Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «ФИАТ». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
01. Территория будущего автозавода, 1966 год.
02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.
АВТОВАЗ ПЕРЕХОДИТ НА ОНЛАЙН ПРОДАЖИ, НО КАК ВСЕГДА — ЕСТЬ ОДИН НЮАНС
03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.
05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.
06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.
07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.
08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.
09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.
11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.
13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.
АВТОВАЗ. История провала. Часть 1 — Жигули и как всё началось
14. Строительство управления ВАЗа
16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.
19. Киоск «Союзпечать» рядом со стройкой.
20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.
21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались «итальянцу», мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям.
Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»
22. Первые «Жигули» на конвейере, 1970 год.
23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».
25. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».
26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.
27. «Вазовцы» идут на работу.
28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.
29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.
30. Завод с высоты птичьего полёта.
31. Новые машины ждут своего отправления.
34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.
35. 3 июня 1978 собран 4-х миллионный автомобиль.
36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.
37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.
38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.
39. Проектировочный отдел.
40. Заводские будни.
42. Цех сборки двигателей.
43. Столовые ВАЗа.
46. Новые машины на площадках завода.
48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.
49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой «копейки» по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.
52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник «Нива» серийно производится с 1977 года!
53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)
54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)
55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)
56. ВАЗ-2110, или по народному «десятка». (годы выпуска 1996-2007)
57. Первый автомобиль»Лада-Приора» (универсал), сошедший с конвейера 27 мая 2009 года.
58. «Лада-Приора» выпускается с 2007 года.
59. «Лада-Калина» выпускается с 2004 года.
60. Самая новая серийная модель Автоваза- «Лада-Гранта», запущена на конвейер в конце 2011 года.
Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров — 150 км, технологическое оборудование — 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей — 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона — 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций — 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ — 660 тысяч автомобилей в год.
Источник: chronograph.livejournal.com
История развития АвтоВАЗа
20 июля было принято Правительственное постановление о строительстве в небольшом приволжском городе Тольятти нового завода по производству малолитражных легковых автомобилей.
Виктор Николаевич Поляков – первый генеральный директор Волжского автомобильного завода с 1966 по 1975 год. Руководил строительством автозавода, монтажом оборудования и наладкой производства. На главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ 2101.
14 января экскаватор вынул первый ковш земли из котлована. Строительство автозавода было завершено в рекордно короткие сроки.
На площадку КВЦ прибыла первая партия технологического оборудования – фрезерные станки от Горьковского машиностроительного завода, шлифовальные станки из Москвы, сверлильные станки – из Стерлитамака, прессы – из Таганрога. 31 июля начался монтаж оборудования в производственных корпусах.
9 августа вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Волжский автостроитель». Газеты была создана с целью освещения строительства нового завода по производству автомобилей.
21 июня начался монтаж подвесного толкающего конвейера в главном корпусе. Собрано двадцать первых метров конвейера. В конце года Государственная комиссия подписала акт о приеме в постоянную эксплуатацию корпуса вспомогательных цехов.
19 апреля с главного конвейера автозавода сошли первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ 2101: два синих и четыре вишневых.
18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых автомобилей ВАЗ 2101 через торговую сеть.
16 июля с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль «Жигули» светло-палевого цвета.
27 апреля с главного конвейера сошел опытный образец автомобиля ВАЗ 2102 «Универсал». Это пятидверный классический универсал первого семейства с задней дверью, открывавшейся вверх.
1 сентября с третьей нитки главного конвейера в процессе отладки под нагрузкой сошли первые автомобили ВАЗ 2103.
13 декабря с главного конвейера завода в 22 часа 20 минут сошел 500-тысячный автомобиль «Жигули». Машина была окрашена в цвет «морская волна».
21 декабря на главном конвейере ВАЗа собран миллионный автомобиль (модель ВАЗ 2103). Завод вышел на проектную мощность – 2700 автомобилей в сутки, каждые 22 секунды – автомобиль.
Завод вышел на проектную мощность – 660 000 автомобилей в год. Каждые 22 секунды с главного конвейера завода сходит автомобиль. В сутки – 2230 «Жигулей».
9 июля с главного конвейера завода сошел 2-миллионный автомобиль – машина ультрамаринового цвета (модель ВАЗ 21011).
В феврале изготовлена первая партия автомобилей ВАЗ 2121 в количестве 50 штук.
21 февраля на третьей линии главного конвейера начался выпуск автомобиля ВАЗ 2106. Один из самых массовых и популярных отечественных автомобилей — всего произведено и собрано на разных заводах свыше 4,3 млн. Выпускался до 2005 года.
28 декабря на главном конвейере собран 3-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2106.
5 апреля собран первый серийный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».
В сентябре Золотая медаль Лейпцигской Международной ярмарки (ГДР) присуждена автомобилю ВАЗ 2106.
3 июня на Волжском автомобильном заводе собран 4-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2106.
1 ноября автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» удостоен высшей награды – золотой медали Международной торгово-промышленной ярмарки в чехословацком городе Брно.
28 декабря автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» удостоен Государственного Знака качества.
26 октября на главном конвейере собран 5-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2101.
Начало производства модели ВАЗ 2105 на главном конвейере завода. Модель стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики» заднеприводных автомобилей. Самый длительно выпускавшийся автомобиль семейства «Жигули» (30 лет, до 2010 года).
7 апреля выпущен 100-тысячный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».
Выпущенным 20 марта 6-миллионным автомобилем Волжского автозавода стала симпатичная «пятерка», символизирующая начавшееся кардинальное обновление модельного ряда.
30 марта Генеральному директору объединения «АвтоВАЗ» Анатолию Анатольевичу Житкову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
11 марта состоялся старт производства серийного автомобиля ВАЗ 2107.
13 августа с главного конвейера ПО «АвтоВАЗ» сошел 7-миллионный автомобиль «Жигули» (модель ВАЗ 2107). А 16 сентября на «малом» конвейере в корпусе 062 СКП «АвтоВАЗа» собран 250-тысячный автомобиль ВАЗ 2121 «Нива».
Состоялся старт производства универсала ВАЗ 2104. Модель заслуженно стала самым популярным отечественным малолитражным грузопассажирским автомобилем.
Запуск переднеприводных автомобилей семейства Lada Samara. Автомобили ВАЗ 2108 (кузов «хэтчбек») стали новым этапом развития конструкции вазовских автомобилей.
3 января собран 8-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2107.
27 декабря принят в эксплуатацию новый комплекс по производству переднеприводных автомобилей Lada Samara.
24 мая на главном конвейере производственного объединения «АвтоВАЗ» собран 9-миллионный автомобиль – модель ВАЗ 2108.
4 сентября принято правительственное решение о создании в ПО «АвтоВАЗ» отраслевого научно-технического центра по легковому автомобилестроению с мощной материально-технической базой для разработки новых моделей автомобилей и организации технологической подготовки их производства не только для ВАЗа, но и для отрасли.
9 октября на главном конвейере «АвтоВАЗ» собран 10-миллионный автомобиль (переднеприводная модель ВАЗ 2108).
Старт производства переднеприводных автомобилей ВАЗ 2109. Таким образом завод реализовал потребность отечественных автолюбителей в комфортных «семейных» автомобилях.
В ноябре собран первый автомобиль ВАЗ 111 «Ока» – первый микролитражный отечественный автомобиль (объем двигателя – 0,65 куб.см).
23 февраля собран 11-миллионный автомобиль. Юбиляр – модель ВАЗ 2109.
6 июля собран 12-миллионный автомобиль (модель ВАЗ 2109 с правым расположением руля).
В 1990 состоялся запуск производства ВАЗ 21099. Новый автомобиль с кузовом «седан» – последняя модель семейства Samara первого поколения.
В апреле создана Компания телерадиовещания и печати производственного объединения «АвтоВАЗ». Авторские программы, выпуски новостей, репортажи всегда отличаются высоким профессионализмом и творческим подходом.
12 ноября собран 13-миллионный автомобиль (модель ВАЗ 21099).
20 апреля собран 14-миллионный автомобиль. Юбилейной стала модель ВАЗ 21099 в цвете «валюта».
В декабре в продаже появился новый полноприводный грузовой автомобиль «Бизон» с высоким уровнем проходимости.
Собран 15-миллионный автомобиль семейства «Samara» (модель ВАЗ-21093).
Обновление логотипа – появилась традиционная ладья, окруженная эллипсом, который символизирует единство предприятий, входящих в группу «АВТОВАЗ» (включая дочерние компании). Уже не просто эмблема или товарный знак, а логотип с несколькими вариантами цветового решения, часть бренд-бука и философии марки.
27 июня на третьей нитке главного конвейера началась сборка автомобилей ВАЗ 2110.
Запускается производство пятидверной длинообразной ВАЗ 2131.
1 августа был собран 16-миллионный автомобиль, которым стала модель ВАЗ-21093.
В 1997 году в опытно-промышленном производстве дирекции по техническому развитию АО «АВТОВАЗ» началась мелкосерийная сборка седанов Samara 2115.
11 февраля на Волжском автозаводе прошла торжественная церемония схода с конвейера 17-миллионного автомобиля. Юбилейной машиной стал ВАЗ 2110.
14 апреля в НТЦ состоялось открытие исследовательского комплекса большой аэродинамической трубы, аналогов которому не было в России и СНГ.
На российском рынке появляется новинка «десятого» семейства — вместительный универсал ВАЗ 2111.
Семиместный полноприводный минивэн, получивший название «Надежда» (ВАЗ 2120), стал первым минивэном в истории российского автомобилестроения. Специально для него была разработана полноприводная удлинённая платформа на базе автомобиля «Нива». Автомобиль выпускался с 1998 по 2006 год.
2 июля на главном конвейере АО «АВТОВАЗ» собран 18-миллионный автомобиль (модификация седанов «десятого» поколения ВАЗ 2111).
На российском авторынке появляется новый представитель «десятого» семейства – элегантный пятидверный хэтчбек LADA 112 (ВАЗ 2112).
1 февраля на конвейере «АВТОВАЗа» собран 19-миллионный автомобиль (LADA-112 с 16-клапанным двигателем цвета «мираж»).
На первой линии главного конвейера СКП началась массовая сборка еще одного автомобиля семейства «Samara 2», пятидверного хэтчбека ВАЗ 2114.
27 июня подписано генеральное соглашение между АО «АВТОВАЗ», General Motors Corporation и Европейским банком реконструкции и развития о создании автосборочного завода в Тольятти, мощностью до 75 тыс. автомобилей в год.
8 июня в АО «АВТОВАЗа» собран 20-миллионный автомобиль. Им стала LADA 2111 цвета «космос».
2 октября на главном сборочном конвейере «АВТОВАЗ» был выпущен 21-миллионный автомобиль. Удостоиться высокой чести и войти в число юбилейных машин удалось модели 2114 семейства «Samara-2».
18 ноября – особенный день в истории завода, положивший начало производству автомобилей принципиально нового семейства класса «B». Дан старт выпуска автомобилей LADA Kalina седан.
2 апреля с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошёл 22-миллионный автомобиль: «десятка», Лада-21103, в комплектации «люкс» с 1,5-литровым 16 клапанным двигателем, сине-зеленого цвета, металлик с флоп-эффектом.
31 августа с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошел 23-миллионный автомобиль – LADA-110 серебристо-бежевого цвета («нефертити») в комплектации «люкс» с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 литра.
Начинается сборка LADA Kalina хэтчбек.
«АВТОВАЗ» приступил к товарному выпуску новой мелкосерийной модели – LADA 112 Coupe. Объем первой партии – 50 штук. В базовой комплектации эти автомобили оснащаются 1,6-литровым двигателем, гидроусилителем рулевого управления. Всего за 2006 год было произведено около 500 автомобилей данной модели.
На «АВТОВАЗ» запускается производство нового перспективного семейства автомобилей, получившего, в отличие от предшествующего, собственное имя – Priora.
На «АВТОВАЗ» объявляется старт производства LADA Kalina Универсал (ВАЗ 1117).
6 февраля на ОАО «АВТОВАЗ» собран 24-миллионный автомобиль, им стала LADA Priora.
ОАО «АВТОВАЗ» выбирает стратегического партнера. Из четырех претендентов предложение Renault оказалось самым конкурентоспособным в производственном и технологическом аспектах.
Начинается производство новой модели – LADA Priora хэтчбек.
Старт производства автомобиля с по-настоящему спортивным характером – LADA Kalina Sport.
11 июня с конвейера сошел 25-миллионный автомобиль, им стала LADA Kalina с кузовом универсал.
Состоялся торжественный старт производства LADA Priora в кузове универсал.
Владимир Владимирович Путин совершил поездку на LADA Kalina Sport по новой Федеральной трассе «Амур».
9 августа 2010 года с главного конвейера «АВТОВАЗ» сошел 26-миллионный автомобиль. «Юбиляром» стал седан LADA Kalina в комплектации «люкс» популярного цвета «белое облако».
В ноябре на «АВТОВАЗ» состоялся запуск производства LADA Granta – нового автомобиля эконом-класса.
4 апреля состоялась церемония открытия нового производства автомобилей на платформе Альянса и стартовала серийная сборка LADA Largus, многофункционального вместительного семейного автомобиля.
Впервые в истории отечественного автопрома начата сборка автомобилей с автоматической трансмиссией. Первой машиной с «автоматом» японской фирмы Jatco стала народная LADA Granta.
Произведен 27-миллионный автомобиль. Уже второй раз «юбиляром» стала LADA Priorа – флагман тольяттинского завода, машина, у которой наиболее богатая гамма комплектаций и типов кузова.
В июне стартовало серийное производство нового поколения LADA Kalina. Первым автомобилем стал стильный хэтчбек в фирменном цвете «Магма».
ОАО «АВТОВАЗ» и дочернее предприятие «LADA-Sport» начали производство LADA Granta Sport – спортивной версии бестселлера. Новый автомобиль получил мощность в 120 л.с., фирменную подвеску, оригинальный обвес и «спортивный» интерьер.
Стартовал выпуск обновленной версии LADA Priora. «АВТОВАЗ» освежил внешность, повысил комфорт, надежность и безопасность хорошо известного российским потребителям автомобиля.
С конвейера сошла 2-х миллионная трехдверная LADA 4×4. Автомобиль-легенда, первый внедорожник с несущим кузовом.
«АВТОВАЗ» обновляет продуктовую линейку, представив новое семейство городских кроссоверов: LADA Kalina Cross, LADA 4×4 Urban и LADA Largus Cross.
На Ижевском автомобильном заводе прошла официальная церемония старта производства LADA Granta лифтбек в пяти комплектациях. Уже на следующий день автомобили начали поступать в дилерские центры для продажи конечным потребителям.
Успешно проведены испытания автоматизированной трансмиссии AМТ 2182 на базе коробки передач 2180. Начато серийное производство LADA Priora АМТ, LADA Granta АМТ. В ноябре первые LADA Priora с АМТ поступили в продажу.
Объявлен старт производства LADA Kalina Sport второго поколения.
19 февраля с конвейера ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти сошел 28-миллионный автомобиль. Им стал универсал LADA Kalina второго поколения цвета «Одиссей» (серо-синий металлик), выполненный в максимальной комплектации.
В ночь на 25 ноября в официальных дилерских центрах LADA в рамках мероприятия Vesta Night был объявлен старт продаж нового автомобиля LADA Vesta.
В конце октября Президент России Владимир Владимирович Путин лично протестировал LADA Vesta. Глава государства прибыл на ней к месту проведения итоговой пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Красной Поляне.
15 декабря в Тольятти началось производство оригинального автомобиля LADA XRAY на платформе В0. Первым серийным XRAY стал автомобиль в максимальной комплектации «Top» специального цвета «Fresh», оснащенный двигателем Альянса Renault-Nissan объемом 1,6 литра (110 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкой передач.
Автомобиль LADA Largus Cross поступил в продажу: об этом объявил президент «АВТОВАЗ» в рамках фестиваля «Жигулевское море».
В апреле «АВТОВАЗ» презентовал новый логотип LADA. Первой серийной машиной с обновленной эмблемой стала LADA Vesta. В этом же месяце сотрудники завода и весь Тольятти отметили выпуск первого автомобиля – ВАЗ-2101, который сошел с конвейера 45 лет назад, 19 апреля 1970 года.
25 сентября на Ижевском автозаводе запускается производство принципиально новой модели на платформе В/С – LADA Vesta. Автомобиль призван стать флагманом нового фирменного стиля LADA.
14 февраля в 124 автосалонах в 57 городах России стартовали продажи LADA XRAY.
На главном конвейере «АВТОВАЗ» стартовало производство пятидверной LADA 4х4 Urban.
13 ноября 2020 года с конвейера АвтоВАЗа сошла Lada Vesta Cross в комплектации [BLACK] и серийным номером 500 000.
Источник: www.catalog-vaz.ru