Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пантелеева О.А., Ильяненко Ю.А., Баталова Н.С.
Рассматриваются приемы организации композиции фасада с использованием архитектурных деталей, а также формирование пластики деталей в результате художественного осмысления работы конструкции.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пантелеева О.А., Ильяненко Ю.А., Баталова Н.С.
Текст научной работы на тему «Композиционные приемы организации фасада в современной архитектуре»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
критерием для присвоения бизнес-центру высококвалифицированной категории.
Бизнес-центры класса А являются весьма дорогими объектами, как в РФ, так и за рубежом, но, несмотря на это, они продолжают пользоваться спросом, что на сегодняшний день является отличным показателем для развития проектирования и строительства таких центров по всему миру. Список использованной литературы:
Урок1 Композиция — oсновы, виды и принципы Композиционный центр Знакомство с каналом «Модный градус»
1. www.realnoevremya.ru — аналитика бизнес-центров города Казани.
2. www.business-gazeta.ru- бизнес-газета о функционировании новых бизнес-центров.
3.Рахматуллина Е. С. Тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса Татарстана // Стратегия устойчивого развития регионов России: научный журнал. 2012. №11. Стр. 217-223.
4. www.kazan.dk.ru- рейтинг бизнес-центров города Казани
Пантелеева О.А., студент Ильяненко Ю. А., студент Баталова Н. С., доцент ИАиД, СФУ
г. Красноярск, Российская Федерация
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФАСАДА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
организации композиции фасада с использованием архитектурных пластики деталей в результате художественного осмысления работы
Архитектура, композиция, фасад.
Panteleeva Olga Andreevna, student Ilianenko Iuliia Alexandrovna, student Batalova Natalia Stepanovna, docent
Krasnoyarsk, Russian Federation METHODS OF COMPOSITE FACADES IN MODERN ARCHITECTURE
Methods of organizing the composition of the facade with architectural details, as well as the formation of the plastic detail as a result of artistic understanding of the construction work.
Key words Architecture, composition, facade.
В современной архитектуре ведутся поиски новых композиционных приемов, направленных на придание выразительности и индивидуальности архитектурной композиции фасада. Новейшие технологии строительства позволяют создать практически любые формы, что приводит к тому, что рушатся правила и меняются критерии. В области формообразования нормы вытесняются, осуществляются эксперименты,
Рассматриваются приемы деталей, а также формирование конструкции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
отыскиваются необычные формы, правила формообразования упраздняются [2].
Рассмотрим некоторые композиционные приемы организации фасада в современной архитектуре, выделенные немецким дизайнером, профессором Клаусом Прахтом [1,2].
Композиционный центр. Какие бывают виды, свойства и приемы композиции? Лекция. Основы дизайна.
Организация «двухслойного фасада» — один из таких приемов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие, которое основывается на взаимном смещении проемов и плоскостей (рис. 1. а). Впечатление смещения возникает у наблюдателя при перемещении вдоль фасадов домов.
Свободные от функциональной нагрузки конструкции, расположенные перед фасадами в качестве «второй кожи», оживляют простые архитектурные объекты. Этот слой композиции состоит, главным образом, из рам, опор, балок, свободно стоящих перед входом порталов. Значительно реже перед фасадом размещаются перфорированные плоскости, так как это дорогостоящий прием.
Применение такого рода архитектурных деталей, как правило, функционально необоснованно. Главным образом, используются перегородки, каркасы изломанной формы, солнцезащитные устройства, балконные ограждения, перголы. Такие элементы производят особенно большое впечатление, когда дают на стену фасада резкую тень при ярком солнечном освещении (рисунок 1,6).
Рисунок 1 — Двухслойный фасада: а — схема; б — форум . Германии
Осознанное разрушение плоскости фасада — прием, который может усилить выразительность композиции(рис. 2.а). Например, изображенные или подлинные швы привлекают внимание своим необычным направлением или расположением на фасаде. Изменяется положение или размер окон (рис.
2,б), нарушается модульная сетка фасада, разрушается его плоскость введением элементов, резко контрастирующих с поверхностью фасада и его элементами по размеру, форме, цвету. Для реализации рассматриваемого приема часто используются контрастные отношения элементов по цвету, размеру, геометрической форме.
Рисунок 2 — Разрушение плоскости фасада а — схема; 6 пример
Структурирование поверхности — прием, позволяющий с помощью структуры материала и цвета изменить пропорции членений фасада. Это достигается посредством продольных, поперечных, диагональных или свободных членений (Рис. 3, а). В качестве членений используются полосы, ленты и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
линии или иные элементы, полученные путём сочетания различных материалов или чередования цвета (рис. З, б). В нашем городе ярким примером этого приема является ТРЦ Планета на улице Алексеева (рис. З, в).
Рисунок 3 — Структурирование фасада: а — схема :в — Бизнес школа «Коуапаа», Париж;
в — ТРЦ планета. Красноярск
Отступы фронта. Отступы плоскостей, а также заглубление выступов и проёмов на фасаде являются пластически сильными приемами формообразования (рис. 4. а). Части объекта могут отступать целиком или фрагментами, образовывать узкие заглубления наподобие прорезей.
Отступающие части могут иметь простые или сложные очертания, располагаться параллельно или под углом относительно фронта. Иногда отступ функционально обоснован, например, он нужен для огибания опоры (рис. 4. б).
Рисунок 4 — Отступ фронта: а — схема: б — пример
Волнообразный изгиб вертикальных поверхностей придает фасаду динамику и выразительность (рис. 5.а).Волнообратные изгибы плоскостей по вертикали могут быть вогнутыми, выпуклыми или чередующимися(рис. 5,6). Свободные линии изгибов редки большинство волнообразных форм конструируется с помощью радиусов и в сочетании с ровными поверхностями.
Рисунок 5 — Волнообратый изгиба схема: б — Новаторская Библиотека Бранденбургского технического
университета, Коттбус, Германия Несмотря на не частое использование такой прием, как искривления плоскостей обладает большей выразительностью, чем волнообразно изогнутые плоскости (рис. 6,а). Искривленные плоскости редко применяются в строительстве из-за высокой стоимости их осуществления. В последнее время архитекторы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
признали привлекательность такого рода архитектуры и предлагают для новостроек «скрученные» стены или кровли (рис. 6,б).
Рисунок 6 — Искривление плоскостей: а — искривление плоскостей; б -Учебный корпус. Австралия
(архитектор — Фрэнк Гэри)
В современной архитектуре большую роль в композиции фасада играют плоскостные элементы. На восприятие плоскостей влияют их пропорции, величины и комбинации. Они располагаются горизонтально и вертикальное исключительных случаях могут быть и наклонными (рис. 7,а). Их перпендикулярное сочленение оказывается жестким.
Поэтому возможна свобода комбинаций больших и малых, узких и широких, толстых и тонких плоскостей, обеспечивающих большое разнообразие вариантов формообразования. Очертание стеновых панелей определяется с учетом статических нагрузок, требований противопожарной безопасности, а также задач формообразования, включая увязку с плоскостями крыш (рис. 7,6).
Рисунок 7 — Плоскостные элементы: а — схема; 6 -Дом Шрёдер. Утрехт. Нидерланды
Изменение конфигурации проемов прием, придающий выразительность фасаду (рис. 8,а). Исторически сложились формы окон прямоугольных, циркульных очертаний или их комбинаций (рис. 8, б, в). Современные конструкции и материалы позволяют создавать окна различных размеров, сложных форм.
Рисунок 8 — Изменение конфигурации проемов: а -изменение конфигурации проемов: б — пример трапециевидных окон: в — Здания юридической компании. Геревен, Нидерланды
Следующий прием можно условно назвать расчленением. Расчленение или разрывы плоскостей и объёмов весьма привлекательный приём формообразования, который может быть удобен и с технической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
точки зрения(рис. 9. а). Гладкие непрерывные плоскостные привлекают такого внимания, которое может быть достигнутое помощью членения. В качестве элементов, членящих поверхность фасада, могут быть использованы отступы фронта, проемы и т.п. (рис. 9, б. в).
Рисунок 9 -Расчленение: а -расчленение; б — Офис текстильной компании Sunwell, Токио.
Япония: в — пример
Опрокидывание объема на ребро или на угол приводит его в нестабильное положение, вызывая повышенный интерес (рис. 10, а). Устойчивость форм достигается либо с помощью приспособлений, которые ради большего эффекта применяются, главным образом, скрыто, либо с помощью сопряжения многих частей (рис. 10. б).
Округлые и угловатые объёмы можно приподнимать или насаживать на некий стержень, врезать в плоскость, подвешивать. Постановка на угол может иметь так же много вариантов, как решение ограждающих поверхностей, которые могут быть как глухими, так и прозрачными.
Рисунок 10 — Опрокидывание: а — схема: б) -Кубические дама. Роттердам, Нидерланды
(архитектор Пит Илом)
Следует заметить, что перечисленные выше приемы часто комбинируются, что, придавая фасаду большую выразительность и эффектность. Зачастую сочетают такие приемы, как изменение конфигурации проемов и структурирование, опрокидывание и структурирование, расчленение, отступы фронта и волнообразный изгиб, а также другие комбинации выше перечисленных приемов. В заключении хотелось бы отметить, что отсутствие канонов и единого спая эпохи делает современную архитектуру очень многоликой. Ее развитие не стоит на месте, а архитекторы ежедневно ведут поиски новых композиционных приемов, направленных на придание выразительности композиции здания. Формообразование, а в частности, пластика фасада становится средством выражения индивидуальности архитектора.
Список использованной литературы: 1. Pracht K. Auberqewohnliche Archtektur Gestaltung. Analysen und Stratugien der Problemnutzunq. — Koln —
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
Braunsfeld; Я. Ми11ег, 1985. — 168 с.
2. Прахт К. Мебель и архитектура. — М.: Стройиздат, 1993. 167с.
магистрант первого года обучения, профиль «Строительство» Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова В.Н. Тарасенко
к.т.н., доцент кафедры архитектурных конструкций Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Российская Федерация
ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ БИОНИЧЕСКИХ ОБЪЕМОВ
Принципы природного формообразования, реализующиеся посредством ассоциативного подхода с элементами окружающей среды, обеспечивают высокую вариативность объемно-планировочных решений зданий, обладающих конструктивной пластикой. В статье рассматриваются принципы использования современных облицовочных материалов при проектировании фасадных систем.
Биоархиткетура; органическая архитектура; бионика; параметрическая архитектура.
Самые гармоничные формы, как с точки зрения красоты, так и функциональности, созданы самой природой. Человек всегда заимствовал естественные элементы и структуры для решения многих повседневных задач. С каждым годом все больше ощущается потребность людей в нахождении в естественной среде обитания и тема органической архитектуры становится все более актуальной [1].
Под органической архитектурой следует понимать не только применение в строительстве природных материалов, но и заимствование природных форм, подчинение естественному рельефу среды и климатическим условиям. Здания имеют динамичные и неправильные очертания, создающие впечатление отдельного организма со своими функциями и развитием, как любое растение или живой организм [3, 4, 6]. Целью бионики является создание пространств, отвечающих своим первоначальным задачам [5].
Важным шагом внедрения органической архитектуры стало использование пространственных стержневых систем. Их применение позволяет проектировать сложные по форме здания, при этом используя набор унифицированных стержневых и узловых элементов [10]. Структурными конструкциями называют системы, состоящие из стержней, соединённых в узлах и расположенных в четкой геометрической последовательности. Простейшую структуру можно создать из неизменяемых ячеек в форме многогранников: куба, тетраэдра и др. стороны ячеек, образованные ребрами, соединяются в вершинах пирамид, образуя верхнюю сетку [11].
Биоархитектура включает в себя и создание новых строительных материалов, структура и форма которых заимствуется в природной среде [12].
Источник: cyberleninka.ru
Обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства
Необходимо указать, чем продиктовано объемно-пространственное решение (например, размещением основных входов, расположением парковок автомобилей, пешеходнгых дорожек, существующей транспортной инфраструктуры).
3. Описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства
В оформлении фасадов здания используются различные композиционные приемы. Основной прием композиции – симметрия, а так же контрастное, ритмичное сопоставление плоскостей цветовых элементов, их деталей, фактуры и цвета.
Один из композиционных приемов, укрупняющий масштаб здания – объединение всей поверхности здания в единый орнаментальный рисунок.
Внешний вид невысоких протяженных зданий с монотонным чередованием окон и простенков может быть изменен благодаря введению активных вертикальных цветовых членений с одновременным их укрупнением.
Для оформления фасадов применены современные отделочные материалы: навесные вентилируемые фасады из цветного пластика, алюминия, композитных материалов или традиционные материалы: цветные штукатурки, природный и искусственный камень, облицовочный кирпич и т.д.
Описание решений по отделке помещений основного, вспомогательного, обслуживающего и технического назначения
По отделке помещений здания были приняты следующие решения:
Описание архитектурных решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей
Для освещения помещений здания предусмотрены окна, соответствующие действующим нормам естественного освещения.
Для помещений с постоянным пребыванием людей проектом предусматриваются световые проемы, выполненные с учетом внешнего облика здания и оптимизации тепловых потерь, соответствующие действующим нормам естественного освещения
Описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, вибрации и другого воздействия
Ограждающие конструкции здания выполнены из материалов, обеспечивающих необходимую защиту помещений от шума.
Описание решений по светоограждению объекта. Обеспечивающих безопасность полета воздушных судов (при необходимости)
Проектом предполагаются следующие мероприятия:…
Описание решений по декоративно-художественной и цветовой отделке интерьеров (для объектов непроизводственного назначения)
Декоративно-художественная и цветовая отделка помещений здания будет выполняться по индивидуальному проекту, согласованному с заказчиком.
Приложение А Копии документов
В приложении размещаются копии документов, таблицы и справочные материалы, на которые есть ссылки в тексте раздела проектной документации.
Каждое приложение должно иметь заголовок.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию и быть перечислены в содержании документа.
Список используемой литературы
· ГОСТ Р 54257-2010. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования.
· ГОСТ 25772-83. Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные.
· Градостроительный кодекс РФ. Принят 28 декабря 2004 года (с изменениями на 4 марта 2013 года).
· Постановление правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
· СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.
· СанПиН 2.2.1.2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.
· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.
· СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
· СНиП 23-01-99*. Строительная климатология.
· СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения. Основания и фундаменты.
· СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции.
· СНиП 3.04.03-85. Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ.
· СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения.
· СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения.
· СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции.
· СП 1.13130.2009.Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
· СП 17.13330.2011. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76.
· СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*.
· СП 29.13330.2011. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88.
· СП 44.13330.2011. Административные и бытовые здания.
· СП 51.13330.2011. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
· СП 54.13330.2011.Здания жилые многоквартирные.
· СП 55.13330.2011. Дома жилые одноквартирные.
· СП 56.13330.2011. Производственные здания.
· СП 64.13330.2011. Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-25-80.
· Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 г. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
· Федеральный закон №384 от 30.12.2009 г. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Источник: infopedia.su
Композиционные приемы и их сочетания
В архитектурной практике часто применяется сочетание различных композиционных приемов. Часто объемы находятся в свободном сочетании друг с другом в пространстве. Свободная композиция не подчинена строгим геометрическим закономерностям.
Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями. При этом согласование пропорций этих объемов, их живописное сочетание определяют художественное качество архитектуры. При наличии природных факторов, таких как гористый рельеф, озеро, река, зеленые массивы и др., свободные композиции в своем построении часто подчиняются этим факторам, свободно располагаясь по рельефу, повторяя очертания водоемов (рис. 14.12).
Рис. 14.12. Свободная композиция
Композиционные средства – выработанные веками архитектурного творчества приемы гармонизации архитектурных форм зданий. К ним относятся симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм и метр, пропорции, масштаб и масштабность.
Симметрия – расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Это одно из действенных средств организации пространства, так как оно имеет психофизиологическую базу в симметричности всех органов восприятия человека. Симметрию поддерживают наши глаза, уши, парная работа полушарий головного мозга. Ориентация человека в пространстве связывается с осью симметрии человеческого тела. Поэтому принцип симметрии человек переносит на построение создаваемых им структур, а симметричность он воспринимает как проявление завершенности формы.
В зданиях со сложной функциональной схемой симметричная композиция трудно осуществима. В этих случаях используют принцип асимметрии, который в настоящих произведениях архитектуры не означает хаотичного отсутствия симметрии. Элементы асимметричной композиции связаны между собой гармонией художественного единства и зрительного равновесия.
Классическим примером симметричной композиции является Парфенон – храм богини Афины на афинском Акрополе (рис. 14.13). Расположенный там же храм Эрехтейон, посвященный двум богам – Афине и Посейдону, является столь же совершенным примером асимметричной композиции (рис. 14.14). В последнее время асимметричные композиции широко используются в зданиях со сложным функциональным процессом.
Рис. 14.13. Парфенон (Афины). Фасад (современное состояние)
Рис. 14.14. Эрехтейон (Афины). 421–406 гг. до н.э. Портик кориатид, аксонометрия, план
Контраст в композиции – это ярко выраженные различия (контрастные соотношения) как в объемах отдельных элементов здания или их членений, так и в цветовом решении, в фактуре материалов и т.д. Напротив, выявленные слабо различия (нюансные соотношения) – это нюансные композиции. В соответствии с выбранным соотношением форм устанавливается их соподчиненность. Важное значение как композиционные средства имеют цвет, фактура, освещение, светотеневые эффекты, а также произведения изобразительных искусств (монументальная живопись, скульптура).
Ритм и метр – средства гармонизации и обеспечения единства архитектурной композиции за счет повторяемости ее элементов. Ритм в архитектуре – закономерное чередование одинаковых или однохарактерных архитектурных форм и членений и интервалов между ними, динамично развивающихся по горизонтали, вертикали или обоим направлениям. Метр – простейшая форма ритма – точное повторение форм и интервалов между ними.
Ритмическое построение в симметричной композиции может подчеркивать ее ось нарастающим ритмом членений. Но может быть и наоборот. Ритм может нейтрализовать ось симметрии, как это имеет место на фасаде многосекционного жилого дома (рис. 14.15), где метрическое повторение входов и лестничных клеток вносит в композицию многоосевое членение, полностью нейтрализуя ось симметрии всего фасада.
Рис. 14.15. Фасад многосскционного жилого дома
Пропорции в архитектуре имеют очень большое значение. Пропорциями называют соотношения геометрических размеров (длины, ширины, высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.
Существуют целочисленные пропорции – контрастные (1:2; 1:3; 1:5; 2:7 и т.п.) и нюансные (4:5; 7:8; 9:10 и т.п.) либо иррациональные пропорции, получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне или др.). На практике за единицу принимают отрезок, равный величине какого-либо повторяющегося элемента или детали.
Этот отрезок называется пропорциональным модулем. В древнегреческой архитектуре в качестве модуля применялся размер отесанного камня (квадра). В ордерных системах модулем служил нижний диаметр или радиус колонны. В современном индустриальном строительстве модуль совпадает с величиной строительного модуля, о котором говорилось выше.
Тогда укрупненный модуль будет соответствовать пропорциональному модулю. Наиболее известна пропорциональная система золотого сечения, которая основана на делении отрезка а на две такие части х и а – х, чтобы х был средним геометрическим между а и а – х (рис. 14.16):
Рис. 14.16. Построение прямоугольника в золотом сечении
При
Основываясь на этом равенстве, можно построить шкалу золотых сечений, в которой сумма каждых смежных величин будет равна следующей величине. Золотое сечение – очень гибкая система пропорций. Поэтому она нашла широкое применение как в архитектуре древности, так и при проектировании современных зданий.
Распространенной гармонизацией пропорций формы является гармонизация по методу подобия ее частей. Подобие наиболее распространенных форм в виде прямоугольников достигается при параллельности или перпендикулярности их диагоналей. Это создает впечатление единства архитектурного решения (рис. 14.17).
Рис. 14.17. Метод геометрического подобия:
а – стена подземного зала станции метро «Театральная»; б – фрагмент фасада крупноблочного дома
Масштаб и масштабность также являются активными композиционными средствами. Масштабность – это взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека, с элементами городской застройки и ландшафта, а также с размерами привычных для человека элементов (двери, окна, размеры кирпича, камня и т.п.). Многоэтажное здание в окружении многоэтажной застройки кажется меньше такого же здания, стоящего в окружении малоэтажной застройки. Следовательно, понятие о масштабности здания – относительно. Поэтому архитекторы часто используют масштабность для подчеркивания большей или меньшей архитектурной значимости сооружения.
С понятием масштабности неразрывно связано и понятие масштаба. Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Здание может быть большим по величине, но расчлененным на мелкие элементы. И наоборот, небольшое здание, расчлененное на крупные элементы, может быть крупномасштабным.
Сравните многоэтажный жилой дом и одноэтажный магазин. Первый имеет мелкие членения. Несмотря на значительно меньшие размеры, масштаб магазина крупнее, чем жилого дома, из-за его крупных членений (шаг колонн, размеры витрины и т.п.). В современном строительстве крупный масштаб характерен для общественных зданий, где размеры помещений позволяют устраивать крупные проемы, большие гладкие плоскости стен (рис. 14.18).
Рис. 14.18. Масштабные соотношения:
а – многоэтажное здание (в центре) между более высокими зданиями; б – то же, между более низкими; в – малоэтажное здание с крупными членениями между многоэтажными зданиями с мелкими членениями; г – многоэтажное здание с мелкими членениями между малоэтажными зданиями с крупными членениями
Источник: studme.org
Строй-справка.ру
Использование средств и приемов архитектурной композиции
Использование средств и приемов архитектурной композиции
Ряд специалистов (Н. Н. Ким, В. В. Блохин, О. С. Бутаев и др.), рассматривая вопросы формирования композиции в промышленной архитектуре, указывают на еще сохраняющиеся во многих случаях однообразие промышленных комплексов, невыразительность, а порой серость и безликость решения ряда производственных зданий промышленных предприятий.
Поскольку технологический процесс может иметь несколько принципиально различных рациональных решений, архитектору необходимо освоить и изучить требования технологии, чтобы достичь выразительности архитектурно-планировочного и пространственного решения, т. е. создать наиболее прогрессивный вариант во всех отношениях (технологическом, архитектурном, художественно-эстетическом и др.).
Опыт архитектурного проектирования и строительства подтверждает, что при правильном использовании определенных художественных средств и приемов архитектура ряда зданий становится более выразительной. Поэтому при выборе используемых художественных приемов и средств решения композиции следует рассмотреть специфику промышленной архитектуры с учетом той или иной отрасли промышленности. Сюда следует отнести такие особенности, как значительность горизонтальной протяженности и крупномасштабность строя зданий, наличие инженерно-технических сооружений крупных размеров, открытого оборудования, их специфический силуэт, формы и другие черты.
Проектно-строительная практика последних лет показала, что в повышении архитектурно-художественных качеств промышленных предприятий и их отдельных зданий важная роль принадлежит правильному выявлению, учету и использованию в эстетических целях свойств, присущих промышленным зданиям и определяемых специфическими особенностями технологии, применяемых конструкций, конкретными условиями строительства и его организацией.
Таким образом, необходим комплексный учет особенностей организации и технологии строительного производства, принятых конструкций и изделий заводского изготовления, а также географических, топографических, природно-климатических, градостроительных, экологических и других условий региона, создающих условия возведения и использования прогрессивных, удобных и красивых комплексов промышленных предприятий и их отдельных зданий.
Общепризнано, как уже отмечалось, что в современной промышленной архитектуре до сих пор недостаточно уделяют внимание использованию художественно-эстетических аспектов в подавляющем большинстве спроектированных и построенных зданий и сооружений.
Руководствуясь выводами исследований, проведенных в ЦНИИпромзданий, приведем примеры использования некоторых средств и приемов архитектурной композиции, характерных для проектирования промышленных предприятий*.
Пропорциональность в промышленной архитектуре. Одним из важных средств достижения художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения. Таким образом, пропорции любого подлинного произведения архитектуры и отдельных его частей, в том числе и промышленной, являются основой его гармонии. Существует ряд работ, посвященных анализу пропорций памятников промышленной архитектуры.
Рассмотрим пример пропорционального анализа доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода, выполненный канд. архит. В. А. Красильниковым (Пром-стройпроект). В приведенной работе пропорции не рассматриваются как произвольно вносимые архитектором средства гармонизации художественного образа, они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются внутренней присущей ему мерой, способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.
Анализируя композиционное построение главных объемов центрального узла доменной печи, автор архитектурно-строительного решения указывает, что элементы объемов и их образующие запроектированы так, что они находятся в определенной пространственной и композиционной взаимосвязи. Далее он указывает, что через самую верхнюю точку колошникового устройства печи проходит дуга, описанная радиусом, равным половине основания большого треугольника, сторонами которого служат продолжения торцовых наклонных стен зданий установок придоменной грануляции шлака. Таким образом, почти весь комплекс как бы ограничивается этой дугой. Занимаясь подробным анализом пропорций сооружения, В. А. Красильников приходит к выводу, что основные его параметры в пропорциональном отношении близки к золотому сечению или его функции.
Рис. 1. Проект доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода-
Тектоника промышленных зданий. Конструктивные системы многих современных зданий предусматривают разделение на несущие и ограждающие конструктивные элементы. Эти специфические черты промышленных зданий находят свое выражение в тектонике.
Характерная особенность стеновых ограждений современных промышленных зданий — их значительная легкость по сравнению с массивными несущими стенами, выполняемыми из штучных относительно малогабаритных элементов (кирпич или мелкие блоки). За счет тонкой пластической обработки панелей архитектор создает впечатление легкости стены, которая особенно воспринимается в углах и проемах здания. Восприятие легкости достигается также за счет светлых тонов облицовки или окраски, а также большого числа проемов. Приведенные приемы и средства позволяют выявить легкость, присущую панельной стене.
Широкое применение стеновых панелей вызывает необходимость повышения архитектурной выразительности крупнопанельных зданий. Как уже говорилось, применение панелей создало новый масштаб, который обычно отчетливо выявляется сеткой швов. Совершенно очевидно, что шестиметровая панель менее пластична, чем мелкоразмерные строительные материалы, дающие большую свободу композиции. Поэтому панельная стена, лишенная светотени, бесспорно нуждается в использовании дополнительных приемов для придания ей архитектурной выразительности.
Рис. 2. Пример выявления конструктивной структуры промышленного здания в г. Свердловске
Использование в ограждающих конструкциях свойств материалов и их различных комбинаций является одним из основных композиционных приемов промышленной архитектуры, дополняющих объемно-прострпнственное решение.
Таким образом, архитектурная выразительность производственных зданий, вариантность решений их фасадов находятся в прямой зависимости от имеющегося ассортимента типовых индустриальных изделий и строительных материалов, их качества и, конечно, от мастерства в их применении.
Достоверная оценка конструктивной схемы здания связана с пониманием и выявлением несущей роли остова здания — его каркаса. Так, например, при удачной компоновке остекления можно достигнуть выявления каркаса посредством его обнажения. В этом случае он легче и проще читается, создавая на фасаде членения и подчеркивая тем самым структуру здания. Таким образом, во многих случаях тектоника выявляет особенности архитектурных и конструктивных решений зданий, их индустри-альность, малую материалоемкость, подчеркивая тем самым техническое и эстетическое совершенство, а также лаконизм, свойственный высококачественным элементам и деталям заводского изготовления.
Одним из приемов, подчеркивающих сборность конструкции, является обнажение монтажных швов на фасаде здания между отдельными элементами (панелями и др.), а также применение сборных элементов и других, окрашенных в цвета различной насыщенности. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцвет-ность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций. Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления. Все перечисленные приемы способны подчеркнуть и выявить сборно-индустриаль-ный характер решения промышленного здания.
Архитектурный масштаб промышленных зданий и сооружений. Общепризнано, что масштаб в промышленной архитектуре дает возможность выделить и подчеркнуть здания и сооружения, являющиеся основой, главным компонентом промышленного комплекса, и создать органическую связь с остальными менее важными зданиями и сооружениями.
Естественно, что производственные здания в большинстве случаев будут технологическим и архитектурно-эстетическим стержнем всей структуры предприятия, что диктует их более крупный архитектурный масштаб. При этом промышленные здания будут, кроме того, нести значительную градостроительную нагрузку, а иногда могут быть композиционным центром в структуре селитебной территории.
Однако архитектурный масштаб и масштабность не должны быть абстрактными понятиями. Масштаб определяет крупность или мелкость принятых архитектурных форм, а масштабность—их соразмерность с человеком. В проектной практике часты случаи, когда промышленные здания несоизмеримы с человеком, их формы подавляют зрителя, вызывая у него неприятные ощущения. При размещении крупномасштабных промышленных зданий в удалении от зрителя снижается неприятное восприятие их с близкого расстояния за счет наличия административных, инженерно-лабораторных, бытовых и других вспомогательных зданий или незастроенной территории.
Рис. 3. Вариант зонирования территории по архитектурному масштабу
Одновременно при этом создается благоприятный для человека переход от крупного масштаба, характерного для промышленной застройки, к более мелкому масштабу жилых и вспомогательных зданий. Таким образом, принимаемый масштаб производственных зданий во всех случаях следует назначать учитывая ряд факторов, в том числе месторасположение здания, его значение в комплексе, специфику окружающей производственной среды, особенности и условия восприятия, выбор точек зрения и др.
«Руководство по совершенствованию эстетических качеств промышленных предприятий» ЦНИИпромзданий подчеркивает, что наряду с параметрами и элементами зданий, помогающих выявить их масштаб (высота этажа, шаг и пролет, проемы и др.), определенную роль играют средства архитектурной композиции — констраст, ритм, пластика, цвет и др.
Важным средством выявления архитектурного масштаба являются строительные элементы, связанные с привычным представлением зрителя о форме и размерах зданий и сооружений и их частей, — окна, двери, ворота, тамбуры, лестницы и др., размеры которых известны, привычны и помогают оценить архитектурный масштаб.
Художественный контраст. Как известно, важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность промышленного здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и форма элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивность цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильно затененной, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными. Таким образом, художественный контраст является наиболее эффективным средством и приемом архитектурной композиции, так как оттеняет и фиксирует контрастные оттенки и различия в однородных характеристиках архитектуры промышленных зданий и сооружений.
Для создания впечатляющих ярких и выразительных контрастов следует лучше использовать особенности архитектурно-эс-тетического и природного фона, специфику размещения здания в окружающей застройке, а в ряде случаев наиболее выразительные характеристики самого промышленного здания и его частей.
Однако, чтобы достигнуть художественной выразительности, необходимо умело использовать положительные качества контраста. Поэтому во всех случаях в композиции следует использовать не всякий, а только такой контраст, при котором как целое, так и отдельный его элемент например, весь комплекс и отдельное здание) эстетически взаимно обогащаются. Так, при комплексной застройке можно добиться органического художественного сочетания городской и производственной среды, что может существенно обогатить город Следовательно, контраст дает возможность при определенных условиях взаимно располагать жилые и промышленные здания и достигать их пространственно-композиционного взаимодействия и обогащения.
Рис. 3. Пример сопоставления глухих участков стен и участков с проемами
Ритмический порядок расположения элементов и архитектурных форм в промышленных композициях. Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности.
В промышленной архитектуре чаще всего встречаются метрические повторения, органически связанные со структурой современных промышленных зданий. Более сложный ритмический порядок в композициях промышленных комплексов зданий и инженерных сооружений пока относительно редок.
Архитектор должен всемерно стремиться к наилучшему использованию метрических закономерностей при создании проекта промышленного здания. Для создания непрерывности ритмического ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, расположенных по горизонтали или вертикали. Как правило, увеличение количества элементов должно усиливать выразительность ритма. Для достижения композиционной завершенности промышленного здания или сооружения необходимо применять средства и приемы повышения активизации метрического ряда подчеркиванием акцентов из числа имеющихся или введением новых, например подчеркиванием в метрическом ряду вертикальных членений фасада шага пристенного каркаса промышленного здания— соответствующими размерами, пластической обработкой или цветом, использованием различных вставок, лестничных клеток, подъемников и других элементов здания. Решая метрический ряд, во всех случаях следует обязательно учитывать конкретные условия восприятия.
Рис. 4. Использование ритмических закономерностей при формировании силуэта промышленных предприятий:
а — сталеплавильный цех; 6— то же, коксохимический
При рассмотрении приемов и средств архитектурной композиции необходимо помнить, что во многих случаях архитектурно-художественный уровень ряда промышленных зданий и комплексов еще низок и порой проистекает из-за однообразия и невыразительности их пластики. Следовательно, проектировщики, работающие в промышленной архитектуре, должны выработать новые прогрессивные приемы достижения пластической выразительности промышленных зданий. При проектировании предприятий и их комплексов, при компоновке зданий и инженерных сооружений необходимо обратить особое внимание на формирование их силуэта.
Навигация:
Главная → Все категории → Архитектура промышленных зданий
Источник: stroy-spravka.ru