Кто положил начало огнестойкому строительству

Возведение наиболее огнестойких построек в часто горевшей русской деревне относится к концу XVIII столетия. 21 августа 1797 года императором Павлом I «для доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и в соблюдение лесов в государстве учреждается училище земляного битого строения». Находилось оно в селе Никольском, Новоторжского уезда Тверской губернии, руководителем его стал князь по фамилии Львов, уже имевший опыт возведения землебитным способом Приоратского дворца в городе Гатчине Петербургской губернии.

Под территорию нового учебного заведения были отданы «Тюхольские казенные покосы» – бывшие земли Симоновского монастыря, где, между прочим, еще в начале прошлого века можно было увидеть несколько уцелевших, возведенных именно землебитным способом строений. Делали строительный материал для них, трамбуя в особых ящиках «свежевынутую из грунта глину, не подвергавшуюся никакой механической обработке, кроме простого раздробления на куски величиной не более грецкого ореха». Возведенные стены при этом «успевают просохнуть к осени и благополучно переносят первую зиму, разрушающую обыкновенно непросохшие стены…».

Особенности проектирования светопрозрачных конструкций

В это тверское училище губернатор каждой из «безлесных» губерний обязан был направить по двое «учеников», которым по окончании полуторагодичного учебного и практического курса присваивалось звание «мастер». О признании важности их нового ремесла свидетельствует тот факт, что «мастера» даже освобождались от рекрутской повинности.

В самой Тверской губернии, где число пожаров только за семь лет, с 1888 по 1894 год, составило 15030, а сгоревших строений – 38014, с ущербом в 10705413 рублей, положение оставалось достаточно сложным. Поэтому Тверское губернское земство проявляло глубокую заинтересованность в развитии различных видов деревенского огнестойкого строительства. Однако после ряда опытов, которым предшествовала раздача особых ссуд на приобретение селянами средств борьбы с пожарами, власти были вынуждены с сожалением признать, что «для крестьянского жилья не придумано еще типов огнестойких строений, которые соответствовали бы климатическим условиям северной полосы России и вообще были бы достаточно пригодны во всех других отношениях».

Но тверичи, что называется, рук не опустили, и опытные сырцовые и глинобитные строения были возведены, например, в Бурашевской колонии для душевнобольных и местной школе пчеловодства, а из саманного и сырцового кирпича выстроили здания сельских училищ в Бежецком и Новоторжском уездах.

Вопреки уверениям скептиков оказалось, что «постройки глинобитные и сырцовые вполне пригодны для общественных зданий – школ… а также для хозяйственных холодных строений в деревнях». А вот для строительства жилых домов они не годятся. Осмотр, например, одной из таких изб в Новоторжском уезде показал, что «помещение оказалось крайне сырым, с плесенью на стенах; сухой угол был лишь один против устья печи». Любопытно, что еще одна обследованная изба, которую строил и штукатурил сам ее хозяин, специалист по глинобитным постройкам, была необитаема три года именно из-за сырости и промерзания стен зимою. Хлев же, житница, баня и овин, тоже глинобитные, оказались в хорошем состоянии и, что важнее всего, были в достаточной степени огнестойкими.

Насколько огнестойкий гипсокартон? Эксперимент.

В 1895 году на съезде агентов Тверского взаимного земского страхования было отмечено, что крыш из огнестойких материалов для крестьянских строений «в нашем климате, с нашими бытовыми условиями, не придумано». Сотрудник страхового отдела земства сообщил аудитории, что «пробовали мы черепицу, имели завод, убили много денег – население не приняло нашу черепичную крышу.

Строит крестьянин наш избу без фундамента, в лучшем случае – на четырех неподбученных камнях, а то прямо кладет нижние бревна на землю. Ставь на прель, говорят у нас, в избе теплее будет. Изба без фундамента и бута скоро неправильно садится, движется с переменой морозов на всякое тепло, а с тяжелой черепичной крышей все это проявляется более резко – и черепичная крыша быстро обращается в решето, и скоро заменяется традиционной соломой». Он делает и вывод о том, что «рекомендовать огнестойкие крыши для изб, оставляя тут же в общей связи широкие площади соломенных крыш на дворах, – чистая бессмыслица с пожарно-страховой точки зрения. Наши крестьяне осмеяли бы нас за такие нелепые советы».

Вопрос о кровельном железе, как материале для покрытия, также оказался непростым. В 1900 году эксперты даже подсчитали, что «при какой угодно дешевой продаже население не будет в состоянии покупать железа столько, чтобы покрыть им всю площадь надворной постройки». Покрытие же им только избы «при громадной площади соломенных надворных покрытий, очевидно, не может иметь никакого практического значения».

Затруднил широкое осуществление задуманных тверским земством противопожарных мер и несовершенный характер их взаимоотношений с сельскими домохозяевами. Так, ссуды на огнестойкие покрытия через уездные управы выдавались «лишь по представлении каждым заемщиком двух поручителей с удостоверением волостных правлений об имущественном положении последних; выдача ссуд производится отнюдь не деньгами, а материалами – железом или черепицей, кои отпускаются лишь по представлении удостоверений, что постройка готова, и в размере действительной потребности, но не более, чем на 100 рублей»…

Источник: fireman.club

Введение

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились в основном деревянные постройки.

Становление русской государственности дало немало примеров реши­тельных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. Еще Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы в 1472 г. и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, «зело хоробрым», немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу и т. д. Даже смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарами.

В XIX в. вопросы профилактики и тушения пожаров стали переводиться на научную основу. Появились нормативные акты, регламентирующие порядок пожаротушения и меры по профилактике пожаров.

В XX в. пожарное дело в отличие от прежних времен стало самостоятельной отраслью научных знаний с собственной теоретической базой, широким спектром научных направлений и значительным штатом высококвалифицирован­ных научных кадров, способных не только решать научные задачи, но и предвидеть динамику развития производств, технических процессов, технических средств и т. д.

Современные условия жизни общества способствуют росту числа по­жаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн пожаров, от ко­торых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается мате­риальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары на аварийно-опасных объектах. Это заставляет специалистов постоянно искать новые, более совершенные средства и методы борьбы с пожарами.

Пожарная охрана сейчас – это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов надзорной деятельности, выполняющая задачу охраны от пожаров собственности и имущества граждан России.

Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния – священный долг каждого работника пожарной охраны и МЧС.

Успехи пожарной охраны бесспорны и неоценимы. Нельзя не отдать должное и людям, сделавшим борьбу с огнем делом своей жизни, людям, которые каждый день проходят по кромке риска. Им приходится встречаться с парадоксами огненных ураганов, с прихотливой игрой давлений и подсосов, возникающих в бурном потоке пламени. Порой спасение только одной человеческой жизни оборачивается многими сложностями, а подчас и жертвами. В этих ситуациях от пожарных-спасателей требуется предельная организованность, высокое умение и незаурядное мужество.

В процессе все более широкого освоения новейших достижений науки и техники, вызываемых к жизни ускорением научно-технического прогресса, должны решаться и вопросы их пожаро-, взрывобезопасности.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек.

Научное обеспечение по проблемам пожарной безопасности осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Подготовка инженеров пожарной безопасности проводится в Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Уральском и Ивановском институтах ГПС МЧС России, Воронежском пожарно-техническом училище ГПС МЧС России.

Глава 1. Борьба с пожарами в древности

Такое знакомое с детства явление – огонь. Как здорово наблюдать за игрой языков пламени костра или вслушиваться в потрескивание сгорающих поленьев. Магия огня погружает нас в мир внутренней гармонии, душевного покоя и оптимизма. Но вот танец огненного вихря при пожаре вызывает страх, растерянность и отчаяние. Огонь Солнца пробуждает и сохраняет жизнь, но в определенных условиях может сжигать и уничтожать ее.

С огнем связано большое количество священнодействий, эзотерических ритуалов, а также легенд и мифов. Фактически у всех народов мира ему назначено божественное происхождение. Ведь изначально огонь сходил с небес в виде молний или же появлялся из-под земли в виде расплавленной лавы.

В народных легендах, различных религиях есть повествования о борьбе людей за огонь, о соперничестве с богами и зверями. Огню издавна поклонялись. Его почитали. Знания о нем передавались из поколения в поколение. Оберегать огонь когда-то было священной обязанностью каждого человека. В древней философии существует много учений о сущности и происхождении мира.

И во всех этих теориях Огонь выступает одним из базовых элементов мироздания. Так, в работе древнегреческого ученого Гераклита Эфесского «О природе» он считается генетическим началом вселенной и выступает как одна из четырех субстанций бытия, тесно взаимодействуя с Водой, Воздухом и Землей.

В соответствии с этим учением все явления природы и предметы рождаются из огня и, умирая, вновь превращаются в огонь. Древними греками почиталась богиня Гестия – покровительница неугасимого огня. В религиозных воззрениях древних иранцев в виде огня представлялось доброе божество Ахурамазда. В своем пламени оно уничтожало все злое и недостойное.

Из Индии пришел один из самых главных святых ведической религии – бог огня Агни. В соответствии с китайской философией Вселенная состоит из пяти стихий (элементов): Земли, Воды, Огня, Дерева и Металла. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, что может приводить к созиданию и к разрушению. Огонь здесь является символом силы, жизни и одухотворенности.

Он стимулирует инициативу и активность человека. Но при избытке может приводить к раздражительности, вспыльчивости, разрушать гармонию жизни. В распространенном сегодня повсеместно учении фэн-шуй стихия Огня олицетворяет интеллектуальное богатство, а также страсть и стремительность. Огонь при этом считается самой непредсказуемой и неукротимой силой.

Поклонялись огню и древние славянские народы. Ему приписывались очистительные, лечебные свойства. И сегодня Огонь используется в обрядах, во время массовых гуляний: на Масленицу, на Троицу, в день Ивана-Купала.

Уже более тысячи лет накануне Пасхи православные христиане съезжаются в Иерусалим, чтобы стать свидетелем чуда. Они присутствуют при схождении Благодатного Огня на каменную плиту могилы Христа. Это таинство сопровождается удивительными явлениями и чудесами: огонь вспыхивает сам, первые минуты горения он не обжигает, происходят исцеления больных людей… История использования человеком огненных сил в магии и колдовстве насчитывает тысячелетия. Магия Огня возникла с появлением первых обрядов и ритуалов.

Известно, что маги и целители могут осознанно взаимодействовать с духами основных стихий. При этом ими совершаются ритуалы и манипуляции для освобождения сил, присутствующих в предметах и явлениях окружающего мира. Сила как бы стягивается к человеку со всего физического пространства.

Читайте также:  Рпд это в строительстве

Ее воплощением может быть горящая свеча для Огня, сосуд с освященной жидкостью для Воды, четверговая соль для Земли, пустая емкость для Воздуха. Однако задействовать тонкие уровни, осознать истоки энергий, отнестись к физическому уровню стихии как к одному из отражений силы могут далеко не все маги. Для этого нужно перейти на более высокую ступень сознания, отказаться от эгоистических желаний и меркантильных целей в окружающем плотном мире.

Единственная стихия, не оскверненная злом, это Огонь. И именно с помощью Огня можно очищать все другие Божественные творения – освящать вещи и помещения, лечить людей, восстанавливать силу…. Поэтому он всегда присутствует в Храмах. Существует множество видов Огня – пламя свечи, лампы, костра, вулкана, печи.

В магической системе природных сил ему соответствует руна Кеназ, а сторона света – Восток. Цвет Огня – красный. Основные свойства этой стихии – тепло и сухость. Соответствующие знаки Зодиака – Овен, Лев и Стрелец. Огонь – основа силы и власти, а также – духовности и интеллекта.

Он может разрушать и уничтожать, сметать все на своем пути, а может примирять и успокаивать. Плотская любовь и секс – тоже его проявления.

Духами Огня считаются Саламандры. В древних трактатах они представлены в виде небольших ящериц или драконов, живущих в пламени. Они властвуют над вулканами, молниями и взрывами, вызывают в организме человека сильные духовные и эмоциональные токи. Полагают, что Саламандры активно способствуют врачеванию, усиливают и стимулируют ауру человека, содействуют проявлению высших духовных сил. Ритуалы магии Огня обычно проводятся возле открытого пламени – у костра, очага или свечи.

В обыденной жизни любой из нас много раз ощущал на себе воздействие этой стихии. Сидя у костра на зеленой лесной полянке, греясь у горячего камина в холодный зимний день, наблюдая живой огонек горящей свечи, можно неторопливо подумать о жизни, помечтать о счастливом будущем, откровенно побеседовать с друзьями и родственниками. И проблемы, неприятности, неудачи будто бы отступают, становятся менее значимыми. Душа очищается и успокаивается.

Стихия огня в представлениях людей всегда была двойственной. Она являет собой одно целое, но в то же время это полярная стихия, противоречивость которой обусловлена самой ее природой.

С одной стороны, пламя беззащитно, как правило, оно не появляется само по себе. Человеку пришлось долго трудиться, чтобы получить первую искру, ведь без огня не возможно продолжение жизни. Пламя согреет человека в холодные дни и позволит приготовить пищу, пламя очистит его душу и придаст уверенность в будущем. Пламя – это и огонь любви, разгорающийся между людьми.

С другой же стороны – огонь является огромной уничтожающей стихией, которая истребляет все на своем пути. Пламя очень быстро может покинуть пределы, отведенные для него, оно не любит рамок и препятствий. Огонь – это свободная стихия, удержать которую непросто, но еще трудней остановить ее.

Древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными – через отцовско-сыновние отношения Сварога и Дажь-бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.

В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялся характеристиками живого существа: способностью есть, пить, спать. В древние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в него кусочки пищи и отливая часть напитков [62].

Отголоски этих представлений сохранялись и в довольно позднее время. Так, в Подольской губернии на ночь оставляли в печи горшок с водой и полено, чтобы для огня были пища и питье. Уважительное отношение к стихии огня и ее олицетворение очевидно в принятом на Вологодчине именовании огня «батюшкой». Когда гасили огонь на ночь, обращались к нему: «Спи, батюшка огонек».

Из древнерусских письменных источников известно, что язычники в святилищах своих богов возжигали костры и поддерживали постоянный огонь перед кумирами. В этом случае огонь являлся посредником, соединяющим человека с божеством и, соответственно, с иным миром. В христианской культуре аналогичным по значению можно назвать обрядовое зажигание свеч во время службы в храме и моления в доме и вне строения.

Представления о посреднической функции огня нашли отражение в погребальной обрядности древних славян в форме сожжения покойников: по мысли язычника, огонь переносит души умерших на тот свет. Отголоски языческих погребальных обрядов сохранялись в некоторых местах у русских еще в XX веке. Имеется в виду обычай «греть покойников», носящий поминальный характер и воспринимавшийся как форма общения с предками [17].

В южнорусских губерниях – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской – обычай приурочивался к святочному периоду: к Рождеству, Новому году, Крещению или их канунам – к тому времени, когда, по народным представлениям, размывались границы между мирами и был возможен контакт с потусторонними существами.

В Тамбовской губернии, например, хозяин ранним утром, взяв горшок с огнем и куль соломы, отправлялся на огород; здесь он совершал три поклона на восток, затем зажигал солому с ладаном и приговаривал: «Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь живем». Возжигать костры могли также на дворе около дома, а присутствовать при этом мог не только хозяин, но и все домочадцы, а иногда – и чужие люди. В некоторых местностях считали, что от зажженного огня на том свете согреваются «родители»-предки, в других – верили, что они незримо стоят рядом с живыми вокруг горящих костров. Подобные обряды в XIX – начале XX века бытовали также кое-где на Русском Севере и у других славянских народов.

Таким образом, согласно сознанию наших предков место огня было между двумя мирами. Эти архаичные представления об огне как границе между миром живых и миром мертвых воплотились в образе огненной реки или моря в русских сказках, где они разделяют тридесятое царство и царство сказочного героя, которому, чтобы не погибнуть, необходимо перепрыгнуть на волшебном коне через бушующее пламя. Близкие представления долгое время бытовали у украинцев, белорусов и поляков, что видно из обычая класть в печь после приготовления еды одно или два полена, по которым, соответственно поверьям, на том свете можно перейти через огненную реку или канаву с кипящей смолой.

Пограничную символику в традиционной культуре имела и печь как объект, связанный с огнем. По поверьям, через печную трубу осуществлялось сообщение с внешним миром, в том числе и с «тем светом» [61].

Она являлась особым «выходом» из дома, предназначенным в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: по поверьям, через нее в дом проникают несущие смертельную опасность огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь. При приближении грозы трубу закрывали, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в избу. Через трубу обычно звали пропавший в лесу скот, чтобы хозяин леса услышал и отпустил животных. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы в пути не было никаких неприятностей. В поминальные дни, приуроченные к установившимся в традиции календарным датам, было принято отворять печную трубу, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

Огонь и пламя в определенные моменты раздваиваются на жар и свет. Свет – это жизнь и свобода, это радость и любовь. Жар представляет собой тепло и очищение, восстановление и перемену. Но стоит только этим силам объединиться, как они начинают разрушать. Это и есть тот самый вечный огонь, имеющий не только природное происхождение, но и горящий в сердцах каждого человека.

Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий.
В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 г. отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси. В течение первого периода средних веков на значительной части Европы из-за постоянных войн полыхали пожары.

Их быстрому распространению способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.

Пожары возникали по разным причинам: от неосторожного обращения с огнем; в результате природных явлений (засуха, удары молнии); вследствие поджогов. Устрашающими последствиями становились набеги половцев, печенегов, соседних князей в период междоусобных войн: в тот период огонь являлся одним из главных тактических приемов завоевания городов и уничтожения противника.

Борьба людей с пожарами в Древней Руси была явно неравной. В тот далекий период разрушительное действие «четвертой стихии» воспринималось как божья кара, губительное, но непобедимое зло; как мистическое, непонятное и поэтому страшное явление. Единственными «средствами» борьбы с огнем были в древние времена молитва, крестные ходы, бросание пасхальных яиц через пожарище и «тушение» пожара молоком только что отелившейся коровы.

Со временем у людей, постепенно освобождающихся от суеверий, стало возникать чувство естественного протеста, необходимости борьбы с этим явлением. Но на этот период развития общества единственными инструментами активной борьбы с пожарами были ведра, багры, кошма, что в условиях горения плотно застроенных деревянных строений (даже вблизи воды) лишь подчеркивало беспомощность человека перед огненной стихией.

Прогрессивным и даже знаменательным событием в развитии системы защиты населения от стихийных бедствий и военных опасностей следует считать предупредительные и оборонительные меры, проводимые великим князем Киевской Руси Олегом. При нем стали строиться трудносгораемые наземные здания: каркасные, обмазанные глиной с двух сторон, мазанки, в 907 г. из Византии были завезены ручные пожарные насосы, которые поставлялись на вооружение отрядов специально выделенных из состава княжеских дружин для борьбы с огнем. Города для защиты от военных и пожарных бедствий были защищены оборонительными стенами, деревянные конструкции которых были пропитаны огнестойким составом – квасцами, что снижало опасность населения и территорий от огненного уничтожения при набегах на них воинственных степняков.

Владимир I пытается осуществить и регламентировать новые меры пожарной безопасности. При нем в X веке положено начало огнестойкому строительству: возводятся каменные церковные и светские здания.
В «Судном Законе людем» – первом юридическом памятнике на Руси – Великий князь Владимир вводит статью, касающуюся ответственности за зажигательство. Она трактует «зажжение» не как «простое уничтожение имущества», а как деяние особо опасное для лиц и имущества, которое наказывается жестоко – смертной казнью путем сожжения виновного. Но к концу своего княжения с совета бояр и городских старцев Владимир установил наказание преступников только «денежною пенею, вирою» по старым обычаям «удовлетворить потерпевшего», т. е. возместить ему причиненный ущерб.

Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) продолжил начинания своего отца.
В «Уставе Великого Князя Ярослава Владимировича (1036-1054) о церковных судах и земских делах. » есть фрагмент, касающийся ответственности за поджог, который затем целиком включается в сборник древнерусских законов – Русскую Правду. Этот период (до XIV века), который условно можно назвать периодом опустошительного действия огня, характеризуется накоплением опыта в борьбе с пожарами. И несмотря на ряд предпринятых решений в области пожарной безопасности, касающихся в основном мер борьбы с поджигателями, их было явно недостаточно для успешной борьбы с пожарами. У людей явно не хватало знаний для разработки технических и профилактических решений, над ними все еще довлели предрассудки и суеверия. Требовалось более сильное организационное начало в совершенствовании предупредительных мер и в непосредственной борьбе с пожарами.

Читайте также:  Стандартные размеры длина бревен для строительства

Немецкий путешественник, ученый и дипломат Адам Олеарий, четырежды посетивший Москву в 30-40 годах ХVIII столетия, писал, что «жилые городские дома (за исключением бояр, богатых купцов, духовенства) построены из дерева. Крыши делают из теса, отчего бывают частые пожары, так что не проходит не только месяца, но даже и недели, чтобы не сгорало несколько домов, а иногда при сильном ветре, целых улиц».
Об этом же свидетельствует Антиохийский Патриарх Макарий, посетивший Москву примерно в то же время: «. дома во всей стране московиты строят из еловых бревен. Пожары у них беспрестанно. » [49].

К первым пожарно-профилактическим мероприятиям следует отнести возведение оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) в короткий срок (1365-1367) Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня.

Возведя стены Кремля, Дмитрий Донской существенно снизил опасность огненного уничтожения города от военных пожаров.

В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так в 1434 г. в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На данном этапе развития общества эти меры – несомненный прогресс.

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья.

С 1453 по 1493 г. Москва полностью выгорала десять раз. В правление Великого князя Ивана III (1462-1505) к Москве окончательно присоединяются Ярославское, Тверское и Ростовское княжества, Новгородская республика. Иван III стал именоваться государем всея Руси.
И мощь Москвы как столицы государства во многом зависела от того, насколько в ней развивались торговля и ремесло, создавались и сберегались материальные ценности.

Вести борьбу с огненным смерчем в городе с неизменно возрастающим количеством пожаров (в условиях их интенсивного развития) прежними методами и средствами становилось невозможно. После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др.

В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 г. и названным Судебником Ивана III, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям – смертная казнь.

Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий.

В 1504 г. издается указ, устанавливающий ограничительные меры пользования в быту печами, свечами, лучинами; предписывающие заниматься вдали от строений гончарам, оружейникам, кузнецам. Указом учреждается создание пожарно-сторожевой команды, в обязанности которой входило вести наблюдение за соблюдением порядка в городе, в том числе за мерами пожарной безопасности.

Эта охрана имела определенную организационную структуру. В каждой части стольного города ее возглавляли назначаемые государем из служилых значительных лиц «объезжие головы» (от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»). В помощь им выделялись ярыжные (низший служитель полиции, для рассылки и исполнения разных приказов по обеспечению общественного порядка.

Ярыжники ставились от общин. В обязанности этих первых должностных лиц входили: надзор за выполнением жителями обнародованных Государем предупредительных мер и руководство борьбой со стихийными бедствиями, которая была обязанностью жителей города. Город разделялся на участки, на улицах устанавливались ворота, которые на ночь запирались. Горожане выставляли группу огорожей, которую возглавлял решетчатый приказчик, в основную обязанность которого вменялось не допускать в город пришлых людей [49].

Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 г., писал, что «. все городские улицы запираются на рогатки и ходить ночью дозволено по крайней необходимости. » [3].

Это были важные предупредительные меры, направленные на защиту населения и территорий столицы от огненных бедствий. Но Иван III не ограничил свою деятельность только этими мерами, в его правление получили дальнейшее развитие и оборонительные меры.

В первые годы своего правления Иван III выезжает на московские пожары со своей стражей, в составе которой были отряды ведерников и топорников. Одни тушили пожар, вторые набирали в ведра воды и передавали их по цепочке к месту пожара от водоисточника и наоборот, третьи занимались разборкой заборов и соседних с горящим зданием строений, создавая разрывы препятствующие распространению огня.

В дальнейшем, вплоть до середины XVI в. издавались указы и распоряжения, запрещающие пользоваться летом банями, разводить костры и другие, по существу повторяя уже действующие правила. Указы подобного рода принимались многими городами Европы.

Учитывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать эти документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер и их практическая ценность была невелика. Пожары полыхали по-прежнему.

Необходимо было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. К этому времени в ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников.

Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII в. целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно – борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась в основном на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

Таким образом, зачаточное состояние противопожарной службы объяснялось, прежде всего, неразвитостью древнерусского общества, находившегося в стадии длительного перехода от родоплеменных отношений к феодальным. При этом прoисходили периодические ослабления государственной власти, что объективно было обусловлено увеличением размеров страны и необходимостью поддержания военно-политического единства. Основные мероприятия по созданию противопожарной службы стали проводиться только в связи с формированием Русского централизованного государства, которое происходило достаточно долгий период – в течение XIV-XVII вв.

Основная техника для борьбы с огнем ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

На Руси самотечные водопроводы появляются в XI-XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы в XII в. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города. Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.

Сохранилось свидетельство А. Олеария о борьбе с пожаром: «При подобных несчастьях снаряжаются стрельцы и особая стража, которые должны действовать против огня, но огонь там никогда не тушат водой, а прекращают распространение его тем, что ломают близстоящие строения для того, чтобы огонь, потеряв силу, потух сам собою. Для этой же цели каждый солдат и ночной сторож должны носить при себе топор» [49].

Впрочем, допускались и исключения из правил, о чем сохранилось свидетельство секретаря римского посольства Лизека: «Чтоб не дать огню распространиться дома ломают вокруг, а если кто заплатит, чтоб сохранить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспрерывно поливая их водою, и тем заграждают дом от огня».

Источник: studopedia.ru

Противопожарные законы в России до начала XX века

Первые нормативные акты на Руси, направленные на борьбу с пожарами и поджигателями, связаны с именем князя Ярослава Мудрого, который в начале XI века принял самый ранний из известных в истории России сводов законов под названием «Русская правда». В этом своде, в частности, была такая запись: «Оже зажжет кто гумно, то на поток и на грабеж дом его, преж пагубу расплативше, а в проц князю поточиити и такоже аще кто двор зажжет».

Этот закон устанавливал, что поджигатель и члены его семьи обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Позднее в «Поучении» Владимира Мономаха приводятся отвлеченные рассуждения об опасности огня, и советы о том, как от него уберечься.

Более определенные нормативные положения о том, как спасти строения и имущество от сокрушительной силы огня, в русском законодательстве стали появляться только после возникновения централизованного Московского государства. После «всехсвятского» пожара 1365 года великий князь Московский Дмитрий Иванович повелевает строить Кремль из огнестойкого строительного материала — из белого камня. Именно с той поры Москву и стали величать «белокаменной». В 1434 году великий князь Василий Второй издал целый ряд законодательных актов, в которых он не только предписывал осторожно обращаться с огнем, но и указывал, при каких условиях им можно пользоваться в наиболее пожароопасных местах — в ремесленных мастерских и в быту.

При Иване Третьем противопожарные нормы при строительстве важнейших сооружений были существенно дополнены и конкретизированы. Кроме того, при нем был введен «Судебник» 1497 года, в котором, в частности, была установлена суровая мера наказания для поджигателей: «…зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнью».

В 1504 году в Москве впервые была создана пожарно-сторожевая охрана — так называемые «решеточные приказчики» и «объезжие головы», которые при возникновении пожара собирали горожан на тушение и руководили их работой. В том же году были изданы московские противопожарные правила, предписывавшие, в частности, не топить летом изб и бань без крайней на то нужды, не держать по вечерам огня в домах (в том числе не зажигать лучины, лампады и свечи), а кузнецам, гончарам, оружейникам, которым для их ремесла нужен огонь, вести свои дела подальше от жилых и общественных строений. В городской черте не разрешалось также заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным. Кроме того, на Руси в то время всячески преследовалось курение табака, в том числе и с целью предотвращения пожаров.

Ужесточение законодательной противопожарной практики продолжил и Иван Грозный. Как это всегда было на Руси, поводом для очередного всплеска законотворчества стал опустошительный пожар 1547 года, почти полностью уничтоживший деревянные строения во всей Москве. Сразу же после этого бедствия вышел царский указ, согласно которому горожанам запрещалось летом топить печи в домах.

А чтобы его никто не нарушал, царские служивые люди накладывали на печи восковые печати. Проверить законопослушание граждан было легко: ведь на разогретой стенке печи воск непременно должен был расплавиться… Но в своем противопожарном законотворчестве Иван Грозный на этом отнюдь не остановился.

В 1571 году он подписал следующий указ, который еще более ужесточил порядок обращения горожан с открытым огнем. В указе предписывалось «летом обед и кушанья разные готовить на очагах, устроенных особо и умело в других безопасных местах, в отдалении от домов и прочих строений». При этом даже такие очаги можно было разводить только в светлое время суток — с 1 до 4 часов дня. Кроме указов, касающихся борьбы с пожарами в городах, русскими государями не раз издавались соответствующие нормы и для сельского населения.

В частности, в 1583 году Иван Грозный распространил действие московских противопожарных указов на всю территорию Русского государства, и, кроме того, дополнил эти законодательные акты новыми положениями. В частности, с того времени запрещалось раскладывать костры в лесах, держать вблизи печей и на чердаках сельских домов легко сгораемые материалы, а также ходить со свечами и лучинами внутри деревянных строений и в других опасных в пожарном отношении местах.

Читайте также:  Организация строительства отопления и вентиляция

При Борисе Годунове был принят еще один указ о наказаниях, где говорилось: «А поелику кто по лености или небрежности огненной беде затвора не составит и пожар учинит, то быть тому примерно и всенародно наказану…» В дополнение к этому в 1603 году Борис Годунов назначил ответственных за «бережение от огня» членов Боярской Думы и разделил город на 11 пожарных округов, каждый из которых возглавили видные придворные. При этом в роли рядовых пожарных выступали стрельцы, численность которых в Москве того времени достигала десяти тысяч. Вообще-то несение пожарной службы на стрелецкое войско было возложено еще с 1550 года, то есть почти с самого момента его создания. К тушению пожаров стрельцов привлекали вплоть до ликвидации стрелецкого войска Петром Первым в 1698 году.

А при царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, был утвержден новый свод законов Русского государства «Соборное Уложение». Этот сборник нормативных актов содержал около тысячи статей, регламентирующих все стороны государственной и общественной жизни.

В числе других в него вошел и «Наказ о городском благочинии», который содержал и обязательные для всех полицейские правила предупреждения пожаров. Повторяя распоряжения на сей счет всех прежних русских государей, Наказ вносит и дополнительные меры предосторожности: «В летнее время ставить печи в огородах, подальше от жилья, и с подветренной стороны ограждать их лубьем; в поварнях и печах хлебы печь и есть варить с первого часу дня до четвертого часу дня».

А еще в «Соборном Уложении», в частности, приводились условия найма какого-либо жилища его съемщиком, а также оговаривалась его ответственность за сохранение имущества. При этом жилец, виновный в том, что он неумышленно сжег двор, был обязан уплатить хозяину его стоимость. Кроме того, «Соборное Уложение» предусматривало суровую уголовную ответственность за умышленные поджоги. При этом жестокие меры наказания обуславливались опасностью распространения огня при скученных легкосгораемых постройках в средневековой Руси.

В последующем царские указы о борьбе с огненными бедствиями издавались также в 1667 и 1675 годах. Они содержали довольно строгие положения: «А которые люди будут непослушны и учинять избы и мыльни топить самовольством, и с вечеру поздно с огнем сидеть, или которые для уличных страж людей давать не учнут, то черных и всяких обычных людей бить батогами, отсылать на небольшое время в тюрьму, а на служивых и на всяких знатных людей сказывать и письмо на них приносить в Земский приказ».

Одновременно этими же указами предписывалось «во всех дворах, для бережения от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и помелы, и веники. А ведра во всех дворах были бы наготове, а объезжим учинить всему этому роспись».

Правивший вслед за Алексеем Михайловичем его старший сын Федор Алексеевич, хотя и издавал собственные указы о профилактике пожаров и о борьбе с ними, не внес ничего принципиально нового в дело «бережения от огненного бедствия». Также, как и раньше, новый самодержец запрещал топить летом печи. Банями разрешалось пользоваться только в случае необходимости и к тому же с разрешения городского головы или сельского управителя. В домах в темное время разрешалось ходить только с фонарями, а никак не с лучиной или со свечами.

А вот Петр Первый, следующий русский царь, решил бороться с огненной стихией на совсем другой принципиальной основе, нежели его предшественники. В первую очередь он стал уделять большое внимание каменному строительству: сначала в Москве, потом в своей новой столице — Санкт-Петербурге, после чего действие своих указов самодержец распространил и на всю остальную территорию государства.

В частности, в январе 1701 года Петр Первый подписал указ «О строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным мазанки». Невыполнение указа влекло за собой телесное наказание виновного, а для достаточного человека — «великую пеню», то есть штраф.

А вот деревянные дома разрешалось строить лишь за пределами центральной части города, и при этом только «поземные» (одноэтажные). В дальнейшем государь, уже ставший Императором Всероссийским, совершенствовал свои противопожарные нормативные документы и всячески требовал от «приказных», чтобы они выполнялись «не токмо в Москве и Санкт-Петербурге, но и в прочих городах и селениях российских». Противопожарные указы Петра Первого, в частности, разрешали устанавливать печи во всех городских и сельских домах только на несгораемом фундаменте. При этом сама печь должна быть отделена от стены дома не менее как двумя кирпичами. Тем же положением домовладельцам строго предписывалось «подмазывать глиной потолки» и уже имеющиеся деревянные покрытия заменять на черепичные, как наиболее безопасные от огня.

В 1698 году Петр Первый ликвидировал стрелецкое войско. Начав сразу же после этого создавать регулярную армию, он тут же возложил на армейские части и обязанность по борьбе с пожарами, распорядившись снабдить их для этого необходимым инвентарем.

Однако на личном опыте император уже вскоре убедился, что одной только воинской дисциплины для эффективной борьбы с огненной стихией мало. В случае пожара от офицеров требовалось реально оценить масштаб бедствия и правильно расставить своих подчиненных на различных участках, а рядовые бойцы обязаны были владеть навыками пожаротушения и разбора конструкций. Именно поэтому в 1718 году Петр Первый своим очередным указом назначил в войсках пожарных офицеров, тем самым впервые в русской истории выделив в армии специальные воинские пожарные команды. Тогда же для таких войск был введен особый сигнал пожарной тревоги: выстрел из пушки. Согласно положению, из прибывших на пожар армейских подразделений сразу же формировались три отряда: для непосредственной борьбы с пламенем, для организации водоснабжения и для защиты соседних строений от огня.

Создав в столицах и прочих российских городах военные пожарные команды, император одновременно распорядился, чтобы к тушению пожаров привлекали и все местное население. Для этого пожарный инвентарь предписывалось иметь «в каждом доме в городе, и в каждом дворе в деревне». В частности, петровские инструкции предписывали расставить на всех больших улицах городов заливные ручные трубы с рукавами, а также завести хранилища с топорами, ведрами, ломами, баграми, лопатами и другими инструментами. Вот что говорилось в петровском указе о порядке поведения обывателей в случае огненного бедствия: «…на пожар бегать солдатам и посадским людям, кому куда указано. А буде на тот пожар прибудут всякие нижних чинов и боярские и гулящие люди без топоров и без ведер, и без кошелей, и без лопат, и прибежав, того пожару смотреть станут, а не отымать, их от этого места отсылать прочь, чтобы отымать не мешали, а буде они, прибежав на тот пожар, учнуть восходить во дворы и в хоромы, и в палаты, и по избам для своего воровства и грабежа, и тех людей имати и приводить в Стрелецкий приказ и чинить им всякое жестокое наказание, бить кнутом, водить по пожару, без всякой пощады ссылать их в ссылку на вечное житье с женами и детьми».

Не забывал Петр I и о противопожарной защите своего любимого детища — флота, который в то время, как известно, был почти целиком деревянным. Поэтому царские указы запрещали ходить по кораблю со свечами или открытым огнем, курить табак, а также без ведома начальства привозить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другие легковоспламеняющиеся материалы и вещества.

В 1722 году за нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге были установлены денежные штрафы. За серьезные проступки, повлекшие пожары, «ослушники царских указов» брались «на караул», то есть сначала арестовывались, а затем ссылались «в дальние сибирские города в вечное житие». Кроме того, Петр Первый не раз обращал внимание на еще одну очень распространенную на Руси причину пожаров: в церквях, в часовнях, в торговых рядах и в простых домах иконы довольно часто загорались от поставленных перед ними свечей и лампад. Поэтому 29 июля 1724 года вышел очередной царский Указ, который предписывал: в дальнейшем свечи перед иконами надлежит ставить только в фонарях, а часовни строить только из кирпича и камня. Указы Петра Первого о противопожарных мерах полиция оглашала при стечении народа и с барабанным боем.

После Петра Первого никакие принципиальные новшества в нормативное противопожарное законотворчество в России не вносили ни при Екатерине Второй, ни при Павле Первом, ни при Александре Первом. Лишь при Николае Первом, в 1832 году, был составлен «Свод законов Российской Империи», в третью книгу которого вошел «Устав пожарный».

Именно в этом документе впервые четко было записано, что пожарные части в городах должны подчинятся городскому полицейскому управлению. Таким образом, на протяжении 30 лет девятнадцатого века в России фактически существовала как бы двойная опека пожарных подразделений государственными структурами.

С одной стороны они относились к полицейскому ведомству, а с другой — к военному. Впрочем, на последнее в основном возлагалась лишь обязанность подбора рядовых огнеборцев из числа крестьян-рекрутов, призываемых на военную службу. Вот что говорилось на этот счет в «Уставе»: «Пожарная команда пополняется из нижних чинов Внутренней Стражи.

Нижние чины сии, по сношению губернского начальства с батальонным командиром, приучаются предварительно к действию пожарными инструментами..» Как уже было сказано выше, призыв рекрутов из числа крестьян в военные пожарные подразделения проходил еще с 1702 года, то есть со времени указа Петра Первого. И лишь в 1861 году, после отмены крепостного права, это порядок был упразднен. «Устав Пожарный» предписывал иметь специальные подразделения для борьбы с огнем в обеих столицах, а также во всех губернских городах России. При этом в Москве и Санкт-Петербурге пожарную часть возглавлял брандмайор, а в губернских городах — брандмейстер. Уездным и заштатным городам, согласно «Уставу» 1832 года, отдельные пожарные части не полагались: обязанность борьбы с огнем возлагалась на городскую полицию. В этом документе также подробно расписывалось, сколько положено было иметь унтер-офицеров и нижних чинов, сколько лошадей и инвентаря в той или иной пожарной команде, каким образом личный состав должен был обучаться пожарному делу, а также оговаривались многие другие стороны работы огнеборцев.

Так же в «Уставе» были довольно четко указаны основные противопожарные требования на производстве и в быту: «В отвращение пожаров предписывается всем и каждому с огнем всегда и везде обращаться с крайней осторожностию..» В этом законодательном акте можно найти правила обращения с огнем на все случаи жизни: например, здесь описывалось, как зажигать огонь и пользоваться им в жилых комнатах домов, в подвалах и на чердаках, на воде и на суше, в церквях и постоялых дворах, на улицах и площадях, летом и зимой, ночью и днем. Особо были выделены разделы «Устава», в которых говорилось о противопожарных требованиях при строительстве зданий, о правилах тушения пожаров и возмещении убытков, нанесенных огненной стихией. В 1857 году, уже при Императоре Александре Втором, «Свод законов Российском Империи» был переиздан, расширен и дополнен. Впрочем, включенный в него «Устав пожарный» в этот раз не претерпел значительных изменений, и потому большинство его положений действовало вплоть до отмены самодержавия в России в 1917 году.

Источник: www.kraeved-samara.ru

Рейтинг
Загрузка ...