Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Компенсация за строительные недостатки от застройщика. Строительная экспертиза. Неустойка.
Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.
Работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Запущенное царем 10 лет назад строительство железной дороги в Туву отложено до 2026 года
Комментарий к ст. 326 ТК РФ
1. Установление дополнительных гарантий и компенсаций в связи с переездом на Крайний Север и в приравненные местности из других регионов России обусловлено необходимостью стимулирования притока рабочей силы в северные районы и имеет целью компенсировать повышенные расходы работников и членов их семей по переезду.
2. Комментируемая статья предусматривает конкретные виды гарантий и компенсаций работникам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в северных районах. К их числу относятся: 1) выплата единовременного пособия (так называемых подъемных) работнику и членам его семьи; 2) оплата стоимости проезда работника и членов его семьи к месту осуществления трудовой деятельности, а также стоимости провоза багажа; 3) предоставление оплачиваемого отпуска специального назначения для обустройства на новом месте продолжительностью семь календарных дней. Указанные гарантии и компенсации предоставляются работнику только по основному месту работы.
3. Единовременное пособие компенсирует работнику дополнительные затраты, связанные с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Указанное пособие не является составной частью заработной платы, поэтому районный коэффициент применяться не должен.
4. В том случае, если члены семьи работника не прибыли вместе с ним к месту работы, расположенному в районах Крайнего Севера или в приравненных местностях, право на оплату стоимости их проезда и провоза багажа сохраняется у них в течение одного года со дня заключения работником трудового договора.
5. В случае неявки на работу или отказа приступить к ней без уважительных причин работник обязан вернуть средства, выплаченные ему в связи с переездом. Работник, который не явился на работу или отказался приступить к ней по уважительным причинам, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом понесенных уже путевых расходов.
6. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать размеры, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в северных районах, работникам организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов. Ряд субъектов РФ воспользовались предоставленной им возможностью. Например, в соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 14.05.2005 N 78-ОЗ «О гарантиях и компенсациях за счет средств областного бюджета для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из областного бюджета, расположенных в местностях Томской области, приравненных к районам Крайнего Севера, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других местностей Томской области или регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя (организации, финансируемой из областного бюджета) предоставляются определенные гарантии и компенсации, в т.ч. единовременное пособие работнику в размере пяти должностных окладов (пяти месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере одного должностного оклада (одной месячной тарифной ставки).
7. Комментируемая статья предусматривает оплату стоимости проезда к новому месту жительства работника и членов его семьи, а также провоза багажа в случае прекращения трудовых отношений в организации, финансируемой из федерального бюджета и расположенной в северных районах. Стоимость проезда и провоза багажа не компенсируется, если работник был уволен за совершение виновных действий.
Следует иметь в виду, что ст. 192 ТК предусматривает перечень оснований увольнения, относящихся к дисциплинарным взысканиям. Основания увольнения за виновные действия могут быть предусмотрены и иными федеральными законами. Например, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрено, что трудовой договор со спасателем может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе определять размеры, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. Законами отдельных субъектов РФ предусмотрены иные, по сравнению с федеральным законодательством, размеры и условия компенсации указанных расходов. Например, Законом Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 381-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» установлено, что работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), от трех до пяти лет, компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), производится в размере 50%. В полном размере указанная компенсация выплачивается работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), более пяти лет. Таким образом, для работников, проработавших в организациях, финансируемых из регионального бюджета, менее трех лет, выплата указанной компенсации не предусмотрена.
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014
Источник: www.zakonrf.info
Какую компенсацию можно получить если земельный участок попадает под план строительства железной дороги?
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какую компенсацию можно получить если земельный участок попадает под план? Земельный участок мы получили для строительства дома как многодетная семья. Земля без коммуникаций, но областные власти планировали до 2015 года привести к участкам все коммуникации и дорогу. Но сегодня мы получили письмо с администрации Суздальского района о том, что наш земельный участок попадает в полосу отвода и резервирования под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» .
Уважаемый Аноним. В соответствии со ст.281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Установление рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости должно осуществляться оценщиками, действующими в соответствии с требованиями ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Независимо оттого, что выкупная цена может определяться соглашением с собственником земельного участка (ст. 281 ГК РФ), проведение оценки имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, является обязательным. Данное правило установлено ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности».
При несогласии собственника изымаемого участка с размером выкупной цены, установленной в решении об изъятии, не достижении соглашения о выкупной цене и возникновении соответствующего судебного спора суд должен определить размер выкупной цены исходя из рыночной стоимости изымаемого имущества на момент рассмотрения спора. Это следует из абз. 4 п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
Удачи. Сергей. Мой ответ — Ваш отзыв.
В соответствии с положениями ст.279 ГК РФ «Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа». При этом по ст.281 ГК РФ «Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка». Кроме того по соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст.281 ГК РФ)
Источник: www.yurist-online.net
Компенсация за строительство железной дороги
(В ред. Распоряжений ОАО «РЖД» от 07.02.2006 № 231р, 10.12.2007 № 2311р, 03.12.2010 № 2495р, 13.06.2012 № 1190р, 29.01.2013 № 211р, 18.01.2016 № 57р, 21.11.2016 № 2345р, 7.09.2018 № 1993р)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», определяет основные принципы, условия и порядок предоставления безвозмездной субсидии (далее — субсидии) на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность и порядок предоставления субсидии работникам ОАО «РЖД», в том числе ушедшим на пенсию из ОАО «РЖД» или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД» (далее — работники).
II. Основные принципы предоставления субсидии
2. Субсидия выделяется на часть средней рыночной стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения. Разница между полной стоимостью приобретаемого (строящегося) жилого помещения и величиной субсидии оплачивается работниками.
3. Субсидия предоставляется работникам через уполномоченный банк путем ее перечисления на расчетный счет работника. Работник обязан использовать безвозмездную субсидию по целевому назначению для приобретения (строительства) жилого помещения в собственность в течение не более шести месяцев с даты ее перечисления.
4. Предоставление субсидии работникам осуществляется в соответствии с очередностью оказания корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность в порядке, установленном пунктом 17 настоящего Положения.
5. Право работников на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии, срок действия которого не может превышать шести месяцев.
Свидетельство выдается должностным лицом, назначаемым заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы управления персоналом и социальные вопросы, руководителем филиала и структурного подразделения ОАО «РЖД» на основании решения о предоставлении субсидии и является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилого помещения в установленном порядке будет перечислена предоставленная работникам субсидия.
Свидетельство выдается работнику под роспись в течение десяти дней после принятия решения о предоставлении ему субсидии и дает право работнику открыть в одном из уполномоченных банков расчетный счет, предназначенный для зачисления субсидии.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 7.09.2018 № 1993р)
6. Субсидия предоставляется только тем работникам, которые ранее не использовали право на льготное финансирование (кредитование) приобретения (строительства) жилого помещения в собственность, установленное нормативными документами ОАО «РЖД», включая получение беспроцентных и льготных займов (кредитов, ссуд), приобретение жилого помещения в кредит с рассрочкой платежа, безвозмездную финансовую помощь.
Работникам, в семье которых в период выплаты задолженности по ипотечному субсидируемому кредиту родился ребенок, также предоставляется безвозмездная субсидия в связи рождением ребенка.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 7.09.2018 № 1993р)
7. Работники, которым предоставлена субсидия, снимаются с учета для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность.
III. Категории работников, имеющих право на получение субсидии
8. Субсидия за счет собственных средств ОАО «РЖД» может быть предоставлена:
а) членам семей работников, погибших в результате несчастного случая на производстве, ранее состоявших на учете для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность;
б) участникам Великой Отечественной войны, ушедшим на пенсию из ОАО «РЖД» или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», состоящим на учете для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность;
в) инвалидам I и II группы, состоящим на учете для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность, получившим профессиональное заболевание или инвалидность вследствие увечья на производстве в ОАО «РЖД» или в организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД»;
г) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям (имеющим четырех и более несовершеннолетних детей) и одиноким родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, являющимися работниками, состоящими на учете для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность;
Одинокий родитель — это родитель, который вследствие различных причин один воспитывает и несет ответственность за находящегося на его иждивении ребенка (детей);
д) работникам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
е) работникам ОАО «РЖД», получившим в соответствии с нормативными документами корпоративную поддержку в виде субсидирования части затрат на уплату процентов, начисленных по договорам ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность, при рождении (усыновлении или удочерении) в период выплаты задолженности по приобретаемому (построенному) или приобретенному жилому помещению в размере, устанавливаемом Центральной жилищной комиссией ОАО «РЖД» по предложению Департамента социального развития, согласованному с Департаментом экономики и Департаментом корпоративных финансов.
Субсидия предоставляется работнику на каждого родившегося (усыновленного или удочеренного) в семье ребенка, но не может превышать остатка задолженности по оплате жилого помещения. Если в семье оба родителя являются работниками ОАО «РЖД», то субсидия предоставляется одному из родителей.
Многодетным семьям, которые имеют пять и более несовершеннолетних детей, безвозмездная субсидия предоставляется во внеочередном порядке.
IV. Условия предоставления субсидии
9. Пункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 10.12.2007 № 2311р.
10. При расчете размера субсидии учитывается весь состав семьи работника, состоящего на учете для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность.
11. Субсидия предоставляется на приобретение (строительство) жилого помещения, соответствующего типовым потребительским качествам в данном регионе, по норме предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления: из расчета не более 18 кв. метров площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, из расчета не более 42 кв. метров площади жилого помещения на семью из двух человек или из расчета не более 33 кв. метров площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан.
12. Расчет размера субсидии производится с учетом площади занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности жилого помещения.
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 7.09.2018 № 1993р)
13. Размер субсидии, предоставляемой работникам, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления, но не более норм, указанных в пункте 11 настоящего Положения.
В качестве средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения принимается рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, определяемая Минстроем России для расчета размера безвозмездной субсидии, предоставляемой гражданам на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Расчет размера субсидии осуществляется по параметрам, установленным применительно к нормативам места постоянной регистрации.
14. Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения определяется на момент оформления свидетельства о предоставлении субсидии.
15. Размер субсидии, выраженный в процентах от стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения на дату решения жилищной комиссии о предоставлении субсидии, определяется в зависимости от отношения размера месячного дохода на одного члена семьи к установленному минимальному размеру оплаты труда и времени нахождения работников на учете по улучшению жилищных условий по месту работы или жительства и учете для предоставления корпоративной поддержки.
16. Размер субсидии, предоставляемой работникам, состоящим на учете для предоставления корпоративной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения, составляет от 5 до 70 процентов от средней рыночной стоимости (на дату решения жилищной комиссии) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, соответствующего норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, приходящейся на семью, получающую субсидию.
Размер субсидии не зависит от выбранного работниками способа ее использования и определяется по методике согласно приложению.
17. Решения о предоставлении безвозмездной субсидии, кроме безвозмездной субсидии, предоставляемой работникам в связи с рождением в их семьях детей, принимаются: для работников аппарата управления и структурных подразделений ОАО «РЖД» — первым вице-президентом ОАО «РЖД», для работников филиала ОАО «РЖД» — руководителем филиала ОАО «РЖД» по согласованию с Департаментом корпоративных финансов и Департаментом социального развития.
V. Способы использования субсидии
18. Работники, указанные в разделе III настоящего Положения, могут использовать предоставленную субсидию по своему желанию:
а) на приобретение жилого помещения в строящемся ОАО «РЖД» или ЗАО «Желдорипотека» многоквартирном доме;
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 18.01.2016 № 57р)
б) подпункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 № 57р)
в) подпункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 № 57р)
г) на приобретение жилого помещения на вторичном рынке жилья.
19. Наряду с субсидией в качестве источников финансирования жилищного строительства и приобретения жилого помещения (разницы между полной стоимостью жилого помещения и величиной субсидии) работниками могут использоваться:
а) собственные финансовые средства в виде:
денежных сбережений (накоплений), в том числе в иностранной валюте;
вкладов в банках и личных сбережений в кредитных потребительских кооперативах граждан;
стоимости уже имеющегося у работников жилого помещения, находящегося в его собственности;
финансовых средств от продажи имеющихся в собственности иных объектов недвижимости (земельного участка с постройками для садового или дачного строительства) и движимого имущества;
б) заем или кредит (с обеспечением исполнения обязательства различными способами по решению сторон соответствующего заемно-кредитного обязательства в соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации) на оставшуюся (сверх суммы предоставленной субсидии и собственных средств работников) часть стоимости жилого помещения.
Доля каждого из перечисленных источников финансирования в общем объеме средств, необходимых для приобретения или строительства жилого помещения, зависит от материального положения, стабильности получения доходов, наличия жилого помещения в собственности.
20. Пункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 03.12.2010 № 2495р.
21. Пункт исключен Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2016 № 57р.
22. Субсидия не может быть использована на приобретение жилого помещения, находящегося под арестом или являющегося предметом залога, или обремененного чьими-либо правами на проживание, сохраняющимися после перехода жилого помещения в собственность работникам, которым предоставлена субсидия.
23. Субсидия, предоставляемая работнику ОАО «РЖД» в связи с рождением ребенка в период выплаты задолженности по приобретенному жилому помещению, направляется на погашение субсидируемой части ипотечного кредита в течение одного месяца после поступления субсидии на кредитный счет работника в уполномоченном банке.
Приложение. Методика определения размера субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений, предоставляемой за счет средств ОАО «РЖД»
Источник: company.rzd.ru
Приказ ОАО «РЖД» от 21.10.2020 N 88
В целях реализации Стратегии управления недвижимым имуществом холдинга «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25 октября 2019 года N 2374/р, и обеспечения централизации функций управления недвижимым имуществом в службах (отделе) управления имуществом железных дорог приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок организации работы по передаче в субаренду или установлению сервитута в отношении земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 14 апреля 2005 года N 506р, и в Положение о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденное приказом ОАО «РЖД» от 7 ноября 2008 года N 150.
2. Первому заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Михайлову В.В. утвердить формы документов, необходимых для совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом ОАО «РЖД».
председатель правления ОАО «РЖД»
приказом ОАО «РЖД»
от 21 октября 2020 г. N 88
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ
В СУБАРЕНДУ ИЛИ УСТАНОВЛЕНИЮ СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (ЧАСТЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ), НАХОДЯЩИХСЯ
У ОАО «РЖД» НА ПРАВЕ АРЕНДЫ, УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ОАО «РЖД» ОТ 14 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА N 506Р, И В ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ ОАО «РЖД»,
УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ ОАО «РЖД» ОТ 7 НОЯБРЯ 2008 ГОДА N 150
1. Дополнить пункты 3.3 и 3.3(1) Порядка организации работы по передаче в субаренду или установлению сервитута в отношении земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 14 апреля 2005 года N 506р, после слов «Начальники железных дорог» словами «(уполномоченные ими должностные лица железных дорог)».
2. В Положении о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденном приказом ОАО «РЖД» от 7 ноября 2008 года N 150:
1) в подпункте 5 пункта 3 слова «о величине рыночной стоимости (арендной платы) имущества либо права на заключение договора в отношении такого имущества» заменить словами «об оценке недвижимого имущества или имущественных прав в отношении такого имущества»;
2) дополнить пункт 5 подпунктом 1к следующего содержания:
«к) договор найма жилого помещения жилищного фонда ОАО «РЖД»;
3) в подпункте 8 пункта 7 слова «руководителя филиала ОАО «РЖД» заменить словами «начальника железной дороги»;
а) подпункт 5 исключить;
б) в подпункте 76 слова «публично-правовым образованиям» заменить словами «федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления»;
в) подпункт 7д дополнить словами «, найма жилых помещений жилищного фонда ОАО «РЖД»;
г) в подпункте 7е:
в абзаце первом слова «в отношении недвижимого имущества, которым наделена железная дорога, а также в отношении недвижимого имущества, расположенного в границах соответствующей железной дороги, которым наделены Центральная дирекция инфраструктуры и «Трансэнерго» исключить;
дополнить подпункт абзацем следующего содержания:
«строений (помещений), а также земельных участков (их частей), расположенных под соответствующими объектами недвижимости и необходимых для их использования, федеральным органам государственной власти и их территориальным органам, фактически занимавшим эти строения (помещения) по состоянию на 9 июля 2004 года и продолжающим их использовать»;
д) подпункт 7з изложить в следующей редакции:
«з) сделки по продаже недвижимого имущества, включенного в реестр непрофильных активов ОАО «РЖД», на торгах, проводимых в том числе в электронной форме»;
е) дополнить пункт подпунктом 7м следующего содержания:
«м) сделки по предоставлению жилых помещений жилищного фонда ОАО «РЖД», не используемых для проживания работников ОАО «РЖД», работников учреждений образования и здравоохранения ОАО «РЖД» и пенсионеров, вышедших на пенсию с предприятий федерального железнодорожного транспорта или из ОАО «РЖД», членов их семей, во владение и пользование другим нанимателям для проживания в них либо в аренду юридическим лицам»;
ж) абзацы первый и второй подпункта 8 изложить в следующей редакции:
«8) департамент корпоративного имущества в случае возникновения неопределенности относительно компетенции в принятии решений о совершении сделок определяет начальника железной дороги, уполномоченного принимать решение о совершении сделки.
Начальники железных дорог принимают решения о совершении сделок, не относящихся в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта к компетенции Центральной комиссии»;
5) в пункте 17 слова «руководителя филиала ОАО «РЖД» заменить словами «начальника железной дороги»;
6) пункты 20 — 23 изложить в следующей редакции:
«20. Предложения о совершении сделок с недвижимым имуществом могут вноситься начальнику железной дороги любым заинтересованным лицом, филиалами и другими структурными подразделениями ОАО «РЖД», учреждениями ОАО «РЖД».
21. В случае если принятие решения о совершении сделки с объектом недвижимого имущества относится к компетенции начальника железной дороги, предложение о совершение такой сделки рассматривается непосредственно железной дорогой.
22. В случае если принятие решения о совершении сделки с объектом недвижимого имущества относится к компетенции должностного лица или органов ОАО «РЖД», указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 15 настоящего Положения, предложение о совершении такой сделки вместе с документами, необходимыми для принятия решения о совершении такой сделки и подписанными начальником железной дороги, направляются железной дорогой на рассмотрение в департамент корпоративного имущества в электронной форме путем прикрепления их к реестровой и договорной частям в СУИК в порядке и по перечню, установленным департаментом корпоративного имущества.
23. Если на дату поступления от железной дороги предложения о совершении сделки в СУИК отсутствуют информация и сканированные копии документов, необходимых для принятия решения. Департамент корпоративного имущества возвращает указанное предложение без рассмотрения.
При наличии замечаний к представленным в СУИК документам департамент корпоративного имущества вправе требовать от железной дороги внесения данных и прикрепления соответствующих документов к карточке объекта или карточке договора (предложения о совершении сделки) в СУИК. При этом предложение о совершении сделки в СУИК возвращается на доработку (отклоняется).
Запрещается представлять на бумажных носителях копии документов, которые могут быть прикреплены в СУИК к карточке объекта или карточке договора (предложению о совершении сделки).
Документы представляются на бумажных носителях в следующих случаях:
отсутствие технической возможности прикрепить в СУИК документ, формат которого превышает формат A4;
представление оригинала отчета независимого оценщика об оценке недвижимого имущества или имущественных прав в отношении такого имущества, составленного и оформленного независимым оценщиком в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оценочной деятельности;
представление нотариально заверенных копий документов;
иные случаи по распоряжению начальника департамента корпоративного имущества.
При принятии решения о совершении сделки, находящейся в компетенции начальника железной дороги, применяется порядок сбора документов, указанный в настоящем пункте»;
7) пункты 27 и 28 исключить;
8) абзац третий пункта 30 изложить в следующей редакции:
«Начальник железной дороги вправе делегировать полномочия по принятию решений о совершении сделки (за исключением решений о продаже недвижимого имущества) заместителям начальника железной дороги. При этом заместитель начальника железной дороги, наделенный указанными полномочиями, не вправе делегировать их иным лицам. Решение начальника железной дороги или уполномоченного им должностного лица о совершении сделки оформляется в порядке, определенном начальником железной дороги»;
9) пункт 36 дополнить абзацами следующего содержания:
«Решения о внесении изменений в заключенный договор или соглашение об установлении сервитута, расторжении либо прекращении действия договора принимают должностные лица и коллегиальные органы ОАО «РЖД», указанные в подпунктах 1 — 3 и 7 пункта 15 настоящего Положения, принявшие решения о совершении сделок, на основании которых заключен договор или соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения.
По договорам аренды, договорам безвозмездного пользования или соглашениям об установлении сервитута, заключенным должностными лицами функциональных филиалов ОАО «РЖД», решения, предусмотренные пунктом 37 настоящего Положения, принимает начальник железной дороги, в которых должны быть указаны должностные лица железной дороги или учреждения ОАО «РЖД» уполномоченные на исполнение таких решений»;
10) пункт 37 изложить в следующей редакции:
«37. В ходе выполнения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования или соглашений об установлении сервитута должностное лицо, указанное в решении о совершении сделки, уполномоченное на заключение договора или соглашения об установлении сервитута, самостоятельно в установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД» порядке принимает решение:
1) об уменьшении переданных в аренду или безвозмездное пользование площадей либо площадей, обремененных сервитутом;
2) об увеличении размера арендной платы по договору аренды;
3) о расторжении либо прекращении действия договоров аренды, договоров безвозмездного пользования или соглашений об установлении сервитута;
4) о согласовании передачи в залог права аренды земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества третьего лица;
5) о согласовании передачи арендуемого имущества в субаренду;
6) об изменении места расположения переданных в аренду или безвозмездное пользование площадей в одном здании (сооружении) при условии что общая площадь не увеличивается.
Настоящий пункт распространяется на должностных лиц железной дороги и учреждений ОАО «РЖД»;
11) в пункте 39 слова «заключения от» заменить словами «экспертного заключения»;
12) абзац второй пункта 47 исключить;
13) в абзаце первом пункта 48 слова «, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Положению» заменить словами «, которые утверждаются в установленном порядке»;
14) в абзаце пятом пункта 51 слова «N 5 к настоящему Положению» исключить;
15) в пункте 52 и абзаце первом пункта 62 слова «на основе данных технической (кадастровой) документации на недвижимое имущество» заменить словами «на основе сведений, содержащихся в выписке(ах) из Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — в технической (кадастровой) документации»;
16) пункт 53 и абзац второй пункта 62 после слов «(кадастровый паспорт строения или помещения» дополнить словами «в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости»;
17) пункт 54 изложить в следующей редакции:
«54. Если земельный участок либо часть земельного участка передаются в аренду на срок не менее одного года, то к договору аренды прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка, передаваемого в аренду (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка (разделы В.1 — В.4), на котором отображена имеющая учетный кадастровый номер часть земельного участка, передаваемая в аренду (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости).
Если земельный участок либо часть земельного участка передаются в аренду на срок менее одного года, то к договору аренды прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка, передаваемого в аренду (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости);
выписка из Единого Государственного реестра недвижимости либо оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка (разделы В.1 — В.4), на котором отображена имеющая учетный кадастровый номер часть земельного участка, передаваемая в аренду (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости);
ситуационный план земельного участка, на котором отображена часть земельного участка, передаваемая в аренду, подписанный сторонами договора и скрепленный их печатями (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости).
Ситуационный план земельного участка должен содержать исчерпывающую информацию о расположении передаваемой в аренду части земельного участка, а также самого земельного участка относительно выбранных ориентиров (объектов недвижимости, смежных земельных участков и т.п.), а также точно отображать конфигурацию участка и его части»;
18) в абзаце первом пункта 61 слова «согласно приложениям N 6 и 7» заменить словами «, которые утверждаются в установленном порядке»;
19) пункт 63 изложить в следующей редакции:
«63. Если земельный участок либо часть земельного участка передаются в ссуду (безвозмездное пользование) на срок не менее одного года, то к договору ссуды (безвозмездного пользования) прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо в случае отсутствия необходимых сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка, передаваемого в ссуду (безвозмездное пользование);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо в случае отсутствия необходимых сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка (разделы В.1 — В.4), на котором отображена имеющая учетный кадастровый номер часть земельного участка, передаваемая в ссуду (безвозмездное пользование).
Если земельный участок либо часть земельного участка передаются в ссуду (безвозмездное пользование) на срок менее одного года, то к договору ссуды (безвозмездного пользования) прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо в случае отсутствия необходимых сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка, передаваемого в ссуду (безвозмездное пользование);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо в случае отсутствия необходимых сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — оригинал кадастрового плана (паспорта) земельного участка (разделы В.1 — В.4), на котором отображена имеющая учетный кадастровый номер часть земельного участка, передаваемая в ссуду (безвозмездное пользование);
ситуационный план земельного участка, на котором отображена часть земельного участка, передаваемая в ссуду (безвозмездное пользование), подписанный сторонами договора и скрепленный их печатями (в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости).
Ситуационный план земельного участка должен содержать исчерпывающую информацию о расположении передаваемой в ссуду (безвозмездное пользование) части земельного участка, а также самого земельного участка относительно выбранных ориентиров (объектов недвижимости, смежных земельных участков и т.п.), а также точно отображать конфигурацию участка и его части»;
20) в абзаце втором пункта 68 слова «в приложении N 5» заменить словами «в приложении»;
21) в абзаце первом пункта 71 слова «, указанным в приложениях N 3 и 4 к настоящему Положению» заменить словами «, которые утверждаются в установленном порядке»;
22) пункт 73 изложить в следующей редакции:
«73. В договоре купли-продажи должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее продаже, на основе сведений, содержащихся в выписке(ах) из Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — в технической (кадастровой) документации на недвижимое имущество»;
23) в абзаце первом пункта 79(1) слова «согласно приложению N 8» заменить словами «, которая утверждается в установленном порядке»;
24) в пункте 79(5) слова «на основе данных кадастровой документации на недвижимое имущество» заменить словами «на основе сведений, содержащихся в выписке(ах) из Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости
— в кадастровой документации на недвижимое имущество»;
25) дополнить Положение разделом 7(2) следующего содержания:
«7(2). Особенности заключения договоров дарения и пожертвования
79(8). Договоры дарения и пожертвования заключаются в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами, по примерной форме, которая утверждается в установленном порядке.
79(9). Обязанность по осуществлению необходимых юридических действий по государственной регистрации договоров дарения, пожертвования, а также перехода права собственности возлагается на одаряемого.
79(10). В договорах дарения и пожертвования должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект недвижимого имущества, подлежащего отчуждению в собственность одаряемого, на основе сведений, содержащихся в выписке(ах) из Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости — в технической (кадастровой) документации.
79(11). В случае заинтересованности ОАО «РЖД» в использовании отчуждаемого объекта недвижимого имущества по определенному назначению с одаряемым заключается договор пожертвования, в котором предусматривается условие и обязательство одаряемого об использовании отчуждаемого имущества ОАО «РЖД» по определенному назначению.
79(12). В договорах дарения и пожертвования должно быть указано о безвозмездной передаче объекта недвижимого имущества в собственность одаряемого.
В договор дарения не могут включаться положения о встречных обязательствах одаряемого.
79(13). До заключения договора дарения или пожертвования между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, что выражается в получении по запросу ОАО «РЖД» письменного согласия одаряемого на принятие в собственность объекта недвижимого имущества, а также на принятие обязательств по сохранению его социального назначения (в случае необходимости сохранения такого назначения).
79(14). Вместе с предложением о совершении сделки, указанным в пункте 22 настоящего Положения, направляются следующая информация и документы:
1) протокол заседания коллегиального органа по вопросу о планируемом безвозмездном отчуждении объекта недвижимого имущества в соответствии с Порядком выявления непрофильного недвижимого имущества ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 13 марта 2020 года N 549/р;
3) сведения о социально-экономическом положении публично-правовых образований (муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых расположены объекты недвижимого имущества) (в случае заключения сделки с публично-правовым образованием);
4) сведения о ключевых вопросах взаимодействия ОАО «РЖД» с публично-правовыми образованиями (муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации, на территории которых расположены объекты недвижимого имущества) (в случае заключения сделки с публично-правовым образованием);
5) сведения об исполнении решений ОАО «РЖД» об отчуждении объектов недвижимого имущества в собственность публично-правовых образований (муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых расположены объекты недвижимого имущества), принятых за последние 2 года (в случае заключения сделки с публично-правовым образованием);
6) сведения об объектах аналогичного профиля, находящихся в собственности ОАО «РЖД» и третьих лиц, расположенных в границах населенного пункта расположения отчуждаемых объектов недвижимого имущества;
7) документ, подтверждающий согласие одаряемого с предлагаемыми ОАО «РЖД» условиями отчуждения объектов недвижимого имущества;
8) копии документов технического учета объектов недвижимого имущества (технического паспорта, поэтажного плана и экспликации), в том числе производственно-технологического комплекса, в состав которого входят испрашиваемые объекты;
9) выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении отчуждаемых объектов недвижимого имущества;
10) выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, на котором расположены отчуждаемые объекты недвижимого имущества;
11) копии кадастрового плана (паспорта) земельного участка, на котором расположены отчуждаемые объекты недвижимого имущества (при отсутствии сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости), или копии ситуационного плана этого участка (при отсутствии кадастрового плана (паспорта), отсутствии сведений в разделах Единого государственного реестра недвижимости);
12) сведения о балансовой стоимости объектов недвижимого имущества;
13) сведения о балансовой стоимости земельного участка, относящегося к отчуждаемым объектам недвижимого имущества (в случае их нахождения в собственности ОАО «РЖД»);
14) сведения об обременении объектов недвижимого имущества;
15) справка о наличии или отсутствии в отношении объектов недвижимого имущества ограничений в обороте, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
16) сведения об отнесении объектов недвижимого имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
17) фотографии фасада и внутренних помещений строения, земельного участка»;
26) раздел 9 изложить в следующей редакции:
«9. Порядок определения цены сделки, совершаемой с недвижимым имуществом ОАО «РЖД»
91. Служба (отдел) управления имуществом железной дороги вне зависимости от балансовой принадлежности предмета сделки обеспечивает проведение оценки с привлечением независимых оценщиков и при необходимости саморегулируемых организаций оценщиков для определения в решении о совершении сделки цены объекта недвижимого имущества или имущественного права, являющегося предметом сделки, а также определения начальной цены сделки при первых торгах.
92. Проведение независимым оценщиком оценки объекта недвижимого имущества или имущественного права является обязательным для совершения любой сделки с недвижимым имуществом, за исключением сделок по дарению, пожертвованию, а также случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными документами ОАО «РЖД».
93. Отчет об оценке должен соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан независимым(ми) оценщиком(ми), скреплен печатью независимого оценщика или печатью юридического лица, с которым независимый(е) оценщик(и) заключил(и) трудовой договор.
94. До приемки оказанных независимым оценщиком услуг и документов по результатам оценки служба (отдел) управления имуществом железной дороги проводит проверку отчетов об оценке.
Проверка отчета об оценке осуществляется в обязательном порядке с привлечением работников службы (отдела) управления имуществом железной дороги, имеющих документ об образовании в области оценочной деятельности.
Результатом проверки отчета об оценке является положительное заключение на него, которое служит основанием для осуществления приемки оказанных независимым оценщиком услуг и документов по результатам оценки, либо уведомление о возврате оценщику отчета с мотивированными возражениями за подписью начальника службы (отдела) управления имуществом железной дороги.
Результаты проверки подлежат размещению в СУИК службой (отделом) управления имуществом железной дороги.
95. Служба (отдел) управления имуществом железной дороги обеспечивает получение экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке в следующих случаях:
1) если объект оценки, определенный в отчете независимого оценщика, расположен в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на территориях Московской и Ленинградской областей, населенных пунктов, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
2) если рыночная, кадастровая или остаточная стоимость недвижимого имущества, подлежащего продаже, на текущую дату превышает 10 млн руб.;
3) если рыночная стоимость объекта оценки, подлежащего продаже, определена в размере ниже его балансовой (остаточной) стоимости.
96. Службы (отдел) управления имуществом железных дорог несут ответственность за надлежащую проверку отчета об оценке, приемку оказанных независимым оценщиком услуг и документов по результатам оценки, а также получение заключения саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке в случаях, установленных настоящим Положением»;
27) приложения N 1 — 4 и 6 — 8 к Положению исключить;
28) нумерационный заголовок приложения N 5 к Положению изложить в следующей редакции: «Приложение к Положению о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД».
Источник: ppt.ru
Плата за путь 2 (ежесуточная плата)
Ожидалось, что Верховный Суд РФ вынесет окончательный вердикт по названной категории споров.
Однако Определением от 21.05.2018 по делу N А74-2776/2017 судебные акты трех инстанций были отменены и дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не были учтены изменения, внесенные в ст. 58 Устава и вступившие в силу с 1 апреля 2015 г.
Изменения в законодательстве
Так, часть третья статьи 58 Устава изложена в следующей редакции:
«Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику».
Таким образом, законодатель допустил возможность установления платы за использование железнодорожного пути необщего пользования.
Данная плата предусмотрена в составе сбора, в который включается и плата за работу локомотива.
На основании части шестой статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судебная практика при действующем договоре
После внесения изменений в статью 58 Устава суды стали отказывать пользователям в удовлетворении исков о признании недействительным пункта договора о взимании платы и/или о взыскании неосновательного обогащения в виде перечисленной или списанной платы (пользователь).
Обычно взаимоотношения между перевозчиком и пользователем до возникновения спора длительное время строятся на выполнении обязательств, согласованных между сторонами договора.
Поэтому суды взыскивают с пользователя в пользу перевозчика плату и отказывают во взыскании с перевозчика неосновательного обогащения в случае списания ее с лицевого счета контрагента.
Надлежит сделать вывод, что при наличии заключенного договора с условием взимания платы за использование железнодорожного пути пользователь только в исключительном случае сможет добиться в суде положительного решения.
Преддоговорные споры
Иначе обстоит дело в момент заключения договора
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава при недостижении сторонами соглашения по существенным условиям договора последние в случае передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с его решением.
В большинстве случаев перевозчик настаивает на уплате ежесуточных платежей, а пользователи либо согласны оплачивать только фактическое пользование путями, либо вовсе отказываются включать в договор соответствующий пункт.
Как правило перевозчик включает в проект договора ежесуточную плату за пользование путями необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, установленной внутренним документом перевозчика.
В целом суды придерживаются мнения, что у перевозчика — владельца пути необщего пользования — в силу части шестой статьи 58 Устава имеется формальное право на взимание платы за пользование путями необщего пользования.
В настоящее время подобные споры разрешаются судами по-разному
В первом случае суды отдают предпочтение позиции перевозчика.
Ежесуточное взимание такой платы обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе для обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
В другом случае суды демонстрируют иной подход.
Так, в ситуации, когда пользователь отказывается оплачивать ежесуточные платежи и не возражает против оплаты непосредственного (фактического) пользования путем необщего пользования, суды соглашаются с редакцией, предложенной пользователем.
При этом суды стоят на защите слабой стороны договора, условия договора о взимании ежесуточной платы называют явно обременительными для контрагента перевозчика и нарушающими баланс интересов сторон. По мнению судов, пользователь обязан оплачивать фактическое использование путей необщего пользования и не должен платить, когда услуга по использованию пути не предоставляется. Также суды указывают на отсутствие императивно закрепленной в законе обязанности по уплате именно ежесуточных платежей.
Подводя итог, следует отметить, что при урегулировании разногласий по вопросу взимания платы за использование путей необщего пользования суды, как правило, исходят как из принципа возмездности фактически оказываемой услуги, так и учитывают доказанность и обоснованность размера и порядка взимания соответствующей платы.
Позиция перевозчика в преддоговорном споре
Владелец путей необщего пользования в обоснование предложенного им порядка исчисления соответствующей платы обычно ссылается на письмо Минтранса РФ от 01.04.2018 N АЦ-26/3881, согласно которому плата за использование железнодорожного пути необщего пользования должна взиматься ежесуточно.
Для обоснования размера платы перевозчик ссылается на Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 N 1056р, то есть на документ, являющийся не нормативным, а внутренним актом перевозчика.
Обычно к этим двум аргументам перевозчик может добавить только ссылки на положительную для него судебную практику.
При этом владелец пути необщего пользования затрудняется доказать экономическая обоснованность предложенных размера и порядка исчисления платы за использование принадлежащих ему путей.
Позиция пользователя в преддоговорном споре
Пользователь пути должен довести до суда позицию Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-278/2017, где сделан вывод, что ссылка истца на правовую позицию Минтранса РФ, отраженную в письме от 01.04.2016 АЦ-26/3881, согласно которому плата за использование ж/д пути необщего пользования должна взиматься ежесуточно, обоснованно отклонена судами, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, не влечет правовых последствий для неопределенного круга лиц, не имеет обязательной юридической силы.
Так же в обоснование своей позиции пользователь может привести следующие доводы:
- Ежесуточная плата за использование ж/д пути законодательством не предусмотрена.
- В силу ст. 58 УЖТ РФ плата за использование ж/д пути взимается за подачу и уборку вагонов.
- Ответчик, — монополист рынка ж/д транспорта, — навязывает условие о ежесуточной плате.
- Данное условие для пользователя обременительно и нарушает баланс интересов сторон.
- Ежесуточная плата в 3343,0 руб. за 1 км. пути означает 1 220 195 руб. в год.
- Рыночная стоимость содержания 1 км. пути ниже требуемой ответчиком.
- Пользователь готов оплачивать фактическое использования пути по ставке в 3343,0 рубля.
При умелом отстаивании своих интересов пользователь сможет убедить суд урегулировать спор и определить условия договора на благоприятных для себя условиях.
Источник: zakon.ru