Зачем России нужен космодром Восточный сегодня, если есть Байконур? Какая от него польза и какими мощностями он обладает? Почему так важно иметь космодром на территории России, и какое значение он представляет для нашего государства? Какое количество запусков ракет производится с космодрома Байконур в Казахстане и с космодрома Восточный на Дальнем Востоке?
С какими политическими и экономическими трудностями сталкивается отечественная космонавтика? Рассказывает Виталий Егоров — блогер Zelenyikot, сотрудник частной космической компании Dauria Aerospace, администратор научно-популярных групп Открытый космос и Curiosity-марсоход.
Виталий ЕГОРОВ
блогер Zelenyikot, сотрудник частной космической компании Dauria Aerospace, администратор научно-популярных групп Открытый космос и Curiosity-марсоход:
«Когда в 1991г. Советский Союз развалился, оказалось, что самый крупный и основной космодром Советского Союза – Байконур – оказался не наш. Он оказался в Казахстане. То есть он, конечно, изначально был в Казахстане, но когда Казахстан был частью нашего общего государства, космодром был и мог использоваться в полной мере. После развала Советского Союза оказалось, что Россия осталась без основного космодрома.
Строительство стартового комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный
Космодром Восточный, Harper’s Bazaar, январь, 2018
Вид на город Байконур
Было понятно, что бесконечно так продолжаться не может, и всё-таки России нужен свой основной космодром. Где-то к началу 2000-х появилось представление, что нужно строить космодром, лучше на Дальнем Востоке. Дальний Восток выбрали по нескольким причинам. Отчасти потому, что там, на востоке, всё-таки океан, и туда можно ронять отработанные первые и вторые ступени.
Отчасти Дальний Восток был выбран с целью поддержки отдаленного региона. Когда писали обоснование на Восточный, говорили, что с его помощью там можно будет улучшить образование и развивать промышленность. И вот Восточный станет новой опорой индустрии, и фактически государственные задачи будет выполнять тем, что будет сохранять и развивать дальневосточные, довольно отдаленные с точки зрения Москвы регионы.
Строительство началось, но, конечно, к настоящему времени и задачи Восточного сменились. Тот уровень развития, который он дал на данный момент, по крайней мере, региону, отличается. Производство ракет никто сейчас не собирается передвигать на Дальний Восток. Хотя центр Хруничева сейчас из Москвы переводится в Омск, что всё-таки поближе к Восточному, но всё равно достаточно далеко.
Основная ракетостроительная российская индустрия остается по-прежнему в Московской области и Самаре. Ехать на Дальний Восток никто из них не собирается, и, конечно, им проще доставлять всю продукцию и запускать её с Байконура. Поэтому с этой точки зрения Восточный хуже Байконура, потому что он просто дальше. Хотя вопрос железнодорожных перевозок эту проблему решает. Это просто два-три дня на дорогу, и не более того.
Цех сборки ракеты-носителя в центре Хруничева
Если говорить про реальную сегодняшнюю потребность в Восточном, то она небольшая, но этому есть нормальное, логичное объяснение, хотя не совсем космическое, и даже не экономическое, это всё-таки больше политика. Байконур долгое время оставался проблемной точкой взаимоотношений России и Казахстана, потому что с Байконура запускаются ракеты Протон.
Они имеют токсичные компоненты топлива, которые время от времени не долетают до космоса и падают на территории Казахстана или на Байконуре рядом с территорией Казахстана. Поднимаются токсичные облака, уносятся в казахскую степь, и, конечно, казахские экологи и казахская общественность не особо этому рады. И государство, естественно, отчасти испытывало раздражение со стороны таких возмущений, с одной стороны, потому, что не хотело нарушать взаимоотношения с Россией. С другой стороны, использовало эти настроения как раз для давления на Россию, намекая, что хорошо бы арендную плату поднять, приплачивать побольше за каждый пуск такого Протона, и вообще, хорошо бы уже освободить эту территорию, отдать её под возможное развитие казахской космонавтики, либо просто оставить в покое Казахстан и не нарушать покой степей грохотом с небес.
Понимая это, Россия изменила предназначение Восточного. Как раз когда начались напряженные отношения по поводу Байконура, Россия и сделала дополнительную ставку на Восточный, начав, наконец, нормально финансировать строительство.
Восточный воспринимался и рассматривался не столько как альтернатива Байконуру, а, скорее, как демонстрация возможности России достичь космоса без Байконура. И, по сути, задача Восточного на сегодняшний момент – показать, что России потерять Байконур не больно. То есть давить на Байконур можно только тогда, когда, потеряв его, Россия потеряет какие-то серьезные возможности в бизнесе, в достижении космоса, в выполнении государственных, в том числе военных, космических задач. И тогда Байконур действительно является болевым местом. Возможность строительства Восточного показала и продемонстрировала, прежде всего, всему миру независимость России в космосе и возможность дальнейшей полноценной космической деятельности без Байконура.
Пусковая площадка №1 (Гагаринский старт), космодром Байконур
Но конечно на самом деле сейчас Восточный не является заменой Байконура, там всего одна пусковая площадка для ракеты Союз-2. Даже пилотируемую ракету Союз оттуда пока нельзя запустить – для неё надо строить либо дополнительную инфраструктуру, либо дополнительный стартовый стол.
Стартовая площадка космодрома Восточный
Тяжёлые ракеты. Сейчас на замену Протону разработали ракету Ангара. По выполняемым задачам она примерно сравнима, но по стоимости больше, поэтому она пока не пользуется спросом, и по-прежнему летает Протон. Но она уже керосиновая, что считается экологически чистым топливом, и не представляет такой угрозы с точки зрения токсичности, как Протон.
Её стартовый стол только планируют строить на Восточном. В ближайшие пять лет, наверное, будет идти именно эта стройка. И когда достроится пусковая площадка для Ангары, вот тогда можно действительно утверждать, что практически все задачи в космосе, кроме пилотируемых, при помощи Восточного Россия сможет себе обеспечить. Пока всё-таки тяжёлые ракеты летают только с Байконура.
Тестовый запуск ракеты Ангара, космодром Плесецк
Но при этом, когда была создана Ангара, когда был построен Восточный, вот это напряжение и опасность потери Байконура, опасность потери своей собственной космонавтики вместе с ним, исчезла. И в этот момент и Казахстан утратил весь интерес, и все попытки выдавить Россию с Байконура прекратились. Начался совместный проект Байтерек, казахский космонавт летал в космос.
Макет стартового комплекса Байтерек
Получилось, что сейчас, когда уже никто не хочет выдавливать Россию с Байконура, Восточный как бы и не нужен потому, что, зачем, если мы все задачи можем выполнять с Байконура, и Восточный, не являясь таким политическим, грубо говоря, бронепоездом на запасном пути, по сути, не выполняет никакой практической функции. Даже если с него и запускаются ракеты, то по большей части это делается не потому, что нам больше неоткуда их запускать. Нет, это просто средство поддержки космодрома Восточный в работоспособном состоянии, подготовки кадров для работы на нём.
Космодром Восточный, вид сверху
И сейчас Байконур по-прежнему российский, а с Казахстаном мир-дружба. Работа с Байконура по большей части космическая, конечно, будет продолжаться неопределенно долгое время. Но при этом Восточный нужен как некий гарант спокойствия и независимости России. И Ангара здесь выполняет такую же роль.
Пока есть Протон, Ангара не нужна, но когда век Протона завершится, придёт время Ангары. Либо сейчас разрабатывается Союз-5 для схожих целей, хотя в ней мощности поменьше. Сейчас Ангара и Восточный как бы и не нужны, пока есть Протон и Байконур, но при этом они нужны как гарантия независимости России в космической отрасли.»
Научно-просветительский проект НаукаPRO
Подпишитесь на YouTube
А если Вы предпочитаете читать — иллюстрированными статьями можно насладиться на Яндекс.Дзен
Источник: nauka-pro.ru
Все 8 космодромов России. О некоторых вы точно не знали
Первый в мире, самый северный и самый международный: российские космодромы находятся как на территории страны, так и за ее пределами.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен
1. Байконур — старейший космодром мира
Установка ракеты-носителя «Союз- ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз-МС» на стартовую площадку космодрома «Байконур».
Первый и до сих пор самый большой космодром мира построили в 1955 году. Байконур был основным космодромом в Советском Союзе: отсюда запустили первый спутник Земли, отсюда отправились в полет Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и многие другие космонавты-герои.
Почему для его строительства выбрали именно это место? Все дело в удобном географическом положении. Места здесь пустынные, малонаселенные, то есть ракета не пролетает мимо крупных городов и не отбрасывает отработанные ступени в леса или на плодородную землю. Удобно было и то, что неподалеку проходила железная дорога. В западных источниках космодром долгое время называли Tyuratam по ближайшей ж/д-станции Тюра-Там.
После распада СССР космодром Байконур оказался на территории Казахстана, и Россия использует комплекс по договору аренды — пока что до 2050 года.
Его территория невероятно огромна — более 6,700 км² — как три Москвы! Работает на Байконуре более 10 тысяч человек. За все время его существования тут провели почти 5 тысяч пусков ракет.
2. Плесецк — самый северный
Стартовый комплекс космодрома Плесецк.
Михаил Джапаридзе /TASS
На севере России, в Архангельской области, расположен космодром Плесецк. Его построили в 1957 году, и он остается единственным действующим космодромом в Европе.
По большей части, с Плесецка запускают небольшие космические аппараты (например, метеоспутники), также тут испытывают ракетные комплексы. Всего с советских времен здесь провели более 1600 пусков ракет-носителей и испытали 13 ракетных комплексов.
У служащих космодрома есть интересная традиция, о которой рассказал бывший начальник Плесецка, командующий Космическими войсками России Олег Остапенко: «Когда ракету заправляют, на баке, где кислород, оседает иней, и перед самым запуском один из номеров расчета перчаткой пишет прямо по этому инею имя Таня». По легенде, так звали девушку одного из советских военнослужащих.
3. Восточный — самый новый
Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с 36 британскими спутниками OneWeb на космодроме Восточный.
Пресс-служба ГК «Роскосмос»/TASS
В 2011 году на Дальнем Востоке, в Амурской области, начали строить новый космодром, который получил название Восточный. Первый стартовый комплекс для ракеты-носителя «Союз-2» был готов в 2016 году, и с него уже запустили несколько десятков спутников (один из последних запусков — 36 британских спутников связи OneWeb для раздачи интернета).
Сейчас тут строят второй и третий стартовые комплексы для ракет-носителей разной грузоподъемности. Также в планах — новый аэропорт в районе ближайшего города Циолковский и линия легкого метро, которая должна связать город, аэропорт и космодром. А еще здесь проходят экскурсии, на которых можно понаблюдать за пуском ракет.
4. Капустин Яр — из военного полигона в космодром
Подготовка к запуску на полигоне Капустин Яр, 1999 год.
В Астраханской степи находится вспомогательный российский космодром Капустин Яр. Изначально он был полигоном для испытаний советских баллистических ракет, а также запуска метеорологических исследовательских ракет. Его основали еще в 1947 году. Но уже в 1956 году с этого полигона запустили первую в мире ракету-носитель с собаками.
Ракета Р-2А с двумя собаками-испытателями (Пальма и Кусачка) на полигоне Капустин Яр.
Минобороны России (CC BY 4.0)
В 1960-1980 годах с Капустиного Яра регулярно запускали космические спутники. Сейчас этот полигон имеет вспомогательное значение.
5. Ясный — самый забытый
Запуск ракеты РС-20 («Воевода») с американским космическим аппаратом «Генезис-2» на борту состоялся на полигоне «Ясный» в Оренбургской области, 2007.
Этот космодром в Оренбургской области (на южном Урале) находится вблизи города Ясный. Хотя его построили относительно недавно, в 2006 году, Ясный используют редко. Здесь производит пуски ракет-носителей «Днепр» компания «Космотрас», совместный проект России, Украины и Казахстана. Ракеты доставляют на орбиту различные спутники США, Швеции, Франции, Таиланда, Кореи.
Пока что провели всего 10 запусков. Последний — в 2015 году.
6. Проект «Союз» в Гвианском космическом центре
Ракета-носитель «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» на стартовом столе космодрома Куру во Французской Гвиане.
Сергей Мамонтов /Sputnik
В 2003 году был образован российско-европейский проект «Союз» для совместных космических программ. В его рамках запуски космических аппаратов происходят на космодроме Куру во Французской Гвиане (Южная Америка).
Первый пуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» прошел в 2011 году: на орбиту вывели два европейских навигационных спутника «Галилео». Всего отсюда произвели около 20 пусков и запустили около 60 подобных спутников.
7. Свободный — закрытый космодром
Космодром «Свободный», Амурская область. 29 декабря 1997 г.
После распада СССР российское руководство подняло вопрос о создании нового космодрома, который мог бы заменить Байконур в Казахстане. Тогда в Амурской области в 1997 году построили испытательный космодром Свободный на базе расформированной ракетной дивизии.
За несколько лет отсюда запустили лишь пять ракет-носителей (они выводили на орбиту российские, израильские, американские и шведские спутники). Однако затем началась реконструкция космодрома, появились проблемы с финансированием, и в 2007 году его закрыли.
8. Морской старт — плавучий космодром
John Murphy / (CC BY-SA 2.0)
Это совместный проект России, США, Норвегии и Украины — плавучий космодром под названием «Морской старт». Оператором проекта стала компания Sea Launch, зарегистрированная в Калифорнии, акции которой разделились между странами-участницами.
Первый запуск состоялся в 1999 году с плавучей платформы в Тихом океане в районе экватора. Для него использовали ракету-носитель «Зенит-3SL» и бывшую нефтедобывающую морскую платформу.
Всего было совершено более 30 успешных запусков космических аппаратов и разных грузов. Компания-оператор испытывала финансовые трудности, и сегодня «Морской старт» принадлежит российской компании S7 Group (в основном, она занимается авиаперевозками). В марте 2020 года плавучий космодром транспортировали на судоремонтный завод на Дальнем Востоке. Уникальное сооружение планируют восстановить.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен
Источник: ru.rbth.com
Особенности строительства космодромов в России и за рубежом
Строительство космодрома – невероятно сложный, наукоемкий и высокотехнологический процесс, требующий привлечения множества проектных организаций, участия сотен производственных предприятий и согласованной работы десятков тысяч специалистов.
Космодро́м (от «космос» и др.-греч. δρόμος «место для бега») — территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос. Название дано по аналогии с аэродромом для самолётов. +
Большинство из нас считает, что космодром – это всего лишь стартовый стол, то есть огромный железобетонный массив в чистом поле, на котором закреплена и с которого взлетает ракета. +
В реальности же – это сложный комплекс инженерных сооружений с необходимой инфраструктурой и соответствующей радиоэлектронной телеметрической «начинкой». +
Так, например, современный космодром как минимум будет включать в себя:
- Стартовый комплекс, который состоит из стартовые площадок с пусковыми установками (ПУ) для ракетоносителей легкого, среднего и тяжелого классов;
- Технический комплекс, имеющего в своем составе монтажно-испытательные корпуса (МИК) для испытаний и подготовки к запуску космических кораблей;
- Объекты для предполетной и предстартовой подготовки космонавтов.
- Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО), в состав которого входит командно-измерительный и мобильный измерительные пункты.
К современным ракетоносителям предъявляются повышенные требования в части экологичности запусков – все более привлекательными становится кислород-водородное топливо, следовательно, в комплекс космодрома войдут водородный и кислородно-азотный заводы. +
Для обеспечения работы космодрома необходимо построить железные и автомобильные дороги, аэродромы и аэровокзалы, речные причал и морские порты. +
Все это требует многочисленного персонала, для которого нужен город средних размеров со всеми инженерными, социальными, культурными, торговыми объектами. +
Учитывая «начинку» космодрома, можно сказать, что над его строительством работает промышленность всей страны. И цена проекта оказывается весьма велика – Счетная Палата оценила затраты на первый этап строительства космодрома Восточный в 161 миллиард рублей. +
В проекте федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов» предусматривается вложить в развитие трех российских космодромов в ближайшее десятилетие порядка 750 млрд рублей. Значительная часть этих средств (более 500 млрд рублей) предназначена для нового российского космодрома «Восточный». +
Кратко о космодромах нашей планеты
«Космодром – дорогое удовольствие» – утверждают и наши соседи – китайцы. Они вложили в строительство своего 4-ого космодрома Венчен не много не мало 12 млрд. долларов или сами подсчитайте во, что это выйдет в рублях. +
Далеко не каждой стране по плечу «русский космический размах» и китайская «разумная космическая политика», ибо даже эксплуатация космодрома не всем оказывается по карману. +
Так, Великобритания даже совместно с Австралией не смогла позволить себе такую роскошь и законсервировала свой космодром в Вимере, Италия закрыла свой космодром «Сан-Марко», Франция – «Хаммагир», а знаменитый французский космодром в Куру теперь используется с привлечением усилий всего Евросоюза. Закрылся иранский космодром «Семнан» (вместе со всей иранской космической программой). Сегодня «всемирный космический клуб» включает в себя 10 держав, имеющих собственные космодромы. Остальным космос открыт только за валюту. +
Всего на начало 2016 года в мире насчитывалось 16 космодромов: наиболее популярный и наиболее используемый – Байконур в Казахстане; четыре в Китае (Венчен, Сичан, Тайюань, Цзюцюань); три в России (Восточный, Капустин Яр и Плесецк); три в США (Космический центр Кеннеди и мыс Канаверал, что практически одно и тоже и плюс база Вандерберг); Северная Корея (Теже); Южная Корея (Наро); Индия (Шрихарикота); Франция (Куру во французской Гвиане); Япония (Танегасима). +
Все они имеют схожую структуру и различаются лишь деталями конструкции стартовых комплексов. На размещение космодромов в конкретных точках земной поверхности влияют несколько факторов. +
Одним из самых важных является баллистика полета. Дело в том, что с минимальными энергетическими затратами космический аппарат (КА) выводится на орбиту, наклонение которой соответствует географической широте космодрома. Наиболее критична широта космодрома при выведении на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора. +
На них размещают спутники связи и ретрансляторы телепередач, то есть прежде всего коммерческие КА. Космодром для запуска геостационарных спутников должен располагаться в более низких широтах. +
В этом отношении лучшие места занимают новый европейский космодром Куру, расположенный на широте около 5 град. и бразильский космодром Алькантара с широтой всего 2,2 град. +
Как видим, число экваториальных государств, способных запускать ракеты в космос невелико, и посему появились проекты космодромов морского базирования, в основном интернациональные – Тихий океан (стартовая платформа «Одиссей» и плавучий космодром Sea Launch, который может вести запуски прямо с экватора. +
При старте с экватора ракета носитель (РН) сразу получает дополнительную скорость 465 м/с. в направлении на восток, обусловленную вращением Земли. (Для Плесецка величина этой дополнительной скорости равна 211м/с, для Байконура – 315). Поэтому, кстати, траектории запуска РН обычно прокладываются в восточном направлении. +
Исключение составляет Израиль — с востока расположены недружественные ему страны, и он вынужден производить запуски в обратном направлении, преодолевая вращение Земли. +
Другим фактором является расположение «полей падения» – районов падения отработанный ступеней и других частей ракет. Меньше всего проблем возникает в том случае, когда они располагаются в акватории океана. Именно поэтому подавляющее большинство космодромов мира расположено на побережье. +
В частности, на восточном побережье США на мысе Канаверал в 1958г. был построен космодром (в 1963г. он получил название — Космический центр им. Джона Кеннеди). Мыс Канаверал имеет широту 28,5град. – это почти самая южная точка континентальной части США, что давало американским ракетчикам определенное преимущество перед советскими. +
Одна из серьезных проблем, связанных с космодромами, — их неблагоприятное влияние на окружающую среду. В первую очередь это обусловлено применением в качестве компонентов топлива ядовитых и агрессивных веществ. Азотная кислота, азотный тетраксид (четырехокись азота) и гептил (несимметричный диметилгидразин), способны нанести значительный ущерб растительности и здоровью человека и животных. +
Наряду с катастрофами компоненты топлива попадают в окружающую среду и в процессе повседневной деятельности космодрома- это утечки компонентов топлива при хранении, заправке ракеты. При падении «нижних» ступеней РН оставшиеся излишки топлива ( а они всегда булут поскольку недозаправка может привести к потере дорогого спутника) попадают в окружающую среду. +
Например, отработанная вторая ступень РН «Протон» содержит 600-900 кг. гептила и 1000-1500 кг азотного тетраксида. +
Как правило, вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома Байконур, попадают в так называемый район падения № 326. Он имеет форму эллипса площадью более 5000 кв. км. из которых больше половины приходятся на территорию Алтайского государственного природного заповедника, который с 1998 г. включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное наследие», и по закону его территория должна быть свободна от хозяйственной деятельности. Между тем за время эксплуатации «Протонов» на алтайскую землю упало около 180 ступеней. +
Большая часть вторых ступеней падают в Томской и Новосибирской областях. Существуют и другие районы падения, например в Якутии. +
Первые ступени запущенных с Байконура ракет падают на территории Казахстана и Туркмении. +
В советское время практически единственным фактором для выбора трассы запуска было построение оптимальной траектории полета ракет. В результате по стране разбросаны десятки районов падения, занимая в общей сложности 4,8 млн.га. на которых нельзя жить и работать. +
От космодромов следует отличать ракетные полигоны: Ясный и Свободный в России; Кадьяк и Полапс в США; Семнан (Иран); Пальмахим (Израиль). +
Беглый взгляд в историю российских космодромов
В СССР было три космодрома – Байконур в Казахстане, Плесецк на Севере, и Капустин Яр в низовьях Волги. И два ракетных полигона: Ясный (13 дивизия РСВН) в Оренбургской области и Свободный (27 дивизия РСВН) в Амурской области. +
С точки зрения близости промышленных районов, наличия транспортной инфраструктуры лучше всего был полигон Капустин Яр. +
Капустин Яр строился как полигон для испытания ракетной техники и с 1947 по 1957 г. был единственным местом испытаний баллистических ракет. +
Еще во время первой серии пусков в октябре-ноябре 1947г. Капустин Яр начинает использоваться для пуска геофизических ракет к которым в дальнейшем прибавились метеорологические. +
В июне 1951г. состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту. 16 марта 1962 г. когда был осуществлен запуск спутника «Космос-1» Капустин Яр из полигона превратился в космодром. +
14 октября 1969г. космодром стал уже международным – состоялся запуск спутника «Интеркосмос-1», затем ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», французский «Снег-3». +
В 1972 г. по проекту КБ транспортного машиностроения (КБТМ) был создан наземный стационарный стартовый комплекс 11П865М. Первый пуск состоялся 26 января 1973г. На настоящее время с этого комплекса произведено 365 пусков РН семейства «Космос». +
В 1988г. потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски из Капустина Яра были прекращены. +
Возрождение космодрома началось лишь в 1998 г. когда был произведен коммерческий запуск РН 11К65М которая вывела на орбиту французский спутник, а 28 апреля 1999г. был осуществлен запуск спутников «ABRIXAS» и «Megsat-0». +
В настоящее время Капустин Яр имеет статус Государственного центрального межвидового полигона Минобороны РФ №4. За время существования испытательного полигона Капустин Яр отсюда было произведено более тысячи пусков. +
Второй российский космодром и первый по значимости Плесецк – начинал свою историю в 1957 г. как позиционный район боевого дежурства советских межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А. Главным требованием при выборе места его расположения была близость к США. +
С расположенных в глубине континента космодромов Капустин Яр и Байконур невозможно было проводить запуски спутников на все стратегически важные орбитальные направления. +
Поэтому в начале 1962г. было принято решение о создании нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов и испытаний новых твердотопливных МБР. +
После ряда проб и ошибок было принято решение о размещении испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте «Ангара» в районе Плесецка. +
Плесецк находится на широте 63 град. и минимальное наклонение орбит прямого выведения больше чем на Байконуре. Тем не менее из Плесецка возможно было осуществление всех без исключения космических программ Байконура тех лет. А на запуск спутников на полярные и околополярные орбиты широта расположения космодрома влияния вообще не оказывает. +
Кроме того объект «Ангара» к тому времени имел уже развитую инфраструктуру, а расположение Плесецка в относительной близости от Москвы обеспечивало надежную связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны. +
Поля падения отработавших ступеней ракетных носителей (РН) располагались в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана. +
По своим климатическим характеристикам Плесецк более предпочтителен для осуществления полетов человека в космос, чем Байконур. +
Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект «Ангара», по всем параметрам удовлетворял требованиям к месту запусков космических объектов. +
Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963г. утвердил такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР в составе трех испытательных управлений: +
- боевого (№1);
- по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей (№2)
- измерительного (№3).
Перед 1991 годом космодром состоял из девяти пусковых установок: +
- стартовые комплексы РН семейства Р-7 (площадки 41, 16, 43 с ПУ № 3 и 4),
- стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132 с ПУ № 1 и2, 133),
- стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32 с ПУ № 1 и 2).
11 ноября 1994г. Президентом Российской Федерации Ельциным был подписан Указ о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром Плесецк) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку статус космодрома. +
Первым шагом снижения нашей зависимости от аренды Байконура стала разработка новых российских ракет-носителей «Ангара» на экологически более чистом кислородно-керосиновом топливе. Ракета «Ангара» имея немного большую грузоподъемность, чем у «Протона», при запусках из Плесецка должна была заменить его запуски с Байконура. +
Но чтобы вывести с Плесецка на орбиту такую же нагрузку, как при запуске с Байконура, нужно использовать более мощную ракету. Это плата за расположение Плесецка по сравнению с Байконуром. Но и это не главная проблема. +
Главная проблема Плесецка это доступ на геостационарную орбиту. С Плесецка, например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к Международной космической станции. +
Наземная инфраструктура есть, ракета с кораблем тоже есть, но она до цели не долетит, широта точки старта не позволяет. С Плесецка запускаются полезные нагрузки только на орбиты с диапазоном наклонения к экватору 72-93°, а орбита МКС имеет наклонение 51,63°. +
Однако несмотря ни на что, абсолютное мировое лидерство по числу космических запусков принадлежит космодрому Плесецк. +
Страсти по Байконуру
В начале 50-х годов разработка ракеты Р-7 с дальностью полета более 8000 км потребовала вместо тесноватого Капустина Яра новый ракетный полигон. Им впоследствии стал всемирно известный Байконур. И тема столь обширная, что требует отдельной новеллы. +
Будущий космодром пришлось строить с нуля. Плюсом Байконура являлась только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов на околоземную орбиту в восточном направлении можно получить прирост скорости ракеты-носителя (за счет тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли) в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с. +
Байконур известен как наш первый и главный космодром, с которого был запущен первый спутник, первый космонавт Юрий Гагарин и все последующие наши космонавты. Но одновременно Байконур или НИИП-5 являлся крупнейшим ракетным полигоном СССР и крупной базой Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) +
Всего на Байконуре на момент распада СССР имелось 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, два аэродрома, включая посадочный комплекс «Бурана» и огромная наземная инфраструктура, обеспечивающая функционирование всего полигона, том числе: монтажно-испытательные корпуса, средства измерительного комплекса, испытательные стенды, кислородно-азотный завод, средства связи, теплоэлектроцентраль, коммуникации всех видов и пр. +
В комплекс космодрома входила железнодорожная станция Тюратам и город Ленинск. +
Суммарная стоимость Байконура в начале 1990-х годов оценивалась в $50 млрд. +
С распадом СССР главный космодром страны оказался за рубежом и на правах аренды. Но даже регулярная выплата аренды не гарантировала России беспрепятственный выход в космос – каждый запуск мы должны были согласовывать с другой страной – Казахстаном. +
При этом необходимо учитывать затраты на сохранение физически и морально стареющей инфраструктуры Байконура (как никак первому космодрому на Земле исполнилось 60 лет), в том числе затраты на ремонт и модернизацию комплекса «Протон» (Протон-М), разработку требуемых РБ, а также ограничения по реализуемому числу пусков ракетных носителей (РН). +
А в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носило не уведомительный, а разрешительный характер. Казахстан обладает правом вето на пуски «Протонов». +
После распада СССР и особенно после проблем с согласованием Казахстаном запусков наших «Протонов» с Байконура необходимость в новом российском космодроме стала очевидной. +
Для чего России нужен свой, ни от кого и не отчего независимый космодром?
Что греха таить, два наших космодрома – Капустин Яр и Плесецк изначально не были оптимальны с точки зрения запуска космических аппаратов (КА). +
Плюс к этому переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: +
- обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области;
- рациональное распределение ресурсов и средств между существующими объектами космической инфраструктуры на поддержание их в эксплуатационном режиме;
- перераспределение прав собственности на объекты космической инфраструктуры;
- определение рациональных путей развития космодромов;
- создание в перспективе российской инфраструктуры космодромов, обеспечивающей решение национальных космических задач России в наиболее полном объеме.
Перевод запусков космических аппаратов (КА) научного, народнохозяйственного и коммерческого назначения с космодрома Байконур на российские космодромы должен был определяться и определялся в первую очередь экономической целесообразностью. +
Помимо выручки от коммерческих стартов, космодромы важны как элемент сохранения и развития высоких технологий. +
Общеизвестно, что именно высокие технологии обеспечивают развитие экономики в современном мире. Столь же общеизвестно, что именно в этой сфере Россия в последние четверть века постепенно отстает от Запада. +
Космическая отрасль российской экономики, позволяют в неблагоприятных экономических условиях сохранять и развивать высокие технологии. В случае с космодромами – технологии строительства сложных объектов. +
Потом, при благоприятных обстоятельствах, наработанный в «космической области» опыт можно будет распространить на широкие области экономики. Как это уже и делается: те же предприятия, которые участвуют в российских космических программах, осуществляют поставки высокотехнологического оборудования для самых разных нужд. +
В социально-экономическом аспекте космодром создает огромное количество рабочих мест и, как любое высокотехнологическое предприятие, способен стать «локомотивом» региона, в котором расположен. +
Но главное, что дают космодромы России – это надежду. Надежду на то, что космос был, есть и останется нашим. Вот почему сразу после истечения срока действия «Федеральной целевой программы развития космодромов на период 2006-2015 годов» была принята новая программа с аналогичным названием и назначением, на этот раз – на 2016-2025 годы. +
В программе заложены сотни миллиардов рублей, которые пойдут как на космодром «Восточный», так и на развитие космодрома «Плесецк», и на аренду «Байконура» (и поддержание его инфраструктуры). +
Скандальный космодром Восточный
Успешный, хоть и со второй попытки, запуск ракеты «Союз» 28 апреля 2016 года, добавил в статистику России третий действующий космодром – «Восточный». Ракета-носитель «Союз-2.1А» c блоком выведения «Волга» вывела на орбиту три космических аппарата «Михайло Ломоносов», «АИСТ № 2Д» и наноспутник SamSat-218. +
Для местоположения нового космодрома Восточный был выбран бывший позиционный центр 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН, построенный в 1964-1970 годах для боевого дежурства МБР РС-10. 1 марта 1996 г. указом Президента России здесь был образован 2-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны «Свободный». +
Широта космодрома Свободный, размещенного рядом с поселком Углегорск Свободненского района Амурской области, составляла 51°42’ северной широты — это было гораздо удачнее Плесецка, но все-таки хуже Байконура. +
Первый запуск со Свободного был произведен 4 марта 1997 г., последний (пятый) – 25 апреля 2006 г. Серьезных работ по созданию инфраструктуры космодрома Свободный не велось, он не имел районов падения отработанных ракетных ступеней, и в июне 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ его было решено ликвидировать. +
В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 6 ноября 2007 года и распоряжением правительства РФ от 14 января 2009 года. на базе расформированного космодрома было начато строительство принципиально нового объекта – «космодром Восточный». +
Восточный предназначен для обеспечения подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных космических программ по изучению и освоению небесных тел, а также осуществления международного сотрудничества в данной сфере. +
Ввод объектов космодрома Восточный в эксплуатацию был разделен на три этапа. +
На первом этапе (2012-2015) планировалось создание космического ракетного комплекса «Союз-2», объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе жилого города (до 12 тысяч человек). +
Второй этап (2016-2020) предусматривает создание объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса типа «Ангара» для выведения космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты и пилотируемых кораблей нового поколения, а также расширение жилищного комплекса (до 20 тысяч человек) и создание аэропортового комплекса. +
На третьем этапе (2021-2030 годы и далее) запланировано создание объектов наземной инфраструктуры второй очереди для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций, а также расширение жилищного комплекса (до 30 тысяч человек). +
Распоряжением президента РФ от 1 сентября 2009 года единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома Восточный было определено Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). +
В сентябре 2011 года были начаты подготовительные строительные работы, а в середине 2012 года — полномасштабное строительство инфраструктуры и технологических объектов космодрома. Учитывая масштабность проекта, в начале строительство Восточного шло параллельно с выпуском проектной документации по нему. +
На космодроме закладывались такие проектные решения, которые позволят зданиям и сооружениям, объектам инженерной инфраструктуры, автомобильным и железным дорогам служить долгое время с учетом высоких нагрузок на эксплуатацию и в сложных климатических условиях. +
Строительство объекта сопровождалось массой скандалов, уголовных дел, снятий с должности руководителей. +
Рабочие космодрома неоднократно жаловались на невыплату зарплаты и объявляли голодовки. Фотографии со строительной площадки демонстрировали крайне медленное продвижение строительства, несмотря на регулярные отчеты Спецстроя о завершении тех или иных работ. В результате со Спецстроя был снят статус единственного исполнителя работ. +
Но планы и перспективы, проблемы и скандалы строительства космодрома Восточный – это отдельная тема для повествования. +
Мало у кого в мире имеется опыт строительства космодромов. Это всегда амбициозные и действительно штучные объекты. Россия имеет данный опыт и поэтому продолжает оставаться великой космической державой. Поэтому с «нуля» возводится космодром Восточный, а в Плесецке строятся новые объекты для запуска ракет. +
Развитие отечественной инфраструктуры космодромов позволит:
- вне зависимости от отношений со странами ближнего зарубежья обеспечить гарантированное решение задач по развертыванию и поддержанию орбитальных группировок космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения на боевом и оптимальном уровне.
- обеспечить перевод запусков космических аппаратов (КА) военного назначения на российскую полигонную базу;
- сохранить накопленный отечественный научно-производственный потенциал космической отрасли при проведении модернизации существующих и создании перспективных универсальных наземных комплексов и многоразовых космических систем;
- повысить энергетические возможности ракетных носителей (РН) и расширить диапазон достижимых орбит по высоте и наклонению;
- оптимизировать номенклатуру эксплуатируемых космических ракетных кораблей ( КРК ) ;
- предельно сократить площади отчуждаемых земель под строительство и районы падения ракет космического назначения (РКН);
- сохранить и развивать технологии строительства космодромов – технологии возведения сложных объектов и уникальные технологические процессы строительно-монтажных работ.
Вот о последнем и необходимо более подробно поговорить в следующих публикациях. +
Источник: ardexpert.ru
Не рокот космодрома: старт на космодроме «Восточный»
Аэропорт Восточный еще не достроен, и добираться до космодрома приходится из Благовещенска, это километров двести. Несколько часов в автобусе тянутся бесконечно: местность за окном однообразная и ровная, как стол, только облака над ней высокие, полукруглые. Зато эта широкая плоскость очень удобна для космических запусков, поиска и сбора первых ступеней стартующих ракет. А ведь именно за этим мы и приехали в Приамурье – понаблюдать за стартом, узнать, как и зачем строят космодромы.
Уже больше полувека главным «окном в космос» для отечественной космонавтики остается Байконур (№ 1 на карте «Все космодромы Галактики»). Он расположен в казахской степи, на 45°55’ северной широты – примерно как Краснодар. Благодаря этому стартующие отсюда ракеты получают значительно больший импульс от вращения Земли, чем, скажем, из Плесецка в Архангельской области (№ 2 на карте).
Ведь чем ближе к экватору, тем выше скорость движения планеты вокруг оси: на полюсе она практически нулевая, а уже на широте 50° достигает 1000 км/ч. Удачное расположение позволяет снизить расход топлива и выводить больше полезной нагрузки – особенно если речь идет о самых востребованных орбитах с небольшим наклонением. Именно поэтому большинство космодромов мира жмутся к экватору, а старты производят в направлении вращения Земли.
Плоскость
Единственное существенное исключение из этого правила – израильский полигон Пальмахим (№ 3 на карте). Из-за опасности падения отработавших ступеней ракет на территории недружественных, а то и враждебных стран запуски отсюда выполняются в сторону Средиземного моря, на запад. У Байконура такой проблемы нет: к востоку от космодрома лежит малонаселенная и ровная степь, где падающие ракетные блоки практически неопасны для людей и политической обстановки. Остатки токсичного гептила – топлива, на котором работают легендарные тяжелые носители «Протон» и которое раз за разом попадало в природу, – руководителей советской космонавтики интересовали мало. Проблемной ситуация стала лишь после распада СССР и перехода Байконура Казахстану.
С конца 1990-х экологические и экономические вопросы эксплуатации космодрома начали подниматься все чаще, и Россия стала опасаться, что не сможет надолго сохранить контроль над ним. А ведь потеря основного «окна в космос» – вопрос не только престижа и технологий, но и государственной безопасности. Такие соображения подстегнули, с одной стороны, разработку ракетного семейства «Ангара» с двигателями, работающими на «чистом» керосине, а с другой – поиски площадки для нового, теперь уже собственного гражданского космодрома. Ровная плоскость Приамурья стала одним из главных аргументов: стартующие на восток ракеты могут сбрасывать отработавшие ступени безопасно – в малонаселенной местности или еще дальше, в Охотском море.
Дорога
Станция Циолковский – последняя у охраняемого въезда на территорию космодрома. Здесь находится одноименный городок, где живут люди, которые строят и эксплуатируют Восточный. При СССР город назывался Углегорском, и, по словам местных жителей, каждый день отсюда выходил караван груженных углем грузовиков.
А ночью машины возвращались с грузом обратно: никаких разработок в окрестностях не велось – легенда служила прикрытием для работы секретной ракетной военчасти. В 1996 году часть была расформирована, а на ее месте образован 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны Свободный (№ 4 на карте). В следующие несколько лет отсюда произвели пять запусков в интересах как российских военных, так и зарубежных коммерческих заказчиков.
В середине нулевых, когда речь зашла о необходимости полноценной замены Байконуру, Свободный сразу оказался фаворитом. Конечно, космодром находится довольно далеко от основных центров ракетостроения, Подмосковья и Самары. Каждый «Союз» сюда приходится везти из Поволжья в 13 спецвагонах, преодолевая 6500 км примерно за 18 дней. Но это не слишком большая проблема: во-первых, сейчас производство ракет уже налаживают поближе к Амурской области, в омском НПО «Полет»; во-вторых, благодаря высокой транспортной связности возить сюда самые массивные ракетные блоки можно будет по воде, Северным морским путем.
В скорой перспективе на космодроме откроют и собственный аэропорт, а авиаконструкторы уже анонсировали модифицированный грузовик Ил-96-500Т, в фюзеляже которого смогут размещаться даже блоки-модули ракет «Ангара».
Пока же все негабаритные грузы прибывают на Восточный (№ 5 на карте) по железной дороге. Территория космодрома – около 700 км2, и рельсы проходят по ней тут и там. Предусмотрено порядка 500 зданий и сооружений, из соображений безопасности разбросанных на большом пространстве.
Впрочем, по словам опытных космодромщиков, благодаря гражданскому назначению Восточный оказался куда компактнее, чем Байконур, где, перемещаясь между участками, порой приходится преодолевать десятки километров. И все же рассеянность построек, многие из которых уходят глубоко под землю, создает на космодроме слегка сюрреалистическую атмосферу. Никакого рокота, кроме шума ветра в соснах, много зелени и безлюдно, как при коммунизме.
Стройка
Впрочем, это ощущение пропадает, как только мы оказываемся на строительстве площадки 1А для тяжелых ракет «Ангара-А5». Кажется, здесь собрались все гастарбайтеры планеты – они непрерывно грохочут, сваривают густую сеть арматуры, льют огнеупорный бетон стартового стола и ровняют полы в подземных коридорах командно-измерительного пункта.
Указ о возведении космодрома Восточный был подписан еще в 2007 году, стройка началась в 2012-м, а в 2016-м здесь провели первый успешный старт. Но если инфраструктура для подготовки и запуска носителей «Союз-2.1» с тех пор функционирует без сбоев, то все, что нужно для «Ангары», должны завершить только к 2023 году, когда планируется первый старт тяжелого носителя.В будущем отсюда станут запускать и перспективные пилотируемые корабли «Орел». Пока же полностью закончена лишь первая очередь строительства. Готовая инфраструктура позволяет проводить запуски «Союзов-2.1», на восьмой из которых мы и приехали.
Сама ракета была на месте задолго до нас, успев проделать весь положенный путь по космодрому. Части носителя сгрузили с поезда, поместили на ложементы и по рельсам транспортировали в склад блоков. На Восточном он – впервые в отечественной практике – входит в состав целостного Унифицированного технического комплекса (УТК), который может работать со всеми запускаемыми с космодрома носителями (об устройстве УТК космодрома Восточный мы писали в № 12/2020 «TechInsider»).
Колоссальных размеров помещения включают монтажно-испытательные корпуса (МИК) для ракет и космических аппаратов, а также заправочно-нейтрализационную станцию, соединенные общей трансбордерной галереей, по которой грузы осторожно перемещают из ангара в ангар. В «ракетном» МИК собрали все три ступени нашего «Союза», в соседнем – головную часть, включая 36 предназначенных к пуску космических аппаратов OneWeb, разгонный блок и обтекатель. С помощью трансбордера «голову» переместили к носителю и пристыковали. Лишь затем вытянувшаяся во все свои 46 м ракета выехала на стартовую площадку 1С. Снова рельсы – и медленная, на скорости не более 5 км/ч, дорога.
Башня
От УТК до площадки 1С около 4,5 км. Бетонная чаша круто уходит на глубину в пару десятков метров, с плавным подъемом лишь в узком секторе газоотвода: при запуске большая часть раскаленных газов и пламени устремляются этим легким путем, не повреждая стартовый стол. Их дополнительно сбивает сжатый воздух, который выбрасывается из отверстий в трубе, охватывающей огненный эпицентр по кругу. Работающие на площадке специалисты уверяют, что в результате после запуска ракеты инфраструктура остается совершенно целой, даже краску обновлять почти не требуется.
Ракета прибывает сюда горизонтально и через раскрытые задние ворота проезжает сквозь мобильную башню обслуживания (МБО) «Союзов» – она уже стала самым узнаваемым сооружением на космодроме и его полуофициальным символом, который можно увидеть на 2000-рублевых купюрах. Впервые МБО использовались для «Союзов», стартующих из Французской Гвианы (№ 6 на карте), но на Восточном башня и сложнее, и больше. 1600-тонная махина высотой с семиэтажный дом движется – опять-таки по рельсам – с миллиметровой точностью, то отползая от стартового стола, то возвращаясь на место.
Источник: www.techinsider.ru