Новая хордовая автотрасса протяженностью 1600 км будет проходить по территории Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской, Самарской областей, Татарии и Башкирии / Сергей Мальгавко / ТАСС
Следующим мегапроектом инфраструктурного строительства в России после завершения автодороги М12 Москва – Казань – Екатеринбург может стать Юго-Западная хорда, которая свяжет регионы Урала и Поволжья с Краснодарским краем. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Строительство объекта, по его словам, планируется начать в конце 2023 г.
К этому времени, по словам топ-менеджера, должна полностью освободиться техника для производства земляных работ (экскаваторы и бульдозеры) со стройки М12 и ее можно будет перенаправить на подготовку территорий для строительства хорды. Петушенко не исключил, что для финансирования объекта будет применяться механизм концессии. Он напомнил, что стройка М12 оплачивается из бюджета только на 60%, а остальное «Автодор» привлекает с рынка через облигационные займы. Этот вариант также рассматривается для хорды, пояснил он.
Анатомия агентов влияния
Стоимость строительства Юго-Западной хорды, а также объем финансового участия государства в проекте Петушенко не назвал. Хорда фигурирует в аналитическом исследовании «ВТБ капитала» «Инвестиции в транспортную инфраструктуру в 2020-х гг.», датированном августом 2021 г. Аналитики поместили его в графу «Проекты, которые могут быть реализованы с привлечением внебюджетного финансирования, но модель реализации еще не определена» наряду с водным коридором Каспий – Азов. Стоимость хорды обозначена там на уровне 1,3 трлн руб.
Но урало-кавказский транспортный мегапроект может столкнуться со сложностью привлечения средств от государства. Как сообщили «Ведомости» 4 июля, сейчас правительство обсуждает планы по сокращению бюджетного финансирования крупных госпрограмм в 2023–2025 гг. Больше всего расходов планируется снять с госпрограммы «Развитие транспортной системы»: 390 млрд руб. за три года и примерно по 130 млрд ежегодно.
«Ведомости» направили запросы в Минфин и Минтранс.
Автотрасса М12 до Казани выросла в цене на 200 млрд рублей
Самую идею необходимости в стране некоего инфраструктурного мегапроекта по примеру плана электрификации страны в 1920-е гг. (ГОЭЛРО) Петушенко высказывал в интервью «Ведомостям» год назад. Тогда этим проектом стало строительство скоростной автотрассы до Казани с продлением до Екатеринбурга. Согласно поручению президента Владимира Путина, объект должен быть сдан в эксплуатацию в 2024 г.
Новая хордовая автотрасса протяженностью 1600 км будет проходить по территории Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Саратовской, Астраханской, Самарской областей, Татарии и Башкирии, следует из материалов госкомпании, которые есть у «Ведомостей». На дороге будет по 4–6 полос для движения в каждом направлении, протяженность платных участков составит до 500 км и будет уточнена в ходе проработки проекта.
С чего начать СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА? / Загородный дом с нуля своими руками!
Проектом предусматриваются поэтапное строительство и реконструкция более 20 участков автодороги. На первом этапе в проект включены обходы Саратова, Сызрани, Тольятти, Волгограда, Астрахани, юго-западный обход Краснодара, а также отрезок дороги от М4 «Дон» до обхода Волгограда и отдельные участки реконструкции. В итоге время в пути от Уфы до Краснодара составит 18 часов, ожидает «Автодор».
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Flipboard
Ведомости в Tenchat
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Источник: www.vedomosti.ru
Власти Татарстана определились, где построят Соборную мечеть Казани. На месте парка «Кырлай»
Рассказываем, как будет выглядеть культовый объект и за чей счет его возведут.
В этом году Россия, в том числе Татарстан, отметит важную дату — 1100-летие со дня принятия ислама Волжской Булгарией, предопределившего формирование уникальной российской цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока. В честь праздника мусульмане Татарстана выступили с инициативой создания большой Соборной мечети. Это предложение внесли в федеральный план основных мероприятий по подготовке и празднованию юбилейной даты.
Где расположится Соборная мечеть?
Месторасположение Соборной мечети было, пожалуй, главной интригой на протяжении всего времени, с тех пор как стало известно о проекте. В качестве локации предлагали и парк Тысячелетия Казани, и территорию Ривьеры, и окраину города. В последние несколько месяцев всерьез велись обсуждения о том, что храм могут построить на берегу Казанки прямо у центра семьи «Казан».
Там даже планировали засыпать участок реки, чтобы увеличить территорию под строительство. Однако ни один из вышеперечисленных вариантов так и не утвердили. Местом для возведения исторического объекта выбрали территорию парка аттракционов «Кырлай».
— Местоположение будущей мечети отвечает всем принципам строительства уникальных объектов общероссийского значения. Площадка под строительство находится в историческом центре Казани. Она хорошо доступна в транспортном отношении для всех районов города. Будущая мечеть будет хорошо обозреваема со стороны Волги и служить важным ориентиром в городском пространстве. Расположение мечети напротив Кремля, находящегося под охраной ЮНЕСКО, создает архитектурно-пространственный диалог древнего Кремля, смотрящего в прошлое, и новой Соборной мечети, обращенной в будущее, — прокомментировала геолокацию храма доктор архитектуры, профессор Института архитектуры и дизайна КГАСУ Галина Айдарова.
По словам эксперта, Соборная мечеть только улучшит архитектурный ансамбль правого берега Казанки, создав крупный, но соподчиненный Кремлю объект, который будет композиционно обогащать акваторию Казанки наряду с Кремлем, Кул-Шарифом, собором Казанской иконы Божией Матери.
Почему выбрали именно это место?
Эта территория обладает рядом неоспоримых преимуществ, утверждает руководитель исполкома столицы Рустем Гафаров.
— Здесь проходят популярные маршруты общественного транспорта, недалеко станция метро. Добраться с любой окраины города сюда можно будет без всяких проблем. Для тех, у кого свой автомобиль, будет большая парковка. А самое главное — вся прилегающая территория останется парковой. Я уверен, здесь все будет гармонично.
Это самое достойное место для Соборной мечети, — объяснил он.
Как мечеть будет выглядеть?
Внешний вид Соборной мечети на сегодня совершенно не определен. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, в Казани с 1 апреля стартовал специальный международный конкурс на лучшую концепцию храма. В нем могут принять участие абсолютно все желающие архитекторы со всего мира. С другими подробностями можно ознакомиться на сайте.
Всего конкурс продлится три месяца. Итоги работ огласят 8 июля в канун праздника Курбан-байрам. По словам исполнительного директора республиканского фонда содействия духовно-нравственному развитию общества «Игелек-Доброта» Ильнура Рахимова, жюри во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым определят как минимум шесть финалистов и в конце — трех призеров. Победитель получит за свою идею 2,5 млн рублей. Обладатель второго и третьего места — миллион и 500 тысяч рублей соответственно.
— Мы очень надеемся, что Соборная мечеть займет достойное место среди памятников архитектуры и станет дополнительной точкой притяжения и для туристов. В первую очередь в конкурсе мы сконцентрируем внимание на фасадном решении будущего храма, — рассказал спикер.
Кроме того, Рахимов сообщил, что в техническом задании в условие конкурса организаторы не вносили много конкретики, чтобы не сужать фантазии участников. Для них нет никаких ограничений и в плане стилистики. Есть требование лишь к прилегающей территории, чтобы она была в едином архитектурном ансамбле с храмом.
Что с названием храма?
Название для Соборной мечети Казани выберут путем народного голосования, пообещал заместитель премьер-министра республики Шамиль Гафаров.
— У нас много интересных направлений, сословий, мнений. Какое имя дашь ребенку, то на роду у него и будет написано. Будем советоваться и обсуждать с жителями Казани, прихожанами. Пока мы говорим, что начинаем строительство Соборной мечети в год 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией, — отметил спикер.
Сколько людей сможет вместить?
Соборная мечеть должна вмещать в себя 10 тысяч прихожан единовременно. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин призвал казанцев не смущаться этой цифры. По его словам, в России есть мечети с ещё большей вместимостью, вплоть до 30 тысяч посетителей, например, в Чечне.
— Цифры не должны никого пугать. Это нормально, это зов времени. Тем более что Казань задает тон развитию ислама всей нашей страны. Это город первого печатного Корана. В этом году Казань стала Молодежной столицей ОИС. Здесь реализуется деятельность стратегической группы «Россия — Исламский мир».
Фактически Казань — это ворота России во весь исламский мир, — сказал он.
Муфтий подчеркнул, что в Казани уже давно назрела необходимость создания большой мечети, где могли бы умещаться все желающие совершить намаз.
— К сожалению, а может, к счастью, есть потребность большой площадки, где мы все вместе могли бы собраться в праздничный день. Сегодня священный день — пятница, проходя мимо мечетей, вы можете увидеть, что много людей молятся на улице (на праздничные намазы Ураза-байрам и Курбан-байрам в казанские мечети приходит более 30 тысяч человек. — Ред.). Мы все нуждаемся в том, чтобы у нас была большая мечеть, где мы сможем вместе помолиться. Это будет не только место молитвы, это некий духовно-просветительский центр, — добавил лидер татарстанской уммы.
Сколько стоит?
Сколько денег потребуется на возведение объекта, ни один из экспертов ответить сейчас не может, потому что сметную стоимость Соборной мечети определят после подготовки проекта мечети.
— Сегодня мы открываем конкурс на эскизный проект. Потом на основании эскизного проекта будем создавать сам проект. После этого он должен будет пройти экспертизу. Затем появится окончательная стоимость данного проекта, — объяснил Шамиль Гафаров.
Кроме этого, спикер подчеркнул, что из года в год идет удорожание строительных материалов, а также инфляция, что тоже скажется на финальной сумме.
— Примерную стоимость мы можем посмотреть, ориентируясь на мечети, рассчитанные на 10 тысяч человек, — отметил он.
На чьи деньги планируют вести работы?
На строительство мечети не будут привлекать средства из республиканского бюджета, заявил Шамиль Гафаров. По его словам, расходы возьмут на себя меценаты, а также фонд «Игелек-Доброта».
Вице-премьер Татарстана напомнил, что это уже не первый большой проект, построенный силами благотворителей. Мечеть Кул-Шариф в свое время была возведена так же за счет пожертвований.
— Кто хочет вписать свое имя в историю, может помочь финансово через фонд «Игелек-Доброта», — добавил он.
Когда начнется стройка?
Стройка начнется осенью этого года. А первый камень в основание храма заложат уже 20 мая. А вот когда мечеть откроет свои двери для верующих, пока неизвестно.
— Сколько будет идти строительство, мы сказать не можем. И как будут идти пожертвования. Наша задача — приложить все усилия, чтобы начать работы в этом году, — сказал Гафаров.
А что с парком «Кырлай»?
Все аттракционы демонтируют, соответственно, парк закроется. Вместо него в городе откроют новый, с новыми развлечениями. Пока власти столицы не уточняют ни сроков, ни места открытия другой площадки развлечений.
— Казань не останется без парка аттракционов. Мы уже получали обратную связь, что какие-то аттракционы в «Кырлае» устарели. Говорить, где будет новый парк с хорошими аттракционами, мы не можем. Подбираем вместе с хозяевами аттракционов, — пояснил Рустем Гафаров.
Заместитель премьер-министра республики подчеркнул, что и мэр Казани Ильсур Метшин пообещал, что место для нового парка будет подобрано в наиболее выгодном месте для посещений гостями и жителями города.
К слову, на сегодня в парке нет никаких видимых изменений. На территорию не впускает охранник. В нем безлюдно. Стоят лишь два грузовика, да и те без дела.
Что появится на месте засыпки Казанки у «Чаши»?
Как свято место пусто не бывает, так и участок Казанки, который планировался под строительство мечети, не оставят без дела. Там возведут новое общественное пространство.
— Создается искусственный земельный участок на территории реки. Сам по себе этот проект является уникальным для России. Он создается по всем законам и канонам государственности и принятых документов, не нарушая акватории и флоры Казанки, — добавил Гафаров.
Вице-премьер подчеркнул, что все работы проходят согласование более 20 федеральных ведомств и министерств.
— 11 апреля по этому поводу состоятся общественные слушания. В первую очередь будет рассматриваться вопрос воздействия на окружающую среду. Но других вариантов, кроме парка… В этой части у нас их не хватает, — добавил Рустем Гафаров.
Источник: kazanfirst.ru
До 2 млн врачам и учителям: какую помощь предлагает государство тем, кто хочет переехать в село
7 сентября Владимир Путин на Восточном экономическом форуме объявил о продлении программы «Дальневосточная ипотека» со ставкой до 2% годовых. Это не единственная программа по переезду, которой могут воспользоваться россияне. Рассказываем, какие выплаты можно оформить при переезде в сельские поселения, в том числе на Дальний Восток, и какие специалисты востребованы в малых населенных пунктах.
Сельская ипотека
В этом году премьер-министр России сделал льготной сельскую ипотеку. По ней ставка не превышает 3%, а срок кредитования составляет 25 лет. Ее выдают всем россиянам, которые покупают жилье в сельской местности.
Чтобы получить сельскую ипотеку, заявитель должен самостоятельно подобрать жилье и обратиться в банк. Точный список документов нужно выяснять в банке, каждый кредитор может установить свои правила. Но паспорт, копия трудовой книжки и трудовой договор, справка о доходах, СНИЛС, отчет об оценке стоимости недвижимости, выписка из ЕГРН понадобятся.
Программа повышения трудовой мобильности
В регионах, где наблюдается нехватка специалистов и работников, действуют программы по переселению. Эти субъекты ожидаемо находятся на востоке и севере страны: Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская области, Еврейский автономный округ, Магаданская, Тамбовская, Ульяновская, Сахалинская области, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Забайкальский края, республики Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Чукотский АО.
На сайте «Работа в России» можно найти вакансии по всей России, но чтобы воспользоваться финансовой поддержкой на переезд и адаптацию, в первую очередь стоит обратить внимание на вышеназванные регионы. В некоторых регионах выплачивают надбавку к зарплате в течение одного года.
Если работник решит расторгнуть договор до истечения одного года сотрудничества, то он обязан возместить все расходы по его переезду и трудоустройству. Если его увольняют, то компенсировать ничего не нужно.
При переезде можно выбрать вакансии в городах с населением менее 50 тыс. человек, тогда можно участвовать и в других программах, в том числе взять сельскую ипотеку.
А какие профессии востребованы в сельской местности?
Это зависит от отраслевого характера региона. В Архангельске, например, можно встретить много вакансий в судостроительных компаниях, а в Бурятии и Магадане — в золотодобыче. Совершенно точно нужны доктора, медсестры, педагоги и работники культуры — для них разработаны специальные программы.
Программа «Земский доктор»
Это программа поддержки медицинских работников — врачей и фельдшеров, которые готовы переехать в сельскую местность и отдаленные районы. Возраст не важен — это могут быть как молодые специалисты, так и люди предпенсионного возраста. С 2022 года поддержкой могут воспользоваться студенты-медики и выпускники медколледжей, которые вернулись в свои населенные пункты.
Чтобы стать участником программы, нужно обратиться в Министерство здравоохранения в регионе проживания. Там расскажут о том, в какие населенные пункты ищут врачей и каких специальностей, а также помогут со сбором документов.
Срок отработки по программе — 5 лет. Если досрочно разорвать соглашение, то придется вернуть все полученные пособия и заплатить штраф. Участники программы получают следующие выплаты:
- Единовременная выплата на переезд. Точный размер пособия зависит от региона, в который переезжает специалист, но эти деньги должны покрывать транспортные расходы всех членов семьи, грузовую перевозку вещей, а также аренду жилья на 1–2 месяца.
- Дом, квартира, участок под строительство или компенсация части процентов на строительство.
- Единовременная премия. Ее стандартный размер — 1 млн рублей, а на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в приравненных к ним районах сумма увеличивается до 2 млн рублей. У фельдшеров размер уменьшен в 2 раза — до 500 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно.
Выплаты в рамках программы не облагаются НДФЛ.
Программа «Земский учитель»
Эта программа аналогична медицинской, но для педагогов. Возраст строго ограничен — от 18 до 55 лет. Можно стать учителем в сельском поселении своего региона, но есть ограничения — например, в Самаре село должно находиться в 70 км от места постоянной регистрации заявителя.
Срок отработки по программе тот же — 5 лет, а нагрузка будет составлять 18–20 уроков в неделю. Вакансии по предметам можно найти на сайте программы. Там можно выбрать желаемый регион и даже населенный пункт. На сайте же подается заявка на участие и отклик на вакансию — чтобы стать участником программы, нужно в первую очередь получить приглашение от школы. Далее проводится конкурс, победители которого получают 1 млн рублей (или 2 млн, если придется переезжать на Дальний Восток) и единовременные выплаты на переезд.
Программа «Земский работник культуры»
Это новая программа, которую запустили в 2022 году для работников культуры по аналогии с учителями и врачами. Размер выплаты тот же — 2 млн рублей для Дальнего Востока и 1 млн рублей в других округах.
Участниками программы могут стать как преподаватели по видам искусств, так и музыканты, артисты, концертмейстеры. Это зависит от открытых вакансий в конкретном населенном пункте. Чтобы стать участником, необходимо обратиться в региональное Министерство культуры.
Стоит отметить, что можно также рассчитывать на другие льготы, поучаствовав в этой программе, в том числе на участие в программе «Дальневосточная ипотека»
Сельская надбавка к пенсии
Сельскую надбавку выплачивают тем, кто не менее 30 лет отработал в сельской местности и не работает на пенсии. При подсчете стажа учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях. Например, она полагается вышедшим на пенсию агрономам, трактористам, ветеринарам или пчеловодам. Всего в списке свыше 500 должностей и профессий. Весь стаж в сельской местности до 1 января 1992 года включается как соответствующий, независимо от должности.
Размер надбавки составляет 25% от фиксированной выплаты, или 1 511 рублей 12 копеек. Когда индексируют размер пенсии, увеличивается и надбавка. С 2022 года доплата сохраняется даже в том случае, если пенсионер переехал в город.
Чтобы оформить выплату, нужно обратиться в любое отделение Пенсионного фонда и предоставить документы, которые подтверждают соответствующий стаж.
Источник: www.banki.ru
Депутат на депутата: как в Госдуме хотели утопить идею строительства Транссиба
Ровно 115 лет назад — в 1907 году — правящей элитой России было принято решение о строительстве Амурского участка Транссибирской магистрали, значительная часть которого проходила по территории нынешней ЕАО. Именно с его введением в строй, грандиозный проект, соединивший западную и восточную части империи, был окончательно завершен.
Казалось бы, важность этой дороги для российского Дальнего Востока и всей страны несомненна. Поэтому удивительным выглядит сегодня тот факт, что решение о выделении бюджетных средств на прокладку Транссиба принималось в Третьей Государственной Думе в ожесточенных спорах. Значительная часть депутатов активно пыталась утопить проект. В чем была причина разногласий, какие аргументы приводили противники и сторонники строительства — в материале ИА ЕАОMedia.
Вспомним, как все начиналось
В начале 1908 года в Государственную Думу поступил законопроект о «. приступе к сооружению Амурской железной дороги распоряжением казны и за ее счет». Удивительно, но документ, без итоговых результатов которого сегодня просто невозможно представить российский Дальний Восток, вызвал у депутатов нешуточные споры. Очевидные аргументы о стратегическом для страны значении магистрали разбивались о суммы предполагаемых расходов. Реализация проекта должна была обойтись государственному бюджету в 215 миллионов рублей — гигантские по тем временам деньги (общие доходы имперской казны в 1908 г. составили, например, почти 2,5 млрд рублей).
Интересно, что споры о необходимости строительства дороги велись перед этим и в правительстве. Николаю II пришлось лично настоять на том, чтобы работы над проектом начались. Это случилось после его беседы с членом Государственного Совета графом Н.П. Игнатьевым, который доложил императору о нарастании угрозы российскому Дальнему Востоку со стороны Японии и Китая, что требовало форсированного освоения Приамурья и Приморья. Считается, что именно после этой встречи Николай II рекомендовал министрам, многие из которых были настроены против столь дорогого строительства, все таки начать возведение дороги.
Однако вместе с правительственным документом, который должен был на законодательном уровне утвердить решение о финансировании проекта, дискуссии о целесообразности прокладки дороги плавно перетекли в Думу и там уже достигли своего апогея. Споры между депутатами четко отражают настроения общества в стране. Более того, складывается впечатление, что конфликт между так называемыми государственниками и либералами по вопросам развития страны и ее окраин бесконечен. А души и мысли их вечны, путешествуя во времени от одного поколения депутатов к другому. Эдакий политический облачный атлас.
В качестве примера мы выбрали выступления члена фракции октябристов, выраженного государственника, депутата Думы II и III созывов, впоследствии активного участника Белого движения Никанора Савича и кадета, не менее яркого либерала, депутата Думы II и III созывов, впоследствии министра Временного правительства Андрея Шингарева. Почитайте их внимательно, они того стоят.
Андрей Шингарев. Фото: openlist.wiki
Никанор Савич. Фото: Из открытых источников
Лишь бы не было войны
Главнейшим аргументом за строительство дороги государственники ожидаемо выбрали обеспечение безопасности страны и ее восточных границ.
«Наше стратегическое положение на Дальнем Востоке в настоящее время далеко и далеко нельзя признать удовлетворительным. Китай уже теперь не тот, что был раньше. Мы видим, как на наших глазах с невероятной быстротой Китай старается организовать регулярные вооружённые силы, — говорит Никанор Савич, —
. Наша связь с окраиной на Дальнем Востоке висит на волоске. Обеспечить её можно, сосредоточив уже в мирное время на Дальнем Востоке такие вооружённые силы, соорудив там такие крепости, собрав там такие военные запасы, чтобы можно было в течение долгого времени местными средствами, без помощи метрополии, противостоять натиску врага, или создать такие условия, чтобы можно было с самого начала войны и всё время её продолжения постепенно и непрерывно получать и свежие силы, и боевые средства.
Офицеры нашего Генерального штаба говорят нам, что вопрос о постройке железной дороги с военной точки зрения так важен, это так необходимо и вместе с тем так очевидно, что у них нет двух мнений, что для них вопрос совершенно определён и ясен: если мы хотим избежать войны, если мы хотим сохранить за собой достояние наших предков, то мы должны, не щадя никаких средств, не медля ни одного момента, сейчас же приступить к постройке этой дороги».
Казалось бы, куда еще убедительней? Но мы то с вами знаем, что настоящего либерала патриотичным выступлением не прошибешь. Он, прежде всего, будет посматривать на запад, где по его разумению, государственные деньги тратят на более полезные прожекты.
«Если вы спросите меня, как же я полагаю необходимым сохранить за Россией Дальний Восток, что же я полагаю необходимым сделать, чтобы этот Дальним Восток навсегда остался русским владением, то я должен буду ответить совершенно определённо: только не тем путём, который предположен комиссией по обороне и комиссией путей сообщения, — вступает в спор Андрей Шингарев, — Я убеждён, господа, что только та окраина имеет тесную связь с государством, только та окраина сильна, которая имеет сильный и могучий центр, центр культурный, центр, вооружённый и капиталом, и знанием, и энергией его населения…
Господа, чтобы защищать наш Дальний Восток, мы должны быть сильны на западе и в центре. Если мы будем пренебрегать интересами народа, если мы будем по-прежнему учитывать гроши на его образование, если мы по-прежнему не будем развивать его самостоятельность, не будем давать ему возможность полного самоуправления и свободного самоопределения, мы никогда не будем сильны…
Если вы обратитесь к политике тех стран, которые охраняют свои дальние владения, которые колонизуют на пространстве почти всего света огромные отдельные районы, вы увидите любопытную вещь. Погибла испанская колонизация, погибли испанские колонии, а центр Испании оставался нищим и невежественным. Английская же колонизация развилась в пышную, сильную культуру…».
Здесь вам не тут
Говоря о закреплении Дальнего Востока за Российской империей и дальнейшем его развитии, депутаты прекрасно понимают, что решающую роль в этом будет играть успешное переселение и государственная поддержка этого процесса. Но даже здесь политики не могут найти общий язык. Слишком разной им видится ситуация в этом далеком от столицы краю.
«Нам пеняют обыкновенно тем, что вот, мол, Россия владеет столько лет краем, а там населения нет или почти нет. Действительно, в Приморской и Амурской областях у нас около 400 тысяч русского населения, но это объясняется полной отрезанностью края от России. Единственными путями сообщения являются пока реки, но, к несчастью для нас, реки эти — Шилка и Верхний Амур — большую часть года несудоходны, — говорит Савич, — Конечно, при таких условиях сообщения заселения сколько-нибудь прочного быть не могло, но как только вы построите дорогу и тем самым откроете этот край для колонизации, конечно, туда хлынет народ…
Тут переселенцы будут находиться в других, более выгодных условиях. Уже теперь у тех переселенцев, которые туда переселились, хозяйство находится в цветущем состоянии: средний бюджет крестьянской семьи переселенца там, насколько мне известно, около 3 тысячи рублей, этот бюджет для нашего крестьянина — неслыханная цифра. Как прочно поставлено хозяйство тамошнего переселенца, ясно из того, что нигде в России нет такого большого количества усовершенствованных орудий у крестьян, как именно там. Местное население переселенческое выписывает в год одних земледельческих усовершенствованных орудий приблизительно на 60 рублей на семью, т. е. гораздо больше, чем даже в Прибалтийском крае.
Несомненно, и в будущем параллельно заселению края будет развиваться там промышленность. Мне кажется, что Государственная Дума при решении этого первого, величайшей важности государственного вопроса не может колебаться, что у неё не может быть двух решений».
У либералов, как всегда, когда речь заходит о простых людях, свой и, как правило, не восторженный взгляд на происходящее.
«Наши поселенцы, господа, наша колонизация далеки от совершенства. Тот край, куда они идут, — Приморская и Южно-Уссурийская области Дальнего Востока — край своеобразный, совершенно с особыми климатическими условиями, край, в котором всё хозяйство должно пережить полный переворот, к хозяйству которого совершенно непривычен исконный русский земледелец. Отсутствие озимых посевов делает земледелие весьма затруднительным. Даже скотоводство не в состоянии как следует развиваться.
Мы видим край с такими своеобразными условиями климата, к которым может приспособиться только культурный, с сильной энергией поселенец, вооружённый знаниями, вооружённый самостоятельностью и настойчивостью. Положа руку на сердце, можем ли мы считать, что наши русские поселенцы именно таковы? К несчастью, к нашему глубокому несчастью, этого нет и нет.
В брошюрке, господа, которая написана недавно бывшим там лицом, посмотрите, что говорится о давно живущих там, на побережье Амура, казаках: «Земли много, край богатый, а живут тесно, в грязных хатах, плохо построенных, с дырявыми крышами, едят плохо, без огородов, не посажено никаких деревьев, нет домашней птицы, нет овощей; живут на реке, а рыбы достать нельзя».
Обратите внимание, господа, на то, что по соседству живут люди, давно привыкшие к климату и почве, приспособившиеся к условиям земледелия и ко всем явлениям края, живут более сильно и густо, и тогда вы поймёте, что наша колонизация в этом районе встретит непреодолимые, почти стихийные трудности».
Так быть или не быть?
Подводя итоги своего выступления, Савич вновь обращает внимание депутатов на внешние угрозы: «Стратегическое и политическое положение на Дальнем Востоке после войны несколько меняется, наши соседи употребляют значительные силы и средства на увеличение своих вооружений. Мы видим, что вооружается Китай, вооружается Япония, вооружаются Соединённые Штаты. Всё это создаст появление чрезвычайно сгущённой атмосферы на Дальнем Востоке, и к этому мы должны быть готовы. хотя бы для того, чтобы иметь возможность отстоять свой нейтралитет, если там произойдут какие-нибудь столкновения, и вместе с тем отвратить удар, который мог бы быть обращён на нас, от нас в сторону. Вот почему мы находим, что строить нужно немедленно».
Но либералов, как известно, голыми руками не возьмешь. Поэтому Шингарев хлопочет с трибуны о народе: «Я, господа, житель страны, представитель её населения, разве я могу так сказать: «Отложите всеобщее образование, рабочий вопрос, оборудование школ, оборудование дорог, оборудование портов, отложите всё и стройте Амурскую дорогу»?
Развейте энергию населения, дайте самоуправление, дайте школы, дайте силу и мощь, и вы получите богатое, сильное население, которое в состоянии будет вынести всё, которое вынесет в будущем и эту Амурскую железную порогу».
Выступление Шингарёва стало первой обстоятельной речью депутата, в которой идея строительства Амурской железной дороги была подвергнута существенной критике. Во многом оно предопределит характер дальнейшей дискуссии. 31 марта 1908 года в ходе обсуждения в Думе строительства Амурской железной дороги выступили представители разных фракций.
Лейтмотивом критических замечаний стали аргументы о том, что Россия не могла пойти на столь существенные жертвы ради Приамурского края, так как это ставило под вопрос само существование целого государства. Однако проект строительства Амурской железной дороги был принят большинством голосов. Активное возведение магистрали все таки началось после выделения бюджетных средств и закончилось в 1914-м году торжественной смычкой восточного и западного участков на станции Облучье, то есть на территории нынешней ЕАО. А кто был тогда более прав — государственники или либералы — рассудила история.
Подготовлено по материалам книги «Избранные выступления депутатов Государственной Думы с 1906 года до наших дней» (16+)
Источник: magadanmedia.ru