Автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / строительство новых и реконструкция автомобильных дорог / государственная дорожная политика / дорожно-транспортный комплекс / экология и охраны окружающей среды / Highways / transport infrastructure / construction of new and reconstruction of highways / state road policy / road transport complex / ecology and environmental protection.
Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шукуров Mансурхон Махкамович, Нурдинов Муродали Алижонович, Солиев Бобуржон Абдурайим Угли, Исмоилов Режабали Искандкадарбек Ўгли
Одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью, является снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду. Автомобильные дороги , как инженерные сооружения воздействуют на природные ландшафты, вызывая различные формы загрязнения, изменяя режим стока поверхностных и грунтовых вод, способны заметно изменить условия местообитаний флоры и фауны, миграционные пути животных.
Отогреваю Девушек на Пежо Рено и прочих П …. / стрим по видео 2021
Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шукуров Mансурхон Махкамович, Нурдинов Муродали Алижонович, Солиев Бобуржон Абдурайим Угли, Исмоилов Режабали Искандкадарбек Ўгли
Экологическое воздействие на окружающую среду при строительстве и эксплуатации лесовозных автомобильных дорог
Оценка положительных и отрицательных факторов влияния развития автомобилизации в горном регионе и воздействия их на окружающую среду
ROAD AND TRANSPORTATION COMPLEX AND THEIR IMPACT ON THE ENVIRONMENT
One of the priority tasks facing the road industry is to reduce the negative impact of the road transport complex on the environment. Highways , as engineering structures, affect natural landscapes, causing various forms of pollution, changing the flow regime of surface and ground waters, can significantly change the habitat conditions of flora and fauna, the migration routes of animals.
Текст научной работы на тему «ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»
Scientific Journal Impact Factor
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Шукуров Мансурхон Махкамович — старший преподаватель. Нурдинов Муродали Алижонович — ассиссент Солиев Бобуржон Абдурайим угли — студент. Исмоилов Режабали Искандкадарбек угли — студент. Андижанский машиностроительный институт, город Андижан,
Аннотация: Одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью, является снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду. Автомобильные дороги, как инженерные сооружения воздействуют на природные ландшафты, вызывая различные формы загрязнения, изменяя режим стока поверхностных и грунтовых вод, способны заметно изменить условия местообитаний флоры и фауны, миграционные пути животных.
Ключевые слова: Автомобильные дороги, транспортная инфраструктура, строительство новых и реконструкция автомобильных дорог, государственная дорожная политика, дорожно-транспортный комплекс, экология и охраны окружающей среды.
Где ставить другие города? Дополнительные факторы расположения. Гайд #8 Цивилизация 6 для Новичков
Abstract: One of the priority tasks facing the road industry is to reduce the negative impact of the road transport complex on the environment. Highways, as engineering structures, affect natural landscapes, causing various forms of pollution, changing the flow regime of surface and ground waters, can significantly change the habitat conditions offlora and fauna, the migration routes of animals.
Keywords: Highways, transport infrastructure, construction of new and reconstruction of highways, state road policy, road transport complex, ecology and environmental protection.
В нормативных актах, для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду обозначен ряд мероприятий, осуществление которых должно сопровождаться в целом повышением экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реализация указанных направлений экологизации автотранспортного комплекса требует определенных знаний и навыков в области экологии и охраны окружающей среды, повышения экологической грамотности будущих инженеров.
Scientific Journal Impact Factor
Автомобильные дороги являются важнейшим богатством государства. За годы независимости нашей страны вопросам улучшения системы транспортной инфраструктуры, в частности, повышения качества автомобильных дорог, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог уделяется большое внимание.
По инициативе главы государства и правительства принят ряд нормативных документов по созданию системы автомобильных дорог национального значения в целях совершенствования и расширения системы транспортной инфраструктуры. Данные нормативные документы определяют следующие основные актуальные задачи государственной дорожной политики, как создание международных 6 транспортных коридоров, обеспечивающих условия развития экономики республики, обеспечение надежных транзитных и межобластных транспортных связей, формирование внешней интеграционной и внутренней единой транспортной среды республики. Практическое решение выше указанных задач требует повышения транспортно-эксплуатационных качеств существующей сети автомобильных дорог, доведения технического и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с требованиями пользователей ими, обеспечения удобных и безопасных условий движения автомобилей, эффективной организации эксплуатации дорог и дорожных сооружений.
В нормативных актах, для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду обозначен ряд мероприятий, осуществление которых должно сопровождаться в целом повышением экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реализация указанных направлений экологизации автотранспортного комплекса требует определенных знаний и навыков в области экологии и охраны окружающей среды, повышения экологической грамотности будущих инженеров.
Теоретические основы воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду, дается характеристика возможных негативных проявлений в окружающей среде при строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Приводятся сведения по оценке уровня экологической безопасности дорожно-транспортного комплекса, по составу и содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Scientific Journal Impact Factor
Проблема взаимодействия между обществом и природой является одной из главных и острых на сегодняшний день. Пройдя длительный путь эволюции и выработав сложную социальную организацию, человек не только сформировал новую среду обитания, но и изменил формы взаимоотношений с природой [1].
Тем не менее, человек представляет собой биосоциальное существо, и окружающая природная среда всегда была и будет основой и источником его жизни, фактором, определяющим его биологические, духовные, и социальные основы.
Особенностью современного периода является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями, затрагивающими все уровни организации живого.
Природные системы функционируют в соответствии с законом внутреннего динамического равновесия: вещество, энергия, информация и динамические качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает сопутствующие функционально-структурные количественные и качественные перемены, сохраняющие общую сумму вещественно-энергетических, информационных и динамических качеств систем, в которых эти изменения происходят.
Существование человеческой цивилизации привело к количественным и качественным изменениям биосферы, обусловило появление на планете новой глобальной материальной системы в виде многослойной насыщенной сферы искусственно созданных объектов — техносферы. Созданные техногенные системы отличаются от природных тем, что поток вещества и энергии через производственную систему практически не имеет обратной положительной связи.
На входе — это все возрастающее потребление ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем, на выходе — огромное количество отходов, поступающих в окружающую среду, что является главной причиной ее загрязнения. Энтропия техногенных систем имеет тенденцию к неумолимому росту: возникают аварии, нарушаются связи управления, усиливается хаос. Для поддержания этих систем в рабочем состоянии требуются все увеличивающиеся энергетические затраты. Рост производства, увеличение населения больших городов ведут к обострению экологической обстановки [2].
Результатом хозяйственной деятельности человека является продукция (материалы, услуги, оборудование и пр.). На всех стадиях жизненного цикла
Scientific Journal Impact Factor
продукции или объекта или ресурсного цикла происходит загрязнение окружающей среды. Основными процессами образования загрязняющих веществ являются реакции окисления, восстановления, замещения, разложения, электромеханические, физические процессы и др.
Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными ее элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки [3].
В более широком смысле автомобильную дорогу следует рассматривать как комплекс инженерных сооружений, предназначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглосуточное, круглогодичное, непрерывное, безопасное и удобное движение легковых автомобилей с расчетными скоростями и грузовых автомобилей с расчетными нагрузками [4].
Источниками воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду является автомобильный транспорт, находящийся на дороге, инженерные сооружения дорог (земляное полотно, мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускные сооружения), отдельные конструкции дорожных сооружений (дорожная одежда, обочины земляного полотна), объекты дорожной инфраструктуры (площадки отдыха, автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта).
Основными (проявляющимися и возможными) видами воздействия автомобильной дороги на окружающую природную и социально-экономическую среду являются [5]:
— изъятие (потребление) невозобновимых природных ресурсов (дорожностроительных материалов — каменных материалов, песка, щебня, грунта; конструкционных — черных, цветных металлов, пластмасс, цемента, битума; эксплуатационных — топлив, масел, противогололедных реагентов, биопрепаратов, пестицидов; энергоресурсов; изъятие земельных ресурсов, воды, кислорода воздуха); воздействие на плодородный слой почвы;
— физическое наличие объекта (сооружение и использование объекта), оказывающее воздействие на ландшафт, гидрологию, климат, социальноэкономические условия жизни, традиционный уклад жизни и природопользование местного населения;
— загрязнение химическими веществами, пылью, твердыми отходами компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности) и 59
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
воздействие на здоровье населения, плодородие сельскохозяйственных земель, биопродуктивность природных ландшафтов и водоемов;
— шум, вибрации, электромагнитное и ионизирующее воздействие на компоненты окружающей среды, население и животный мир;
— динамическое воздействие движущихся машин и механизмов на людей, животных, растительность.
— изменение эстетической и культурной ценности ландшафта (разрушение живописных природных ландшафтов), разрушение памятников истории, культуры и археологии;
— гидрологические, климатические изменения, т.е. изменение регенеративных свойств окружающей среды, концентрации стока рек, поверхностных и грунтовых вод, микроклимата (скорости и направления ветра, температуры, влажности воздуха) и взаимосвязанных с ним экосистем, уровня грунтовых вод. Эти изменения могут вызвать заболачивание (осушение) придорожных территорий, деградацию растительности;
— оползни, осыпи, сплывы, другие виды подвижек земляных масс вследствие их подрезки в процессе строительных работ, эрозия земель изменение береговой линии водных объектов, сечения водотоков, активизация русловых процессов при строительстве мостов, усиление наносов и заиливания русел водотоков продуктами размывов мест строительства, неукрепленного земляного полотна, а также при строительстве опор мостов, а также при прокладке трассы дороги в поймах рек — создание неблагоприятных условий для проживания населения, животных, птиц на придорожных территориях из-за превышения нормативно установленных уровней шума, вибраций, электромагнитных и ионизирующих воздействий;
— снижение плодородия сельскохозяйственных земель, биопродуктивности природных ландшафтов и водоемов в результате эрозии почв, эвтрофикации водоемов;
— загрязнения воздуха, воды, почвы токсичными веществами вследствие движения автотранспорта, наличия в придорожной полосе строительного, бытового мусора, потерь перевозимых грузов, использования противогололедных материалов, продуктов износа автомобильных шин, дорожного полотна, минеральных частиц из-за движения автомобилей по бездорожью, потери ГСМ, спецжидкостей при обслуживании и ремонте техники, использования при сооружении конструктивных слоев дорожного полотна экологически опасных местных строительных материалов и отходов промышленного производства (пиритовых огарков, ртутьсодержащих отходов, каменноугольных дегтей, смол, радиоактивных пород);
Scientific Journal Impact Factor
— истощение генофонда популяций людей, животных птиц, растительности в результате динамического воздействия машин и механизмов (при движении транспортных средств), уплотнения почвы, нарушения традиционных сезонных путей миграции животных, а также 60 ихтиофауны из -за переформирования береговой линии, изменения сечения водотока и контуров водоемов, нарушения гидрологического режима, размывов при строительстве мостов (уничтожения нерестилищ, зимовальных ям);
— нарушение традиционного уклада жизни коренного населения (малых народностей), его традиционного природопользования при строительстве дороги в местах освоения новых месторождений полезных ископаемых на территории проживания малых народностей.
Основным источником загрязнения окружающей среды при эксплуатации автомобильных дорог является автомобильный транспорт. Химическое воздействие на стадии эксплуатации автомобильных дорог представляет собой перенос воздушным и водным путем вредных и токсичных веществ, образующихся в результате химических реакций при горении углеводородных топлив в двигателях внутреннего сгорания, а также накопление в придорожной полосе веществ, используемых при летнем и зимнем содержании дорог. В доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 43%, в выбросах парниковых газов — около 10%, в отрицательном акустическом воздействии на население городов — 85-95%. В структуре социально-экологических потерь населения от транспортного загрязнения в городах девять веществ определяют 95 % суммарного ущерба, это: оксиды азота (44,5 %), свинец (21 %), акролеин (7,5 %), сажа (7,4 %), оксид углерода (6 %), диоксид серы (3,4 %), а также формальдегид, бензапирен, ацетальдегид [6].
В аспекте экологической безопасности АТС представляет собой систему, состоящую из двух блоков [7]:
1. транспортные сети, являющиеся стационарным источником экологической опасности;
2. транспортные средства — нестационарные источники экологической опасности.
Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимается совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.
Scientific Journal Impact Factor
Автомобильная дорога, как и любое другое техническое сооружение, непосредственно влияет на среду изменением параметров природных систем. С позиций экологической безопасности для проектирования и эксплуатации дорог наиболее важное значение имеют ингредиентные транспортные загрязнения, изъятие земель и расчленение территорий. Экологическая безопасность является одним из основных показателей эффективности инвестиций в развитие автомобильных дорог.
Под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта. Экологически безопасное состояние АД характеризуется следующими показателями:
1. Техническое состояние АД и дорожных сооружений.
2. Уровень загрязнения природной среды придорожной полосы.
3. Влияние технического состояния АД на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.
Проекты строительства новых автомобильных дорог или реконструкции существующих должны выполняться после завершения Процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с РД 119.0027714-
При строительстве автомобильных дорог I и II категорий (автомобильных и скоростных) оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в полном объеме. Для остальных категорий дорог необходимо разработать отчет о воздействии на окружающую среду. В процессе утверждения данного протокола Государственный комитет по природе Республики Узбекистан определит форму и объем мониторинга экологических работ в рамках проекта. Оценка воздействия на окружающую среду и прогноз состояния должны
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
основываться на общих и конкретных экологических требованиях для конкретной категории дорог [8].
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ: (REFERENCES)
1. Структура и состав окружающей человека среды (Е. И. Паршина. Охрана окружающей среды в дорожном строительстве: учебно — методический комплекс для студентов всех формы обучения специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» Сыктывкар, 2007 — 72 с.);
2. Промышленная экология: учебное пособие. /Мар. гос. ун-т.; Е.А. Алябышева, Е.В. Сарбаева, Т.И. Копылова, О.Л. Воскресенская. — Йошкар-Ола, 2010. — 110 с.;
3. Справочник дорожных терминов. /под редакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова М. «ЭКОН-ИНФОРМ» — 2005. — 256 с.;
4. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. /«Высшая школа» Москва 1967. 123 с.;
5. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина.
М.: Высшая школа, 2001. 273 с.; ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. ШС-1181-р;
6. Рябова О. В., Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы: дис. д-ра техн. наук: 03.00.16 Воронеж, 2006 459 с.;
7. Бажанов А.А. Социальноэкономические аспекты влияния автотранспортоного комплекса на окружающую среду и здоровье населения: автореф. дис. . канд. социол. наук : 22.00.03. — M, 2008.;
8. ШН^ 2.05.02-07, УзР давлат архитектура ва курилиш кумитаси, Тошкент -2008 й., 12 б..
Источник: cyberleninka.ru
Мероприятия по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе Республики Башкортостан
В данной статье рассматривалось влияние автомобильных дорог на окружающую природную среду, а также проведение природоохранных мероприятий по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе РБ. Осуществление предложенных природоохранных мероприятий будет способствовать уменьшению отрицательного воздействия автомобильной дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.
Ключевые слова
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР, ВОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КАРСТОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
Текст научной работы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [1].
При проектировании природоохранных мероприятий нужно руководствоваться Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации [2].
Повреждая или разрушая естественные элементы ландшафта, а, следовательно, нарушая равновесие в природе, строительство автомобильных дорог отрицательно сказывается на состоянии естественного ландшафта. В качестве примеров подобного вмешательства в природу могут служить нарушение режимов движения грунтовых вод, ухудшение микроклимата [3]. При строительстве автомобильной дороги происходит нарушение земель главным образом за счет устройства насыпи, выемок, кюветов, устройства труб и примыканий.
Автомобильные дороги оказывают существенное влияние на окружающую среду. Наиболее значительными факторами воздействия при строительстве автомобильной дороги Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск на участке км 77,0 — км 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан являются:
- ущерб, наносимый производством строительно-монтажных работ прилегающим земельным угодьям;
- загрязнение атмосферы при работе дорожных машин.
В процессе эксплуатации дороги наиболее острое влияние оказывают:
- загрязнение воздуха и прилегающих почв выбросами, образующимися при движении автомобилей;
- шумовое воздействие в населенном пункте;
- эрозия почв в результате изменения естественного стока поверхностных вод в зоне дороги [6].
Проектируемая автомобильная дорога на участке км 77,0 — 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан проходит по территории государственного лесного фонда. Поэтому для смягчения отрицательного влияния на лесные массивы в процессе строительства необходимо соблюдать следующие требования: ширина полосы вырубки, корчевки пней и кустарников не должна превышать параметров, установленных проектом; за пределами границ отвода леса не следует устраивать стоянки дорожно-строительных машин и автотранспорта; реализация деловой древесины должна быть выполнена в установленном порядке; не допускается складирование и сжигание срезанного кустарника и выкорчеванных пней у границ леса и полосы отвода, что влечет за собой создание благоприятных условий для развития и распространения болезней лесов, повреждения огнем деревьев и кустарниковой растительности, а также загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания.
Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя:
- определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.);
- организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;
- установление защитных зон, в том числе ограничение застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;
- рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги.
Воздействия на растительный и животный мир могут быть прямыми (механические, повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.) или косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания. Основным методом защиты животных является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение по возможности непосредственных воздействий на среду их обитания. Места сосредоточения и пути движения животных, указанные местными органами охраны природы (для промысловых животных — местными управлениями охотничьего хозяйства), должны быть зафиксированы на ситуационных схемах [3].
В целях сохранения существующего растительного и животного мира проектом предусмотрено:
- при трассировании дороги исключено пересечение ценных природных комплексов, прежде всего заповедников, нарушение установившихся мест обитания и путей миграции животных;
- при разработке мероприятий по повышению безопасности движения не использованы материалы, вещества, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на растительный и животный мир;
- разработаны мероприятия по предотвращению появления животных на дороге, и связанных с этим, происшествий: оборудование дорог ограждениями, катафотами, отпугивающими животных, создание специальных путей для перехода дорог животными;
- для технического и декоративного озеленения дороги использованы породы растений, характерные для данной ландшафтной зоны, не представляющие особую ценность.
При проведении водоохранных мероприятий: исключено использование агрессивных к воде материалов; строительная площадка размещена вне предела водоохранной зоны; не предусмотрено размещение стоянок автомобилей, остановок маршрутных транспортных средств, кемпингов, смотровых ям и эстакад, а также стационарных станций технического обслуживания, автомоек и заправочных станций.
Для предохранения придорожной полосы от размыва дождевыми и талыми водами в проекте предусмотрена система водоотвода, которая включает в себя кюветы, сбросы и водопропускные трубы. В открытые кюветы допускается слив только условно чистых технологических вод. Откосы земляного полотна укрепляются засевом многолетних трав.
У водопропускных труб предусмотрено укрепление русел и откосов монолитным бетоном. Предусмотренная проектом система поверхностного водоотвода и укрепления позволяет предотвратить водную эрозию почв, возможную при бессистемном водоотводе. Временно занимаемые земли рекультивированы под прилегающие угодья, согласно техническим условиям землепользователей. Контроль за соблюдением Закона об охране природной среды обязаны осуществлять руководители всех строительных подразделений, ведущих на объекте работы.
В районе прохождения автомобильной дороги и проведения строительных работ происходят карстовые процессы, которые выразились в образовании карстовых воронок. Поэтому для обеспечения устойчивости дорожной конструкции на закарстованной территории рекомендуется проводить засыпку карстовых воронок в пределах зоны влияния дороги и следует избегать концентрации поверхностного стока, приводящего к активизации карстовых процессов.
При выборе направления трассы, назначении конструктивных элементов автомобильной дороги учтены степень воздействия дороги на окружающую среду, сочетание дороги с ландшафтом, отданы предпочтения решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов. При строительстве учтена ценность занимаемых земель, сохранение ценных природных ландшафтов. Принятые проектом показатели плана и профиля дороги обеспечивают равномерную скорость движения автомобиля в оптимальном режиме работы двигателя, что позволит уменьшить количество вредных выбросов в составе выхлопных газов [4,5].
При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:
- уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов;
- сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;
- предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;
- предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п., а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;
- предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п.);
- предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения флоры объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).
Реализация намеченных в проекте мероприятий будет способствовать минимизации отрицательного воздействия дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.
Источник: novainfo.ru
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ НА ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В связи со стремительным ростом производства автомобилей выявлена тенденция к увеличению отрицательного влияния на окружающую среду.Значительные загрязнения природной среды исходят от транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Только 84% выбросов приходится на автотранспорт и дорожно-строительные предприятия. Помимо этого, отрицательному влиянию подвергаются водные ресурсы, также происходит тепловое загрязнение окружающей среды. Уровень шума в населенных пунктах превышает допустимые нормы.
В данной статье рассмотрены экологические аспекты строительства и эксплуатации автомобильной дороги, выявлены источники загрязнения и проведена оценка их воздействия на окружающую среду.
Проложение трассы на стадии проектирования следует выбирать таким образом, чтобы вред, наносимый окружающему миру, был минимальным, т.е. потери лесных запасов и представителей животного мира были сведены к наименьшему показателю. Также важно, чтобы на пути трассы количество пересечений с водными объектами было минимальным. Предпочтения тому или иному варианту проложения трассы определяются из рассмотрения наиболее важных экологических критериев, таких как воздействие на атмосферный воздух (химического и акустического характера), на водную среду, на растительный и животный мир, а также на почву.
В настоящее время, развитие автомобильной промышленности России проходит не на должном уровне в сравнении с ведущими странами этого сектора. С конвейера выпускаются некоторые автомобили, которые были спроектированы еще в XX веке. Одним из загрязняющих факторов является низкое качество топлива: около 70% топлива с тетраэтилсвинцом, т.е. этилированного бензина и как следствие отработанные газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), картерные газы, а также топливные испарения.
Сажа, окись углерода, углеводороды и альдегиды являются основными токсичными веществами.
Показатели выбросов вредных веществ в отработавших газах транспортных средств зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздух-топливо, режимов движения автомобиля, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. К тому же, от типа двигателя зависит состав и объем выбросов. К примеру, в дизельных двигателях количество выбросов загрязняющих веществ ниже, поэтому их принято считать более экологически чистыми. Но одним из отрицательных качеств двигателей такого типа является повышенное количество выбросов сажи, которая образуется вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами, выбросы которых в атмосферу недопустимы.
Так как отработавшие газы автомобилей непосредственно поступают в нижние слои атмосферы и находятся в зоне дыхания человека. Следовательно, их следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Вредные ядовитые выбросы можно разделить на регламентированные и нерегламентированные. Они действуют на организм человека по-разному. Вредными токсичными выбросами принято считать СО, NOX, CXHY, RXCHO, SO2, сажу и дым.
Головные боли, беспричинная тошнота, физическая слабость, затуманенный мозг, проблемы с фокусировкой зрения, раздражительность, а также замедление реакции могут являться следствием влияния угарного газа на организм человека. Сернистый газ способен оказывать влияние на генетическом уровне, приводя к бесплодию и врожденным уродствам будущих поколений. В мегаполисах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты миокарда, гипертонические болезни и раковые образования. По мнению специалистов, до 85% по окиси углерода и 65% по окиси азота составляет урон, наносимый окружающей среде.
Чувствительность человека к действию загрязнения атмосферы зависит от различных индивидуальных факторов, таких как возраст, пол, общее состояние здоровья, питание, температура и влажность воздуха. Например, лица пожилого возраста, дети; лица страдающие табачной зависимостью, бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, а также коронарной недостаточностью, являются более уязвимыми.
В настоящее время, основным загрязнителем атмосферного воздуха свинцом в России является этилированный бензин. Оксид свинца накапливаются в человеческом организме путем попадания в него через растительную и животную пищу. Свинец и его соединения — высокотоксичные вещества, способные причинить ощутимый вред здоровью человека.
По статистическим данным, воздействие свинца в детском возрасте является решающим фактором, ежегодно вызывающим порядка 500 тыс. случаев развития у детей нарушений умственной деятельности. Также известно, что от воздействия свинца происходит около 143 тыс. смертей в год, большая часть из которых приходится на стремительно развивающиеся регионы. Замечено, что свинец оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему, приводя к различным заболеваниям. Первое место среди профессиональных отравлений занимает свинцовое (сатурнизм).
Показатели содержания свинца в растениях, растущих около автомобильных дорог, зависит от расстояния нахождения растения до дороги. Норма в Европе составляет 10 мг РЬ (свинца) в 1 кг травы. Загрязнители воздуха, главным образом, накапливаются по соседству с источниками загрязнения, такими как шоссейные дороги, улицы, тоннели, перекрестки и т.п. Часть загрязнителей переносится на большие расстояния от очага загрязнения и изменяется в процессе переноса. Например, двуокись углерода, обладающая парниковым эффектом, распространяется на всю атмосферу, вызывая разрушающие экологические последствия.
В водоемы со сточными водами и от ливневой канализации поступают продукты реакции нефтяной промышленности и взвешенные вещества. В поверхностных стоках содержаться тяжелые металлы, такие как свинец и кадмий, а также хлориды, которые используются в качестве противогололедных материалов. В среднем годовой сброс хлоридов составляет около 550 тыс. т.
Тяжелые металлы, а также другие вредные соединения, накапливаются в почве и через нее по пищевой цепи переходят в организмы живых существ, оказывая отрицательное влияние. Другая же их часть растворяется и выносится стоковыми водами, попадая в водоемы, а далее через питьевую воду оказываться в организме человека.
В семидесятые годы в США были опубликованы данные исследований, в которых говорилось о том, что в каждый погонный метр дороги с интенсивностью движения 90 тыс. авт/сут при ширине защитной полосы равной 100 м за 10 лет эксплуатации содержал 3 кг (Pb) свинца. В Голландии было отмечено, что при общем фоновом содержании свинца (Pb) в траве 5 мг/кг сухого веса, на обочинах его оказалось в 35 раз, а на разделительной полосе — в 90 раз больше. Эти данные послужили действенным аргументом для снижения применения свинцовых добавок. Латвийскими ученными были выполнены замеры концентрации металлов в почве и получены следующие данные: наибольшее их количество обнаружено на расстоянии до 15 м от края проезжей части. Их концентрация снижается вдвое через 25 м и через 100 м приближается к фоновому показателю.
Известно, что зеленые насаждения являются своего рода естественными фильтрами, очищая воздух от вредных примесей и соединений. Особенно, более активными фильтрами являются деревья, которые устойчивее к загрязнению; уровень газопоглощения у деревьев выше. Но при этом устойчивость деревьев зависит от их породы и места обитания.
Загрязнение окружающей среды происходит не только на стадии строительства, а также и в процессе эксплуатации автомобильной дороги. Для определения полной степени загрязнения поверхностных и грунтовых вод, а также для нахождения границы полосы непосредственных воздействий (защитной полосы в водоохранных зонах и других, где требуется сбор и очистка стоков), проводиться расчет оценки загрязнения водных ресурсов.
Оценку загрязнения воздушной среды следует проводить, исходя из сложившейся ситуации, руководствуясь уровнем фоновых загрязнений и перспективой их изменения на прогнозируемый период. На основании этих данных возможно определение вклада нового объекта в загрязнение атмосферы, и как следствие определение порядка выполнения необходимых природоохранных мероприятий.
В настоящее время Правительством и другими государственными организациями Российской Федерации уделяется внимание и ведется контроль над соблюдением требований в период эксплуатации транспортных средств и экологической обстановкой регионов страны.
На сегодняшний день негативному влиянию автомобильного транспорта подвергаются все компоненты окружающей среды. При этом наиболее опасным загрязнением стоит считать атмосферное, так как оно в большей мере взаимодействует с другими компонентами окружающей среды.
Отсюда следует, что можно сделать следующие выводы: основными негативными соединениями, влияющими на качество атмосферного воздуха, являются диоксид азота и оксид углерода. Количество выбросов зависит от ряда параметров дорожного движения — скорости движения потока автомобилей, т.е. загруженности данного участка автомобильной дороги, продольного профиля дороги, интенсивности движения, а также состава транспортного потока и т. п.
При оценке воздействия на водную среду учитываются следующие факторы:
— изменение режима питания водоемов за счет изменения естественного дренажа территории, зарегулирования водотоков строительством плотин и дамб, изменения глубины грунтовых вод;
— особенности створа реки в месте строительства мостового сооружения или дамбы и их воздействие на реку при строительстве;
— загрязнение водных ресурсов от поверхностного (ливневого) стока с автодороги;
— влияние автодороги на животный и растительный мир водного объекта – снижение видового разнообразия и увеличение количества антропогенной флоры и фауны.
При оценке наносимого вреда на растительный мир следует принимать следующие факторы:
— сокращение площадей естественных природных биоценозов за счет увеличения площадей, отводимых под автодороги;
— сокращение ареала редких видов флоры;
— отрицательное влияние загрязняющих ядовитых веществ на растительный мир;
— гибель деревьев от насыщения почвы водой до топкого состояния, т.е. заболачивания, или иссушения территории, вызванного изменением режима увлажнения территории;
— сокращение биоразнообразия и увеличение числа антропогенных видов на прилегающей к автодороге территории.
Негативными факторами влияния дороги и транспорта на животный мир являются:
— нарушение миграционных путей животных;
— сокращение ареалов редких и исчезающих животных;
— нарушение мест витья гнезд у птиц;
— гибель при столкновении с транспортом;
— загрязнение естественных местообитаний животных;
— пересечение дорогой ООПТ.
При оценке вредного воздействия на почву следует учитывать:
— попадание в почву аэрозольных и пылевидных частиц, таких как соединения свинца и углерода (сажи);
— загрязнение почвы ТБО при ремонте и реконструкции автодорог;
— изменение режима увлажнения почв;
— почвенная эрозия (размыв почв) в результате стока с дороги.
При оценке шумового воздействия на окружающую среду следует отметить, что главным источником данного вида загрязнения являются транспортные средства. Влияние шума как вида загрязнения может нарушать процесс жизнедеятельности живых организмов и человека.
При данном виде загрязнения человеку свойственно раздражительное поведение и приступы агрессии, повышение артериального давления, шум в ушах и т.д. Известно, что шумовое воздействие на организм ведет к развитию гипертонической болезни. Поэтому при строительстве автомобильных дорог, проходящих вблизи населенных пунктов, следует предусматривать применение конструкций для подавления шума. Что касается влияния данного вида загрязнения на животный мир, то стоит отметить, что шумовое загрязнение приводит к нарушению ориентирования в пространстве, общении и поиске пищи.
При оценке электромагнитного загрязнения на окружающую среду, следует отметить, что оно связано с расположением высоковольтных линий электропередач (ЛЭП) вблизи автомобильной дороги. Электромагнитное излучение имеет свойство накапливаться со временем в организме, что ведет к понижению иммунитета, к частым стрессам, понижению сексуальной активности, а также повышенной утомляемости.
Источник: scienceforum.ru