Критерии включения объектов строительства в Единый реестр проблемных объектов
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на базе Единой информационной системы жилищного строительства с 1 июля 2019 года создан Единый реестр проблемных объектов.
Единый реестр проблемных объектов формируется в соответствии с критериями, определенными на законодательном уровне:
- В отношении застройщика введена процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- В отношении объекта долевого строительства нарушены сроки завершения строительства более чем на 6 месяцев
- Нарушены сроки передачи объекта долевого строительства гражданам – участникам долевого строительства более чем на 6 месяцев
В соответствии с законодательством застройщики обязаны размещать в Единой информационной системе жилищного строительства актуальную информацию об объектах строительства. На основе полученных данных, а также с учетом поступившей информации из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, с помощью автоматизированных алгоритмов системы осуществляется внесение домов в Единый реестр проблемных объектов.
BIM 106 Управление информацией объекта строительства, «цифровой двойник» и моделирование
Если застройщики не актуализируют информацию и не прикрепляют разрешения на ввод дома в эксплуатацию, это может привести к их включению в Единый реестр проблемных объектов. Такие застройщики обязаны внести в систему достоверную информацию и разместить необходимые документы.
Дополнительно по каждому дому заявить о проблеме строительства могут граждане – участники долевого строительства, для этого на портале наш.дом.рф создана специальная форма обратной связи с просьбой о проверке объекта строительства на предмет соответствия критериям проблемного объекта. В отношении таких объектов публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» проводится проверка, по результатам которой объект строительства может быть внесен в Единый реестр проблемных объектов в соответствии с законодательством.
Актуализация данных в Едином реестре проблемных объектов происходит автоматически, информация обновляется на ежедневной основе.
ИсточникКритерии проблемного объекта строительства
Внимание! Положения данного документа применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ, в случаях, установленных статьей 25 указанного Закона.
Долгострои без обманутых дольщиков могут исключить из реестра проблемных объектов.
Статья 23.1. Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов
(в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ)
1. Единый реестр застройщиков является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный перечень юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее — проблемные объекты).
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
1.3. При формировании единого реестра проблемных объектов единая информационная система жилищного строительства должна обеспечивать возможность категорирования проблемных объектов исходя из:
1) наличия или отсутствия договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении проблемных объектов;
2) наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо определения арбитражного суда о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика, вынесенных в соответствии со статьями 201.10 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
3) отнесения проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения в соответствии с разрешением на строительство.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
1.4. Основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов является:
1) ввод соответствующего объекта в эксплуатацию;
2) вынесение определения арбитражного суда о передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в соответствии с пунктом 20 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае принятия Фондом решения о финансировании выплаты возмещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) погашение субъектом Российской Федерации требований всех граждан — участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований в порядке, установленном субъектом Российской Федерации;
(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
4) отсутствие обязательств застройщика перед гражданами — участниками строительства по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении соответствующего проблемного объекта, в случае, если в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) выплата всем гражданам — участникам строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства соответствующего проблемного объекта, включенного в единый реестр проблемных объектов, страхового возмещения в рамках договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору об участии в долевом строительстве;
(п. 5 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
6) устранение застройщиком оснований включения объекта в единый реестр проблемных объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, путем внесения изменений в разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, предусматривающих продление срока его действия, при условии внесения соответствующих изменений о сроке действия разрешения на строительство в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства и изменения предусмотренных договорами участия в долевом строительстве сроков передачи застройщиком объектов долевого строительства всем участникам долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и (или) прекращение производства по делу о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(часть 1.4 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
2. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Состав сведений единого реестра застройщиков, единого реестра проблемных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. Сведения, являющиеся основанием для исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов, размещаются контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с формой, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сведения, содержащиеся в едином реестре застройщиков, едином реестре проблемных объектов, являются открытыми, общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.
ИсточникКритерии проблемного объекта строительства
С конца февраля у должностных лиц появилось больше полномочий для включения объекта недвижимости в реестр проблемных. Об этом рассказал заместитель председателя правительства края – министр строительства и архитектуры Александр Золотарев на совещании в ведомстве.
С конца февраля у должностных лиц появилось больше полномочий для включения объекта недвижимости в реестр проблемных. Об этом рассказал заместитель председателя правительства края – министр строительства и архитектуры Александр Золотарев на совещании в ведомстве.
Это стало возможным благодаря утвержденному в январе приказу Минстроя России от 24.01.2018 года «О внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан . ». Документ вносит четыре основных изменения, которые помогут признать человека обманутым дольщиком.
С девяти до шести месяцев сокращен срок исполнения застройщиком обязательств по передаче ключей от квартиры собственнику, после которого граждане смогут потребовать включения их жилья в так называемый реестр проблемных объектов. Второе важное изменение касается процедуры банкротства застройщика. Теперь не придётся ждать окончания этой достаточно долгой процедуры, которая может длиться на протяжении нескольких лет, объект можно будет признать проблемным после ее начала в отношении застройщика.
– Данная инициатива позволит более объективно оценить число пострадавших граждан от недобросовестных застройщиков, – отметил министр. – Это еще один шаг в правильном направлении, ведь признание объекта проблемным дает право дольщикам рассчитывать на решение их вопроса.
Оставшиеся нововведения устраняют формальные препятствия для признания строящегося объекта проблемным. Так, он сможет быть включен в перечень даже в случае нарушения застройщиком первичного плана проектной документации. Кроме того, если страховщик застройщика находится в одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, то наличие такого договора страхования ответственности застройщика перестает быть препятствием для отнесения гражданина к числу пострадавших.
На одном из рабочих совещаний, посвященных долевому строительству, Губернатор Владимир Владимиров отметил, что за четыре года в крае сократилось число проблемных объектов на 11 домов, а 958 ставропольцев восстановили свои права. Он также подчеркнул, что необходимо продолжить работу в том же темпе, потому что люди не должны оставаться с проблемой один на один.
Напомним, что президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию дал четко понять, что от долевого строительства нужно уходить в целях защиты интересов граждан.
— Люди, которые вкладывают свои деньги в строительство жилья, должны быть надёжно защищены. От долевого строительства нужно поэтапно переходить на проектное финансирование, когда риски берут на себя застройщики и банки, а не граждане, — сказал Владимир Путин.
Источник