Конструктивные схемы зданий предполагает решение следующих задач выбор сетки колонн и внутренних габаритов здания; компоновка покрытия; разбивка здания на температурные блоки; выбор схемы связей привязка кранового оборудования.
С целью сокращения количества типоразмеров конструкций Госсстроем России утверждены единые унифицированные сетки колоннL*a для различных объемно-планировочных решений зданий выполняемых в железобетоне(L-пролет здания, a- шаг колонн). Для зданий без мостовых кранов 12* 6; 18*12; 24*12 м высотой от низа стропильной конструкции покрытия-3,6…14,4 м (шагом по высоте 1,2м). Для зданий с мостовыми кранами 18*12, 24*12, 30*12 м или 18*12, 24*12, 30*6 м с высотой от пола до низа стропильных конструкций покрытия от 8,4 до 18,0 м (с шагом по высоте 1,2 м).
Привязка колонн к разбивочным осям здания Согласно рекомендациям СН-322-62 «основные положения по унификации планировочных и конструктивных решений промышленных зданий», выполняется «нулевой» или со смещением колонн за пределы разбивочных осей на 250 мм. Нулевая привязка применяется в здании без мостовых кранов при шаге колонн 6 и 12 м, а также здания с мостовыми кранами при шаге колонн 6 м, высоте зданий до 16,2 м и грузоподъемности мостовых кранов менее Q≤30т. Привязка 250мм применяется в зданиях, оборудованных мостовыми кранами при шаге колонн 6 м, грузоподъемности кранов более 30 т и высоте здания более 16,2 м и во всех случаях при шаге колонн, равном 12 м. Привязка колонн к продольным разбивочным осям показано на рисунке 27.3.
Исполнительная схема в строительстве
Геометрические оси торцевых колонн и колонн, расположенных у температурных швов, смещаются относительно поперечных разбивочных осей на 500 мм (рис. 27.3). Средние колонны здания совмещаются своими осевыми линиями с разбивочными осями.
Расстояние между разбивочным и осями подкрановых путей и различными осями здания (𝜆) устанавливается по ГОСТ 25711-83 «Краны мостовые. Пролеты» и принимается равным:
— 750 мм — в зданиях оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 тонн включительно рисунок 27.3.
— 1000 мм — в зданиях оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью более 50 т, а также при необходимости устройства проходов подкрановой части колонн.
При этом пролет крана сохраняется одинаковом крайних и средних пролетах здания: l_k сохраняется одинаковым между осью подкранового пути и разбивочной осью здания(λ) связано с габаритным размером крана(В): для крайней колонны при нулевой привязке
λ=В+h_в+с; для средней колонны
λ=В+0,5h_в+с (рис. 27.4).
Зазор между торцевой части моста крана и колоннаой (с) должен быть не менее 60 мм, высота сечения колонны в над крановой части.
Конструктивные и планировочные схемы крупнопанельных зданий
Габаритные размеры крана устанавливаются государственными стандартами в зависимости от его грузоподъемности и пролета. Высота здания определяется технологическим процессом размещаемого производства и для зданий, оборудованных мостовым краном, назначается исходя из заданной отметки верха кранового рельса. Остальные размеры колонны по высоте устанавливается согласно рисунку 27.3,г.
где Н_b-длина колонны от обреза фундамента до верха консоли;
Н_t-длина колонны от опорной площадки консоли до верха;
h_cr-габаритные размер крана. Размер от головки подкранового рельса до верха колонны;
h_r- высота подкранового рельса;
h_cb- высота подкрановой балки;
а_2-зазор; а_2≥100мм; а_2- расстояние от уровня чистого пола до обреза фундамента, а_1=150мм.
ОПЗ в плане делят температурно-усадочные швами в продольном и поперечном направлениях на отдельные блоки. Температурно-усадочные швы выполняются в надземной части здания — от кровли до верха фундамента, разделяя при этом перекрытия и стены. Поперечной температурно-усадочный шов определяется на спаренных колоннах.
Здания, возводимые на участке с разнородными грунтовыми условиями, или состоящее из блоков разной высоты делят на отдельные части осадочными швами. Такие швы разделяют и фундаменты. Осадочный шов может одновременно служить и температурно-усадочным швом здания.
В большинстве случаев расчёт каркаса здания на температурные и усадочные воздействия не выполняется, а при проектировании учитывается максимально допустимое расстояние между швами в отапливаемых ОПЗ из сборного железобетона оно составит 72 м, в неотапливаемых- 48 м, за исключение в районов с температурой наиболее холодной пятидневки — 35 градусов. В этом случае необходимо расчёт каркаса здания на вынужденные перемещения от температурных воздействий.
Источник: poisk-ru.ru
Планировочные решения зданий
Компоновка цехов (отделений) в единый объем должна происходить в соответствии с требованиями максимального удобства для технологии и безопасности (надежности) эксплуатации здания. На сегодняшний день наиболее часто встречаются следующие схемы компоновок промышленных зданий (рис. 3.4):
Рис. 3.4. Примеры схем компоновок одноэтажных производственных зданий:
а — раздельная; б — П-образная; в — Ш-образная; г — сплошной застройки
- 1) раздельная — наиболее простая и потому самой первой реализована в промышленных объектах.
- 32
Характеристика: отделения (пролеты) расположены раздельно, на расстоянии друг от друга.
Достоинства: простота исполнения.
- — большая площадь застройки;
- — большая площадь ограждающих конструкций;
- — большие теплопотери через ограждающие конструкции;
- — большая протяженность межцеховых транспортных сообщений;
- — большая протяженность инженерных сетей и всех коммуникаций и т. д.
Условия применения: при взрывоопасных производствах в металлургической, химической и других отраслях промышленности;
2) П-образная.
Характеристика схем 2 и 3: отделения компонуются в соответствии с направлением технологического процесса. Достоинства и недостатки этих схем находятся в промежуточном положении между первой и последней схемами.
Условия применения: в соответствии с технологическим требованиями;
- 3) Ш-образная
- 4) сплошной застройки.
Характеристика: все отделения примыкают друг к другу (в том числе без внутренних стен), как бы располагаясь «под одной крышей».
Достоинства (по сравнению со схемой 1):
- — меньшая площадь застройки;
- — меньшая площадь ограждающих конструкций;
- — следовательно, меньше теплопотери;
- — меньшая протяженность межцеховых транспортных сообщений;
- — меньшая протяженность инженерных сетей и всех коммуникаций и т. д.
Недостатки’, более сложные конструктивные решения в местах сопряжений пролетов (т. е. полная противоположность схеме 1).
Как видно, достоинства и недостатки схем 1 и 4 диаметрально противоположны.
Условия применения: в силу имеющихся преимуществ, несмотря на сложность конструктивных решений сопряжений, на сегодняшний день это наиболее распространенная планировочная схема промышленного предприятия.
Источник: studme.org