Комплектно блочный метод строительства это

Содержание

Рекомендовано решением секции «Организация строительного производства» Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Даны рекомендации по проектированию, организации и управлению строительством объектов в комплектно-блочном исполнении. Приведены основные определения и термины, рассмотрены принципы организации строительства комплектно-блочным методом. Сформулированы требования к разработке организационно-технологической документации, приведены примеры ее составления.

Рекомендации разработаны кандидатами техн. наук Берсеневым А.А., Бродским В.И., Гриффом М.И., Фомилем Л.Ш.; инженерами Янкиным Л.А., Лябиной Н.В., Поповым В.В., Поляховой Н.А., Ярымовым Ю.А., Галямовой Н.С., Габроне B.C., Турчинским Я.М., Шепелевой Е.А. (ЦНИИОМТП Госстроя СССР); инж. Эйдельманом В.Я., канд. техн. наук Кушниром М.Э. (ВНИИмонтажспецстрой Минмонтажспецстроя СССР); кандидатами архитектурн.наук Череповым И.А., Блинковым С.В. (ЦНИИПромзданий Госстроя СССР); канд. эконом. наук Бобровой К.Н., кандидатами техн. наук Дидковским В.М., Остринским B.C., Слуцким Ю.Б. (НИИЭС Госстроя СССР); инженерами Абовским В.П., Богдановым В.А. (Красноярский Промстрой-НИИпроект Минтяжстроя СССР); кандидатами техн. наук Новиком B.C., Богдановичем И.И. (БелНИИОУС Госстроя БССР); кандидатом техн. наук Расторгуевым Г.А. (СибНИПИгазстрой Миннефтегазстроя СССР).

Установка БКТП «МОДУЛЬ»

Общее руководство подготовкой рекомендаций осуществляли кандидаты техн. наук Андриенко В.Г., Шахпаронов В.В.

Работа предназначена для инженерно-технических работников проектных, проектно-технологических, строительных и монтажных организаций.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКОВ

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ В КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОГ0 МЕТОДА

5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, КОМПЛЕКТАЦИЯ И СБОРКА БЛОКОВ

6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЛОКОВ

7. УСТАНОВКА БЛОКОВ В ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ РАБОТ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ОБЪЕКТОВ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫМ МЕТОДОМ

10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОГО МЕТОДА

Приложение 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Приложение 2 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНОГО ОТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ТЕХНИЧЕСКИ ВОЗМОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ В КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ

Приложение 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОГО МЕТОДА СТРОИТЕЛЬСТВА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Главный принцип комплектно-блочного строительства объектов состоит в перенесении строительных и монтажно-наладочных работ в сферу промышленного производства. Для решения этой задачи требуется выполнение взаимоувязанных технических и организационных мероприятий. Основные рекомендуемые термины и определения, связанные с применением комплектно-блочного метода, приведены в приложении 1.

Сборно-блочное строительство – технология будущего

1.2. Технические мероприятия включают:

проектирование предприятий, зданий и сооружений в комплектно-блочном исполнении;

технологическое и строительное проектирование блоков с их унификацией и типизацией;

транспортирование блоков на строительную площадку с применением различных видов транспорта и их сочетаний;

устройство фундаментов и внешних коммуникаций;

установку блоков, а также доборных конструкций и элементов в проектное положение, их соединительный монтаж и создание, таким образом, полностью законченных объектов в комплектно-блочном исполнении;

комплектацию заводского изготовления блоков необходимыми материалами, изделиями, строительными конструкциями и технологическим оборудованием;

разработку средств изготовления, доставки и установки блоков в проектное положение.

1.3. Экономические мероприятия включают:

обоснование целесообразности строительства объекта (группы объектов в регионе) комплектно-блочным методом и при необходимости создания регионального сборочно-комплектовочного предприятия по изготовлению блоков;

планирование материально-технических ресурсов строительного производства в связи с увеличением в структуре строительно-монтажных работ доли промышленных предприятий (заводов-поставщиков технологического оборудования или предприятий стройиндустрии).

1.4. Организационные мероприятия включают:

организацию производства блоков и их доставки;

комплектацию объектов блоками различных типов и назначения, а также доборными конструкциями и элементами, соответствующей номенклатуры, высокой заводской готовности и монтажной технологичности;

подготовку строительного производства к реализации комплектно-блочного метода;

формирование организационной структуры управления сборочно-комплектовочными предприятиями и строительно-монтажными подразделениями при строительстве объектов комплектно-блочным методом;

организацию установки блоков в проектное положение, монтажа коммуникаций, пусконаладочных работ и комплексного опробования.

1.5. Реализация комплектно-блочного метода направлена на повышение эффективности капитальных вложений за счет повышения индустриализации строительства путем превращения производственных комплексов в комплекты блоков и переноса основных затрат труда (особенно непроизводительных) со строительной площадки в сферу индустриального заводского производства. При этом значительно сокращаются сроки возведения объектов, снижается стоимость работ на единицу мощности, сокращается число подрядных, субподрядных организаций, а также общее количество работающих.

1.6. Перечень объектов, строительство которых целесообразно осуществлять с применением комплектно-блочного метода, определяется совместно строительными министерствами, министерствами и ведомствами-заказчиками при участии проектных организаций (примерный перечень объектов, строительство которых целесообразно осуществлять комплектно-блочным методом, приведен в приложении 2).

1.7. Решение о разработке проектно-сметной документации объектов в комплектно-блочном исполнении должно приниматься генеральной проектной организацией по согласованию с заказчиком, генеральной подрядной, транспортной и монтажной организациями, а также заводом-изготовителем блоков.

1.8. Решение об организации строительства предприятий, зданий и сооружений комплектно-блочным методом следует принимать для тех объектов, для которых технически возможно и экономически целесообразно перенести со строительной площадки процесс изготовления блоков и их частей (поставочных элементов) на промышленные предприятия (поставщики технологического оборудования, строительных конструкций или базы строительной индустрии).

1.9. Целесообразность применения комплектно-блочного метода при строительстве предприятий, зданий и сооружений должна обосновываться технико-экономическими расчетами на стадии разработки схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а также на стадии технико-экономического обоснования необходимости проектирования и строительства объектов.

2. ТИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКОВ

2.1. Блоки различаются по типам и назначению в составе производственных комплексов. Существуют следующие типы блоков: агрегированного оборудования, строительные, строительно-технологические, коммуникаций.

2.2. Блоки по своему назначению подразделяются на блоки основного производственного, подсобно-вспомогательного и обслуживающего назначения, а также административно-бытовые.

2.3. Разделение блоков по типам и назначению позволило сформулировать для каждой из полученных таким образом групп свои характерные особенности, которые приведены в табл. 1.

Систематизационные признаки блоков

Блоки агрегированного оборудования

Блоки оборудования, выполняющего законченный технологический передел в составе производственного процесса

Блоки оборудования, выполняющего вспомогательные функции в составе производственного процесса

Пространственно-жесткие здания или самостоятельные их части, предназначенные для размещения в них хозяйств, обслуживающих производственные процессы

Пространственно-жесткие здания или их самостоятельные части, предназначенные для расположения в них административных и бытовых помещений

Пространственно-жесткие здания или их самостоятельные части, в которых располагается агрегированное оборудование, выполняющее законченный технологический передел в составе производственного процесса.

Пространственно-жесткие здания или их самостоятельные части, в которых располагается агрегированное оборудование, выполняющее вспомогательные функции в составе производственного процесса

Пространственно-жесткие здания или их самостоятельные части, предназначенные для расположения в них оборудования и аппаратуры, выполняющих функции контроля, управления и др. обслуживания производственного процесса

Пространственно-жесткие здания или их самостоятельные части, предназначенные для расположения в них санитарно-гигиенического, санитарно-технического и др. оборудования бытового назначения

Пространственно-жесткие части эстакад, галерей, проходных и полупроходных коллекторов, в которых располагаются коммуникации различного назначения, непосредственно обслуживающие производственный процесс

Пространственно-жесткие части эстакад, галерей, проходных или полупроходных коллекторов, в которых располагаются коммуникации контроля, управления и др. обслуживающего назначения

2 .4. Разнообразие блоков различных типов и назначения, а также многообразие технологических процессов основного и вспомогательного производственного назначения, реализация которых возможна на объектах в комплектно-блочном исполнении, потребовали систематизации блоков. В основу систематизационных признаков были положены типы блоков; их назначение; номенклатура технологических процессов основного и подсобно-вспомогательного производственного назначения; номенклатура помещений различного назначения, располагаемых в блоках. Систематизация блоков по перечисленным признакам приведена на рис. 1.

Рис. 1. Типы и назначение блоков

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ В КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ

3.1. Решение о разработке проектно-сметной документации на строительство с применением комплектно-блочного метода принимается генеральной проектной организацией по согласованию с заказчиком, генеральной подрядной строительной и ведущей специализированной (субподрядной) организациями.

3.2. Объемно-плакировочные и конструктивно-технологические решения объектов должны основываться на:

повышении единичной мощности оборудования;

уменьшении его массы и габаритов;

интенсификации технологических процессов;

совмещении функций различных конструктивно-технологических элементов;

миниатюризации средств контроля, автоматики и др.;

замене зданий и технологических установок малообъемными блоками различных типов и назначения;

упрощении вспомогательных технологических систем и систем инженерного обеспечения;

автоматизации и телемеханизации технологических процессов;

централизации ремонтно-эксплуатационных служб с применением агрегатно-узлового ремонта.

3.3. Характерная особенность комплектно-блочного метода — принципиально новый подход к проектированию объекта. При этом исходным элементом формирования объекта является блок, доведенный до уровня изделия высокой заводской готовности с максимально агрегированным функционально взаимосвязанным оборудованием.

Следующей стадией совершенствования системы проектирования объектов должна быть унификация объемно-планировочных и конструктивных решений отдельных блоков, а также объектов из них с последующей типизацией. Реализация комплектно-блочного проектирования должна основываться на системе структурных модулей, предназначенных для компоновки предприятий, зданий и сооружений из блоков различных типов и назначения (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Модульная координация блоков

Рис. 3. Структурный модуль для компоновки генерального плана предприятия

3.4. Проектно-сметная документация на объекты в комплектно — блочном исполнении разрабатывается на общем основании в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.

В случае, если агрегирование технологического оборудования, элементов коммуникаций предусматривается на сборочно-комплектовочных предприятиях строительной индустрии или базах строительно-монтажных организаций, в составе проектно-сметной документации должны быть разработаны чертежи этих блоков и их опорных конструкций.

В чертежах блоков должны быть приведены все необходимые сведения и данные для их изготовления на сборочно-комплектовочных предприятиях и последующего монтажа на месте установки.

3.5. Проектно-сметная документация на строительство объектов в комплектно-блочном исполнении на стадии рабочего проекта (проекта) перед утверждением в установленном порядке в соответствии с требованиями СНиП 1.02.01-85 должна быть согласована с организацией-генподрядчиком, а также ведущей монтажной организацией.

3.6. В ведомостях потребности материалов, которые составляются по каждому разделу рабочего проекта (проекта), должна быть выделена потребность в материалах на агрегирование оборудования, коммуникаций и строительных конструкций в блоки.

Задание на проектирование объектов в комплектно-блочном исполнении

3.7. В задании на проектирование предприятия, здания и сооружения производственного назначения, намечаемого к строительству в комплектно-блочном исполнении, должны быть предусмотрены требования по разработке проекта, учитывающие специфику, а также региональные и природно-климатические условия строительства. Там же должны быть приведены ссылки на соответствующие проекты блоков различных типов и назначения, а также разработаны технические условия на их присоединение к источникам энергетического снабжения, инженерный сетям и коммуникациям.

3.8. В задании на проектирование должны быть определены генеральные проектировщики и головные поставщики технологических комплексов и оборудования.

Требования и технические условия к заданию на проектирование составляются заказчиком с участием генпроектировщика и разработчика основного технологического оборудования и согласуются с генподрядчиком и организациями Минмантажспецстроя СССР, осуществляющими монтаж технологического оборудования проектируемого промышленного предприятия по исходным данным, подготовленным генподрядчиком.

3.9. В требованиях к заданию на проектирование должны быть представлены данные, характеризующие техническую и экономическую целесообразность применения комплектно-блочного метода, основные принципы организации возведения проектируемого объекта в комплектно-блочном исполнении, а также организационно-технологические схемы производства строительно-монтажных работ.

Требования должны обеспечивать с учетом региональных условий строительства проектируемого объекта разработку наиболее эффективных конструктивных и компоновочных решений предприятия, здания, сооружения и блоков, что создает предпосылки для применения наиболее эффективных методов технологии и организации производства строительных и монтажных работ, экономического использования трудовых и материально-технических ресурсов в строительстве, сокращения фактической продолжительности возведения объекта.

3.10. В случаях применения блоков с габаритными размерами, превышающими установленные нормативы для железнодорожного и автомобильного транспорта, при перевозке их по общей сети дорог, а также речным транспортом, к подготовке требований привлекается проектная организация объединения «Спецтяжавтотранса» Минавтотранса РСФСР, являющаяся головной по разработке проектов перевозки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Читайте также:  Подготовка к строительству гаража

Рабочий проект (проект), на строительство объектов в комплектно-блочном исполнении

3.11. Генпроектировщик в составе проектно-сметной документации, кроме заказных спецификаций, должен разрабатывать с участием заказчика, ведомства-изготовителя монтируемого технологического оборудования с привлечением при необходимости строительно-монтажных организаций, изготавливающих блоки, технические условия на поставку комплектуемого оборудования. Технические условия должны содержать данные о необходимой комплектности, объемах контрольной заводской сборки и испытаний, других мероприятиях, обеспечивающих выполнение планируемых сроков строительства проектируемого объекта.

Важнейшим видом машиностроительной продукции, разрабатываемой и поставляемой в блочном исполнении с высоким уровнем заводской готовности и монтажной технологичности, являются технологические комплексы, в состав которых должны входить все согласованные по технико-экономическим параметрам машины, аппараты, изделия и материалы, необходимые для получения конечного продукта. Проектирование, производство, поставка, ввод в эксплуатацию, наладка и доводка технологических комплексов производится в соответствии с требованиями Постановления от 12 декабря 1966 г. № 53 Государственного строительного комитета CCСP, подготовленного совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам, Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению.

3.12. Сроки поставки оборудования и строительных конструкций должны быть увязаны с графиками изготовления блоков на сборочно-комплектовочных предприятиях, сроками перевозки их на строительную площадку и установки в проектное положение. Эти сроки следует увязывать с рациональной последовательностью изготовления и монтажа блоков.

Разработка технологических решений рабочего проекта (проекта) на строительство объектов производственного назначения в комплектно-блочном исполнении осуществляется в соответствии с принципиальной схемой, приведенной на рис. 4.

3.13. Компоновка технологической части объектов в комплектно-блочном исполнении должна обеспечивать: сборку технологических линий и систем из минимального количества блоков (поставочных элементов), размещение блоков в строгой последовательности вдоль технического коридора, возможность удобного доступа к оборудованию блоков и коммуникациям для технического обслуживания и ремонта.

Рис. 4. Структура технологической части объекта в комплектно-блочном исполнении:

К-1 — коммуникации между технологическими линиями;

К-2 — коммуникации между технологическими переделами;

К-3 — межблочные коммуникации

3.14. Блоки агрегированного оборудования должны располагаться предпочтительно на нулевой отметке вдоль технического коридора. Вводы и выводы трубопроводов, а также других коммуникаций блоков должны быть сориентированы в сторону технического коридора.

3.15. Блоки должны проектироваться без использования строительных конструкций объекта. Через пространство блоков не допускается пропускать несущие конструкции (колонны, балки, ригели) зданий, сооружений и коммуникаций.

3.16. Для более рационального использования площадей, а также для увязки опорных конструкций блоков с несущими строительными конструкциями зданий и сооружений габаритные размеры блоков должны быть кратными 1,5 м в плане и по высоте.

3.17. Конструкция блоков, проектируемых для сборки на сборочно-комплектовочных предприятиях и базах строительно-монтажных организаций, должна учитывать технологические возможности этих предприятий, обеспечивать минимальную трудоемкость монтажных работ, расходы и номенклатуру используемых материалов (в том числе за счет максимального использования несущей способности оборудования для крепления труб, площадок и другого оборудования, применения стандартных составных частей трубопроводов, КИПиА, фильтров и др., унификации технических решений).

3.18. Блоки должны иметь техническую готовность, обеспечивающую возможность их испытания и опробования в заводских условиях.

3.19. В блоки коммуникаций должны быть включены:

опорные конструкции под все виды межблочных коммуникаций (технологических, КИПиА, электроснабжения, противопожарные и т.п.);

все виды трубопроводных коммуникаций;

средства защиты кабельных проводок от внешних воздействий;

3.20. Необходимо, чтобы конструкция блока коммуникаций обеспечивала:

возможность зонирования размещения коммуникаций различного назначения (трубопроводов, кабелей, коробов и пр.);

максимальный уровень унификации пролетных строений и конструкций под коммуникации;

минимальный расход материалов на изготовление пролетного строения, опорных и соединительных частей;

требуемую жесткость конструкций пролетного строения для обеспечения полной сохранности элементов блока при его транспортировании и монтаже;

возможность производства сварочных работ при монтаже на строительной площадке;

возможность соединения блоков в местах пересечения коммуникаций.

3.21. Блоки должны поставляться на строительную площадку в виде полной и готовой к эксплуатации технологической единицы из одного или нескольких поставочных узлов.

3.22. В качестве укрытий блоков, как правило, должны применяться легкие металлические и сборные железобетонные ограждающие конструкции повышенной индустриальности или здания из них.

Выбор наиболее эффективных конструкций осуществляется на основе технико-экономических расчетов с учетом суммарного эффекта, получаемого от сокращения сроков производства строительно-монтажных работ, досрочного ввода промышленного объекта в эксплуатацию, а также дополнительных затрат на изготовление блоков.

Необходимо предусматривать возможность переработки проектных решений строительных конструкций с учетом дополнительных требований, которые могут быть выявлены в ходе разработки технологической части рабочего проекта (проекта).

3.23. Конструкции зданий в необходимых случаях должны предусматривать возможность подачи блоков различных типов и назначения к месту их установки в проектное положение через монтажные проемы в стенах или покрытиях.

3.24. Оборудование систем электроснабжения, отопления и вентиляции, контроля и управления, бытовые помещения и помещения технического обслуживания должны решаться в виде блоков агрегированного оборудования, размещаемого во встроенных или пристроенных помещениях.

3.25. Необходимо, чтобы технические решения, принимаемые при разработке строительной части рабочего проекта (проекта) объектов в комплектно-блочном исполнении, предусматривали конструктивное и технологическое разделение работ по устройству подземной и надземной частей объектов.

Все работы нулевого цикла следует выполнять в полном объеме до начала работ по возведению надземной части здания, сооружения.

3.26. При монтаже крупногабаритных блоков с применением колесных и гусеничных транспортных и монтажных средств прорабатывается вариант решения фундаментов в виде единой «силовой плиты».

3.27. Для объектов, сооружаемых в малоосвоенных районах, объемы работ нулевого цикла должны быть сведены к минимуму за счет применения свайных (безростверковых) и плитных фундаментов, вынесения технологических трубопроводов и энергетических коммуникаций на эстакады, в коммуникационные коридоры и т.п.

3.28. При проектировании строительно-технологических блоков транспортного габарита целесообразно применять унифицированные габариты в соответствии с модульной координацией блоков.

При проектировании каждого строительного объекта перечень допущенных к применению блоков уточняется на стадии подготовки задания на проектирование с учетом рекомендуемой номенклатуры изделий.

В необходимых случаях конструкцию блоков можно дорабатывать с учетом специфики их взаимной компоновки и условий эксплуатации.

3.29. Проектирование объектов из строительно-технологических блоков транспортного габарита должно производиться в соответствии со следующими основными требованиями:

соблюдение норм технологического проектирования (в необходимых случаях для обслуживания и ремонта смонтированного в блоках технологического оборудования в конструкциях блоков могут быть предусмотрены смотровые люки, съемные панели и т.п.) с учетом противопожарных норм и требований техники безопасности;

количество блоков должно быть минимальным за счет компактности оборудования и трубопроводов с учетом безопасности и удобства обслуживания;

максимальное сокращение межблочных и внутриблочных коммуникаций;

выполнение максимально возможных объемов сборочных работ в заводских условиях.

3.30. При проектировании на одной площадке нескольких объектов в комплектно-блочном исполнении с применением строительно-технологических блоков транспортного габарита должны применяться, как правило, однотипные блоки, обеспечивающие возможность блокирования в одно здание.

3.31. Конструкции блоков должны иметь достаточную прочность для сохранения требуемых центровок осей подшипников (роторов) соединенных между собой агрегатов, паспортных величин зазоров между их движущимися и неподвижными частями.

Конструкция блоков должна предусматривать пуск смонтированного в нем технологического оборудования без дополнительной разборки и ревизии.

Для увеличения жесткости конструкций блоков при транспортировке допускается применять съемные инвентарные элементы усиления.

3.32. При проектировании блоков, оснащенных технологическим оборудованием, вызывающим вибрацию, следует учитывать дополнительные динамические нагрузки.

3.33. Блоки агрегированного оборудования, создающие динамические нагрузки, должны устанавливаться на амортизирующие опоры для снижения воздействия нагрузок, передаваемых на конструкцию блока и фундаменты. При этом в трубопроводной обвязке должны быть предусмотрены компенсаторы.

3.34. Для транспортирования и хранения блоков с открытыми проемами необходимо предусмотреть съемные щиты, исключающие возможность доступа во внутреннее пространство блоков.

3.35. В разделе проекта «Организация строительства» для объекта в комплектно-блочном исполнении должны быть решены задачи, изложенные в разделе 4 настоящей работы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОГ0 МЕТОДА

4.1. Разработка организационно-технологической документации комплектно-блочного метода должна производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составу и содержанию проектов организации строительства и проектов производства работ, изложенными в СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», а также «Указаниями о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (утверждены Госстроем СССР, Госпланом СССР и Стройбанком СССР 31 декабря 1981 г.).

4.3. В составе проекта организации строительства (ПОС) предприятия, здания или сооружения в комплектно-блочном исполнении должны разрабатываться организационно-технологические документы, приведенные в табл. 2.

Особенности проектирования организации строительства зданий и сооружений в комплектно-блочном исполнении

Источник: gosthelp.ru

Методические рекомендации по комплектно-блочному строительству объектов

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Даны рекомендации по проектированию, организации и управлению строительством объектов в комплектно-блочном исполнении. Приведены основные определения и термины, рассмотрены принципы организации строительства комплектно-блочным методом. Сформулированы требования к разработке организационно-технологической документации, приведены примеры ее составления.

Предназначены для инженерно-технических работников проектных, проектно-технологических, строительных и монтажных организаций.

Оглавление

1. Общие положения

2. Типы и назначение блоков

3. Основные требования к проектированию объектов в комплектно-блочном исполнении

4. Требования к разработке организационно-технологической документации комплектно-блочного метода

5. Изготовление, комплектация и сборка блоков

6. Транспортирование блоков

7. Установка блоков в проектное положение

8. Дополнительные требования к организации инженерной подготовки строительной площадки

9. Дополнительные требования к организации управления производством работ при возведении объектов комплектно-блочным методом

10. Экономическая и социальная эффективность комплектно-блочного метода

Приложение 1. Основные понятия, термины и определения

Приложение 2. Примерный перечень объектов различного отраслевого назначения, строительство которых технически возможно осуществлять в комплект-блочном исполнении

Приложение 3. Методика оценки экономической и социальной эффективности комплектно-блочного метода строительства

Дата введения Добавлен в базу Актуализация
01.01.2021
01.02.2020
01.01.2021

Этот документ находится в:

  • Раздел Экология
  • Раздел 91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО
  • Раздел 91.040 Строительство
  • Раздел 91.040.01 Строительство в целом
  • Раздел Строительство
  • Раздел Справочные документы
  • Раздел Директивные письма, положения, рекомендации и др.

Организации:

Разработан ВНИИмонтажспецстрой Минмонтажспецстроя СССР
Разработан Красноярский ПромстройНИИпроект Минтяжстроя СССР
Разработан НИИЭС Госстроя СССР
Разработан ЦНИИОМТП Госстроя СССР
Разработан ЦНИИпромзданий Госстроя СССР
Разработан БелНИИОУС Госстроя БССР
Разработан СибНИПИгазстрой Миннефтегазстроя СССР
Издан ЦНИИОМТП 1987 г.
  • СНиП 3.01.01-85*Организация строительного производства
  • СНиП 1.02.01-85Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений
  • СНиП II-Д.5-72Автомобильные дороги. Нормы проектирования
  • Руководство по единой системе подготовки строительного производства

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

центральный научно исследовательский И ПРОЕКТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ институт организации. МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТЛ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ. МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТМ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ

I а Структурный модуль М-1

Уровень организации пространства

Структурный нодуль М-2

Уровень организации пространства

формирование зданий, этажерок, открытых площадок и их размещение

Структурный модуль М-5

Рис. 2. Модульная координация блоков

Уровень организации пространства

формирование генерального плана предприятия

Рис. 3. Структурный модуль для компоновки генерального плана предприятия

различных типов и назначения, а также разработаны технические условия на их присоединение к источникам энергетического снабжения, инженерным сетям и коммуникациям.

3.8. В задании на проектирование должны быть определены генеральные проектировщики и головные поставщики технологических комплексов и оборудования.

Требования и технические условия к заданию на проектирование составляются заказчиком с участием генлроектировщика и разработчика основного технологического оборудования и согласуются с генподрядчиком и организациями Минмонтажспецстроя СССР, осуществляющими монтаж технологического оборудования проектируемого промышленного предприятия по исходным данным, подготовленным генподрядчиком.

Читайте также:  Правила выполнения измерений геометрических параметров в строительстве

3.9. В требованиях к заданию на проектирование должны быть представлены данные, характеризующие техническую и экономическую целесообразность применения комплектно-блочного метода, основные принципы организации возведения проектируемого объекта в комплектно-блочном исполнении, а также организационно-технологические схемы производства строительно-монтажных работ.

Требования должны обеспечивать с учетом региональных условий строительства проектируемого объекта разработку наиболее эффективных конструктивных и компоновочных решений предприятия, здания, сооружения и блоков, что создает предпосылки для применения наиболее эффективных методов технологии и организации производства строительных и монтажных работ, экономического использования трудовых и материально-технических ресурсов в строительстве, сокращении фактической продолжительности возведения объекта.

3.10. В случаях применения блоков с габаритными размерами, превышающими установленные нормативы для железнодорожного и автомобильного транспорта, при перевозке их по общей сети дорог, а также речньм транспортом, к подготовке требований привлекается проектная организация объединения «Спецтяжавтотранса» Минавто-транса РСФСР, являющаяся головной по разработке проектов перевозки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Рабочий проект (проект) на строительство объектов

в комплектно-блочном исполнении

3.11. Генпроектировщик в составе проектно-сметной документа-

ции, кроме заказных спецификаций, должен разрабатывать с участием заказчика, ведомства-изготовителя монтируемого технологического оборудования с привлечением при необходимости строительно-монтажных организаций, изготавливающих блоки, технические условия на поставку комплектуемого оборудования. Технические условия должны содержать данные о необходимой комплектности, объемах контрольной заводской сборки и испытаний, других мероприятиях, обеспечивающих выполнение планируемых сроков строительства проектируемого объекта.

Важнейшим видом машиностроительной продукции, разрабатываемой и поставляемой в блочном исполнении с высоким уровнем заводской готовности и монтажной технологичности, являются технологические комплексы, в состав которых должны входить все согласованные по технико-экономическим параметрам машины, аппараты, изделия и материалы, необходимые для получения конечного продукта. Проектирование, производство, поставка, ввод в эксплуатацию, наладка и доводка технологических комплексов производится в соответствии с требованиями Постановления от 12 декабря 1986 г. № 53 Государственного строительного комитета СССР, подготовленного совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам, Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению.

3.12. Сроки поставки оборудования и строительных конструкций должны быть увязаны с графиками изготовления блоков на сборочнокомплектовочных предприятиях, сроками перевозки их на строительную площадку и установки в проектное положение. Эти сроки следует увязывать с рациональной последовательностью изготовления и монтажа блоков.

Разработка технологических решений рабочего проекта (проекта) на строительство объектов производственного назначения в комплектно-блочном исполнении осуществляется в соответствии с принципиальной схемой, приведенной на рис. 4.

3.13. Компоновка технологической части объектов в комплектно-блочном исполнении должна обеспечивать: сборку технологических линий и систем из минимального количества блоков (поставочных элементов), размещение блоков в строгой последовательности вдоль технического коридора, возможность удобного доступа к оборудованию блоков и коммуникациям для технического обслуживания и ремонта.

Рис. 4. Структура технологической части объекта в комплектно-блочном исполнении:

K-I — коммуникации между технологическими линиями;

К-2 — коммуникации между технологическими переделами;

К-3 — межблочные коммуникации

3.14. Блоки агрегированного оборудования должны располагаться предпочтительно на нулевой отметке вдоль технического коридора. Вводы и выводы трубопроводов, а также других коммуникаций блоков должны быть сориентированы в сторону технического коридора.

3.15. Блоки должны проектироваться без использования строительных конструкций объекта. Через пространство блоков не допускается пропускать несущие конструкции (колонны, балки, ригели) зданий, сооружений и коммуникаций.

3.16. Для более рационального использования площадей, а также для увязки опорных конструкций блоков с несущими строительными конструкциями зданий и сооружений габаритные размеры блоков должны быть кратными 1,5 м в плане и по высоте.

3.17. Конструкция блоков, проектируемых для сборки на сборочно-комплектовочных предприятиях и базах строительно-монтажных организаций, должна учитывать технологические возможности этих предприятий, обеспечивать минимальную трудоемкость монтажных работ, расходы и номенклатуру используемых материалов (в том числе за счет максимального использования несущей способности оборудования для крепления труб, площадок и другого оборудования, применения стандартных составных частей трубопроводов, КИПиА, фильтров и др., унификации технических решений).

3.18. Блоки должны иметь техническую готовность, обеспечивающую возможность их испытания и опробования в заводских условиях.

3.19. В блоки коммуникаций должны быть включены:

опорные конструкции под все виды межблочных коммуникаций

(технологических, КИПиА, электроснабжения, противопожарные и т.п.);

все виды трубопроводных коммуникаций;

средства защиты кабельных проводок от внешних воздействий;

3.20. Необходимо, чтобы конструкция блока коммуникаций обеспечивала:

возможность зонирования размещения коммуникаций различного назначения (трубопроводов, кабелей, коробов и пр.);

максимальный уровень унификации пролетных строений и конструкций под коммуникации;

минимальный расход материалов на изготовление пролетного строения, опорных и соединительных частей;

требуемую жесткость конструкций пролетного строения для обеспечения полной сохранности элементов блока при его транспортировании и монтаже;

возможность производства сварочных работ при монтаже на строительной площадке;

возможность соединения блоков в местах пересечения коммуникаций.

3.21. Блоки должны поставляться на строительную площадку в виде полной и готовой к эксплуатации технологической единицы из одного или нескольких поставочных узлов.

3.22. В качестве укрытий блоков, как правило,должны применяться легкие металлические и сборные железобетонные ограждающие конструкции повышенной индустриальное™ или здания из них.

Выбор наиболее эффективных конструкций осуществляется на основе технико-экономических расчетов с учетом суммарного эффекта, получаемого от сокращения сроков производства строительномонтажных работ, досрочного ввода промышленного объекта в эксплуатацию, а также дополнительных затрат на изготовление блоков.

Необходимо предусматривать возможность переработки проектных решений строительных конструкций с учетом дополнительных требований, которые могут быть выявлены в ходе разработки технологической части рабочего проекта (проекта).

3.23. Конструкции зданий в необходимых случаях должны предусматривать возможность подачи блоков различных типов и назначения к месту их установки в проектное положение через монтажные проемы в стенах или покрытиях.

3.24. Оборудование систем электроснабжения, отопления и вентиляции, контроля и управления, бытовые помещения и помещения технического обслуживания должны решаться в виде блоков агрегированного оборудования, размещаемого во встроенных или пристроенных помещениях.

3.25. Необходимо, чтобы технические решения, принимаемые при разработке строительной части рабочего проекта (проекта) объектов в комплектно-блочном исполнении, предусматривали конструктивное и технологическое разделение работ по устройству подземной и надземной частей объектов.

Все работы нулевого цикла следует выполнять в полном объеме до начала работ по возведению надземной части здания, сооружения.

3.26. При монтаже крупногабаритных блоков с применением колесных и гусеничных транспортных и монтажных средств прорабатывается вариант решения фундаментов в виде единой «силовой плиты».

3.27. Для объектов, сооружаемых в малоосвоенных районах, объемы работ нулевого цикла должны быть сведены к минимуму за счет применения свайных (безростверковых) и плитных фундаментов, вынесения технологических трубопроводов и энергетических коммуникаций на эстакады, в коммуникационные коридоры и т.п.

3.28. При проектировании строительно-технологических блоков транспортного габарита целесообразно применять унифицированные габариты в соответствии с модульной координацией блоков.

При проектировании каждого строительного объекта перечень допущенных к применению блоков уточняется на стадии подготовки задания на проектирование с учетом рекомендуемой номенклатуры изделий.

В необходимых случаях конструкцию блоков можно дорабатывать с учетом специфики их взаимной компоновки и условий эксплуатации.

3.29. Проектирование объектов из строительно-технологических блоков транспортного габарита должно производиться в соответствии со следующими основными требованиями:

соблюдение норм технологического проектирования (в необходимых случаях для обслуживания и ремонта смонтированного в блоках технологического оборудования в конструкциях блоков могут быть предусмотрены смотровые люки, съемные панели и т.п.) с учетом противопожарных норм и требований техники безопасности;

количество блоков должно быть минимальным за счет компактности оборудования и трубопроводов с учетом безопасности и удобства обслуживания;

максимальное сокращение межблочных и внутриблочных коммуникаций;

выполнение максимально возможных объемов сборочных работ в заводских условиях.

3.30. При проектировании на одной площадке нескольких объектов в комплектно-блочном исполнении с применением строительнотехнологических блоков транспортного габарита должны применяться, как правило, однотипные блоки, обеспечивающие возможность блоки-

рования в одно здание.

3.31. Конструкции блоков должны иметь достаточную прочность для сохранения требуемых центровок осей подшипников (роторов) соединенных между собой агрегатов, паспортных величин зазоров между их движущимися и неподвижными частями.

Конструкция блоков должна предусматривать пуск смонтированного в нем технологического оборудования без дополнительной разборки и ревизии.

Дня увеличения жесткости конструкций блоков при транспортировке допускается применять съемные инвентарные элементы усиления.

3.32. При проектировании блоков, оснащенных технологическим оборудованием, вызывающим вибрацию, следует учитывать дополнительные динамические нагрузки.

3.33. Блоки агрегированного оборудования, создающие динамические нагрузки, должны устанавливаться на амортизирующие опоры для снижения воздействия нагрузок, передаваемых на конструкцию блока

и фундаменты. При этом в трубопроводной обвязке должны быть предусмотрены компенсаторы.

3.34. Для транспортирования и хранения блоков с открытыми проемами необходимо предусмотреть съемные щиты, исключающие возможность доступа во внутреннее пространство блоков.

3.35. В разделе проекта «Организация строительства” для объекта в комплектно-блочном исполнении должны быть решены задачи, изложенные в разделе 4 настоящей работы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНОГО МЕТОДА

4.1. Разработка организационно-технологической документации комплектно-блочного метода должна производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составу и содержанию проектов организации строительства и проектов производства работ, изложенными в СНиП 3.01.01-05 ’’Организация строительного производства», а также «Указаниями о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (утверждены Госстроем СССР, Госпланом СССР и Стройбанком СССР 31 декабря

4.3. В составе проекта организации строительства (ПОС) предприятия, здания или сооружения в комплектно-блочном исполнении

должны разрабатываться организационно-технологические документы,

Особенности проектирования организации строительства зданий и сооружений в комплектно-блочном исполнении

Источник: standartgost.ru

Комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

СУПЕРБЛОК / КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫЙ МЕТОД / БЛОК-БОКС / БЛОК-КОНТЕЙНЕР / БЛОЧНО-КОМПЛЕКТНОЕ УСТРОЙСТВО / НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫЕ ОБЪЕКТЫ / БЛОК-ПОНТОН / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ТРАНСПОРТИРОВКА СУПЕРБЛОКОВ / SUPERBLOCK / PAU METHOD / BLOCK-BOX / CONTAINER-UNIT / PAU DEVICE / OIL-FIELD FACILITIES / PONTOON-UNIT / INDUSTRIALIZATION OF CONSTRUCTION INDUSTRY / SUPERBLOCKS’ TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бусыгина Анастасия Николаевна, Коркишко Александр Николаевич

Комплектно-блочный метод организации строительства перспективное направление индустриализации и интенсификации капитального строительства, поскольку он гарантирует высокую производительность, экономию времени и качество возводимых объектов. Однако в последние десятилетия производство и применение блочно-комплектных устройств было снижено.

Целями работы являлись рассмотрение и анализ основных видов блочно-комлектных устройств с точки зрения их производства и применения для строительства нефтепромысловых объектов Тюменской области. Блочно-комплектные устройства (БКУ), укрупненные монтажные узлы и заготовки инженерных коммуникаций изготавливаются в заводских условиях, затем практически готовые объекты или их части поставляются на строительные площадки.

В статье описан комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов . Рассмотрены основные виды блочно-комплектных устройств . Подробно проанализирован такой вид устройств, как суперблоки , в том числе история их производства и способы их транспортировки. Представлен ряд суперблоков , которые на данный момент можно производить в Тюменской области. Перечислены основные достоинства комплектно-блочного метода строительства. Сделан вывод о необходимости возрождения выпуска суперблоков это связано с важностью их применения в освоении крупнейших месторождений Западной Сибири, открытых в 1980-х годах, а также возможностью передачи опыта прошлого поколения для эффективного, экономичного и качественного освоения современных месторождений.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бусыгина Анастасия Николаевна, Коркишко Александр Николаевич

Литология пород туртасской свиты и возможности их использования в качестве сырья для производства пеностеклокерамики на примере Успенской площади (Тюменская область)

Пространственные модели, разрабатываемые с применением лазерного сканирования на газоконденсатных месторождениях северной строительно-климатической зоны

PRE-ASSEMBLED UNIT METHOD OF OIL-FIELD FACILITIES CONSTRUCTION ORGANIZATION

Pre-assembled unit (PAU) method of oil-field facilities construction organization is a promising direction of industrialization and intensification of capital construction since it guarantees high productivity, time-saving and quality of the constructed facilities. However, in recent decades, production and use of PAU devices has been reduced. Purposes of study were сonsideration and analysis of the main types of PAU devices in terms of their production for the construction of oilfield facilities in the Tyumen region.

PAU devices, enlarged assembly units and engineering communications sections are manufactured in the factory, then almost ready-made objects or parts thereof are delivered to construction sites. PAU approach to the construction organization of oilfield facilities is described. The main types of PAU devices are presented. This type of devices, such as superblocks, is considered in detail, the history of their production and ways of their transportation are described. A number of superblocks are presented, which, at the moment, can be produced in the Tyumen region.

Читайте также:  Декларация в строительстве это

The main advantages of the PAU construction method are listed. A conclusion is made on the need to revive the production of superblocks because of their importance in developing the largest deposits of Western Siberia, discovered in the 1980s, as well as the possibility of transferring the experience of the past generation for the efficient, economical and high-quality development of modern deposits.

Текст научной работы на тему «Комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов»

общие проблемы строительной науки и производства. унификация и стандартизация в строительстве

УДК 622.27:69 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.4.429-436

комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов

А.Н. Бусыгина, А.Н. коркишко

Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

АННОТАцИЯ. Комплектно-блочный метод организации строительства — перспективное направление индустриализации и интенсификации капитального строительства, поскольку он гарантирует высокую производительность, экономию времени и качество возводимых объектов. Однако в последние десятилетия производство и применение блочно-комплектных устройств было снижено.

Целями работы являлись рассмотрение и анализ основных видов блочно-комлектных устройств с точки зрения их производства и применения для строительства нефтепромысловых объектов Тюменской области.

Блочно-комплектные устройства (БКУ), укрупненные монтажные узлы и заготовки инженерных коммуникаций изготавливаются в заводских условиях, затем практически готовые объекты или их части поставляются на строительные площадки.

В статье описан комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов. Рассмотрены основные виды блочно-комплектных устройств. Подробно проанализирован такой вид устройств, как суперблоки, в том числе история их производства и способы их транспортировки. Представлен ряд суперблоков, которые на данный момент можно производить в Тюменской области. Перечислены основные достоинства комплектно-блочного метода строительства.

Сделан вывод о необходимости возрождения выпуска суперблоков — это связано с важностью их применения в освоении крупнейших месторождений Западной Сибири, открытых в 1980-х годах, а также возможностью передачи опыта прошлого поколения для эффективного, экономичного и качественного освоения современных месторождений.

КЛЮчЕВЫЕ СЛОВА: суперблок, комплектно-блочный метод, блок-бокс, блок-контейнер, блочно-комплектное устройство, нефтепромысловые объекты, блок-понтон, индустриализация строительства, транспортировка суперблоков

ДЛЯ цИТИРОВАНИЯ: Бусыгина А.Н., Коркишко А.Н. Комплектно-блочный метод организации строительства нефтепромысловых объектов // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 4 (103).

С. 429-436. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.4.429-436

PRE-ASSEMBLED UNIT METHOD OF OIL-FIELD FACILITIES CONSTRUCTION ORGANIzATION

A.N. Busygina, A.N. Corkishko e

Industrial University of Tyumen (IUT), 38 Volodarsky str., Tyumen, Russian Federation, 625000 T

ABSTRACT. Pre-assembled unit (PAU) method of oil-field facilities construction organization is a promising direction of

industrialization and intensification of capital construction since it guarantees high productivity, time-saving and quality of the _

constructed facilities. However, in recent decades, production and use of PAU devices has been reduced. ~

Purposes of study were consideration and analysis of the main types of PAU devices in terms of their production for q

the construction of oilfield facilities in the Tyumen region. y

PAU devices, enlarged assembly units and engineering communications sections are manufactured in the factory, then ^

almost ready-made objects or parts thereof are delivered to construction sites. O

PAU approach to the construction organization of oilfield facilities is described. The main types of PAU devices are 2

presented. This type of devices, such as superblocks, is considered in detail, the history of their production and ways of their 1

transportation are described. A number of superblocks are presented, which, at the moment, can be produced in the Tyumen N

region. The main advantages of the PAU construction method are listed. B

A conclusion is made on the need to revive the production of superblocks because of their importance in developing 0″

the largest deposits of Western Siberia, discovered in the 1980s, as well as the possibility of transferring the experience of □

the past generation for the efficient, economical and high-quality development of modern deposits. C

KEY WORDS: superblock, PAU method, block-box, container-unit, PAU device, oil-field facilities, pontoon-unit, industrializa

tion of construction industry, superblocks’ transportation ^

FOR CITATION: Busygina A.N., Corkishko A.N. Komplektno-blochnyy metod organizatsii stroitel’stva neftepromyslovykh 0

ob»ektov [Pre-assembled Unit Method of Oil-Field Facilities Construction Organization]. Vestnik MGSU [Proceedings of 3

Moscow State University of Civil Engineering]. 2017, vol. 12, issue 4 (103), pp. 429-436. (In Russian) DOI: 10.22227/1997- ^ 0935.2017.4.429-436

Высокая производительность, экономия времени и трудовых ресурсов, качество возводимых объектов — это лишь малая часть достоинств комплектно-блочного метода организации строительства [1]. На сегодняшний день это достаточно распространенный метод, а производители, занимающиеся производством блочно-комплектных устройств (БКУ), осваивают востребованную продукцию и выдвигают ее на рынок.

Суть метода заключается в изготовлении в заводских условиях БКУ, укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуникаций. Изделия поставляются на строительные площадки как практически готовые объекты или их части1 [2]. Проверка блоков БКУ осуществляется непосредственно на предприятиях [3].

Основные виды БКУ:

• блок-контейнер — это блок, в котором созданы условия только для длительной работы оборудования и приборов, нахождение обслуживающего персонала продолжительное время не предусмотрено. Для обслуживания и ремонта доступ к оборудованию осуществляется извне;

• блок-бокс — это блок, с установленным в нем оборудованием и инженерными системами, в котором созданы условия как для работы оборудования, так и для длительного нахождения обслуживающего персонала;

• суперблок — крупногабаритный блок, размеры которого значительно больше габаритов погрузки традиционными видами транспорта [4, 5]. Масса суперблока составляет от 200 до 1000 т.

В настоящее время в Тюменской области заводы производства БКУ нефтепромысловой отрасли предлагают следующий ряд продукции:

1) насосные станции;

2) установки пожаротушения;

3) канализационные насосные станции;

4) объекты теплоснабжения;

5) вентиляционные установки;

6) объекты воздухоснабжения;

7) объекты электроснабжения;

8) установки редуцирования и подготовки газа;

9) узлы учета нефти и газа;

10) служебно-эксплуатационные ремонтные и складские блоки;

12) блоки водоподготовки;

13) типовые блоки;

14) суперблоки следущих типов [6]:

• плавучая насосная станция (ПЛНС);

• насосная сырьевого парка;

• здание арматурных блоков;

ГОСТ 102-82-83. Комплектно-блочный метод строительства. Термины и определения : введ. приказом Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности № 320 от 24.08.1983.

• служебный эксплуатационно-ремонтный блок;

• насосная станция пожаротушения;

• блок-понтон обработки метанола;

• блок технологических трубопроводов;

• пункт сепарации газа и насосная конденсата;

• установка закачки промстоков в пласт;

• блок-понтоны вспомогательных служб;

• операторная и узел связи;

• пункт переключающей арматуры;

• закрытое распредустройство (ЗРУ);

• установка подогрева теплоносителя;

• установка получения моторных топлив;

• нефтеловушка с фильтрами;

• станция водоснабжения с резервуарами;

• технологический корпус регенерации диэти-ленгликоля и метанола;

• технологический корпус подготовки газа;

• канализационные очистные сооружения;

• котельные с котлами.

На сегодняшний день применение суперблоков практически приостановлено.

Говоря о необходимости возрождения данного метода строительства, необходимо отметить его преимущества:

• существенное сокращение сроков возведения объектов (табл.), отсутствие сдвигов сроков строительства из-за неблагоприятных условий;

• снижение сметной стоимости строительства;

• повышение качества продукции, отсутствие дефектов работ;

• сокращение затрат на проектирование за счет серийного выпуска;

• минимизация ручных, сварочных, «мокрых» работ, что особенно важно в условиях крайнего севера;

• сокращение общего количества рабочих;

• уменьшение времени нахождения рабочих в экстремальных условиях;

• минимизация подрядных, субподрядных организаций, в связи с этим уменьшение бюрократических вопросов;

• уменьшение площади занимаемого пространства (это является важным преимуществом в случае, если территория перегружена или имеет небольшую площадь [7, 8]).

Крупноблочное строительство — знаковая инновация, нашедшая применение в отечественной нефтяной промышленности [9]. Начало производства БКУ было положено еще в 70-х гг. Первая блочная кустовая насосная станция (БКНС) была отправлена в июле 1967 в г. Нефтеюганск и в конце 1967 г. уже введена в эксплуатацию. На строительство БКНС было затрачено всего 6 мес. вместо нормируемых по СНиП 18. В 1969-1970 гг. были установлены такие значительные объекты, как кустовые и дНС на Самотлоре, Советско-Соснинском, Западно-Сургутском и других нефтяных месторождениях. Именно комплектно-блочный метод строительства позволил

в 80-х гг. освоить крупнейшие месторождения Западной Сибири и создать главную топливно-энергетическую базу страны [7, 10]. Уровень индустриализации в сооружении промысловых объектов в эти годы составил 65 %. Комплектно-блочный метод позволил увеличить производительность труда в процессе обустройства сибирских месторождений в четыре раза. В Западной Сибири во второй половине 1970-х гг. велось производство блоков массой до 450 т. Для сравнения в США на Аляске в это же время производили суперблоки массой до 1300 т [11]. Появилась необходимость в ориентации советского машиностроения.

Необходимо обратить внимание на значение транспортных работ в комплектно-блочном строительстве, так как эффективность применения данного метода во многом зависит от организации способа доставки блоков. В настоящее время более 90 % природного газа РФ добывается на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

По сравнению с месторождениями, расположенными в центральной и южной частях России, северные районы нефтегазового строительства являются труднодоступными. Так, в северных районах Тюменской области продолжительность транспортировки БКУ составляет до 20. 25 % баланса времени строительства наземных объектов, а затраты на доставку — от 30 до 50 % стоимости строительно-монтажных работ [12, 13]. Расстояние от промышленных районов до транспортных узлов может составлять несколько сотен и даже тысяч километров. Решением проблемы перевозки на столь длительные расстояния может стать создание специальных видов и способов транспортировки, обладающих высокой эффективностью, не требующих строительства дорог, обслуживания маршрутов, а также имеющих

высокую степень надежности движения по длительным маршрутам [14].

С 1986 по 1990 г. в рамках целевой комплексной программы «Ямал» проводилась разработка средств магистральной доставки суперблоков по воде на накопительную площадку и с нее по суше к месту монтажа. Для передачи опыта перевозки буровых установок на несамоходных платформах на воздушной подушке было опробовано применение устройств на воздушной подушке (УВП) и при транспортировке блоков и суперблоков. Впервые с применением УВП был доставлена из Сургута на Лянторское нефтяное месторождение дожимная насосная станция (ДНС) массой 430 т, выполненная в суперблоке (рис. 1) [15].

УВП — вид транспорта, способствующий сохранению поверхностного слоя почвы [16]. Однако испытания и расчеты показали, что суперблоки достаточно тяжелы для транспортировки на воздушной подушке по водным артериям. Даже для блоков массой 300.350 т применение УВП оказалось неэффективным. Таким образом, транспортировка с помощью УВП не получила широкого распространения.

Сухопутная транспортировка — легко решаемый вопрос в зимнее время, так как ее можно осуществлялась по зимникам. Предприятие «Сиб-комплектмонтаж» в годы активного освоения технологии суперблоков вело поиски решений по доставке БКУ в летнее время. Примером успешного осуществления транспортировки блоков в летнее время явилось освоение Мыльджинского газоконденсатного месторождения (ГКМ) в Томской области.

На расстояние 29 км от причала до монтажной площадки была подготовлена для перемещения суперблоков гравийно-песчаная дорога: отсыпаны

Продолжительность строительства объектов в традиционном и комплектно-блочном исполнении

Продолжительность строительства, мес.

Объекты Традиционный вариант (по СНиП 1.04.03-852) Блочно-комплектный вариант

Установка комплексной подготовки газа на газоконденсатном месторождении мощностью 20 млрд м3/сут 22 7-8

Газовая компрессорная станция мощностью 12 м3/ч 21 8-10

Кустовая насосная станция на объектах нефтедобычи производительностью до 20 тыс. м3/сут 10 5-6

Нефтеперекачивающая станция мощностью до 12 тыс. м3/ч 22 9-10

Очистные сооружения канализации производительностью 15 тыс. м3/сут 17 9-12

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...