СП 68.13330.2017 Свод правил Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87
В настоящем своде правил приведены требования, соответствующие положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федер ального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Работа выполнена авторским коллективом ООО «ЦНИОМТП» (руководитель разработки д-р техн. наук, проф. П.П. Олейник, ответственный исполнитель канд. техн. наук, доц. В.И. Бродский), НИУ МГСУ (д-р техн. наук, проф. А.А. Лапидус).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на объекты, строительство которых в соответствии с [1] может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства.
2 Нормативные ссылки
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
4 Общие положения
4.1 По завершении строительства здания или сооружения оценивается его соответствие требованиям действующего законодательства, технических регламентов, проектной и рабочей документации, результатами которого являются приемка и ввод завершенного строительством здания или сооружения в эксплуатацию.
При приемке зданий или сооружений необходимо выполнять требования, указанные в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства [8], исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения [9] и исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения [10].
4.2 О готовности объекта к вводу в эксплуатацию застройщик заблаговременно извещает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления и государственный строительный надзор.
4.3 Застройщик для осуществления своих функций может, в соответствии с действующим законодательством, привлекать технического заказчика — действующее на профессиональной основе физическое или юридическое лицо. В этом случае технический заказчик уполномочивается застройщиком организовывать процедуру приемки объекта и от его имени подписывать необходимые документы.
4.4 Организация приемки объекта возлагается на застройщика (технического заказчика), базовыми функциями которого в этом случае являются:
— приемка законченного строительством объекта строительства от лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору (контракту);
— организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации;
— предъявление законченного строительством объекта органам государственного строительного надзора (в случаях, предусмотренных [1]);
— предъявление законченного строительством объекта федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления или уполномоченной организации, выдавшим разрешение на строительство;
— комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
4.5 Застройщик (технический заказчик) выполняет приемку объекта или его части, от лица, осуществляющего строительство, при наличии разрешения на строительство, полученного в соответствии с СП 48.13330, [1].
4.6 При приемке объектов проводится оценка его соответствия требованиям технических регламентов и проектной документации, а также связанных со строительством процессов монтажа и наладки оборудования.
4.7 В случае осуществления строительства объекта юридическим лицом, выполняющим две или более функции (застройщик, технический заказчик, проектировщик, подрядчик), руководитель этого юридического лица может привлекать к приемке построенного (реконструированного) объекта капитального строительства ответственных исполнителей соответствующих структурных подразделений организации.
4.8 До момента предъявления законченного строительством объекта к приемке все изменения в проектной документации должны быть оформлены в установленном порядке.
4.9 Лицом, осуществившим разработку проектной документации, могут вноситься дополнения в проектную документацию, связанные с изменением градостроительного плана земельного участка, а также с необходимостью учета технических возможностей лица, осуществляющего строительство, и (или) согласованием допущенных отклонений от проектной документации между участниками строительства.
4.10 После выполнения в полном объеме всех работ, предусмотренных проектной документацией или договором строительного подряда (контрактом), лицом, осуществляющим строительство, направляется застройщику (техническому заказчику) заявление (приложение А) о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов и проектной документации с приложением:
— перечня организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, с указанием видов выполняемых ими работ и инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, копий свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
— исполнительной документации, общего и специальных журналов учета выполнения работ, соответствующих по составу и порядку ведения требованиям нормативных документов;
— журнала авторского надзора по объекту строительства в целом или отдельным зданиям и сооружениям, а также по пусковым комплексам, если таковые предусмотрены проектной документацией — при осуществлении авторского надзора;
— сертификатов, технических паспортов, протоколов испытаний и других документов, удостоверяющих качество, безопасность и свойства материалов, конструкций и изделий, примененных при производстве работ;
— актов испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей, устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации, устройств, обеспечивающих взрывную, пожарную безопасность, молниезащиту, и систем противопожарной защиты, прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
— материалов проверок, проведенных в процессе строительства органами государственного и ведомственного надзора;
— подтверждения соответствия объекта требованиям энергетической эффективности и оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— заключения уполномоченных органов Государственной инспекции труда о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых объектов производственного назначения.
4.11 После получения от лица, осуществляющего строительство, письменного извещения о готовности объекта к приемке технический заказчик выполняет приемку объекта.
4.12 Лицо, осуществляющее строительство, декларируя соответствие на основании как собственных доказательств, так и доказательств, полученных с участием третьих лиц, имеет право самостоятельно формировать доказательные материалы для подтверждения соответствия строительной продукции требованиям проектной документации (приложение Б) и технических регламентов (приложение В).
4.13 Процедура приемки объекта застройщиком (техническим заказчиком) завершается подписанием участниками строительства акта сдачи-приемки законченного строительством объекта по форме, установленной техническим заказчиком, или по соответствующим формам, приведенным в приложении Г, с приложением проектной и указанной в 4.10 документации.
4.14 Для получения от органов государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного (реконструируемого) объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации застройщик (технический заказчик) извещает орган государственного строительного надзора об окончании строительства (реконструкции) объекта или его части, в случае, если ввод в эксплуатацию части объекта предусмотрен заданием на проектирование, договором подряда (контрактом) и проектной документацией. Форма извещения об окончании строительства (реконструкции) объектов капитального строительства приведена в приложении Д.
4.15 Извещение направляется застройщиком (техническим заказчиком) после фактического окончания строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, устранения всех допущенных при строительстве (реконструкции) нарушений, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, а также с применением строительных материалов, изделий и конструкций.
4.16 Решение о возможности выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации или об отказе в выдаче такого заключения принимается после проведения органом государственного строительного надзора проверки, выполняемой по завершении строительства, реконструкции объекта [11].
4.17 При проведении проверки, выполняемой по завершении строительства, реконструкции объекта, застройщик (технический заказчик) должен предоставить органам государственного строительного надзора возможность:
ИсточникПорядок и правила приемки строительных объектов в эксплуатацию
Порядок и правила приемки в эксплуатацию построенных вновь, прошедших реконструкцию предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, отдельных зданий и сооружений и их комплексов регламентированы СНиП 3.01.04—87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».
Построенные или прошедшие реконструкцию предприятия, производства, их очереди, пусковые комплексы, объекты и их комплексы принимаются в эксплуатацию специально создаваемыми государственными приемочными комиссиями независимо от формы собственности застройщика. Государственными приемочные комиссии именуются так потому, что в их состав в обязательном порядке входят представители органов государственного надзора, несущих ответственность за приемку в эксплуатацию объектов по параметрам обеспечения безопасности жизнедеятельности в районе их расположения.
В состав государственных приемочных комиссий по приемке в
эксплуатацию объектов производственного назначения входят представители:
органа государственного санитарного надзора;
органа государственного пожарного надзора;
государственного органа по использованию и охране водных ресурсов;
технической инспекции отраслевого профсоюза;
профсоюзной организации заказчика и финансирующего банка.
В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются дополнительно представители государственного архитектурно-строительного контроля и представители учреждений и организаций по эксплуатации этих объектов.
В случае если строительство осуществляется за счет или с участием бюджетных средств, приемочная комиссия создается и утверждается комитетами (другими аналогичными органами) по управлению имуществом соответствующих уровней государственного и муниципального управления или Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в зависимости от масштаба построенных объектов и соответствующего уровня бюджетов.
В случае если строительство осуществляется за счет средств акционерных обществ, других компаний и фирм с частным капиталом, приемочные комиссии создаются и утверждаются их органами управления, уполномоченными на это уставами и другими учредительными документами.
Работа государственной приемочной комиссии начинается после письменного предъявления заказчиком (застройщиком) и генеральным подрядчиком объекта к сдаче его в эксплуатацию и предъявления необходимых документов. До предъявления объектов в эксплуатацию государственной приемочной комиссии заказчики (застройщики) создают рабочие комиссии, которые проводят большую предварительную подготовительную работу.
Рабочие комиссии назначаются руководителями предприятий и организаций-заказчиков. В состав рабочих комиссий входят представители заказчика (застройщика) (один из которых председатель комиссии), представители генерального подрядчика, субподрядных организаций, местного органа государственного пожарного надзора, местного органа государственного санитарного надзора, государственного горнотехнического надзора, представители профсоюзной организации, представители других заинтересованных организаций по решению и согласованию с ними заказчиком. Если заказчик в дальнейшем передает объекты или их комплексы другой эксплуатирующей организации, то в состав рабочей комиссии обязательно включается ее представитель.
Работа рабочей комиссии начинается с подготовки комплекта исполнительной технической документации. Указанная исполнительная документация включает в себя:
исполнительный генеральный план застройки территории с нанесением фактических трасс инженерных коммуникаций и фактического расположения зданий и сооружений;
исполнительные рабочие чертежи на технологическую и строительную части строящихся (реконструируемых, модернизируемых) зданий, сооружений и их комплексов;
технические паспорта на устанавливаемое оборудование, установки и другое оборудование;
технические паспорта заводов и предприятий-изготовителей на строительные конструкции;
акты лабораторных испытаний строительных материалов и технические паспорта на них производителей;
акты скрытых работ, подписанные представителями технического надзора заказчика и организации, выполнившей работы;
акты опробования и обкатки оборудования;
В задачи рабочей комиссии входят:
проверка соответствия выполненных строительных и монтажных работ проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам на производство и приемку работ;
проверка и оценка качества выполненных строительных и монтажных работ;
проверка и оценка данных о проведении монтажными организациями индивидуальных опробований и испытаний смонтированного оборудования и установок и принятие их в комплексное опробование;
принятие заключения по результатам комплексного опробования заказчиком оборудования и установок, решения о готовности их к эксплуатации;
проверка отдельных конструкций, узлов зданий и сооружений и принятие заключения о приемке их в эксплуатацию;
оценка подготовленности предъявляемых государственной приемочной комиссии в эксплуатацию предприятий, их очередей, пусковых комплексов, отдельных жилищно-гражданских объектов и их комплексов к началу эксплуатации, оказанию услуг и выпуску продукции, предусмотренных проектами, к бесперебойной работе и эксплуатации, освоению проектной мощности в заданные сроки. При данной оценке проверяются: обеспеченность производств и объектов эксплуатационными кадрами, технологической документацией, необходимыми материалами, сырьем и комплектующими изделиями для производства продукции и услуг, достаточность пунктов питания, помещений санитарно-бытового обслуживания и т.д.;
проверка наличия оформленных в установленном порядке документов о разрешении на эксплуатацию объектов в других органах государственного надзора, представители которых не вошли в состав рабочей комиссии;
принятие решения о предъявлении к приемке объектов в целом в эксплуатацию государственной приемочной комиссии. По результатам работы рабочая комиссия составляет и подписывает акт (заключение) о готовности предъявления предприятия, объекта или группы объектов к приему в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
Работа государственной приемочной комиссии состоит:
из проверки документов, предъявленных застройщиком (исполнительной документации с техническими паспортами строительных конструкций и оборудования, актами испытаний, опробования оборудования и установок и др.);
подведения итогов изучения материалов, оценки объектов и принятия выводов и решений.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) предприятий, отдельных объектов и их комплексов оформляется актом, который подписывается всеми членами государственной приемочной комиссии, при этом подпись члена комиссии является разрешением органа, который он представляет, на эксплуатацию объекта.
Источник