Экспертная оценка – экспертиза разделов проектной документации
По общему правилу проектная документация подлежит экспертизе – государственной или негосударственной, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 49 ГрК РФ. В соответствии с ч. 3.4 указанной статьи, на негосударственную экспертизу направляется документация объектов, строительство и реконструкция которых не финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию,утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее- Положение) и ст. 48 ГрК РФ.
Какие разделы проектной документации подлежат экспертизе?
Положение содержит перечень разделов проектной документации для прохождения экспертизы. Согласно Положению, необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Этот же документ устанавливает, что для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, разделы 6, 11 (для объектов производственного и непроизводственного назначения), 5 и 9 (для линейных объектов) проектной документации разрабатываются в полном объеме. Необходимость и объем разработки данных разделов во всех остальных случаях устанавливается заказчиком, что должно быть указано в задании на проектирование. Таким образом, в соответствии с законодательством, направление на негосударственную экспертизу в составе проектной документации разделов 6, 11, 5 и 9 не является обязательным, необходимость этого определяется застройщиком (техническим заказчиком).
За исключением указанных разделов проектной документации, все остальные разделы ПД подлежат экспертизе в обязательном порядке. Более того, отсутствие тех или иных разделов в составе проектной документации, направляемой на экспертизу, являются основанием для отказа в ее принятии.
Таким образом, для прохождения негосударственной экспертизы необходимо предоставить обязательные разделы проектной документации:
1. Пояснительная записка;
2. Схема планировочной организации земельного участка;
3. Архитектурные решения;
4. Конструктивные и объемно-планировочные решения;
7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капстроительства (при необходимости);
8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды;
10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
По желанию застройщика (технического заказчика) на негосударственную экспертизу также предоставляются разделы:
- система электроснабжения;
- система водоснабжения;
- система водоотведения;
- отопление, вентиляция и кондиционирования воздуха, теплоснабжение;
- сети связи;
- система газоснабжения;
- технологические решения.
6. Проект организации строительства объектов капитального строительства;
9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
11. Смета на строительство объектов капитального строительства;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
11.2) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);
Хочется отметить, что перечень разделов проектной документации для прохождения экспертизы является открытым, о чем свидетельствует пункт 12 «иная документация в случаях, установленных законодательством». Подразумевается, что документация, подаваемая на экспертизу в каждом конкретном случае, отличается и зависит главным образом от категории объекта. Например,если строительство предполагается вблизи объекта культурного наследия, то здесь будут учитываться требования законодательства «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». К этому же разделу относится и раздел «Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства».
Когда может понадобиться экспертиза отдельных разделов проектной документации?
На практике существуют случаи, когда может понадобиться экспертиза определенных разделов проектной документации.
Так, в соответствии с ч.12.2 ст. 48 ГрК РФ, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Экспертиза разделов проектной документации может потребоваться и в случае необходимости внесения в проектную документацию корректировок уже после выдачи положительного заключения экспертизы.
Как правило, потребность в экспертизе отдельных разделов проектной документации возникает по причине необходимости внесения изменений в проектную документацию, которая была выявлена в процессе строительных работ. В этом случае понадобится повторная экспертиза, но перед ее прохождением иногда встает вопрос о целесообразности проведения экспертизы раздела в той его части, где были внесены изменения. В этом случае еще до прохождения повторной экспертизы могут быть сняты многие вопросы.
ООО МИНЭКС имеет аккредитацию на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. 140 аттестованных по разным направлениям деятельности экспертов, входящих в штат ООО МИНЭКС, обладают широким опытом в проектировании и в экспертном анализе проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий. Мы оказываем экспертную услугу по экспертизе проектной документации. Обратившись к нам, Вы можете получить заключение экспертизы, как на конкретный раздел, так и на все разделы проектной документации.
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также — заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее — заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf — прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения — не осуществляется.
Работа ООО «МИНЭКС» в режиме карантина
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 — 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг — а, как правило, это именно так — то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
ИсточникЭкспертиза документации в строительстве: когда, кем проводится и для чего нужна
Экспертиза документации на строительство включает в себя проверку проектной документации, результатов инженерных изысканий. Может проводиться как государственными специалистами, так и негосударственными компаниями. За исключением некоторых случаев всегда возможно проведение негосударственной экспертизы, имеющей ту же правовую силу.
Помимо проектов, также проводится проверка сметной документации. Из нашего материала вы узнаете, какие строительные объекты подлежат только государственной экспертизе, какова стоимость и сроки ее проведения.
Цель экспертизы документации в строительстве
В строительстве любые проектные решения непременно фиксируются в соответствующей технической документации. А далее проводится экспертиза разработанной проектной документации объекта капитального строительства. То есть выполняется ряд специальных мероприятий, цель которых — определить, насколько качественные были приняты решения и учтено ли в них следующее:
- требования технического задания;
- нормы безопасности;
- соответствие действующему нормативному законодательству;
- выполнение существующих стандартов (ГОСТ, СНиП);
- соблюдение предписаний, содержащихся в иной руководящей документации.
Эксперты в ходе проверок обращают внимание на следующие моменты:
- достаточно ли обоснованны предложенные в проекте решения касательно конструктивных и объемно-планировочных аспектов;
- каковы результаты экспертизы проектно-сметной документации строительства (плюс проводится оценка всех используемых в проекте данных);
- не нарушены ли действующие нормы безопасности (пожарные, санитарные, экологические, взрывные, а также правила техники безопасности);
- отвечает ли проект требованиям касательно функционального назначения выделенного под строительство участка, не идут ли предложенные решения вразрез с нормами градостроительства и распоряжениями контролирующих органов.
Вот перечень ошибок, которые вы рискуете допустить, если не проведете вовремя грамотную экспертизу документации в строительстве:
- неправильный расчет накладных расходов и себестоимости объекта;
- слишком большие издержки по транспорту и трудовым ресурсам;
- растянутые сроки на проведение строительных работ;
- просчеты в конструкционных решениях, которые сделают объект аварийно опасным.
По закону можно проводить негосударственную либо государственную экспертизу проектной документации для строительства. Это прописано в Градостроительном кодексе. Требования и выполняемые мероприятия в любом случае будут одинаковы (либо почти одинаковы).
При этом экспертиза (государственная она или негосударственная) не гарантирует, что все одобренные ею технические решения будут идеально верными (хотя многие заказчики именно так и полагают).
Задача экспертизы — выявить несоответствия действующим нормам. А вот отвечает ли проект требованиям технического задания, это забота проектировщика. Проверяет и отслеживает все сам заказчик либо привлекает себе в помощь грамотных экспертов.
Цели проведения экспертизы сметной документации в строительстве
Экспертиза проектно-сметной документации строительства необходима для того, чтобы дать объективную оценку заявленной стоимости объекта. То есть эксперты проверяют, учтены ли в представленной документации действующие технические, архитектурные и инженерные нормы, соблюден ли технический регламент. Плюс отслеживаются цены на выполнение строительно-монтажных работ, их соответствие средним значениям на рынке.
Это один из самых часто проводимых видов строительных экспертиз (имеется в виду по смете). Никто не заинтересован в лишних расходах, сбоях в оплатах и прочих неприятных нюансах. Своевременная грамотная экспертиза проектно-сметной документации строительства позволит сберечь финансы, не заплатить слишком высокую цену, сэкономить средства на случай, если придется по ходу дела исправлять какие-то ошибки. Вот что делают эксперты:
- высчитывают оптимальную сметную стоимость, чтобы не допустить перерасхода ресурсов;
- точно определяют необходимый объем работ;
- выполняют анализ математических моделей;
- проверяют ценообразование;
- сверяют, верно ли подобраны материалы для заявленных видов работ;
- по результатам экспертизы составляют итоговое техническое заключение.
Экспертиза документации в строительстве дает возможность обнаружить следующее:
- неверные цифры в смете (из-за случайных или намеренных ошибок в расчетах);
- завышенные цены;
- ошибки технического характера или отсутствие некоторых важных данных;
- навязанные услуги (необязательные, но добавленные с целью вытягивания из заказчика денег);
- разбежки между показателями в нормативных актах и проектных документах.
Законодательная база проведения экспертизы проектной документации строительства
Проектная документация — обязательная и неотъемлемая часть любого строительства, гарант его законности и безопасности. Когда по закону нужна экспертиза проектной документации на строительство? Тогда, когда от предложенных в проекте решений будут зависеть такие показатели, как безопасность, надежность, прочность постройки. Кроме того, если предполагается использование несущих конструкций.
В статьях 48 и 49 Градостроительного кодекса РФ изложен порядок выполнения проверки документов по проекту и инженерным изысканиям.
В экспертную организацию пакет документов подает сам застройщик. Это прописано в п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса. Если по результатам выносится одобрительное решение, то документы утверждаются. В противном случае они не могут быть утверждены.
Существуют иные правовые акты, поддерживающие и поясняющие положения Градостроительного кодекса. Правила проведения негосударственной экспертизы изложены в постановлении Правительства РФ № 272, а государственные проверяющие организации действуют в соответствии с постановлением № 145. Плюс есть еще правительственное постановление № 87, в котором описано, какая документация подлежит экспертизе в строительстве и как она должна правильно оформляться.
Формат подачи документов на экспертизу — электронный. Исключение составляют данные, представляющие собой государственную тайну.
Что касается проверки результатов инженерных изысканий, то ее можно выполнить заранее либо вместе с экспертизой по проектным документам.
Объекты строительства, подлежащие проведению экспертизы проектной документации
На вопрос, когда нужна экспертиза проектной документации на строительство, дает ответ п. 2 статьи 49 Градостроительного кодекса. Здесь прописано, что проверка обязательна для всех капитальных и линейных строящихся комплексов. Исключение составляют:
- индивидуальные дома (предназначенные для проживания людей) высотой максимум в три этажа;
- блочные дома, предназначенные для проживания людей (некоторые варианты, к примеру, типа таунхаусов), высотой максимум в три этажа;
- многоквартирные жилые дома (некоторые варианты, не выше трех этажей);
- некоторые виды зданий либо сооружений, стоящих по отдельности (если их площадь не превышает 1500 м², а высота — два этажа, не более и если в этих постройках не будут проживать люди или размещаться какое-либо производство);
- стоящие по отдельности здания либо сооружения, отвечающие следующим условиям: площадь — до 1500 м²; высота — два этажа, не более; размещать производство в них планируется, но для этого не понадобится обозначение санитарно-защитных зон (либо зоны нужны, но они не будут выходить за пределы выделенного под строительство земельного участка);
- буровые скважины (большая часть существующих разновидностей);
- объекты, которые по закону можно возводить без специального разрешения.
Опять же если перечисленные объекты будут возводиться вблизи охранных зон трубопроводов или в них предполагается массовое присутствие людей, то проверка пакета проектных документов нужна.
Стоит указать, что застройщик может сам изъявить желание провести государственную либо негосударственную экспертизу документации (даже если по закону она необязательна).
Отличия государственной и негосударственной экспертизы документации на строительство
Итак, различают государственную и негосударственную экспертизу. Первый вариант по закону не обязателен абсолютно для всех возводимых объектов. И если имеет место как раз такой необязательный случай, то заказчик сам решает, какую именно проверку заказать.
Государственное исследование непременно предписано для опасных, редких (единственных в своем роде) либо сложных по техническому исполнению объектов. Все они перечислены полностью в ст. 48.1 Градостроительного кодекса.
Плюс еще в статье 49 (части 3-4) есть список объектов, для которых в обязательном порядке назначается именно государственная проверка. Это:
- объекты, возведение или реконструкция которых выполняется по проектам, используемым уже не в первый раз;
- объекты, строящиеся на государственные средства (целиком или частично);
- строящиеся или реконструируемые объекты, расположенные в пределах особых территорий (в отношении использования которых действуют нестандартные правила);
- объекты, представляющие собой культурное наследие;
- строящиеся либо реконструируемые объекты, расположенные в пределах охранных природных зон;
- буровые скважины (большая часть существующих видов);
- хранилища отходов I–V классов опасности и объекты по их обезвреживанию.
К примеру, по ОЗРЗ проведение государственной экспертизы обязательно для всех объектов, находящихся в пределах культурного центра Санкт-Петербурга и на его культурных окраинах. Равно как и для СЗЗ, охраняемых территорий зон культурного наследия, водоохранных зон и проч.
Обратите внимание, что государственная экспертиза проектной документации по строительству выполняется именно в том регионе, где располагается объект. Однако географическая привязка необязательна, если для объекта допустимо выполнение негосударственной проверки, а государственная была выбрана как альтернативный вариант.
При этом имейте в виду, что проведение экспертизы в другом регионе может стать причиной проблем, потому что везде есть свои градостроительные и законодательные нюансы, которые не всегда известны в полной мере экспертам из других районов. То есть вы можете получить по итогам и положительное решение, но начинать строительство вам все равно не разрешат. В отказе напишут что-то вроде «несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка».
Как должна выполняться государственная экспертиза, изложено в постановлении Правительства РФ № 145 от 25.03.2007, а для негосударственной действует постановление № 272 от 31.03.2012.
Максимальный срок для выполнения государственной экспертизы проектной документации на строительство — 60 дней. Если объект довольно простой, экспертиза выполняется быстрее. Для некоторых случаев установленный максимум — 45 дней. Это касается неуникальных жилых зданий или сооружений, расположенных в особых экономических зонах. Допускается продление срока еще на 30 дней (не более), если заказчик обратится с соответствующим заявлением.
В случаях, когда документы отправляются на повторную экспертизу, а закон перед этим как-то изменился (и результаты экспертизы из-за этого могут уже оказаться другими), допускается новое одновременное проведение оценки и проектного пакета документов, и результатов инженерных изысканий.
Стоимость экспертизы проектной документации на строительство
Схема подсчета стоимости экспертной проверки четко изложена в законе, а именно в постановлении Правительства № 145 от 05.03.2007 (в части VIII). Однако государственные и частные специалисты нередко называют свои, отличающиеся расценки. Это связано с тем, что правовое регулирование деятельности отличных друг от друга структур может быть организовано по-разному.
Что касается проверок, проводимых государственными организациями, то здесь должен соблюдаться установленный административный регламент. А негосударственным коммерческим структурам разрешено работать с клиентами на договорной основе, а значит, более гибко подстраиваться под их интересы. Так что стоимость негосударственной проверки может быть выше либо ниже государственной.
На сегодняшний день расчеты стоимости государственных проверок производятся с учетом следующих данных:
- Для нежилых объектов цену на проведение экспертизы вычисляют, отталкиваясь от того, сколько заказчик заплатил за проектные работы (берется процент от этой цифры). Минимальное значение — 0,58 %, максимальное — 33,75 %. Плюс добавляется коэффициент инфляции. В постановлении Правительства № 145 есть готовая таблица процентных соотношений. Застройщик подает экспертам пакет обязательных документов, в том числе сметы, на основании которых и выполняются все расчеты.
- Для жилых построек предусмотрена своя схема. Здесь отталкиваются от площади и самого здания, и территории застройки. Стоимость проектных работ значения не имеет.
- В отношении типовых проектов тоже отдельный подход. Здесь плата взимается лишь за экспертизу той части документации, которая была видоизменена.
Если говорить о негосударственной экспертизе, то на ее стоимость могут влиять следующие факторы:
- тип исследования (то есть оно было первичным, повторным либо дополнительным);
- масштабность проекта и его индивидуальные особенности;
- необходимость быстрого проведения экспертизы.
Окончательная сумма зависит от целого ряда конкретных обстоятельств, поэтому необходимо уточнять цену. В разных экспертных организациях она, скорее всего, будет неодинакова.
В любом случае экспертиза проектно-сметной документации по строительству необходима и заказчику (либо инвестору), и исполнителю. Здесь одни приобретают возможность более рационально распределить имеющиеся финансы, а другие — получить за свою работу денежное вознаграждение.
Источник