от 05.03.2021 № 96 О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 1).
2. Утвердить Положение о межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 2).
3. Утвердить состав межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (приложение 3).
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия – Председателя
Правительства Республики Хакасия И. Войнова
«О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
1. Положение о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Положение) устанавливает процедуру списания:
объектов незавершенного строительства, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия, строительство, реконструкция, модернизация которых осуществлялась исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, государственными предприятиями Республики Хакасия и государственными учреждениями Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно – объекты незавершенного строительства, балансодержатель);
проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящейся к государственной собственности Республики Хакасия, разработка которой осуществлялась исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, государственными предприятиями Республики Хакасия и государственными учреждениями Республики Хакасия за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (далее соответственно – проектно-сметная документация, балансодержатель).
В Положении используются следующие понятия:
объект незавершенного строительства – объект, строительство которого не завершено, в отношении которого не осуществлялся государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проектно-сметная документация – проектная документация, разработанная в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства государственной собственности Республики Хакасия, которая не может быть использована в этих целях;
списание объектов незавершенного строительства – комплекс действий, связанных с признанием объектов незавершенного строительства непригодными для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшими из владения вследствие гибели или уничтожения;
списание проектно-сметной документации – комплекс действий, связанных с признанием проектно-сметной документации непригодной для дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к проектно-сметной документации либо выбывшей из владения вследствие гибели или уничтожения.
2. Решения о списании объектов незавершенного строительства, проектно-сметной документации принимает межведомственная комиссия по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Комиссия).
3. Создание Комиссии, утверждение ее состава и порядка работы осуществляются Правительством Республики Хакасия.
4. Решение о списании объектов незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, который не является предметом действующих договоров строительного подряда, отсутствует целесообразность его дальнейшего строительства, реконструкции, модернизации и который отвечает хотя бы одному из следующих требований (критериев):
1) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более трех лет назад;
2) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования;
3) объект незавершенного строительства выбыл из владения вследствие гибели или уничтожения.
Решение о списании проектно-сметной документации принимается в отношении проектно-сметной документации, в соответствии с которой строительство (реконструкция) объекта капитального строительства по различным причинам не начнется и которая в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не может быть повторно использована, либо проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства выбыла из владения вследствие гибели или уничтожения.
5. Балансодержатель объекта незавершенного строительства представляет в Комиссию на бумажном носителе предложение о списании объекта незавершенного строительства с приложением к нему следующих документов:
инвентаризационная опись объекта незавершенного строительства, составленная не ранее чем за 30 календарных дней до даты направления ее на рассмотрение в Комиссию;
акт о приостановлении строительства объекта (при наличии);
акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (при наличии);
информация о том, что объект незавершенного строительства не является предметом действующего гражданско-правового обязательства;
информация о правах на земельный участок, отведенный под строительство объекта капитального строительства;
предложение исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, в ведении которого находится объект незавершенного строительства, о наличии или отсутствии необходимости завершения строительства данного объекта в соответствии с его первоначальным назначением;
фотографии объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для консервации объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства;
расчет потребности в средствах, необходимых для ликвидации объекта незавершенного строительства или обоснованная информация об отсутствии такой потребности;
расчет потребности в средствах, необходимых для выполнения на объекте незавершенного строительства мероприятий, обеспечивающих ликвидацию угрозы для жизни и здоровья граждан (при наличии такой угрозы);
иные сведения, необходимые для определения направленности использования объекта незавершенного строительства.
Балансодержатель проектно-сметной документации представляет в Комиссию на бумажном носителе предложение о списании проектно-сметной документации с приложением к нему следующих документов:
государственный контракт на разработку проектно-сметной документации;
предложение исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, в оперативном управлении которого находится проектно-сметная документация, о нецелесообразности (невозможности) дальнейшего использования такой документации с обоснованием своих предложений.
6. Комиссия в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 5 Положения, рассматривает их и принимает одно из следующих решений:
1) о списании объекта незавершенного строительства и о способе его ликвидации или о списании проектно-сметной документации;
2) о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства или проектно-сметной документации.
7. Основаниями для принятия решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации являются:
1) несоответствие объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации требованиям (критериям), установленным пунктом 4 Положения;
2) представление балансодержателем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Положения.
8. Решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих членов Комиссии.
9. Решения Комиссии о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации являются рекомендательными. Балансодержатель не вправе принимать решение о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации без рекомендаций Комиссии. Решение балансодержателя или Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (в случае нахождения объекта в казне Республики Хакасия) (далее – Минимущество Хакасии), принятое в соответствии с рекомендациями Комиссии, является основанием для списания балансодержателем или Минимуществом Хакасии производственных затрат по объекту незавершенного строительства, проектно-сметной документации с баланса в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
10. В случае принятия Комиссией решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации Комиссия направляет балансодержателю рекомендации по осуществлению мероприятий в отношении объектов незавершенного строительства (консервация, возобновление строительных работ или иной вариант вовлечения объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот), проектно-сметной документации в целях их дальнейшего использования.
Республики Хакасия «О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
о межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации (далее – Комиссия).
2. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, а также настоящим Положением.
4. К компетенции Комиссии относятся:
1) рассмотрение ходатайств исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, государственных предприятий Республики Хакасия и государственных учреждений Республики Хакасия, на балансе которых находятся объекты незавершенного строительства или проектно-сметная документация (в соответствии с понятиями, установленными Положением о порядке списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации, утвержденным настоящим постановлением (далее – Положение о списании) (далее – балансодержатели), о списании объектов незавершенного строительства, проектно-сметной документации, с прилагаемыми к ним документами и материалами;
2) принятие решения о списании объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации в случае, если такой объект незавершенного строительства, проектно-сметная документация отвечает хотя бы одному из требований (критериев), установленных пунктом 4 Положения о списании;
3) принятие решения о нецелесообразности списания объекта незавершенного строительства, проектно-сметной документации с направлением балансодержателю рекомендаций по дальнейшему его использованию в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 7 Положения о списании.
5. Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, который обеспечивает координацию и контроль деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
6. Председатель утверждает повестку заседания Комиссии, осуществляет общее руководство Комиссией и контроль реализации принятых ею решений.
7. В случае временного отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
9. Подготовку и организацию заседания Комиссии осуществляет секретарь Комиссии, являющийся членом Комиссии без права голоса.
10. Секретарь Комиссии уведомляет членов Комиссии о повестке заседания, времени и месте проведения заседания не позднее чем за три рабочих дня до его проведения, а также направляет членам Комиссии повестку заседания и необходимые материалы.
11. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
12. Комиссия принимает решения простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании, путем проведения открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
13. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии, после чего решение Комиссии утверждается председателем Комиссии. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
14. Секретарь Комиссии направляет протокол заседания Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня его подписания балансодержателю, а в случае, если объект незавершенного строительства или проектно-сметная документация находится в государственной казне Республики Хакасия – Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
15. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
«О вопросах списания объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации»
межведомственной комиссии по списанию объектов незавершенного строительства и проектно-сметной документации
заместитель Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, председатель комиссии;
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, заместитель председателя комиссии;
ведущий советник отдела строительства департамента градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, секретарь комиссии;
Министр здравоохранения Республики Хакасия;
Министр труда и социальной защиты Республики Хакасия;
Министр экономического развития Республики Хакасия;
Министр культуры Республики Хакасия;
Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия;
Министр образования и науки Республики Хакасия;
исполняющий обязанности Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия;
заместитель министра – руководитель департамента жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия;
исполняющий обязанности руководителя Аппарата Главы Республики Хакасия –Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия;
Министр спорта Республики Хакасия;
руководитель Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности»;
директор Автономного учреждения Республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия»;
Министр по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия;
Министр имущественных и земельных отношений Республики Хакасия;
директор Государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства»;
Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;
исполняющий обязанности Министра финансов Республики Хакасия;
заместитель министра – руководитель департамента градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
ИсточникПорядок списания незавершенного производства (нюансы)
Списание незавершенного производства (НЗП) требуется в первую очередь для формирования себестоимости готовой продукции. Наряду с этим в процессе деятельности предприятия могут возникать и дополнительные причины для списания незавершенки. О них и поговорим в этом материале.
Сущность операции списания НЗП
Незавершенное производство — это комплекс расходов, которые уже направлены в производственный процесс, но при этом результат процесса, например готовая продукция, еще не получен (п. 63 приказа Минфина России «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета…» от 29.07.1998 № 34н).
При нормальном ходе процесса зафиксированная на конец отчетного периода незавершенка далее обычным порядком формирует себестоимость продукции, изготовленной с ее участием. Однако в данном процессе могут возникнуть отклонения от привычного его хода, и тогда перед бухгалтером встает вопрос, что делать с «зависшим» НЗП?
Списание НЗП, не давшего продукции
В коммерческой практике довольно часто встречаются случаи, когда предприятие принимает решение прекратить какой-либо производственный проект, например прекратить выпускать какой-либо вид продукции, если он не востребован рынком и производство оценивается как убыточное.
Специфика производственного цикла может быть такова, что на момент реализации решения о прекращении выпуска имеется в наличии НЗП. В такой ситуации будут свои нюансы для целей бухгалтерского и налогового учета:
- Бухгалтерский учет. Основополагающим аспектом будут положения ПБУ 10/99. Очевидно, что затраты на прекращение выпуска продукта и списание НЗП по нему не принесут в дальнейшем явных экономических выгод предприятию. Следовательно, их следует отнести на прочие расходы для целей бухучета. То есть списание НЗП в данном случае пройдет проводкой Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 20 (23, 25, 26).
ВАЖНО! Если выпуск снятого с производства продукта может быть выделен в отдельный сегмент (операционный или функциональный), то для отражения сведений в бухгалтерской отчетности следует применять положения ПБУ 16/02 «О прекращаемой деятельности», в т. ч. в отношении списания НЗП.
- Налоговый учет.
- Для целей расчета налога на прибыль НЗП, не давшее продукции, списывается во внереализационные расходы в размере прямых затрат (п. 11 ст. 265 НК РФ). При этом косвенные расходы на долю такого НЗП не распределяются, а в полном объеме включаются в расходы текущего периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). В этом состоит отличие между бухгалтерским и налоговым порядком учета, поскольку в бухучете можно все расходы, связанные с НЗП, списывать сразу в расходную часть.
- По НДС, принятому к вычету по произведенным расходам на НЗП, не давшее продукции, существует спорный момент. По мнению Минфина, изложенному в письме от 29.03.2012 № 03-03-06/1/163, входной НДС по НЗП, не давшему продукции, следует восстанавливать в налоговом учете. Вместе с тем п. 3 ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, требующих восстановления входного НДС, и случай со списанием НЗП там не поименован. На этом основании существуют судебные прецеденты с заключением о том, что восстанавливать входной НДС при списании НЗП во внереализационные расходы не нужно. Если все же входной НДС восстанавливается, то восстановленные суммы включаются в состав прочих расходов.
ВАЖНО! В результате того, что в бухучете в состав списываемого НЗП, не давшего продукции, входят косвенные расходы, а в налоговом учете косвенные расходы включаются в состав расходов текущего периода, могут формироваться отложенные налоговые обязательства (ОНО).
Списание НЗП при ликвидации предприятия
Списание НЗП при ликвидации может походить на списание НЗП, не давшего продукции. Особенностью может являться то, что выявленные при инвентаризации остатки НЗП обычно реализуются. Тогда их следует отразить как прочие доходы.
- Дт 62 (76) Кт 91 — отражена реализация;
- Дт 91 Кт 20 — списано НЗП;
- Дт 99 Кт 91 — финансовый результат для ликвидационного баланса.
Списание НЗП при прекращении совместной деятельности
При прекращении деятельности простого товарищества (совместной деятельности) на балансе товарищества тоже могут оставаться остатки НЗП. Подтвержденные инвентаризацией остатки должны быть переданы кому-то из товарищей, по общему решению. В этом случае участник, ведущий общие дела, должен оформить передачу НЗП с баланса товарищества проводкой Дт 80 Кт 20 (23, 26, 29) на сумму по решению участников.
Списание внутреннего брака
Внутренним браком признают выявленный внутри предприятия до момента продажи бракованных изделий. Большая часть такого брака выявляется в момент выхода из производства (т. к. обычно существует контроль качества), т. е. в момент обычного списания НЗП на стоимость готовой продукции.
Брак может быть:
- исправимым — тогда расходы на его исправление могут калькулироваться на затратных счетах (например, по Дт 20) и затем направляться на себестоимость готовой продукции (Дт 40 (43) Кт 20);
- неисправимым — тогда потери от брака калькулируются на счете 28 «Брак в производстве» и основным моментом в калькуляции является списание НЗП на брак: Дт 28 Кт 20 (23) — списаны расходы на создание продукции (полуфабрикатов), признанных неисправимым браком.
Заслуживает внимания списание окончательного результата калькуляции со счета 28 (счет не должен иметь сальдо на конец периода).
Процесс калькуляции результата от брака выглядит следующим образом (схематично, без НДС):
- Дт 10 Кт 28 — оприходованы возвратные материалы от бракованных изделий.
- Дт 76 Кт 28 — отражена задолженность виновных в браке лиц (лица могут быть как физические (работники), так и юридические (поставщики некачественного сырья, например)).
В итоге на конец периода на счете 28 остается сальдо (как правило, дебетовое), показывающее фактический убыток от брака. И это сальдо подлежит списанию Дт 20 (23) Кт 28, т. е. снова увеличивается НЗП, а затем и себестоимость готовой продукции.
Итоги
Списание НЗП имеет свои особенности, если имеют место изменения в обычном ходе производственного процесса.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.