Линейные объекты капитального строительства что

Когда линейные объекты относятся к недвижимости

При квалификации имущества следует устанавливать наличие признаков, позволяющих относить его к недвижимым объектам, как в силу прямого указания закона, так и в силу их природных свойств. К последним относятся естественные свойства вещей, характерные только для недвижимости, — прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность и индивидуальная определенность. Линейные объекты, введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Налогоплательщикам, которые квалифицируют линейные объекты как движимое имущество, в налоговых спорах приходится доказывать не только отсутствие у таких объектов прочной связи с землей, но и другие обстоятельства. И не всегда эти доказательства принимает суд.

Суть дела

Общество в начале 2013 г. завершило реконструкцию установки прокаливания кокса и приняло на учет объекты «Технологические трубопроводы» и «Газоходы» — каждый со своим инвентарным номером. Они были классифицированы в качестве объектов движимого имущества, которые согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в тот период) не подлежали обложению налогом на имущество организаций.

Инспекция в ходе проверки не согласилась с такой классификацией, посчитав, что общество нарушило положения п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, ст. 376 НК РФ, постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» и ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В итоге налоговая база по налогу на имущество была занижена, а налог не уплачен.

Налогоплательщик обжаловал решение ИФНС сначала в досудебном, а потом в судебном порядке.

Доводы общества

Согласно правовой позиции ВС РФ (см. определения от 22.12.2015 № 304-ЭС15-11476 и от 19.06.2012 № 4-В12-13) дополнительным критерием для признания имущества недвижимым является документально подтвержденный факт его возведения именно как объекта недвижимости. Наличие фундамента (его части) или формальное соответствие постройки предусмотренным градостроительным законодательством признакам объекта капитального строительства не означает, что постройка относится к категории недвижимых вещей.

Технологические трубопроводы и газоходы являются сборно-разборными конструкциями в виде системы металлических труб и трубопроводной арматуры согласно СНиП 3.05.05-84. Их конфигурация и обвязка при необходимости может быть изменена, могут быть увеличены или уменьшены длина, диаметры. Объекты можно демонтировать и перенести на аналогичную установку. Они не имеют самостоятельного основного назначения, а только обеспечивают непрерывность производственного процесса.

Доводы инспекции

Спорные объекты изначально проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом с иными основными средствами, включенными в установку для прокаливания кокса.

Пунктом 1.3 СНиПа 3.05.05-84 предусмотрена лишь необходимость их поэтапного монтажа, что не свидетельствует об их сборно-разборном характере. Они собраны с помощью сварки, их разборка и прокладка аналогичных объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению и целостности конструкции.

Кроме того, спорные объекты — это наружное оборудование, запроектированное на монолитных железобетонных фундаментах на естественном основании. Они также подпадают под действие отраслевого законодательства о безопасности зданий и сооружений, в частности постановления Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80. Согласно ему технологические трубопроводы и газоходы представляют собой линейную строительную систему, имеющую в том числе подземную часть. Эти обстоятельства свидетельствуют о неразрывной связи с землей спорных объектов как в силу конструктивных особенностей, так и в силу прямого указания на это закона, что соответствует критерию недвижимого имущества, закрепленному в ст. 130 ГК РФ.

ИФНС также сослалась на судебную практику по применению ст. 130 ГК РФ при разграничении имущества на движимое и недвижимое, которая учитывает назначение, обстоятельства создания и функционирования спорного имущества — п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 и Восемнадцатого ААС от 22.05.2015 № 18АП-4959/2015 по делу № А76-19835/2014.

Еще один довод — это существенность затрат на строительно-монтажные работы: их доля в общей стоимости спорных активов составляет по технологическим трубопроводам 64%, а по газоходам — 79%. Следовательно, при их перемещении стоимость работ по разборке-сборке значительно превысит первоначальную стоимость. То есть невозможно переместить сооружения без нанесения им значительного ущерба.

Позиция судов

Три инстанции (суд первой инстанции, суд округа и ВС РФ) поддержали позицию налоговиков. Только апелляционный суд воспринял доводы общества, но его постановление было отменено окружным судом.

Поскольку окончательное решение базировалось на позиции суда первой инстанции, приведем его основные аргументы.

Суд не принял довод общества о том, что ИФНС подменяет понятия «объекты, перемещение которых без несоизмеримого ущерба их назначению невозможно» и «существенность затрат на возведение и строительство». Существенность затрат на возведение и строительство объектов подтверждает, что при отсоединении их от места на земле, к которому они прикреплены, и сборке на другом месте им будет нанесен несоизмеримый ущерб.

Отсутствие экономической целесообразности перемещения спорных объектов также свидетельствует об их изначальном возведении как недвижимых. В качестве примера суд привел постановление АС Московского округа от 10.02.2017 № Ф05-22491/2016 по делу № А40-98958/2016, в котором одним из оснований для отнесения трубопровода к недвижимости стала стоимость работ по его монтажу относительно общей стоимости актива.

Читайте также:  Документация при подготовке строительства объекта

Также суд отметил, что общество не представило доказательств, свидетельствующих о проведении в момент постановки на учет спорных объектов специализированных мероприятий технического характера, направленных на установление их принадлежности к движимому имуществу.

В итоге суд признал, что спорные объекты обладают признаками недвижимого имущества. Со ссылкой на позицию по делу № А40-98958/2016 суд констатировал, что в силу отраслевых требований спорные объекты спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте, наличие которого обеспечивает их прочную связь с землей, их перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба.

Суд округа дополнительно указал, что спорные объекты в силу ст. 1 ГрК РФ относятся к линейным. А в письме Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23м-4847 высказано мнение о том, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капстроительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимому имуществу.

Источник

Линейные объекты капитального строительства

Линейные объекты капитального строительства

К самым существенным градостроительным изменениям можно отнести следующие:

Закон уточняет, что такое «реконструкция» и определяет, что такое «капитальный ремонт» и «парковка»

Закон разделил реконструкцию и капитальный ремонт. Изменение производственной мощности и качества инженерно-технического обеспечения больше не считается реконструкцией. К ней относится изменение высотности, этажности, объема и площади объекта, а именно — надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.

Замена и (или) восстановление не несущих строительных конструкций или их элементов, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов является капитальным ремонтом. Если в несущих конструкциях заменяются только отдельные элементы, при этом они заменяются на аналогичные или иные улучшающие их показатели элементы или если эти элементы восстанавливаются – это также капитальный ремонт.

Специально определяется реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Если работы на линейном объекте не затрагивают эти характеристики – это будет капитальный ремонт (ФЗ-215 от 18.07.11).

Закон определил, что такое «парковка (парковочное место)». это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ).

Упрощается процедура получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, определяются органы власти, выдающие эти разрешения на территориях без градостроительных регламентов, вводится переход прав на эти разрешения при смене владельца участка

Упрощается процедура выдачи разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ).

На капитальный ремонт не надо получать разрешение на строительство!

С 1.07.2012 для получения разрешения на строительство можно не представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, если они есть в ЕГРП, а также градостроительный план и разрешение на отклонение от параметров разрешенного строительства (если оно выдавалось), так как эти документы должны представляться теми органами власти, которые их выдали, по запросу органов выдающих разрешение. Неполучение этих документов не должно быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Для получения разрешения на ввод можно не представлять правоустанавливающий документ на землю, градплан, разрешение на строительство, заключение ГСН; остальные документы также могут не представляться, если они находятся в распоряжении органов власти.

Определенсрок разрешения на строительство в зависимости от прав на землю: действие разрешения прекращается в 30-дневный срок с момента прекращения прав на землю или недра. При переходе прав на землю, недра, при образовании новых участков действует разрешение, выданное прежнему владельцу участка; новые владельцы должны сообщить о переходе права в уполномоченные на выдачу разрешений органы для внесения в него изменений.

Стало ясно, кто выдает разрешения на строительство на территориях, где не применяются градостроительные регламенты: в особых экономических зонах, особо охраняемых природных территориях, на участках недр, на объекты культурного наследия, атомной энергетики, гидротехники, а также в зависимости от протяженности объекта (раньше существовала путаница в полномочиях органов власти, выдающих разрешения на такие объекты). Перечень уполномоченных органов обозначен в законе.

Исключена необходимость получения градостроительных планов при строительстве линейных объектов

Исключена необходимость получения градостроительных планов (ГПЗУ) при строительстве линейных объектов – их заменяют проекты планировки и межевания (Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ). Установлен переходный период до 31.12.2012, когда ГПЗУ могут еще предоставляться. Как известно, ГПЗУ является основанием для проектирования (этот документ заменил собой с 2005 года архитектурно-планировочное задание – АПЗ) и для получения разрешения на строительство. Однако при строительстве линейных объектов возникала проблема получения градпланов, так как линейные объекты проходят по разным земельным участкам. Поскольку территория строительства линейных объектов определяется проектами планировки и межевания, именно эти документы будут основой для проектирования таких объектов и получения на них разрешения на строительство.

Читайте также:  Когда выдается акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства

Изменяется порядок проведения ГСН

Внесены изменения в порядок проведения госстройнадзора. Надзор за капремонтом проводиться не должен.

Застройщик может не представлять в надзорный орган копию разрешения на строительство, проект и заключение экспертизы — орган надзора их запрашивает самостоятельно в уполномоченных органах после получения извещения о начале работ.

Органы ГСН действуют не по ежегодному плану проверок, а по программе, которая строится с учетом поступивших извещений о начале работ. Если ГСН получил информацию о нарушении, он может провести выездную поверку, не уведомляя об этом нарушителя. Проверки также проводятся по истечение срока предписания, по требованию прокурора.

Предусмотрены особенности проверок СРО: они должны планироваться по истечении года с момента внесения СРО в реестр, а также истечении 2 лет с момента проведения последней проверки, внеплановые поверки СРО могут проводиться по истечении срока предписания, по информации о нарушениях и по требованию прокурора.

В очередной раз переносятся сроки запретов на застройку и некоторых других запретов, связанные с отсутствием генеральных планов и правил землепользования и застройки

В который раз (!) переносится «страшная дата», после которой нельзя будет получить разрешение на строительство, если в населенном пункте не приняты правила землепользования и застройки (то есть нет еще градостроительных регламентов).

На этот раз срок вновь продлен на полгода — до 31.12.2012. Перенос этого срока стал уже традицией, поэтому проживем год – и кто знает? Стройку ведь не остановишь! На тот же срок переносятся и другие неприятные запреты. В частности, если в поселении нет генерального плана, пока еще (до 31.12.12) можно будет переводить землю в другую категорию, утверждать планировочную документацию и изымать земли для общественных надобностей. (ФЗ- 246 от 19.07.11).

Многократный перенос этих сроков, очевидно, связан с тем, что далеко не во всех муниципалитетах приняты генеральные планы и правила землепользования и застройки. Очевидно также и то, что и через год вряд ли они будут приняты повсеместно.

Допускается применение проектной документации иностранных государств

С 1 апреля 2012 года допускается возможность применения проектной документации, которая разработана и утверждена в иностранных государствах. Экспертиза иностранной проектной документации будет проводиться только в отношении конструктивных решений фундамента. Также будет обязательна экспертиза декларации, подаваемой застройщиком, о соблюдении условий применения проектов. Для получения разрешения на строительство при применении таких проектов указан особый перечень документов.

До 1.04.2012 Правительство должно определить виды объектов, по которым возможно применение иностранных проектов, форму декларации о соответствии проектов условиям применения на территории Российской Федерации и состав требований при эксплуатации.

Введение норм о применении иностранных проектов позволит легализовать практику их использования, в ходе которой приходилось изобретать различные способы и схемы для вовлечения хороших проектов в российскую застройку.

Установлены правила консервации объектов

Стала понятной процедура консервации ОКС. Правительство РФ утвердило Правила проведения консервации объекта капитального строительства (Постановление от 30.09.2011 № 802 ).

Консервация проводится в случае прекращения строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев. На период консервации застройщик обязан обеспечить прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. До принятия решения о консервации застройщик должен провести инвентаризацию объекта и подготовить техническую документацию, фиксирующую его состояние. О консервации, а также о возобновлении работ на объекте уведомляются органы, выдавшие разрешение на строительство и ГСН.

Кроме этих изменений представляет интерес также следующая информация, касающаяся застройки:

1. Пленум ВАС РФ разъяснил,кто может привлекаться к административной ответственности за строительство и эксплуатацию объекта без разрешения по части 1 и 5 статьи 9.5 КоАП РФ (постановление от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

  • застройщик (заказчик по договору строительного подряда), а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик. так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
  • лица, непосредственно осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства, а если эксплуатацию ведут несколько лиц одновременно — каждое из них, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

2. С 14.07.2011 действует новая форма градостроительного плана земельного участка (Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207).

По сравнению с прежней формой в плане дополнительно будет отражаться описание местоположения границ участка и проектируемого объекта на нем, в чертеже – линии градостроительного регулирования (в отсутствии ПЗЗ до 1.01.2012 — на основе проектов планировки и межевания), схема расположения участка в окружении смежных, красные линии, обозначение всех ОКС, в том числе незавершенных и не соответствующих регламенту. Из градплана исключена информация по ТУ.

Читайте также:  Реконструкция объектов капитального строительства включает в себя капитальный ремонт

3. Утверждены требования к проекту межевания земельных участков (приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388, вступил в силу с 4.10.2011)

Требования касаются вопросов подготовки проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения для выдела таких участков в счет земельной доли. Следует учитывать, что данный документ согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеет большое значение для государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения.

4. Постановлением Правительства от 24.03.2011 № 207 принят комплекс минимально необходимых требований к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по:

  • строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии;
  • строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
  • подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии);
  • инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).

5. С 06.09.2011 применяется новая форма Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 ). В ней отдельно будут учитываться объекты использования атомной энергии.

6. Приказом МЭРТ от 3 июня 2011 г. № 267 утвержден Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон.

Из перечня объектов, проекты которых не подлежат госэкспертизе, исключены объекты в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта (ФЗ-257 от 21.07.11).

Источник

Линейный объект — недвижимый или движимый объект? Есть разрешение на ввод в эксплуатацию — недвижимый, иначе движимый

Линейный объект - недвижимый или движимый объект? Есть разрешение на ввод в эксплуатацию - недвижимый, иначе движимый

Интересное письмо на днях опубликовано по вопросу отнесения линейных объектов к недвижимости.

Рекомендую к прочтению и использованию в работе.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрено обращение об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (Налоговый кодекс).

Данное положение Налогового кодекса определяет налоговые льготы и случаи освобождения от налогообложения организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением отдельных упомянутых в названном пункте случаев.

Указывается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.

Также Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса).

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости.

Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

Одновременно обращено внимание на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012). По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Данная позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 23 января 2015 г. N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...