Третий пакет мер поддержки: закупки «под ключ», сокращение сроков оплаты по контракту, особенности казначейского сопровождения и другие изменения в законодательстве о закупках
В рамках реализации третьего пакета мер поддержки экономики и строительной отрасли, в частности в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 99018-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.
Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ, предусматривающие: установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», что позволит заказчикам: определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых «работ и оснащение объекта капитального строительства. упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.
· сокращение максимального срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2022 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
· наделение Правительства Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к участникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
· уточнение оснований для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами. В частности, вводится возможность рассмотрения вопроса о включении информации в такой реестр в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии надлежащих оснований;
· установление возможности до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;
· продление до 31 декабря 2024 г. ранее установленного до 31 декабря 2022 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений территорий для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Напоминаем, что ранее Правительство РФ приняло постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 417, в соответствии с которым уточняются сроки оплаты по договору, заключенному по результатам закупки, проведенной на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также расширен перечень оснований принятия органом контроля решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП), если надлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта, заключенного на основании Закона № 44-ФЗ оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В целях реализации решения Правительства России о повышенном авансировании государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году разработан и вынесен на общественное обсуждение проект проставления Правительства Российской Федерации «О случаях и порядке перечисления в 2022 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях».
В соответствии с положениями проекта постановления, предусматривается возможность оплаты по контрактам (договорам) на приобретение строительных материалов с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчиком по договору на приобретение строительных материалов в территориальных органах Федерального казначейства на расчетные счета в кредитных организациях, если такие строительные материалы приобретаются в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее – договор строительного подряда).
При этом, строительные материалы, которые могут быть оплачены с казначейского счета, должны быть включены в перечень строительных материалов, необходимых для исполнения договора строительного подряда. Этот перечень утверждается соответствующим заказчиком по договору строительного подряда, для исполнения которого закупаются строительные материалы, и представляется исполнителем (подрядчиком) по договору строительного подряда в территориальный орган Федерального казначейства, где размещены средства, за которыми осуществляется казначейское сопровождение. Территориальный орган Федерального казначейства, в свою очередь, при перечислении средств поставщику строительных материалов проводит проверку на соответствие перечня строительных материалов, утвержденного заказчиком, и перечня поставляемых по такому договору строительных материалов.
Оценка регулирующего воздействия в отношении указанного проекта постановления проводится до 11 апреля 2022 года.
ИсточникМинфин и Минстрой разъяснили особенности закупок в сфере строительства «под ключ»
Федеральный закон № 104-ФЗ от 29.04.2022 изменил ст. 3.1-3 223-ФЗ и прописал в ней возможность проведения строительных закупок «под ключ». Однако эти изменения вступают в силу с 01.07.2022. Но можно ли уже сейчас проводить закупки «под ключ»? На этот вопрос ответили Минстрой и Минфин в совместном письме.
Скачать совместное письмо Минфина и Минстроя от 18.05.2022 № 24-01-07/45863 / 21909-СМ/09 о проведении закупок «под ключ» по 223-ФЗ |
Разрешено ли сейчас проводить строительные закупки «под ключ»
Минфин и Минстрой в совместном письме от 18.05.2022 № 24-01-07/45863 / 21909-СМ/09 ведомства сделали вывод, что заказчики в настоящее время вправе проводить закупки по 223-ФЗ, которые предусматривают заключение договоров на строительство объекта капстроительства «под ключ».
- как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция;
- изменят правила обеспечения строительных контрактов «под ключ».
Напомним, что строительными закупками «под ключ» считаются процедуры, по результатам которых заключаются договоры, предусматривающие в их предмете подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, поставку оборудования, предусмотренного проектной документацией и необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности закупок «под ключ» в рамках 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Правовая основа для строительных закупок «под ключ»
В ч. 1 и 2 ст. 2 223-ФЗ закреплено, что порядок проведения закупок регулируется положением о закупке заказчика, в котором необходимо прописать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие положения, которые связаны с обеспечением закупки.
В 223-ФЗ нет норм, которые ограничивают возможность проведения заказчиками закупок, по результатам которых заключаются договоры на строительство объекта капитального строительства «под ключ».
Почему понадобились разъяснения
Разъяснения понадобились из-за возникающих вопросов о возможности проведения строительных закупок «под ключ» в рамках 223-ФЗ. Ответ на этот запрос обеспечен разработкой изменений, которые закреплены в ст. 3.1-3 223-ФЗ. Эту статью изменил Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022 и закрепил в ней возможность проведения строительных закупок «под ключ». Но эти изменения вступают в силу с 01.07.2022, и с этого дня правовая определенность будет достигнута.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.
Источник