Курд что это такое в строительстве

Содержание

В развернувшемся на Ближнем Востоке вооружённом конфликте значительную роль с самого начала играет так называемый «фактор курдов». Самый большой разделённый народ в мире воюет не только за свою свободу и безопасность, но и, возможно, ради достижения исторической цели — создания национального государства.

Курдам удалось сделать то, чего долгое время не могли добиться регулярные войска Ирака и Сирии, — развеять миф о непобедимости террористов из «Исламского государства». Внутренне сплоченные и отлично понимающие, что либо они сумеют защитить свои земли, либо будут беспощадно уничтожены ваххабитами, курды на фронте в тысячу километров успешно дают отпор самой богатой террористической армии в истории. В Ираке отряды «пешмерги» («идущих на смерть»), в рядах которых сражаются и женщины, и добровольцы из турецкого и иранского Курдистана, не только отстояли столицу своей автономии Эрбиль, но и при поддержке авиации США вплотную подошли к Мосулу — центру богатой нефтью провинции, контролируемому боевиками с лета 2014 года. В Сирии бригады «пешмерги» освободили стратегически важный город Кобани и дают отпор джихадистам в курдских кварталах Алеппо. В этих боях они продемонстрировали беспримерное мужество и героизм и заставили говорить о себе как о реальной силе, противостоящей экспансии международного терроризма.

Лимонный курд | Как избавиться от металлического привкуса

У курдов есть мощная разведка, которая снабжает данными и действующие в Сирии российские ВКС, и западную коалицию. Курдские спецназ отлично подготовлен и мотивирован, так, например, в ходе рейда по тылам «Исламского государства» его бойцы по просьбе властей Швеции освободил из плена 16-летнюю шведку, которую обманом склонил поехать на Ближний Восток один из членов ИГ . В рядах «пешмерги» сражаются, разумеется, не только курды из Сирии, но и их турецкие, иракские и иранские братья.

Ирак: в борьбе обретёшь ты право своё

Сколько здесь курдов? Около 7 млн

Что нужно знать? В шестидесятые годы Иракский Курдистан стал общекурдским центром национального движения. В 1962-м повстанцы из «пешмерги» во главе с Мустафой Барзани создали на северо-востоке Ирака квазгосударство «Свободный Курдистан». Противоборство между курдскими повстанцами и карательными войсками правительства длилось около 15 лет. Законом 1974 года Багдад вынужден был пойти на создание курдского автономного района.

Саддам, однако, никогда курдов не любил. Операция «Анфаль» в 1989 году, которой его двоюродный брат Али Хасан аль-Маджид и которая привела к гибели не менее 100 тыс. курдов, может быть с полным правом названа геноцидом. Потерпев поражение в операции «Буря в пустыне» в 1991 году, Хусейн был вынужден вывести войска из курдских районов (кроме Киркука), и там возникли два самостоятельных, одно время даже ведших войну друг с другом государственных образования: одно под властью левого Патриотического союза Курдистана во главе с Джалялем Талабани и другое под управлением Демократической партии Курдистана во главе с Масудом Барзани (ныне возглавляет автономный Иракский Курдистан). В 2002 году обе эти организации договорились о создании единого региона Курдистан в составе будущей иракской федерации.

Обучающий курс «Руководитель строительных проектов»

Сегодня в конституции Ирака закреплены самые широкие права Курдистана, вплоть до права выхода из состава страны. Здесь есть все атрибуты государства, свои органы правопорядка и вооруженные силы (та же модифицированная пешмерга), регион получает пропорционально численности своего населения 17 % доходов от иракского экспорта углеводородов, курдский язык признан вторым государственным языком в стране.

Курдистан достойно представлен в федеральных органах власти (шесть постов министров, включая главу МИДа, влиятельная фракция в парламенте и т. п.). С 2005 по 2014 годы Джалял Талабани занимал пост президента Ирака. Иракский Курдистан выгодно отличается от других частей страны с точки зрения безопасности и благоприятного инвестиционного климата, успехов в восстановлении разрушенных войной экономики, инфраструктуры, здравоохранения и образования. Лидеры иракских курдов неоднократно выступали в роли посредников между иракскими арабами-шиитами и арабами-суннитами и, тем самым, способствовали преодолению серьезных правительственных кризисов. Иракские курды подчеркивают, что они выступают за сохранение единого иракского государства и не намерены инициировать его распад по этно-конфессиональному признаку.

Мнение. «В Ираке у курдов очень высокая степень автономии, которая имеет практически все признаки суверенитета. Единственное, чего не хватает Иракскому Курдистану, — это реальной международной поддержки, поскольку юридические основания его существования довольно шаткие, хотя они и зафиксированы в конституции Ирака», — полагает главный редактор сайта kurdistan.ru Вадим Макаренко.

Турция: «Казус Оджалана»

Сколько здесь курдов? От 13 до 18 млн

Что нужно знать? В Турецкой Республике за время её существования было жестоко подавлено 29 вооружённых восстаний курдов. В 1984 году Рабочая партия Курдистана, основанная Абдуллой Оджаланом, открыто начала вооруженную борьбу в Восточной Анатолии. При этом свои базы РПК создала в Северном Ираке, куда для их подавления стали периодически вторгаться турецкие войска.

Турецкий Курдистан превратился в постоянный очаг напряженности. Ни одной из противоборствующих сторон не удавалось взять верх, конфликт унес более 40 тыс. человеческих жизней.

Долгие годы сам Оджалан, пользуясь покровительством сирийских властей, жил в Дамаске. Однако в октябре 1998 года тогдашний президент Сирии Хафез Асад под нажимом Анкары вынужден был попросить Оджалана покинуть страну. После безуспешных попыток найти убежище в России, а затем Италии и Греции, Оджалан был похищен в Найроби спецслужбами Турции и помещён в тюрьму на острове Имралы в Мраморном море. Смертный приговор ему был позднее заменен на пожизненное заключение.

В 2009 году Оджалан, которому турецкие власти пообещали досрочное освобождение, призвал через СМИ своих соратников сложить оружие и вступить с правительством в переговоры. В Турции появилась курдская печать, радио и телевидение.

При посредничестве лидеров иракских курдов Барзани и Талабани Анкара и находящийся в заключении руководитель РПК выработали план мирного урегулирования. Он предусматривал вывод в течение нескольких месяцев боевиков РПК в сопредельные районы Ирака, проведение законодательной реформы, вплоть до внесения поправок в конституцию страны, признающих национальные права и свободы курдского меньшинства, исключение РПК их списка террористических организаций, освобождение всех политических заключенных-курдов, включая Оджалана. На заключительном этапе предусматривалось добровольное разоружение курдских боевиков и безопасное возвращение их на родину (амнистия). 8 мая 2013 года первые группы курдских партизан перешли турецко-иракскую границу.

Однако в 2015 году Эрдоган резко изменил свою позицию по курдскому вопросу, развернув новую волну репрессий против «сообщников РПК» и вновь полностью изолировав Оджалана от всех контактов с внешним миром.

Турецкое правительство рассматривает успех курдских отрядов самообороны как очередной шаг на пути к созданию «курдского квазигосударства» вблизи своей границы, отметила в недавней статье немецкая Frankfurter Rundschau. «Поскольку курды составляют значительную часть населения самой Турции, сложившаяся ситуация серьезно угрожает Эрдогану и его правительству. Опасаясь за существующий режим, Турция готова оказывать помощь скорее таким группировкам, как «Джебхат ан-Нусра», и признает курдов большим злом, чем «Исламское государство», — пишет издание.

Мнение. «С момента основания Турецкой Республики в 1923 году и до настоящего времени сменяющие друг друга правительства в Анкаре не признают существование курдского народа и его законные права.

Это противоречит уставу ООН и всем документам, касающимся прав человека, и особенно Международным пактам о правах человека 1966 года, которые признают право каждого народа самостоятельно решать свою судьбу, — отметил в интервью RT представитель Демократического союза Курдистана в Париже Халед Исса. — Правительство Турции считает всех жителей страны турками в принудительном порядке. Всех же, кто отстаивает свои права, турецкие власти считают террористами. Сейчас турецкое правительство ведёт войну против тех жителей страны, которые не хотят называть себя турками, особенно в районах проживания курдов. Таким образом, если господин Эрдоган заявляет о том, что сирийский президент Башар Асад утратил свою легитимность, поскольку воюет со своим народом, то сам господин Эрдоган ведет себя как главарь банды. Он потерял свою легитимность, развязав войну против целых регионов в своем государстве».

Сирия: война за выживание

Сколько здесь курдов? Около 7 млн

Что нужно знать? Гражданская война в Сирии поставила местных курдов в сложное положение. «С одной стороны, сирийские курды всячески притеснялись и дискриминировались по национальному признаку в годы правления сирийского баасистского режима и, естественно, не могут выступать в его поддержку в продолжающейся ожесточенной гражданской войне. С другой стороны, воюющие против режима Башара Асада разрозненные отряды вооруженной оппозиции также не гарантируют курдам их национальных прав и свобод, — сказал RT Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. — Более того, курды обоснованно опасаются, что в случае победы повстанцев к власти в Дамаске могут прийти исламистские радикальные группировки салафитского или ваххабитского толка, которые будут ориентироваться на монархии Персидского залива. В таком случае сирийские курды вряд ли смогут рассчитывать на позитивные изменения своего положения».

Успехи антитеррористической коалиции в Сирии во многом обеспечены действиями курдского ополчения. С самого начала экспансии ИГ в Сирии именно курды стали одной из основных сил, противостоящих террористам. Воспользовавшись выводом из районов их компактного проживания правительственных войск, они начали повсеместно создавать местные органы власти и отряды самообороны, чтобы предотвратить укрепление боевиков на этих территориях. Сегодня сирийским курдам в целом удается контролировать места своего компактного проживания.

Мнение. «Эти районы (Сирийский Курдистан — RT) меньше всего пострадали от гражданской войны, хотя отток курдских беженцев из Сирии в соседний Ирак и имеет место, — считает Иванов. — Их лидеры не выступают за отделение Сирийского Курдистана от других частей Сирии и даже не требуют полной автономии, так как, в отличие от Ирака, сирийские курды проживают анклавами в крупных городах (Дамаск, Алеппо, других), а также в трех различных провинциях Сирии, между которыми имеются районы с арабским населением. Сирийских курдов устроили бы равные права и свободы с арабским населением страны, пропорциональное представительство в новых органах власти и так называемая культурная автономия».

Мнение. «С декабря прошлого года Анкара проводит операции по зачистке на территории компактного проживания иракских курдов на юго-востоке Турции, а теперь пошли и обстрелы сирийских курдов, — сказал RT старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. — Для Эрдогана объединение сирийских и турецкий курдов – как страшный сон. Для него это даже страшнее, чем сохранение у власти режима Асада, Сейчас получается, что курды для турецкого руководства – это самый страшный враг».

Иран: зона высокого напряжения

Сколько здесь курдов? Около 7 млн

Что нужно знать? В 1946 году в оккупированной советскими войсками части Ирана по указанию Сталина была создана так называемая «Мехабадская республика» курдов. Просуществовала она, однако, менее года, так Сталин под давлением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции прекратил поддержку республики.

Сейчас курдский вопрос в Иране находится как бы в спящем состоянии, но бурные события в Ираке, Турции и Сирии, безусловно, влияют и на рост национального самосознания иранских курдов. Тегеран также вынужден учитывать происходящие изменения в курдских анклавах соседних стран и принимать превентивные меры по снижению напряженности между курдами и властями.

Периодически на территории ИРИ совершает вооруженные вылазки и теракты базирующаяся в Иракском Курдистане радикальная курдская «Партия свободной жизни» (PJAK). В Тегеране утверждают, что финансирует и снабжает оружием эту организацию израильская разведка Моссад.

Мнение. «У курдов с незапамятных времен сложились неплохие отношения с евреями, поскольку на протяжении столетий эти народы становились главными объектами гонений в регионе, — сказал RT сирийско-курдский активист д-р Баха Маи. — Между курдами и израильтянами есть определенное чувство солидарности. И те и другие чувствуют себя меньшинствами на Ближнем Востоке.

Много евреев исторически проживало в Иракском и Иранском Курдистане. Естественно, многие были вынуждены уехать под давлением исламистов, но корни-то и нормальные отношения с курдами остались. Но я не думаю, что PJAK финансируется Израилем, такая информация по нашим источникам никогда не проходила».

«Великий Курдистан»: мечта или утопия?

Что нужно знать? Из сорока миллионов курдов большая часть — от 13 до 18 млн — проживает сегодня в Турции, по 7 млн — в Иране и Ираке, вдвое меньше — в Сирии. Примерно два миллиона насчитывает в общей сложности курдская диаспора. Подавляющее большинство курдов — 75% — мусульмане-сунниты, каждый седьмой курд — шиит, есть последователи езидизма и зороастризма и даже курды-христиане. Территориально большая часть исторического Курдистана находится на территории Турецкой Республики (юго-восточные вилайеты страны), Сирийский Курдистан занимает северо-восточную часть Сирии, Иракский – север и северо-восток Ирака, иранские курды компактно проживают в Западном Иране.

Несмотря на бесчисленные межплеменные и межклановые вооружённые столкновения, которыми полна вся история курдов, перед лицом чуждого этноса они всегда демонстрировали солидарность, осознание общности исторической судьбы. «У курдов существует чувство единой национальной принадлежности. Во всех государствах, где они живут, курды добиваются признания своих национальных прав. Это остается неизменным на протяжении всей истории, с того самого момента, когда курды были разделены между Персидской и Османской империями», — подчеркивает Халед Исса.

«Я лично из сирийской части Курдистана, но когда я общаюсь с курдами из Ирака, Ирана или Турции, мы говорим на одном языке, хотя диалекты у нас, конечно, разные. И мнения у нас по курскому вопросу одинаковые: мы все выступаем за создание единого курдского государства, — говорит Баха Маи. — Но на данном этапе наиболее реально было бы введение во всех из указанных четырех государств принципа федерализма».

Мнение. «Создание единого независимого Курдистана — это отдаленная перспектива, но сегодня курды заявляют о том, что их права должны защищаться в тех странах, где они проживают, в рамках автономии, федерации или конфедерации, — заявил RT председатель Международного союза курдских общественных объединений, член Национального конгресса Курдистана Мераб Шамоев. — Конечно, Турцию пугает тот факт, что с одной стороны она граничит с Иракским Курдистаном и на территории Сирии может возникнуть второй, который в свою очередь будет хорошим прецедентом для турецких курдов. Многих сейчас беспокоит вопрос , вторгнется ли Анкара на территорию Сирии. Если Турция пойдет на этот безумный шаг, чего нельзя исключать, учитывая, какой человек сейчас стоит у власти, это будет концом для действующего режима и страны в целом, поскольку это может спровоцировать расчленение Турции. Конечно, все курды будут противостоять этой агрессии».

Читайте также:  Образец договора по ремонту и строительству

Источник: russian.rt.com

Стены и заборы — новые символы государств: «турецкая стена» и курды

«Стена» Яценюка. Иллюстрация: сайт Харьковской областной администрации

Вообще-то, это не новость в человеческой истории: ограждать себя заборами государства начали давно. Уже в древности стены строились неимоверные: Великая Китайская Стена, ограждавшая Поднебесную от налетов северных кочевников, к 14 веку протянулась на 5,5 тысяч миль 8 850 километров). Даже сейчас, спустя две с половиной тысячи лет, остатки поражают. Это 2303 километра практически непрерывного оборонительного рубежа, от отрогов Иньшаня (крепость Джиаугуан) до побережья Желтого моря (крепость Шанхайгуан).

Великая Китайская стена. Это только то, что доступно современному осмотру. В древности было гораздо больше.

На другом конце Евразии строительство грандиозного забора в начале новой эры затеяли римляне. Укрепленный лимес (граница) строился по периметру империи — от Британии до Аравийского полуострова. Не Китай, конечно, но протяженность, например, Верхнегерманско-ретийского рубежа тоже впечатляет — 550 километров. И таких рубежей римляне построили немало и строили их очень быстро. Скорее всего, и Траяновы валы в Одесской области это тоже оттуда.

Пограничные стены защищали империи сотни лет. От пусть и многочисленных, но неорганизованных толп или отрядов грабителей. Но когда за дело всерьез брались профессионалы… Зимой 406 года Рейн перешли уже не толпы варваров, а армии варварских королей Гунтериха (вандалы), Респендиала (аланы) и Эрменриха (свевы). И все… Через четыре года Рим был взят варваром Аларихом (готы).

А через 70 лет Западная Римская империя пала. В 1211 году профессионалы Чингисхана без проблем преодолели Великую Китайскую стену. И все… В течение трех лет были взяты две из трех столиц северокитайской империи Цзинь. А через 23 года последний цзиньский император Ай Цзун повесился. Империя пала.

Мода на «укрепленные лимесы» вернулась в двадцатом веке. В первой половине XX века замаскированная система укрепленных границ ставились там, где «вот-вот, и вспыхнет война». Как, например, «линия Мажино», «линия Сталина», «Атлантический вал» или «линия Маннергейма». Толку все равно было мало: противники (немцы в первых двух случаях, англо-американцы и русские) просто проламывали укрепленные районы превосходящими силами. Но сама идея не исчезла, она просто сменила функцию.

Нынешнее укрепление границ связано не с надеждами военного отпора, а с противодействием нелегальной миграции и контрабанде. Это уже не система укрепленных опорных пунктов, а демонстративный и рекламируемый милитарный кордон (в дальнейшем — «забор»), отделяющий две враждебные территории. Можно сказать — символ. Символ осознания конкретным государством некой опасности и символ противодействия этой опасности.

Первые заборы строились в зоне конфликтов. Все началось в 1953 году с создания Корейской демилитаризованной зоны. Специалисты прекрасно понимают, что военное значение 241 километровой беспрерывной линии укреплений стремится к нолю, но факт остается фактом: территории КНДР и Южной Кореи она разделила надежно. Египет стремился к такой же надежности, начав в 1979 году строительство забора на границе с сектором Газа.

А на рубеже тысячелетий понеслось… В настоящее время заборы строят или предполагают строить семнадцать стран в Азии (включая Россию), три страны в Африке и четырнадцать стран в Европе. А идея возведения забора в Северной Америке сыграла не последнюю роль в приходе к власти Дональда Трампа: значительной части избирателей США обещание президента-бизнесмена построить укрепленную стену на границе с Мексикойона пришлось по вкусу. Тем более, что за это, по словам Трампа, придется заплатить самим мексиканцам.

Самое изящное в своем цинизме решение проблемы разделения территорий предложило в 1975 году тогда еще «белое» правительство Южно-Африканской Республики. Спасаясь от революции в «черном» Мозамбике, они построили электрифицированный (3 300 вольт) барьер по границе Национального парка Крюгера (она же граница ЮАР). С одной стороны — вроде и парк спасали от революционного насилия черных масс, с другой — «огненная змея» (так мозамбикцы называли забор) уничтожала до 200 беженцев в год (из статьи Тани Монтеро от 1990 года в «New Scientist»).

В современной Европе две причины появления заборов — мигранты и Россия. С целью регуляции потока мигрантов барьеры строятся не только между странами (Греция-Турция, Австрия-Словения, Болгария-Турция, Венгрия-Сербия и т. д.). Их эффект проявился, но в основном после того, как Турция, в марте 2016 года, взяла на себя обязательство регулировать поток беженцев с Ближнего Востока.

Что будет с заборами сейчас, после ряда турецко-германских и турецко-голландских скандалов? Особенно если Турция решит аннулировать соглашение с ЕС по мигрантам: а об этом в начале марта заявил турецкий министр иностранных дел Чавушоглу? А если турки наоборот, решат стимулировать потоки? Ведь после травли собаками демонстраций протеста голландских турок от обидчивой Анкары этого вполне можно ожидать.

Так гордых османов в Голландии овчарками травили.

Тогда следует ожидать и увеличения количества заборов, причем не только межгосударственных, но и внутри стран. Франция уже это сделала, построив, на пару с Великобританией, усиленную ограду в Кале, охраняя от возбужденных «гостей» самое ценное — порт и тоннель под Ла-Маншем. Так что сказку «Европа подзаборная» мигранты вполне могут сделать былью.

«Антироссийские» заборы — в Норвегии, Эстонии, Латвии, Украине — являются именно «символом страха»: осознания опасности и реакции на опасность. Ну и, по опыту Украины, небольшого бизнеса отдельных лиц на строительстве. Военной функции эти заборы нести не могут.

Недавно мне прислали, причем из Латвии, демотиватор с таким текстом: «Если Латвия построит стену на границе с Россией, то это остановит русское вторжение. Секунд на 30-ть… Русские просто остановятся поржать…». Грубо, но абсолютно правильно.

Любой символ — это одновременно и месседж. И в «заборной теме» сейчас наиболее интересен именно турецкий месседж. Поскольку Турция тоже строит забор. На границе с Сирией. Такое решение было принято в Анкаре после атаки террористки-смертницы в городе Сурук, в июле 2015 года. Тогда погибли 32 и было ранено более 100 человек.

Среди погибших в основном была турецкая и курдская молодежь, поэтому все было представлено как «теракт от ИГИЛ». Хотя турецкие курды этому не особо поверили, и «в отместку» убили двух турецких полицейских в городе Чейланпинар.

Турки строят быстро: не прошло и двух лет, как они рапортуют об окончании строительства в апреле-мае этого года. Мощного строительства: два пояса стен из семитонных бетонных блоков (три метра высотой), сторожевые башни, асфальтовая дорога-рокада между поясами, спирали колючей ленты, командные пункты, круглосуточное освещение. Бронетранспортеры, беспилотные летательные аппараты, дирижабли наблюдения. И так — на протяжении всех 911 километров турецко-сирийской границы. Стоимость сооружения — 2 миллиарда турецких лир (540 миллионов долларов США).
Эффект «Турецкой стены» (так прозвали забор) проявился быстро. По данным военных, количество эпизодов нелегальных пересечений границы в районах Гизиантепа и Килиса (два основных шлюза контрабанды) в 2016 году уменьшилось почти в 30 раз, до 76-ти (против 2 044-х годом ранее).

Такой видится «Турецкая стена». Иллюстрация: defence.pk

Но создается устойчивое ощущение, что кроме борьбы с контрабандой турки преследуют целый ряд целей.
Когда начиналось строительство, падение Асада казалось только вопросом времени. Поэтому Анкара официально обозначила забор как препятствие для проникновения на свою территорию террористов ИГИЛ. Оно и понятно: выступать в качестве скрытой тыловой базы «халифата» — это одно, а терпеть их постоянно на своей территории — совсем иное.

Но, с другой стороны, нынешние бойцы ИГИЛ могут стать элитой скрытого парамилитарного мигрантского потока, направляемого в Европу. Турция не против руководить этим потоком, хотя бы для того, чтобы рассказать голландцам, что бывает когда гордых османов травят овчарками. А уменьшение количества пограничных шлюзов — это улучшение качества управления потоком.

Курды считают, что строительство забора «стартовало» в районе Африна, Кобани и Камышлы (а это курдские анклавы в современной Сирии) и направлено оно против них. Даже если это так, то Турцию можно понять. Горячие курдские парни из Сирии последние годы со священными символами границ особо не церемонились, а восток Турции (зона компактного проживания турецких курдов) очень дорог Анкаре. Хотя бы потому, что расположенный там каскад гидроэлектростанций (Кебан, Каракая, Ататюрк, Биреджик, Каркамыш) обеспечивает 62% всей гидроэлектроэнергии страны. В попытке сохранить спокойствие на своем востоке Анкара забором отрезает сирийских курдов от турецких.

Курды на турецкой границе в районе Кобани, сентябрь 2014 г. Иллюстрация: yourmiddleeast.com

Вмешательство российских ВКС сняло вопрос ухода президента Асада с повестки дня, но активизировало проблему будущего территорий Сирии. Эрдоган не скрывает своих территориальных претензий в Сирии и Ираке и даже готовит прокси-армию из сирийской умеренной оппозиции.

Располагать ее на территории Турции он не намерен, но зато создает (никого особо не спрашивая) некую «зону безопасности» на севере провинции Халеб (Алеппо). И даже строит там лагеря беженцев, которые очень просто превратить в военно-полевые лагеря. Специалисты уже сравнивают север Сирии с Северным Кипром, оккупированным Турцией. Но в случае с Сирией, «зона безопасности» опирается на турецкую границу, то есть в ближайшей перспективе — на ее ресурсы и усиливающийся военный компонент. Вывод: Эрдоган готовится к «войне за сирийское наследство».

С точки зрения стратегии — только аплодисменты. Все получается изящно и не очень дорого. С точки зрения результата… Я задал своим знакомым курдам не совсем политесный вопрос: существуют ли в настоящее время контрабандные тоннели через сирийско-турецкую границу в их краях? Ну, как в секторе Газа, которыми из Египта переправляют оружие палестинцам? Или на Украине, где в Словакию гонят контрабандные сигареты? Знакомые улыбнулись и спросили навстречу: «А как ты думаешь?»

Источник: eadaily.com

Курды

один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана) и некоторых др. странах. Общая численность (на 1971), по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. человек Говорят на курдском языке (См. Курдский язык).

Верующие — мусульмане-сунниты, меньше — шииты, часть принадлежит к сектам езидов (См. Езиды), али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14—18 вв. на территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий.

Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 — Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой войны 1941—45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. на национальнуу автономию; см. Ирак, Исторический очерк).

Для общественных отношений К. характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений.

Основное занятия К. — земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру — фольклор, литературу, искусство.

В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 (См. Гюлистанский мирный договор 1813) и Туркманчайского договора 1828 (См. Туркманчайский договор 1828), и Берлинского конгресса 1878 (См. Берлинский конгресс 1878), часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. человек, 1970, перепись).

Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры; вместе с другими народами СССР К. активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. издаётся различная литература, в Армении — газета «Риа Таза» и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К.

Литература. История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11—18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан).

Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

Один из наиболее ранних курдских поэтов — Али Харири (около 11 в.), автор Дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10—11 вв.) приписывают поэмы «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Поистине жизнь — это сон» и «Рубиновое ожерелье». Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см.

Суфизм), сочетавший метры Аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма «Продавец корзин», припписываемая Мела Бате (1417—94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.).

Цикл «Факне Тейра», включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте — народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) — автор курдской национально самобытной версии поэмы «Юсуф и Зулейха». С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма «Мам и Зин», поэтический арабско-курдский словарь «Ноубар». Народная поэма «Крепость Дымдым» — одно из произведений курдского фольклора на тему о народе — борце за независимость.

К началу 17 в. в Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них: Шейх Ахмед Тахти (1640—?), Мустафа Бесарани (1641—1702), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер.

В конце 18—начале 19 вв. наблюдался упадок курдской литературы; она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев. Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри).

Читайте также:  Строительство газовых вводов что это такое

В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797—1855), Курди (1809—49), Селим (1800—66) и Хаджи Кадыр Койи (1815—92) — участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. и национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897—1935), Тахир-бека (1875—1917), Ахмед-бека Хамди (1876—1936), Зивера (1875—1948), Пире Мерда (1867—1950) и Фаика Бекаса (1905—48).

Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов — борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р. 1903), Абдаллах Слеман Горан (1904—62), Осман Сабри (р. 1906), Кадрыджан Хажар (р. 1920), Дылзар (р.

1928). В 40—60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.1912), Мухаммеда Амина (р. 1921), Маруфа Барзынджи (р. 1921).

Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917. Основной центр её — Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р. 1897) «Курдский пастух» (в 1935 на курдский язык); он также автор романов «Рассвет» (1958), «Счастливая жизнь» (1959) и др.

В 30-е гг. появились коллективные сборники «Первые произведения» (1932), «Курдские писатели» (1934), «Третья книга» (1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей: сборник стихов Аминэ Авдала (1906—64) «Весна», Вазирэ Надри (1911—46) «Нубар», Отарэ Шаро «Первое сияние» и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р. 1908) и Джардоз Генджо (1904—45).

Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941—45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом: поэмы «Надо и Гулизар» Надри, «Бако» Авдала, «Тайяр» Качахэ Мурада (р. 1914) и др.

В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии: сборники «Курдские поэмы» (1955), «Родной источник» (1957), «Мои дни» (1960) Джасмэ Джалила (р. 1908); сборники «Стихи» (1957), «Два мира» (1963) Шаро; сборник «Стихи и поэмы» (1963) Авдала; сборники«Радуга» (1961),«Моя мечта» (1963) Усвэ Бако (р. 1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако «Сайд», 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.).

Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Летнее жилище К.-кочевников — шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей.

Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, — глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1—2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств. помещения.

Сохранились некоторые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) — Пируз, Шива.

В Советском Союзе К. живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца.

У К. на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства — ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом.

Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина — религиозная символа езидов, рогов — символа скотоводства, паука — символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов.

Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891—1917), М., 1972: Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963; Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, «Краткие сообщения Института этнографии АН СССР», [т.] XXXII, М.,1959 — её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, «Советская этнография», 1970, № 4; Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн. 1—3, СПБ, 1856—58; Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки, [т. 1], М. — Л., 1945; Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961; её же, Курдская литература XVII в., «Народы Азии и Африки», 1971, № 3; Jaba A., Recueil des notices et récits kourdes, St.-Petersbourg, 1860; Minorsky V., Kurdes, в кн.: Encyclopédie de l’lslam, t. 2, Р.,1927; Bois T., Coup d’oeil sur la litterature kurde,«Al-Machriq», 1955, mars — avril; Hansen Н. Н., The Kurdish woman’s life, Kbh., 1961.

Источник: dic.academic.ru

Сыр курт, как есть. Что такое курт

Сыр курт, как есть. Что такое курт

Курт узбекский относится к твердым сортам сыра, в основе которых – натуральное молоко животного происхождения. Курт – концентрат из молока и соли, нечто среднее между молодым сыром и сухим творогом.

Блюдо представляет собой небольшие шарики, изготовленные из кислого молока с добавлением большого количества соли. Они хорошо спрессованы и высушены на солнце.

Узбекский курт – универсальный продукт, который используют для приготовления молочных супов, соусов, добавляют в овощные и мясные блюда.

Узбекский сыр обладает ярким вкусом соленого молока и в зависимости от добавляемых компонентов может быть кислым, сухим, соленым, пряным, слегка сладким, острым или пресным. Цвет может немного меняться из-за добавок.

Разновидности продукта

Кисломолочный продукт имеет несколько разновидностей. Сорт курта определяется способом изготовления и структурой:

  • соленые высушенные шарики, сжатые руками со следами ладоней;
  • вареные: получаются после 2–3 часов кипячения путем скатывания в виде шариков. Они отправляются под палящие солнечные лучи для полного выпаривания влаги из продукта. При длительной варке структура сыра становится более нежной и мягкой, солоноватый вкус притупляется, шарики становятся более ароматными со сливочным вкусом;
  • пастообразные сыры варят в специальном бульоне с различными вкусовыми добавками и приправами. Курт можно использовать для приготовления различных блюд. По структуре он напоминает мягкий крем-сыр для бутербродов.

Блюда из курта. Что это такое?

Курут (курт) – это кисломолочное блюдо, представляющее собой засушенные шарики. По вкусу они одновременно напоминают и творог, и сыр, имеют солоноватый привкус и кисломолочный аромат. Правильнее называть курут сухим молодым сыром. Появилось блюдо в Центральной Азии и было изначально пищей кочевников. Белые шарики очень питательны, но при этом долгое время могут храниться и легко транспортируются, не занимая много места.

В основе курута козье, коровье или овечье молоко. На южных территориях Казахстана блюдо готовили из молока кобылы, на западных – из верблюжьего молока. Размеры шариков небольшие – примерно с абрикос, хотя башкиры предпочитали курут величиной с апельсин. В них могут добавляться различные специи, что влияет на вкус и оттенок шариков.

Их употребляют в сухом виде, применяют в качестве приправы, добавляют в жирные супы и бульоны или разводят с молоком или кефиром для получения сытного напитка. При соблюдении определенных температурных условий и уровня влажности продукт хранится до 7-8 лет.

Для приготовления блюда молоко следует сначала превратить в катык, выведя из него влагу. Получится сгущенная молочная масса, которая распределяется в марлевые мешочки и подвешивается на несколько дней. За этот период жидкость полностью вытекает из массы, в мешочке остается сюзьме. Она может использоваться как самостоятельный продукт. Но если посолить ее и сформировать шарики, которые несколько дней подсушить на солнце, получится курут.

Он должен высушиться настолько, чтобы быть жестким как камень. Чем он жестче, тем дольше хранится продукт.

В давние времена курт высоко ценили. Благодаря своей питательности и универсальности использования он считался сытной пищей и мог превратиться в полноценный обед, ужин или просто мог быстро подкрепить силы. Это было очень ценно для кочевых воинов – мешочек с курутом привязывали к седлу, благодаря чему можно было отказаться от применения полевой кухни и ускорить передвижение войска, улучшить его маневренность.

Кроме того, курт долго хранился и позволял использовать большое количество молока, избегая его скисания. В Азии его нередко засушивали впрок и использовали в качестве хлеба. Поскольку блюдо содержит витамин С и прочие витамины и минералы, а также имеет высокую пищевую ценность, его включали в меню раненых и ослабленных людей. Благодаря антибактериальным и антисептическим свойствам продукт применяли для обработки пуповины новорожденных.

Сегодня курут может иметь несколько разновидностей:

  • сушеный соленый продукт, который получают путем обильного соления кисломолочной массы и длительного ее просушивания на солнце, имеет вид шариков или цилиндров и самый соленый на вкус;
  • вареный и сушеный курут готовят путем предварительного вываривания молочной массы, после чего из нее формируются шарики, которые сушатся на солнце, блюдо имеет более нежный сливочный вкус и аромат;
  • пастообразный – сырье также проваривают, но не сушат, а убирают в емкости для хранения, используют для добавления в супы и жидкости.

Курт из чего состоит. Курт (блюдо)

, куру́т , коро́т , ( qurut , ҡорот , құрт , курут , корт , gurt , qurt , қурут ) —(. и др.), а такжесухой кисломолочный продукт.

Слово курут происходит от тюркского прилагательного кыры , или куру , что означает «сухой», так же, какпроисходит от прилагательного каты .

Происхождение и общая характеристика

Курт был изобретён. Обычно представляет собой белые шарики (иногда приплюснутые) размером с абрикос или меньше, иногда делаются в виде цилиндриков путём обжатия в ладони.

Виды курта

Курт бывает трех видов:

  1. Солёный сушёный, в виде шариков или цилиндриков, обжатых в ладони и сохраняющих следы обжатия.
  2. Варёный и просушенный. Масса варится на протяжении двух-трёх часов, затем скатывается в виде шариков или цилиндриков, которые затем сушатся на солнце.
  3. Варёный пастообразный. Такой курт добавляется в сорпу (бульон).

Следует отметить, что сушеный курт также могут добавлять в бульон, но в таком случае его предварительно размягчают в воде или бульоне.

Упредставляет собой шары размером с апельсин.часто добавляют кислый курт в мясные жирные супы.

Приготовление

Готовят из овечьего, козьего, коровьего. На югекурт делают из. На западе Казахстана курт делают из верблюжьего молока.

Солёный курт изготовляется путём вывода влаги из сгущённой молочной массы. Для этого мешочек с катыком подвешивается в тени и влага стекает через ткань в течение нескольких дней. Образовавшаяся густая питательная масса называется, и является сама по себе отдельным пищевым продуктом. Далее в сузьму чаще всего добавляют соль, потом из него руками катают шарики, диаметром 1—5 см.

Варёный курт предварительно варят 2—3 часа, затем процеживают и скатывают в форме шариков или цилиндриков. Соль при этом не добавляется. Эти формы высушиваются на солнце в течение нескольких дней, иногда доводятся до твердокаменного состояния. Чем твёрже курт, тем дольше его можно хранить, что оказывается очень выгодным свойством при длительных переходах.

Применение

Курт применяется для поливки, и ещё ряда продуктов питания.

Курт в произведениях литературы

О курте написано стихотворение «Курт — Драгоценный камень». Его автор — Раиса Голубева. Стихотворение повествует о том, как курт помог выжить страдавшим от голода узницам. Стихотворение написано на основе рассказов одной из заключенных, Гертруды Платайс. Местные жители, не имея возможности открыто дать измождённым и голодным женщинам еду, кидали им курт, который те ошибочно приняли за камни.

Курт для похудения. Сыр Курт

Сыр Курт – один из сортов твёрдого сыра. Родиной сыра Курт являются страны Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Популярен этот сыр и в Армении, Грузии, Азербайджане, Татарстане, Башкирии.

Продукт относится к разряду кисломолочных, что соответствует его названию, которое в переводе с казахского означает «катышек», «колобок».

Технология приготовления сыра Курт своеобразна в каждом регионе. Он готовится из коровьего , козьего , а иногда и из овечьего , верблюжьего или кобыльего молока .

Изготавливают его из створоженного молока. В процессе производства это молоко подсаливают, прессуют, высушивают (калоризатор). Причем, сушка полученной массы происходит на солнце. Высушивание сыра проходит 2-4 дня. Размер головки сыра Курт в диаметре составляет не более 15 см.

Калорийность сыра Курт

Калорийность сыра Курт составляет 260 ккал на 100 грамм продукта.

Полезные свойства сыра Курт

Сыр Курт очень питателен. Также его полезными свойствами является то, что его употребление помогает легче переносить жару.

К положительным потребительским характеристикам относится долгое хранение и стойкость к перепаду температуры (calorizator). Издавна сыр Курт был незаменим для путешественников в дороге.

Сыр Курт известен также тем, что является натуральным средством борьбы с укачиванием в транспорте или плавании на морских судах.

Применение сыра Курт в кулинарии

В пищу сыр Курт употребляется как самостоятельное блюдо, а также в качестве закуски к пиву . Курт добавляют в супы, приправы, салаты, вторые блюда.

Сыр из кумыса. Из чего делают курт

Курт — это сухой кисломолочный продукт. Имеет также названия курут и корот. Был изобретён кочевыми народами Центральной Азии.

Сыр из кумыса. Из чего делают курт

Внешний вид Курта

По внешнему виду, чаще всего, представляет собой белые шарики (иногда приплюснутые) размером с абрикос или меньше. Иногда может иметь форму цилиндриков из-за обжатия в ладони.

Читайте также:  Бентонит что такое в строительстве

Состав

Традиционно курт готовят из овечьего, козьего, коровьего молока. На юге Казахстана курт делают из молока кобыл. На западе Казахстана его делают из молока верблюдов.

Виды курта

Курт бывает трех видов:

  • Солёный сушёный.
  • Варёный просушенный.
  • Варёный пастообразный.

Соленый сушеный

Солёный сушёный курт по внешнему виду представляет собой шарики или цилиндрики, обжатые в ладони и сохраняющие следы обжатия.

Солёный курт делают путём вывода влаги из сгущённой кисломолочной массы (катыка). Для этого мешочек с катыком подвешивается в тени и влага стекает через ткань в течение нескольких дней.

Образовавшаяся густая питательная масса называется сузьма. Сама по себе сузьма также является отдельным пищевым продуктом.

Далее в сузьму чаще всего добавляют соль, потом, из полученной массы, руками катают шарики, диаметром до 5 см.

Варёный и просушенный

Варёный курт предварительно варят 2 — 3 часа. После варки его процеживают и скатывают в форме шариков или цилиндриков. Соль при этом не добавляется.

Получившиеся шарики сушат на солнце в течение нескольких дней. Бывает курт высыхает до очень твердого состояния, почти как камень.

Варёный пастообразный

Вареный пастообразный курт используется для добавления в бульон (сорпу).

Применение

Курт применяется для поливки хинкала и ещё ряда других продуктов питания.

Хинкал представляет собой вареные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом.

Как приготовить дома

Ниже представлены классические рецепты для приготовления курта в домашних условиях.

Узбекский рецепт

Узбекский курт — сушеный творог с красным перцем.

  • 1 литр кислого молока,
  • 2 столовых ложки соли,
  • 1 чайная ложка молотого красного перца.
  • На 1 литр кислого молока кладут 1 столовую ложку соли и отцеживают в мешочке в течение 24—30 часов.
  • Когда вода сцедится, к творогу (сузьме) добавляют еще 1 столовую ложку соли (на 1 килограмм сузьмы) и 1 чайную ложку молотого красного перца. Все тщательно перетирают в пасту.
  • Из полученной массы делают шарики величиной с грецкий орех и раскладывают их на доске, покрыв марлей.
  • Затем выставляют на солнце, чтобы они сохли 2-3 дня.
  • После высыхания курт можно хранить в полотняных мешочках до двух недель.

Употребляют как закуску и как десерт, а также для приготовления куртавы.

Казахский рецепт

Необходимые ингредиенты — конское молоко и соль.

  • Ставим конское молоко и ждем пока оно скиснет.
  • Сливаем сыворотку из скиснувшего конского молока, отжимаем творог от излишков воды и тщательно солим.
  • Оставляем на 3 дня в тепле (примерно 30 — 40 градусов).
  • Скатываем шарики. Размер шарика — на ваше усмотрение, но чем больше размер шарика — тем дольше он будет сохнуть.
  • Затем сушим шарики на солнце в течение 7 — 10 дней, пока не засохнут.
  • После высыхания можно употреблять в пищу.

Татарский рецепт

Ингредиенты: 1 литр молока, 100 мл катыка и 40 г сахара.

Классический рецепт приготовления татарского курта:

  • Вскипятить молоко.
  • Влить в кипящее молоко катык и продолжить кипячение.
  • Через некоторое время в посуде образуется творог, который следует кипятить до покраснения.
  • После покраснения творога добавить сахар и продолжить кипячение.
  • Курт готов, когда выкипит вся жидкость.
  • Готовый курт следует переложить в другую посуду и охладить.
  • Остывший курт в тарелочках можно подавать со сливочным маслом на стол.

Сыр из кумыса. Из чего делают курт

Внешний вид курта, приготовленного по татарскому рецепту

Чтобы курт можно было долго хранить его сушат. Сушить можно как на солнце, так и в печи или в духовке.

Как хранить курт. Курут

Сыр курт, как есть. Что такое курт 03

Продажа курута в Казахстане Курут, изготовленный в Башкортостане

Куру́т , коро́т , курт ( азерб. qurut , башк. и тат. корт , каз. құрт , кирг. курут , туркм. gurt , узб. qurt , шорск. қурут , перс. کشک ‎, араб. كشك ‎, курд. keşk , тур. keş peyniri , тадж. қурут) — тюркский ( азербайджанский , алтайский , татарский , казахский , киргизский , узбекский и др.), персидский ( таджикский, афганский, иранский ), а также монгольский сухой кисломолочный продукт.

Слово курут происходит от тюркского прилагательного кыры , или куру , что означает «сухой», так же, как катык происходит от прилагательного каты .

Курт был изобретён кочевыми народами Центральной Азии . Обычно представляет собой белые шарики (иногда приплюснутые) размером с абрикос или меньше, иногда делаются в виде цилиндриков путём обжатия в ладони.

Курут бывает трех видов:

Следует отметить, что сушеный курт также могут добавлять в бульон, но в таком случае его предварительно размягчают в воде или бульоне.

У башкир представляет собой шары размером с апельсин. В Кыргызстане курут это шарики диаметром от 1,5 до 4 см. Казахи часто добавляют кислый курт в мясные жирные супы.

Готовят из овечьего, козьего, коровьего молока . На юге Казахстана курт делают из кобыльего молока . На западе Казахстана курт делают из верблюжьего молока.

Солёный курут изготовляется путём вывода влаги из сгущённой молочной массы катыка . Для этого мешочек с катыком подвешивается в тени и влага стекает через ткань в течение нескольких дней. Образовавшаяся густая питательная масса называется сузьма , и является сама по себе отдельным пищевым продуктом. Далее в сузьму чаще всего добавляют соль, потом из него руками катают шарики, диаметром 1—5 см.

Варёный курт предварительно варят 2 — 3 часа, затем процеживают и скатывают в форме шариков или цилиндриков. Соль при этом не добавляется. Эти формы высушиваются на солнце в течение нескольких дней, иногда доводятся до твердокаменного состояния. Чем твёрже курт, тем дольше его можно хранить, что оказывается очень выгодным свойством при длительных переходах.

Курт применяется для поливки хинкала , и ещё ряда продуктов питания.

О курте написано стихотворение «Курт — драгоценный камень». Его автор — Раиса Голубева. Стихотворение повествует о том, как курт помог выжить страдавшим от голода узницам АЛЖИРа . Стихотворение написано на основе рассказов одной из заключенных, Гертруды Платайс. Местные жители, не имея возможности открыто дать измождённым и голодным женщинам еду, кидали им курт, который те ошибочно приняли за камни.

Курут рецепт. Курт, или курут: открываем для себя казахскую кухню

Кухни горных народов отличаются натуральностью. Для приготовления блюд здесь используются продукты, которые всегда есть в доме – молоко, яйца и т.д. Одним из таких необычных, но весьма простых блюд является курут, рецепт с фото которого мы и предлагаем вам.

Сыр курт, как есть. Что такое курт 04

Что такое курут?

Первый вопрос, который возникает при знакомстве с курутом – что это вообще такое? Сразу отметим, что вариантов названия этого казахского блюда можно встретить очень много – все зависит от того, какой именно тюркский народ его использует. На ряду с вышеупомянутыми двумя казахскими названиями можно встретить башкирское корот или туркменское гурт. Перевод всех этих слов одинаков и означает «высушенный», «сушеный».

Данный кисломолочный продукт очень популярен у народов Центральной Азии. Все дело в том, что его очень легко хранить долгое время и брать с собой в горы, на пастбища. К тому же, он отлично сочетается с мясными продуктами и является очень питательным. На современном этапе курт является отличной закуской к пиву и пользуется из-за этого популярностью, в первую очередь, среди мужчин.

Основа курта – сузьмо. Так называется масса из заквашенного молока. Соль – также одна из важнейших составляющих этого блюда. Ее всегда кладут в достаточном количестве – это обусловлено климатическими особенностями Центральной Азии, в частности, Казахстана, где преобладает сухой климат, и соли вместе с жидкостью быстро выводятся из организма.

В зависимости от региона, где производят этот продукт, он могут различаться не только названия, но и главный компонент – молоко. Точнее, молоко всегда остается главной составляющей, вот только вместо коровьего может использоваться козье, буйволиное или верблюжье.

Это кушанье не только выступает отдельным блюдом или дополнением к мясу и бульону: его также можно использовать как ингредиент салата или супа. В некоторых вариантах в шарики курта добавляют ароматную зелень.

Вкус и цвет готового продукта напрямую зависит от жирности молока: если оно содержало небольшой процент жирности, то шарики будут белыми, а из жирного молока выходят желтые, очень сытные изделия.

Источник: zdorovecheloveka.com

Последние аборигены Ближнего Востока в России

В честь Дня народного единства Pravda.Ru подготовила цикл программ о жизни национальных диаспор в России. Сегодня в гостях у Pravda.Ru представитель курдской диаспоры из сирийских курдов Джавад аль Мухамад. Гость рассказывает о жизни курдов в России, праве древнего народа на создание своего государства и беде, которую несет с собой ИГ.

Последние аборигены Ближнего Востока в России

Курды — древний народ Месопотамии

— Кто такие курды? Что такое быть курдом?

— Вообще говоря, курды — это аборигены, древний народ Месопотамии. Некоторые их относят к шумерам или к хурритам, считают, что эти народы — предки курдов. Они, конечно, не смогли создать имперское государство на Ближнем Востоке, но каким-то образом их язык очень сильно распространился. Вероятно, потому, что курдский язык — очень простой, быстро становится всем понятным.

— Он общий для сирийских курдов, или для иранских, для курдов Хорезма?

— Он общий для всех. Конечно, курдский язык в силу своей простоты распространился, и даже в русском языке очень много слов, которые взяты из курдского языка. Мне кажется, были какие-то связи между Русью времен образования государства Московия и курдами.

— Вы сами давно обосновались в России?

— Я приехал сюда еще во времена СССР. Мне было тогда девятнадцать лет. В силу обстоятельств остался здесь, живу, работаю и так далее. Последние события в Сирии, сирийском Курдистане создали волну беженцев в Европу, в том числе, в Россию. Конечно, сюда самая малая часть приезжает, а в основном они в Европу едут, в Германию больше всего. Так как здесь нет условий для приема этих беженцев.

Хотя я бы на месте власти их принял, потому что курды очень трудолюбивые, среди них есть хорошие профессионалы. Они могли бы здесь, конечно, помогать.

— Курды хотят независимости?

— Любой народ хочет независимости.

— Ну, 21 век на дворе, многие создают различные союзы, объединяются. А вы хотите закрыть границы, поставить таможню в Камышлы?

— Нет, ну независимость — это, конечно, верхний потолок. Самое главное, что мы хотим жить в мире, сохраняя свой язык, культуру и традиции. Мы не хотим воевать, так как мы аборигены этого места. Все остальные — это нашествие. И все на нас как бы пробуют свои силы.

— В Москве курдам удается сохранять свою национальную идентичность, культуру?

— Национальную культуру в Москве сохранить можно, хотя, конечно, трудно. Тем более что курдского населения здесь с каждым днем становится все меньше и меньше, многие уезжают в Европу и США.

— А в Ирак не уезжают, в Барзани?

— В Ираке есть трудности в данный момент. Власти Иракского Курдистана принимают сирийских курдов не как своих курдов, а как сирийских беженцев — иностранцев. Сирийские курды — очень образованные, трудолюбивые, самостоятельные и инициативные. Они всегда находят работу, часто занимаются бизнесом. Они на пустом месте могут начать какое-то дело.

Поэтому, конечно, я хотел бы, чтобы в России их приняли, предоставили им хотя бы минимум, чтобы они могли подняться. А сейчас у них большие сложности даже с регистрацией. Эти формальности — большие трудности для человека, который только что приехал и не знает даже языка. Конечно, каждый раз обидно, когда им отказывают или дают только временное убежище, то есть не статус беженца, а статус временного переселенца.

Они приезжают сюда, но смотрят, что здесь им очень трудно и уезжают на Запад. В последнее время в основном в Норвегию уезжают, через Мурманск.

ИГИЛ призывает к пещерному исламу

— В Сирии климат хороший, а у нас зимой тяжело…

— Да, но там идет беспощадная война. ИГИЛ призывает к пещерному исламу, возвращению в каменный век. Они все уничтожают на своем пути. Захватывают, допустим, курдские селения, убивают всех мужчин, а всех, кто остался, включая женщин и детей, они считают своей добычей, трофеем. И делают с ними все, что угодно. Можно их продавать, отправлять на органы, можно убивать и насиловать пятилетних девочек… Это очень страшно… Это очень жестокие, крайне бесчеловечные люди…

— Даже не люди, можно сказать.

— Да, но их втихаря поддерживают многие влиятельные силы. Из Саудовской Аравии, Катара, Турции их поддерживают, в том числе финансово.

Я особенно не понимаю женщин, которые поддаются такому влиянию и едут туда. Я очень хорошо знаю ислам, исламские религиозные обряды и тому подобное.

Ислам для женщины — это трагедия, потому что это мужская религия, просто бедуинский закон. Бедуины — это жители пустыни, а в пустыне ничего нету, за все надо бороться, отнимать у других.

Это как закон прайда. Когда новый лев приходит, он убивает всех самцов, если получается. И начинает как бы овладевать прайдом. ИГИЛовцы действуют по такому же принципу.

Ислам всегда распространялся силой. Они в древности именно мечом завоевали Дамаск и другие города Ближнего Востока. И почти никто добровольно не принимал ислам. Большая редкость, когда кто-то принимал ислам добровольно. Те, кто сейчас туда едет, у них не хватает информации, они не понимают, что это на самом деле.

Иначе они никогда бы к этим террористам не поехали бы.

Сирийцы — древняя национальность, историческая цивилизация. Когда арабы пришли, то они испортили сирийский народ. Нашествие бедуинов-арабов под эгидой ислама принесло много бед. В Сирии уже тогда были большие развитые города и сельское хозяйство. А арабы, захватив это, уничтожали все, что не могли взять себе.

Так же поступают и сейчас. Средневековье снова возвращается.

— Как организованы курды в Москве?

— У нашей диаспоры есть землячество, но оно очень слабое, возможности ограничены. И нет поддержки со стороны правительства в Москве. Я лично Собянина очень уважаю, так как своими глазами вижу, что он очень много делает для Москвы, но в национальном вопросе никакой поддержки я не вижу. Я призываю Собянина, чтобы он немножко обратил внимание на эту проблему. Москва — многонациональный город.

Самое интересное, что моя неграмотная мама рассказывала мне народные сказки, которые устно передаются из поколения в поколение. Многие из них — точь-в-точь русские сказки. Видимо, курды и славяне имели давние контакты, давным-давно между ними было что-то общее. Возможно, курды сюда бежали еще тысячу лет назад от исламского нашествия.

Источник: nasledie.pravda.ru

Рейтинг
Загрузка ...