Туркеста́но-Сиби́рская магистра́ль — железная дорога, построенная в 1927—1930 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Одна из главных строек первой пятилетки СССР.
Предыстория
Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. 15 октября 1896 года городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешёвого сибирского зерна и других товаров в регион.
Межминистерский комитет в 1906 году постановил выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный — Луговая — Арысь. В 1907 году изыскания были проведены на местах. На юге, от станции Арысь до реки Или, изыскательские работы велись группой инженера Голембиовского, на севере со стороны Семипалатинска — группой инженера Глезера.
Turksib 1929 / Турксиб (Eng Sub)
Специальная группа во главе с инженером Струве провела статистическо-экономические исследования в этом районе, что нашло отражение в трудах комиссии по исследованию района Туркестано-Сибирской дороги за 1909 год. В те же годы под руководством инженера Адрианова были проведены изыскания нескольких вариантов соединительных линий от Транссиба к Семипалатинску.
Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).
В годы Гражданской войны железные дороги Сибири и Северного Казахстана оказались в руках адмирала Колчака, по решению которого в 1918 году линия Новониколаевск — Семипалатинск была продолжена до Сергиополя (ныне Аягуз). К 1919 году было уложено 140 километров пути. Эта дорога была по неизвестной причине разобрана сразу же после разгрома армии Колчака.
Строительство Турксиба
Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР. Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года. Начальником Турксиба был В.С. Шатов, приехавший в Россию в 1918 году [1] .
1442 километра рельсового пути предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»
Легендарный Турксиб, Как строилась большая железная дорога в Казахстане.
К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда. 10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза).
Открытие Турксиба
Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.
«Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов на станции Огыз-Корган, переименованной по этому поводу в Айна-Булак («Зеркальный Ручей»), был забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока. После митинга по случаю открытия на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину.
Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441. В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ата.
На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. Событие отражено не только в их журналистских отчётах, но и в художественном творчестве.
В 1929 году на экраны выходит полнометражный фильм «Турксиб» (реж. В. А. Турин), который стал значительным достижением в документальном кино.
Награды
Решением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР было постановлено от 19 апреля 1930 г. о награждении всего строительного коллектива рабочих и инженерно-технических сил Турксиба и персонально наградить Орденом Трудового Красного Знамени следующих лиц:
2. Балгаева — старшего рабочего пути.
3. Шермергори, Дирк Тимофеевича — инженера.
4. Перельмана, Льва Моисеевича — пом. начальника постройки.
5. Бубликова, Ивана Осиповича — начальника укладочных городков.
6. Гнусарева, Александра Ивановича — начальника укладочных городков.
7. Лодкина, Лазаря — рабочего Каратальского моста.
8. Борискина, Николая — компрессорного монтера.
9. Маженова, Ахметжана — рабочего укладчика-костыльщика.
10. Бизюкина, Дмитрия Дмитриевича — инженера.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Зам. председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Эксплуатация Турксиба
В первые годы существования Турксиба грузовые перевозки по нему удваивались каждые пять лет. Это было связано с большим грузопотоком, создаваемым Урало-Кузнецким комбинатом.
Но вскоре Турксиб перестал справляться с грузопотоком, что создавало трудности для развития экономики региона. В годы Великой Отечественной войны грузопоток Турксиба упал.
В 1958 году Туркестано-Сибирская дорога была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1960 году была открыта ветка от станции Актогай до советско-китайской границы — станции Дружба (Достык). В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога — наследница Турксиба, которая просуществовала до 1996 года, когда все железные дороги независимого Казахстана были объединены в республиканское государственное предприятие «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темір жолы»).
Города и посёлки Турксиба
Интересные факты
- Открытие Турксиба описано в книге Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» (1931). Правда, там Турксиб представлен как Восточная магистраль, а станция Айнабулак — как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец получил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа присутствовали на смычке в качестве корреспондентов московской газеты «Гудок» (центральный печатный орган НКПС СССР).
- О строительстве Туркестано-Сибирской магистрали и её роли в освоении Семиречья в 1929 году был снят документальный фильм«Стальной путь (Турксиб)».
- Здание Управления Турксиба в стиле конструктивизма в 1929 году было спроектировано М. Я. Гинзбургом и И. Ф. Милинисом.
Станции Турксиба
Галерея
Постановление ВЦИК о награждении А.Маженова Орденом Трудового Красного Знамени
Источник: www.wikiznanie.ru
Туркестано-Сибирская железная дорога2
Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), построенная в 1926–31 ж.-д. магистраль, соединившая рынки Ср. Азии и Сибири. Одна из крупнейших строек 1-й пятилетки (см. пятилетний план).
Актив. обсуждение вопроса о стр-ве ж. д. для соединения р-нов произв-ва туркестан. хлопка и сиб. хлеба началось в кон. XIX в.; проводились спец. изыскания. В 1912 концессию на сооружение ж.-д. уч-ка от ст. Арысь до г. Пишпека (позднее Фрунзе, затем Бишкек) с продолжением впоследствии на г. Верный (Алма-Ата) передали специально созданному «Акционерному обществу Семиреченской железной дороги».
Стр-во началось в июле 1914; к моменту национализации дороги (март 1918) действовал уч-к Арысь–Бурный (237 км). В 1921 рельсы дотянулись до г. Аулие-Ата (позже Джамбул, затем Тараз). В окт. 1923 Совет Труда и Обороны (СТО) принял решение о создании совета по постройке Семиреченской ж. д. под пред. Ф.Э.
Дзержинского, и в 1924 стр-во дороги Арысь–Пишпек завершилось.
В дек. 1926 состоялось новое пост. СТО о сооружении Семиреченской ж. д., исходя из необходимости связать Пишпек с Семипалатинском (еще в годы Первой мировой войны соединенным с Транссибирской магистралью ж.-д. линией Новониколаевск–Барнаул–Семипалатинск). Осенью 1927 началась укладка рельсов, одновр. с к-рой продолжались проектирование и полевые изыскания.
Стр-во велось сразу с 2 сторон – от Семипалатинска и от ст. Луговой, расположенной на Семиреченской ж. д. посередине между Аулие-Ата и Пишпеком. Навстречу друг другу продвигались сев. и юж. передвижные «укладочные городки». Каждый городок состоял из неск. десятков вагонов: жилых, хоз.-бытовых, а также вагонов со строит. материалами (рельсами, шпалами, скреплениями).
Впервые в отеч. технологии ж.-д. стр-ва на Турксибе применено поэтапное проведение работ: для подвоза материалов использовался вр. путь, уложенный без отсыпки земляного полотна. По мере готовности земляного полотна рельсошпаловую решетку вр. пути сдвигали вручную или перекладывали с помощью подъемных кранов на постоян. место. Для стр-ва дороги за границей закупались гусеничные экскаваторы, узкоколейные тепловозы, опрокидывающиеся вагонетки, автосамосвалы и др. техника. В процессе стр-ва дороги сооружались круп. мосты через р. Иртыш у Семипалатинска (дл. более 600 м), через р. Или, через овраг Мулулы, а так же множество мелких мостов и водопропускных труб. Впервые в практике мостостроения СССР применялся индустр. метод – изготовление железобетонных пролетных строений на полигоне и доставка их к месту стр-ва.
Стр-во Турксиба происходило с большим энтузиазмом, освещалось как крайне необходимое в индустриализации страны. В апр. 1930 на месте стыковки сев. и юж. уч-ков (ст. Айна-Булак недалеко от Алма-Аты) был торжественно забит «серебряный костыль». В постоян. эксплуатацию «первенец пятилетки» принят на рубеже 1930 и 1931.
Это оценивалось как важнейшее событие.
В ходе стр-ва Турксиба построено более 1 440 км нового пути, реконструировано более 560 км Семиреченской линии. Полная длина магистрали Арысь–Луговая–Семипалатинск–Новосибирск, составной частью к-рой стал Турксиб, превысила 2,5 тыс. км. Ввод ее в эксплуатацию явился мощным фактором соц.-экон. развития Казахстана и Ср. Азии.
Грузооборот новой магистрали в 1-й же год ее эксплуатации втрое превысил проект. задания. Постройка ж. д. способствовала развитию пром. хлопководства. В зоне влияния линии возникли круп. пром. и с.-х. комплексы, выросли города, раб. поселки, проведены новые ж.-д. линии. К кон. XX в. общая протяженность примыкающих дорог втрое превысила первонач. длину линий Турксиба.
В нач. XXI в. Турксиб – часть сети Казахстанских ж. д.
Лит.: Зензинов Н.А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994.
Источник: bsk.nios.ru