Относится ли трансформаторная подстанция к объектам недвижимого имущества в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на нее?
В целях кадастрового учета и госрегистрации прав вопрос о квалификации трансформаторной подстанции как объекта недвижимого имущества решается в каждом случае исходя, в частности, из характеристик трансформаторной подстанции, инженерно-технического исполнения, имеющейся документации. В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять суд.
По общему правилу объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами Росреестра ( п. п. 1 , 2 ст. 8.1 , п. 1 ст. 130 , п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 , 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ)).
К недвижимости относятся в том числе здания, сооружения, единые недвижимые комплексы — недвижимые вещи, участвующие в обороте как единый объект, в том числе совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (линии электропередачи), к которым применяются правила о неделимых вещах ( п. 1 ст. 130 , ст. 133.1 ГК РФ).
Понятие «трансформаторная подстанция»
Трансформаторные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства ( абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Электрическая сеть — это совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории ( Термины , применяемые в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, и их определения, утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее — Термины)).
Трансформаторная подстанция — электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов ( Термины ).
Комплектная трансформаторная (преобразовательная) подстанция (КТП, КПП) — подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (КРУ или КРУН и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. КТП, КПП или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе, — к наружным установкам ( Термины ).
Трансформаторные подстанции, связанные с линиями электропередачи классом напряжения до 35 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Такая категория трансформаторных подстанций является отдельными некапитальными сооружениями, то есть объектами, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, предназначенными для технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( п. 5 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2018 N ОГ-Д23-1526).
Трансформаторные подстанции могут входить в состав общего имущества многоквартирного дома как иные объекты, предназначенные для его обслуживания ( пп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Письмо Минэкономразвития России от 26.07.2011 N ОГ-Д23-595).
От характеристик конкретной категории трансформаторной подстанции, инженерно-технического исполнения, имеющейся документации зависит отнесение трансформаторной подстанции к объектам недвижимости в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на нее.
Общие признаки недвижимого имущества, в том числе в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав
На законодательном уровне не установлены:
- ни исчерпывающий перечень видов недвижимого имущества;
- ни четкие количественные и качественные характеристики объектов недвижимости (кроме установленных п. 1 ст. 130 ГК РФ), а также иные критерии, позволяющие отнести объект к объектам недвижимого имущества либо к объектам, не являющимся объектами недвижимости;
- ни перечень признаков, позволяющих отнести тот или иной объект к конкретной категории самостоятельных объектов недвижимости, их частей или принадлежностей.
Исходя из ст. ст. 130 , 131 ГК РФ право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. При отсутствии у вещи качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на нее не подлежит регистрации независимо от ее физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этой вещи с соответствующим земельным участком ( Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012).
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств ( абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей ( абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость госрегистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу госрегистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости ( п. 1 ст. 130 ГК РФ). Таким образом, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления госрегистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам ( п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638).
При решении вопроса об отнесении объекта к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и госрегистрация прав на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, необходимо руководствоваться наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав ( п. 1 Письма Росреестра от 26.04.2017 N 14-05403-ГЕ/17).
Объектами недвижимости возможно считать объекты капитального строительства, подпадающие под определение таковых в соответствии с градостроительным законодательством, в число которых входят и линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения ( п. п. 10 , 10.1 ст. 1 ГрК РФ, Письмо Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08).
Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил ( ст. ст. 51 , 55 ГрК РФ, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.12.2015 по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014).
Так, например, трансформаторная подстанция контейнерного типа может не признаваться объектом недвижимости ( Постановление ФАС Центрального округа от 08.05.2008 по делу N А35-2358/07-С16).
В то же время перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, установлен ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены иные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется ( п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). В связи с этим понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» полностью не тождественны, однако объекты, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации (т.е. как объекты капитального строительства), вероятнее всего могут относиться к объектам недвижимости. Вместе с тем объекты, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, также могут являться объектами недвижимости, если отвечают признакам, установленным п. 1 ст. 130 ГК РФ, с последующей возможностью постановки их на государственный кадастровый учет и госрегистрации прав на них ( Письмо Минэкономразвития России от 16.03.2016 N ОГ-Д23-3182).
Государственный кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута ( ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ).
Кроме того, при разграничении движимого и недвижимого имущества следует обращать внимание на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст). Недвижимый объект должен относиться к зданиям (строениям, сооружениям), а оборудование к ним не относится (за исключением прямо предусмотренных случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав) ( Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222 по делу N А32-56709/2019).
Что касается единого недвижимого комплекса, то государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него осуществляются в связи с созданием объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса, а также в связи с объединением нескольких объектов недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН и права на которые зарегистрированы, при этом в судебной практике отмечается, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу ( ст. 46 Закона N 218-ФЗ, Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.11.2021 N 310-ЭС19-9234 по делу N А83-6381/2018, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 18-КГ16-61 ).
Отнесение трансформаторной подстанции к самостоятельному объекту недвижимости
При решении вопроса о признании трансформаторной подстанции как самостоятельного объекта недвижимого имущества необходимо выяснять, в частности:
- не является ли она составной частью неделимой вещи, которая выступает в обороте как единый объект вещных прав ( ст. 133 ГК РФ);
- не является ли она частью другой вещи (если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь)) ( ст. 134 ГК РФ);
- не является ли она принадлежностью другой главной вещи (вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное) ( ст. 135 ГК РФ, п. 1 Письма Росреестра от 26.04.2017 N 14-05403-ГЕ/17);
- не является ли она объектом вспомогательного использования, для которого не требуется выдача разрешения на строительство ( п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу N А68-10863/2011).
Например, конкретная трансформаторная подстанция может являться объектом линейного сооружения — линии электропередачи. Линия электропередачи может представлять собой единый линейный объект и выступать как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости ( Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.07.2019 N Ф06-48538/2019 по делу N А72-9330/2018 ( Определением Верховного Суда РФ от 10.09.2019 N 306-ЭС19-15197 отказано в передаче дела N А72-9330/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра данного Постановления ), Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 18-КГ16-61).
С учетом понятий «электрическая сеть», «трансформаторная подстанция», «комплектная трансформаторная (преобразовательная) подстанция», приведенных в Терминах , по нашему мнению, в силу того, что трансформаторные подстанции создаются или приспосабливаются посредством функциональной и технологической связи с другими линейно-кабельными сооружениями (линиями электропередачи), образуя с ними единое целое, такие подстанции могут рассматриваться как неотъемлемая часть линейного сооружения.
В случаях когда трансформаторная подстанция возведена в качестве самостоятельного объекта (в том числе вспомогательного назначения), такой объект может быть отнесен к недвижимому имуществу при условии наличия признаков недвижимого имущества, что подтверждается судебной практикой, в частности:
- блочная комплектная трансформаторная подстанция, расположенная на земельном участке, не является временным сооружением, а является объектом капитального строительства I группы капитальности; объект по своему инженерно-техническому исполнению, после установки и монтажа всех конструктивных элементов, является объектом недвижимого имущества ( Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2019 N 308-ЭС19-23074 по делу N А53-35636/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2019 по делу N А53-35636/2018);
- трансформаторная подстанция, являющаяся сооружением вспомогательного использования, является одним из объектов строительства и объектом недвижимого имущества ( Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу N А68-10863/11);
- трансформаторная подстанция, являющаяся сооружением вспомогательного назначения, является частью единой системы внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений, предназначенных для инженерного обеспечения (обслуживания) всего комплекса многоквартирных жилых домов и общественных зданий микрорайона и не подлежит включению в состав общего имущества граждан, проживающих в отдельно взятом многоквартирном доме ( Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2021 N 308-ЭС21-19308 по делу N А53-33397/2020).
Таким образом, вопрос признания в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав трансформаторной подстанции в качестве объекта недвижимого имущества решается в каждом конкретном случае исходя, в частности, из характеристик трансформаторной подстанции, инженерно-технического исполнения, имеющейся документации. В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять суд.
ИсточникТрансформаторная подстанция объект капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Трансформаторная подстанция объект капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Трансформаторная подстанция объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 381 «Налоговые льготы» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган признал трансформаторную подстанцию недвижимым имуществом, сделав вывод о неправомерном применении в отношении подстанции льготы по налогу на имущество организаций на основании п. 25 ст. 381 НК РФ. Суд признал доначисление налога на имущество правомерным, указав, что трансформаторная подстанция с находящимися в ней трансформаторами представляет собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества, поскольку имеет прочную связь с землей, так как расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном свайном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами. Общество получило разрешение на строительство объекта капитального строительства. Суд также отметил, что, по данным бухгалтерского учета, первоначальная стоимость объекта основного средства включает в себя стоимость приобретенной трансформаторной подстанции, стоимость работ по разработке проекта строительства, электромонтажных и электротехнических работ, работ по устройству фундамента и дренажа трансформаторной подстанции.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2021 N 310-ЭС21-1480 по делу N А09-4304/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании возвратить земельный участок свободным от объекта недвижимого имущества.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам ст. ст. 69 и 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении иного дела, пришли к выводу об обоснованности иска Администрации. Дополнительное соглашение от 28.03.2014 к договору, которым внесены изменения в части разрешенного вида использования этого участка, предоставляющего право строить капитальные объекты, Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.06.2017 по делу N А09-13848/2015, признал ничтожным, поскольку оно заключено с целью обхода предусмотренной законом процедуры предоставления публичного земельного участка для капитального строительства. При рассмотрении данного спора суд на основании статьи 222 ГК РФ признал возведенную Обществом на спорном участке металлическую трансформаторную подстанцию самовольной постройкой, возведенной в нарушение условий договора аренды, земельного законодательства на муниципальном публичном земельном участке, не предоставлявшемся Обществу для строительства объекта недвижимости. Суд указал, что незаконное возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет возникновение на него права собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Трансформаторная подстанция объект капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу
(Кошкина Т.Ю.)
(«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 12) — сведениями, предоставленными заводом-изготовителем, который сообщил, что силовые трансформаторы данного типа не эксплуатируются в открытом виде, подстанция не может быть разделена на отдельные объекты без серьезного вмешательства в заводскую конструкцию, трансформаторные подстанции относятся к объектам капитального строительства.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Относится ли трансформаторная подстанция к объектам недвижимого имущества в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на нее?
(Консультация эксперта, 2022) трансформаторная подстанция, являющаяся сооружением вспомогательного использования, является одним из объектов строительства и объектом недвижимого имущества (Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу N А68-10863/11);
Нормативные акты: Трансформаторная подстанция объект капитального строительства
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 30.06.2022)
«Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети сетевых организаций, а также смежных сетевых организаций в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения), а также обоснованные требования к строительству (реконструкции) объектов по производству электрической энергии в связи с присоединением новых мощностей (включая увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, установку устройств регулирования напряжения, расширение распределительных устройств на объектах по производству электрической энергии). Указанные требования к усилению существующей электрической сети смежных сетевых организаций подлежат включению в технические условия в случае, если технические условия подлежат согласованию в соответствии с абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил с системным оператором. В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 настоящих Правил;
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) Согласно материалам дела общество осуществляло строительство объекта, а также приобрело ряд объектов основных средств для производства готовой продукции, расположив их внутри здания.
Отнесение объектов электросетевого хозяйства к некапитальным сооружениям
Строительство любого здания или сооружения (в т.ч. объектов электросетевого хозяйства) осуществляется по заранее разработанному документу – проектной документации.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора и обязательства сторон по их выполнению являются существенными условиями договора технологического присоединения.
Обязанности по исполнению технических условий распределяются следующим образом:
- В отношении заявителей – юридических лиц максимальной мощностью до 150 кВт (указанных в п.12.1 Правил Технологического присоединения) и физических лиц максимальной мощностью до 15 кВт (указанных в п. 14 Правил) стороны обязаны осуществить мероприятия до точки присоединения, которая определяется не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя;
- В отношении остальных заявителей, мероприятия в пределах границ участка, на котором расположены объекты заявителя, выполняются заявителем, а мероприятия до границы участка заявителя — сетевой организацией.
Перед началом строительства объектов электросетевого хозяйства, сетевой организации необходимо разработать проектную документацию.
Правовая природа архитектурно-строительного проектирования раскрывается в части 1 статьи 48 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (ГрК РФ).
Так архитектурно-строительное проектирование предполагает подготовку проектной документации применительно к строящимся и реконструируемым объектам капитального строительства и их частям, а также предполагает подготовку отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта данных объектов.
Как мы видим, проектная документация разрабатывается в отношении объектов, которые должны соответствовать одновременно следующим условиям:
- Во-первых, объектом проектной документации являются объекты капитального строительства или части объекта капитального строительства;
- Во-вторых, проектная документация готовится в отношении строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства.
Кроме того, отдельные разделы проектной документации разрабатываются при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, разработка проектной документации возможна не только в целом на объект капитального строительства, но и на часть объекта капитального строительства при его строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
С 04.08.2018 года ГрК РФ был дополнен понятием «некапитальное строение и сооружение».
В связи с внесением данных изменений, часть 1 статьи 48 ГрК РФ подлежит уточнению в части обязательности подготовки проектной документации не только в отношении капитальных объектов, но и некапитальных строений и сооружений, которые не являются объектами капитального строительства.
Для раскрытия содержания объектов проектной документации в части технологического присоединения, обратимся к определяемому статьей 1 ГрК РФ понятийному аппарату:
- объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
- некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
- линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при которых требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Из понятия «линейный объект» следует, что относящиеся к данному понятию объекты являются сооружениями.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов[1].
Из анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что объекты электросетевого хозяйства, строительство или реконструкция которых осуществляется в рамках договора технологического присоединения, являются сооружениями, относятся к линейным объектам и могут являться как объектами капитального строительства, так и некапитальными сооружениями.
Критериями некапитального сооружения являются два одновременных условия:
- объект не имеет прочной связи с землей;
- конструктивные характеристики объекта позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Учитывая данные критерии можно отметить, что линейные объекты (воздушные, кабельные линии электропередачи, блочные и комплектные трансформаторные подстанции) могут являться некапитальными сооружениями, поскольку конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Данная позиция находит подтверждение в судебной практике (2).
Что касается кирпичных трансформаторных подстанций, то они являются объектами капитального строительства, поскольку не соответствуют критериям некапитального строения (сооружения).
Необходимо указать, что распределительные пункты и трансформаторные подстанции относятся к линейным объектам, поскольку являются неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей передачу электроэнергии по линиям электропередачи. Данный тезис подтверждается многочисленной судебной практикой (3).
Отнесение сетевыми организациями линейных объектов к капитальным или некапитальным сооружениям имеет особое значение на практике.
Так частью 3 статьи 49 ГрК РФ установлено, что экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Например, постановлением Администрации Волгоградской области от 27 августа 2018 г. N 373-п[2] допускается строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения не выше 35 кВ.
Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 11 «О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике» также допускается без получения разрешения осуществлять строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 35 кВ.
Кроме этого, с 04.08.2018 года часть 17 статьи 51 ГрК РФ была дополнена пунктом 2, согласно которому в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, разрешение на строительство также не требуется.
Другими словами, если сетевая организация относит свои построенные объекты электросетевого хозяйства к некапитальным сооружениям (за исключением кирпичных ТП и РП), то ей не требуется проведение экспертизы и получение разрешения на строительство.
Источник