Оценка юриста по делу: "Требуется ли разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта?", тематические консультации на веб-сервисе Правовед.ru
Что нужно для разрешения на реконструкцию?
Данная статья может быть полезна собственникам зданий, юристам, представителям управляющих и эксплуатирующих организаций, а также проектировщикам, разрабатывающим проектную документацию на реконструкцию зданий.
«Реконструкция объектов капитального строительства — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов»
Таким образом, как для жилых, так и для нежилых зданий, под реконструкцию попадают:
- Любые виды строительных работ, связанные с изменением общей площади, этажности и высоты объекта, выражающиеся в виде пристройки помещений к зданию и/или надстройки этажей;
- Замена или восстановление демонтированных ранее несущих конструкций здания.
При этом, согласно определению, замена отдельных элементов несущих конструкций реконструкцией не является, и замену отдельных элементов в большинстве случаев следует относить, например, к капитальному ремонту.
Более того, к реконструкции также следует относить менее очевидные вещи. Например:
- Переоборудование не эксплуатируемого чердака (или подвала) в эксплуатируемый, поскольку при этом общая площадь чердака (подвала) должна быть включена в общую площадь здания, что повлечет увеличение последней;
- Устройство дополнительных ярусов (условно: антресолей) внутри здания площадью более 40% от этажа, поскольку при этом данное пространство считается этажом и общая этажность здания увеличивается.
- Изменение конфигурации и геометрии кровли, если при этом изменяются высотные отметки и общая высота здания.
«Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей».
Градостроительный кодекс РФ гласит, что реконструкция объектов капитального строительства в общем случае, то есть всегда, осуществляется строго на основании выданного разрешения на реконструкцию. (п. 2, статья 51, ГрК РФ). При этом, отдельным пунктом 17 статьи 51 предусмотрены случаи, в которых разрешение не требуется.
Таким образом, проще перечислить именно ситуации, когда получение разрешения на реконструкцию не требуется:
Реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требует разрешения (пункт введен ФЗ №340 от 03.08.2018)
- НЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства, не требует разрешения.
- САДОВЫЕ ОБЪЕКТЫ
Реконструкции жилого дома, гаража, хозяйственных построек на садовом земельном участке, при отсутствии предпринимательской деятельности на данном участке, не требует разрешения.
Изменения объекта, не затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности, а также не превышающие предельные параметры строительства, не требуют разрешения.
В зависимости от объекта, а также от субъекта РФ, в котором объект располагается, выдача разрешений на реконструкцию, также как разрешений на строительство объектов капитального строительства, осуществляют уполномоченные:
- Федеральный орган исполнительной власти;
- Орган исполнительной власти субъекта РФ;
- Орган местного самоуправления;
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (МосГосСтройНадзор)
> В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Главное управление государственного строительного надзора Московской области
Для получения разрешения на реконструкцию здания требуется подача соответствующего заявления на выдачу разрешения.
Заявление подается в электронном виде в разделе на сайте mos.ru (в Москве) или на сайте uslugi.mosreg.ru (в Мос. Обл.)
Срок оформления разрешения – 5 рабочих дней.
Стоимость услуги — бесплатно.
Разрешение или мотивированный отказ в оформлении разрешения направляется в электронном виде в личный кабинет заявителя или может быть выдан в службе «одного окна» при наличии доверенности от заявителя на право получения запрашиваемого документа и документа удостоверяющего личность.
В качестве заявителей могут выступать застройщики — физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Основной перечень документации, необходимой для обращения за выдачей разрешения на реконструкцию:
- ГПЗУ — Градостроительный план земельного участка;
- Проектная документация на реконструкцию, зарегистрированная на портале ИАИС ОГД;
- Результаты инженерных изысканий, в том числе отчет по техническому обследованию здания;
- Положительное заключение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, если указанные документы подлежат экспертизе;
- Сведения об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
- Архитектурно-градостроительные решения (АГР);
- Cвидетельство об утверждении АГР (архитектурно-градостроительного решения объекта);
- Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при необходимости отклонения);
- Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства;
- Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (при реконструкции многоквартирного дома);
- Правоустанавливающие документы на земельный участок;
- Доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
- Заявление на выдачу разрешения;
Осуществление реконструкции без предварительного получения разрешения (в случаях, когда получение разрешения необходимо) влечет за собой предусмотренные законодательством санкции (см. КоАП РФ Статья 9.5).
- Административный штраф;
- Приостановка деятельности юридического лица;
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Контроль за самовольным строительством и реконструкцией в Москве выполняет Департамент Городского Имущества (ДГИ), а именно Государственная инспекция по недвижимости.
Тем не менее, той же самой Статьей 222 ГК РФ установлено, что даже самовольный объект может быть узаконен и сохранен при одновременном соблюдении следующих условий:
- Если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- Если на день обращения в суд постройка (в т.ч. реконструированный объект) соответствует установленным требованиям;
- Если сохранение постройки (реконструированного объекта) не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, для того, чтобы узаконить самовольно реконструированный объект, сохранить его и зарегистрировать на него право собственности потребуется в судебном порядке доказать соответствие объекта строительным, градостроительным, пожарным и санитарным нормам и правилам, а также доказать отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
При этом, подобным доказательством может являться только официальный документ (Заключение о соответствии), подготовленное специализированной организацией, имеющей соответствующие допуски.
Любому бизнесу необходимо развиваться. Особенно, когда бизнес и его прибыль напрямую связаны с объектами недвижимости. Будь то производство, склад либо аренда недвижимости — каждый квадратный метр способен принести дополнительный доход. Отсюда и возникает необходимость увеличения площадей и, соответственно, реконструкция здания.
Конечно, получение разрешение на реконструкцию нельзя назвать элементарной задачей.
Во-первых, это единственный законный путь и полученное разрешение является гарантом отсутствия претензий со стороны государства.
Во-вторых, данный процесс, на самом деле, вполне понятный и логичный, если постараться в нем разобраться.
Ниже перечислены основные технические моменты, с изучения которых рекомендуется начать развивать идею реконструкции Вашего здания:
- ШАГ 1. ГПЗУ
На первом этапе следует изучить отраженные в ГПЗУ предельно допустимые параметры строительства — максимальные высота, этажность, общая площадь, площадь застройки — предусмотренные правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). От этого зависит крайне важный вопрос, потребуется ли получать разрешение на отступление от предельных параметров.
- ШАГ 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗДАНИЯ
Второй шаг — обследование здания с подготовкой Технического Заключения. Важно понимать допустимость, безопасность, а также техническую возможность проведения реконструкции исходя из текущего состояния и несущей способности конструкций. Более того, данный документ потребуется и для разработки проекта, и для получения разрешения.
- ШАГ 3. ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
В случае наличия технической возможности реконструкции, переходим к разработке полного комплекта проектной документации и инженерных изысканий. Перечень необходимых разделов проекта определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- ШАГ 4. АЛЬБОМ АГР
Наконец, стоит подготовить альбом архитектурно-градостроительных решений (АГР), отражающий изменения наружного архитектурного облика здания в формате «до» и «после» реконструкции с целью согласования и утверждения в Комитете Архитектуры. Свидетельство об утверждении АГР также потребуется для получения разрешения на реконструкцию.
ИсточникВ каких случаях требуется разрешение на строительство . Возведение коттеджа должно осуществляться на основе специального разрешения . Этот документ позволяет проверить, соответствует ли объект , который вы будете строить, особенностям стиля населенного пункта, требованиям безопасности для окружающей среды, существующей инфраструктуры и населения. Ваш случай не относится к тем, когда использование разрешения на строительство не требуется ? Тогда придется позаботиться о наличии у себя данного документа. Вот в каких случаях разрешающий документ обязателен: ваши земли выделены под индивидуальное строительство жилого дома
Требуется ли разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта?
Застройщик (в рамках инвест контракта) построил линейный объект (теплотрассу). По условиям инвест контракта Администрация (одна из сторон инвест контракта) принимает в собственность готовый объект (теплотрассу). Однако, в настоящий момент Администрация отказывается от приемки, ссылаясь на то, что не представлено разрешение на ввод теплотрассы в эксплуатацию, без которого постановка на кадастровый учет невозможна).
Согласно ч. 15 ст. 55 Град Кодекса РФ «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство».
частью 17 статьи 51 Гр Кодекса предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство не требуется. В случае Застройщика, построенный им объект подпадает под подпункты 2 — строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (линейный объект не является объектом кап строительства на основании Части 1 статьи 41 Градостроительного Кодекса РФ), а также подпункт 5 — иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (Закон Московской области № 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области»).
То есть, из вышесказанного явно следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется.
Однако, в Росреестре подтвердили, что без такого разрешения постановка на кадастр невозможна и что такое разрешение в случае с линейными объектами все-таки должно быть получено по запросу в Минстрой (правда, нормы права не назвали).
Часть 1 ст. 55 Град Кодекса разъясняет, что Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет соответствие
в случае строительства линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории — . Это какие такие случаи?), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта — . Противоречие ч 15 ст. 55?), для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Уважаемый коллеги, разъясните, нужно ли вводить в эксплуатацию теплотрассу или нет?
P/S. Имеется разрешение на допуск теплотрассы в эксплуатацию, выданное федеральной службой по экологическому технологическому атомному надзору. Но это разрешение Росреестр не считает разрешением на ввод в эксплуатацию.
Катаржина, добрый день! Понятие объектов капитального и некапитального строительства а также линейных объектов содержится в ГрК. В частности, под ОКС понимаются здания, строения, сооружения кроме тех, что являются некапитальными. Под некапитальными п. 10.2 ст. 2 ГрК понимает
строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08
линейные объекты отнесены к капитальным
(за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории — . Это какие такие случаи?
пример из судебной практики ВС РФ
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 48-АПГ18-13
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Объекты местного значения — это объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (пункт 20 статьи 1 ГрК РФ).По смыслу приведенных норм, подлежат отображению в документах территориального планирования не все электросетевые объекты, а только те, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
В этой связи признание подлежащими отображению в документах территориального планирования заявленных административным истцом в составе объектов льготного технологического присоединения линий электропередачи низкого напряжения для электроснабжения единичных потребителей с малой мощностью (до 15 кВт), имеющих индивидуально-потребительское значение в отношении конкретного заявителя, использующего электроэнергию только для собственных нужд (бытовое потребление), не может считаться допустимым.
в Вашем случае насколько понимаю речь явно не о теплоснабжении единичного потребителя поэтому тут противоречия нет, еще пример практики ВС именно по теплотрассе
Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 304-ЭС17-22684 по делу N А27-23503/2016
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили отсутствие у общества прав на земельный участок, а также доказательств создания спорных объектов в установленном порядке, принятия мер к получению разрешения на строительство теплотрассы и ввод спорных объектов в эксплуатацию.
Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N 305-ЭС18-16970 по делу N А41-50621/2017
Как следует из обжалуемых судебных актов, спорные правоотношения возникли при исполнении предприятием (генподрядчик) и обществом (подрядчик) обязательств по договору подряда на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство теплотрассы для туберкулезного санатория N 58 по адресу: Московская область, Рузский район, поселок Кожино».
поэтому как видите теплотрасса являясь линейным объекта относится к объектам капитального строительства и соответственно требует получения разрешения на ввод в эксплуатацию
Катаржина, добрый день! Понятие объектов капитального и некапитального строительства а также линейных объектов содержится в ГрК. В частности, под ОКС понимаются здания, строения, сооружения кроме тех, что являются некапитальными. Под некапитальными п. 10.2 ст. 2 ГрК понимает
Андрей Власов
В соответствии с Федеральным законом от /дата/ №184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от /дата/ № 858 «О порядке разработки и утверждения свода правил» требования по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами системы централизованного теплоснабжения установлены СНиП «41-02-2003 Тепловые сети. Актуализированная редакция». Данными правовыми актами, не установлено оснований для отнесения теплотрасс к категории объектов недвижимости. Указанный Свод Правил выделяет тепловые сети и отдельные сооружения на тепловых сетях (насосные, тепловые пункты, павильоны, камеры и т.п.) которые можно отнести к объектам капитального строительства.
Здравствуйте. Я не соглашусь с выводом о том, что для строительства линейного объекта не требуется разрешение на строительство. Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений)
При этом и объекты капитального строительства и линейные объекты являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации (что Вы и пытаетесь сейчас сделать). Моё мнение: подпункт 2 части 17 ст.51 ГрК РФ относится именно к некапитальным строениям, права на которые не подлежат государственной регистрации. И если обратите внимание, по тексту кодекса часто проскальзывает часто идет указание на действия с объектами капитального строительства, при этом в скобках указано: «за исключением линейных объектов». То есть фактически законодатель имеет в виду то, что линейные объекты — это особый вид объектов капитального строительства. А из части 1 ст.51 кодекса прямо следует, что разрешение на строительство линейных объектов необходимо получать:
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
А раз требуется разрешение на строительство, значит, требуется и разрешение на ввод в эксплуатацию.
ИсточникНа какие линейные объекты не требуется разрешение на строительство . Разрешение на строительство линейного объекта : какие изменения принес 2021 год. Разрешение на строительство не требуется в случае если. Разрешение на строительство линейного объекта — порядок получения. В каких случаях не требуют разрешение на строительство дома. Статья 51.
НОПРИЗ: утвержден перечень случаев, когда не нужно получать разрешение на строительство
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает профессиональному сообществу обратить внимание на выход постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 1816, которым утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории и получение разрешения на строительство.
Выход постановления ранее анонсировал Минстрой России. 20 ноября 2020 года документ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
В понедельник изменения в регулировании ряда категорий линейных объектов обсуждали в Правительстве РФ на оперативном совещании с вице-премьерами
-Мы упрощаем порядок размещения инженерных сетей, подъездных и сельских дорог, поселковых улиц. Для них больше не потребуется получать разрешение на строительство. А это означает, что не нужно готовить большой объём сложной документации, что позволит как минимум на полгода, а в некоторых случаях до года, сократить сроки проведения работ. Строить будет дешевле и проще. Разумеется, государство продолжит контролировать использование земельных участков и прежде всего – соблюдение безопасности проведения работ, — сообщил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Ранее вопросы согласования строительства внутриквартальных линий связи, электрических и тепловых сетей и водопроводов регулировалась тремя федеральными и несколькими десятками региональных нормативных правовых актов. В целях упрощения правоприменительной практики, Минстрой России обобщил накопленный региональный опыт и подготовил один документ, которым установлен перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство, а также подготовка документации по планировке территории для строительства и реконструкции линейного объекта.
К таким объектам на федеральном уровне отнесены:
- линии связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;
- линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты;
- тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
- водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;
- линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм;
- линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальные объектами и, одновременно, строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;
- отдельно стоящие ветроэнергетические установки высотой менее чем 250 метров, а также солнечные батареи
- автомобильные дороги IV и V категории;
- объекты капитального строительства, являющиеся элементами обустройства и (или) защитными сооружениями автомобильных дорог, расположенными в полосе отвода автомобильных дорог;
- местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений;
- пешеходные улицы и площади городов;
- парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.
Постановление от 12.11.2020 г. № 1816 вносит существенные изменения как в земельное законодательство, так и в законодательство о градостроительной деятельности, отмечают в НОПРИЗ.
ИсточникТакже без разрешения невозможно приступить к строительству линейных объектов (автомобильных и железных дорог, трубопроводов). Эти же правила распространяются на ОКС, располагающиеся в особых охранных зонах. На какие объекты требуется разрешение на строительство указано в ГрК РФ. Оформление документа дает возможность собственнику распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (поставить на кадастровый учет, заключать юридические сделки, использовать по назначению). Источник: https://geomergroup.ru/article/nuzhno-li-razreshenie-na-stroitelstvo.html.
Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году
Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.
Чтобы построить на участке капитальное здание, необходимо по закону получить разрешение на строительство. У этого документа есть свои нюансы. Требуется данный документ при необходимости возвести здание выше трех этажей, а в некоторых случаях – при возведении бани. После получения необходимо соблюдать срок действия разрешения на строительство, а также знать о возможностях его продления.
Что такое разрешение на строительство
Согласно статье 51 ГрК РФ под термином «разрешение на строительство» понимается целый ряд документов, с помощью которых подтверждается соблюдение проектной документации:
- положениям градостроительной документации по межеванию территории и проекту планирования – в ситуации, когда речь идет о возведении капитального строения, не являющегося линейным объектом;
- требованиям по проектировке и межеванию для линейных объектов;
- требованиям, которые предусмотрены проектом планировки территории, если речь идет о строительстве линейного объекта без образования земельного участка.
Разрешение на строительство подтверждает, что застройщик вправе начать строительные работы. Без получения данного разрешения, любой строительство будет незаконным.
Есть несколько типов застройки, при которых в 2022 году получить разрешение необходимо в обязательном порядке.
В каких случаях требуется согласование на постройку в 2022 году
Обязательно оформлять документ в следующих случаях:
- при постройке здания от трех этажей и выше;
- обособленные капитальные строения площадью более 1500м2 ;
- сложные объекты.
Еще с 2018 года упростили процедуру согласования для тех, кто ведет ИЖС или садовые постройки.
Также разрешение на строительство требуется при некоторых видах реконструкции капитальных строений:
- надстройка дополнительного этажа и мансарды;
- пристройка;
- изменение формы крыши, а также перенос дверных и оконных проемов;
- перенос или добавление внутренних несущих конструкций.
Если перепланировка не затрагивает основных конфигураций здания, то разрешение на этот процесс не понадобится.
Сколько по времени выдается документ
В действующем законодательстве 2022 года срок, за который должно быть выдано свидетельство четко указан. Он составляет не более 10 дней с момента подачи заявления в соответствующие органы. В законодательстве указаны следующие сроки для аналогичных процедур:
- выдача самого разрешения – 10 дней;
- продление сроков строительства – 5 дней;
- внесение изменений в документ при смене собственника – 10 дней;
- внесение изменений в само Разрешение – 5 дней;
- выдача дубликата – 5 дней.
Чтобы в самом процессе выдачи не возникло затруднений, следует заранее собрать все необходимые документы, правильно без ошибок заполнить заявку и внести туда всю необходимую информацию.
Срок действия разрешения на строительство
Стройка в большинстве случаев процесс длительный и не всегда возможно предугадать, на сколько все затянется. Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году зависит от конкретного типа строительства.
Для объектов ИЖС, такая бумага действует в течение 10 лет. Если речь идет о капитальной застройке юридическим лицом, то разрешение действует в рамках разработанного и утвержденного проекта. В этом проекте организация должна указать дату, до которой планируется окончание строительных работ.
Как продлить разрешение
Если срок разрешения на строительство уже истек, а работы еще не окончены, то следует продлить документ. Но есть причины, по которым решение градостроительных органов может быть и отрицательным. Чтобы не возникло проблем, лучше всего подавать документы о продлении за 60 дней до окончания срока действия выданного разрешения. Тогда больше шансов, что заявитель не получит отказ.
Подробнее о том, как оформить продление разрешения на строительство, читайте в нашей статье.
Если срок действия разрешительного документа истекает, то нужно сделать следующее:
- Подготовить дополнительные документы по перечню регламента.
- Подтвердить начало строительства с использованием документов по форме КС-2 и КС-3. А также предоставить уведомление о начале работ или договор подряда.
Документы
Чтобы без проблем продлить разрешение на строительство, следует заранее подготовить ряд документов, среди которых:
- заявление;
- все первоначальные документы, которые были предоставлены по строительству;
- акт о состоянии работ на данный момент времени.
Если заявитель пропустил срок подачи заявления, то ему понадобится собирать полный пакет документов, включая правоустанавливающие на земельный участок, а также планировочную схему земельного участка. унифицированной формы заявления не существует.
Есть обязательная информация, которая должна быть в нем указана:
- паспортные данные заявителя;
- полные реквизиты правоустанавливающего документа;
- сведения о наличии прав у третьих лиц;
- описание местоположения участка или полный его кадастровый номер;
- информация о параметрах объекта строительства и об отступах от границ участка;
- информация о виде разрешенного использования данного земельного участка;
- контактные данные для связи,: телефон, адрес электронной почты;
- подробные данные об объекте строительства.
Сроки, стоимость
Срок рассмотрения обычно составляет 5-7 дней. Важно подать заявление вовремя, как минимум за 60 дней до окончания срока действия разрешения. Продление чаще всего разрешается на 1-3 года. При этом государственную пошлину за продление платить не нужно, в отличие от подписания основного документа.
Если откажут в получении продления и гражданину придется вновь оформлять разрешение, тогда и госпошлину нужно будет платить заново.
Могут ли отказать
Администрация имеет полное право отказать заявителю в продлении разрешения на строительство. В таком случае необходимо разобраться причинах. Наиболее частые из них:
- срок действия основного первоначального разрешения истек и заявитель обратился уже поздно;
- за время срока действия строительные работы так и не начались, для подтверждения нет документов, даже не предоставлено чеков на закупку хоть небольшого объема строительных материалов;
- если застройщик юридическое лицо – он не подал заявления о начале строительных работ.
Специалист, который рассматривает заявление о продлении обязан предоставить отказ в мотивированном письменном виде. Заявитель имеет право подать в суд и обжаловать решение.
Что делать, если строительство не завершено, а разрешение уже не действует
В первую очередь следует обратиться в администрацию за продлением. Скорее всего, в нем откажут. Если в продлении разрешения отказали, то следует обратиться в районный суд. Первое, что необходимо сделать – собрать подтверждение, что стройка уже началась. для этого подойдут:
- договор со строительной компанией или подрядчиком;
- фото- видеосъемка объекта;
- платежные документы, подтверждающие оплату тех или иных работ на объекте, закупку строительного материала.
Если суд примет положительное решение, то строительные работы можно возобновлять, а срок восстанавливается на основе решения судьи. Но чаще всего судья принимает положительное решение в случае, когда найдены нарушения со стороны администрации и ответственных лиц.
Есть несколько ситуаций, когда положительное решение не может быть принято:
- строительство за весь срок действия разрешения, так и не началось, отсутствуют документы, которые могут подтвердить начало процесса стройки;
- в результате строительства проект серьезно изменился, теперь недопустимо продлевать разрешение без внесения соответствующих коррективов;
- заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство.
В любой из таких ситуаций оптимальный вариант – собирать документы на новое рассмотрение и получение нового разрешения. Документы придется собирать снова в полном объеме, но зато срок действия нового документа также будет составлять 10 лет.
Ответственность за отсутствие разрешения в 2022 году
начинать строительство без разрешения – практически бесполезно. Существуют серьезные санкции для застройщиков. В первую очередь это штраф. Также есть и другие меры взыскания:
- имущественная – изъятие земельного участка из-за нецелевого использования;
- к чиновникам применяется еще и дисциплинарное взыскание;
- уголовное наказание – в случае причинения ущерба жизни или здоровью третьих лиц.
Штраф для физического лица составляет от двух до 5 тысяч рублей. Чиновник оплатит штраф до 50 тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя помимо штрафа до 50 тысяч опасность еще и в приостановлении деятельности вплоть до 90 суток. Для юридических лиц штраф составляет до 1 млн рублей и приостановка деятельности компании до 90 дней.
Помимо штрафа для уже построенных зданий выписывают срок, за который постройку следует снести, причем, за счет владельца.
Если гражданин, физическое лицо или юридическое решили заняться возведением капитального строения, то в первую очередь потребуется разрешение от администрации. Если этот документ не оформить, то любое строительство будет считаться незаконным. При этом самое важное, что ответственность за строение будет нести его собственник на момент выявления незаконности.
Например, если капитальная баня на участке была построена без разрешения, а сам дом с участком и баней через несколько лет продан, то новый покупатель будет нести ответственность перед соответствующими органами, е6сли выяснится, что баня построена незаконно.
Подробнее о том, как получить разрешение на строительство бани, читайте у нас.
ИсточникСтроительство , реконструкция линейных объектов водоотведения, размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона и на территории общего пользования сельского населенного пункта. Строительство источников водоснабжения (водонапорных башен, скважин и других нецентрализованных систем водоснабжения). … Такой разброс критериев, по которым не требуется выдача разрешений на строительство , настораживает. Идет постепенный процесс негласного соревнования субъектов РФ, кто больше даст свободы в этом вопросе.
Когда не требуется разрешение на строительство объектов энергетики
В соответствии с 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях:
1) строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства /соответственно сооружений линейных объектов электроэнерегтики на дачных участках не требует получения разрешения на строительство/;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) /соответственно установка транформатоных подстанций киоскового типа без фундамента не требует получения разрешения на строительство/;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования /соответственно в случае получения в органах местного самоуправления справки об отнесении сооружения к вспомогательному, разрешение на строительство требоваться не будет/;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется, в частности:
в Московской области Законом от 10 октября 2014 г. N 124/2014-ОЗ , в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 2. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно;
5) реконструкции линий электропередачи. не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов;
2. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи строительства и (или) реконструкции особо опасных и технически сложных объектов и объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Застройщик при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, сведения и документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства и (или) реконструкции безвозмездно передает в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев строительства и (или) реконструкции линейных объектов.»
в Ленинградской области Областным законом Ленинградской области от 18.05.2012 N 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», в качестве иных случаев в части объектов электроэнергетики прописано:
«Статья 1. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
1. Не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)», используемых для оказания услуг по организации спорта, отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности, объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, предназначенных для предоставления указанных услуг и обеспечения деятельности;
6) реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, сетей канализации, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;
9) строительства линий электропередачи напряжением 10 киловольт и менее;
10) строительства, реконструкции комплектных (блок-модульных) трансформаторных подстанций с количеством трансформаторов не более двух мощностью не более 1250 киловольт-ампер каждый, столбовых трансформаторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций;
11) строительства на земельных участках, расположенных за пределами населенного пункта, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственных построек с количеством этажей не более чем два, мелиоративных и других сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности;
2. Не требуется получение разрешения на строительство при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам):
1) строительства, реконструкции на территории сельскохозяйственного предприятия, а также на земельном участке, предоставленном или приобретенном для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства, зданий, строений и сооружений относящихся в соответствии с пунктом 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, к объектам и производствам агропромышленного комплекса;
2) строительства на землях общего пользования садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в пределах территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских учреждений, дошкольных образовательных учреждений);
3) строительства на территории промышленного предприятия объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности предприятия: гаражей, складов сырья и готовой продукции, трансформаторных подстанций, инженерно-технических сетей, в том числе внутриплощадочных газопроводов, сетей канализации;
4) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других) на лесных участках, предоставленных для размещения указанных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации;
4-1) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов) на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на период осуществления строительства указанных объектов в соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) строительства линейных объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта;
7) строительства трансформаторных подстанций, не являющихся вспомогательными объектами по отношению к иным существующим или строящимся объектам капитального строительства;
8) строительства, реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности, в пределах границ земельных участков предприятий, размещенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
9) реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, на землях населенных пунктов.
Статья 2. Размещение сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности
Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего областного закона, для размещения сведений об объектах капитального строительства в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»
О строительстве каких объектов нужно уведомлять и в каких случаях уведомление не требуется . Какие документы нужны для начала строительства дома и как правильно заполнить уведомление. … Разрешение на строительство не требуется в случае. Надо только написать заявление о том, чтобы такой план выдали. Будь то жилой дом, гараж, баня, коммерческое строение и др. Может ли потребитель реально защитить свои права в РФ? ДаНет. Нужно ли разрешение на строительство , если земля в собственности? Как заполнить уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС 2022 — как получить разрешение на строительство .