Категории лицензий в строительстве и проектировании
Строительством является строительство новых, а также расширение, модернизация, техническое перевооружение, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов.
При осуществлении государственных закупок работ по строительству либо разработке технико-экономического обоснования ( далее – ТЭО ), проектно-сметной документации и градостроительных проектов, а также инжиниринговых услуг (авторский и технический надзор) обязательным требованием, предъявляемым к потенциальному поставщику, является наличие соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.
Кроме того, нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в число которых входит осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства без лицензии, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
В данной статье разберем, как правильно определить категорию лицензии на проектирование и строительно-монтажные работы ( далее – СМР ), аттестацию экспертов для осуществления инжиниринговых услуг, а также проведения экспертизы градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации ( далее – ПСД ) исходя из технической сложности объекта, строительство которого необходимо осуществить.
Проектная деятельность и СМР
Отдельные виды деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.
Физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства делятся на следующие категории :
- I категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;
- II категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;
- III категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.
Уровень ответственности объекта строительства определяется в соответствии с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам (утверждены приказом Министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 165).
Уровень ответственности объекта строительства определяется в соответствии с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам (утверждены приказом Министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 165).
К технически сложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:
- первого (повышенного) уровня ответственности;
- второго (нормального) уровня ответственности.
К технически несложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:
- второго (нормального) уровня ответственности, не относящиеся к технически сложным;
- третьего (пониженного) уровня ответственности.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что: ► для объектов первого (повышенного) уровня ответственности допускается лицензия на проектирование и строительство только I категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности допускается лицензия I и II категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности, не относящихся к технически сложным, и третьего (пониженного) уровня ответственности допускается лицензия I, II и III категории.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что: ► для объектов первого (повышенного) уровня ответственности допускается лицензия на проектирование и строительство только I категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности допускается лицензия I и II категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности, не относящихся к технически сложным, и третьего (пониженного) уровня ответственности допускается лицензия I, II и III категории.
Отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.
Заявители, подавшие заявление на получение лицензии на проектную деятельность и СМР, и лицензиаты, осуществляющие данные виды деятельности, должны иметь в своем составе аттестованных инженерно-технических работников.
Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками, участвующими в процессе проектирования и строительства, в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается.
Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками, участвующими в процессе проектирования и строительства, в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается.
Инжиниринговые услуги
Инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – это комплекс услуг (технический и авторский надзор), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей.
Авторский надзор в обязательном порядке осуществляется в течение всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов за счет средств, предусматриваемых в проектной документации (ПСД) на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.
Технический надзор осуществляется заказчиком самостоятельно и (или) с привлечением экспертов, имеющих соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за счет средств, предусматриваемых в ПСД на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.
В соответствии с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики РК от 27 ноября 2014 года № 114, эксперты по осуществлению авторского надзора подразделяются по следующим специализациям:
- по объектам первого уровня ответственности – в части архитектуры;
- по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части архитектуры;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций.
Эксперты по осуществлению технического надзора подразделяются на следующие специализации:
- по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам первого уровня ответственности – в части инженерных сетей;
- по объектам первого уровня ответственности – в части технологического оборудования;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части инженерных сетей;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части технологического оборудования.
Таким образом, на объектах первого (повышенного) уровня ответственности инжиниринговые услуги технического и авторского надзора осуществляются при наличии экспертов с аттестатом только по объектам первого (повышенного) уровня ответственности.
На объектах второго и третьего уровней ответственности осуществление услуг технического и авторского надзора допускается при наличии экспертов с аттестатом первого, второго и третьего уровней ответственности.
Государственные закупки услуг авторского надзора осуществляются на основании подпункта 48) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) с потенциальным поставщиком, являющимся автором проекта.
Государственные закупки услуг авторского надзора осуществляются на основании подпункта 48) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) с потенциальным поставщиком, являющимся автором проекта.
Государственные закупки услуг технического надзора осуществляются способами, предусмотренными Законом.
На технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности технический надзор должен производиться аккредитованными юридическими лицами, имеющими в своем составе не менее 3 экспертов, имеющих аттестат на выполнение технического надзора соответствующего уровня ответственности.
Физические лица, имеющие аттестат эксперта технического надзора, осуществляют деятельность на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.
Таким образом, на объектах первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять только аккредитованные юридические лица.
На объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять как аккредитованные юридические лица, так и физические лица (ИП).
Физические лица и аккредитованные юридические лица при осуществлении деятельности по техническому надзору обязаны иметь на праве собственности или аренды средства измерений и контроля, нормативную документацию и аккредитованную лабораторию (привлеченную).
Экспертиза проектов строительства объектов
Комплексная вневедомственная экспертиза проектов в области строительства объектов проводится экспертными организациями и осуществляется экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) ТЭО или ПСД.
Комплексная градостроительная экспертиза проектов в области градостроительного планирования территорий проводится экспертными комиссиями или экспертными группами, в состав которых включаются эксперты, аттестованные по соответствующим разделам (частям) проектов. При этом могут привлекаться для участия в комплексной градостроительной экспертизе в качестве консультантов специалисты проектных организаций, специализированных научно-исследовательских институтов.
Экспертиза проектов подразделяется на следующие виды :
- экспертиза проектов (комплексная вневедомственная экспертиза ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, осуществляемая аккредитованными экспертными организациями или экспертами, имеющими соответствующий аттестат;
- комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства (ТЭО и ПСД), отнесенная к государственной монополии;
- комплексная градостроительная экспертиза – обязательная экспертиза градостроительных проектов различного уровня, осуществляемая:
– экспертными комиссиями, образуемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, по проектам, утверждаемым Правительством РК;
– экспертными группами, образуемыми соответствующими местными исполнительными органами по проектам, утверждаемым маслихатами;
- межгосударственная экспертиза проектов, представляющих взаимный интерес для двух и более государств – участников соответствующих международных договоров по проектированию и строительству объектов или градостроительному планированию смежных приграничных территорий, осуществляемая международными экспертными комиссиями, создаваемыми уполномоченными органами заинтересованных государств.
Остановимся подробнее на комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства, отнесенной к государственной монополии .
К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (ТЭО и ПСД) для:
- строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
- реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных:
– к потенциально опасным;
– технически и (или) технологически сложным.
Комплексную вневедомственную экспертизу, относящуюся к государственной монополии по объектам первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности, осуществляет государственная экспертная организация (РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (РГП «Госэкспертиза»)).
Комплексную вневедомственную экспертизу, относящуюся к государственной монополии по объектам первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности, осуществляет государственная экспертная организация (РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (РГП «Госэкспертиза»)).
Аккредитованные экспертные организации проводят обязательную комплексную вневедомственную экспертизу проектов (ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.
Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, отнесенной к государственной монополии, то есть по объектам потенциально опасным и технически и (или) технологически сложным, осуществляются на основании подпункта 36) пункта 3 статьи 39 Закона.
Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, отнесенной к государственной монополии, то есть по объектам потенциально опасным и технически и (или) технологически сложным, осуществляются на основании подпункта 36) пункта 3 статьи 39 Закона.
Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы по технически несложным объектам осуществляются способами, предусмотренными Законом.
Экспертные организации должны иметь в своем составе не менее 5 экспертов, аттестованных по специализациям, соответствующим основным разделам проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что определение категории разрешения (лицензии) при проектировании и строительстве, а также вид аттестата экспертов инжиниринговых услуг и экспертизы проектов напрямую зависят от вида уровня ответственности объекта строительства .
При осуществлении государственных закупок в области строительства для исключения риска отмены закупки из-за неверного установления требования по наличию разрешения (лицензии) и срыва сроков осуществления процесса строительства в целом необходимо в точности определять уровень ответственности объекта строительства.
ИсточникКатегории технического состояния зданий
Конструктив любого строительного объекта в процессе эксплуатации подвергается воздействию разнообразных техногенных, климатических, механических и других факторов, что приводит к появлению деформаций и повреждений, ухудшению функционально-несущих способностей конструкций. Чтобы предотвратить разрушение строений и возникновение аварийных ситуаций регулярно нужно проводить их специализированные исследовательские мероприятия с определением категории технического состояния зданий и сооружений.
Что такое категория техсостояния строительного сооружения
Категория технического состояния здания – это совокупность характеристик, определяющих эксплуатационную пригодность всей строительной конструкции и ее конструктивных элементов. Оценка категории предоставляет подробную фактическую информацию и прочностных, несущих и функциональных особенностях объекта.
Для чего необходимо определение категории объекта
Определение категории технического состояния здания необходимо для получения фактических значений о состоянии объекта, установления степени повреждения конструкции и принятия решения о возможности ее безопасной эксплуатации в дальнейшем.
Установление категории может потребоваться в разных случаях:
- перед планированием реконструкции или капитального ремонта строения;
- при проведении работ по усилению несущих конструкций;
- перед совершением сделки купли/продажи недвижимого объекта;
- при оформлении кредита и предоставлении обследуемого объекта в качестве залога;
- при наступлении страхового случая;
- при необходимости установить реальное состояние сооружения, прилегающего к площадке будущей застройки.
Помимо указанных выше случаев установление категории может потребоваться также по другим причинам, например, по инициативе собственника объекта.
Какие бывают категории состояния сооружений и зданий
Согласно СП 13-102-2003 и СНиП выделяют следующие категории технического состояния конструкций здания:
- исправное состояние. Это сооружения, в которых в ходе исследований не выявлено повреждений и дефектов, способных ухудшить несущие способности и общее состояние строений;
- работоспособное состояние. К этой группе принадлежат объекты, в которых если даже обнаружены один или несколько отклонений от норм, но работоспособность здания в реальных эксплуатационных условиях они не понижают;
- ограниченно-работоспособное состояние. Такую категорию присваивают объектам, если в процессе обследований в них обнаружены понижающие технико-эксплуатационные показатели изъяны, но при этом отсутствуют риски разрушения здания;
- предаварийное недопустимое состояние. Присвоение сооружению такой категории говорит о том, что его характеристики ухудшены до критического состояния и без проведения работ по усилению несущих элементов пребывание людей в таком здании и сохранность оборудования подвергаются рискам;
- аварийное состояние. Присутствуют серьезные повреждения, требующие немедленного устранения путем проведения капитального ремонта. Без ремонтных мероприятий эксплуатация объекта невозможна.
Определение категории техсостояния здания также регламентируется ГОСТ 31937-2011. В этом случае обследование конструкций выполняется с одновременным исследованием грунтового основания. По результатам проверки зданию присваивают одну из категорий техсостояния:
- нормативное;
- работоспособное;
- ограниченно-работоспособное;
- аварийное.
Для объектов в работоспособном и нормативном состояниях отсутствуют какие-либо препятствия для последующей эксплуатации. При ограниченном состоянии возникает потребность в проведении ремонтно-восстанавливающих работ. Невозможным дальнейшее функционирование сооружения считается при аварийном состоянии.
Если дополнительно возникает потребность оценить состояние объекта по физическому износу, то при проведении исследовательских мероприятий эксперты руководствуются ВСН правилами и таблицей.
Для каких документов используют категории техсостояния
По результатам исследований экспертами составляется заключение, в котором указывается установленная оценка категории технического состояния здания. В заключении содержится:
- подробное описание характеристик обследуемого объекта;
- полученные при проведении проверочных мероприятий результаты;
- перечень всех обнаруженных при исследовании дефектов и повреждений;
- результаты лабораторных испытаний и инструментальных измерений материалов, из которых изготовлены несущие конструктивные элементы;
- схемы, чертежи и расчеты, выполняемые в процессе проверки.
Также в документе есть выводы о необходимости усиления отдельных несущих конструкций и рекомендации по выбору эффективных способов устранения дефектов.
Обследование зданий и сооружений с определением категории их технического состояния в компании «БТЭ»
«Бюро Технических Экспертиз» проводит исследования состояния объекта, предоставляя заказчику достоверный отчет с определением категории технического состояния строения. Инженеры компании готовы оперативно и качественно провести исследовательские мероприятия. услуги оказываются физическим лицам и юридическим организациям.
Заказав экспертное обследование с определением категории техсостояния здания или сооружения в компании, вы получите техническое заключение с точными результатами, проверочными расчетами, графическими и фотоматериалами, выводами и рекомендациями.
Источник2. Распределение объектов капитального строительства по категориям сложности
Со строительством более 50 % многоэтажных зданий по индивидуальным проектам.
При строительстве уникальных комплексов
Малоэтажная городская застройка коттеджами
Застройка домами усадебного типа
Объекты благоустройства и озеленения
Благоустройство и озеленение территории
Сельских населенных мест, коммунальных и промышленных зон при простых требованиях к благоустройству
Городских, дачных, заводских территорий при средних требованиях к благоустройству, малые архитектурные формы
Территории с особо высокими требованиями к благоустройству, кладбища
Посадка ветро- и шумозащитных полос, устройство велосипедных, саночных и пешеходных трасс (терренкуров)без оборудования и технического оснащения
Жилые дома и общежития
Хозяйственные и вспомогательные постройки при домах
Садовые домики, временные (летние) жилые дома
С общими кухнями и санузлами
С санузлами при комнатах и развитой общественной частью
Многоэтажные жилые дома: Малоэтажные дома усадебного типа
Для муниципального строительства
Малоэтажные муниципальные и частные дома городского типа
Особняки, виллы, террасные жилые дома и градостроительно особо значимые многоэтажные дома и комплексы
Временные павильоны для игр и танцев
Читальные и выставочные павильоны в парках культуры
Выставочные залы, сельские клубы, музеи-усадьбы, квартиры-музеи
Дома культуры, библиотеки, тематические музеи
Национальные галереи, музеи, библиотеки, культурные центры,
Временные павильоны для демонстрации кино- и видеофильмов
Крытые эстрады и кинотеатры
Кинотеатры до 1000 мест, видеоцентры
Киноконцертные залы и кинотеатры более 1000 мест
Театры, киноцентры, парки
Детские и образовательные учреждения
Игровые площадки, солярии
Детские дошкольные учреждения
Специализированные школы, лицеи, гимназии, техникумы, ПТУ
Высшие учебные заведения
Кемпинги, мотели, турбазы III-го разряда
Многоэтажные III-IV разряда
Многоэтажные I-II разряда
Малоэтажные II-III разряда
Малоэтажные I разряда
Учреждения для отдыха и туризма
Палаточные лагеря, туристические стоянки, лыжные базы
Летние лагеря для детей и юношества, базы отдыха, приюты альпинистов
Лагеря для детей и юношества круглогодичного пользования
Пансионаты, профилактории, дома отдыха, санатории до 500 мест
Санатории на 500 мест и более, туристические комплексы высшего разряда
Игровые поля и стадионы до 10 тыс. мест
Без подсобных помещений
С сезонными подсобными помещениями
С трибунами и подтрибунными помещениями
Стадионы до 40 000 мест
Крытые стадионы на 40 000 мест и более, дворцы спорта
Специализированные НИИ и лаборатории
Учреждения торговли, общественного питания, коммунально-бытового обслуживания населения
Временные павильоны, киоски, навесы
Небольшие магазины и пункты бытового обслуживания круглогодичного действия
Столовые, кафе, магазины и предприятия коммунально-бытового обслуживания
Торговые дома, крупные универсальные и специализированные магазины, рестораны
Почтамты, телеграф, почтовые сортировочные узлы
Автоматические телефонные станции
Автоматические телефонные станции с узлом связи
Здания городской думы, мэрии, центры общественно-политической деятельности, правительственные офисы, деловые центры, банки
Медпункты, фельдшерско-акушерские пункты
Поликлиники, амбулатории, аптеки, хозкорпуса больниц, станции скорой мед. помощи, молочные кухни, СЭС
Вольницы, медицинские центры, лечебно-диагностические корпуса, роддома, больничные комплексы, станции переливания крови, станции скорой помощи
Преимущественно стандартное оборудование и оснащение
Специализированные медицинские центры, многопрофильные больницы
Уникальное оборудование и оснащение, новейшие технологии
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) с ячейками в том числе:
Строительство новой ВЛ
ВЛ напряжением 35-220 кВ
ВЛ напряжением 330-500 кВ
ВЛ напряжением 750-1150 кВ
Линейные и реакторные ячейки и открытое распределительное устройство электростанции (ОРУ)
Строительство новых, расширение и реконструкция действующих ячеек и ОРУ
Большой переход ВЛ через водные преграды в том числе:
Строительство нового большого перехода ВЛ
ВЛ напряжением 110-500 кВ
ВЛ напряжением 750-1150 кВ
Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) на воздушной линии электропередачи
Монтаж ВОЛС на действующей ВЛ с ее реконструкцией
Трансформаторная подстанция (ПС) с заходами ВЛ, в том числе:
Строительство новой, расширение и реконструкция действующей ПС и заходов ВЛ
ПС напряжением 35-220 кВ
ПС напряжением 330-500 кВ
ПС напряжением 750-1150 кВ
Заходы ВЛ 110-750 кВ
Закрытая ПС глубокого ввода напряжением 110-220 кВ
Строительство новой, реконструкция действующей ПС
Тепловые электрические станции (ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС)*
Строительство новых, расширение и реконструкция действующих ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС
Гидроэлектростанции (ГЭС, ГАЭС)*
Строительство новой ГЭС, ГАЭС
Атомные электростанции (АЭС)*
Строительство новых, расширение действующих АЭС
Ремонт и модернизация оборудования электростанций
Объекты нефтяной и газовой промышленности
Магистральные нефтепроводы и газопроводы и ответвления от них
Линейная часть магистральных нефтепроводов и газопроводов и ответвлений от них
Переходы нефтепроводов и газопроводов через водные преграды
Компрессорные станции (КС) магистральных газопроводов
Подземные хранилища природного газа
Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)
Объекты обустройства нефтегазоконденсатных месторождений
Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений
Газорегуляторные пункты, газораспределительные станции, контрольно-распределительные пункты, внутренние устройства газоснабжения объектов жилищно-гражданского назначения, промышленных предприятий, зданий и сооружений
Объекты транспорта и хранения сжиженных углеводородных газов
Активная (электрическая) защита подземных сооружений от коррозии
Линии технологической связи объектов газового хозяйства
Автоматизированные системы объектов газового хозяйства
Электроснабжение газорегуляторных пунктов ТРП) и газораспределительных станций (ГРС)
Прочие объекты и сооружения газовой промышленности
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты коммунального хозяйства и стройиндустрии
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия
категория сложности устанавливается Заказчиком (Инвестором) с учетом методических подходов, принятых в данной таблице
Автотранспортные предприятия (в т. ч. автодормехбазы, авто-парки), предприятия электротранспорта (троллейбусные, трамвайные депо, тяговые подстанции)
Размещение в промзонах
Размещение вблизи магистралей и центра, с повышенными требованиями к архитектурному облику
Боксовые и одноэтажные без очистных сооружений
С очистными сооружениями
Многоэтажные надземные и подземные
Производственные базы строительных и монтажных организаций
Производственные базы предприятий общественного транспорта
Районные тепловые станции и котельные
Хранилища, ангары, склады, сельскохозяйственные и
С инженерным обеспечением
Складские комплексы материально-технического снабжения, склады продовольственного, непродовольственного и др. назначения, плодоовощехранилище
С инженерным оборудованием
Объекты агропромышленного комплекса
На существующих предприятиях с инженерным обеспечением
Цеха по производству консервов, кулинарии, колбасных, кондитерских изделий и других продуктов
Сооружения гражданской обороны, подземные гаражи-стоянки
Автозаправочные станции диагностики, станции технического обслуживания автомобилей
Мусороперерабатывающие заводы, мусороперегрузочные станции
Корпуса фабрик-прачечных, химчистки, бани
Банно-оздоровительные комплексы I разряда
Городские инженерные сооружения и коммуникации
Городские магистрали и сети водопровода, канализации (в т. ч. дождевой), газопроводы, тепловые сети, сети связи, электрические сети, кабельные линии передачи
Одиночные линии в пригородной зоне или на территории, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций
По городским проездам и застроенной части города при наличии существующих подземных коммуникаций
Вблизи наземных или подземных сооружений, с пересечением железных дорог или метрополитена, с применением закрытой проходки, в сложных гидрогеологических условиях с применением спецметодов, наружное освещение
Обустроенные центральные тепловые пункты
Городские транспортные сооружения, мосты, тоннели, путепроводы, переходы, набережные, причалы, мостовые переходы для прокладки инженерных коммуникаций через ж. д. пути
В пригородной зоне или на свободной от застройки территории города, с применением типовых конструкций
То же, с применением индивидуальных конструкций
Городские транспортные магистрали, улицы и дороги, трамвайные пути, внутриквартальные проезды, транспортные развязки, автостоянки, конечные станции и площадки для отстоя и хранения общественного транспорта (в т.ч. сооружения для обслуживания), пешеходные улицы, тротуары, аллеи и дорожки в парках
На свободной от застройки территории города, на рельефе местности с уклоном от 5 до 40 градусов по заданным красным линиям, отметкам, поперечному профилю
В районах сложившейся опорной застройки или с уклоном рельефа от 0 до 5 град. и более 40 градусов по заданным красным линиям, отметкам и поперечному профилю
При наличии ирригационной системы или с корректировкой или разработкой красных линий, отметок и поперечного профиля
Коммуникационные тоннели (коллекторы для подземных коммуникаций)
На территории города, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций
В застроенной части города, совместно с другими подземными коммуникациями или при наличии существующих
В сложных гидрогеологических условиях, с применением спецметодов, индивидуальных конструкций, закрытой проходки
Специальные методы строительства (водопонижение, замораживание, химическое закрепление грунтов), «стена в грунте», опускные колодцы, проколы и др.
Водозаборы из подземных и наземных источников, газораспределительные станции (пункты), трансформаторные подстанции, распред. пункты
Очистные сооружения природных, бытовых и производственных сточных вод
Водопроводные, канализационные насосные станции
Активная защита от электрокоррозии
Всех типов на внутренних линиях
На межреспубликанских и международных линиях
Объекты и сооружения автомобильных дорог
Автомобильные дороги местного значения, внутрипромысловые дороги и подъезды, постоянные внутренние дороги совхозов и колхозов, служебные и патрульные дороги
С интенсивностью движения до 200 авт./сут.
Автомобильные дороги областного или районного значения, дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов
С интенсивностью движения от 200 до 1000 авт./сут.
Подъездные дороги промышленных предприятий, обслуживающие технологические перевозки, выполняемые автомобилями особо большой грузоподъемности и размеров
Дороги общегосударственного и республиканского значения, основные дороги областного или районного значения (при отсутствии областного деления), подъезды к населенным пунктам, железнодорожным узлам, речным и морским портам, местам массового отдыха населения, подъездные дороги предприятий, в том числе дороги, соединяющие отдельные предприятия или группы предприятий между собой, с сырьевыми разработками, железнодорожными станциями, речными и морскими портами, основные межпромысловые дороги
С интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут.
Автомобильные дороги общегосударственного значения, подъезды от крупных городов к аэропортам, речным и морским портам
Источник