С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в части правил ведения НРС
С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части правил ведения национальных реестров специалистов (НРС).
Согласно новым требованиям обязательным условием становится наличие независимой оценки квалификации – особого вида подтверждения компетенции физического лица (специалиста).
Независимая оценка квалификации в требованиях заменила собой требование о наличии повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет.
Новая редакция ст. 55.5-1 Кодекса устанавливает следующее:
10. Сведения о физическом лице включаются в национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:
3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем пять лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей;
4) не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей.
Статья 55.1-1 Градостроительного кодекса:
13. Перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 настоящей статьи, состав сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядок внесения изменений в национальные реестры специалистов, основания для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
44-ФЗ | Текущая практика рассмотрения заявок по конкурсу
В перечне оснований для исключения (Приложение 5 к Приказу) значатся следующие пункты:
5. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов до 31 августа 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305; 2022, N 1, ст. 16), до истечения 5 лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.
6. Невыполнение физическим лицом, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов с 1 сентября 2022 года, требования, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Комментарий специалиста СРО
Предположительно норму 5 пункта перечня следует трактовать как возложенное на специалиста обязательство пройти в течение 5 лет после необходимого для внесения данных в НРС повышения квалификации независимую оценку ее уровня. Если нарушить это требование, информация о нем удаляется из национального реестра. Есть также трактование, в рамках которого нарушение такого обязательства (непрохождение оценки) независимо от факта повышения квалификации приводит к удалению данных соответствующего специалиста из реестра.
В задачи ассоциации СРО не входит какая-либо оценка нормативно-правового регулирования в строительной сфере, в области инженерных изысканий и проектирования на предмет его технико-юридического качества. Кроме того, она не публикует доктринальное (частное) мнение своих руководителей и персонала по этим вопросам.
С учетом того, что вести национальные реестры и, соответственно, осуществлять правоприменение в отношении рассматриваемой нормы уполномочены национальные объединения СРО, ассоциация СРО не делает прогнозов относительно толкования, которое будет дано такими образованиями упомянутой норме.
Но при этом целесообразно повысить квалификацию специалистов и сообщить национальному объединению СРО, что проведено ее повышение в сфере строительства, а также попросить о применении соответствующих положений Приказа.
Их толкование дает возможность сделать предположение о том, что 5-летний срок следует исчислять с даты, когда было пройдено какое-либо профильное повышение квалификации, а не только то, документы о котором были поданы при включении данных в НРС впервые. В Приказе отсутствуют какие-либо ограничения или изъятия для повышения квалификации.
Следует отметить, что Минстроем РФ согласно пп.«з» п.4 правительственного постановления № 353 от 12.03.2022 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» был разработан проект подзаконного нормативно-правового акта, в соответствии с которым на 12 месяцев отложено введение обязательной независимой оценки уровня квалификации. Проект соответствующего приказа (ID – 01/02/05-22/00127915) на рассмотрении, однако к 14 июля он еще не был принят, и нет никакой возможности делать более-менее точные прогнозы по поводу того, когда это произойдет и произойдет ли вообще.
Проект, предусматривающий отсрочку введения требования о независимой оценке уровня квалификации, как и правила ведения реестров специалистов, которые уже введены, не имеют прямого отношения к тем требованиям, которые с сентября 2022 года начнут действовать по отношению к членам Ассоциации, ответственным за выполнение работ для уникальных, опасных объектов и сложных с технической точки зрения. В соответствии с подготовленным на сегодня проектом правительственного Постановления о предъявляемых к таким членам СРО требованиях (ID – 02/07/06-22/00128572) с сентября текущего года независимая оценка уровня квалификации станет обязательной для их персонала независимо от того, действует ли ее повышение и принят ли Минстроем приказ, откладывающий такую оценку.
Ассоциация СРО – это не та организация, которая берет на себя обеспечение наличия у специалистов оценки их квалификации, и у нее нет полномочий по разъяснению каких-либо вопросов в этой сфере.
В свою очередь, СРО обязана по результатам выполнения своих контрольных полномочий определять, есть ли специалисты, информация о которых внесена в НРС, что возможно только в том случае, если проведена независимая оценка уровня их квалификации. Кроме того, саморегулируемая организация должна устанавливать, пройдена ли такая оценка квалификации руководящего состава и персонала члена Ассоциации, выполняющего инженерные изыскания для возведения уникальных, особо опасных и сложных с технической точки зрения объектов капитального строительства.
Если таких специалистов нет или выявлены другие нарушения законодательных норм, СРО должна по отношению к тем своим членам, которые допустили эти нарушения, использовать меры дисциплинарного воздействия.
Исходя из вышеизложенного, Ассоциация саморегулируемых организаций дает такие рекомендации по поводу повышения квалификации.
ИсточникКакая проектная документация подлежит негосударственной экспертизе?
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. (ч.1.ст.49). Чтобы определится какой экспертизе подлежит проект государственной или негосударственной, для начала перечислим проекты, которые вообще не подлежат никакой экспертизе.
Итак, экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
ч.2.ст.49 и ч.3.ст.48
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); (в соответствии с ч.3.ст.48 для таких объектов не требуется разработка проектной документации, можно по собственной инициативе)
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (список объектов смотри ниже);
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (список объектов смотри ниже);
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
ч.2.1.ст.49
В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 (см.выше) настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
ч.3.ст.49 и ч.17.ст.51
Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
ч.3.3.ст.49
Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Говоря, более простым языком не нужно проходить экспертизу проектов частных маленьких жилых домов, гаражей, построек, а также небольших объектов, не предназначенных для производственной деятельности, а если и предназначенных для производственной деятельности, то для них не требуется установление СЗЗ или СЗЗ должны находится в границах участка под эти объекты. При этом объекты не должны относится к опасным или уникальным и не должны находится в границах охранных зон трубопроводного транспорта.
Здесь Вам понадобится определение «производственная деятельность» и перечень объектов, для которых необходимо установление СЗЗ.
Понятие «производственная деятельность» приведено в абзаце девятом статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Таким образом, если Ваш проект капитального строительства (реконструкции) не подходит под перечисленные выше, то необходимо проводить его экспертизу. Теперь определимся какую экспертизу должен пройти проект – государственную или негосударственную.
Государственной экспертизе подлежит проектная документация (и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации):
- Объектов, указанные в пункте 5.1. статьи 6:
- объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации
- объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну
- автомобильных дорог федерального значения
- объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта)
- указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов:
- 1.объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
- 2.гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
- 3.сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- 4.линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
- 5.объекты космической инфраструктуры;
- 6.объекты авиационной инфраструктуры;
- 7.объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- 8.метрополитены;
- 9.морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
- 10.тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
- 11.подвесные канатные дороги;
- 12.опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых. - 13.уникальные объекты – объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Остальные проекты подлежат негосударственной экспертизе.
Исходя из вышеизложенного, эти проекты должны обладать следующими признаками:
- постройки выше чем 2 этажа или площадь более 1500 квадратных метров или требуется установление СЗЗ
- однозначно частные инвестиции, не бюджетное финансирование
- не дороги, не культурное наследие, не гос.тайна
- не технически сложные, не уникальные объекты и.т.д.
Отдельно необходимо рассмотреть опасные объекты.
Так как в статье 48.1 ГрК РФ перечислены особо опасные объекты, проектная документация на строительство (реконструкцию) которых подлежит государственной экспертизе, то, следовательно, остальные опасные объекты подлежат негосударственной экспертизе, а именно:
- опасные производственные объекты III и IV классов опасности в соответствии с 116-ФЗ за исключением металлургических и горнорудных ОПО, которые идут на гос.экспертизу даже если III-его или IV-го класса.
- объекты электросетевого хозяйства напряжением менее 330 киловольт
- тепловые электростанции мощностью менее 150 мегаватт
Отдельно рассмотрим проекты сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, однако Решением Верховного Суда РФ от 13.04.2016 N АКПИ15-1534 подпункт «б» пункта 12, подпункт «а» пункта 88, пункт 91 признаны частично недействующими, в части исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации.
Таким образом, проекты сетей газораспределения и газопотребления должны проходить экспертизу в форме, установленной ст.49 ГрК РФ, то есть, если сеть газораспределения и газопотребления будет относится к ОПО III-го класса, то это негосударственная экспертиза. Органы местного самоуправления на основании этой экспертизы выдают разрешение на строительство.
И в заключении:
Наша организация ООО “Ивпроммонтажэкспертиза» проводит негосударственную экспертизу проектной документации! Обращайтесь!
Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail: