Какие мероприятия включены в «дорожную карту», утвержденную Правительством РФ 28.01.2022 № 812п-П49й «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты»?
Пять направлений деятельности
В начале отметим, что «дорожная карта» включает в себя наименование мероприятий, ожидаемый результат, вид документа, который будет принят, срок и ответственного исполнителя.
В документе пять следующих разделов:
I. Совершенствование регулирования в сфере ценообразования.
II. Совершенствование законодательства РФ о государственных закупках.
III. Внесение изменений в ГрК РФ и иные нормативные правовые акты в сфере строительства.
IV. Решение проблем казначейского и банковского сопровождения строительных контрактов и отдельных вопросов привлечения кредитных ресурсов.
V. Анализ законодательства РФ и изменений, внесенных в нормативные правовые акты, применительно к сфере строительства.
2.6 Облигации. Риски и кредитный спред | курс Finmath for Fintech
В каждом из них от 4 до 9 пунктов. Перечислим некоторые из запланированных и уже реализуемых мероприятий.
Ценообразование
Чтобы заинтересовать подрядные организации к опережающему вводу объектов в эксплуатацию, прорабатывается вопрос о возможности премирования подрядчиков за досрочное завершение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных источников.
В целях повышения достоверности определения сметной стоимости строительства объектов предусмотрено изменение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции за счет использования при определении НМЦК индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем.
Еще один пункт предусматривает установление среднеотраслевых размеров оплаты труда для целей расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по объектам дорожной инфраструктуры и дальнейшего использования для формирования сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры при переходе к применению ресурсно-индексного метода, с учетом данных системообразующих предприятий и региональной специфики. Ожидается, что это позволит:
привести уровень заработной платы работников строительных организаций в соответствие реальным рыночным показателям оплаты труда;
определять заработную плату сотрудников строительных организаций исходя из показателей средней заработной платы работников системообразующих организаций строительной отрасли.
На уровне Правительства РФ признана необходимость повышения достоверности определения стоимости строительства линейного объекта на всех участках строительства. В связи с этим Минстрой должен определить порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства на отдельные виды линейных объектов, реализуемых на территории нескольких субъектов РФ, с учетом установленной единой отраслевой заработной платы рабочих, задействованных на строительстве объектов дорожной инфраструктуры.
Что такое коэффициент удержания клиентов // Что такое Retention rate
Чтобы добиться соответствия величины сметной прибыли размеру среднерыночного уровня доходности, запланировано уточнить порядок расчета сметной прибыли в соответствии с объективными среднеотраслевыми показателями с учетом проработки возможности их расчета от прямых затрат или скорректировать действующие значения нормативов сметной прибыли в дорожном строительстве. В связи с этим приказом Минстроя будут внесены изменения в Методику по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденную Приказом Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр.
Также в центре внимания Правительства РФ – вопросы формирования ФГИС ЦС, в том числе максимального вовлечения производителей и поставщиков для ее наполнения данными о стоимости строительных ресурсов, применяемых в дорожном строительстве, поставка или производство которых осуществляется крупными подрядными организациями, выполняющими работы в дорожной отрасли.
Государственные закупки
На IV квартал 2022 года запланировано принятие федерального закона, предусматривающего распространение на постоянной основе применяемого в настоящее время порядка заключения и исполнения контрактов, допускающих одновременное выполнение работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также поставку оборудования.
В III квартале 2022 года ожидается принятие постановления Правительства РФ с целью утверждения типовых условий контрактов, предметом которых являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по строительству, реконструкции капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. Типовые условия будут определять:
права, обязанности, ответственность сторон;
порядок изменения, расторжения контракта;
порядок обеспечения контракта и гарантийных обязательств по нему;
правила приемки работ по контракту.
В планах – расширение круга обязанностей и ответственности заказчика перед подрядчиком, увеличение числа прав подрядчика, введение соразмерного применения штрафных санкций в отношении подрядчика, в частности:
установление ответственности заказчика за несвоевременную передачу исходных данных, технических условий, проектной и рабочей документации, строительной площадки, пригодной для реализации контракта (в том числе при освобождении ее от прав и имущества третьих лиц, коммуникаций и пр.), а также за наличие ошибок проектной документации, препятствующих исполнению подрядчиком существенных условий контракта;
введение обязанности заказчика принять и оплатить работы в случае досрочного выполнения работ подрядчиком;
определение конкретных обстоятельств, предоставляющих подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, приостановить работы;
закрепление условий о невзимании штрафных санкций с подрядчика за нарушение промежуточных сроков выполнения работ при условии своевременного завершения всех видов работ в срок, установленный контрактом.
Кроме того, готовятся следующие изменения:
установление порядка действий сторон в случае изменения существенных условий контракта;
уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, в том числе в случае частичного исполнения обязательств по контракту в связи с его расторжением;
уменьшение размера обеспечения исполнения гарантийных обязательств по контракту в зависимости от истечения гарантийных сроков по отдельным этапам исполнения контракта;
установление порядка и условий выплаты премии за досрочное завершение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Также в планах значится проработка следующих вопросов:
о возможности компенсации удорожания по контрактам, которые претерпели удорожание в 2021 году в связи с ростом цен на строительные ресурсы и которые в настоящее время исполнены;
о формировании механизма компенсации удорожания ремонта и содержания автомобильных дорог;
о совершенствовании правил учета объемов закупок у субъектов МСП, осуществляемых в рамках законодательства о контрактной системе в целях реализации инфраструктурных проектов.
Изменения в ГрК РФ и иных нормативных актах
Предполагается оптимизировать перечень объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор (цель – исключить требования к проведению дублирующего контроля над строительством).
В III квартале 2022 года ожидается принятие постановления Правительства РФ, вносящего изменения в Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». Задачи следующие:
скорректировать требования к порядку проведения и составу работ по строительному контролю, осуществляемому заказчиком;
уточнить норматив затрат на осуществление строительного контроля заказчика.
Также на повестке дня – совершенствование (расширение) функционала института «рабочая документация». Это будет происходить путем внесения в градостроительное законодательство изменений и дополнений, направленных на снятие излишних административных барьеров, а также через доведение до сведения государственных (муниципальных) заказчиков, органов экспертизы и контролирующих (надзирающих) органов разъяснений по применению ГрК РФ и положительного опыта правоприменения. Цели – сократить затраты на многочисленные корректировки проектной документации и прохождение повторных экспертиз, избежать срыва сроков строительства, проблем при сдаче объектов в эксплуатацию и др.
Казначейское и банковское сопровождение строительных контрактов, получение кредитов
К числу первоочередных задач отнесены, в частности:
снижение рисков нарушения исполнения обязательств перед поставщиками, субподрядчиками в рамках заключенных контрактов, в том числе снижение рисков нарушения сроков выполнения работ на объекте;
стимулирование досрочного ввода объектов в эксплуатацию;
сокращение затрат на администрирование переписки с банками (обоснования, копии документов, пояснительные записки и т. д.);
ускорение оборачиваемости денежных средств.
В качестве одного из путей их решения названа выплата субсидий на компенсацию процентов по кредитам непосредственно подрядным организациям, обеспечивающим досрочный ввод объектов в эксплуатацию.
Анализ законодательства РФ и изменений в нем
В планы Правительства РФ входит рассмотрение практики включения в сводный сметный расчет следующих затрат:
на банковские гарантии;
на страхование объекта строительства;
на оплату процентов за пользование кредитами, займами;
на расширенное банковское сопровождение в размере расходов на оплату услуг банка на проверку документов и расходов подрядчика на оформление документов (подготовка копий документов и их пересылка, создание пояснительных записок, переоформление первичных документов в соответствии с требованиями банка и т. п.);
на создание цифровых информационных моделей на стадии проектирования и строительства.
Также ожидается, что по результатам анализа законодательства РФ, в том числе о градостроительной и дорожной деятельности, о контрактной системе в сфере закупок, последуют изменения в отношении закупок в сфере строительства (например, в части нестоимостных критериев оценки участников конкурентных процедур, а также амортизации обеспечения гарантийных обязательств по контракту).
«Дорожная карта» свидетельствует о том, что Правительство РФ понимает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере строительства. Важно, что изменения будут направлены в том числе на защиту интересов подрядных организаций.
Источник: www.audit-it.ru
Применение укрупненных показателей сметной стоимости объектов капитального строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Определены случаи применения укрупненных показателей сметной стоимости . Дана характеристика всех укрупненных показателей , определены особенности их использования в расчетах.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коланьков С.В.
Application of consolidated indexes of budget cost of capital construction objects
The article deals with the determined cases of application of budget cost consolidated indexes. It also presents characteristics of all consolidated inde [es, as well as determines the peculiarities of their use in calculations.
Текст научной работы на тему «Применение укрупненных показателей сметной стоимости объектов капитального строительства»
Экономические аспекты науки и техники
организационно-экономического механизма природопользования. Без должного обоснования претерпевает изменение нормативная база регулирования природопользования, в том числе нормативы платы. Отрицательные результаты такой реформы были выявлены в процессе контроля поступления средств в бюджет (за счет платежей) и их расходования.
В связи с этим возникает объективная необходимость модифицировать современные методы оценки повышения эффективности инвестиций в природоохранную деятельность с учетом экологической составляющей и принципа сопряжения мероприятий.
1. Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги». Утверждена
распоряжением ОАО РЖД от 16 августа 2012 г. № 1575р.
2. Корпоративный социальный отчет за 2011 год ОАО РЖД [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rzd.ru (Дата обращения 21.01.2013 г.).
3. Экологическая стратегия ОАО РЖД на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Утверждена распоряжением ОАО РЖД от 13 февраля 2009 г. № 293р.
4. Управление проектами : учеб. пособие / Т П. Коваленок. — СПб., 2011. — С. 57, 60.
5. Территориальное ранжирование как совершенствование механизма управления в сфере природопользования / С. Г. Бондарь, Л. Ф. Яма-лтдинова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2-2 (75). -2009. — Том 2. — СПб., 2009. — С. 67-73.
6. Экономика природопользования : учеб. пособие / Л. Ф. Казанская. — СПб., 2010. — С. 95-96.
Петербургский государственный университет путей сообщения
ПРИМЕНЕНИЕ УКРУПНЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Определены случаи применения укрупненных показателей сметной стоимости. Дана характеристика всех укрупненных показателей, выявлены особенности их использования в расчетах.
сметная стоимость, укрупненные показатели, рыночная стоимость недвижимости, индексация.
В одной из опубликованных ранее работ [1] автор рассматривал применение затратного подхода, в рамках которого требуется определить величину сметной стоимости строительства объекта недвижимости. При этом подчеркивалось, что в хозяйственной практике нередки случаи, когда для определения сметной стоимости строительства применение единичных расценок не пред-
ставляется возможным. Можно указать по крайней мере три подобные ситуации:
1) подготовка инвесторских смет;
2) определение инвентаризационной стоимости объекта;
3) оценка рыночной стоимости недвижимости.
В указанных случаях для выполнения необходимых расчетов используются укрупненные расценки и показатели сметной стоимости строительства. К ним относятся:
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
укрупненные показатели восстановительной стоимости (УПВС), укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС), укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР), показатели стоимости на виды работ (ПВР), укрупненные показатели базисной стоимости 2001 г. (УПБС-2001), укрупненные расценки (УР-2000), прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах (УдПС).
В оценочной деятельности особенности применения указанных источников информации зачастую учитываются не в полной мере, поэтому целесообразно акцентировать внимание на следующем.
1 Укрупненные показатели
В сборниках УПВС [2] приведены показатели стоимости строительства в ценах 1969 г.; при этом уточнено, что в восстановительную стоимость включены все прямые затраты; накладные расходы; плановые накопления (сметная прибыль), а также расходы по отводу и освоению строительной площадки; стоимость проектно-изыскательских работ; затраты, связанные с производством работ в зимнее время; затраты по сдельнопремиальной оплате труда; стоимость содержания дирекции строящегося предприятия; убытки от ликвидации временных зданий и сооружений; расходы по перевозке рабочих на расстояние свыше 3 км при отсутствии коммунального транспорта; расходы по выплате работникам строительно-монтажных организаций надбавок за подвижной характер работ и др.
При использовании сборников УПВС необходимо выполнить следующие счетные операции:
определить мощность объекта, которую в дальнейшем умножить на укрупненный показатель стоимости. Мощность объекта определяется либо по техническому паспорту, либо самостоятельно оценщиком при обмере объекта «в натуре»;
выполнить корректировку показателя стоимости подобранного по УПВС объекта-аналога с помощью коэффициентов, приведенных в Общей части, технических частях отдельных сборников и удельного веса инженерных сетей, приведенных в соответствующих таблицах сборников;
учесть накладные расходы, сметную прибыль и лимитированные затраты в размере и по методике, действующим на дату оценки недвижимости [3]. В среднем данная счетная операция приводит к увеличению сметной стоимости строительства объекта на 9-11 %. Следует уточнить, что данное увеличение определено с учетом страховых взносов на заработную плату в размере 30 % и страхового тарифа от несчастных случаев в размере 1 %, входящих в состав современной нормы накладных расходов. При этом нормы накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат и страховых тарифов от несчастных случаев дифференцированы, что требует индивидуализации при определении указанного индекса;
осуществить индексацию цен 1969 г. в текущие цены (цены на дату оценки). Для этого выполняется двойная индексация: от цен 1969 г. в цены 1984 г. — с помощью индексов Госстроя СССР [4], затем от цен 1984 г. в текущие цены — с помощью индексов, ежемесячно публикуемых в современных справочных изданиях;
учесть налог на добавленную стоимость путем умножения определенной ранее величины сметной стоимости на коэффициент, равный 1,18.
Министерством путей сообщения СССР по согласованию с Госстроем утверждён специальный сборник № 21 укрупнённых показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений железнодорожного транспорта. В УПВС № 19 приведены удельные показатели для оценки подъездных и внутренних железнодорожных путей колеи 1524 мм и 750 мм, локомотиво-вагонных депо, пунктов экипировки локомотивов, станционных и служебных зданий, устройств СЦБ; в УПВС № 18 — крытых и открытых платформ, ограждений, котель-
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
Экономические аспекты науки и техники
ных, компрессорных, трансформаторных подстанций, материальных складов с рампами и без рамп, навесов.
Особенностью применения УПВС на железнодорожные объекты является необходимость составления небольшой сметы, включающей несколько видов работ: земляное полотно, укладку и балластировку пути, укладку и балластировку стрелочных переводов, устройство переездов и упоров и т. д., что объясняется различием единиц измерения для отдельных элементов сооружения. В то же время оценка стоимости зданий производится одной строкой.
Поскольку сборники УПВС разработаны на основе устаревших в настоящее время технологий строительства, целесообразно выполнять оценку сметной стоимости объекта дополнительно с использованием иных укрупненных показателей, с последующим согласованием результата расчетов.
2 Укрупненные показатели сметной
Существует несколько видов УПСС: в ценах 1969 [6], в ценах 2001 г. [7] и в текущих ежеквартальных ценах [8].
Необходимость применения первого вида УПСС объясняется тем, что издания в ценах 2001 г. и в текущих ежеквартальных ценах включают ограниченный перечень объектов. Сборники укрупненных показателей сметной стоимости (УПСС), рассчитанных в ценах 1969 г., частично являются аналогом УПВС и содержат величину полной сметной стоимости, например сборник «Новые железные дороги», выпущенный Министерством путей сообщения СССР и согласованный с Госстроем Советского Союза. Часть УПСС, например сборник «Административно-бытовые здания», содержат величину прямых затрат (для монтажных работ -сметной себестоимости), что в дальнейшем требует учета накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных и прочих затрат, включая стоимость проектно-изыскательских работ.
Состав укрупненных показателей сборников УПСС также различается. Так, например, сборник «Административно-бытовые здания» содержит как общую величину прямых затрат, так и их детализацию по видам работ и видам конструктивных элементов, что позволяет достаточно точно учитывать состав оцениваемого имущества и в дальнейшем производить оценку физического износа методом поэлементной оценки. Начисление накладных расходов и сметной прибыли требует предварительного выделения из состава сметной стоимости фонда оплаты труда, что возможно сделать в процентах, используя общеизвестный удельный вес этого элемента в составе прямых затрат.
Сборник «Новые железные дороги» содержит показатель сметной стоимости строительства с выделением так называемой технологической структуры — стоимости строительных, монтажных работ, оборудования и прочих работ и затрат. При этом, если стоимость, например, производственных и служебных зданий железнодорожного транспорта оценивается фактически одной строкой, то для оценки сметной стоимости железнодорожного пути требуется составление небольшой сметы, т. к. показатели приводятся для его отдельных элементов -укладки пути и стрелочных переводов, балластировки пути.
Показатели УПСС-1969 разработаны для 1-го территориального района и содержат коэффициенты для иных территориальных районов. Индексация в текущие цены выполняется так же, как при применении УПВС.
Сборник УПСС-2001 разработан в уровне цен на 01.01.2000 г. [7] без учета налога на добавленную стоимость и содержит:
показатели сметной стоимости строительства пролетных строений железнодорожных мостов с выделением стоимости строительных работ, стоимости монтажных работ, стоимости оборудования и стоимости прочих работ и затрат;
показатели по статьям затрат — расходы на основную заработную плату рабочих; стоимость эксплуатации машин и механиз-
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
мов; стоимость материалов, изделий и конструкций; величину накладных расходов и сметной прибыли;
ресурсные ведомости, являющиеся аналогом ГЭСН;
технические характеристики пролетных строений.
В ежеквартальных сборниках УПСС [8], выпускаемых Федеральным центром по сметному ценообразованию в строительстве (ФЦЦС), содержатся данные только по жилищному строительству следующей номенклатуры:
жилищное строительство многоэтажное -в зависимости от материала ограждающих конструкций и этажности;
жилищное строительство малоэтажное -в зависимости от материала ограждающих конструкций и этажности, а также жилые дома усадебного типа;
наружные инженерные сети водоснабжения и канализации — в зависимости от материала труб и глубины заложения;
наружные сети теплоснабжения в непроходных железобетонных каналах.
Приведенные в сборнике укрупненные показатели предусматривают средневзвешенные затраты на строительство жилых домов приведенных характеристик, включая: стоимость строительных материалов и оборудования (с учетом усредненных транспортных затрат и заготовительно-складских расходов);
затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов); накладные расходы и сметную прибыль; затраты на строительство временных зданий и сооружений;
затраты на производство работ в зимнее время;
затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям;
расходы на страхование строительных рисков;
затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта;
резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Укрупненные показатели приведены с учетом налога на добавленную стоимость. Следует иметь в виду, что с 01.01.2004 г. НДС установлен в размере 18 %, поэтому, если в дальнейшем величина данного налога будет изменена, то соответствующим образом необходимо будет вносить корректировку в величину показателей УПСС-2001:
где СУПсс Кв — величина показателя УПСС [8] с учетом текущей нормы НДС, руб.; СуПСС кв — величина показателя, приведенного в УпСс [8], руб.; /НДС.тек — индекс учета НДС на дату оценки, доли ед.; /НДС. УПСС — индекс НДС, учтенного в УПСС [8], равный 1,18 [18, ст. 164, п. 3].
Для жилых домов, вводимых в эксплуатацию без отделки квартир (чистого покрытия пола, установки сантехприборов, оклейки обоями, малярных облицовочных работ, установки внутренних дверных блоков), приведенные в УПСС [8] показатели уменьшаются на 7-9 процентов.
Возникает вопрос, можно ли в современных условиях применять сборники УПВС и УПСС, которые были разработаны на основе строительных технологий более чем 40-летней давности? Да, можно, учитывая следующие оговорки. Во-первых, если оцениваются объекты тех лет постройки, т. е. возведенные по технологиям, применявшимся в 1960-1980 гг.
В этом случае будет определена стоимость восстановления объекта оценки. Во-вторых, при оценке объектов, построенных в довоенный период или с 1990-х годов и позднее применение УПВС может рассматриваться как вынужденная мера в случае отсутствия иных источников информации. В этом случае следует говорить об определении стоимости замещения объекта оценки.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
Экономические аспекты науки и техники
2.1 Укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ
В сборнике укрупнённых показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР) приведены показатели в ценах на 01.01.1991 г. по Московской области [9]. Для оценки недвижимости, расположенной в других субъектах РФ, в сборнике УПБС ВР приводятся территориальные коэффициенты.
В таблицах сборника по видам работ дана величина элементов прямых затрат и их общая сумма, а в графе «Всего» — итоговый результат с накладными расходами и сметной прибылью. В таблицах сборника приведены расценки на основные виды работ. Оценка стоимости иных видов работ производится с помощью поправочных коэффициентов, которые приведены в приложениях к каждому разделу УПБС ВР. Правила их применения приводятся в технической части УПБС ВР.
Использовать данные сборника УПБС ВР при оценке рыночной стоимости недвижимости следует с индексацией базисной стоимости видов работ от цен 1991 г. в текущие цены на дату оценки, что требует особой техники пересчета, т. к. индексов удорожания от цен 1991 г. не существует. В большинстве субъектов РФ публикуются индексы удорожания от цен 1984 г. Поэтому при использовании УПБС ВР необходимо вначале перейти от цен 1991 г. к ценам 1984 г., а затем уже произвести индексацию в текущие цены. Переход от цен 1991 г. в цены 1984 г. можно осуществить путем деления на индексы, приведенные в письме Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. № 14-д [5]. Индексы удорожания СМР от цен 1984 г. приводятся в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» и в иных аналогичных изданиях (например, “КО-Инвест”).
Кроме того, следует обратить внимание, что сборник УПБС ВР не учитывает налог на добавленную стоимость.
Особенностью применения УПБС является необходимость определения физических объемов работ. По общестроительным работам это сделать не так трудно, особенно
если на объект оценки имеется технический паспорт. Сложность вызывает определение объемов работ по инженерным сетям, т. к. они почти полностью относятся к так называемым скрытым работам. Выходом здесь является определение стоимости их строительства либо в процентах от стоимости общестроительных работ (по таблицам УПВС), либо на основе прейскурантов на строительство зданий и сооружений, либо по УР-2001.
2.2 Показатели стоимости на виды работ
Показатели стоимости на виды работ (ПВР) [10] разработаны на основе СНиР-91 [11] в ценах на 01.01.1993 г. и представляют собой аналог современных ГЭСН [12]. Всего были утверждены 18 сборников ПВР в ценах для базисного района (Московская область), которые содержат данные о величине затрат труда рабочих и машино-часах механизмов, основной заработной платы рабочих, стоимости эксплуатации машин и механизмов и стоимости материалов, включая номенклатуру материалов-представителей.
Индексацию цен в текущий уровень необходимо выполнять от уровня на 01.01.1993 г. с учетом деноминации (в 1000 раз): вначале — в уровень цен на 01.12.1999 г., затем -в текущий уровень цен на дату оценки по элементам прямых затрат. Индексация в уровень цен на 01.12.1999 г. выполняется путем умножения на расчетный индекс удорожания строительства, определяемый как
199/93 _ I з 101.93
где / и / 93 — соответственно индексы удорожания на декабрь 1999 г. и январь 1993 г. Для Санкт-Петербурга значения этих индексов представлены в таблице.
Индекс удорожания / 99 определяется как
/12.99 = (0,25 • 18,85 + 0,15 • 20,37 +
+ 0,60 • 21,50) • 1000 = 20 668,
где 1000 — коэффициент учета осуществленной с 1 января 1998 г. деноминации рубля
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
ТАБЛИЦА. Индексы удорожания строительства и удельный вес элементов затрат
№ п/п Элементы прямых затрат Январь 1993 г. Декабрь 1999 г. Удельный вес элементов, принимаемый для расчета /99/93
1 Основная заработная плата рабочих 48,0 18,85 0,25
2 Стоимость эксплуатации машин и механизмов 118,0 20,37 0,15
3 Сметная стоимость материалов 108,0 21,50 0,60
Аналогичным образом определяется индекс / Таким образом, величина расчет-
ного индекса /99/93 составляет 218,7.
Поскольку в ПВР приведена величина прямых затрат, необходимо дополнительно учесть накладные расходы, сметную прибыль, лимитированные затраты, стоимость проектно-изыскательских работ (ПИР), НДС по нормам, действующим на дату оценки. При этом стоимость ПИР может быть укруп-ненно оценена в размере 5-7 % от стоимости строительных работ.
2.3 Укрупненные показатели базисной стоимости 2001 г.
Сборник УПБС-2001 [13] содержит ограниченное количество реально построенных в Санкт-Петербурге объектов-аналогов -более 700 шт.
В сборнике приводятся технико-экономические показатели и дается краткое описание основных конструктивных элементов зданий, построенных за прошедшие годы в Санкт-Петербурге. В качестве сметных показателей приводятся стоимость строительства в целом, в том числе стоимость строительномонтажных работ и оборудования, стоимость 1 м2 и 1 м3 общей площади здания, общей площади квартир, нежилой части здания. Для жилых зданий, в частности, уточняется, что стоимость строительства указана при выполнении внутренней отделки на уровне подготовки под чистовое покрытие. Номенклатура построенных объектов достаточно обширна, что во многих случаях позволяет подобрать объект-аналог для определения величины сметной стоимости объекта оценки.
Недостатками сборников является ограниченность номенклатуры объектов, не содержащая, в частности, специализированных объектов железнодорожного транспорта, и то, что данные о сметной стоимости включены в сборники без критического анализа — непосредственно по данным, предоставленным в администрацию Санкт-Петербурга подрядными компаниями, что может являться источником некоторых, подчас существенных, искажений.
Практически каждый объект-аналог имеет фотографию и большинство объектов-аналогов имеет распределение затрат по удельному весу. Кроме того, во второй части приведены методические рекомендации по определению стоимости строительства на основе объектов-аналогов.
2.4 Укрупненные расценки
Территориальные укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001) [14] разработаны в базисном уровне цен на 01.01.2000 г. для применения на территории Санкт-Петербурга и утверждены приказом Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга от 23.04.2003 г. № 146-п.
Существенным является публикация расценок на выполнение инженерных сетей с единицей измерения, позволяющей оценщику достаточно легко определять объем скрытых работ. В частности, в данном сборнике для сантехнических работ применены единицы измерения: 1 стояк, 100 м3 здания, 1 или 100 квартир, 1 санузел, 100 м2 общей площади.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
Экономические аспекты науки и техники
Сборник УР-2001 СПб содержит величину прямых затрат и отдельные их элементы — оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и стоимость материалов, что позволяет легко выполнить индексацию в текущий уровень цен на дату оценки. От оценщика дополнительно требуется учесть накладные расходы, сметную прибыть, лимитированные затраты, стоимость ПИР, величину НДС.
2.5 Прейскуранты на строительство зданий и сооружений
Данные прейскуранты содержат элементы прямых затрат в ценах 1984 г. с выделением стоимости строительных, монтажных работ, сантехнических и электромонтажных работ, стоимости оборудования. Несмотря на то, что разработано незначительное число прейскурантов, наибольшее значение они имеют при оценке стоимости инженерных сетей. В частности, если для оценки стоимости общестроительных работ используется УПБС ВР, то инженерные сети здания могут быть дополнительно оценены по прейскурантам.
2.6 Удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах
Удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах являются справочным материалом, с помощью которого можно экспертным образом выполнить поверку точности определения по укрупненным показателям сметной стоимости строительства объекта оценки. Данные показатели публикуются в различных аналитических материалах или могут быть сообщены профессиональными участниками рынка строительства — подрядчиками, проектировщиками, девелоперами. Подобная экспертная оценка полезна именно как поверочные данные, т. к. выполнять оценку сметной стоимости объекта только на основании подобной информации методически будет не совсем верно из-за субъективности мнений различных физических и юридических лиц.
В случае оценки сметной стоимости строительства на основе удельных показателей, как и при любой экспертной оценке, необходимо обеспечить достоверность выборки экспертов (в идеале — не менее 7-8), а также произвести согласование результатов.
В настоящее время в России имеется значительное число информационных источников, разработанных в базисных ценах разных лет. Часть укрупненных показателей разработана по устаревшим технологиям, часть — содержит информацию, не проанализированную на истинность.
В сложившихся условиях целесообразно определять рыночную стоимость строительства объекта оценки неоднократно — с использованием нескольких источников информации с последующим согласованием результата.
1. Обоснование затратного подхода при оценке недвижимости с помощью нормативных методов / С. В. Коланьков // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2010. — Вып. 2 (23). — С. 174-183.
2. Сборники укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений различных отраслей народного хозяйства для переоценки основных фондов (УПВС). -М. : Госстрой СССР, 1970.
3. Определение комплексного индекса изменения сметной стоимости строительства / А. С. Забродина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — 2011. — № 5 (132). — С. 82-85.
4. Постановление Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 «Об утверждении индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и территориальных коэффициентов к ним для пересчета сводных сметных расчетов (сводных смет) строек».
Proceedings of Petersburg Transport University
Экономические аспекты науки и техники
5. Письмо Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. № 14-д «Об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ и прочих работ и затрат в строительстве».
6. УПСС. Новые железные дороги / МПС. -М. : Стройиздат, 1980. — 88 с.
7. УПСС. Укрупненные показатели стоимости строительства на пролетные строения железнодорожных мостов. — СПб. : ЗАО «ИНиК», 2007. — 20 с.
8. Сборник укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) по субъектам Российской Федерации. — М., ФЦЦС (Электронная справочная система «Консультант Плюс»).
9. Письмо Госстроя РФ от 5 ноября 1993 г. № 12-275 // Сборник укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР). МДС 81-24.2000.
10. Постановление Госстроя РФ от 2 сентября 1993 г. № 12-224 «Сборники показателей стоимости на виды работ».
11. Постановление Госстроя СССР от 29 декабря 1990 г. № 115 «Об утверждении сборников сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91) и общих положений по их применению».
12. Приказ Минрегионразвития от 17 ноября 2008 г. № 253 «Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специ-
альные строительные работы в сфере градостроительной деятельности» (Электронная справочная система «Консультант Плюс»).
13. УПБС-2001. Справочник инженера-смет-чика и оценщика объектов недвижимости / под общей ред. П. В. Горячкина и В. С. Башкатова. -2-е изд. — СПб., 2009. — 320 с.
14. Территориальные укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищногражданского строительства. г. Санкт-Петербург. УР-2001 / Администрация Санкт-Петербурга. -СПб., 2001. — 180 с.
15. СНиП IV-15-83. Строительные нормы и правила. Приложение. Прейскуранты на строительство зданий и сооружений общесоюзного применения. — М. : Стройиздат, 1984.
16. Закон РФ от 16 июля 1992 года № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» (Электронная справочная система «Консультант Плюс»).
17. Экономика недвижимости : учеб. пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта / С. В. Ко-ланьков. — М. : Маршрут, 2006. — 332 с.
18. Налоговый Кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
19. Указ президента РФ 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» (Электронная справочная система «Консультант Плюс»).
УДК 656.225:65.012.2 Д. В. Курицын
Петербургский государственный университет путей сообщения
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА РЫНКЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ
Имеющиеся исследования рынков дают противоречивые прогнозы, которые нуждаются в более взвешенной оценке. На основе собранных статистических данных по рынку контейнерных перевозок РФ с использованием метода наименьших квадратов проведен расчет прогнозируемого объема продаж. Выявлены негативные факторы, влияющие на рынок контейнерных перевозок и снижающие объем продаж. Даны рекомендации по снижению негативного влияния данных факторов.
динамика экспорта и импорта, dynamics of export and import, контейнеризация железнодорожных перевозок, сontainerization in rail transport, метод наименьших квадратов, least square method, рост рынка контейнерных, growth in container, транспортно-таможенные технологий, transport and customs Technology.
Источник: cyberleninka.ru