Пересмотрен Свод правил 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»
На официальном сайте Росстандарта размещено уведомление о пересмотре Свода правил 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства».
Разработчик нового документа – Минстрой России, исполнители — АО «НИЦ «Строительство», ООО «Научно-исследовательский институт Проектирования, Технологии и Экспертизы Строительства», ООО «Научно-проектный центр «Развитие города».
Срок публичного обсуждения – до 12 сентября 2019 г.
Как говорится в пояснительной записке, проект нового СП разработан в соответствии с положениями паспорта и принципами национального проекта «Жилье и городская среда» в целях модернизации строительной отрасли и внедрения передовых технологий.
Свод правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» определяет требования к безопасной и санкционированной организации строительного производства, требования к участникам строительства и контролю качества строительной продукции. Внесение изменений в действующий Свод правил 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» позволит учесть дополнительные положения, в том числе детерминирующие ряд устоявшихся в практике организации строительства терминов, уточняющие положения по строительному контролю и охране труда, а также устраняющие разночтения с прочими законодательными актами и структурно формирующие положения по формированию систем организационно-технологической и исполнительной документации.
Медиа лекция №ГМ СП ТБ 12 2012_Гео-маркшейдерия
Изменения, вносимые в СП
В соответствии с положениями паспорта и принципами национального проекта «Жилье и городская среда» в целях модернизации строительной отрасли и внедрения передовых технологий проектирования при пересмотре Свода правил были внедрены понятия информационного моделирования, жизненного цикла проекта и научно-технического сопровождения проектирования и строительства (Пункт 4.12, Пункт 4.15).
Внесены следующие основные изменения и дополнения в соответствии с положениями Технического задания:
• Учтены требования Федерального закона «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года) (Кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ), СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении типового контракта на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства гражданского назначения на условиях генерального подряда», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
• В раздел №1 «Область применения» добавлен абзац, касающийся строительства линейных объектов.
• Внесено ограничения на возможность выполнения функций технического заказчика физическим лицом (в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ) (Пункт 4.5).
08 Реконструкция Модернизация Изм стоимости
• Исключено положение о возможности осуществления строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность возводимого здания или сооружения (удалены соответствующие пункты СП).
• Дополнено требованием о необходимости разработки раздела организационно-технологической документации по эксплуатации подъемных сооружений при проведении погрузочно-разгрузочных строительно-монтажных работ (учесть требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533)(пункт 4.5)
• Приведена ссылка на нормы, регулирующие процедуры, проводимые лицами, осуществляющими строительство с указанием документов, которые необходимо оформлять в случаяхприостановки строительства на срок до 6 месяцев и приостановки строительства на срок более 6 месяцев(пункт 6.1.2)
• Дополнено мероприятиями по охране окружающей среды, которые должны соблюдать лица, осуществляющие строительство, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в части требований к местам сбора и хранения отходов, обращения с отходами, мероприятий по защите атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, форм документов, оформляемых применительно к объекту капитального строительства, подтверждающих соблюдение природоохранных мероприятий (журнал учета образования и движения отходов на объекте капитального строительства, приказы о назначении ответственных лиц за обращения с отходами и лиц, ответственных за охрану окружающей среды и т.д.)(Пункт 6.1.1)
• Приведены термины и определения в соответствии с действующей нормативной документацией
• Дополнено требованиями по организации проведения лабораторного контроля участниками строительного производства, требованиями к строительным лабораториям(Пункт 4.11)
• Дополнено организационными мероприятиями для обеспечения безопасной работы на строительной площадке, подразумевающими ограждение строительной площадки до начала любых работ и опасных зон работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов, установление информационных щитов и стенд пожарной защиты (пункт 4.5)
Учтены последние изменения и уточнения в редакциях следующих основополагающих документов: Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» – следовательно, уточнена терминология, исключен термин «эксплуатируемых», исключено указание объектов, на которые не распространяет свое действие свод правил.
Расширена область применения стандарта — дополнены указания в части особенностей строительства линейных сооружений (в соответствии с требованиями Технического задания).
Общие положения
Пункт 4.1 – исправлена ссылка на нормативно-техническую базу
Пункт 4.6 – дополнительно внесено требование по предоставлению приказов на ответственных лиц, которые присутствует в стандартной форме договора строительного подряда
Пункт 4.5 – Скорректирован перечень лиц, осуществляющих деятельность технического заказчика, в соответствии с действующей нормативно-технической базой (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»)
Пункт 4.6 – термин «управление стройплощадкой» заменен на «организация производства»
Пункт 4.7 – согласование изменений проектной документации проектировщиков в соответствии с действующими положениями нормативно-технической базы не допускается (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»)
Добавлены пункты в части организации государственного надзор на строительных объектах в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Скорректированы все базовые функции участников строительного проекта в соответствии с последними изменениями в действующей нормативно-технической документации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»).
Проектная и инженерная подготовка строительного производства
Учтены последние изменения и уточнения в редакциях следующих основополагающих документов: Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Пункт 5.6 – исключено требование передавать подрядной организации всю проектную документацию, так как это не предусмотрено действующим законодательством в случае двухстадийного проектирования (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»).
Пункт 5.7 – более подробно раскрыты требования к разработке проектов производства работ (в полном и неполном объемах)
Пункт 5.7.3 – скорректирована терминология в соответствии с последними изменениями в действующей нормативно-технической документации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»).
Строительное производство
Учтены последние изменения и уточнения в редакциях следующих основополагающих документов: Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,МДС 12-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты», МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ», МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ». Скорректирована терминология и основные функции участников строительства.
Добавлены пункт 6.2.3, указывающий на обязательность соблюдения требования экологической безопасности и охраны труда при производстве строительно-монтажных работ (в соответствии с действующими нормативными актами).
Пункт 6.2.6 – исключено указание четкого метража территории, прилегающей к строительной площадке и обязательно к уборке подрядной организацией. Данное требование является переменным в зависимости от условий конкретной строительной площадки и регулируется дополнительно.
Пункт 6.9 – Положения по утилизации (сносу и демонтажу) переработаны в соответствии с требованиями действующей нормативно-правовой базы (СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации»; Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 34/пр от 24.01.2019г. «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства»; Постановление Правительства Российской Федерации N 509 от 26 апреля 2019 года N 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства»)
Пункт 6.15 – Положения по консервации объектов переработаны в соответствии с требованиями действующей нормативно-правовой базы (Постановление Правительства Российской Федерации N 802 от 30 сентября 2011 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»)
Обеспечение качества готовой строительной продукции (строительный контроль, надзор и научно-техническое сопровождение)
Учтены последние изменения и уточнения в редакциях следующих основополагающих документов: Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»; Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Скорректирован состав контрольных операций при проводимом строительном контроле (входной, операционный, контроль качества готовой продукции), детерминированы требования к квалификации строительных лабораторий. Вводится понятие научно-технического сопровождения в соответствии с действующей нормативно-технической базой (ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»).
Источник8.3 Порядок освидетельствования скрытых работ
8.3.1 По мере готовности работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность здания и сооружения и если в соответствии с технологией строительства эти показатели не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но не позднее чем за три рабочих дня извещает застройщика (технического заказчика) и представителей авторского надзора о сроках выполнения соответствующей процедуры оценки соответствия в виде оформления актов освидетельствования скрытых работ.
8.3.2 Регламент актирования работ, качество которых не может быть проконтролировано после выполнения последующих работ, приведен в приложении В.
8.3.4 До устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов выполнение последующих работ недопустимо.
8.4 Работы в местах расположения действующих подземных коммуникаций
8.4.1 Земляные работы в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, должны производиться в соответствии с [2], [34], [35], [25], [21], [22], [23], [32], [24], [12], [33].
8.4.2 В соответствии с действующими правилами охраны подземных коммуникаций ответственный производитель работ должен не позже чем за три рабочих дня вызвать на место работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а при их отсутствии — представителей организаций, согласовавших проектную документацию.
8.4.3 При отсутствии в указанном месте работ эксплуатируемых коммуникаций и сооружений соответствующие организации обязаны официально уведомить об этом лицо, осуществляющее строительство.
8.4.4 Прибывшим на место представителям эксплуатирующих организаций предъявляются проектная и рабочая документация и вынесенные в натуру оси или габариты намеченной выемки. Совместно с эксплуатирующей организацией на месте определяется (шурфованием или иным способом), обозначается на местности и наносится на рабочие чертежи фактическое положение действующих подземных коммуникаций и сооружений. Представители эксплуатирующих организаций передают лицу, осуществляющему строительство, предписания о мерах по обеспечению сохранности действующих подземных коммуникаций и сооружений и о необходимости вызова их для освидетельствования скрытых работ и на момент обратной засыпки выемок.
8.4.5 Не явившиеся и не уведомившие об отсутствии на месте работ организации, эксплуатирующие коммуникации и сооружения, вызываются повторно за сутки с одновременным уведомлением об этом органов местного самоуправления, которые принимают решение о дальнейших действиях в случае повторной неявки представителей указанных организаций. До принятия соответствующего решения приступать к работам нельзя.
8.4.6 Ответственный специалист по организации строительства (главный инженер проекта) обязан проинструктировать машиниста землеройной машины о порядке разработки выемки и обозначить ясно различимыми из кабины знаками границы зоны, в пределах которой допускается механизированная разработка грунта. Оставшийся массив грунта, непосредственно примыкающий к подземному сооружению, разрабатывается вручную.
8.5 Снос объектов капитального строительства
8.5.1 Работы по сносу объекта должны выполняться в соответствии с проектом организации работ по сносу или демонтажу, включающим перечень зданий и сооружений, подлежащих сносу, а также необходимые технические решения по сносу, обеспечивающие безопасность строителей, населения, окружающей природной среды и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных коммуникаций. Разработка проекта организации работ по сносу или демонтажу осуществляется в соответствии с [20].
8.5.2 В целях строительства нового объекта капитального строительства (линейного объекта), реконструкции объекта (линейного объекта) разработка проекта организации работ по сносу объекта на территории строительной площадки осуществляется в порядке, установленном [2]. Разработка проектов организации работ по сносу объекта капитального строительства (линейного объекта) осуществляется в соответствии с [15] для строительства объектов капитального строительства.
8.5.3 О моменте взрыва, сжигания или обрушения сносимого здания или сооружения должны быть оповещены все находящиеся на строительной площадке, а также организация, эксплуатирующая прилегающую территорию. В случае необходимости должно быть выставлено оцепление.
8.5.4 До начала сноса объекта демонтируются: технологическое и специальное оборудование, контрольно-измерительные приборы и автоматика, инженерные системы, инженерное оборудование, санитарно-технические сети, дверные и оконные заполнения, ограждения балконов, лестничных маршей и парапетов.
8.5.5 Работы по договорам на снос объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, если иное не установлено в [2].
8.5.6 Снос зданий, строений и сооружений объектов осуществляется в соответствии с СП 325.1325800, [27].
8.5.7 Складирование и хранение применяемых (покупных и изготавливаемых собственными силами) материалов, изделий и конструкций в соответствии с требованиями проектной документации, рабочей документации на эти материалы, изделия и конструкции обеспечивает лицо, осуществляющее строительство.
8.5.8 Если в процессе проведения строительного контроля выявлены нарушения установленных правил складирования и хранения (оформлено соответствующее предписание), лицо, осуществляющее строительство, должно немедленно их устранить. Применение лицом, осуществляющем строительство, неправильно складированных и хранимых материалов и изделий должно быть приостановлено до решения вопроса о возможности их применения без ущерба качеству строительства лицом, осуществляющим строительство, застройщиком (техническим заказчиком) с привлечением, при необходимости, представителей проектной организации. Это решение должно быть документировано.
8.5.9 При производстве работ, связанных с устройством временных выемок и других препятствий на территории существующей застройки, лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает проезд автомобильного транспорта и проход к объектам путем устройства мостов, пешеходных мостиков с поручнями, трапов по согласованию с владельцем территории. После окончания работ указанные устройства должны быть вывезены с территории, а благоустройство территории должно быть восстановлено.
8.5.10 Места работ, временных проездов и проходов должны быть освещены в соответствии с действующими требованиями охраны труда [33], [34], [35].
8.6 Прекращение строительства и консервация объекта
8.6.1 Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
8.6.2 Застройщик (технический заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
8.6.3 Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (технический заказчик).
— лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
— сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
— размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядная организация), и утвержденного застройщиком (техническим заказчиком).
8.6.5 На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (технический заказчик) совместно с подрядной организацией (генеральной подрядной организацией) проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования, при этом:
— о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
— о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
— установка (монтаж) дополнительных конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временные);
— монтаж оборудования, применяемого для закрепления и вывешивания неустойчивых конструкций и элементов, или демонтаж таких конструкций и элементов;
— освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
— отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
— принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки;
— проведение консервации оборудования, обеспечивающей его сохранность на период до возобновления строительства.
8.6.8 Застройщик (технический заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядную организацию (генеральную подрядную организацию), орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
8.6.9 Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (технический заказчик).
ИсточникПроект. Порядок консервации объекта капитального строительства.
1. Порядок консервации объекта капитального строительства (далее — Порядок) применяется в случае прекращения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее — строительство) или их приостановлении более чем на шесть месяцев.
2. Застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта капитального строительства и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность выполненных конструкций и примененных материалов, а также безопасность объекта и территории для населения и окружающей среды в случаях:
необходимости прекращения ситуации, при которой останавливаются работы по созданию безопасности и сохранности объекта капитального строительства без перспективы их возобновления в соответствии с утвержденной проектной документацией и полученным разрешением на строительство;
необходимости прекращения ситуации, при которой останавливаются работы по созданию безопасности и сохранности объекта капитального строительства на срок более шести месяцев с перспективой их возобновления в будущем в соответствии с утвержденной проектной документацией и полученным разрешением на строительство.
3. Решение о прекращении или приостановлении строительства объекта, а также вопрос об источнике средств на покрытие расходов по консервации объекта принимает застройщик (заказчик).
Решение оформляется застройщиком (заказчиком) письменно.
В решении застройщиком (заказчиком):
определяются мероприятия по проведению консервации объекта капитального строительства;
назначаются ответственные (должностное лицо или организация) за сохранность и безопасность объекта, в том числе: оборудования, материалов и строительной площадки;
устанавливаются сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации, а также сроки выполнения работ по консервации.
В целях настоящего Порядка под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемый проектной организацией по договору с заказчиком. Техническая документация включает систему графических, расчетных и текстовых материалов, используемых при консервации объектов капитального строительства.
4. Дата прекращения или приостановления работ по строительству объекта капитального строительства определяется на основании записей в общем журнале работ.
6. Застройщик (заказчик), принявший решение о прекращении или о приостановлении строительства объекта, в течение 1 0 (десяти) календарных дней после его принятия извещает об этом лицо, осуществляющее строительство, орган, выдавший разрешение на строительство, а также соответствующий орган государственного строительного надзора в случае, если объект подлежит государственному строительному надзору.
7. В случае невозможности продолжения строительства и отказа или уклонения застройщика (заказчика) от принятия соответствующего решения, лицо, осуществляющее строительство, по истечении 7 (семи) календарных дней после письменного обращения к застройщику (заказчику) может самостоятельно принять решение о консервации строительства, если иное не оговорено в договоре строительного подряда.
8. Факт прекращения или приостановления строительства и состояние объекта в этом случае фиксируется актом, составленным лицом, осуществляющим строительство, с участием органа, выдавшего разрешение на строительство. В акте отражается информация о результатах переговоров с застройщиком (заказчиком) по вопросу прекращения или приостановления работ.
9. На основании принятого решения о прекращении или приостановлении строительства объекта застройщик (заказчик) совместно с организацией, осуществляющей строительство, проводит инвентаризацию выполненных работ с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие документации, материалов, конструкций, изделий и оборудования.
а) выполняются исполнительные схемы и чертежи с описанием состояния объекта, указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости:
примененных (смонтированных) на объекте, а также не использованных и подлежащих хранению оборудования, материалов и конструкций;
наличия сметной документации;
наличия исполнительной документации, включая журналы работ, акты освидетельствования скрытых работ, акты проведенных испытаний, опробований и иные первичные документы о соответствии (техническая документация).
10. В результате проведения работ по консервации объект должен быть приведен в безопасное состояние, при котором:
выполненные конструкции должны воспринимать проектные нагрузки (кроме временных);
неустойчивые конструкции и элементы смонтированного оборудования должны быть дополнительно закреплены или разобраны;
емкости и трубопроводы должны быть освобождены от опасных и горючих рабочих жидкостей, люки и крупные отверстия — закрыты или заварены;
технологическое оборудование должно быть приведено в безопасное состояние и обесточено;
коммуникации, в том числе временные, должны быть отключены или переданы территориальным службам, за исключением необходимых для обеспечения сохранности и безопасности объекта.
Кроме того, должны быть приняты необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу вовнутрь объекта и на территорию строительной площадки.
11. В случае принятия решения о возобновлении работ на объекте капитального строительства по приведению объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительных работ (расконсервация) застройщик (заказчик) проводит:
техническое обследование объекта, по результатам которого определяется необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за
период консервации конструктивных элементов или деталей строящегося объекта
внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию, с последующей государственной экспертизой этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации на данный объект капитального строительства, либо подготовку новой проектной документации.
Решение о возобновлении работ на объекте капитального строительства по приведению объекта, в состояние при котором возможно продолжение строительных работ (расконсервация), а также вопрос об источнике средств на покрытие расходов по расконсервации объекта принимает застройщик (заказчик).
Решение оформляется застройщиком (заказчиком) письменно.
12. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее, чем за 7 (семь) рабочих дней до возобновления строительства, направить в орган, выдавший разрешение на строительство, а также в орган, осуществляющий государственный строительный надзор, применительно к объекту капитального строительства, в отношении которого принято решение о возобновлении строительства, соответствующее извещение.
Источник