1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (далее — Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» .
Компенсация при прекращении концессионного соглашения (ст. 15 Закона о концессиях)
Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).
(в ред. Приказа Минфина России от 10.12.2019 N 217н)
3. Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных соглашениях и объектах бухгалтерского учета, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).
(в ред. Приказа Минфина России от 10.12.2019 N 217н)
Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 2019 г., регистрационный номер 54909).
Что такое концессионное соглашение?
(в ред. Приказа Минфина России от 10.12.2019 N 217н)
II. Учет имущества и обязательств концедента
4. Объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее — имущество концедента) подлежит обособленному отражению федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента (далее — уполномоченный субъект учета), в составе нефинансовых активов имущества казны.
5. Передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается уполномоченным субъектом учета как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи.
В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, уполномоченный субъект учета отражает такое имущество концедента на предназначенном для этого забалансовом счете.
В указанном случае передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражается учреждением как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи. Кроме того, учреждение отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
В случаях когда в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение концессионного соглашения требует прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, уполномоченный субъект учета принимает указанное имущество к учету в составе имущества казны с одновременным уменьшением расчетов по вкладам учредителя.
В бухгалтерском учете учреждения отражается выбытие имущества и возврат имущества учредителю с соответствующим уменьшением бюджетным, автономным учреждением расчетов с учредителем (расчетов по вкладам учредителя).
6. Начисление амортизации по имуществу концедента осуществляется уполномоченным субъектом учета в течение срока действия концессионного соглашения методом, применяемым для амортизации объектов нефинансовых активов, к которым относится переданное имущество.
В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, амортизацию по имуществу концедента продолжает начислять учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества.
7. На дату подписания концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета:
а) отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;
б) при необходимости корректирует сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.
На дату регистрации права собственности концедента на созданный объект концессионного соглашения или на дату ввода в эксплуатацию реконструированного объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета:
а) отражает созданный (реконструированный) объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;
б) отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
в) отражает предстоящие доходы на разницу между стоимостью создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
г) списывает суммы, отраженные на забалансовых счетах, предназначенных для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и учета увеличения стоимости имущества концедента.
8. Учет обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, а также учет обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
III. Учет доходов и расходов концедента
9. Сумма предстоящих доходов, признанная при принятии к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения, относится на финансовый результат отчетного периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия концессионного соглашения.
В случае досрочного прекращения (расторжения) концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации остаток предстоящих доходов, признанных в связи с созданием (реконструкцией) объекта концессионного соглашения, подлежит единовременному отнесению на финансовый результат отчетного периода.
10. В случае если на дату принятия к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по концессионному соглашению может быть надежно определена в концессионном соглашении, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от собственности на общую сумму доходов по концессионному соглашению в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от концессионной платы. Доходы по концессионному соглашению признаются в составе доходов от собственности текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия концессионного соглашения с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов от концессионной платы.
В случае если на дату принятия к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по концессионному соглашению не может быть надежно определена расчетным путем в каждом отчетном периоде в соответствии с условиями концессионного соглашения, доходы от концессионной платы признаются в составе доходов от собственности, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета, в тех отчетных периодах, в которых возникают указанные доходы.
Поступление денежных средств и их эквивалентов, иных финансовых (нефинансовых) активов в счет уплаты концессионером концессионных платежей отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от собственности в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов, иных финансовых (нефинансовых) активов Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.
На дату ввода в эксплуатацию созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает суммы прогнозных показателей по доходам от концессионной платы за весь срок действия концессионного соглашения на счетах учета сметных (плановых, прогнозных) назначений Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.
По мере признания доходов от концессионной платы уполномоченный субъект учета корректирует суммы прогнозных показателей по доходам от концессионной платы на оставшийся срок действия концессионного соглашения.
11. В случае если по условиям концессионного соглашения концедент финансирует (возмещает) расходы на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств и (или) компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, указанные расходы признаются уполномоченным субъектом учета в составе расходов того периода, в котором они возникают, с обособлением на соответствующих счетах Рабочего плана счетов уполномоченного субъекта учета.
12. В случае если в соответствии с условиями концессионного соглашения концессионер предъявляет концеденту требование возместить недополученный доход, концедент признает соответствующую сумму в составе расходов отчетного периода на безвозмездные перечисления организациям.
IV. Раскрытие информации в Пояснениях
к бухгалтерской (финансовой) отчетности
13. В отношении каждого концессионного соглашения уполномоченный субъект учета раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию о:
а) концессионном соглашении, в том числе:
— наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения;
— срок действия концессионного соглашения;
— описание деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
— описание изменений существенных условий концессионного соглашения, произошедших в отчетном периоде.
б) данных об имуществе концедента на начало и на конец отчетного периода, в том числе:
— состав имущества концедента с указанием балансовой стоимости каждого объекта и суммы накопленной амортизации;
— сметная стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
— фактическую величину инвестиций концессионера в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
— планируемая и фактическая даты ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
— пояснения в отношении причин изменения раскрываемых показателей.
в) обязательствах концедента на начало и на конец отчетного периода по:
— финансовому обеспечению (финансированию (возмещению) расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
— финансовому обеспечению (финансированию (возмещению) расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта;
— возмещению недополученного дохода концессионера;
— предоставленным концессионеру государственным и (или) муниципальным гарантиям и их исполнению.
г) доходах концедента:
— величина доходов от концессионной платы, признанных концедентом в отчетном периоде;
— величина доходов концедента от создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, признанных концедентом в отчетном периоде;
— величина задолженности концессионера по концессионной плате на отчетную дату с выделением суммы просроченной задолженности концессионера.
14. В случае если передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления в отношении имущества, находящегося у государственного (муниципального) учреждения, или без прекращения права хозяйственного ведения в отношении имущества, принадлежащего государственному (муниципальному) предприятию, учреждение, являющееся балансодержателем передаваемого имущества, раскрывает в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию, предусмотренную абзацами вторым, третьим подпункта «б» пункта 13 Стандарта.
Источник: www.klerk.ru
Организациям бюджетной сферы разъяснили, как перейти на новый стандарт “Концессионные соглашения”
Минфин подготовил методические рекомендации, которые помогут организациям бюджетной сферы начать пользоваться ФСБУ “Концессионные соглашения“. Стандарт нужно применять в учете уже с 1 января 2020 года, в отчетности — начиная с отчетности 2020 года.
Кто является сторонами концессионного соглашения
Концессионное соглашение — взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.
Концедент — тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.
Концессионер — тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.
Как перейти на новые положения
В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт “Концессионные соглашения” надо провести инвентаризацию. Вот примерный перечень мероприятий, которые следует осуществить:
- выявить все заключенные концессионные соглашения;
- определить состав имущественного комплекса, переданного по таким соглашениям. Важно оценить его и с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, и исходя из его принадлежности: имущество казны, имущество на праве оперативного управления, хозяйственного ведения;
- определить стороны концессионных соглашений, в том числе уполномоченного субъекта учета. Он обязан восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9X 000 информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям. Исключение — ситуация, когда имущество передавалось без прекращения права оперативного управления;
- определить период, когда было заключено концессионное соглашение: в течение 2019 года или до 1 января 2019 года. Это повлияет на механизм восстановления в учете информации об объектах, переданных в концессию (бухгалтерские записи текущего отчетного периода либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет).
При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.
Обратите внимание: показатели объектов нефинансовых активов, созданных до 1 января 2020 года, надо формировать на 1 января 2020 года по счетам 0 101 9X 000 “Основные средства — имущество в концессии”, 0 106 9X 000 “Вложения в имущество концедента”, 0 108 9X 000 “Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии”.
Как вести учет при передаче имущества
Организации бюджетной сферы обязаны применять стандарт “Концептуальные основы” с 1 января 2018 года, поэтому имущество, переданное по концессионным соглашениям, признается активом и отражается на счетах 1 108 9Х 000.
Записи в учете зависят от даты заключения концессионного соглашения. Объекты государственного (муниципального) имущества переданы:
- в течение 2019 года — концедент отражаетвнутреннее перемещение объектов
Дебет 1 108 9X 000 Кредит 1 108 5X 000
- до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе) — концедент восстанавливаетобъекты корректировкой входящих остатков на 1 января 2019 года с отражением ошибок прошлых лет
Дебет 1 108 9X 000 Кредит 1 401 18 000 (1 401 19 000)
Если переданы объекты, по которым не прекращено право оперативного управления, учреждение аналогичным образом должно учитывать их на счетах 0 101 9X 000. Объекты переданы:
- в течение 2019 года — отражается внутреннее перемещение со счетов учета объектов
Дебет 0 101 9X 000 Кредит 0 100 00 000
- до 1 января 2019 года (при условии, что данное имущество не учитывалось на балансе) — делается корректировка входящих остатков на 1 января 2019 года с отражением ошибок прошлых лет
Дебет 0 101 9X 000 Кредит 0 401 18 000 (0 401 19 000)
По переданным объектам надо также определить, нужно ли доначислить амортизацию.
Информация об изменении показателей активов, обязательств, финансового результата в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных или отраженных в отчетном периоде (в 2019 году), раскрывается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503773).
Передача объектов имущества по концессионному соглашению отражается следующим образом.
* С 1 января 2020 года должны ввести дополнительные забалансовые счета.
Как вести учет на разных стадиях концессионного соглашения
Этапами реализации концессионных соглашений для отражения фактов хозяйственной жизни в учете являются:
- подписание концессионного соглашения;
- осуществление инвестиций (создание, реконструкция объекта соглашения);
- ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной (муниципальной) собственности;
- использование (эксплуатация) объекта;
- окончание действия соглашения.
Обратите внимание: на всех этапах реализации соглашений, объектами которых является специфическое имущество (например, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения (водоотведения), программы для ЭВМ, базы данных и другие объекты информационных технологий) необходимо руководствоваться положениями Закона о концессионных соглашениях.
На стадии заключения (подписания) соглашения концедент на забалансовом счете должен отразить ожидаемый прирост имущества, сметную стоимость (сумму инвестиций, предельный размер расходов) создания или реконструкции объекта соглашения. Это правило вводится с 1 января 2020 года.
На стадии осуществления инвестиций (создания, реконструкции объекта) концедент должен учесть прирост имущества. Увеличение стоимости имущества концедента (фактическая сумма инвестиций концессионера) отражается на основании информации концессионера. При сверке расчетов определяется объем инвестиций на 1 января 2020 года. Это нужно для того, чтобы концедент отразил данную информацию на забалансовом счете в межотчетный период.
Фактический объем инвестиций и корректировку сметной стоимости отражают на начало 2020 года. Далее это следует делать не реже одного раза в полгода в течение периода создания (реконструкции) объекта соглашения.
Если в текущем отчетном периоде (в 2019 году) соглашение находится на этапе осуществления инвестиций, концедент при инвентаризации должен выявить сметную стоимость, фактический объем инвестиций и отразить его на забалансовых счетах в межотчетный период.
На стадии ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права государственной (муниципальной) собственности концедент отражает прирост имущества. Сначала удорожание объекта относится на счет 106 9Х, а потом объект ставится на счет 108 9X или, если не прекращалось право оперативного управления, на счет 101 9X. Если объект продолжал находиться в хозяйственном ведении, прирост имущества концедента отражается через удорожание имущества казны и увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия.
Когда на объект зарегистрировано право собственности, необходимо проверить, есть ли информация о нем на счетах учета объектов, составляющих казну в концессии.
Таким образом, если по результатам инвентаризации концессионных соглашений выявлены эксплуатируемые в 2019 году объекты, на которые зарегистрировано право собственности, они должны быть в остатках по счетам 108 9X (101 9X) на начало 2019 года. Дополнительные корреспонденции (доначисление доходов (расходов) будущих периодов по счетам 401 40 и 401 50) необходимо отразить в межотчетный период.
В 2019 году необходимо проверить начисление амортизации на объекты концессионных соглашений. Если объект не был учтен, его необходимо восстановить и доначислить амортизацию.
Публично-правовое образование может принять решение не начислять амортизацию на имущество государственной (муниципальной) казны. В этом случае объекты соглашений, составляющие казну в концессии, также не амортизируются.
Источник: cfsmo-ykt.ru