Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего здания предприятия.
На компоновочном плане указывается расположение производственных участков, складских и вспомогательных (бытовых и конторских) помещений, вентиляционных камер, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, а также основных проездов.
На компоновочном плане указывают габаритные размеры здания с маркировкой разбивочных осей, сетку колонн пролетов, наружные и внутренние стены и перегородки, подвалы и антресоли с отметкой их пола.
На свободном поле чертежа показывают поперечный разрез здания с указанием высоты пролетов от пола до низа несущих конструкций здания, а в пролетах с мостовыми кранами — и расстояния до головки рельсов подкрановых путей.
Расстановку технологического оборудования на компоновочном плане не показывают.
В отдельных случаях обозначается расположение основных поточных линий, если это необходимо для обоснования особенностей принимаемого компоновочного решения здания.
Qt — Компоновка виджетов 1 (для начинающих)
На компоновочном плане показывается с указанием грузоподъемности основное подъемно-транспортное оборудование (опорные и подвесные краны, лифты), связанное с конструктивным элементами здания. В зависимости от габаритных размеров здания компоновочные планы выполняются в масштабах 1:400 или 1:200.
В основу компоновочного решения должны закладываться технологические требования, обуславливаемые рациональным взаиморасположением производственных участков, оптимальной транспортной схемой, учитывающей как организацию межучастковой передачи изделий, так и условия межкорпусной транспортировки материалов и изделий, а также рациональную организацию людских потоков в пределах здания.
При разработке компоновочного плана должны учитываться противопожарные и санитарные требования, связанные с размещением взрыво- и пожароопасных производств, а также производств, связанных с выделением вредностей и избыточного тепла. Эти производства должны, как правило, размещаться в отдельных помещениях, расположенных у наружных стен. Разработка компоновочного плана должна выполняться с учетом основных положений унификации объемно-планировочных решений промышленных зданий, а именно:
Рекомендуемые материалы
Проектирование автотранспортного предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей типа «УАЗ 2206»
конфигурации здания в плане, выбора сеток колонн и направления пролетов, расположения внутренних стен и перегородок и пр.
Разработка компоновки производственного корпуса выполняется в такой последовательности.
1. Определяется состав производственных участков и складов, размещаемых в данном здании (на основании принятой схемы организации технологического процесса с учетом требований, обуславливаемых земельным участком).
2. Определяется общая площадь здания (на основании данных расчета площадей) и с учетом требования унификации объемно-планировочных решений выбирается сетка колонн и принимаются габаритные размеры и строительная схема здания.
Компоновка конструктивной схемы
3. На принятой строительной схеме прорабатываются варианты компоновочных решений с учетом выполнения технологических, противопожарных и санитарных требований, а также размещения вентиляционных камер, трансформаторных подстанций, тепловых узлов и бытовых помещений (санитарных узлов).
Для проработки вариантов компоновочных решений иногда является недостаточным предварительное определение только площадей производственных, складских и прочих помещений. Для правильного определения габаритных размеров и конфигурации отдельных участков возникает необходимость в предварительной, укрупненной проработке, планировки основного, оборудования на этих участках, а также в определении длины основных поточных линий. Разработка таких укрупненных планировок оборудования в особенности необходима для участков с поточной организацией производства, таких, как вагоносборочный, окрасочный и прочих, насыщенных крупногабаритным оборудованием. Выбор рационального компоновочного решения требует также предварительного определения длин поточных линий.
Принимаемые решения (выбор варианта компоновки производственного здания) должны основываться на анализе и сопоставлении приведенных затрат, учитывающих как стоимость строительства здания, так и затраты по транспортировке, деталей и изделий. При этом также необходимо учитывать ряд факторов, неподдающихся непосредственному обсчету, таких, как создание лучших условий труда (освещенность, естественное проветривание помещении и т. п.), а также возможность, расширения основных производственных участков.
При размещении предприятия в нескольких зданиях желательно принять одну сетку колонн и одинаковую конструктивную схему для всех проектируемых зданий. Это позволит сократить количество типоразмеров строительных конструкций и тем самым обеспечить лучшие условия для строительства предприятия.
При проектировании зданий вагонных депо необходимо принимать пролеты 12,0м; 18,0м; или 24м с шагом колонн 6 и 12м.
Примеры компоновочных планов зданий производственных корпусов грузового и пассажирского депо показаны на рисунках 6.3 и 6.4 соответственно.
Компоновочный план производственного корпуса грузового депо
Компоновочный план производственного корпуса пассажирского депо
1.2 Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «Генеральный план предприятия»?
2. Назначение генерального плана?
3. Какие вопросы должны быть решены до разработки генерального плана?
4. Как определяют потребную площадь территории предприятия?
5. Как определяют коэффициент плотности застройки территории?
6. Как определяют коэффициент использования площади территории?
7. Какая задача решается во взаимосвязи с разработкой генерального плана?
8. Как нужно располагать здания и сооружения относительно стран света и преобладающего направления ветров?
9. Какие здания и сооружения (производственные участки) следует располагать с наветренной стороны по отношению к другим зданиям и сооружениям?
10. Какие здания и сооружения (производственные участки) не следует располагать с наветренной стороны по отношению к другим зданиям и сооружениям?
11. Как нужно располагать здания, оборудованные светоаэрационными фонарями?
12. Размещение каких производственных объектов должно быть предусмотрено на территории вагонного депо?
13. Какие элементы благоустройства территории предприятия должны быть предусмотрены генпланом?
14. От чего зависят размеры парка колесных пар?
15. Какие железнодорожные пути следует предусматривать на территории депо?
16. Каково минимально допустимое значение коэффициента плотности застройки в границах территории депо?
17. Дайте определение понятия «Компоновочный план здания»?
18. Что указывают на компоновочном плане?
19. Какое оборудование показывают на компоновочном плане, а какое не показывают?
20. В каких масштабах выполняются компоновочные планы?
21. Какова последовательность разработки компоновочного плана производственного корпуса?
22. Какие пролеты необходимо принимать при проектировании зданий вагонных депо?
23. Какой шаг колонн необходимо принимать при проектировании зданий вагонных депо?
Источник: studizba.com
Принципы компоновки зданий
При компоновке зданий кроме направления технологического процесса необходимо учитывать также некоторые особенности производственных процессов (рис. 3.5). Например:
- 1) «мокрые» цеха помещаются внутри здания (для уменьшения интенсивности диффузии водяного пара через наружные ограждающие конструкции);
- 2) герметизированные процессы также помещаются внутри здания;
- 3) «шумные» цеха желательно располагать
- — отдельно от других отделений (цехов);
- — если это невозможно — снаружи, с примыканием по короткой стороне;
- — в крайнем случае — внутри здания у наружных стен;
- 4) взрывопожароопасные производства
- — необходимо располагать так же, как и «шумные» цеха и обязательно с подветренной стороны (в соответствии с направлением преобладающих ветров);
- — в многоэтажных зданиях — на верхнем этаже;
- — над помещениями со взрывоопасными категориями А и Б требуется устройство в покрытии здания легкосбра- сываемой кровли;
- — при размещении под одной крышей производств категорий А, Б и других их следует отделять друг от друга противопожарной преградой, например брандмауэром;
- 5) перепад высот параллельных пролетов должен быть нс менее 1,2 м (это связано с тем, что перепад высот усложняет конструктивное решение покрытия и увеличивает
Рис. 3.5. Принципы компоновки промышленных зданий:
а — размещение производств с «мокрыми» и герметизированными процессами; б — размещение «шумных» цехов; в — размещение взрывопожароопасных производств; г — отделение производств от взрывопожароопасных участков брандмауэром; д — правила устройства перепада высот в стыке параллельных пролетов вероятность протечек в местах примыкании разновысоких пролетов, таким образом, если разность высот пролетов составляет менее 1,2 м, то целесообразно устраивать пролеты одной высоты, ориентируясь по более высокому пролету);
Источник: studme.org
Компоновка элементов здания
1 — колонна крайнего ряда; 2 — колонна среднего ряда; 3 — двускатная балка покрытия; 4 — подкрановая балка; 5 — ребристая плита покрытия; l — пролет здания; lK — шаг колонн; — расстояние от разбивочной оси колонны до оси подкрановой балки, равно 0,75 м; LK — пролет мостового крана; H, HB, HH, hB, hH — размеры колонны.
К элементам конструкции одноэтажного каркасного здания с балочным покрытием относятся: колонны, заделанные в фундаментах; балки (фермы, ригели, арки) покрытия, опирающие на колонны; плиты покрытия, уложенные по ригелям; подкрановые балки; фонари (Рисунок 1).
Высота здания принимается по высоте колонны:
высота здания Н = 13.2м
пролет здания L = 18 м;
число пролетов — 2;
шаг колонны LК = 6 м.
Подбор элементов здания и определение основных конструктивных размеров
Колонны
Для одноэтажных однопролетных и многопролетных зданий, имеющих пролеты до 30 м, высотой до 18 м, с фонарями и без фонарей, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 500 кН среднего и тяжелого режима работы, при шаге колонн 6 и 12 м используются двухветьевые колонны прямоугольного сечения, марка колонн (обозначение для марки колонн: КДП — колонна двухветьевая, арабские цифры — номер колонны по несущей способности):
— крайние колонны КДП -1;
— средние колонны КДП -3.
Рисунок 2 — Колонны прямоугольного сечения
Основные показатели выбранных колонн
грузоподъемность Q, кН
высота колонны Н, м
отметка головки рельса, м
другие размеры: мм
Плиты покрытия
Плиты для беспрогонных покрытий представляют собой ребристые панели размерами 3х12 и 3х6, которые опираются непосредственно на ригели поперечных рам здания. Продольные ребра таких плит армируются напрягаемой стержневой или канатной арматурой, поперечные ребра и полки — сварными каркасами и сетками.
Рисунок 3 — Плита покрытия
Учитывая, что по заданию шаг колонн составляет 6 м, принимаем ребристую плиту покрытия размером 3х6 со следующими характеристиками:
ширина bП = 2980 мм;
длина lП = 5970 мм;
высота hП = 305 мм;
объем бетона VП = 1,07 м3;
масса плиты mП = 2,65 т.
Подкрановые балки
Железобетонные предварительно напряженные подкрановые балки испытывают динамические воздействия от мостовых кранов, поэтому их применение регионально при мостовых кранах легкого и среднего режима работы грузоподъемностью до 300 кН. Наиболее выгодна двутавровая форма поперечного сечения подкрановой балки с развитой полкой для повышения меткости балки в горизонтальном направлении.
Учитывая, что по заданию шаг колонн составляет 6 м, принимаем предварительно напряженную подкрановую балку со следующими характеристиками:
длина балки — 5950 мм;
грузоподъемность — 300 кН;
высота балки — 1000 мм;
верхняя ширина полок — 600 мм;
нижняя ширина полок — 0 мм;
ширина ребра — 200 мм;
верхняя высота полок — 120 мм;
нижняя высота полок — 0 мм;
объем бетона — 1,66 м3; масса балки — 4,15 т.
Рисунок 4 — Подкрановая балка
Двускатная балка покрытия
Балки могут быть пролетами 12 и 18 м, а в отдельных случаях — до 24 м. Наиболее экономичная форма поперечного сечения балок — двутавровое сечение с ребром. Уклон двускатной балки принимаем 1:12. Балки выполняются из бетона марки В30- В50 и армируются проволочной, стержневой, канатной арматурой. Ребро балки армируется сварными каркасами из стержней периодического профиля.
Учитывая, что по заданию пролет здания составляет 18 м, принимаем предварительно напряженную двускатную балку со следующими характеристиками:
Источник: studbooks.net