Для выполнения своих производственных функций таможенные организации применяют средства труда и предметы труда.
Средства труда принято также называть основными фондами.
К основным средствам (ОС) относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимость за единицу на дату приобретения выше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
В составе основных фондов учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструменты и инвентарь.
Основные фонды, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на их приобретение, сооружение, изготовление, транспортировку и монтаж, объекты, которые подверглись переоценке – по восстановительной стоимости.
Каждый год в строй вступают новые объекты таможенных организаций или вводится в эксплуатацию новое оборудование. Устаревшие здания и оборудование выводятся из эксплуатации. По этой причине текущая ежегодная стоимость основных средств выражается в ценах разных лет, то есть в смешанных ценах.
День открытых дверей «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
Чтобы устранить этот недостаток, периодически производят переоценку основных средств. Их оценивают по восстановительной стоимости, то есть по затратам, необходимым для воспроизводства основных фондов в данный конкретный момент.
Ввод в действие основных фондов осуществляется в процессе капитального строительства по следующим направлениям:
а) строительство новых зданий и сооружений на вновь осваиваемых площадях;
б) расширение действующих таможенных организаций путем сооружения вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных зданий и сооружений;
в) реконструкция действующих таможен и постов путем их переобустройства или расширения действующих объектов;
г) техническое перевооружение действующих таможенных органов посредством внедрения новых техники и технологии, механизации и автоматизации процессов, модернизации и замены изношенного оборудования новым.
Приоритетные направления деятельности в области капитального строительства и материально-технического снабжения в последние годы определялись, прежде всего, на основе Федеральной целевой программы развития таможенной службы.
Сводный план капитальных вложений формируется исходя из необходимости решения задач первостепенной значимости, в их числе:
— обеспечение ввода в эксплуатацию максимально возможного количества объектов;
— полное погашение задолженности подрядным организациям за выполненные объемы работ;
— продолжение строительства ряда объектов приоритетного направления, определенных решениями коллегии ФТС России.
В структуру таможенных органов входит Региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению (РТУ МТО). Его основные функции заключаются в:
Михаил Мишустин — Азы цифровой экономики
1) формировании и утверждении плана централизованного приобретения региональных программ материально-технического оснащения таможенных органов с учетом выбранных приоритетов и на основе сбалансированных планов финансирования и закупки продукции;
2) материально-техническом снабжении продукцией;
3) формировании резервов материально-технических ресурсов ФТС России.
Материально-техническое обеспечение таможенных органов осуществляется централизованно и децентрализовано.
При формировании плана централизованных закупок учитываются следующие факторы:
1) приоритетные направления развития материально-технического снабжения таможенных органов;
2) факторы, влияющие на снижение расходов по доставке товаров на места;
3) цены на закупаемый продукт в разных регионах страны;
4) наличие гарантий и гарантийного обслуживания на закупаемое оборудование.
Централизованно закупается в основном:
— средства технического контроля.
При заключении договоров по централизованным закупкам на большие партии оборудования устанавливаются определенные скидки с цены, а также оговаривается доставка с предприятий-изготовителей на места, что снижает расходы на закупку оборудования.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник: studopedia.org
Капитальное строительство в таможенном деле
Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство объектов, необходимых для осуществления таможенного производства, а также создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов.
Капитальное строительство производится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры, необходимостью совершенствования материально-технической базы таможенных органов. Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России. Оно осуществляет функции государственного заказчика в вопросах капитального строительства, реконструкции и расширения объектов таможенной инфраструктуры[18].
Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий, при реализации которых оно:
— обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов;
— организует в установленном порядке разработку, рассмотрение, согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов, контролирует требуемый уровень проектных решений;
— осуществляет государственную отраслевую экспертизу предпроектной документации и технико-экономических обоснований (проектов) строительства;
— планирует финансирование капитального строительства за счет средств федерального бюджета, контролирует эффективность использования выделенных средств, подготавливает предложения об оптимизации затрат на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;
— осуществляет сбор заявок и расчет потребности в техническом оснащении объектов таможенной инфраструктуры;
— осуществляет планирование необходимых средств на финансирование программ приобретения и строительства жилья для таможенных органов;
— проводит конкурсные торги в целях обеспечения объектов таможенной инфраструктуры.
Для осуществления собственной деятельности ГУТО направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ. Строительным работам предшествуют инженерные изыскания и проектирование объекта строительства. Количество и характер объектов для строительства оговариваются в типовых проектах.
Проектирование ведется по заказам-заданиям РТУ. Проектная организация, выполняющая основную (технологическую) часть проекта, является генеральным проектировщиком.
Проектную документацию в зависимости от ее сложности разрабатывают в одну или две стадии: в одну стадию – для типовых и технически несложных объектов; в две стадии – для крупных и сложных зданий и сооружений.
Рабочий проект состоит из общих и детализированных чертежей. В общих чертежах показывают точное расположение частей зданий, конструкций, оборудования, их маркировку и габаритные размеры, а в детализированных чертежах приводят размеры всех конструкций.
Разработанную проектно-сметную документацию заказчик (РТУ) передает (ГУТО ФТС РФ) на заключение. После соответствующей экспертизы и корректировки проектно-сметная документация утверждается и включается в план строительства.
Проект организации строительства (ПОС) является основой для планирования капитальных вложений, определения сроков строительства. Состав и объем ПОС определяется Строительными нормами и правилами (СНиП) с учетом сложности объекта строительства. По этому признаку объекты строительства подразделяют на особо сложные, средней сложности и несложные объекты. Вариант решения выбирают на основе технико-экономического обоснования по следующим основным показателям: себестоимости, продолжительности и трудоемкости строительно-монтажных работ, а также стоимости основных производственных фондов и оборотных средств строительно-монтажных организаций.
Очередность и сроки возведения объектов указываются в календарном плане ПОС. Календарный план, как правило, разрабатывается в форме линейного графика.
Основным документом, определяющим деятельность ГУТО, является сводный план капитального строительства ФТС России. Этот документ включает в себя:
— план проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;
— план капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;
— план долевого участия ФТС России в строительстве;
— план капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры
ФТС России сводный и по РТУ.
Основными показателями сводного плана капитального строительства являются: 1) объем финансирования; 2) мощность объекта; 3) год начала проектирования; 4) год окончания строительства.
При осуществлении деятельности, связанной с капитальным строительством, реконструкцией и ремонтом, таможенные органы должны анализировать эффективность капитальных вложений. Анализ эффективности инвестиций (вложений) предполагает:
— проведение конкретных технико-экономических обоснований;
— анализ объема капитальных вложений;
— анализ динамики использования бюджетных ассигнований;
— анализ доли участия ФТС России в строительстве;
— анализ расходов на текущее обслуживание объектов капитальных
— оценка экономического эффекта от данных инвестиционных вложений.
Объекты таможенной инфраструктуры не являются объектами производственного назначения, не участвуют в процессе создания стоимости, но для анализа эффективности использования бюджетных средств, а также анализа эффективности работы таможенного органа в целом следует производить оценку срока окупаемости и оценку экономического эффекта от эксплуатации конкретных объектов. Основными критериями оценки срока окупаемости и экономического эффекта могут выступать следующие показатели: объемы товарных потоков (грузов), перемещаемых через данный таможенный орган; количество участников внешнеэкономической деятельности и др.
К оглавлению
1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения
Таможенных органов
Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.
Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. К ним относятся: земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы.
Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.
Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:
¾ строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;
¾ техническое оснащение таможенных органов;
¾ вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;
¾ эксплуатацию технических средств;
¾ организацию конкурсных торгов;
¾ планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.
Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения (ГУТО), которое является структурным подразделением ФТС Российской Федерации.
Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственно финансовой политики.
Нормы — это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.
Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.
К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.
Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива, электроэнергии, комплектующих и других материалов.
Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.
Нормы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, рабочих местах, оборудовании, инструментах и других элементах основных средств. Средства труда или основные средства — это ресурсы длительного пользования. Нормы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место. Материальные нормы носят в таможенных органах наименование «нормы положенности».
Нормы образуют целостную систему и составляют нормативную базу
В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения
функций тылового обеспечения входят:
¾ нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;
¾ нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;
¾ сроки носки изделий;
¾ нормы и сроки выдачи материалов;
¾ сроки эксплуатации технических средств.
ГУТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы. Разработана методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.
Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле:
Пi = Nтп – Hнг + C
где Пi — потребность в i-м виде технических средств, ед.;
Nтп— норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.;
Ннг — наличие на начало года;
С — подлежит списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.
Региональные таможенные управления (отделения сводного планирования материально-технического обеспечения) составляют планы обеспечения таможен материальными ресурсами с учетом их заявок.
Нормируемая потребность таможенных органов в материально-технических ресурсах отражается в региональных и Сводном (для ФТС России) табелях положенности.
Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы. (Приложение 2.)
Материально-техническое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.
Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов и утвержденных табелей положенности определяет сводную потребность в централизованно и децентрализовано приобретаемой продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения.
Сводный табель положенности включает несколько разделов:
¾ табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов;
¾ табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники;
¾ табель положенности вооружения и средств защиты.
ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков. Планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.
Потребности таможенной службы в материальных ресурсах — это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации для исполнения международных обязательств Российской Федерации.[19]
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Размещение заказов осуществляется различными путями. (Приложение 3.)
ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Выбор специализированной организации осуществляется на конкурсной основе.
Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик (ФТС России или уполномоченный орган) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. ФТС России может установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пять процентов начальной цены контракта.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
¾ функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
¾ расходы на эксплуатацию товара;
¾ расходы на техническое обслуживание товара;
¾ сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
¾ срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
¾ объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
¾ другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников размещения заказов. На основании результатов сравнения каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается №1. Этот участник признается победителем конкурса.
Следующим видом размещения государственных заказов является аукцион.
Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым.
ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок, и в случаях, если цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности своих представительств на территории иностранных государств у иностранных поставщиков независимо от цены государственного контракта.
Таможенные органы могут размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком лишь в некоторых случаях. (Приложение 4.)
Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Каждому таможенному органу высылается уведомление о выделенных ему фондах. Фонды действуют в течение периода, на который они выделены.
В централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение в выполнении правоохранительных и экономических функций. Фондодержатель (ФТС России) — владелец и распорядитель фондов, в его обязанности входит определение потребности в ресурсах и доведение фондов до непосредственных потребителей.
Обеспечение таможенных органов централизованно приобретаемой продукцией осуществляется по установленной ФТС России схеме. Она предусматривает «прикрепление» таможенных органов к определенным тыловым таможням и постам, оговаривает вид продукции и способ ее доставки. Поставка технических средств таможенного контроля, средств связи, оргтехники и вычислительной техники осуществляется в соответствии с условиями договоров силами предприятий поставщиков, либо силами тыловых служб региона со склада тыловой таможни или поста в конкретные таможенные органы региона. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.
Децентрализованно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.
Министерство экономики РФ в 2000 г. разработало Методические рекомендации по использованию балльного метода оценки конкретных заявок поставщиков (в них оговорены также условия привлечения экспертов), а также Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов.
Каждому критерию (показателю) присваивают коэффициент весомости, отражающий относительную значимость критерия (показателя). Коэффициенты формируются экспертным путем. При установлении коэффициентов весомости необходимо, чтобы сумма коэффициентов весомости всех критериев (показателей) была равна единице:
где n — число рассматриваемых критериев (показателей).
Победителем признается поставщик, получивший наибольшую балльную оценку заявки и квалификации. (Приложение 5.)
Величина цены с учетом сроков осуществления платежей рассчитывается по формуле:
где Цз — цена в соответствии с заявкой;
Q — годовая ставка рефинансирования Центробанка России на момент подведения итогов конкурса, в процентах;
К — количество дней задержки оплаты.
При проведении закупок товаров и услуг для таможенных органов с использованием конкурентных методов целесообразно периодически оценивать их эффективность.
Для оценки эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд рекомендованы два
¾ сокращение расхода бюджетных средств — С;
¾ сравнительная эффективность — Э.
Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного вида товара может быть абсолютным и относительным. Оно определяется по следующим формулам
Сокращение абсолютное (тыс. рублей)
где: Сп — стоимость предложения, выставленного заказчиком на конкурс;
Ск — стоимость заключенного контракта;
З — затраты заказчика на организацию и проведение конкурса.
Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартал, с начала года) рассчитывается по следующим формулам:
Сокращение абсолютное (тыс. рублей)
С’ = Cобщ – Снк – З
где Собщ. — общая стоимость всех предложений, выставленных заказчиком на
Ск — общая стоимость заключенных контрактов;
Снк — общая стоимость предложений заказчика, которые не привели к заключению контрактов;
3 — затраты заказчика на организацию и проведение конкурсов.
С” = Cп — Cнк * 100
Сравнительная эффективность проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд определяется в трех вариантах на основе сопоставления цены товара, закупленного на конкурсе (контрактной цены), со следующими ценами, которые должны быть сопоставимы по условиям поставки:
¾ средняя цена товара, предложенной поставщиками;
¾ среднерыночная цена товара;
¾ контрактная цена товара на предыдущем конкурсе.
Сравнительная эффективность, рассчитанная по первому варианту относительно средней цены товара, предложенной поставщиками, отражает результативность конкурса в пределах его участников. При этом во всех случаях она должна быть положительной, то есть контрактная цена товара не может превышать среднюю цену.
Сравнительная эффективность, рассчитанная по второму варианту относительно среднерыночной цены, применяется в случаях, когда продукция носит массовый характер и имеется в свободной продаже.
Сравнительная эффективность, рассчитанная по третьему варианту относительно предыдущего конкурса, характеризует динамику работы заказчика по проведению конкурсов. При этом контрактная цена товара предыдущего конкурса принимается с учетом инфляции относительно контрактной цены товара по результатам проведенного конкурса, эффективность которого рассчитывается.
Сравнительная эффективность проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного товара рассчитывается по следующим формулам:
Абсолютная эффективность (тыс. рублей)
где Цс — цена товара, с которой сравнивается контрактная цена (1-й вариант —
— среднерыночная цена товара; 3-й вариант — контрактная цена товара на предыдущем конкурсе);
Цк — контрактная цена товара по результатам проведенного конкурса;
К — количество товара, закупленного на конкурсе.
Относительная эффективность (%) может быть определена по следующей формуле:
В качестве средней цены товара, предложенной поставщикам, принимается средневзвешеная величина цен, предложенных всеми поставщиками — участниками конкурса. В случае равенства предлагаемых ими объемов поставок вместо средневзвешенной применяется среднеарифметическая величина цены.
Общая сравнительная эффективность проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартале, с начала года) определяется путем суммирования сравнительных эффективностей всех конкурсов, проведенных в этом периоде.
Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10-15 % экономии средств заказчика, но только при правильном использовании конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, значение имеют объем закупки, число поставщиков, квалификация самого организатора конкурса.
К оглавлению
Научно-технический прогресс
В таможенном деле
Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.
Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.
Выделяют две формы НТП –эволюционную и революционную[20].
Эволюционная форма НТП – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий, разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.
Революционная форма НТП — это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности.
Первым направлением внедрения достижений НТП в таможенное дело России в начале 90-х гг. было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования необходимо было:
— создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;
— разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;
— создать инфраструктуру региональных центров обработки таможенной информации;
— обеспечить передачу статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ФТС России;
— создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения
всех видов таможенной статистики;
— приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;
— создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.
Другой пример использования достижений НТП — это создание в 1993 г. оперативной дежурной службы как структурного подразделения Управления таможенной охраны ФТС России. Благодаря этой службе руководство ФТС России ежедневно получает сводку по оперативной обстановке в регионах, а также осуществляет взаимодействие с дежурными службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-служебную деятельность региональных таможенных органов. Обобщение и анализ оперативных данных помогают руководству в принятии обоснованных решений, существенно повышают эффективность оперативно-поисковых мероприятий. В результате растет объем товаров и транспортных средств, задержанных при перемещении помимо таможенного контроля.
Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубежом выделялись значительные средства.
В 1996-1998 гг. были разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок их заблаговременного планирования. Была организована ведомственная система связи для передачи данных от региональных таможенных органов в ФТС России. В региональных таможенных управлениях была создана информационно-техническая служба, которую возглавил один из заместителей начальника Управления. В состав службы вошли: отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, отдел связи, отдел технических систем таможенного контроля и технических систем охраны, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и др.
В настоящее время общий фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ФТС России насчитывает свыше 150 программных продуктов, 2/3 которых созданы для верхнего уровня управления в целях централизованного внедрения в таможенном деле. Остальные программы предназначены для автоматизации деятельности РТУ, таможен, таможенных постов.
Третье направление НТП решает проблемы повышения квалификации кадров. Организована дифференцированная подготовка различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии и ее филиалах, на факультетах повышения квалификации.
Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ФТС России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.
Основными направлениями НТП в современных условиях являются[21]:
— автоматизация таможенных процедур;
— создание информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий;
— расширение научно-исследовательских функций экспортно-криминалистических служб и спектра исследовательских технологий;
— создание современных технических средств таможенного контроля.
Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:
— внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;
— разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;
— создание третьей очереди ЕАИС с едиными базами данных о физических и юридических лицах, совершивших таможенные правонарушения на территории России (причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов и наркотических средств, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, штрафов и пеней, о результатах проверок хозяйственной деятельности участников ВЭД, учета товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и т.д.);
— создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;
— внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;
— модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;
— оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;
— создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;
— создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;
— создание первой очереди Таможенной единой автоматизированной информационной системы государств — участников СНГ (ТЕАИС СНГ).
Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и технологий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.
Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматривать в экономическом и социальном аспекте. В экономическом аспекте более совершенные техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России. Обеспечивается информационная безопасность таможенных органов, секретность оперативно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный доступ к информации. Социальный аспект эффективности НТП — это повышение комфорта и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии.
В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов[22].
Совершенствование технического оснащения, финансирование разработки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являются предметом планирования и составной частью программ развития таможенной службы.
Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспективных таможенных технологий в целях повышения качества работы таможенной службы.
Источник: infopedia.su
6.3. Капитальное строительство в таможенном деле
Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство объектов, необходимых для осуществления функций таможенного дела, а также создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов.
Капитальное строительство производится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры, необходимостью совершенствования материально-технической базы таможенных органов.
За период 1992-2002 гг. построено и введено в эксплуатацию 127 пунктов пропуска мощностью 134250 автомобилей в сутки. Наряду со строительством автомобильных пунктов пропуска за восемь лет (1992-2000 гг.) было введено в строй 182 служебно-производственных здания общей площадью 266 тыс. кв. м, 180 складских баз площадью 99,3 тыс. кв. м и 83 жилых дома площадью 60 тыс. кв. м.
Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России. ФТС России осуществляет функции государственного заказчика в вопросах капитального строительства, реконструкции и расширения объектов таможенной инфраструктуры.
Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий, при реализации которых оно:
обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов;
организует в установленном порядке разработку, рассмотрение, со гласование и утверждение проектно-сметной документации на капи тальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов, контролирует требуемый уровень проектных решений;
осуществляет государственную экспертизу предпроектной докумен тации и технико-экономических обоснований (проектов) строитель ства;
планирует финансирование капитального строительства за счет средств федерального бюджета, контролирует эффективность ис-
пользования выделенных средств, подготавливает предложения об оптимизации затрат на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;
осуществляет сбор заявок и расчет потребности в техническом осна щении объектов таможенной инфраструктуры;
осуществляет планирование необходимых средств на финансирова ние программ приобретения и строительства жилья для таможенных органов;
проводит конкурсные торги в целях обеспечения объектов таможен ной инфраструктуры.
Основными документами, которыми ГУТО руководствуется при выполнении своих полномочий, являются: отраслевые руководящие документы, соответствующие СНиПы, государственные стандарты, эталоны, санитарные нормы, правила пожарной безопасности, правила и инструкции по вопросам использования средств связи, технических средств таможенного контроля и другими нормативными актами, регламентирующими проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений. Одним из основных документов, регулирующих деятельность ГУТО, является Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансировании за счет средств бюджета», в котором предусмотрено адресное распределение объемов государственных капитальных вложений по каждой стройке и объекту.
Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд формирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для каждого государственного заказчика, исходя из объемов государственных капитальных вложений на реализацию федеральных и ведомственных целевых программ.
Заказчиками-застройщиками строек и объектов являются организации, находящиеся в ведении государственного заказчика. Для ФТС России заказчиками-застройщиками являются региональные таможенные управления, таможни, Российская таможенная академия, другие учреждения, подведомственные ФТС России. Государственный заказчик может в установленном порядке передавать часть своих функций заказчику-застройщику.
Предельный объем бюджетного финансирования на государственные капитальные вложения Министерство финансов Российской Федерации доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли на основе приоритетов и критериев, одобренных Правительством Российской Феде-
рации на очередной год, осуществляет распределение указанного объема государственных капитальных вложений по государственным заказчикам. При выборе приоритетов для государственных капитальных вложений учитывают значимость федеральных и ведомственных целевых программ в плановом сценарии социально-экономического развития России и в реализации функций государственного заказчика.
ФТС России на основе предварительных объемов государственных капитальных вложений представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предложения о включении в государственный перечень планируемых строек объектов таможенной и социальной инфраструктуры с обоснованием их экономической целесообразности, а также объема капитальных вложений, сроков их осуществления производственной и технологической структуры затрат.
Под производственной структурой капитальных вложений понимают их использование на проектно-изыскательские, проектные и предпро-ектные, строительно-монтажные работы, технический надзор. Технологическая структура капитальных вложений характеризует их направление на приобретение различных видов оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, производственного инвентаря и приспособлений, связанных с обеспечением строек и объектов.
Одновременно представляются сведения о переходящих стройках и объектах, а также имеющейся кредиторской задолженности ФТС России по государственным капитальным вложениям за выполненные, но не оплаченные за счет средств федерального бюджета работы и услуги. В приоритетном порядке в перечень включаются не завершенные строительством объекты, подлежащие завершению строительством в планируемом году.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием государственных заказчиков в процессе принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год уточняет перечень строек, сформированный по предварительным объемам государственных капитальных вложений.
После утверждения Правительством Российской Федерации Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд является для ФТС России по вновь начинаемым стройкам и объектам основанием для организации и проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве. По итогам конкурсов должны быть определены подрядные организации и заключены государственные контракты.
Финансирование включенных в перечень строек и объектов для таможенных органов осуществляется в соответствии с адресным распределением государственных капитальных вложений и объемами фактически выполненных работ. Очередность финансирования определяет ФТС России.
Государственные заказчики и заказчики-застройщики несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в их управление средств федерального бюджета, ввод в действие объектов в установленные сроки, своевременное представление отчетности о выполненных работах и услугах.
Для целей организации и проведения работ по капитальному строительству, реконструкции, ремонту объектов таможенной инфраструктуры среди них следует выделять:
административные и бытовые здания;
автомобильные пункты пропуска;
воздушные пункты пропуска;
морские пункты пропуска;
объекты медицинского и социального назначения.
Для осуществления собственной деятельности ГУТО направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ.
Для определения потребности в капитальных вложениях на этапе предплановых разработок ФТС России использует нормативы площади для размещения личного состава в служебно-производственных зданиях и удельные показатели капитальных вложений в создание объектов таможенной инфраструктуры.
Нормативы удельных показателей капиталовложений представляют собой затраты на создание основных фондов таможенных объектов, рассчитанные на единицу пропускной способности автомобильных пунктов пропуска (АПП), на 1 кв. м общей площади складов временного хранения (СВХ) и на 1 кв. м общей площади и обустройство 1 рабочего места в служебно-производственных зданиях (СПЗ).
Нормативы общей площади на 1 сотрудника в служебно-производственных зданиях и удельных показателей капиталовложений для СПЗ, СВХ и АПП применяются:
при планировании объемов капитальных вложений;
при анализе итогов выполнения планов капитального строитель ства;
для технико-экономического обоснования и проектирования строи тельных работ;
при экспертизе проектной документации;
при подготовке заданий на проектирование.
Нормативы удельных показателей капитальных вложений представляют собой среднестатистические показатели по отдельным видам таможенных объектов отрасли. Они разрабатываются с учетом действующих типовых проектов, фактических объемов капитальных вложений, требований к обустройству таможенных объектов техническими средствами контроля и связи. Так как требования к таможенному обслуживанию внешнеэкономических связей возрастают, то меняются технологии таможенного оформления и взгляды на типовые проекты помещений и другие объекты таможенной инфраструктуры. Нормативная база для капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры периодически пересматривается и совершенствуется.
Одной из задач таможенной службы России, начиная с 2005 года, является изменение схемы организации работы на таможенной границе. Необходимо вывести из пунктов пропуска на границе действующие там государственные контрольные органы (кроме таможенной и пограничной службы). Работа рассчитана на несколько лет.
Она требует новых технологий проектирования и строительства пунктов пропуска, а также реконструкции действующих. Развитие пунктов пропуска товаров через границу отстает от темпов роста международной торговли. Из 186 автомобильных пунктов пропуска (АПП) только 19% к концу 2004 г. были обустроены по современным требованиям. Требуется реконструкция 150 АПП, для чего необходимы целевые финансовые ресурсы.
Для использования общеотраслевых удельных показателей капитальных вложений в региональных плановых расчетах, необходимо общеотраслевой норматив умножить на коэффициент приведения. Коэффициент приведения показывает отношение регионального индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ по сравнению с базовым периодом к средней величине аналогичного индекса по Российской Федерации.
При обосновании норматива общей площади на 1 таможенника в слу-жебно-производственных зданиях учитывают площади всех помещений, размещаемых в объекте: рабочие комнаты, кабинеты руководителей, помещения для служб технической охраны, АТС, радиоузел, помещения для ремонта
и хранения технических средств таможенного контроля, для размещения серверов и аппаратуры передачи данных, копировальные службы, телетайпные, комната секретных делопроизводств, а также помещения обслуживающего назначения (гардеробные, санузлы, медпункт и другие). В норматив общей площади необходимо включить площади технических помещений (электрощитовая, пожарные посты, лифтовое хозяйство) и площади встроенных или отдельно стоящих трансформаторных подстанций, гаражей, пожарных резервуаров, дизельных электростанций, насосных станций.
При обосновании удельного показателя капитальных вложений в создание основных фондов автомобильного пункта пропуска учитывают все затраты на возведение АПП, в том числе: здание автовокзала, зала оформления грузовых перевозок, боксы углубленного досмотра грузового и легкового автотранспорта, служебно-производственное и административное здание, склад временного хранения конфискованных товаров, участки таможенного и радиационного контроля, трансформаторная подстанция, котельная, дизельная электростанция и другие сооружения по типовому проекту. Удельные показатели капиталовложений на обустройство 1 автомобиля в сутки дифференцированы с учетом мощности АПП.
Окончательно потребность в финансовых ресурсах устанавливается на основании утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации по каждому строящемуся (реконструируемому) объекту.
Строительство и реконструкция пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации могут осуществляться по инициативе не только федеральных органов исполнительной власти, но и по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В последнем случае финансирование строительства пунктов пропуска, их оборудование, а также создание транспортной и инженерной инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных средств (например, заинтересованных во внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций), привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Строительным работам предшествуют инженерные изыскания и проектирование объекта строительства. Количество и характер объектов для строительства оговариваются в типовых проектах, например, автомобильных пунктов пропуска определенной мощности. Так, типовой проект автомобильного пункта пропуска на 300-500 автомобилей в сутки, предусматривает следующие объекты: 21
Источник: studfile.net