Категория это в строительстве

С 01.01.2021 вступили в силу новые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий (критерии обновлены в рамках «регуляторной гильотины»). В статье рассмотрим возможные последствия отнесения к объектам НВОС III категории объектов водопользования, недропользования и строительства.

Напомним, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[1]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ?

До 01.01.2021 действовали критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

С 01.01.2021 в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Критерии № 1029 отменены[2] — на смену им пришли Критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии № 2398).

К сведению

Данное Постановление, разработанное в рамках реализации «регуляторной гильотины», должно было сокращать объем полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора. Вместо этого Постановление содержит положения, существенно расширяющие обязанности физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, полномочия надзорного органа.

За исключением п. 6, Критерии № 2398 практически дословно, не считая корректировок точечного характера, повторяют Критерии № 1029.

Новые объекты НВОС III категории

Пунктом 6 Критериев № 2398 к объектам НВОС III категории отнесены объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

1) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ «О недрах», при этом такие объекты не указаны в разделах I, II и IV Критериев № 2398 (далее — объекты недропользования);

2) с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ, при этом такие объекты не указаны в разделах I и II и не соответствуют критериям, установленным в разделе IV Критериев № 2398 (далее — объекты водопользования);

3) по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев (далее — объекты строительства). Объекты капитального строительства с продолжительностью строительства менее 6 месяцев отнесены к объектам IV категории (п. 11 Критериев № 2398);

4) по добыче подземных вод (далее — объекты добычи подземных вод), за исключением объектов исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут., которые отнесены к объектам IV категории (п. 10 Критериев № 2398).

Обратите внимание

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории (оказывающим незначительное НВОС) потребует постановки таких объектов на государственный учет (см. ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

При этом открытыми остаются следующие вопросы:

• какие объекты подлежат постановке на учет;

• в какие органы государственной власти представлять заявку о постановке на учет;

• в какие сроки объекты недропользования, водопользования и строительства должны быть поставлены на государственный учет;

• как природопользователям после постановки объектов на государственный учет выполнить вытекающие из этого обязанности по внесению платы за НВОС, разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и подаче соответствующего отчета?

Объекты недропользования

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица[3].

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на недропользование федерального или местного значения, которая выдается на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты, в отношении которых оформлены лицензии на недропользование. В зависимости от вида лицензии заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора (федеральная лицензия на недропользование);

• орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — ОИВС РФ; региональная лицензия на недропользование).

Объекты водопользования

Объекты водопользования — это водные объекты, предоставленные в пользование в соответствии с Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ).

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• забора (изъятия) водных ресурсов;

• использования акватории водных объектов;

• производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

• сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

• создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих и стационарных платформ, искусственных островов и др.

Критерии № 2398 относят к объектам III категории все объекты водопользования, на которые оформлены договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением объектов хозяйственной деятельности, осуществляющих сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и оформивших ранее свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС.

Извлечение
из ВК РФ

Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
[…]

Подавляющее большинство договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование оформляются ОИВС РФ. Соответственно, заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет подается:

• в территориальный орган Росприроднадзора в случае, если право пользования водным объектом было оформлено в территориальном органе Росводресурсов;

• в ОИВС РФ — во всех остальных случаях.

Объекты строительства

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется строительство объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев.

Словарь

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, на государственный учет объектов НВОС должен быть поставлен любой объект капитального строительства. Кто должен будет поставить строящийся объект на государственный учет — заказчик, застройщик, технический заказчик?

Кроме того, постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ). Как совместить требования Федерального закона № 7-ФЗ и Критериев № 2398, непонятно.

При этом совершенно ясно, что заявку о постановке на учет строители понесут в ОИВС РФ, поскольку разрешения на строительство, разрешения на возведение ограды вокруг объекта строительства и др. оформляют службы субъекта РФ.

Объекты добычи подземных вод

Критерии № 2398 относят к объектам III категории объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче подземных вод, за исключением деятельности на объектах исключительно по добыче подземных вод при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения с объемом добычи менее 500 м 3 /сут.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании лицензий на недропользование.

При добыче подземных вод более 500 м 3 /сут. лицензия на недропользование оформляется в территориальном органе Роснедр. Соответственно, заявка о постановке на учет подается в территориальный орган Росприроднадзора.

Таким образом, большая часть заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет будет подаваться в ОИВС РФ, существенно меньшая часть — в территориальный орган Росприроднадзора. Знают ли субъекты РФ о резком увеличении для них объема государственных услуг по постановке объектов НВОС на государственный учет?

Подача заявки о постановке на учет

Порядок представления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила). Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (в ред. от 27.09.2016).

Для объектов недропользования, водопользования и строительства, отнесенных Критериями № 2398 к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС в процессе использования природных ресурсов и строительства, невозможно использовать Правила и форму заявки, которые относятся к объектам хозяйственной деятельности. Когда будут разработаны и выпущены новые документы, создан и отлажен новый государственный реестр объектов НВОС, в который необходимо будет заносить сведения об объектах недропользования, водопользования и строительства, не уточняется.

Обратите внимание

Пункт 38 Правил запрещает требовать от заявителя представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении:
• государственных органов, предоставляющих государственные услуги;
• иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Единый фонд геологической информации о недрах (см. ст. 27 Закона № 2395-1) является федеральной государственной информационной системой и содержит геологическую информацию о недрах, имеющуюся:

• в федеральном фонде геологической информации;

• фондах геологической информации субъектов РФ;

• организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях.

Все сведения о водных объектах и об их использовании содержатся в государственном водном реестре (см. ст. 31 ВК РФ). Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам.

Основная информация об объектах строительства содержится в нижеперечисленных государственных информационных системах:

• Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН);

• Информационная система по объектам недвижимости;

• Единая информационная система жилищного строительства;

• портал «Объекты инвестиций и строительства в РФ» (и аналогичные региональные порталы).

Таким образом, вся информация об объектах недропользования, водопользования и строительства уже систематизирована в государственных информационных системах, т.е. государственные органы, отвечающие за постановку объектов НВОС на учет, смогут получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия.

Плата за НВОС

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, осуществляется при ведении государственного учета объектов НВОС (п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ). Следовательно, после постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны вносить плату за НВОС.

Вот только платными видами НВОС являются (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, природоохранное законодательство не определяет водопользование, недропользование и строительство как виды НВОС и не предусматривает внесение платы за НВОС в этой части.

Производственный экологический контроль

После постановки на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства лица, их эксплуатирующие, обязаны разработать программу ПЭК и ежегодно представлять отчет о результатах ПЭК. Существующие требования к программе ПЭК и форма ежегодного отчета не позволяют недропользователям, водопользователям и строителям реализовать эту обязанность.

Сроки постановки на учет

Напомним, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет до 01.01.2017 — это было предусмотрено п. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ[4]. Для объектов недропользования, водопользования и строительства какие-либо сроки постановки на учет отсутствуют. Следовательно, дедлайн в этом вопросе для таких объектов не наступает никогда, в связи с чем возможность распространить на них вновь возникшие отношения вызывает сомнения.

Нерадужные перспективы

Принудительное отнесение объектов недропользования, водопользования и строительства вне зависимости от их фактического НВОС к объектам III категории, оказывающим незначительное НВОС, вызовет очередной громкий скандал с участием Минприроды России.

Отсутствует какая-либо логика в отнесении поголовно всех объектов недропользования, водопользования и строительства к объектам НВОС, поскольку большая часть объектов будет регистрироваться ОИВС РФ, а Минприроды России вместе с Росприроднадзором будут ни при чем.

Постановка на государственный учет объектов недропользования, водопользования и строительства потребует единовременных расходов в несколько сотен миллионов рублей на создание и отладку нового государственного реестра объектов НВОС. В то же время Минприроды России отмечает, что все эти объекты оказывают незначительное НВОС.

Минприроды России придется существенно откорректировать Федеральный закон № 7-ФЗ, предложив измененную версию Правительству РФ для внесения в Государственную Думу РФ. Также Минприроды России должно будет разработать или откорректировать Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, форму заявки о постановке объектов недропользования, водопользования и строительства на государственный учет и многие другие нормативные правовые акты.

Вся эта деятельность будет вызывать законный интерес: почему вместо сокращения объема полномочий Росприроднадзора при проведении государственного экологического надзора, предусмотренного «регуляторной гильотиной», Минприроды России лоббирует существенное расширение обязанностей для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, соответственно, усиление государственного экологического надзора.

[1] Пункт 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2020; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» (в ред. от 30.12.2020).

[3] Статья 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 08.12.2020; далее — Закон № 2395-1).

[4] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: www.profiz.ru

Помещения, подлежащие категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности

Данной статьей хотелось в вопросе бы «поставить точку» в вопросе беспокоящем многих специалистов по пожарной безопасности, а именно в одной важной и часто встречающейся практической проблеме: какие помещения необходимо категорировать по пожарной и взрывопожарной опасности, а какие нет.

Ключевые слова: помещения, производственного назначения, складского назначения, помещения подлежащие категорированию, какие помещения категорируются

Единого мнения по вопросу того, что надо и что не надо категорировать в среде специалистов по пожарной безопасности не существует. И более того, нововведения прошлого года только запутывают вопрос, вместо того, чтобы внести ясность. Поэтому иногда, встречаются обозначения категории помещений даже в аптеках:

Знак обозначение категории помещения в торговом зале аптеки, город Москва, улица Никольская

Или категорируют торговые залы в супермаркетах

И главное — никто не уверен, что точно категорируется, а что нет.

По просьбе пользователей мы сначала перечислим все объекты, оценку пожарной опасности которых следует проводить, и приведем нормативное обоснование необходимости этой процедуры, чтобы не утомлять чтением людей занятых. А уже ниже покажем как именно мы пришли к данному перечню, если кто-то захочет разобраться в сути проблемы. Причем это перечисление нам придется приводить уже в двух таблицах. Нормотворцы МЧС в очередной раз постарались запутать нормы еще больше. Если в старой редакции СП 4.13130 помещения были перечисленны конкретно, то новая редация снова предоставляет непаханное поле для фантазий разных «проверяльщиков».

Итак помещения подлежащие категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности с 14 августа 2020 года.

Помещения подлежащие категорированию после 14 августа 2020 года

Производственные и технические помещения

часть 1,2 статьи 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

пункт 6.9.17 СП 4.13130.2013 (в действующей редакции)

письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 28 июля 2014 года № 3410эп-13-5-02

Складские помещения

часть 1,2 статьи 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

пункт 5.1.2 СП 4.13130.2013,

Официальные термины и определения в строительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном комплексе. — Москва: ФГУП «ВНИИНТПИ», 3-е изд. (с изменениями и дополнениями, 2006

По-моему всё стало только запутаннее. Ниже мы разберем подробно почему, а пока сравните с таблицей в предыдущей редации.

Помещения подлежащие категорированию до 14 августа 2020 года

Производственные и технические помещения

часть 1,2 статьи 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Читайте также:  Что такое тендер на строительство и как его провести

пункты 5.2.6, 5.4.2, 5.6.4 СП 4.13130.2013

письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 28 июля 2014 года № 3410эп-13-5-02

пункт 6.9.17 СП 4.13130.2013

письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 28 июля 2014 года № 3410эп-13-5-02

Складские помещения

часть 1,2 статьи 27 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

пункты 5.1.2, 5.4.2, 5.5.2 СП 4.13130.2013,

Официальные термины и определения в строительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном комплексе. — Москва: ФГУП «ВНИИНТПИ», 3-е изд. (с изменениями и дополнениями, 2006

Итак, для тех, кто хочет разобраться в сути — объяснение этих таблиц.

На профессиональных пожарных интернет-ресурсах, с периодичностью раз в полгода развертываются жестокие дискуссии на эту тему. Очень неглупые люди тратят невероятное количество энергии, рассуждая «надо-не надо». Эти споры, как правило, ведутся одними и теми же участниками и одинаковыми доводами «за» или «против» и, самое главное традиционной незаконченностью каждой такой пожарно-юридическо-демагогической баталии. В таких дискуссиях встречается много интересных мыслей, дающих повод задуматься и посмотреть на проблему с разных сторон, однако в них нет главного – какого-то общего вывода, чего-то, на что можно опираться в практике.

Именно этот пробел попробуем заполнить предлагаемой Вашему вниманию статьей. Попробуем расставить точки над i, определив нужность категорирования тех или иных объектов. Предпримем попытку сделать это точно, максимально однозначно и с обоснованием ссылками на нормы права, логику, принцип разумности, в противовес традиционным доводам о «сложившейся практике», «мнении старших товарищей из соответствующих органов» и «я же инспектор».

§ 1. КАКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПОДЛЕЖАТ КАТЕГОРИРОВАНИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА (БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ

Первое, что нужно понимать. Категорируется не всё, как это должно было бы быть (в этой статье мы подробно об этом рассуждали), а только лишь объекты определенного НАЗНАЧЕНИЯ.

То есть обязанность проводить данную процедуру привязана именно к определенному процессу, к деятельности, которая происходит на объекте. Важно отметить, что исторически, изначально, в первом нормативе, регулирующим этот вопрос процедура оценки опасности относилась только к производственным объектам и, внимание, только к складам, относящимся к этим объектам. Не любым, подчеркнём это, а только тем, которые были функционально связаны с производством.

Однако сейчас положение изменилось и любая кладовка, вне зависимости от производства – категорируется. Итак, первая и главная характеристика для понимания необходимости категорирования здания или его части — функциональное назначение.

И тут-то как раз и возникают споры, так как понять какое помещение относится к тому или иному НАЗНАЧЕНИЮ сложно. Вся проблема в том, что нормативно это описано очень неконкретно, нечетко и оставляет возможность для множества толкований. Мы провели анализ большинства документов, в которых прямо или косвенно, для разных этапов жизненного цикла здания указана необходимость категорирования.

Высший документ по уровню иерархии, который относится к нашей теме – Федеральный закон. Требование, приведенное в статье 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предписывает проводить категорирование. Также с этой точки зрения интересны часть 1 и часть 22 статьи 27 того же Федерального закона.

Далее следуют целых два Постановления Правительства. Когда здания еще нет «в натуре», в проектной документации сведения о категориях уже должны указываться. Об этом говорит подпункт «ж» пункта 26 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

В новой редакции данного Постановления, судя по его проекту, отдельный раздел по пожарной безопасности отсутствует, однако сведения о категориях все равно нужно указывать, как ни странно, в пояснительной записке (подпункт «с» пункта 10 Приложения к новой редакции Постановления). В следующих статьях мы подробно разберемся, почему это неверно. А пока примем это как факт – уже на этапе проектирования здания, требуется знать его категорию по взрывопожарной и пожарной опасности.

Когда здание строиться, вопрос категории стоит менее остро, но, тем не менее, он не должен оставаться без внимания, так как необходимо проследить, чтобы строители не забыли о степени огнестойкости некоторых категорируемых объектов, наличию в их ограждениях дверей с нормируемым пределом огнестойкости и иных требованиях. Несмотря на важность этого вопроса, отдельно вопрос категорий пожарной опасности при строительстве объектов нигде не отрегулирован.

Видимо категорически ошибочная презумпция добросовестности строителей (разбивающаяся без остатка о практику пожарных специалистов) подразумевает, что все строиться строго согласно проекту, а в проекте категории должны указываться и учитываться архитекторами, конструкторами, технологами и т.п. Поэтому требований пожарной безопасности, регулирующих категорирование на этапе строительства – нет. Если, конечно не считать переходного требования, которое можно применять и при сдаче объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. Это требование приведено в пункте 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, т.е. имеет уровень Постановления Правительства.

Это три нормативных правовых акта высшего уровня. Далее указания конкретизируются и относятся к необходимости уже конкретных видов объектов. Они приводятся в некоторых нормативных документах. Конкретику мы вынесли в таблицу в начало статьи, а ниже дадим некоторую оценку самих этих документов и их содержания.

Очень интересен в данной системе требований Свод правил СП 4.13130.2013 (в редакции действовавшей до 14 августа 2020 года). Именно в этом документе было довольно много конкретики, но он не выдерживал (как впрочем не выдерживает и в актуальной редакции) никакой критики с правовой точки зрения.

По какой-то причине требования свода правил прямо противоречили требованиям Федерального закона в части, касающейся назначения помещений. Документ высшего уровня говорит только о производственном и складском назначении и специально уточняет, что иные назначения не несут обязанности по категорированию по пожарной опасности.

А вот подзаконный акт – Свод правил — вносит еще одно дополнение техническое назначения объекта категорирования и конкретизирует их. То, что технические помещения нужно категорировать де-факто – однозначно и неоспоримо. То, что они относятся к классу Ф 5.1 тоже не вызывает сомнений. А вот то, что они подлежат категорированию «де-юре», очень сомнительно, как раз в силу данного противоречия.

Что имел в виду нормотворец в скобках под техническим назначением, что под производственным, а что под складскими – остается только гадать. Вряд ли кладовая имеет производственное назначение, скорее складское, к складским же относятся автостоянки. А вот котельные вызывают вопрос производственное это помещение, подлежащее категорированию, или техническое (не подлежащее оному в силу соответствующей статьи Федерального закона) это тема для обсуждения с МЧС. Если бы авторы Свода правил написали бы требование пожарной безопасности в следующей редакции: «производственного (в том числе технического) и складского и назначения», или просто опустили бы слова «технического» – вопросов бы не было. А в существующей редакции мы видим жесткое противоречия подзаконного акта – закону.

Полагаю, что не без влияния этой статьи нормотворцы решили внести изменения в СП 4, и казалось бы сделали доброе дело. Но это только казалось.

Из многочисленных пунктов, касающихся тех помещений этого свода правил о которых я пишу в предыдущем абзаце, и которые конкретизировали конкретные типы помещений, все свели в один пункт 5.1.2, настолько замечательный, что я приведу его полностью, прежде чем рассмотреть исключения из него.

Размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (ремонтные мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130 .

Какие инновации головное научное учреждение в области пожарной безопасности внесло в этот пункт.

Ну во-первых убрали «технические помещения». Но тут же заменили их на еще более непонятные помещения для «технического обслуживания». Что конкретно относится к ним — непонятно совершенно, так как присутствующее в нормах выражение и «тому подобное» (см. ниже) в прошлой редакции заменили на выражение «и так далее», что не добавило в норму определённости. Ну и точно указали, что «кладовые» категорируются, ведь это был большой вопрос, по которому также приходилось давать разъяснения (письмо ВНИИПО МЧС России от 26 января 2011 года № 13-5-02/283).

Из этого пункта, правда, сделали четыре ну просто волшебных исключения, каждое из которых нужно подробно разобрать, хотя бы, чтобы показать читателям, в какой глубокой. э-э-э. депрессии находится пожарное нормирование.

Приступим к анализу по тому порядку исключений, который представлен в своде правил.

1.

Так, допускается не определять категорию в тех помещениях общественных зданий , в которых НЕ ТРЕБУЕТСЯ защита установками пожаротушения и пожарной сигнализацией. Цитирую:

для помещений водоснабжения, канализации, мокрых помещений

и других помещений, оборудование которых

автоматическими установками пожарной сигнализации

и пожаротушения нормативными документами не требуется;

Большей нелепицы нельзя себе представить по ряду причин.

Первая из них — это прямое нарушение принципа пожарно-технической классификации. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности

применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение

возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей

и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.

Итак — Федеральный закон четко устанавливает, зачем мы категорируем помещения — чтобы в итоге, на основе этого категорирования, этой классификации, подобрать требования пожарной безопасности, т.е. условия при которых здание или помещение той или иной категории опасности было бы БЕЗОПАСНО. В понимании же авторов СП 4.13130.2013 если помещение не требуется оборудовать данными установками, то можно не определять его категорию. Но, простите великодушно, чтобы определить нужно или не нужно оборудовать помещение указанными установками нам нужно знать его категорию! Смотрим пункт 4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами:

В зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне,

следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений:
.
— категории В 4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов

функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности;

Итак, кладовые категории В4, например в офисном здании допускается не защищать ПС и АУПТ, но тогда не нужно и определять их категорию. стоп. но ведь определять категорию нужно, чтобы понять надо их защищать или нет! Чудесный замкнутый круг. Уроборос — змея кусающая себя за хвост!

Отдельно следует коснуться вопроса вентиляционных камер. Судя по этому «исключению» они тоже не категорируются, ведь в большинстве из них тоже не нужно предусматривать пожарную сигнализацию. Цитирую:

В зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне,

следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений:
. венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б),

Но, товарищи дорогие, а как быть с точно таким же требованием пожарной безопасности, которое предписывает категорировать вентиляционные камеры только в другом Своде правил. Смотрим для примера пункт 6.7 СП 7.13130.2013

6.7 Помещения для вентиляционного оборудования приточных систем вентиляции по взрывопожарной и пожарной опасности следует относить:

а) к категории В1, если в них размещены установки (фильтры и др.) с маслом вместимостью 75 л и более в одной из установок;

б) к категориям В1, В2, В3, В4 или Г, если система работает с рециркуляцией воздуха из помещений соответственно категорий В1, В2, В3, В4 или Г, кроме случаев забора воздуха из помещений, где не выделяются горючие газы и пыль или для очистки воздуха от пыли применяются пенные или мокрые пылеуловители;

Итак, по какому из документов МЧС нам жить? По тому который разрешает не делать, чтобы потом прокурор спрашивал, почему же Вы, товарищ инспектор не обязали сделать в соответствии с другим документом? Или в соответствии с тем, который предписывает делать, чтобы потом прокурор спросил: почему товарищ инспектор Вы кошмарите бизнес?

Но это по данному пункту далеко не всё. Очень интересен вопрос условия «И», в формулировке данного пункта. Чтобы не категорировать некоторые помещения нужно, чтобы они не защищались по нормам одновременно И пожарной сигнализацией И установками автоматического пожаротушения. А если необходимо защить помещение одним из указанных средств противопожарной защиты? То что?

Норма не работает?

Но это тоже, не предел. Перейдем ко второму исключению.

2.

Так, допускается не определять категорию в тех помещениях общественных зданий , которые подходят под следующее описание. Цитирую:

— для размещаемых по процессу деятельности общественного объекта

помещений санитарно-бытового назначения

(гардеробных, кладовых уборочного инвентаря,

белья, помещений мойки, стирки, глажения и т.п.);

В 2006-2008 годах я трудился пожарником в сети отелей Холидей Инн в Москве. Прекрасное время, которое я вспоминаю с ностальгией. И любой специалист по профилактике, работавший в отельном бизнесе сразу может определить наиболее опасное помещение с точки зрения вероятности возникновения пожара. Это бельевая комната, комната где осуществляется сбор и сортировка загрязненного постельного белья, скатертей, полотенец и комната где гладят уже чистое белье. Во-первых оно опасно из-за самого горючего материала — хлопка, обладающего высокой массовой скоростью выгорания, во-вторых из-за способа хранения — в навалку, в-третьих от того, что в данных помещениях имеются очень часто потенциальне источники зажигания — утюги.

Но видимо для теоретиков из ВНИИПО — это не опасно. Поэтому это помещение с повышенной пожарной нагрузкой не надо категорировать, а значит не надо выделять противопожарными преградами, с заполнением проемов противопожарными дверьми с устройствами для самозакрывания, защищать огнезадерживающими клапанами воздуховоды, предусматривать защиту бельепроводов. Зачем?

Головное научное учреждение в области пожарной безопасности же сказало самую сладкую для любого менеджера фразу: «МОЖНААА НЕ ДЕЛАТЬ». А пожары? А не замечать их, да и всё тут.

Но еще «круче» следующее исключение из категорирования.

3.

Так, допускается не определять категорию в тех помещениях общественных зданий , которые подходят под следующее описание. Цитирую:

— для кладовых любого назначения площадью до 10 м 2 , за исключением

хранения изделий с горючими газами или легковоспламеняющимися жидкостями

(кроме лекарственной, пищевой и парфюмерно-косметической продукции в мелкой расфасовке в соответствии с пунктом 5.5.3);

Я очень долго думал, что это за двойное отрицание в этой фразе, к чему относится слово «кроме» к «кладовым» или к словосочетанию «за исключением», и откровенно говоря так и не нашел однозначного ответа.

Давайте порассуждаем на примере. В общественном здании, например предприятии общественного питания есть кладовая. Площадью 9,9 м 2 и высотой 2,5 м. Нужно ли категорировать? Нет, так как ее площадь менее 10 м 2 .

Но, предположим в этой кладовой храниться муравьиная кислота — легковоспламеняющаяся жидкость (далее ЛВЖ). Получается, в этом случае эту кладовую всё-таки нужно категорировать.

А дальше интересный момент. Если слово «кроме» в скобках относится к к словосочетанию «за исключением», то мы должны проверить условия хранения этой ЛВЖ. Температура вспышки муравьиной кислоты 60°С, следовательно исходя из пункта 5.5.3 СП 3.13130.2013 «мелкой» расфасовкой считается объем сосуда в котором храниться эта жидкость до 5 литров.

Максимальная вместимость потребительской тары для мелкой расфасовки составляет:

— для ГГ — до 0,12 л, для аэрозольных упаковок с ГГ — до 0,82 л;

— для ЛВЖ с температурой вспышки в закрытом тигле до +23 °С: в стеклянной и полимерной упаковке не более 0,5 л, в металлической упаковке не более 1 л;

— для ЛВЖ с температурой вспышки в закрытом тигле от 23 до 61 °С — не более 5 л.

Тогда, получается что всё-таки категорировать не нужно. Конечно представить себе, что в этом помещении будет температура 60 °С затруднительно, но если вдруг такое случиться, то расчет изменения давления показывает, что в данном помещении произойдет взрыв с изменением давления 8,72 кПа, что позволит отнести это помещение к категории Б по взрывопожарной и пожарной опасности.

Т.е. гарантировано произойдет разрушение стены. Но мы к этому подготовиться не сможем. Ведь категорировать такого рода помещение больше не нужно. Однако взрыв жидкости с такой температурой вспышки возможен только в условиях развившегося пожара и пролива ее в помещении, где уже есть пожар. А вот следующий момент, который меня просто поразил при анализе этого пункта, возможен и в «нормальных» условиях.

Предположим, опять же, что в этом помещении будут хранить 5 килограммовый пакет с пшеничной мукой 1-го сорта. На верхней полке стеллажа, на высоте 2 метра. Судя по логике рассматриваемого требования пожарной безопасности категорировать это помещение не нужно — оно менее 10 м 2 и в нём не хранятся горючие газы и легковоспламеняющиеся жидкости. Про горючие пыли нормотворец забыл наверное.

Ну так если категорировать это помещение, то оно будет взрывоопасным и изменение давления взрыва в этом помещении составит 57 кПа. Это значит что на квадратный метр стены этого помещения будет давить почти 6 тонн. Представьте, что на 1 квадратный метр давит масса равная весу взрослого африканского слона.

Разрушатся не только ограждающие конструкции помещения, но еще и убьет тех людей, которые находятся рядом с этой кладовкой. Кто не понимает почему это так опасно — адресую к лекции профессора Абдурагимова И.М. А пока подытожим, потенциально взрывоопасное помещение исключено из категорирования и возможности применить в отношении этого помщеения требования пожарной безопасности (т.е. защитить людей) и всё, получается, благодаря усилиям научного института в области пожарной безопасности в деле инноваций.

Читайте также:  Договор купли продажи долевое строительство передаточный акт

Ну и примерно такие же возражения у меня имеются против следующего «исключения».

4.

Так, допускается не определять категорию в тех помещениях общественных зданий , которые подходят под следующее описание. Цитирую:

для помещений приготовления пищи

(с учетом требований к выделению пищеблоков в соответствии с пунктом 5.5.2),

а также для охлаждаемых камер для продуктов питания и камер для пищевых отходов.

Ну конечно же, ведь помещения для приготовления пищи настолько «безопасны», что пожары в них собирались даже выделить в отдельный класс пожаров. Конечно они настолько не важны для определения их пожарной опасности, что любой грамотный пожарный аудитор из любой западной компании в первую очередь идет на кухню. По мнению ВНИИПО — ничего страшного, давайте не будем их категорировать.

А давайте! Вот бы еще под персональную ответственность авторов этих инноваций. И вообще было бы хорошо.

Что касается холодильных камер, то мне исключение их из категорирования тем более странно, учитывая, что доктор технических наук, Леонид Петрович Вогман (к слову сотрудник того же ВНИИПО), столько писал на тему пожарной опасности промышленных и бытовых холодильников, что под них собирались разрабатывать специальный документ. К чему их категорировать. К чему вообще — обеспечивать пожарную безопасность?

Ну и в качестве «вишенки на торте», обратите внимание, что все эти исключения только для общественных зданий. Да-да, кладовая уборочного инвентаря в общественном здании — не опасна, а в промышелнном здании опасна. Гардероб в офисе не опасен, а на производстве — получается нужно категорировать. Холодильная камера с мясом в ресторане гостиницы — ерунда какая, аналогичная камера в пищеблоке промышленного предприятия в «исключение» не входит.

Может коллеги из ВНИИПО хотели по другому, но написали именно так.

Поэтому мы рекомендуем категорировать все объекты, упомянутые в ранней версии СП 4, потому что сомнительно рассчитывать на настолько неопределенные основания для того, чтобы не выполнять данную обязанность, как и на то, что суды будут в этом хитросплетении разбираться. Если у Вас (будь Вы руководитель объекта защиты, пожарный специалист, инспекор) на объекте защиты в общественном здании есть кладовка с мукой, то хоть сто раз она будет «исключением» — проверьте её, чтобы выработать меры безопасности. Ведь, представляете, мука-то — взрывается. И Ваша кладовка с мукой в общественном здании — может привести к проблемам, о которых Вы и не подозреваете.

Далее нельзя не упомянуть и о требованиях к категорированию вентиляционных камер, прописанных в другом Своде правил СП 7.13130.2013. Этот свод правил предписывает категорировать вентиляционные камеры и устанавливает отдельные правила их категорирования.

Следующий документ — СП 106.13130.2012. Он говорит о необходимости категорировать объекты сельского хозяйства (для содержания скота, промышленного зверя, птицы). Категорирование таких объектов отдельный, большой вопрос, как и категорирование теплиц, парников (СП 107.13130.2012) и вообще, объектов Минсельхоза России. В рамках заявленной темы можно сказать, что они могут быть включены в формируемую нами таблицу.

Свод правил СП 120.13130 Метрополитены также даёт очень странную таблицу с перечнем категорируемых объектов, таблицу, противоречащую требованиям Федерального закона. И если разногласия между СП4 и ФЗ-123 тонкие и не бесспорные, то СП 120 – это прямое его нарушение. Данный документ предписывает категорировать «буфеты» или «вестибюли», а также туалеты и душевые. Такой подход делает этот документ не применимым для наших целей. Хотя конкретика в этом документе безусловно есть, принятие категории без расчета абсолютно неправильно и в формируемую нами таблицу ни одно положение СП 120 не вошло.

Ну и наконец, требования Правил устройства электроустановок тоже, так или иначе, имели отношения к категориям электрощитовых по взрывопожарной и пожарной опасности. Так как указанный документ, конечно, не связан с системой технического регулирования, в рамках которой проводиться категорирование, то и включать его в систему документов регламентирующих категорирование мы не будем. Вопрос категорирования объектов для размещения электроустановок мы рассмотрим в отдельной статье, а тут только упомянем мнение ВНИИПО МЧС России о том, что электрощитовые категорировать нужно.

Итак, мы сделали обзор нормативных документов, которые даст понять посетителю нашего сайта http://www.firecategory.ru, какие именно требования закона дали нам основания рекомендовать ему категорировать производственные и складские помещения.

Но вот вопрос, а как понять, какие комнаты на именно его объекте производственные и складские, а какие нет. Был старый трюк, который, как не удивительно, до сих пор остался в практике многих хозяйственников, которые выполняют функции ответственного за пожарную безопасность. Это очень простой трюк: «Давайте напишем на двери помещения, что оно не хозяйственное. Авось прокатит». Ответ, почему так не надо делать и как поступить — правильно в следующем параграфе статьи.

§2. КАК МНЕ ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ НА МОИМ ОБЪЕКТЕ ОТНОСЯТСЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ, ТЕХНИЧЕКИМ ИЛИ СКЛАДСКИМ?

Предположим, уважаемый читатель, на Ваш объект пришел инспектор ГПН, пожнадзора, надзорной деятельности, эксперт независимой оценки риска, страховщик, как ни назови, любой проверяющий неприятен для того, к кому он приходит. Он приходит говорит – Вам надо определить категории таких-то, таких-то помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

Предположим, он говорит это, просто увидев помещение, осмотрев его визуально. Например, увидел станки, или стеллажи для хранения чего-либо и объявил, что помещение – производственное или складское. Это – только мнение этого конкретного инспектора, которое еще ни о чем не говорит.

Теоретически (а в свете недавнего послания Президента Российской Федерации еще и практически) инспектор должен доказать свое мнение. Доказать – это значит обосновать его ссылками на что-то. Лучше если это что-то будет нормативный документ, хуже разъяснения какого-либо органа власти, например МЧС России.

В нормативных документах я нашел только несоколько определений термина склад, которыми пожарные как правило не пользуются.

Определение

Источник

Здание или пространство внутри здания, предназначенное для хранения или распределения сырья, продукции и/или товаров

пункт 3.1.4.7* ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины.»

Специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

пункт 33 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»

Примечание — К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

И именно на такого рода доказательства должен опираться инспектор.

Если такого доказательства нет, и инспектор оперирует только лишь своим «авторитетным мнением», то это — неправильный и неграмотный подход. Мнение не является доказательством. И тут есть определенная сложность, заключающаяся в том, заключающаяся в том официальных определений терминов: производственное и складское помещение не существует.

Можно конечно было бы попробовать оперировать понятиями «производство» или «хранение» но, как мы видели из первого параграфе четкого описание и этих процедур нет. Это больше экономические процедуры, а экономика не настолько бюрократизирована, как другие сферы деятельности. И применить эти определения очень сложно. Ни одно из современных экономических определений термина «производство» нельзя использовать в пожарной практике, так как под эти определения попадают вообще все объекты, где кто-либо над чем-либо трудится.

Если подходить к этому вопросу как пожарный специалист-юрист-бюрократ, то есть только два способа доказательства – первый это экспликация помещений в сответствующем разделе проектной документации реконструкции (рис 2), второй экспликация к плану БТИ (рис 3). Всё. Других способов нет.

Также, в практической работе специалистов довольно часто происходит подмена понятий – функциональное назначение производственное или складское назначение помещений вольно и невольно путают с понятием класс функциональной пожарной опасности помещения. Это, до известной степени, нашло отражение и в нормативных документах. Так в СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001 указано:

Настоящий свод правил должен соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации производственных и лабораторных зданий, производственных и лабораторных помещений, мастерских (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1), а также складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья (грузов) (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2),

Как мы видим неявно определение здания как производственного привязано к классу его функциональной пожарной опасности. Тут тоже есть определенная неточность.

Назначение помещения, повторимся, указывается в экспликации, там же, где собственно указывается класс функциональной пожарной опасности. Однако тут есть небольшой логический казус. И класс функциональной пожарной опасности, и категория по взрывопожарной и пожарной опасности указывается для помещений определенного назначения, в том числе для производственных и складских.

Объект «А» (категория по пожарной опасности помещения) определяется через объект «В» (назначение помещения), объект «С» (класс функциональной пожарной опасности помещения) определяется через объект «В», но это совершенно не означает, что объект «С» может быть определен через объект «А». Закон нам подобного не предписывает.

А фактически мы не знаем, насколько правильно определён класс функциональной пожарной опасности помещения, чтобы использовать это определение для безусловного обоснования необходимости определения категории этого же помещения по взрывопожарной и пожарной опасности. Поэтому таким обоснованием может служить только само назначение помещений, определяемое, так как мы сказали выше или планом БТИ, или экспликацией помещения строительного проекта.

Поэтому, прежде чем выходить на проверку, грамотный инспектор должен запросить у Вас экспликацию к плану БТИ, те разделы проектной документации, где указано и посмотреть, что там указано. И если там не указано в точности то, что приведено в таблице в начале этой статьи — то инспектор, по сути, и не может предъявить к Вам претензий.

Поэтому ответ на вопрос, являющийся заголовком параграфа 2 данной статьи мы сформулируем следующим образом:

«Чтобы определить в отношении каких конкретно помещений на Вашем проводится категорирование Вам следует взять экспликацию Вашего плана БТИ или раздела АР проектной документации и сравнить её с нашим перечнем».

Однако, есть один «тонкий» момент, касающийся т.н. подсобных помещений. Многие специалисты считают, что если они обзовут кладовую или мастерскую подсобкой или кабинетом и т.п. то они могут таким нехитрым способом обмануть государство. Это не так. И это достаточно легко опровергается и определением термина «подсобное помещение» и практикой пожарного надзора.

Таким образом, если Вы используете подсобное помещение, как моечную, то инспектор не может предъявить к Вам претензий. Если же Вы используете подсобку как склад или мастерскую, инспектор имеет полное право предъявить Вам нарушение пункта 12 (до 1-го января 2020 года пункта 20) Правил противопожарного режима, так как хотя согласно экспликации к плану БТИ это назначение только «подсобное», но согласно определению этого термина оно может являться и кладовой, т.е. иметь складское назначение.

При этом грамотный инспектор, в данном случае может и должен будет доказывать, что этот кабинет или «служебная комната» на самом деле склад или мастерская. Он может и должен сделать фотографии хранящихся товаров, станков, инструментов, сырья, привлекать свидетелей, брать объяснения, снимать показания и т.д.

И вот когда он докажет, что подсобка имеет складское или техническое, он вполне может доставить таким хитрецам немного неприятностей. Например, привлечь виновное лицо, как за нарушение указанного пункта правил, так и за нарушение части 6 статьи 64, Техрегламента — неподачу декларации в случае изменения функционального назначения. Не стоит обманывать и хитрить. Судебная практика (например, постановление 18-го Арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 г. N 18АП-7560/2013) показывает, что попытки выдать складское помещение за «подсобное» обречены на неудачу.

Поэтому юридически правильно доказать необходимость категорирования возможно только ссылками на экспликацию помещений из официальных документов органов осуществляющих техническую инвентаризацию или из проектной документации.

Повторимся: сравниваете то, что написано в экспликации с фактом, а потом с таблицей в начале этой статьи и если что-то совпадает, то Ваше помещение подлежит категорированию. Хотя конечно, споры вести можно, можно спорить долго и именно несовершенство норм, терминов и определений по пожарной безопасности, даёт нам такую возможность.

И это делает просто необходимым практической работы нормативно утвержденный список таких помещений, который будет обязателен для использования при разработке проектной документации на строительство и в работе бюро технических инвентаризаций! А такого списка – нет. В нормах, как мы видели есть только лишь некие перечисления в скобках, с совершенно недопустимыми в нормативных документах выражениями «и тому подобное», которые дают огромное поле для фантазий, подогреваемых несовершенством норм, противоречия их положений друг другу.

§ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ

Тут конечно некоторые коллеги возразят – в нормах есть выражение: «и тому подобное», о котором мы уже негативно отзывались, и готовы отзываться точно так же еще раз. Смотрите в нашей экспликации (иллюстрация выше) есть функциональное назначение «цех». Он подобен мастерской? Или «кладовой»? Или лаборатории?

Я не знаю, а главное не понимаю, почему я должен ломать голову над признаками подобия, вместо того, чтобы посмотреть уже упоминаемый нами список, перечень и просто знать, что делать. С точки зрения одного человека цех – подобен мастерской, а с точки зрения другого человека вовсе не подобен.

Повторимся, нам, практическим специалистам, необходимо точно знать определение терминов производственное и складское для проведения работ по категорированию.

Выход видится нам в использовании для такого рода определений уже существующий, очень хороший и детальный документ Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД).

Поэтому мы рекомендовали бы МЧС России изложить данные определения в следующей редакции:

— Помещения производственного назначения, – в которых осуществляются следующие виды деятельности по ОКВЭД: и перечислять все, что нужно.

— Помещения складского назначения – в которых осуществляются следующие виды деятельности по ОКВЭД: и, тоже, перечислять все, что нужно.

Кроме того, безусловно, необходимо в спорных случаях определить порядок определения фактического назначения и предоставить специальной комиссии, в которую будет входить и представитель пожарного надзора, право определять это самое назначение.

Конечно это трудоемкий путь, требующий объемной, скрупулезный и нудной работы. Но этот путь позволит избавиться от неопределенности, так как помимо перечисления видов деятельности данный классификатор включает в себя и их описание.

Привязка определения помещений производственного назначения к данному классификатору позволит, наконец, поставить точку и в давнем споре о том, необходимо ли категорировать электрощитовых в зданиях и сооружениях различного назначения. По этому поводу спор среди пожарных специалистов ведется не менее часто, чем по поводу самих производственного назначения.

По этому вопросу в МЧС обращались наши коллеги, чье письмо мы приводим ниже:

На данное обращение был подготовлен ответ, содержащий по нашему мнению две ошибки.

Источник: firecategory.ru

Критерии отнесения объектов к категории НВОС (ред. от 07.10.2021)

Давайте поговорки о критериях, по которым объекты негативного воздействия относят к той или иной категории.

И так все объекты по степени опасности делятся на категории:

  • объекты I категории (значительное негативное воздействие)
  • объекты II категории (умеренное негативное воздействие)
  • объекты III категории (незначительное негативное воздействие)
  • объекты IV категории (минимальное негативное воздействие)

ДРУЗЬЯ

К I категории относятся объекты, на которых осуществляется деятельность:

1) по производству кокса;
2) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;
3) по производству нефтепродуктов;
4) по добыче и (или) обогащению железных руд;
5) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины) за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;
6) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
7) по металлургическому производству с использованием оборудования:

  • для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);
  • для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);
  • для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);
  • для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
  • для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);
  • для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);
  • для производства ферросплавов;

8) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

  • стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);
  • огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более);
  • керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
  • цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);
  • известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

9) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

  • простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);
  • кислородсодержащие углеводороды — спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;
  • серосодержащие углеводороды;
  • азотсодержащие углеводороды — амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;
  • фосфорсодержащие углеводороды;
  • галогенированные углеводороды;
  • полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;
  • синтетический каучук;
  • синтетические красители и пигменты;
  • поверхностно-активные вещества;
Читайте также:  Как придумать название компании по строительству

10) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

  • газы — аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода (за исключением диоксида углерода), соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид;
  • кислоты — хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;
  • основания — гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;
  • соли — хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия;
  • неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения — карбид кальция, кремний, карбид кремния;
  • специальные неорганические химикаты — цианид натрия, цианид калия;
  • оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

11) по производству:

  • пестицидов;
  • минеральных удобрений;

12) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

  • утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:
  • — отходов I-III классов опасности;
  • — отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
  • утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:
  • — отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более);
  • — отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более);
  • — отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);
  • — обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок;

13) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);
14) по размещению отходов производства и потребления в части, касающейся:

  • размещения отходов I и (или) II классов опасности;
  • размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью 500 тонн в год и более);
  • захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более);

15) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс.куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);
16) по производству:

  • целлюлозы и (или) древесной массы;
  • бумаги и (или) картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

17) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);
18) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);
19) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

  • мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);
  • продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более или 1500 тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

20) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более);
21) по выращиванию и разведению свиней:

  • с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.);
  • с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.);

22) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

23) по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);
24) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

  • по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);
  • по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

К объектам II категории относятся объекты имеющие следующие признаки:

1) по обеспечению:

  • электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
  • паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного;
  • руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на россыпных месторождениях и (или) их подготовке;
  • полезных ископаемых, не указанных в разделе I настоящего документа и не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым;

3) по металлургическому производству с использованием оборудования:

  • для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);
  • для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);
  • для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);
  • для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
  • для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

4) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

  • стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
  • огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки);
  • керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
  • цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);
  • известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

5) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки), диоксида углерода;

6) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс.куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

7) по производству бумаги и (или) картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки), фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит;

8) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

9) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

10) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

  • мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);
  • продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) или менее 1500 тонн готовой продукции в сутки при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

11) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 2 млн. птицемест);

12) по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа);

13) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

  • по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);
  • по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет более 5 тонн в год и менее 200 тонн в год);

14) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

15) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

16) по эксплуатации:

  • радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

17) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях;

18) по производству искусственного графита;

19) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

  • углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
  • других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

20) по производству:

  • сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
  • резиновых изделий на основе резиновых смесей;

21) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

22) по складированию и хранению:

  • нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более);
  • пестицидов (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);
  • агрохимикатов (с общей проектной вместимостью 5 тыс. тонн и более);

23) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

  • размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 500 тонн в год);
  • хранения отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);
  • захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год);
  • утилизации, обезвреживания отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация) (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
  • утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок:
  • отходов I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час);
  • отходов II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час);
  • отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час);
  • обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности с применением оборудования и (или) установок (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
  • утилизации отходов IV и V классов опасности (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок;
  • обработки отходов производства и потребления I-III классов опасности;

24) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более), бетонного раствора (с проектной производительностью 25 куб. метров в час и более), асфальтобетонной смеси (с проектной мощностью 20 тыс.куб. метров в год и более);

25) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

26) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

27) по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

28) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

29) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

30) по производству фармацевтических субстанций.

1) объектом инфраструктуры порта, расположенного на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более), не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

2) объектом инфраструктуры морского порта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

3) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

4) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта, не соответствующим критериям, установленным в разделе IV настоящего документа.

К III категории относятся объекты со следующими характеристиками:

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

5. Объект является:

1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности.

6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;
2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;
3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;
4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;
5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.

К IV категории относятся объекты со следующими характеристиками:

7. Наличие одновременно следующих критериев:

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего документа);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

8. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт и менее) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час и менее при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.

9. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа.

10. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).

11. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев.

Источник: mirecologa.ru

Рейтинг
Загрузка ...