Ведь собственно говоря, именно из за непонимания зачем оно нужно 99% частных застройщиков никогда его не делают. И как следствие, переплачивают в среднем 50-100 тысяч рублей.
Основной и пожалуй единственный аргумент противников проектирования это то, что он не нужен. «Не выгоден, монтажники сами сделают, всегда делали без проекта и работало, а чего там считать, Куплю с запасом,…», и огромное множество других аргументов подобного рода.
А что значит не нужен ? Говоря более точно, под ненужен принимается то, что он невыгоден. То есть затраты на проект не превышают выгоды от его наличия.
И вот здесь основная ошибка. Проект выгоден и выгоден серьёзно. Ведь собственно всё проектирование и существует с целью экономии. Других причин для его существования нет.
Проект – нужен только для экономии.
Как на этапе монтажа и настройки так и на этапе эксплуатации.
Но это всё слова. Далее на примере конкретного частного дома я объясню, в чём же выгода от проекта, а так же почему его нельзя заказывать вместе с услугой монтажа.
Технический дизайн-проект. 100 проектов спустя.
Два основных аспекта экономии на проекте это:
- Первоначальные затраты на материалы, работы, настройку.
- Отсутствие затрат на переделку, поскольку всё сделано правильно.
Начну со второго пункта. Вернее с его игнорирования! Кто сказал что система сделанная без проф. проекта потребует переделки? Сотни тысяч-миллионы домов были построены без всяких проектов, и ничего, работают, и работают нормально. Есть конечно проблемы, но их весьма немного.
Поэтому этот пункт следует считать приятным дополнением, не более.
Проект- существенно снижает затраты на материалы и работы.
Объясню на части материалов составляющих серьёзную сумму затрат.
Радиаторы.
Перво-наперво , возникают вопросы как выбрать: радиаторы, котёл, тёплые полы. Как понять будет ли тепло ? Хватит ли одних тёплых полов? Будет ли конденсат на окнах? И.т.д.
Основной и фактически единственный метод которым оперирует большинство людей при выборе это — 100Вт батарей на м2 площади, ну и запас так в 1,2-1,5 раза на всякий случай. Поэтому есть ещё и такой вариант (секция радиатора на м2 площади). И да, этого действительно хватает всегда.
Сколько я не делал расчётов, 150Вт/м2 у меня не получалось никогда. Кажется ну и всё вот оно решение, всё понятно проект не нужен. Но в реальности получается, что для современного дома в среднем хватает 65Вт/м2. Но потребление тепла неравномерно. Некоторые помещения имеют расход 20 Вт/м2 А некоторые и 120 Вт/м2. Поэтому покупая по максимуму, проблем с теплом не будет, брать так сказать с запасом, но вот цена вопроса…
Для дома с площадью комнат 150 м2 С высокой долей вероятности будет куплено 150 секций радиатора (пусть Global VOX-500) При цене секции 450 рублей это 67500 рублей только на радиаторы.
В случае если делать расчёт то типичный дом это средние потери 65Вт/м2 или 150*65=9750Вт
Или 51 секция (190 Вт секция) 51*450=22950 руб.(В каждую комнату сколько нужно)
Недорогой качественный дом
Только на радиаторах переплата 44550 руб.
Тут многие законно возразят а не слишком ли
По факту же поменяли лишь обложки, а большая часть содержания осталась прежней, были внесены лишь небольшие изменения в отдельных нормах. Результат — мы имеем сырые, не адаптированные к современному строительству и федеральному законодательству нормы, по которым от нас требуют жить… И это параллельно с увеличением объёма и сложности необходимого комплекта проектной документации. О каком качестве и развитии отрасли может идти речь?
Новый рабовладельческий строй
На проектном рынке можно выделить три основных сегмента. Это частные заказы, на которые приходится около 10% объёма. Это маленькие проекты для физлиц и маленькие суммы, которые обычно разбирают шабашники и фрилансеры. Второй сегмент — это всякие производственные и строительные предприятия, коммерческие структуры.
На них приходится примерно половина рынка, и это самые интересные и выгодные для проектировщиков заказы. Здесь больше объём работ, больше суммы контрактов, и сроки оплаты приемлемые. Многие из заказчиков этого сегмента стараются работать с постоянными подрядчиками и заключают контракты напрямую, а некоторые проводят свои внутренние торги.
Например, у тех же «крупняков», вроде компаний «Т Плюс» или «Горэлектросеть», довольно жёсткие требования к проектным организациям и очень высокая конкуренция. Чтобы к ним заявиться на конкурс, нужно собрать гигантскую пачку бумаг.
Но это того стоит, потому что у того же ПАО «Т Плюс» есть стратегия развития, и каждый год они выделяют приличные суммы на реконструкцию сетей по городу, на модернизацию ТЭЦ и многое другое. Фирмы заявляются со всей России. Бывает, что участники торгов из других регионов дают самую низкую цену и уволакивают заказы себе. У них схема – находят аукцион, сбивают цену и отдают работу шабашникам, которые делают проект за копейки. При этом за качеством они не гонятся, им главное сделать подешевле.
И наконец, третий сегмент — государственные и муниципальные закупки, это процентов 40 от рынка. Здесь поле довольно хорошо зачищено и не каждая фирма на него зайдёт, а если зайдёт, то сотню раз пожалеет. Почему? Во-первых, всеобщая бюрократия.
Чтобы аттестоваться на электронной площадке и зарегистрироваться на аукцион, нужно каждый раз собирать огромную пачку бумаг, начиная с уставных документов и заканчивая кучей всяких справок. Причём на одни и те же аукционы для одного и того же заказчика на одной и той же площадке приходится регулярно брать одни и те же справки в налоговой или выписки из ЕГРЮЛ. Хотя по идее эти данные должны находиться в единой базе и устроители аукциона могут самостоятельно их проверить, сделав запрос. Но вместо этого приходится постоянно заказывать эти справки, собирать, некоторые – долго ждать, за многие справки надо платить, и каждый раз это нужно делать самим проектировщикам, хотя все эти документы есть в общем доступе.
Во-вторых, на стадии рассмотрения заявок часто начинается крючкотворство со стороны организаторов торгов. Многие заказчики до сих пор не знают, как правильно организовать конкурс, какие условия выставить, и практически во всех аукционах есть какие-то косяки и ошибки, когда информация либо неправильно внесена, либо часть её отсутствует. И когда ты участвуешь в аукционе, то по сути вытягиваешь кота в мешке. То есть по аукционному заданию может быть одна картина, а когда приступаешь к работе, картина уже другая. Но цену поменять уже нельзя, и тебе просто приходится выполнять взятые на себя обязательства.
Причём очень часто у заказчика размыта ответственность, то есть нет конкретных лиц, которые отвечают за исполнение этого контракта. И все дополнительные трудности, которые возникают и которые по закону должен решать заказчик, сваливаются на проектировщика.
Не хватает документации – сходи, получи сам, какие-то согласования нужны, которые по закону должен делать заказчик, – иди делай сам. Вот и получается, что когда проектировщик заходит на торги, он должен быть готов к тому, что будет делать не только свою основную работу, но и работу заказчика — получение исходных данных, разрешительной документации, согласование с разными инстанциями.
То есть работать за себя и за того парня. И отказаться нет возможности, потому что тогда начнутся проблемы – тебя занесут в чёрный список и больше ты не сможешь работать с муниципальными заказами. Подписывая контракт, где ответственность подрядчика априори в разы превышает ответственность заказчика, ты по сути становишься заложником. Такой раб на галерах, который вынужден делать всё, что тебе скажут, иначе тебе просто не заплатят денег. К тому же, как правило, на государственных аукционах аванса нет, ты делаешь всё за свой счёт, а потом долго и упорно выбиваешь деньги.
Закон — что дышло
С государством нашим вообще хорошо бы иметь как можно меньше дел. Но работа проектировщика, увы, очень тесно связана с деятельностью чиновников. Например, к ним приходится идти, когда нужно узаконить перепланировку квартиры своего клиента или сделать госэкспертизу.
Не знаю, зависит ли доход сотрудников этих структур от количества найденных нарушений, но у меня складывается ощущение, что так оно и есть. Их начальство видимо думает, что если ты ничего не нашёл, значит ты плохо работал. Если не к чему придраться, начинают придираться к мелочам, высасывать из пальца. Причём не с точки зрения целесообразности или безопасности решений, а чисто по формальным признакам и даже по оформлению – линия не той толщины или шрифт неправильно выбран.
А с другой стороны, полно примеров, когда действует чьё-то лобби и чиновники согласуют всё что угодно, даже с реальными нарушениями. То есть золотой середины нет, когда бы были одинаковые требования для всех. Либо придираются к каждой запятой, либо пропускают, даже не разбираясь в деталях или закрывая глаза на определённые решения.
И вот эта система либо тотальной проверки, либо поиска обходов, она и породила такой инструмент, как негосударственная экспертиза. Потому что раньше госэкспертиза, во-первых, не справлялась с объёмом работы, а во-вторых, очень долго делалась, нормативный срок проверки проектов у них три месяца. А негосударственная экспертиза делается в пределах двух недель. Это, в принципе, рынок.
Возник спрос, пролоббировали его на государственном уровне и создали предложение – госэкспертизу законодательно приравняли к государственной, и теперь её проходят только бюджетные объекты, для которых она обязательна. А все, кому надо либо по быстрому пройти, либо формально, либо с отклонениями, идут в негосударственную экспертизу. Там платишь деньги и тебе дают заключение.
Таких фирм огромное количество, можно даже в Москве найти фирму, которая ничего не будет смотреть, а просто возьмёт с тебя определённую сумму и выдаст положительное заключение. Потом ты идёшь с ним в администрацию получать разрешение на строительство, и они не имеют законных оснований для отказа, хотя по факту проект выполнен с нарушениями. То есть они сами эту систему породили, а теперь сами от неё страдают.
Не секрет, что крупные застройщики лоббируют свои интересы, в том числе и законными методами, пользуясь дырками и лазейками в законодательстве. Закон что дышло – этот слоган в строительной сфере очень даже действует. В параллельной вселенной, где всё устроено правильно , есть свод законов, и каждая норма в нём утвердительная: должно быть так.
А у нас: должно быть так, но если не так, то можно вот так, ну или в крайнем случае вот так, а если совсем никак, то можно попробовать вот так. Сноски со звёздочками, исключения из правил, нет чётких параметров прописанных, а значит можно трактовать, как хочешь. Есть много нормативов, которые друг другу противоречат, и всегда под себя можно выбрать нужный и обосновать. И тут уже победа бывает за теми, у кого более опытные и грамотные юристы.
Яркий пример — ограничение этажности в исторической части города. Институт выдачи разрешений на отклонения существует, но с определёнными условиями. Надо обосновать и доказать, что нужно так, а не по-другому. Но формально это обещание администрации осталось на словах. Они сделали первые шаги в этом направлении, но этого недостаточно.
Застройщики ссылаются на федеральное законодательство, где такие прямые запреты отсутствуют, и все эти ограничения легко обходят. Вряд ли администрация тянет с этим вопросом сознательно, скорее, это обычная бюрократия. Плюс низкая эффективность работников администрации. Никто не старается ускорить, модернизировать, улучшить. Плывут по течению.
Появляется общественный запрос с протестами, они начинают реагировать и какие-то шаги делают. Общественный запрос затихает, и они тоже останавливаются.
Ещё проектировщикам приходится ходить на публичные слушания, но это бывает довольно редко. Если в проекте есть что-то не совсем законное либо там есть нюансы, которые надо продавить, то как правило привлекают тяжелую артиллерию, то есть кого-то из руководства компании-застройщика. На проектировщиков ссылаются уже в последнюю очередь.
Есть исключения, когда проектировщик тесно связан с застройщиком, тот же Константин Павлов, он вместе с КССК ходит на публичные слушания, и у них там чёткое распределение ролей. Павлов давит авторитетом, бросается терминами и пытается взывать к тому, что участники слушаний не специалисты и не могут судить о проекте профессионально. А представитель застройщика при необходимости уже включает грубую силу и административный ресурс. Но это скорее исключение, чем правило.
Шабашки поощряются
К сожалению, проектный рынок, упав в 2008 году во время кризиса, так и не поднялся. Соответственно, практически не изменились за эти годы и доходы специалистов. Средняя зарплата в проектных организациях для рядового инженера – от 10 до 15 тысяч. Среднее звено – руководители групп, главные инженеры проектов – получают от 15 до 30.
Обычно оплата складывается из фиксированной части и премии за выполненную работу. На одну зарплату прожить не реально, у всех семьи, дети, ипотека. Поэтому практически все проектировщики шабашат. Приходишь вечером с работы домой, и весь вечер и ночь сидишь, работаешь, дополнительные денежки зарабатываешь.
Чем опытнее и квалифицированнее ты как инженер, тем более серьёзные и денежные шабашки ты можешь брать. У хороших инженеров уровень дополнительного дохода больше, чем зарплата.
Шабашки появляются разными путями. Какие-то коллеги подкидывают, что-то на форумах по объявлениям находится, сарафанное радио хорошо работает. А иногда шабашки может предложить сам руководитель на основной работе. Конфликта интересов тут нет. Он предлагает своим работникам сделать проект в нерабочее время за неофициальную зарплату.
Например, документация стоит 50 тысяч, но если сотрудник будет брать эту работу официально, то фирма заплатит ему 20 тысяч рублей в виде зарплаты. А если он возьмет её как шабашку и будет делать по вечерам, то ему заплатят десятку, но уже сверх зарплаты. Получается, и у работодателя остаётся больше денег, и сотрудник доволен лишней десяткой. Вот такая экономика.
В целом, несмотря на все очевидные минусы сегодняшнего дня, я не жалею, что пошёл в эту профессию. Но связывать всю жизнь с проектированием я не собираюсь и в ближайшее время хочу уйти в смежные сферы, например, в строительную экспертизу и оценку. Это и менее затратно по времени, и более прибыльно.
Источник: kirov-portal.ru