Кто осуществляет государственный надзор за строительством реконструкцией объектов

Государственный контроль Минстрой России осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор осуществляется как федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Критерием к разграничению сферы поднадзорных объектов служит специфика самого объекта надзора. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений).

Объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации. Процесс строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военной инфраструктуры контролирует Министерство обороны Российской Федерации. Государственный строительный надзор за остальными объектами, не попадающими в сферу надзорной деятельности Минобороны и Ростехнадзора, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, критерием разграничения полномочий по государственному строительному надзору между федеральными органами (по горизонтали), органами РФ и субъекта РФ (по вертикали) является специфика самого объекта — его стратегическая важность для целей обороны государства, промышленной безопасности, техническая сложность, уникальность и т.п. Это, в свою очередь, обусловлено конституционными принципами разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона, безопасность и оборонное производство находятся в ведении Российской Федерации. Предметом надзорной деятельности является проверка законности действий поднадзорного объекта. Достигается данная цель посредством таких методов, как наблюдение, проверка соблюдения правовых и технических норм, выявление и пресечение правонарушений, применение принуждения как меры наказания за административную ответственность.

Необходимо отметить, что типология осуществления государственной функции (услуги), закрепленная в административном регламенте, опосредует собой несколько целей, важнейшие среди которых:

1) достижение единообразной практики;
2) «прозрачность» процедур, так как описываются сроки, предмет деятельности, полномочия субъекта и объекта процесса управления.
Следует признать положительной практику внедрения типового описания того или иного направления правоприменительной деятельности органа исполнительной власти.
Рассмотрим надзорную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ на примере Хабаровского края.Типология предоставления государственных услуг при выполнении функций по осуществлению возложенных на Инспекцию государственного строительного надзора правительства Хабаровского края полномочий определена в административном регламенте инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг .

Анализируя данный регламент, необходимо отметить ряд его преимуществ по сравнению с раннее действовавшими правовыми актами, регулирующими порядок осуществления государственного строительного надзора. Так, в целях обеспечения и защиты прав и интересов застройщиков и заказчиков при осуществлении государственного надзора (что положительно и с точки зрения правил законодательной техники) в регламенте определены:

Источник

3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве , реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Государственный строительный надзор: кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться

Строительство любого объекта подразумевает проверки от Государственного строительного надзора. В статье мы расскажем об основных функциях и предмете Госстройнадзора. Также вы сможете узнать о том, как формируется программа проверок и кто осуществляет надзор.

Автор Айрат Гарифуллин

Инженер-строитель,
В лицензировании более 20 лет,
Эксперт по СРО №1

  1. Показать полностью

Нет времени читать?

Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО

Понятие государственного строительного надзора

Это комплекс мероприятий, цель которых контроль хода строительства и проверка разрешительной документации на возведение и реконструкцию капитальных объектов.

Не стоит путать понятия строительного надзора и строительного контроля. Основная разница в том, что контроль осуществляется на всех этапах возведения в рамках строительного проекта, а надзор проводится государственными органами для оценки результата.

Основными функциями Госстройнадзора являются:

  • предотвращение;
  • выявление;
  • пресечение нарушений градостроительного законодательства.

Также государственный строительный надзор проверяет действительно ли есть разрешение на осуществление строительных работ и его подлинность, допустимость применяемых материалов и соблюдение требований, которые установлены законодательством. Об этом говорится в правительственном постановлении Российской Федерации №54.

Рекомендуем следить за правильным ведением документации с момента отправления извещения о начале работ. Ведь при надзоре тщательно изучаются все документы, работы и стройматериалы, применяемые в ходе строительства или реконструкции.

Предмет государственного строительного надзора

Предметом Госстройнадзора являются проверки:

  • соблюдения требований законодательства, тех регламентов и проектных документов, которые включают в себя непосредственно строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объекта. Также проверяются строительные материалы на соответствие представляемым нормативным актам и стройпроекту;
  • подлинности и наличия разрешения на осуществление строительных работ у исполнителя. Также обязательно проверяется обоснованность выдачи этого документа;
  • наличия членства СРО;
  • консервации объекта, в случае приостановки строительства сроком более чем на 6 месяцев;
  • соответствия осуществления процедуры строительного контроля, требованиям ГрК РФ.

Функции Госстройнадзора

К основным функциям Госстройнадзора относятся:

  • контроль за осуществляемыми работами и используемыми стройматериалами;
  • обязательный экологический контроль, а также пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор;
  • проверка соблюдения требований к строительству и реконструкции объектов капитального строительства;
  • организация научно-методического обеспечения Госстройнадзора;
  • государственный контроль за осуществляемой деятельностью СРО.

Кто осуществляет государственный строительный надзор

При выполнении строительных и реконструкционных работ в отношении объектов, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ Госстройнадзор будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти имеющими на это полномочия. К таким объектам относятся сооружения на территории посольства, консульства или представительств РФ на территории:

Если же строительные и реконструкционные работы осуществляются на иных объектах, тогда осуществление строительного надзора становится обязанностью исполнительных органов субъектов РФ, которые имеют полномочия на осуществление надзора.

Как формируется программа проверок

Формирование программы проверок входит в обязанности государственного строительного надзора. Важно помнить о том, что это должно быть сделано в течении 10 рабочих дней с момента, как было получено извещение о начале выполнения строительных или реконструкционных работ.

В программе обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • вид и предмет надзорных мероприятий;
  • событие, на основании которого было принято решение об осуществлении надзора;
  • срок, в течении которого будут начаты контрольные мероприятия;
  • период проведения надзорных работ;
  • необходимый для проверки список документов.

Порядок осуществления проверки Госстройнадзором

Регламент проведения всех проверок Госстройнадзора утвержден в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129.

Осуществление надзора ведется с момента, как было получено извещение о начале работ, завершается надзор только после того, как будет выдано заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта.

В ходе проверки будут изучены все документы, которые предоставила компания осуществляющая работы. Также осуществляется тщательный осмотр всех выполненных работ и стройматериалов применяемых в ходе строительства или реконструкции.

После каждой проверки государственным строительным надзором оформляется документ об итогах. Если в ходе надзора были выявлены какие-либо нарушения, тогда ответственное лицо будет вынуждено привлечь к административной ответственности всех, кто имеет отношение к конкретному правонарушению.

Последствия выявления факта строительства без разрешения

Если в ходе проверки будет выявлен факт осуществления строительных работ без необходимого разрешения, ответственные лица будут привлечены к административной ответственности, а именно наложение штрафа:

  • для граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для ИП штраф составит также от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридическим лицам придется заплатить штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или их деятельность будет также приостановлена на срок до 90 суток.
Читайте также:  Объект индивидуального жилищного строительства это здание

Помимо этого, может быть применена правовая ответственность, а именно снос самостроя или обязать оформить все необходимые документы самостоятельно.

Сайты государственных строительных надзоров

Мы подготовили для вас ссылки на сайты государственных строительных надзоров:

Источник

Государственный строительный надзор при строительстве , реконструкции , капитальном ремонте объектов в … Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор , имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства , подпадающие под действие государственного строительного надзора . По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство , предписания об устранении выявленных нарушений.

Государственный строительный надзор

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации[12] устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

б) при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее — подрядчик), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ (далее — работы) требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов (далее — иные нормативные правовые акты) и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее — нормы и правила).[13]

Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (далее — органы государственного строительного надзора).

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны (в том числе объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации) и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.[14]

Критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам установлены согласно приложению.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — проверки).

Проверке подлежит соблюдение:

а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Читайте также:  Передача объекта строительства бюджетным учреждением

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений) осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.

Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

Выборочным проверкам подлежит новое строительство , расширение, реконструкция (в дальнейшем строительство ) зданий и сооружений (за исключением объектов , контролируемых специалистами государственных надзорных органов). Госархстройнадзор РФ включает: ■ главную инспекцию ГАСН РФ

Государственный строительный надзор

Выполняемые строительными компаниями работы должны соответствовать требованиям технических регламентов и проектной документации. При проведении государственного строительного надзора выявляются и пресекаются допускаемые застройщиком нарушения. О том, как проводятся проверки, — в нашей статье.

Государственный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (подп. 1 п. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Государственная экспертиза проектной документации, согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, не проводится, в частности:
— для жилых домов, высотой менее трех этажей (индивидуальных или блочных);
— для отдельно стоящих зданий высотой не более двух этажей и площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для жилья и производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов);
— для объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

Следовательно, на указанных объектах (при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте) государственный строительный надзор не проводится.

В то же время следует отметить, что не контролируется строительство индивидуальных жилых домов, высота которых не превышает трех этажей, только в том случае если они возводятся не по типовой проектной документации или ее модификации. Такое уточнение в подпункт «а» пункта 2 Положения, утвержденного постановлением № 54, внесено определением Верховного суда РФ от 8 июля 2008 г. № КАС08-309.

Контролирующие органы

В зависимости от статуса проверяемого объекта государственный строительный надзор осуществляется либо уполномоченными федеральными органами (Росатомом, Минобороны России), либо региональными органами исполнительной власти.

Так, федеральные органы проверяют ведение строительных работ на атомных объектах, линиях связи, объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, опасных и особо опасных, а также технически сложных и уникальных объектах, на объектах военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ и т. д. (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 54). Все другие объекты контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок проведения проверок

Для всех уполномоченных органов (как федеральных, так и региональных) приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 утвержден единый порядок проведения проверок. Расскажем о нем подробнее. Контроль ведется с даты получения органом государственного строительного надзора извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства установленным требованиям.

Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами законодательством не предусмотрено (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1216).

Читайте также:  Не нужно разрешение на строительство и реконструкцию объекта

Форма контроля — проверки. Они проводятся должностными лицами органа госстройнадзора на основании соответствующего распоряжения (приказа).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое уполномоченным органом.

КОГДА ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверки осуществляются в соответствии с программой проверок, а также в следующих случаях:
— при получении извещения от застройщика (заказчика) о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
— при получении извещений от застройщика (заказчика) о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
— при обращениях граждан и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ

Получив извещение о начале работ, контролирующий орган в течение семи рабочих дней должен разработать программу проведения проверок по данному объекту. В ней указываются следующие сведения:
— наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства;
— предмет и примерная дата проведения каждой проверки;
— ориентировочные затраты времени на проведение каждой проверки;
— иные сведения, необходимые для проведения проверок.

Программа составляется в двух экземплярах: первый остается в деле органа госстройнадзора, второй — направляется (вручается) застройщику или заказчику.

ЧТО ПРОВЕРЯЮТ

Предметом контроля является соответствие выполняемых строительных работ установленным требованиям и проектной документации.

При строительстве проверяют соблюдение требований по подготовке земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

При реконструкции — соблюдение требований по подготовке объекта для реконструкции, выполнению работ по усилению или монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

При капитальном ремонте — соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта для ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Полномочия проверяющих определены в пункте 24 Положения, утвержденного постановлением № 54.

Основные права — это беспрепятственный доступ к объектам во время исполнения служебных обязанностей и совершение необходимых для проведения проверки действий.

Так, в ходе проверки должностное лицо:
— рассматривает представленные компанией, ведущей строительство, документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов или изделий;
— проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов;
— оформляет результаты проведенной проверки;
— осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Оформление результатов проверок

Проверки, проводимые в процессе выполнения строительных работ, в случае обнаружения нарушений заканчиваются составлением акта, который является основанием для выдачи организации предписания об их устранении.

В акте указываются: вид нарушения, ссылка на документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию), требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. В порядке, установленном определенном законодательством РФ, работы могут быть приостановлены на указанный срок (п. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ). Акт и предписание выписываются в двух экземплярах. К акту прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры всех этих документов остаются в деле органа государственного строительного надзора.

В отсутствие нарушений результаты проверки заносятся проверяющим в общий или специальный журнал.

Порядок устранения нарушений

Об устранении нарушений компания обязана известить орган госстройнадзора. Если строительная организация не устранит в установленный срок предписание, она может быть привлечена к административной ответственности.

Пример тому постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2008 г. № КА-А40/139-08. Главгосстройнадзор Московской области вынес в отношении строительной организации предписание о необходимости представления в установленный срок сертификатов соответствия и паспорта на применяемые при выполнении отделочных работ на объекте строительных материалов — дверных блоков, мраморных плит, изделий для облицовки парадной лестницы и др. В установленный срок организация не представила требуемые документы.

По факту неисполнения предписания Главгосстройнадзор Московской области составил протокол и обратился в суд с заявлением о привлечении организации к административной ответственности. Рассматривая заявленное требование, судьи признали доказанным факт невыполнения в установленный срок предписания административного органа, в связи с чем организация была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Но есть и примеры судебных решений, в которых арбитры поддерживают организации.

Так, Управлением госстройнадзора департамента градостроительства администрации Приморского края была проведена проверка строительства жилого дома.

По ее результатам составлен акт, которым установлен факт проведения строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения государственной экспертизы проекта. Кроме того, на объекте отсутствовал информационный щит. Управлением госстройнадзора было вынесено предписание, которым организации предлагалось устранить допущенные нарушения. По мнению чиновников, предписание не исполнено в установленный срок. Поэтому был составлен протокол по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы проверки и заявление департамента о привлечении организации к административной ответственности были направлены в арбитражный суд.

Однако судьи с чиновниками госстройнадзора не согласились. Дело в том, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, уже получившей положительное заключение госэкспертизы и применяемой повторно. А проект строящегося дома полностью повторял уже введенный в эксплуатацию аналогичный объект.

Кроме того, организацией принимались меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, согласно договору был сделан заказ на изготовление информационного щита установленного образца.

При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что организация принимала все зависящие от нее меры, направленные на выполнение предписаний департамента по результатам проверки.

Итоговые проверки

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка. Она назначается в течение семи рабочих дней после получения от застройщика или заказчика извещения об окончании строительства (реконструкции, капитального ремонта).

При проведении проверки соблюдается общий порядок, но с учетом следующих особенностей:
— визуально осматривается весь объект (в полном объеме);
— проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НУЖНО СООБЩИТЬ

Если для планируемых работ предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченный орган извещение о начале таких работ (п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, обязательно требуется сообщать об изменении сроков окончания работ и о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

Источник

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей. … Авторский надзор за ходом и качеством строительства осуществляет автор проекта. Он же издает приказ о назначении лиц, отвечающих за организацию авторского надзора . Копия приказа выдается Заказчику. Госнадзорные структуры. Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор )? … ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС; ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей

Рейтинг
Загрузка ...