объекта как по английский

Административное здание имеет следующие характеристики:

  • Количество этажей __________;
  • Количество квадратных метров __________;
  • Количество помещений внутри здания __________;
  • Материал, из которого сооружено административное здание __________.

Земельный участок, на котором располагается объект незавершенного строительства, также отчуждается в собственность Покупателя.

Продавец гарантирует, что отчуждаемый объект незавершенного строительства является его собственностью, не находится в залоге, под арестом, не является предметом судебных разбирательств.

Прием-передача отчуждаемого объекта незавершенного строительства осуществляется в момент заключения подписания договора и передачи денежных средств.

Стоимость объекта незавершенного строительства

Данный раздел предназначен для обозначения стоимости отчуждаемого объекта. Помимо цены объекта незавершенного строительства, в нем указывается порядок передачи денежных средств и вид оплаты.

Под видами оплаты подразумеваются:

  • Безналичная оплата;
  • Оплата наличными денежными средствами.

Порядок оплаты может быть следующим:

  • В момент подписания договора;
  • Оплата с авансовым платежом;
  • Частичные выплаты.

Итак, примерный образец раздела о стоимости отчуждаемого объекта незавершенного строительства следующим образом:

  • Стоимость объекта незавершенного строительства оценивается Продавцом в ____________ (____________) рублей ____________ копеек;
  • Оплата осуществляется в ____________ виде;
  • Денежные средства передаются Продавцу в момент приема-передачи объекта незавершенного строительства.

Заключение

По желанию обоюдному желанию стороны могут составить следующие разделы:

После подписания документа и исполнения его условий, договор купли-продажи объекта незавершенного строительства считается заключенным.

Источник

бороться с «долгостроем» по-новому

БОРОТЬСЯ С «ДОЛГОСТРОЕМ» ПО-НОВОМУ

Об отчуждении объектов незавершенного строительства с публичных торгов

Регулирование строительства на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной (далее – публичной) собственности, претерпело серьезные изменения с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (далее – ФЗ-171), вступившего в силу с 1 марта 2015 г. Среди прочего изменения коснулись и вопросов оборота объектов незавершенного строительства (далее – ОНС). Рассмотрим спорные аспекты нового регулирования.

В Гражданский кодекс РФ (далее – ГК) была внесена ст. 239.1 о продаже ОНС с публичных торгов по истечении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности. Земельный кодекс РФ (далее – ЗК) был дополнен нормами об отсутствии преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок и аренде публичных земельных участков для завершения строительства проданных с торгов ОНС. Во исполнение данных положений было принято Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299 «О утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства» (далее – Правила).

Толкуя положения ЗК и ГК до внесения рассматриваемых изменений, Высший Арбитражный Суд РФ (далее – ВАС) приходил к выводу, что необоснованный отказ в продлении договора аренды для завершения строительства ОНС невозможен и, более того, даже без продления аренды собственник ОНС мог использовать расположенный под ним земельный участок. Верховный Суд РФ (далее – ВС) демонстрировал более либеральный подход, признавая право приватизации участка под ОНС. То есть до принятия ФЗ-171 регистрация права собственности на ОНС давала застройщику определенные гарантии относительно возможности завершить строительство даже в случае истечения срока аренды участка под ним, а удовлетворение иска публичных органов о возврате участка и освобождении его от ОНС было de facto возможно лишь в исключительных случаях.

ФЗ-171 аннулирует вышеназванные подходы практики и ограничивает аренду публичных земельных участков сроком, первоначально установленным в договоре аренды. В этой части продекларированная законодателем цель стабилизации земельных имущественных отношений, вероятно, будет достигнута. Вместе с тем принятие ФЗ-171 и Правил ставит ряд вопросов относительно статуса ОНС.

Статус ОНС как объекта гражданских прав
В результате внесения данных изменений в законодательстве так и не появилось понятие ОНС. Напомним, в силу ст. 130, 131 и 219 ГК ОНС является объектом недвижимости, право собственности на который возникает с момента регистрации. Практика ВАС признавала это еще до включения ОНС в перечень объектов недвижимости, а сейчас ориентирует также на то, что фактические объекты недвижимости (в силу их тесной связи с землей) до регистрации прав на них являются составной частью земельного участка. Представители доктрины чаще всего разделяют подход практики относительно того, что ОНС как объект гражданских прав возникает исключительно с момента регистрации таких прав.

Из положений ст. 130 ГК вытекает лишь один признак, необходимый для квалификации ОНС в качестве недвижимости, – невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению. В связи с этим некоторые авторы указывают, что ОНС начинают свое существование уже с момента возникновения признака невозможности перемещения. Этот подход представляется необоснованным, так как эксплуатироваться ОНС не может, а отчуждение его возможно лишь после регистрации прав, то есть незарегистрированный ОНС не обладает таким признаком объекта гражданских прав, как самостоятельная экономическая ценность. Однако даже сторонники возможности признания за объектом статуса недвижимости до регистрации прав отмечают, что оборотоспособным ОНС до этого момента не является.

Тем не менее в практике коллегии ВС по гражданским делам имеется «нестандартное» решение, допускающее оборот ОНС без регистрации прав на них. В этом деле суд применил п. 4 ст. 35 ЗК о невозможности отчуждения земельного участка без расположенных на нем объектов недвижимости к строительным конструкциям, права на которые не зарегистрированы, квалифицировав их как ОНС. Такое решение весьма спорно, так как в силу ст. 219 ГК право собственности на ОНС может возникнуть лишь с момента его регистрации, а в п. 36 постановления Пленума ВС № 10, ВАС № 22 речь идет о возникшем праве собственности, которое по каким-то причинам не было зарегистрировано за собственником (но зарегистрировано за другим лицом). Этот вывод неизбежно приводит к злоупотреблениям, так как позволяет признать ничтожным договор об отчуждении земельного участка, заключенный без нарушения закона.

Суммируя изложенное, есть серьезные аргументы, что ОНС становится объектом гражданских прав и является оборотоспособным при условии регистрации прав на него. Вместе с тем подробный анализ Правил может привести к обратным выводам. Важно отметить, что Правила не содержат какого-либо специального определения ОНС. Подпункт «г» п. 7 Правил устанавливает требования к сведениям об ОНС. В числе таких сведений указаны примерное определение готовности в процентах и кадастровый номер (при наличии).

Ольга УРЮПИНСКАЯ,
советник Dentons

Илья ДУДИН,
младший юрист Dentons

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 10 за 2015 г.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...