Все ругают кубанское правосудие. Обычно вспоминают судью Хахалеву и краснодарский краевой суд, какие-то феноменально «странные» решения сочинских судов. Критикуют и ФАС СКО за «креативные» решения.
А я сейчас хочу похвалить кубанское правосудие. А конкретно — судью арбитражного суда Краснодарского края А.Л. Назыкова.
В деле N А32-25814/2019 Газпромнефть против администрации Кореновского городского поселения Кореновского района Краснодарского края он обсуждает вопрос о то, что такое оборудование АЗС.
«Основной вопрос в данном споре может быть сформулирован следующим образом: чем по отношению к земле выступают автозаправочная станция, включающая такие традиционные для данной отрасли объекты как подземные резервуары для хранения топлива и септик, а также помещение операторской.
Суд не может согласиться с предложенной истцом классификацией резервуаров и септика автозаправочной станции, равно как и самой этой автозаправочной станции, ни в качестве самостоятельных недвижимых вещей, ни как частей неделимой вещи, ни в качестве автозаправочного или иного комплекса. Рассуждая о таких вещах, которые изначально были движимыми, но затем были неразрывно (в большей или меньшей степени) связаны с землей, следует исходить из юридической максимы: ‘‘quicquid plantatur solo, solo cedit’’ (чтобы ни было прикреплено к земле – становится её частью).
Земли сельхозназначения. Что на них можно делать?
Именно эта максима предваряет доктрину о так называемых «fixtures» – всевозможных устройствах, приспособлениях, оборудовании, — изначально будучи вещами движимыми, после присоединения их к земле они становятся частью земли, не подлежащей, по общему правилу, отделению от земли. Они выполняют функцию улучшения земельного участка, делают его годным для занятия определенной деятельностью. Однажды будучи прикреплённой к земле, движимая вещь утрачивает свои самостоятельные признаки, перестаёт существовать как таковая, становясь неотъемлемой частью земельного участка, тотчас поступая в собственность того, кому принадлежит земельный участок, причём без какой-либо дополнительной сделки.
Для отнесения конкретной движимой вещи к классу так называемых «fixtures» необходимо учитывать 1) характер присоединения движимой вещи к земле 2) цель такого присоединения. Вещь становится частью участка, если она с этим участком неразрывно соединена. Допустимы различные варианты такого присоединения к участку, причем оно не всегда должно быть неразрывным и непрерывным, подчас возможно и нахождение вещи на участке без какого-либо крепления, но за счет своего веса и предназначения вещь может считаться неразрывно связанной с участком. Здания, например, с точки зрения теории «fixtures» считаются частью земельного участка («part and parcel of the land»).
Второй критерий – цель присоединения вещи к земле. Движимая вещь может сохранить свою самостоятельность, если целью её крепления к земле не являлось улучшение участка. Если же соединение вещи с участком таково, чтобы сделать этот участок пригодным для занятия определенной деятельностью, то такое укрепление движимой вещи свидетельствует об утрате ею самостоятельного значения и влечёт её поступление в состав земельного участка и в собственность того, кому этот участок принадлежит.
Категории земельных участков. Что подходит для строительства лучше? ИЖС, ЛПХ, КФХ.
Однако из этого достаточно строгого правила предусмотрено исключение – для арендатора земельного участка, движимые вещи которого, прикрепленные к участку, хотя и рассматриваются как часть участка и собственность того, кому принадлежит участок, но могут быть отделены арендатором от этого участка и оставлены себе по истечению срока аренды.
Такие улучшения участка, которые могут быть отделены от него арендатором по истечению срока аренды, принято обозначать в доктрине как «trade fixtures» – используемые арендатором в течение срока аренды устройства, приспособления, механизмы, соединенные им неразрывно с арендуемой землёй или зданием и считающиеся после такого соединения собственностью арендодателя земли или здания, но могущие поступить обратно в собственность арендатора в случае, если он их отделит от участка или от здания в течение или сразу же по окончании срока аренды.
В данном случае видно, что «резервуарный парк», на который истец зарегистрировал в публичном реестре своё, арендатора земельного участка, право собственности, представляет собой подземные резервуары, о наличии которых свидетельствуют только люки на поверхности арендуемого истцом участка. Эти резервуары являются подземными, и используются для слива жидкого топлива. Подземные резервуары для хранения топлива, обозначаемые в нефтяном бизнесе как «underground storage tanks» (UST), или «underground fuel tanks», не могут быть ничем иным кроме как «fixtures», или, применительно к аренде земли для занятия бизнесом по торговле топливом, — «trade fixtures» (что предполагает возможность их отделения по окончанию аренды и оставление резервуаров бывшим арендатором земельного участка за собой).
Они могут при определенных обстоятельствах оставаться движимыми вещами, но, как правило – такое оборудование после крепления в земельном участке становится его частью, поскольку не может функционировать без непрерывной связи с земельным участком, выражающейся в закапывании в земельный участок и бетонировании или ином подобном креплении. Никаким «сооружением» данное оборудование не является. Оборудование заправочной станции после его закапывания в земле сооружением не становится, а становится неразрывной частью этой земли, и служит целям использования земельного участка, обозначенным в договоре аренды, применительно к данному случаю эта цель использования земельного участка состоит в придорожном сервисе. Следовательно, самостоятельного права на земельный участок закопанное в нем оборудование автозаправочной станции не даёт, хотя бы на это оборудование зарегистрировали право собственности и присвоили ему кадастровый номер в реестре объектов недвижимости.
Станция продажи топлива («filling station») также относится к категории «fixtures» – стационарно устроенного оборудования для продажи топлива, размещающегося, как правило, под навесом на мощении и управляемого из операторской. Классификация заправочных станций в качестве «trade fixtures» является преобладающей в стране происхождения крупнейших транснациональных нефтяных корпораций, под брендом которых осуществляется продажа топлива по всему миру.
Так, например, в деле Standard Oil Company v. La Crosse Super Auto Service (217 Wis. 237. Feb.
5, 1935) данный тезис принимается как само собой разумеющееся: «It is clear that the tanks and pumps were trade fixtures installed upon the premises by the plaintiff for temporary purposes connected with its business» («очевидно, что резервуары и бензоколонки являются торговыми приспособлениями, установленными на участке истцом для временных целей своего бизнеса»); в деле Sgro v Getty Petroleum Corp. ( 854 F.Supp. 1164 (1994) принадлежность оборудования топливозаправочной станции к категории «trade fixtures» не вызывает никаких сомнений: «The law recognizes that as a general rule, unless a contrary intent is clear, items of commercial equipment, even if firmly attached to realty, constitute «trade fixtures», and may be removed by the owner at the expiration of a lease of the property . The undisputed facts in this case demonstrate that the underground tanks and related equipment . were «trade fixtures»» («Признано правом как общее правило, если только не очевидно противоположное намерение, что предметы коммерческого оборудования, даже если они прочно прикреплены к земле, являются «торговыми приспособлениями», и могут быть удалены владельцем по истечении аренды . Бесспорные факты в этом деле показывают, что подземные резервуары и относящееся к ним оборудование . являются «торговыми приспособлениями»); в деле McCraw Oil Company, Inc. v. Pierce ( 2004 OK Civ.
App. 7 (Okla. Civ. App. 2003)) относимость к «торговым приспособлениям» подземных топливных резервуаров и иного оборудования заправочных станций отмечается как правило в большинстве юрисдикций: «Independent research reveals a majority of jurisdictions treat USTs as trade fixtures which are removable by and remain the personal property of the bailor or lessee» («независимое исследование показывает, что большинство юрисдикций рассматривают подземные топливные резервуары как торговые приспособления, которые могут быть удалены и остаются собственностью их владельца или арендатора»).
При любом подходе, будь то доктрина «fixtures» общего права, или понятие недвижимой вещи в российском гражданском праве, закопанное в земле оборудование, в данном случае это резервуары автозаправочной станции и септик, не может стать сооружением и быть зарегистрированным как сооружение в публичном реестре с регистрацией права собственности арендатора земельного участка, установившего это оборудование и укрепившего его в земле.
Такая регистрация является ошибочной и безосновательной, и не может признаваться судом как доказательство наличия в собственности арендатора земельного участка «сооружения», дающего ему право этот участок выкупить».
Источник: zakon.ru
Какой должен быть вид разрешенного использования земельного участка для строительства АЗС?
Наш участок находится в Московской области. Категория земель — земли промышленности, транспорта и связи. Вид разрешенного использования — под железнодорожный путь. На этом участке хотим строить АЗС. По всем техническим и экологическим нормам АЗС проходит.
Нам для получения разрешения на строительство надо менять вид разрешенного использования на «придорожный сервис» или можно этот вид использования оформить как вспомогательный? В плане зонирования «придорожный сервис» м.б. как основным, так и вспомогательным видом разрешенного использования.
Наталья, добрый день! Согласно утвержденному
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540
«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» классификатору вид разрешенного использования ЗУ предполагающий возможность строительства АЗС
Объекты придорожного сервиса (код 4.9.1)
Размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых);
размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса;
предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса;
размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса
Вид РИ ЗУ «Железнодорожный транспорт» (код 7.1) как раз не предполагает возможности строительства АЗС
Размещение железнодорожных путей;
размещение, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами;
размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт;
размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров)
Если Правилами землепользования и застройки предусмотрен указанный Вами вид как вспомогательный, то Вы вправе самостоятельно определить без разрешений и согласований.
Статья 37. ГрК РФ Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
4.Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Статья 4
1. Вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2016 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации (далее — земельные участки Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года:
3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;
Так что если участок в Москве или в МО, то скорее всего Вам придется обращаться в администрацию для изменения вида, т.к. на данных территориях ПЗЗ до настоящего времени не утверждены.
Источник: pravoved.ru