Подборка наиболее важных документов по вопросу Право собственности на некапитальное строение нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Оформление некапитального строения в капитальный объект недвижимости
Отличие капитальных объектов недвижимости от некапитальных (временных) состоит в том, что капитальные имеют фундамент, привязывающий их к участку, а временный объект его не имеет, следовательно, срок его эксплуатации ограничен. Капитальные объекты подлежат государственной регистрации, а временные – нет.
На практике зачастую временный объект строится по всем принципам и характеристикам капитального. Владелец, желая упрочить свое положение, планирует приобрести участок в собственность и произвести перевод некапитального строения в капитальное. Это мероприятие даст возможность избежать расторжения договора с арендодателем и уменьшить финансовую нагрузку на свой бизнес.
В законодательстве в настоящее время процедура такого перевода не регламентируется. В практической жизни существуют два способа решить эту задачу.
Перевод по судебному решению
Можно подать заявление в суд, сопроводив его заключением технической экспертизы, которая подтвердит соответствие характеристик временного объекта установленным законом критериям капитального строения, отсутствие нарушений строительных норм и угрозы безопасности людей.
Суд признает временное строение самовольным, так как оно возведено как некапитальный объект, а застройщик не получал нужных документов и согласований. Самострой на арендуемом земельном участке суд, скорее всего, узаконить не разрешит, и перевод окончится, не начавшись.
Если даже параметры объекта соответствуют параметрам капитального, на него есть разрешение, проектные документы и де-факто он таковым и является, в суде доказать это сможет только очень опытный и дорогостоящий адвокат.
Перевод некапитального строения в капитальное административным путем
Перевод и регистрация некапитального строения могут быть выполнены более длительным, но и более надежным путем. Для этого необходимо запланировать реконструкцию объекта, разработать ее план, представить ее в уполномоченные органы, согласовать в нескольких инстанциях и получить разрешение на проведение реконструкционных работ в Стройнадзоре или Комитете по архитектуре.
После этого производятся работы, оформляется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и одновременно его государственная регистрация уже как капитального строения. Так как застройщик регистрирует право собственности на строение, необходимо расторгнуть договор аренды земли. Участок оформляется на нового владельца для эксплуатации объекта, переведенного из временной категории в капитальную.
Немногие застройщики – владельцы временных строений – знают, как перевести из некапитального строения в капитальное свой объект. Это долгая и сложная процедура, которая требует профессионального юридического сопровождения. Специалисты, имеющие практический опыт взаимодействия с организациями, участвующими в согласовании документов, организуют каждый этап процесса перевода, что в конечном итоге ускоряет получение положительного результата.
Чтобы возвести некапитальное строение, разрешение закон получать не требует, но разрешение на его реконструкцию для будущего перевода в разряд капитальных обязательно.
Услуги нашего центра по переводу некапитальных объектов
Чтобы упростить решение задачи по переводу объектов недвижимости в категорию капитальных, рекомендуем обратиться в МФЦ «Регион». Наши специалисты-практики хорошо знают, как оформить некапитальное строение в капитальное, предоставят юридическое и техническое сопровождение процедуры всем заинтересованным предпринимателям:
- экспертизу имеющихся документов;
- организацию технической экспертизы строения;
- разработку и согласование проекта реконструкции;
- получение разрешения на реконструкцию.
От 150000 рублей
Список необходимых документов
- заявление;
- техпаспорт с обязательным поэтажным планом и экспликацией (расшифровкой);
- справку из ЖЭКа об отсутствии прописанных жильцов; свидетельство права собственности; учредительные документы (если владелец — юрлицо);
- техзаключение;
- заключения Роспотребнадзора, Госпожарнадзора, Министерства по охране памятников культуры (если есть необходимость).
Результат выполнения услуги
Если вам требуется поддержка и сопровождение профессионала , мы поможем получить нужные бумаги и посодействовать вам в переводе из жилого фонда в нежилой.
При заказе данной услуги получение для Вас выписки из ЕГРЮЛ бесплатно!
С услугой часто заказывают
- Бухгалтерское обслуживание;
- Подключение к электронной отчетности;
Часто задаваемые вопросы
Список часто задаваемых вопросов – при нажатии на вопрос появляется текст ответа на этот вопрос.
Специальное предложение Для постоянных клиентов Центра предусмотрены скидки на дополнительные услуги: получение выписок из госреестра, справок и т.п.
ИсточникОбъект некапитального строительства в стране имеет четко обозначенные признаки и характеристики, по которым его легко отличить от капитальных зданий и сооружений. В частности, к основным признакам временных построек относятся: короткий срок эксплуатации и временность использования; возможность быстрого и легкого перемещения объекта и его демонтажа; отсутствие стационарных коммуникаций; быстрый срок возведения объекта ; низкая стоимость материалов и работ по строительству объекта ; отсутствие необходимости получения разрешения на строительство .
Право собственности на некапитальное строение
Подборка наиболее важных документов по запросу Право собственности на некапитальное строение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Право собственности на некапитальное строение
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 60 «Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 60 Земельного кодекса РФ и отметив, что согласно акту совместного осмотра, проведенного во исполнение определения арбитражного суда, на земельном участке расположены семь животноводческих точек с возведенными на них спорными объектами недвижимости, некапитальными строениями и загонами для скота с оборудованными местами для водопоя, которые используются ответчиком без законных оснований, арбитражные суды правомерно обязали устранить препятствия в пользовании земельным участком и освободить земельный участок от самовольно возведенных строений и загонов для скота некапитального характера путем демонтажа, поскольку спорные объекты расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право собственности на некапитальное строение
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: О ставках НДФЛ; об уплате пенсионерами земельного налога в отношении земельных участков площадью 600 кв. м; о налоге на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений.
(Письмо Минфина России от 10.08.2021 N 03-04-05/64014) Как следует из положений статей 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации подлежит право собственности не на все хозяйственные строения, возведенные на садовых и приусадебных земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости — объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Хозяйственные строения, возведенные на садовых и приусадебных земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, теплицы, иные некапитальные строения и сооружения), не являются объектами недвижимости.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Может ли регистрация движимого имущества в качестве недвижимого быть признана нарушающей права лица — правообладателя земельного участка?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2012 N 12576/11 по делу N А46-14110/2010, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что наличие в ЕГРП записи о праве собственности на некапитальное строение накладывает на собственника соответствующего земельного участка определенные ограничения. Нахождение такого имущества на земельном участке является, по существу, обременением прав собственника этого участка, значительно ограничивающим возможность реализации последним имеющихся у него правомочий. При новом рассмотрении дела право на спорный объект было признано отсутствующим (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012).
Нормативные акты: Право собственности на некапитальное строение
Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2022 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях обеспечения судоходства для возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений.
Объект строительства сельскохозяйственного назначения. Отличия капитального и некапитального строения. При вводе в эксплуатацию капитальное строение в обязательном порядке проходит государственную регистрацию, в документах на объект указывают его основные характеристики, адрес, площадь, назначение соответствие нормам СНиП, пожарной безопасности и другим требованиям. … Кирпичный гараж с подвалом и эстакадой — это капитальное строение, при его возведении проводились земляные работы. Разница между ОКС и объектом недвижимости. По сути определение ОКС в ГрК РФ идёт от противного, то есть капитальными объектами признаются все те, что не относятся к некапитальным .
ОПО некапитального строительства: нужна ли проектная документация?
—>За что чаще всего отказывают в регистрации ОПО? Ммм… как думаете?
«Нет проектной документации» (хоть и просят всего один подраздел «Технологические решения» или его аналоги).
С капитальными объектами понятно. Производственные здания (комплексы, цехи, площадки). Газовые сети. Рудники-карьеры-шахты-скважины… По ним отсутствие проекта – пожалуй, «дурной тон».
А как быть с «некапстроем»? Ну, скажем, сосуды… быстромонтируемые склады без фундаментов… модульные АГЗС… блочно-модульные котельные… По ним ведь тоже просят «Технологические решения»? Можно «поверить на слово» Ростехнадзору (надо – значит надо… они госорган… лучше знают) и… сделать задним числом, к примеру, проект на тех. перевооружение.
А можно… разобраться в вопросе. Чем и предлагаем заняться в этой статье.
Что говорит «общефедеральное» законодательство?
До безобразия мало…
«Проектирование» в нем плотно связано с «капитальным строительством». Куда ни глянь… Хоть в Градостроительный кодекс РФ (статья 48), хоть в постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации…».
Везде «проектная (рабочая) документация» упоминается «применительно к объектам капитального строительства и их частям».
Особо сказано только про «объекты индивидуального жилищного строительства» (ИЖС… загородные дома, дачи, садовые постройки… см. часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ). Для них проектная документация не нужна (если застройщик не решит иначе).
А где же некапстрой? В одном месте… статье 1 Градостроительного кодекса РФ (п. 10.2). И только на уровне «понятия»:
«некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений)».
- без заглубленного фундамента;
- без подключения к стационарным коммуникациям (вода, газ, канализация – они все-таки дают «связь с землей», причем довольно прочную);
- с возможностью перемещения в собранном виде (хоть по земле, хоть по воздуху);
- с возможностью быстрого монтажа-демонтажа и сборки на новом месте в исходном виде (то есть из тех же деталей, в той же конструкции);
- с возможностью «работать» (выполнять свои функции) сразу после сборки на новом месте (не нужно ничего долго подключать или ремонтировать).
- Административный регламент предоставления государственной услуги «Оформление заключения и порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений и закрытие порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений для объектов, не требующих оформления разрешения на строительство, и для инженерных сетей и коммуникаций» в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 26.05.2016 № 290-ПП.
- «4) копии текстовой части подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы, утверждения и (или) регистрации данной экспертизы в органах исполнительной власти)».
Вот ты какой – ОПО-шный некапстрой…
Если копнуть не лопатой, а экскаватором… да, он особый. Почти для каждого, (с виду) некапитального объекта нужна (плюс-минус) проектная документация. Исключений мало, но они есть. Например, передвижные и временные склады взрывчатых материалов (почитайте п. 426 ФНП «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения», утв. приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 № 494). Передвижные «живут кочевой жизнью» (каждую стоянку не запроектируешь). Под временные можно приспосабливать «неиспользуемые строения, сараи, землянки и другие аналогичные помещения». Согласитесь, «Технологические решения» по сараю или землянке – это… «сильно».
Со складами вообще все «на тоненького». Там многое зависит от параметров здания-строения-сооружения (помните определение «некапстроя»?). Хранилища «советской» или «раннероссийской» постройки – чаще всего капитальные. Современные же склады (например, быстровозводимые из металлоконструкций на неглубоких фундаментах) можно выдать за «некапстрой». Только нужно доказать это Ростехнадзору (обычно, в суде). Ведь к нашим, «ОПО-шным», «запасникам» (зданиям-строениям-сооружениям) есть специфические требования. Например, по хранению того или иного опасного вещества (ФНП вам в помощь). Да и «пожарку» никто не отменял…
Согласитесь, «химию» (например, хлор или аммиак), ГСМ, «россыпь» горючих газов нельзя хранить в каждом «сарае». Есть минимальные нормы безопасности. Поэтому… в разработке проектной документации (хотя бы КАКОЙ-ТО документации) есть резон.
Еще, пожалуй, башенные и мостовые-козловые краны (те, которые «на улице»). Это если считать их сооружением. Хотя… даже там нужно проектировать устройство фундаментов или рельсовых путей.
«А как же тепловые сети? «Трубу», где поставь, там она и «работает». Да и с землей прочно связаны только подземные участки…».
Ну, граждане… «Тепловые сети» – это трубопроводы. А трубопроводы (хоть нефть транспортируют, хоть воду) – это «линейные объекты» (разновидность капстроя, см. п. 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Для линейных объектов нужна не только проектная документация, но и (в некоторых случаях) – документация (проект) по планировке территории (перечитайте статью 48 Градостроительного кодекса РФ, особенно части 6, 11, 11.1, 11.2).
Все еще не верите? Тогда почитайте пункты 70-95 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (пусть дальше будет ФНП ОРПД, как принято в нашей с вами «тусовке»).
Вот, например, «многословный» п. 70 (чуть «подстригли», оставили главное):
«70. Прокладка (размещение) трубопроводов, оснащение их арматурой и иными устройствами (в том числе для дренажа и продувки), элементами опорно-подвесной системы, а также устройство несущих и опорных строительных конструкций (сооружений), зданий и сооружений, предназначенных для прокладки трубопроводов и размещения арматуры… должны… осуществляться на основании проекта, разработанного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности… с учетом климатических условий района размещения трубопровода и иных особенностей его прокладки (подземно, наземно или надземно, на открытом воздухе или внутри отапливаемых, не отапливаемых зданий и сооружений)».
Видите? Тут вообще никаких вопросов. Проектная документация нужна (и на «общефедеральном», и на «ведомственном» уровне). «А если «обычные» сосуды (резервуары, баллоны, котлы)? Много ли в них «капитального»?».Ни капли… Но проект нужен. В большинстве случаев. Там вообще ситуация неоднозначная.
Во-первых, единственный НПА, в котором «проектная документация» и «оборудование под давлением» идут рука об руку – это ФНП ОРПД. Но в документе упоминаются сразу две «проектных» документации. Одна – «классическая», по Градостроительному кодексу (на строительство, реконструкцию ОПО с ОРПД). А вторая – «проектная (конструкторская) документация». То есть проект на изготовление самого оборудования (как собирали, из каких деталей и т. д.). И понять, где какая можно порой… только по контексту. Оба проекта важны. Но… для регистрации ОПО нужен первый вариант (второй посмотрят при вводе ОРПД в эксплуатацию).
Во-вторых, сосуды (в смысле – большинство ОРПД) не возникают в «чистом поле». Они «стоят» либо в зданиях-строениях-сооружениях, либо на открытых площадках (и даже под землей) в пределах территории производственного или непроизводственного объекта.Вы же понимаете – само «место размещения» ОРПД может быть объектом капитального строительства. У которого должна быть проектная документация (проект на ОПО с ОРПД). Где, в свою очередь, «расписывают» установку, размещение, использование сосудов.
В-третьих, ФНП ОРПД может похвастаться целым разделом II «Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение ОПО, на которых используется оборудование под давлением». Он начинается с «волшебного» пункта 9:
«9. При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, на которых используется (применяется) оборудование под давлением, в том числе входящих в их состав зданий и сооружений, а также при разработке проектной документации, определяющей решения по установке (размещению) и обвязке оборудования под давлением (на открытых площадках или в отдельно стоящих зданиях), должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, и настоящих ФНП».
…который как бы (громогласно) «намекает», что для всех видов ОРПД… нужна проектная документация. Почему? Потому что любые сосуды приходится РАЗМЕЩАТЬ. А для их установки, размещения и обвязки (взгляните еще раз на п. 9) существует-таки (=нужна) проектная документация. Поэтому Ростехнадзор просит подраздел «Технологические решения» (либо его аналоги) даже на ОРПД. Самый «классический» (и философский) вопрос в этой теме (по модульным АГЗС) мы рассмотрим ниже. Еще в разделе II ФНП ОРПД есть специальные «проектные» требования к установке (размещению) котлов и сосудов, а также к прокладке трубопроводов тепловых сетей. Короче, полезное «чтиво». Изучите на досуге. А мы… попробуем подвести итог по проектированию объектов с ОРПД (как-никак, самая «больная» тема во «вселенной ОПО-шного некапстроя»). Вот какая складывается многовариантная «картинка».
- если здание-строение-сооружение с ОРПД будет капитальным, то нужна проектная документация по Градостроительному кодексу («классическая»); в ней нужно прописать размещение, установку, обвязку ОРПД и прочие «манипуляции», с ним связанные;
- если строение-сооружение с ОРПД будет некапитальным (или ОРПД разместится на открытой площадке – не важно, наземно или подземно), то нужен отдельный проект на установку/размещение (и обвязку) ОРПД.
- если объект капитальный, нужен проект реконструкции (когда установка сосудов затрагивает конструктивные особенности здания-строения-сооружения, см. п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ) или отдельный проект на установку/размещение (и обвязку) ОРПД (когда конструктивные элементы не затрагиваются);
- если объект некапитальный, то нужен отдельный проект на установку/размещение (и обвязку) ОРПД (просто так собрать и подключить нельзя).
- если объект капитальный, то нужна документация на техническое перевооружение ОПО (см. статью 8 ФЗ № 116 и раздел II ФНП ОРПД) или проект реконструкции, в составе которого есть документация на тех. перевооружение (когда вместе с установкой ОРПД, например, заменяют несущие конструкции объекта, или размещение ОРПД требует увеличения площади и т. д.);
- если объект некапитальный, то нужна документация на техническое перевооружение ОПО (в ней прописывают размещение, установку, обвязку ОРПД).
Вообще, каждый случай проектирования (казалось бы) некапстроя нужно рассматривать отдельно… Уже есть вопросы? Звоните-пишите.
«Один точно созрел… Какой состав должен быть у проектной документации для объектов некапстроя? Ведь не на пять же томов ее растягивать…». Четких требований (какая неожиданность) нигде нет (иначе было бы слишком просто). Но по практике и логике для объектов, «близких к капстрою» (например, некапитальные склады), проектная документация может быть плюс-минус «стандартной» по составу:
- «Технологические решения» – однозначно (именно они нужны Ростехнадзору);
- «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система газоснабжения» и т. д. – да (выбирайте нужные), если объект будет подключен к коммуникациям и/или оборудован соответствующими системами (вентиляция, отопление и т. д.).
- Пояснительная записка.
- Технологические решения (как самостоятельный раздел – описания, характеристики, обоснования, перечень мероприятий по соблюдению требований, расчеты опасных зон и т. д.).
- Организация и технология выполнения работ (то есть монтажа, размещения и установки – аналог «проекта организации строительства»).
- Перечень мероприятий по охране окружающей среды (например, для модульных АГЗС).
- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (как при производстве работ, так и в ходе последующей эксплуатации).
- Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму (как-то надо их вписать, чтобы соблюсти требования статьи 48 Градостроительного кодекса РФ).
Кстати, требования к содержанию разделов проектной документации ищите в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (раздел II вам в помощь). И не забудьте посмотреть ФНП по вашему типу ОПО. Там, как правило, есть спец. требования, советы и рекомендации по проектированию. Ну, что? Пожалуй, пришло время от «общей» перейти к «частной практике». И рассмотреть «сочные» (классические) примеры, по которым много вопросов.
С виду некапстрой, а на деле…
Чтобы не перегружать статью, возьмем только две «ситуации». По ним – больше всего вопросов (на консультациях, в дискуссиях, судебных тяжбах…). А еще – по ним есть варианты.
Блочно-модульные котельные (БМК)
Самый «противоречивый» вид ОПО-шного некапстроя. Вопрос, по большому счету, один: «Это ж просто «конструктор» из оборудования, «упакованный» в строительный модуль… в полностью заводском исполнении… с неглубоким фундаментом, а то и вовсе без него… транспортируется «на раз» без ущерба назначению и внешнему виду… Какая, к черту, проектная документация? Конструкторская – да, но проектная…».
И ведь не поспоришь… (правда, у Ростехнадзора и некоторых органов местного самоуправления вполне себе получается). Глаза-то видят. Логика подсказывает.
К тому же… в НПА нет внятных упоминаний не то что о проектировании… даже об устройстве блочно-модульных котельных (БМК). Разве что в СП 89.13330.2016 «Котельные установки» (введен 17.06.2017 и благополучно действует до сих пор).
Хотя и там вы найдете определение (раздел 3, п. 3.2):
«3.2 котельная блочно-модульная: отдельно стоящая котельная, состоящая из блоков технологического оборудования, размещенных в строительном модуле».
И пару комментариев-рекомендаций по устройству, размещению и эксплуатации.
Не густо. Но… Согласитесь, БМК не возникают на «пустом месте». Они всегда рядом (нам одном земельном участке) со зданием (комплексом зданий), которое отапливают (будь то жилой дом или производственный объект).
То есть… неразрывно (по крайней мере, в юридическом смысле) связаны с объектом капитального строительства (с «главным зданием»). И выступают в качестве вспомогательного сооружения или оборудования (без «главного здания» они бесполезны).
К тому же БМК могут быть «связаны с землей» за счет подключения к коммуникациям (например, газ или вода).
Поэтому… блочно-модульные котельные часто упоминаются в проектной документации объекта капитального строительства (того самого «главного здания»), для обслуживания (отопления) которого они предназначены. В том числе – в подразделе «Технологические решения».
Жаль, что в НПА вы таких рассуждений не найдете (что и дает повод Ростехнадзору просить «проектную документацию» на БМК). Однако в судебной практике, разъяснениях и письмах госорганов… можно покопаться и собрать «доказательную базу».
«А как быть, если «главному зданию» уже несколько лет, а БМК хотим поставить только сейчас? Новый проект делать?».
Нет, зачем же… Достаточно внести изменения в проектную документацию (проект реконструкции не нужен, если не трогаете само «главное» здание). Ну, или сделать проект на размещение оборудования (как в случае с сосудами на открытых площадках). При этом «оборудованием» будет… вся БМК («конструктор» в заводском строительном модуле). Хотя конечно… по формальным признакам… БМК – объект некапитальный. Более того, ее можно считать «сооружением сезонного (временного) назначения» (а это 100% некапстрой). Есть же в «нормативке» всем понятный (раз нет официального определения) термин «отопительный сезон (период)». Ведь мало кому придет в голову отапливать объект летом при 30-градусной жаре. Поэтому… достаточно документально доказать, что БМК используется ТОЛЬКО в отопительный сезон. И тогда… некапстрой у вас (почти) в кармане.
Правда, «некапитальность» БМК приходится доказывать исключительно в судах. Простые «диалоги с госорганами», увы, не «срастаются».
Судебной практики мало. Тяжб с Ростехнадзором – еще меньше (видимо, все согласны со своей «участью»). Но… удалось-таки в недавнем прошлом (2017 год) найти «положительный пример» (см. постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2017 г. по делу № А62-4190/2016 https://sudact.ru/arbitral/doc/rwqHxS4kYMNJ/). Да, «бодались» там с местной администрацией. Да, речь шла о получении разрешения на строительство БМК (нужно/не нужно). Да, Ростехнадзор в слушаньях не участвовал. Но суть не в этом. Главное, что суд согласился с «доводами о вспомогательном характере блочно-модульной котельной и отсутствии оснований отнесения ее к объекту капитального строительства». А именно – признал, что:
«Модульная котельная установка является мобильным зданием, состоящим из одного блок-контейнера полной заводской готовности, не имеет прочной связи с фундаментом и может быть перемещена без ущерба своему назначению. Перемещение данного объекта возможно без несоразмерного ущерба его назначению; инвентаризации и постановке на кадастровый учет не подлежит».
О чем это говорит? О том, что можно судиться и доказывать. Не хотите судиться? Ну тогда сделайте «проект на размещение оборудования». Он стоит меньше, чем «классическая» проектная документация. И делается в разы быстрее. Вы же понимаете. БМК чаще всего работают на газе и входят в состав ОПО III класса опасности «Сеть газопотребления». Такой («лицензируемый») объект Ростехнадзор без проекта вряд ли пропустит…
Модульные АГЗС
Модульные АГЗС «растут как грибы» во многих регионах РФ. А что? (С виду) хороший бизнес. Модный. Заточенный под экологию. Поставил заправочный модуль. Договорился с поставщиком СУГ. И вперед к миллионам (не нужно ничего копать, строить, подключать). Правда, большинство объектов работает… (увы и ах) нелегально. Почему? Да кто же знает все причины… Мы вот назовем только две. Которые по нашей части:
— необходимость получать лицензию Ростехнадзора (долго и недешево) – вы же слышали, да? сейчас все АГЗС «равняют» под ОПО III класса опасности;
— нежелание (скорее даже – непонимание, как и зачем?) делать проектную документацию, которую просит все тот же Ростехнадзор при регистрации ОПО.
Лицензию оставим в стороне. «Песня» длинная, в этой статье не «споешь». А вот проект – давайте обсудим.
Люди часто негодуют. Мол, тут-то что проектировать. «Голое» оборудование (резервуар, колонка, нанос да трубопроводы). И все это на раме, а не в строительном модуле «а-ля сооружение». Просто бред какой-то. Правда-правда. Кто спорит (разве что Ростехнадзор). Куда уж «некапстроистей». Даже в сравнении с обычными (стационарными) газовыми заправками. Краном подцепил. На машинку поставил. Перевез. Сгрузил. Без всякого ущерба конструкции и назначению (главное, чтоб крановщик и водитель были вменяемые). Но, товарищи, не забываем… Модульные АГЗС – это прежде всего… оборудование, работающее под избыточным давлением.
Выше мы писали о проектах на размещение ОРПД, помните? Здесь тот же случай. Установка модульных АГСЗ = (наземное) размещение ОРПД на открытой площадке (за «оборудование» принимаем всю АГЗС). Поэтому… нужен, например, проект (производства работ) на разгрузку, монтаж (установку, размещение) заправочного модуля. Причем в проекте нужно обеспечить (то бишь прописать) «соблюдение безопасных расстояний размещения сосудов от зданий и сооружений … с учетом радиуса опасной зоны в случае аварийной разгерметизации сосуда». Это уже п. 65 ФНП ОРПД.
Какой состав проекта? Пример есть выше. Но давайте для «полноты картинки» приведем еще один, больше «заточенный» под модульные АГЗС (даны ключевые разделы). Он (проверено!) вполне устаивает Ростехнадзор:
1) Пояснительная записка.
2) Технологические решения (как отдельный раздел) – описание, состав и технические характеристики газозаправочного модуля; требования к размещению и использованию на месте установки; требования безопасности при проведении газоопасных работ и т. д.
3) Расчет опасной зоны (соблюдение того самого п. 65 ФНП ОРПД).
4) Организация и технология выполнения работ (по разгрузке, монтажу, размещению, установке газозаправочного модуля).
5) Потребность в материально технических ресурсах (для выполнения работ) – техника (например, ПС для разгрузки), персонал, СИЗ и т. д.
6) Основные требования пожарной безопасности (при производстве работ, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объекта).
7) Условия сохранения окружающей природной среды.
8) Мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по противодействию терроризму (при необходимости).
Лучше заказать такой проект специалистам. Чтобы уж наверняка… не «хапнуть» проблем с Ростехнадзором.Ведь тут судись-не судись… Что доказывать-то? Всем очевидно, что модульные АГЗС – некапстрой. Да и проект на строительство никто не просит. Только на «размещение оборудования» (а это уже требование ФНП к конкретному типу ОПО, «профильное законодательство»). К тому же без проекта все равно не легализуете объект. Ростехнадзор «упертый», ОПО не зарегистрирует. А работать нелегально, «под гнетом» административных и (да-да) уголовных статей.
Можно, конечно. На свой страх и риск. До первой аварии (мы уже писали об этом здесь https://mtk-exp.ru/tak_li_horosh_IV_klass_beznadzornost_agzs_privodit_k_avariyam/, почитайте на досуге). Или «навета» любимых конкурентов, итог которого (чаще всего) – внеплановая проверка Ростехнадзора.
Давайте подведем итог
Что мы выяснили?
Что для некапитальных ОПО нужна-таки проектная документация. Да, разная по форме и содержанию (в зависимости от типа объекта). Да, не всегда похожая на «классический вариант». Но ведь нужна…
Значит Ростехнадзор «в своем праве». Проекты требует «не самодурства ради» (хотя спрашивается… кто писал ФНП). Конечно, можно спорить, судиться, доказывать… Результаты будут разными. Шансы на успех – сомнительными.
Поэтому… если объект нужно запустить «вчера», а проблемы с Ростехнадзором – никому не нужная «канитель», лучше делайте проект. Форма у него довольно гибкая, под разный бюджет и «уровень ответственности».
Остались вопросы? Мы – к вашим услугам.
Остались вопросы?
Источник► Экспертиза капитальности (не капитальности) зданий и сооружений Признание объекта некапитальным , способы подтверждения объекта ГеомерГрупп. … Вопросы, связанные со строительством и постройками на участках, предусматривают значительную бумажную волокиту. Особенно, когда речь идет о спорах и прениях. Иногда требуется получение заключения о некапитальности объекта . В основном соответствующая документация оформляется до судебных прений. Что такое заключение о некапитальности объекта .
Условия размещения некапитальных объектов
Правовой центр ДВА М готов оказать юридические услуги, связанные с размещением некапитальных объектов в Москве и Московской области.
- полное юридическое сопровождение процедуры разрешения некапитального объекта, получение разрешений на размещение объекта; при размещении некапитальных объектов; по спорам о законности разрешения некапитальных объектов; ;
- подготовку комплексных юридических заключений по вопросам возможности и процедуры размещения некапитальных объектов на участке.
Строительство некапитальных объектов на участках, находящихся в собственности
Порядок размещения некапитальных объектов
Наличие титула собственности на земельный участок – наиболее благоприятная предпосылка для размещения некапитальных построек. Даже в случае, если земельный участок был предоставлен в соответствии с законодательством г. Москвы в льготном порядке с наложением запрета на строительство, размещение некапитальных объектов на таком участке становится тем более актуальным, поскольку такое использование данной территории не является строительством.
По общему правилу, размещение некапитальных построек возможно на любом земельном участке. Однако, следует оговориться, что как и любое другое использование земельного участка, размещение некапитальных построек на нём должно соответствовать земельному законодательству, т.е., в первую очередь – разрешённому использованию земельного участка и его градостроительному регламенту. Размещение некапитальных объектов, не предусмотренных двумя данными параметрами режима земельного участка, может повлечь претензии со стороны органов, полномочных на осуществление земельного надзора. Кроме того, некапитальные объекты должны соответствовать общим требованиям пожарных и санитарных нормативов.
Федеральным законодательством не урегулированы условия и порядок размещения движимых построек на земельных участках, уже находящихся в собственности физических лиц или коммерческих организаций.
Порядок размещения некапитальных объектов, утвержденный Правительством Москвы, ориентирован на случаи возведения некапитальных построек лицами, которым ранее участки в собственность не предоставлялись, на землях, находящихся в государственной собственности. В силу прямого указания сферы его действия на земельные участки в частной собственности он не распространяется. Иные процедуры строительства некапитальных объектов также относятся лишь к непредоставленным участкам, государственным землям. Из данных предпосылок можно сделать вывод о том, что московский законодатель не стал вводить специальный порядок получения разрешения на размещение некапитального объекта на земельных участках в собственности частных лиц, из чего следует возможность строительства разрешения на строительство и проведения иных предварительных согласований.
В законах Московской области, напротив, закреплена норма о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления, порядок получения такого разрешения должен быть установлен ими же. Следует отметить, что не все муниципалитеты на настоящий момент приняли документы, содержащие подробные правила о порядке возведения нестационарных построек в связи с чем в ряде случаев их строительство так же возможно без разрешений и согласований.
This jQuery slider was created with the free EasyRotator for WordPress plugin from DWUser.com.
Размещение некапитальных объектов на участках, предоставленных на праве аренды
Ситуация, в которой арендатор земельного участка из государственной или муниципальной собственности возводит некапитальные объекты на уже предоставленном ему в аренду земельном участке, не урегулирована в законодательстве г. Москвы.
Установленный порядок размещения некапитальных объектов распространяется только на те случаи, когда участок предоставляется специально для размещения такого объекта. В то же время и запрет на размещение некапитальных объектов на таких участках законом не установлен.
При этом, исходя из норм федерального законодательства, арендатор может использовать участок, любым способом, прямо не запрещенным законом или договором.
Таким образом, арендатор земельного участка вправе возводить объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, без предварительного получения каких-либо разрешений на размещение таких объектов, если иное не установлено договором аренды.
В Московской области отсутствуют специальные правила относительно возможности возведения некапитальных объектов на земельных участках, уже предоставленных в аренду, потому подлежит применению общий порядок размещения некапитальных объектов, описанный в нормативных актах органов местного самоуправления. Как правило, такой порядок включает получение разрешения на размещение некапитального объекта от одного из исполнительных органов местного самоуправления.
Таким образом, возведение некапитальных объектов безусловно возможно на земельных участках, предоставленных на праве аренды, в случае, если в договоре аренды отсутствует запрет на размещение таких объектов. В случае, если договор был заключен с внесением в него подобного запрета, правомерность данной нормы требует отдельного рассмотрения.
При этом возводимый некапитальный объект должен соответствовать разрешенному использованию и цели предоставления участка по договору арены. Так на участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения, склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Размещение же на таком участке объектов торгового и т.д. назначения будет неправомерно.
This jQuery slider was created with the free EasyRotator for WordPress plugin from DWUser.com.
Строительство некапитальных объектов на специально отводимых для этого участках
Размещение нестационарного объекта на землях г. Москвы возможно лишь в случае, если размещающее такой объект лицо обладает правами на земельный участок, на котором размещается объект. В случае, если участок в собственности или в аренде отсутствует, возможно получить земельный участок из государственной или муниципальной собственности специально для размещения некапитального объекта.
Предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности под размещение некапитального объекта в г. Москве возможно в ходе многоступенчатой процедуры, включающей в себя:
- разработку предварительного проекта размещения объекта,
- проведение аукциона на право заключения договора на размещение,
- заключение договора на размещение некапитального объекта и договора аренды или о частном сервитуте;
- утверждение основного проекта размещения некапитальной постройки.
Следует отметить, что в таком порядке размещаются не все некапитальные объекты, а лишь прямо поименованные в законодательстве г. Москвы. Для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства территории, объектов, размещаемых на время проведения строительства, земляных и иных видов работ (временных объектов), произведений монументально-декоративного искусства, информационных конструкций, сезонных кафе существуют специализированные правила размещения, отличающиеся от общей процедуры как в сторону увеличения числа административных рычагов влияния на решения о размещении (более сложная процедура размещения – например, для нестационарных торговых объектов, объектов комплексного благоустройства природных и озеленённых территорий), так и в сторону их уменьшения (временные объекты, информационные конструкции и т.д.).
В Московской области возведение некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Поэтому для каждого муниципального образования (муниципального района) установлен собственный порядок размещения некапитальных объектов. При этом отсутствуют оговорки о том, каковы полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка размещения некапитальных объектов на землях различных форм собственности. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования (например, г.о.Красноармейск, г.п.Малаховка), в виде акта должностного лица администрации (например, г.о.Долгопрудный, г.п.Ступино, г.Лобня, г.о. Котельники) или в виде акта специализированного органа, подотчётного администрации (Химкинский район).
Кроме того, в соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, размещение некапитальных объектов возможно на землях из государственной или муниципальной собственности без предоставления земельного участка и без установления сервитута. Однако, на таких условиях можно размещать лишь два вида некапитальных объектов: нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции.
В соответствии с законодательством г. Москвы нестационарные торговые объекты могут устанавливаться исключительно на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и в порядке аукциона. При этом с хозяйствующим субъектом-победителем аукциона заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Местоположение рекламных конструкций г. Москвы также определяется при утверждении схемы размещения рекламных конструкций. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с победителем аукциона, ему выдается разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В Московской области, в свою очередь, нестационарные торговые объекты и рекламные конструкции размещаются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.
ИсточникОформление некапитального строения в капитальный объект недвижимости. Наш телефон: 8 (495) 445-24-04. … Отличие капитальных объектов недвижимости от некапитальных (временных) состоит в том, что капитальные имеют фундамент, привязывающий их к участку, а временный объект его не имеет, следовательно, срок его эксплуатации ограничен. Капитальные объекты подлежат государственной регистрации, а временные – нет. На практике зачастую временный объект строится по всем принципам и характеристикам капитального. Владелец, желая упрочить свое положение, планирует приобрести участок в собственность и произвести перевод некапитального строения в капитальное.
НУЖНА ЛИ РЕГИСТРАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОСТРОЙКЕ?
Нужны ли бане документы? А как регистрировать теплицу на участке?
Вопрос о том, нужно ли фиксировать в документах вспомогательные строения блуждает по волнам Интернета. Одни говорят, что регистрация вспомогательного строения – необходимость, другие – что делать этого не нужно. А, действительно, вносить ли в план участка эти постройки? Ведь за каждую из них тогда необходимо будет платить ежегодно имущественный налог.
«ЛУК-ГРУПП» постарается исчерпывающе ответить на этот вопрос.
Основные и вспомогательные строения
Для начала разберемся в типах строений. Не для занудства ради, а для дела.
Все строения на участке разделяют на основные и вспомогательные. Главным критерием того, что постройка вспомогательная является наличие на участке основного строения. Вспомогательное при этом технологически связано с основным.
Капитальные и некапитальные строения
Как правило, основное строение является объектом капитального строительства. Вспомогательные постройки могут быть как капитальными, так и временными.
В законодательстве нет четкого определения того, что является капитальным строением. Но дано понятие некапитального.
- Объекты некапитальные – те, которые можно без потери качеств переместить.
- У некапитального объекта нет углубленного фундамента.
- Некапитальный объект обычно имеет небольшую площадь – до 20 м2.
- Конструкция некапитального строения легкая, сборно-разборная.
- Собственных коммуникаций, подземных сооружений объект некапитального строительства не предполагает.
Одним из признаков того, что строение капитальное является фундамент. И если сарай устанавливался с опорой на углубленный фундамент, то это капитальное строение.
Некапитальные строения не подлежат регистрации?
Итак, первый и самый сложный шаг – понять, является объект капитальным или некапитальным. Если он подпадает под вышеперечисленные признаки, то регистрация такого объекта не обязательна.
И как долго бы Росреестр ни призывал создавать технический план такого объекта, делать этого не нужно.
Это означает, что если на участке есть баня , сарай, летний душ, туалет, теплица, которые имеют признаки капитального строения, то их должно отразить в плане.
Бывают моменты, когда вопрос о необходимости регистрации – спорный. В таких случаях лучше проконсультироваться у независимого кадастрового инженера. Сам Росреестр чаще всего настаивает на оформлении.
Как зарегистрировать объект капитального строительства?
Сама по себе регистрация вспомогательного строения с признаками капитального строительства не имеет ничего сложного. Все, что будет нужно владельцу, подготовить документы. Далее пакет передается кадастровому инженеру, который создает технический план бани, сарая или туалета и подает информацию в Росреестр. При благополучном исходе через 10 дней можно забирать выписку из ЕГРН.
Что будет, если я не захочу регистрировать объект капитального строительства?
Рано или поздно о том, что на участке есть что-то ещё кроме самого дома узнаёт Росреестр. Тем более, что в последнее время повсеместно, во всех регионах Росреестр проводит проверки.
Достаточно сравнить план придомовой территории с тем, что отображает реальность. Далеко ходить не придется. Со спутника участок просматривается в деталях.
За наличие незарегистрированной постройки на участке предусмотрен штраф. Размер исчисляется от объявленной кадастровой стоимости объекта с учетом того, является владелец юридическим или физическим лицом.
“ЛУК-ГРУПП” против штрафов, особенно когда без них можно с легкостью обходиться. Кадастровые инженеры компании “ЛУК-ГРУПП” приведут Ваши документы на недвижимость в полный порядок. Достаточно нам позвонить.
ИсточникОбъект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и…