Концессионные облигации — ценные бумаги, эмитентом которых выступает сторона концессионного соглашения (концессионер), и которые выпускаются с целью обеспечения финансирования реализации концессионного соглашения.
Концессия – форма государственно-частного партнерства, которая отрегулирована Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот нормативный документ создал юридическую основу для проектов государственно-частного партнерства в четырех крупных сферах экономики: дорожном строительстве и транспортных коммуникациях, энергетике, коммунальном хозяйстве, а также в социальной сфере.
В рамках государственно-частного партнерства заключается концессионное соглашение между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером). Концессионер осуществляет финансирование, проектирование, строительство, а также эксплуатацию объекта концессионного соглашения в течение установленного срока. При этом объект концессионного соглашения принадлежит государству и передается на период действия договора в эксплуатацию.
Концессионное соглашение в сфере наружного освещения: условия эффекты
Концессионное соглашение – это особый вид договора. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (далее — объект концессионного соглашения. Недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения.
Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Глава ФАС России И.Артемьев об имитации концессий
Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества.
Проектное общество (SPV, special project vehicle – компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования.
При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства.
Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов.
Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг – концессионных облигаций. Концессионные облигации – это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска.
Возврат средств инвесторов концессионных проектов может осуществляться несколькими способами:
- на основе платы Концедента (например, концессии в социальной сфере);
- на основе оплаты услуг конечными потребителями, стоимость которых регулируется тарифами (например, концессии в коммунальной сфере);
- на основе оплаты услуг конечными потребителями, стоимость которых не регулируемых тарифами (например, автодорожные концессии);
- на основе смешанных источников.
Возврат средств инвесторов в концессионном проекте ОАО «Главная дорога» «Северный обход Одинцова» реализуется на основе оплаты услуг конечными потребителями, стоимость которых не регулируется тарифами
При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течение срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям).
Источник: m-road.ru
Концессионное соглашение по строительству и эксплуатации дороги
Концессионное соглашение с эксплуатационным платежом
Предметом данного договора является выполнение концессионером комплекса работ по строительству и эксплуатации объекта концессионного соглашения (автомобильной дороги, участка автомобильной дороги) полностью или частично за счет собственных и заемных средств.
Концессионер осуществляет сбор платы с пользователей объекта концессионного соглашения в пользу концедента. Источником финансирования затрат концессионера на стадии эксплуатации является эксплуатационный платеж, выплачиваемый концессионеру со стороны концедента. Возврат вложенных концессионером инвестиций осуществляется поэтапно в течение оговоренного в соглашении срока возврата инвестиций с оговоренной в соглашении нормой доходности. При этом размер такой доходности варьируется в зависимости от достижения установленных целевых транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги, качества оказываемой пользователям автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) транспортной услуги, а также доступности автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) для пользователей. Соглашения по данной модели заключаются на срок от 20 до 30 и более лет.
Законодательное регулирование данного соглашения основано на нормах специального Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005г. Также к концессионным соглашениям применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Источник: russianhighways.ru
Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2018 N 1663-р (ред. от 21.03.2020) «О заключении концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым»»
1. Заключить с обществом с ограниченной ответственностью «СШХ» концессионное соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым» (далее соответственно — объект концессионного соглашения, концессионное соглашение).
2. Утвердить прилагаемые основные условия концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым».
3. Установить что:
полномочия концедента при заключении, исполнении и изменении концессионного соглашения от имени Российской Федерации осуществляет Росжелдор;
общество с ограниченной ответственностью «СШХ» на момент заключения концессионного соглашения должно соответствовать требованиям, установленным в части 4.11 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
а) в течение 5 рабочих дней направить обществу с ограниченной ответственностью «СШХ» проект концессионного соглашения;
б) установить обществу с ограниченной ответственностью «СШХ» срок для подписания концессионного соглашения не более одного месяца;
в) заключить с публичным акционерным обществом «Газпром» в течение 120 дней со дня заключения концессионного соглашения соглашение о взаимодействии, предусмотрев в нем в том числе следующие условия:
обязательства публичного акционерного общества «Газпром» в срок не позднее даты начала эксплуатации объекта концессионного соглашения обеспечить финансирование, проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды) в соответствии с согласованными с концессионером по концессионному соглашению (далее — концессионер) техническими параметрами, являющимися достаточными для функционирования объекта концессионного соглашения в соответствии с требованиями концессионного соглашения;
обязательства публичного акционерного общества «Газпром» обеспечить информационный обмен с концессионером о ходе проведения работ по реконструкции железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды);
обязательства публичного акционерного общества «Газпром» обеспечить предоставление концессионеру железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды) на праве аренды или на основании статьи 50 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
обязательства публичного акционерного общества «Газпром» обеспечить совместно с концессионером осуществление мероприятий по примыканию и технологическому присоединению объекта концессионного соглашения и железнодорожной линии Надым — Пангоды (железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ответственность публичного акционерного общества «Газпром» перед Российской Федерацией, которая должна предусматривать в том числе возмещение Российской Федерации убытков, включая возмещение сумм компенсации минимального гарантированного дохода и (или) сумм компенсаций при прекращении концессионного соглашения, которые Российская Федерация выплатила концессионеру или кредиторам концессионера на основании концессионного соглашения и (или) соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях», заключенного Российской Федерацией, концессионером и кредиторами концессионера (далее — прямое соглашение), вследствие нарушения публичным акционерным обществом «Газпром» своих обязательств по соглашению о взаимодействии;
г) заключить с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в течение 120 дней со дня заключения концессионного соглашения соглашение о взаимодействии, предусмотрев в нем в том числе следующие условия:
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» обеспечить финансирование и выполнение работ по реконструкции железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги, включая реконструкцию станции Обская и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги и вводу указанных объектов в эксплуатацию не позднее даты начала эксплуатации объекта концессионного соглашения;
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» обеспечить соответствие реконструируемых объектов железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги техническим требованиям, достаточным для функционирования объекта концессионного соглашения в соответствии с требованиями концессионного соглашения;
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по обеспечению информационного обмена с концессионером о ходе проведения работ по реконструкции объектов железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги;
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по обеспечению совместно с концессионером диспетчерского управления перевозочным процессом на объекте концессионного соглашения и соответствующих объектах железнодорожного транспорта собственника (застройщика), установления порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирования обменных парков локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава на указанных объектах железнодорожного транспорта, а также ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении, перед перевозчиками;
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» направлять грузы, отправляемые (прибывающие) со станций участка Сургут — Коротчаево — Пангоды и примыкающей инфраструктуры общего и необщего пользования, по кратчайшему направлению в транзитном и внутреннем сообщении с учетом железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым;
обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» регламентировать в рамках своих внутренних актов порядок перенаправления грузов на Северный широтный ход;
ответственность открытого акционерного общества «Российские железные дороги» перед Российской Федерацией, которая должна предусматривать в том числе возмещение Российской Федерации убытков, включая возмещение сумм компенсации минимального гарантированного дохода и (или) сумм компенсаций при прекращении концессионного соглашения, которые Российская Федерация выплатила концессионеру или кредиторам концессионера на основании концессионного соглашения и (или) прямого соглашения, заключенного Российской Федерацией, концессионером и кредиторами концессионера, вследствие нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» своих обязательств по соглашению о взаимодействии;
д) заключить с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 120 дней со дня заключения концессионного соглашения соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности Росжелдора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающие в связи с заключением и исполнением концессионного соглашения, предусмотрев в нем в том числе следующие условия:
обязательства Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить безвозмездную передачу Российской Федерации:
проектно-сметной документации объекта «Строительство мостового перехода через реку Обь в районе г. Салехарда», в том числе инженерный проект, рабочую документацию;
проектно-сметной документации по строительству железнодорожной части мостового перехода через реку Надым;
обеспечить финансирование в объеме, предусмотренном проектно-сметной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы;
обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию не позднее I квартала 2023 г. автодорожной части совмещенного мостового перехода через реку Обь в районе г. Салехарда с автомобильными подходами;
обеспечить предоставление владельцем автодорожной части мостового перехода с опорами через реку Надым доступа концессионера к элементам мостового перехода, необходимым для строительства его железнодорожной части, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и предоставление земельных и лесных участков в месте пересечения автодорожной и железнодорожной частей мостового перехода и подходов к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечить передачу в собственность Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальных образований, необходимых для строительства объекта концессионного соглашения;
обеспечить предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации концессионеру водных объектов (включая береговую линию), лесных участков, необходимых концессионеру для выполнения обязательств по концессионному соглашению;
при необходимости обеспечить внесение изменений в документы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальных образований с целью их приведения в соответствие с документами территориального планирования Российской Федерации в части размещения объекта концессионного соглашения.
5. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России обеспечить включение в проект федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период расходных обязательств для обеспечения выплаты капитального гранта и платы концедента в случае, порядке и объемах, установленных концессионным соглашением.
6. ФАС России по обращению концессионера установить тарифы, сборы и плату на оказываемые концессионером услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов, сборов и платы, с учетом условий концессионного соглашения, в том числе финансовой модели, в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы.
7. Росимуществу обеспечить совместно с Росжелдором предоставление концессионеру в порядке и сроки, установленные концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков, необходимых для исполнения концессионного соглашения.
8. Минтрансу России до ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию обеспечить подготовку и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия перевозчиков при осуществлении железнодорожных перевозок грузов одного грузоотправителя несколькими перевозчиками.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2018 г. N 1663-р
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО
И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБСКАЯ — САЛЕХАРД — НАДЫМ»
1. В соответствии с концессионным соглашением на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым» (далее — объект концессионного соглашения, соответственно концессионное соглашение) концессионер обязуется за счет собственных и привлеченных средств осуществить финансирование, создание, включая проектирование и строительство, и эксплуатацию объекта концессионного соглашения, право собственности на который будет принадлежать концеденту, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения, а также исполнить иные обязательства, установленные концессионным соглашением.
2. Концессионное соглашение действует до 31 декабря 2052 г.
3. Объектом концессионного соглашения в значении части 1 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» являются планируемые к созданию объекты железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым», в том числе объекты недвижимости (включая соответствующее технологически связанное с ними движимое имущество). Описание и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения установлены согласно приложению.
4. Концессионное соглашение предусматривает следующие основные обязательства концессионера:
а) подписание соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях», заключенного Российской Федерацией, концессионером и кредитором концессионера (далее — прямое соглашение), в соответствии с условиями концессионного соглашения;
б) создание за счет собственных и привлеченных средств объекта концессионного соглашения в соответствии с установленными концессионным соглашением техническими требованиями и сроками, включая:
разработку проектной документации в отношении недвижимого имущества (включая соответствующее технологически связанное с ним движимое имущество), входящего в объект концессионного соглашения, в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением, получение необходимых разрешений в отношении указанной проектной документации;
разработку рабочей документации;
выполнение мероприятий по подготовке территории, необходимой для создания объекта концессионного соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в объеме и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
строительство недвижимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения;
оснащение объекта концессионного соглашения оборудованием и иным движимым имуществом, технологически связанным с недвижимым имуществом;
получение в отношении объекта концессионного соглашения заключения о его соответствии разрешенным параметрам, разрешения на ввод в эксплуатацию, иных разрешений, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение соответствия объекта концессионного соглашения техническим требованиям, которые установлены концессионным соглашением;
в) осуществление необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации действий по включению концессионера в реестр субъектов естественных монополий;
г) осуществление необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации действий по установлению тарифов на осуществление деятельности с использованием объекта концессионного соглашения в части услуг, оказание которых осуществляется по регулируемым тарифам;
д) обеспечение на основании письменного требования концедента доступа уполномоченных представителей Ямало-Ненецкого автономного округа к объекту концессионного соглашения в ходе его строительства для осуществления строительства автодорожной части совмещенного мостового перехода через реку Обь на условиях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
е) заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о поставке энергетических ресурсов, потребляемых при создании и эксплуатации, оплата указанных энергетических ресурсов;
ж) осуществление эксплуатации объекта концессионного соглашения согласно требованиям концессионного соглашения, включая соответствие объекта концессионного соглашения техническим требованиям, установленным концессионным соглашением, и непрекращение осуществления такой эксплуатации (неприостановление) без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях»;
з) заключение с владельцами сопредельных железнодорожных инфраструктур соглашений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
и) страхование ответственности причинения вреда имуществу или здоровью третьих лиц при строительстве и эксплуатации объекта концессионного соглашения, а также риска утраты или повреждения объекта концессионного соглашения на стадии эксплуатации;
к) обеспечение исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению путем предоставления концеденту:
банковской гарантии финансового закрытия;
банковской гарантии строительства;
банковской гарантии эксплуатации;
л) выплата концессионной платы в размере и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
м) передача (возврат) объекта концессионного соглашения концеденту в порядке и в техническом состоянии, которые установлены концессионным соглашением, после даты прекращения концессионного соглашения;
н) исполнение иных обязанностей, установленных концессионным соглашением.
5. Концессионное соглашение предусматривает следующие основные обязательства концедента:
а) обеспечение заключения соглашения о взаимодействии с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в порядке и на условиях, которые установлены концессионным соглашением;
б) обеспечение заключения с публичным акционерным обществом «Газпром» соглашения, предусматривающего обязательства этого общества по реконструкции железнодорожного участка Надым (Хорей) — Пангоды, на условиях, согласованных с публичным акционерным обществом «Газпром»;
в) обеспечение заключения с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» соглашения, предусматривающего обязательства открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по реконструкции железнодорожной линии Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги, включая реконструкцию станции Обская и железнодорожной линии Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево Свердловской железной дороги, на условиях, согласованных с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги»;
г) подписание прямого соглашения в соответствии с требованиями, которые установлены концессионным соглашением;
д) обеспечение принятия нормативных правовых актов во исполнение финансовых обязательств концедента по концессионному соглашению;
е) осуществление мероприятий по подготовке территории в объеме и порядке, которые установлены концессионным соглашением;
ж) предоставление концессионеру в порядке, который установлен концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков, водных объектов, лесных участков, участков недр и иных объектов, предназначенных для строительства объекта концессионного соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
з) принятие на себя части расходов по строительству объекта концессионного соглашения в части осуществления выплаты капитального гранта в порядке и размере, которые установлены концессионным соглашением;
и) осуществление выплаты компенсации минимального гарантированного дохода в случаях, порядке и размере, которые установлены концессионным соглашением;
к) передача концессионеру объекта концессионного соглашения в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением, на срок с даты ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения до даты прекращения концессионного соглашения;
л) принятие в установленном концессионным соглашением порядке от концессионера объекта концессионного соглашения после даты прекращения концессионного соглашения;
л.1) передачу проектной и иной документации, предназначенной для использования в целях создания объекта концессионного соглашения, находящейся в собственности концедента, концессионеру на срок, не превышающий срок действия концессионного соглашения, в порядке, установленном концессионным соглашением;
м) исполнение иных обязательств, установленных концессионным соглашением.
6. Размер капитального гранта составляет 12700000000 рублей. Указанный размер капитального гранта подлежит уменьшению на сумму 1937288136 рублей в случае вступления в силу на момент выплаты капитального гранта федерального закона об отмене запрета принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных концессионерами в целях реализации концессионных проектов по строительству (реконструкции) инфраструктуры общего пользования (участков инфраструктуры и (или) искусственных сооружений) за счет средств, получаемых из бюджетов всех уровней на основании концессионных соглашений.
7. Размер компенсации минимального гарантированного дохода за i-й платежный период состоит из объемной и тарифной составляющих и не должен превышать 12789000000 рублей в ценах 2017 года.
8. Объемная составляющая компенсации минимального гарантированного дохода определяется по формуле:
n — количество типов грузов;
— плановый объем грузопотока по j-му типу груза в i-й год;
— фактический тариф в отношении j-го типа груза в i-й год;
— фактический объем грузопотока по j-му типу груза в i-й год;
— плановые операционные расходы на осуществление перевозочной деятельности в i-й год согласно финансовой модели;
— плановые операционные расходы на осуществление перевозочной деятельности в i-й год в соответствии с отчетностью концессионера.
Условия и порядок выплаты объемной составляющей компенсации минимального гарантированного дохода, в том числе основания для снижения ее размера, устанавливаются концессионным соглашением.
9. Тарифная составляющая компенсации минимального гарантированного дохода определяется по формуле:
где — плановый тариф в отношении j-го типа груза в i-й год.
Условия и порядок выплаты тарифной составляющей компенсации минимального гарантированного дохода, в том числе основания для снижения ее размера, устанавливаются концессионным соглашением.
10. Сроком передачи объекта концессионного соглашения концедентом концессионеру признается дата ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию в порядке, установленном концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации.
11. Целью эксплуатации объекта концессионного соглашения является осуществление концессионером следующей деятельности с использованием объекта концессионного соглашения:
а) осуществление перевозки в соответствии с договорами перевозки железнодорожным транспортом общего пользования;
б) оказание иным перевозчикам услуги по использованию инфраструктуры, входящей в состав объекта концессионного соглашения, для осуществления разовых и многократных перевозок;
в) обеспечение согласования технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других железнодорожных инфраструктур и организациями других видов транспорта;
г) обеспечение технического обслуживания в соответствии с требованиями концессионного соглашения;
д) обеспечение организации перевозок грузов, железнодорожного подвижного состава, принятых от иных перевозчиков по железнодорожным путям объекта концессионного соглашения в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки;
е) обеспечение организации управления движением на объекте концессионного соглашения и выполнение диспетчерского управления перевозками;
ж) предоставление по обращению иных перевозчиков информации о движении или месте нахождения грузов, железнодорожного подвижного состава, принятых для организации перевозок по железнодорожным путям объекта концессионного соглашения;
з) оказание иных услуг, предусмотренных договорами с перевозчиками.
12. В целях осуществления деятельности с использованием объекта концессионного соглашения концессионер заключает с владельцами сопредельных железнодорожных инфраструктур соглашения, предусматривающие согласование технических требований к сопредельной железнодорожной инфраструктуре, достаточных для функционирования объекта концессионного соглашения в соответствии с требованиями концессионного соглашения, проведение мероприятий по реконструкции сопредельной инфраструктуры и согласование порядка эксплуатации объекта концессионного соглашения и сопредельной железнодорожной инфраструктуры.
13. Срок эксплуатации объекта концессионного соглашения составляет период с даты ввода объекта концессионного соглашения в эксплуатацию до истечения срока концессионного соглашения.
14. Для целей создания и эксплуатации объекта концессионного соглашения концедент в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предоставляет концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании земельные участки, лесные участки, участки недр, водные объекты в составе и сроки, предусмотренные концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер арендной платы за пользование земельными участками устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В целях обеспечения концедентом изъятия для государственных нужд земельных участков иных лиц концессионер направляет концеденту ходатайство об изъятии таких земельных участков. В случае принятия концедентом решения об изъятии земельных участков иных лиц в соответствии с ходатайством концессионера концессионер участвует совместно с концедентом в подготовке соглашения об изъятии, в переговорах с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также в проведении иных мероприятий, предусмотренных главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества на основании ходатайства концессионера осуществляется за счет средств концессионера.
15. Концессионер самостоятельно и за свой счет осуществляет мероприятия по подготовке территории строительства, предусмотренные проектной документацией и разрабатываемой на ее основе рабочей документацией. При обнаружении обременений земельных участков после начала строительства объекта концессионного соглашения возникающие в связи с этим дополнительные мероприятия проводятся концессионером за счет концедента.
16. Концессионная плата состоит из фиксированной концессионной платы и части сверхдохода, подлежащей выплате концеденту.
Фиксированная концессионная плата составляет 100000 рублей в год (без учета налога на добавленную стоимость) и выплачивается в период эксплуатации объекта концессионного соглашения.
Порядок расчета и выплаты части сверхдохода, подлежащей выплате концеденту, определяется концессионным соглашением.
17. Концессионер предоставляет концеденту следующие безотзывные банковские гарантии в обеспечение исполнения своих обязательств:
по финансовому закрытию — банковскую гарантию финансового закрытия в размере 10000000 рублей в день заключения концессионного соглашения;
по строительству — банковскую гарантию строительства в размере 1000000000 рублей в срок не более чем за 30 дней до даты начала срока строительства;
по эксплуатации — банковскую гарантию эксплуатации в размере 100000000 рублей в срок не более чем за 30 дней до даты ввода объекта в эксплуатацию.
Банковская гарантия строительства и банковская гарантия эксплуатации предоставляются на регулярной возобновляемой основе, должны быть действительны не менее 12 месяцев подряд с даты их вступления в силу, если иное не предусмотрено концессионным соглашением, и должны возобновляться до истечения сроков, предусмотренных концессионным соглашением в отношении каждой из банковских гарантий.
Концессионер предоставляет необходимое страховое покрытие путем заключения договоров страхования, исполнения их надлежащим образом и возобновления их действия (при необходимости) в течение срока действия концессионного соглашения в соответствии с условиями концессионного соглашения.
18. Концессионное соглашение включает в себя порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения концессионного соглашения. Размер компенсаций при прекращении концессионного соглашения, а также при досрочном прекращении концессионного соглашения зависит от оснований досрочного прекращения концессионного соглашения и периода времени, прошедшего с даты заключения концессионного соглашения.
19. Концессионное соглашение помимо основных условий включает в себя иные условия, согласованные с обществом с ограниченной ответственностью «СШХ» в соответствии с частью 4.8 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Приложение
к основным условиям
концессионного соглашения
на финансирование, строительство
и эксплуатацию инфраструктуры
железнодорожного транспорта
общего пользования
«Обская — Салехард — Надым»
ОПИСАНИЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОБЪЕКТА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ,
СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБСКАЯ — САЛЕХАРД — НАДЫМ»
I. Описание объекта концессионного соглашения
на финансирование, строительство и эксплуатацию
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования «Обская — Салехард — Надым»
Объект концессионного соглашения включает в себя:
правобережный железнодорожный подход к совмещенному мостовому переходу через реку Обь от г. Салехарда;
левобережный железнодорожный подход к совмещенному мостовому переходу через реку Обь от станции Обская, не включая станцию Обская;
совмещенный мостовой переход через реку Обь (железнодорожная часть);
мостовой переход через реку Надым (железнодорожная часть);
линейный участок Салехард (включительно) — Надым (Хорей) (включительно).
II. Основные технико-экономические показатели объекта
концессионного соглашения
I. Правобережный железнодорожный подход к совмещенному мостовому переходу через реку Обь от г. Салехарда
Источник: rulaws.ru
Концессионные соглашения позволили сформировать новый подход к строительству и эксплуатации дорог
Счетная палата раскритиковала применение концессионного механизма в дорожной сфере, основываясь на результатах проверки обхода Одинцово и участка трассы М-11. Управляющий директор по правовому структурированию ООО «Автодор-Инвест» Денис Патрин прокомментировал выявленные недостатки двух концессий и рассказал об эволюции этого механизма, которая произошла в том числе благодаря опыту подготовки первых проектов.
Отмечу, что выводы Счетной палаты сделаны по итогам анализа двух первых пилотных концессионных соглашений, заключавшихся в отсутствие сформированного рынка и с привлечением иностранных инвестиций.
В качестве главных аргументов ведомство указало на фактическую невозможность получения государством сверхдохода из-за высокой планки его распределения, установленной по итогам трафик моделирования, высокие тарифы для пользователей. Также аудиторы указали на дополнительные расходы бюджета в связи с ненадлежащим выполнением государством своих обязательств по соглашениям и недостаточное освещение головного участка М-11 из-за отсутствия специальных требований к платным дорогам в законодательстве. При этом в заявлении не указано и, вероятно, в ходе проверки не учитывалось, что по данным проектам коммерческий риск трафика полностью принят концессионерами на себя. Хотя изначально гарантия минимального дохода, без которой многие отечественные и зарубежные инвесторы вообще не были готовы участвовать в проектах, предусматривалась, в ходе конкурса текущие концессионеры отказались от нее в пользу более высокой планки распределения сверхдохода.
Надо понимать, что моделирование трафика осуществлялось в условиях бурного экономического роста начала 2000-х годов, наследие которого и сейчас составляет основу развития российской экономики. В то время ни общий экономический кризис, ни санкции не могли быть даже запрогнозированы, а если бы и были учтены, то однозначно остановили бы проекты строительства. Однако тогда эти проекты состоялись и проявили свою устойчивость к неблагоприятному экономическому фону.
Выбранная схема концессий, когда сбор платы за проезд поступает в доход концессионера, являлась тогда единственной доступной формой концессионного соглашения в России. Такая схема изначально предполагает, что управление тарифом осуществляется самим концессионером, деятельность которого преследует, прежде всего, экономические цели и подчинена экономическим законам. При этом соглашения содержат пределы регулирования тарифов, рассчитанные с учетом экономики соглашений, а также государственных статистических данных и прогнозов об экономическом развитии страны и покупательной способности населения.
Обнажили проблемы
Последующее развитие концессионного рынка показало, что концессия с прямым сбором платы имеет очень ограниченное применение в России в связи с высокой капиталоемкостью дорожного строительства и недостаточным платежеспособным спросом. В связи с этим произошел переход к моделям концессий с платой концедента в виде гарантии минимального дохода или эксплуатационного платежа. Кроме того, впоследствии появилось и нормативное регулирование ценообразования в сфере платных дорог. Практическое применение можно увидеть на остальных участках той же М-11, где тарифы существенно меньше.
Кроме того, эти концессии показали несовершенство как законодательства (земельного, градостроительного и т.д.), так и связанного с ним планирования деятельности. Именно эти проекты стали отправной точкой многих изменений в действующее законодательство в этой сфере, необходимых не только для строительства линейно протяженных объектов, но и в целом развития публичной инфраструктуры в России. Однако и сейчас нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере устранены.
Аналогично и в области технического регулирования. Счетная Палата верно отметила, что существующее законодательство не проводит различий между платными и бесплатными дорогами, что и позволило дать положительное заключение государственной же экспертизе строительства на решение заказчика-концессионера о таком освещении платной трассы, принятое с учетом его европейского (французского) опыта, где платные трассы не освещены. Справедливости ради нужно отметить, что другие участки дороги М-11, которые были структурированы по иным формам, полностью освещены. Здесь я, как пользователь дорог, поддержу Счетную палату. А вот окажется ли такое требование экономически эффективным, если оно будет безусловным – вряд ли.
Не волшебная палочка, а эффективный инструмент
Подводя итог, отмечу, что концессии не стали волшебной палочкой, которая одним фактом своего существования решила бы извечные российские проблемы, полностью переложила бремя создания инфраструктуры на плечи частной стороны и позволила государству только «получать дивиденды» от платной эксплуатации.
К сожалению, в выводах Счетной палаты не прозвучало, что у нас в стране концессии стали инструментом, который позволяет привлекать внебюджетные инвестиции, банковское, облигационное финансирование в создание общественной инфраструктуры. А М-11, в свою очередь, стала фактически безальтернативным выбором для безопасного автомобильного передвижения между двумя столицами с новым уровнем качества, пусть и не без изъянов. Также в выводах не сказано, что эти первые концессии вскрыли большое количество недоработок, которые затем в течение длительного времени исправлялись и еще будут исправляться.
Источник: rosinfra.ru