Строительный надзор
Строительный надзор — это комплекс мер, направленных на проверку участка строительства или ремонтных работ на факт соответствия проекту и действующим в России регламентам. Функция проверки возлагается на субъекты, имеющие такие права и знающие требования законодательства. В Москве функцию государственного стройнадзора берет на себя Мосгосстройнадзор, который подконтролен правительству столицы.
ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
Выделяется три вида стройнадзора: технический, авторский и государственный. Наибольший вес имеет последний вид контроля, ведь именно от него зависит успех выдачи разрешений для старта запланированных мероприятий и возможность сдачи готового объекта. Кратко рассмотрим каждый из видов:
- Технадзор — меры, направленные на проверку процесса на каждом из этапов до момента сдачи готового сооружения. Получение услуги направлено на обеспечение качественных работ и получение гарантий безопасности при дальнейшем обслуживании. В функции технадзора входит: контроль используемых механизмов, проверка качества конструкций, оформление документов на остановку процесса и т. д.
- Авторский — вид надзора, подразумевающий посещение возводимого сооружения представителем проектной фирмы. Задача состоит в проверке состава проекта на факт соответствие сделанным строительным и монтажным мероприятиям. Служба строительного надзора формируется главными экспертами по архитектуре и коммуникациям.
- Госнадзор — контролирует строительные объекты, которые возводятся с применением типовых проектов и нуждаются в экспертизе. По ГК РФ в такой проверке не нуждаются объекты, имеющие до трех этажей высоты, относящиеся к нежилым объектам (до двух этажей), также сооружения, не требующие разрешения на строительство.
Основную задачу берет на себя государственный строительный надзор. Без заключения уполномоченных органов ввести здание в эксплуатацию не получится. Субъекты с функцией контроля получают неограниченный доступ на строительную площадку.
Лекция Генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёрова
ФУНКЦИИ
Орган строительного надзора отвечает за качество проверочных мероприятий и соответствие объектов действующим нормам законодательства. В функции структур входит:
- Оформление разрешения на строительные мероприятия.
- Предоставление разрешений на ввод сооружения.
- Передача заключения о том, что сооружение соответствует проекту и действующему регламенту.
Во всех случаях заявитель может получить отказ при несоответствии строительства / реконструкции проектной документации или иным регламентирующим документам. Кроме того, управление строительного надзора берет на себя функции контролера с возможностью старта дел об административных нарушениях (при наличии таковых).
При необходимости формируется комиссия, цель которой — определение причин отклонения от требований законодательства (ГК РФ, ст. 3 и 4), если имеет место вред жизни и здоровью.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ СТРОЙНАДЗОРОМ
При выполнении проверочных работ объекты строительного надзора получают полное внимание со стороны контролирующих органов. Рассмотрим элементы, которые изучаются уполномоченными органами.
ОАО «РЖД». Как работает инфраструктура Российских железных дорог
Строительные работы | Подготовка земли к запуску процесса Установка фундаментного основания Возведение подземной / надземной части сооружения Инженерные устройства / оборудование Системы инженерные / технические Внутренние и внешние сети |
Реконструкция | Подготовка сооружения к восстановлению Правки в характеристики здания, его составляющих и достаточности обеспечения Усиление и возведение фундамента Укрепление наземной / подземной части, если это необходимо |
ИЗВЕЩЕНИЯ: НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, НАРУШЕНИЯ
Строительный технический надзор подразумевает контроль на всех этапах, получение извещений и выдачу на их основании разрешений или иных документов. Условно выделятся три типа извещений касательно строительных работ.
Начало
С учетом ГК РФ (ст. 52, ч. 5) письмо о старте строительства составляется с учетом РД 11-04-2006, после чего отправляется застройщику (техзаказчику), в том числе в орган государственного строительного надзора. Время отправки — за семь суток до старта работ в отношении объекта капстроительства. Документ формируется в 2-х экземплярах. На обоих должна быть подпись ответственного органа или представителя, а также оттиск компании.
Вместе с извещением в управление строительного надзора отправляется пакет бумаг. В их состав входит:
- Копия разрешения на строительные работы.
- Проект (все листы).
- Журналы для учета выполненных мероприятий.
- Заключение экспертизы по готовому проекту.
- Бумага о вынесении на местность линий отступа (копия, должна заверяться нотариально).
Завершение
Документ оформляется с учетом РД 11-04-2006 (п. 10). Отправкой занимается застройщик или техзаказчик, а время передачи документации — сразу после завершения работ. Если на этапе проверки департамент строительного надзора выявил нарушения, они должны быть устранены. Это касается всех типов мероприятий — по возведению, восстановлению и капремонту.
Как и в прошлом случае, извещение формируется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается законным представителем или уполномоченным субъектом.
К извещению прикладывается полный пакет исполнительных документов, составленных с учетом РД 11-02-2006.
Устранение замечаний
Техзаказчик и субъект, выполняющий строительные работы, передает в Ростехнадзор информацию об устранении замечаний. Документ выдается с учетом требований РД 11-04-2006.
ТОНКОСТИ ПРОВЕРОК
После получения извещений инспекция строительного надзора составляет приказ с последующей регистрацией на сайте единого реестра. Впоследствии данные передаются застройщику или строительной компании. Срок — за 72 часа непосредственно до проверки. Параллельно направляется информация о дате, времени и месте проверки.
В установленный день приходят эксперты и выполняют мероприятия в отношении предмета строительного надзора:
- соответствие мероприятий и стройматериалам содержанию проекта и техрегламента;
- наличие разрешения;
- исполнение требований ГК РФ.
Время проверочных мероприятий прописывается в приказе. Оно должно соответствовать информации, заданной в программе. По результатам формируется акт, который передается проверяющему субъекту. Если в результате контроля выявляются отклонения от требований, назначаются штрафные санкции. Контроль выполняется только в присутствии ответственного представителя.
ИТОГИ
Строительный надзор за объектами строительства и реконструкции — комплекс мероприятий, направленных на всесторонний контроль, начиная с выдачи разрешения для старта процесса, заканчивая одобрением на ввод объекта после исправления замечаний.
ИсточникПолномочия инспекторов госконтроля (надзора) с 2021 года: права и обязанности
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» с 1 июля 2021 года установил в России новый подход к контрольным (надзорным) проверкам, иным мероприятиям в этой сфере. Отсюда установлены новые перечни прав и обязанностей инспектора государственного контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ, которые нужно знать, чтобы инспекторы на проверке не выходили за её рамки.
Что инспектор обязан
На основании ст. 29 Закона № 248-ФЗ у инспектора органа контроля (надзора) есть следующие обязанности:
- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы контролируемых лиц;
- своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами – проводить такие мероприятия и совершать действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
- не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
- не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц/их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (кроме тех, при проведении которых не требуется взаимодействие инспекторов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Законом № 248-ФЗ, давать консультации;
- предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы по предмету контроля (надзора), в т. ч. сведения о согласовании его проведения прокуратурой (если такое согласование предусмотрено Законом № 248-ФЗ);
- знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и действий по предмету такого мероприятия;
- знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и/или документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия по предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать их соответствие тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
- соблюдать установленные законом сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения действий;
- не требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законом либо которые есть в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.
На что инспектор имеет право
Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий может:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты (если иное не предусмотрено федеральными законами);
- знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в т. ч. в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- требовать от контролируемых лиц, в т. ч. руководителей и других работников письменных объяснений по фактам выявленных нарушений обязательных требований, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
- знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц – в части предмета и объема контрольного (надзорного) мероприятия;
- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и/или работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
- выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении проверяемыми выявленных нарушений и о восстановлении нарушенного положения;
- обращаться к полиции за содействием, если инспектору оказывают противодействие или угрожает опасность;
- совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.
Перечисленные права и обязанности инспектора также находят отражение в Положении о соответствующем виде контроля с некоторой их детализацией.
Источник